Юноша спросил: какие? И Христос назвал заповеди как раз из Десятисловия. Существует такой странный миф, что Христос отменил закон. На самом деле Он сделал его значительно строже. Если раньше было сказано «не убий», Христос говорит, что всякий, кто гневается на брата своего напрасно, уже совершает этот грех убийства в своем сердце. Если раньше было сказано «не прелюбодействуй», то Христос учит в Нагорной проповеди, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем. То есть Евангелие вскрыло духовный смысл Божьего неизменяемого закона. А если говорить о том, как эти заповеди сообразовались с поступками царя Давида, Самсона, других людей, то здесь надо понять, что на каждую из десяти названных заповедей есть возможные комментарии, которые не совсем буквально им следуют. Например, сказано: не делай никакого изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. И в тоже время в книге Царей сказано: и на всех стенах кругом сделал резные изображения херувимов. Херувимы где обитают? - На небе. И также пальмовых дерев и цветов. А дерева и цветы где растут? -На земле. Так же и с заповедью «не убий». Сказано: не убий, и в то же время Господь давал повеление, в каких случаях можно применять смертную казнь, и в законе Божьем содержится и уголовная часть: какие наказания предусматриваются за те или иные преступления. А если уж совсем формально относиться к заповедям Моисея, например - что такое прелюбодеяние? Половой акт по существу, и вот кто -  то на этом основании будет требовать, чтобы все разводились с женами - это же будет нелепо. Поэтому надо понять, что Писание имеет в виду какие -  то конкретные  ситуации, когда заповедь надо исполнить от начала и до конца, что называется, а в каких ситуациях мы поступаем внешне вопреки этих заповедей, но мы не нарушаем волю Бога. Если Моисеев закон запрещает делать изображения того, что на небе наверху,  и того, что на земле внизу, а в Иерусалимском храме на всех стенах кругом были изображения и того, что на небе вверху и что на земле внизу, и Бог наполнил своим присутствием храм так, что никто не мог войти в него, это просто значит:  надо правильно понимать эту заповедь о кумирах.

http://radonezh.ru/text/kak-zhe-zhiteli-...

А Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Обе сии заповеди находятся в Ветхом Завете, однако не рядом друг с другом, а в двух разных книгах Моисеевых (Втор.6:5; Лев.19:18). Они не включены в число десяти Божиих заповедей, составляющих основу всего закона, данного чрез Моисея, но упомянуты словно бы мимоходом, из-за чего мало кто на них и обращал внимание. Зачислены они во второстепенные заповеди не случайно, но по особому промышлению Божию, ибо род человеческий в то время еще не был готов эти две заповеди принять. Прежде чем поступить в высшую школу, необходимо закончить начальную. А десять заповедей Моисеевых и представляет собою начальную школу упражнений и подготовки к высшей школе любви. Возлюби Господа Бога твоего. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая зависит от нее и проистекает из нее. Но разве возможна любовь по заповеди? Нет, не возможна. Но, к сожалению, заповедь о любви должна была последовать, ибо помраченное сердце человеческое забыло естественную любовь человека к Тому, Кто больше всего его любит. И мать не напоминает своему чаду о любви к ней, пока чадо ее не забудется настолько, что презрит мать и озлобится на нее, и пойдет скользким путем мирской любви. Тогда любовь к матери становится заповедью, и не столько ради матери, сколько ради чада. Никакой заповеди о любви не дает Бог ангелам, ибо ангелы не удалены от Бога и естественным образом любят Его. Стыдно вообще-то должно быть роду человеческому, что он вынудил Бога дать эту заповедь о любви. Ибо заповедь о любви к Богу столько же заповедь, сколько и укор человеческому роду. И всякий, кто хоть сколько-нибудь осознает, что Бог делает для него все и что он всем обязан Богу, воистину не может не почувствовать глубочайшего стыда за то, что зараженный грехом человек дал повод к такой заповеди. Любовь человека к Богу более естественна, чем любовь ребенка к матери. Потому любовь человека к Богу должна быть и без всякой заповеди более очевидна, чем любовь к матери ( " Бог есть величайшее добро, от Которого всякое добро и блаженство. С Богом жить и в несчастии счастье, и в бедности богатство, и в печали утеха. Потому люби Его как величайшее добро и блаженство твое, люби Его больше всякого творения, больше отца и матери, больше жены и детей, и больше себя самого " . Свт. Тихон Задонский. Соч., т.1). Почему дитя любит свою мать? Потому что чувствует, что мать любит его. А почему человек не чувствует, что Бог его любит? Потому что сердце его окаменело и очи духовные помрачены грехом. Христос и пришел в мир для того, чтобы сердце человеческое истончилось для тонкого чувствования любви к Богу и духовные очи помраченного человечества отверзлись.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Правда, в дохристианские времена смысл обоих этих утверждений отличался от евангельского: любовь к ближнему предполагала, что сей ближний есть только израильтянин, и при этом он не сделал тебе зла или ущерба; любовь к Богу означала послушание в исполнении Его заповедей. В том же Законе мы находим другое известнейшее поучение, которое иногда называют " золотым правилом нравственности " ; оно существует в двух формах: Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой; Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Эти мудрые слова не охватывают весь драматизм битвы сил добра и зла, но в определенной степени способствуют духовному равновесию. 4.3. Законодательство Рассмотрим подробнее некоторые законы, каждый из которых имеет отношение к одной из десяти заповедей. Может показаться странным, что в качестве наказания за преступление Закон требует либо смертной казни (побивания камнями) - когда прямо нарушается заповедь декалога, и грех считается смертным, либо, в менее значимых случаях, - возмещения ущерба в адекватном размере. Нет тюрем, нет изгнания - только смерть или штраф, выражающийся отнюдь не обязательно в деньгах. Смертная казнь оправдана только в ВЗ-ном теократическом обществе: если человек смертно согрешил, то он отвержен Богом, и в жизни, Им дарованной, ему нет удела. И если одни законы Пятикнижия могут показаться жесткими и в чем-то устаревшими, то другие и сегодня удивляют своей мудрой последовательностью и благородством. " Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти. Но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть ему под руки его, то Я назначу ... место, куда убежать убийце. А если кто с намерением умертвит ближнего коварно и прибежит к жертвеннику, то и от жертвенника Моего бери его на смерть. "/Исх. 21, 12-14/Законом определялись города-убежища, и невольный убийца мог найти там приют от мести родственников убитого, если успевал добежать и коснуться жертвенника. " Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

19:22 Возможно, речь идет о колене Левия. 561 19:24 Букв.: Он. 562 20:1 Десять заповедей (ст. 2–17) обычно разделяются так: I – ст. 2, 3; II – ст. 4–6; III – ст. 7; IV – ст. 8–11; V – ст. 12; VI – ст. 13; VII – ст. 14; VIII – ст. 15; IX – ст. 16; X – ст. 17. В нынешнем издании Торы в нашем переводе текст Десяти заповедей приводится в привычном для многих Синодальном переводе, потому что мы понимаем, насколько эти слова дороги для многих поколений — именно они вошли в культурную память народа. Однако в том случае, если наш перевод стихов 2–17 отличается от Синодального, в примечаниях к соответствующим стихам мы приводим наш вариант. 563 20:3 2«Я – Господь, Бог твой, Который вывел тебя из Египта, где был ты рабом [букв.: из дома рабства]. 3Других богов, кроме Меня, быть у тебя не должно. 564 20:6 4Не сотвори себе кумира [или: изваяние идола/ истукана] – никаких изображений того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли. 5Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я – Господь, Бог твой, Бог, Который ожидает безраздельной преданности Себе [букв.: Бог ревнующий; применительно к Богу евр. канна означает, что Он ожидает исключительную посвященность (34:14), что Он совершенно непримирим ко греху (Числ 25:11) и что Он горячо вступается за находящихся в опасности (ср. Иоил 2:18)], Который и с детей взыскивает за грехи, что родители передают им до третьего и даже четвертого поколения, продолжающих отвергать [или: ненавидеть] Меня. [Бог не наказывает детей за грехи родителей (Втор 24:16 и Иез 18:20), но предупреждает — грех заразителен и неблагоприятно сказывается на судьбах их потомков] 6Но тем, кто любит Меня и соблюдает заповеди Мои, Я милость творю и в тысячном поколении. 565 20:7 Не произноси без нужды [или: для обмана; или: попусту/ без должного благоговения] имя Господа, Бога твоего, — не посчитает Он невинным того, кто это делает. 566 20:11 8Помни день субботний – да будет священным он для тебя! 9Работай шесть дней и делай всё, что необходимо, 10а седьмой день – суббота, день, посвящаемый Господу, Богу твоему. Никакой работой не занимайся в сей день, и не только ты сам, но и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и скот твой, и человек пришлый, у вас поселившийся. 11 Ибо Господь за шесть дней создал небо, землю, море и всё, что в них, а в день седьмой Он пребывал в покое. Поэтому и благословил Господь день субботний и освятил его. 567

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Еще один важный аспект христианского отношения к Декалогу заключается в том, что с обретением полноты Божественного Откровения, свершившегося в воплощении Сына Божьего и Его Искупительном подвиге, ветхозаветные заповеди отныне не считаются основным содержанием завета между Богом и человеком . Христос указывает, что главными нравственными заповедями, покрывающими содержание всех остальных десяти, являются следующие: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37–40 ). Именно на них, по слову Господа, «утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:40 ). Таким образом, сохраняя духовное преемство с Законом Моисеевым, Иисус Христос наполняет его новыми глубокими смыслами, поднимает планку нравственных требований на неизмеримую высоту, призывая человека в первую очередь следовать не букве, а духу закона, сообразуя свои действия с заповедями любви к Богу и ближним. Заповеди блаженств В Нагорной проповеди Иисус подтвердил преемство Нового Завета с Ветхим и раскрыл человечеству в полноте глубинное содержание Моисеева Закона. Нагорная проповедь – это своего рода квинтэссенция Евангельского учения, сформулированного в виде так называемых «заповедей блаженств». Христос произнес эту проповедь в ответ на ожидания и чаяния евреев, предполагавших, что Мессия принесет богоизбранному народу политическую свободу от римского владычества, поработит Израилю все земные народы, дарует земное блаженство и благополучие, положив конец его страданиям и унижениям. И Господь отвечает на эти мысли и чувства, открывая людям, что есть настоящее счастье и блаженство. Наиболее полно Нагорная проповедь изложена в 5-й главе Евангелия от Матфея. Приведем здесь текст самих заповедей блаженств, которые составляют лишь часть этой проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2:11), а ветхозаветная суббота — новозаветным Воскресеньем. Какой смысл замены субботы Воскресеньем?   Празднование субботы напоминало Израилю, как он был в рабстве у Египтян, и как от этого рабства освободил его Бог.    Празднование Воскресенья напоминает христианам, как они были рабами у дивола, и как Господь освободил их от этого рабства своим воскресением из мертвых. На каком основании мы не празднуем теперь субботы так как в ветхозаветные времена?   На том основании, что Церковь Христова отменила исполнение Закона ветхозаветного, а, следовательно, и празднование субботы на первом Апостольском Соборе, в 52 году. Как случилось это отменение?   В Иерусалиме «восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Собор составил такое постановление всем христианам: »угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15:5—6, 28, 29).    Как видно, ни обрезания, ни жертвоприношений, ни других священнодействий ветхозаветных, ни различений пищи, ни праздников ветхозаветных, ни суббот — в Новом Завете уже не нужно: все это отменила Церковь Православная на Апостольском Соборе. Что говорят адвентисты седьмого дня, когда им показать это ясное повеление Собора об отмене субботы?   Адвентисты говорят, что Ветхий Завет делится на две части: на закон Божий, состоящий из Синайских десяти Божиих заповедей, и на закон Моисеев, в котором заключаются все остальные ветхозаветные постановления. Закон Моисеев, как человеческий, Апостолы отменили, а закон Божий остается неизменным, а в нем-то и говорится о субботе. Значит, субботу и нужно праздновать. Что должно говорить адвентистам на эти рассуждения их?   Прежде всего, эти рассуждения адвентистов — чистая выдумка их, и о них нигде не написано: не написано ни о делении Ветхого Завета, ни об утверждении заповедей Божиих с отменой закона Моисея.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ведь Закон требовал от людей праведности, а люди не могли сами собою исполнять все предписания Закона и оправдаться перед Богом. Христос же Спаситель исполнил их и оправдывает нас верою в Него. В-третьих же, Он исполнил Закон тем, что дополнил его и научил людей исполнять не одну только букву Закона, но и самый дух его. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном . Когда сравниваешь новый Закон Евангельский с древним Законом Моисеевым, то ясно видишь, что древний Закон был только тенью Закона нового. Закон Моисеев говорит: Не убивай, – а Христос говорит: Не гневайся напрасно. То же и во всём прочем. Даже ветхозаветный закон о жертвах Христос Спаситель исполнил и притом так, как не мог исполнить ни один ветхозаветный первосвященник: Он Сам Себя принёс в жертву за грехи всего мира и через то сделал ненужными и потому навсегда отменил ветхозаветные жертвы, которые были только прообразом Его великой жертвы крестной. Но Закон десяти заповедей Божиих дан для всех народов и на все времена, и кто исполняет заповеди Христовы, тот исполняет тем самым и ветхозаветные заповеди Божии. Поэтому Господь и говорит, что доколь стоит мир, до конца веков самая малая буква или даже черта, то есть, по-видимому, самое малое предписание Закона Божия, не будет отменено, как непреложное слово Божие. Фарисеи и книжники делили заповеди Божии на меньшие и большие; особенно могли показаться малыми, неважными те заповеди, которые Господь намеревался дать в продолжении беседы Своей, потому что эти заповеди говорят не о делах, а о тайных помышлениях сердечных. Но Христос говорит, что и эти грешные помышления мерзки в очах Божиих, что всякое слово в Законе Божием должно быть свято и нерушимо, что делать заповеди на большие и меньшие тяжкий грех .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010