После реставрации в начале 1990-х годов Троицкая церковь была передана УПЦ (1992). После археологических исследований 1993—94 гг. были обустроены пещеры и в них освящён храм св. Досифея. С 1996 г. обитель имеет статус самостоятельного монастыря. Адрес: 03083 ул. Китаевская, 15. Телефон: (044) 527-97-79 . Проезд: Подробнее... Свято-Троицкий Ионинский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Троицкий Ионинский монастырь Основан в 60-е годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е. А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора. К 1918 году насчитывал более 800 монахов и послушников. Действовал до 1934 года, когда был закрыт по распоряжению советских властей. До Первой мировой войны в обители велось строительство самой высокой в Российской империи колокольни (проектная высота 110 метров). С 1935 года монастырь оказался на территории новооснованного Ботанического сада АН УССР. В 1991 году возвращён Православной церкви. К началу 2000-х годов был отреставрирован главный храм монастыря — Свято-Троицкая церковь, колокольня, башня с часами, отстроены братские корпуса. С 1997 года братией Ионинского монастыря началось восстановление пещер и храма Зверинецкого монастыря. В 2009 году Зверинецкий скит выделился в самостоятельный монастырь. Адрес: 01014 ул. Тимирязевская, 1. Телефон: (044) 284-95-93 . Проезд: Подробнее... Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь [ править править код ] Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь Архангело-Михайловский Зверинецкий пещерный монастырь — пещерный монастырь в Киеве, в исторической местности Зверинец. Пещеры монастыря являются памятником археологии национального значения. Адрес: 01014 ул. Мичурина 20-22 Телефон: (044) 285-24-40 Проезд: Подробнее... Десятинный мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы [ править править код ] Рождества Пресвятой Богородицы Десятинный монастырь Решение об открытии мужского Десятинного монастыря при Десятинном храме было принято 9 июля 2009 на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Киев_(монастыр...

  Время от времени народ бросает камни, файеры и бутылки с коктейлем Молотова. Некоторые попадают в солдат, бойцы быстро их гасят. Иногда люди ставят на баррикадах салютные установки и стреляют фейерверком. Немного напоминает кадры из Титаника – корабль тонет, а везде салют. Когда молишься, ноги меньше мерзнут. Кто-то из баррикад принес бутыль с чаем, стал раздавать священникам и молящимся. Потом предложили: скажите Беркуту, чтобы они опустили щиты и молились вместе. Идея была немного странная – в воздухе постоянно летали камни и файеры, со стороны митингующих вроде никто не собирался молиться. Ближе к 4.00 Беркут стал кидать свето-шумовые гранаты. Постоянно из-за щитов солдат появлялись ружья – солдаты стреляли в митингующих. Прочитав полунощницу, стали петь, все что помнили: Христос воскресе, Отче наш, Богородице Дево, тропарь святом Николаю Чудотворцу. Главное – что нет штурма и потасовки. Один из митингующих неудачно бросил файер, он упал у него под ногами, у парня начала гореть одежда. Другие файеры попадали на ветки. Милиция включила водомет – чтобы потушить начинающийся пожар. Вообще, конечно, все это похоже на уже начавшуюся Гражданскую войну. Решать такой конфликт ценой человеческой крови и жизни – грешно. Поэтому христиане и пришли на нейтральную полосу. Ближе к 3.00  игумена Алипия и отца Сергия сменили иноки монастыря Рождества Богородицы. С ними оставалось около десяти человек. По крайней мере трое из них – прихожане Ионинского монастыря. Остальных не знаю. Там реально нужны люди, трудно стоять всю ночь. Стоять и молиться, чтобы не пролилась кровь. Я ушел примерно в около 5.00, потом, ближе к 7.00 ушли и монахи, которые сменили отца Алипия. А потом был штурм и один погибший… Игумен Алипий:   Я вернулся живым с ул. Грушевского Отцы, братия и сестры! Я вернулся живым с ул. Грушевского. Милостью Божией отстояли эту ночь с отцом Сергием Заименко (моим сослужителем), монахом Амвросием, нашим пономарем Георгием. Мы подменили братию Десятинного монастыря в 23.48.

http://pravmir.ru/noch-grushevskogo-moli...

Священнослужитель подчеркнул, что «сам указ (от патриарха Варфоломея, – ред.) был подписал 3 апреля 2024 г. Но опять же в этот день 3 апреля 2021 года был указ патриарха Кирилла о лишении меня сана (с мораторием)» Spzh.media / Древо-инфо.Ru Священный Синод УПЦ заявил о нарушении прав верующих 10.04.2024 10 апреля 2024 года Священный Синод УПЦ заявил о нарушении прав верующих Украинской Православной Церкви, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. Священный Синод в Свято-Пантелеимоновском монастыре в Феофании города Киева под председательством предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия рассмотрел вопрос о нынешнем состоянии соблюдения прав на свободу вероисповедания верующих и религиозных организаций УПЦ. В связи с их нарушением, Синод принял решение проинформировать Поместные Православные Церкви, иностранные страны и международные правозащитные организации по этому поводу. На заседании был также принят текст Заявления Синода, в котором отражена позиция Церкви относительно нарушения прав на свободу вероисповедания верующих и религиозных организаций Украинской Православной Церкви. Spzh.media / Древо-инфо.Ru Священный Синод УПЦ избрал двух новых епископов 10.04.2024 10 апреля 2024 года Священный Синод Украинской Православной Церкви избрал новых епископов для Киевской и Одесской епархий, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. Наместника Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря города Киева архимандрита Климента (Шмигельского) избрали епископом Боровским, викарием Киевской митрополии. Клирик Одесской епархии архимандрит Алипий (Цушко) избран епископом Тарутинским, викарием Одесской епархии. Spzh.media / Древо-инфо.Ru В Украине появились два новых монастыря УПЦ 10.04.2024 10 апреля 2024 года Священный Синод Украинской Православной Церкви в ответ на рапорты епархиальных архиереев образовал два новых монастыря в Харьковской и Мукачевской епархиях, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

http://drevo-info.ru/list/1140.html

Пролог   ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ         ИЗДАТЕЛЬСТВО   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА " СРЕТЕНИЕ " ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ ПРОЛОГ Пролог. В 2-х кн. Художник Комаров Г.А. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2003. Кн. 1-я: Сентябрь-февраль, 848 с. Кн. 2-я: Март-август, 792 с. (Репринт синодального издания 1895-1896 гг. ) ПРИОБРЕСТИ МОЖНО ЗДЕСЬ: МАГАЗИН " СРЕТЕНИЕ " Б. Лубянка, 19.    Метро: " Чистые пруды " , " Тургеневская " , " Кузнецкий мост " , " Лубянка " . Тел. 923-80-46, оптовый отдел: 928-82-10 Среди обширнейшего количества памятников духовной письменности Древней Руси особое место занимает Пролог — книга, пользовавшаяся широкой популярностью и ставшая излюбленной для чтения. В нем читатель мог найти назидательнее чтение на каждый день года, тем самым продолжая свое бытие в лоне церковной жизни, но уже не в храме на богослужении, а в церкви домашней. Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Прототипом для него послужили греческие Минологии и Синаксари. Из числа таких сборников наиболее близким к славянскому Прологу считается Минологий, составленный при императоре Василии II (975—1025) и два древних Синаксаря первой половины XI в.— начала XII в. В первом из них находится «предисловие», греческое название которого взято в древне-славянских переводах за наименование всей книги. Первоначально Пролог был переведен с греческого языка для нужд Русской Церкви, возможно, для Киево-Печерского монастыря, студийский устав которого предписывал чтение Пролога во время богослужения. С этого времени Пролог органично и неотъемлемо входит в круг чтения наших предков, становится письменным памятником благочестия и святости, постоянно пополняется новыми материалами. Вера христианская на Руси приносит свои благие плоды: появляются отечественные святые, новые христианские праздники, христианские писатели. И вскоре текст Пролога дополняется житиями новых святых: это сказание о Борисе и Глебе, о преподобном Феодосии Печерском, святой княгине Ольге и князе Владимире, житие Антония и Исаакия Печерских, житие Леонтия Ростовского повествование о освящении церквей Святого Георгия, Десятинной, Святой Софии в Киеве, Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Традиция эта продолжалась и в позднейшем.

http://pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/pr...

План крестово-купольного храма символизирует не только крест, но и человека с распростертыми крестообразно руками (т. е. человека в традиционной для христианской древности молитвенной позе). Соотношение между западной частью центрального нефа и его восточной частью во многих случаях соответствует соотношению между нижней частью тела человека (до груди) и верхней частью (от груди до верха головы). Во второй половине IX века крестово-купольный храм становится преобладающей формой храмовой архитектуры в Византии. Широкому распространению этого типа храма способствовала его бóльшая технологическая простота в сравнении с грандиозными купольными базиликами. Традиции храмового зодчества на Руси Традиции византийского церковного зодчества получили развитие и приобрели ярко выраженную национальную окраску в окраинных областях Византийской империи, а также за ее пределами, где распространялось восточное (православное) христианство. Генетическая связь с Византией сохранялась, в частности, в церковной архитектуре Грузии, Балканских стран и Руси. Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том числе знаменитая церковь Богородицы, получившая название Десятинной (989–996) по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны. Однако расцвет церковного зодчества наступает при Ярославе Мудром , когда в крупных городах Киевской Руси возникают величественные крестово-купольные храмы: Софийский собор в Киеве (1037–1044), Софийские соборы в Новгороде (1045–1052) и Полоцке (середина XI в.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (ок. 1036). Интенсивное храмоздательство продолжается при преемниках Ярослава Мудрого в Киеве, а также в Новгороде, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме и других городах Руси. В течение второй половины XI u b XII веке возникают новые монументальные храмы – Успенский собор Киево-Печерской Лавры (1073–1078), собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108–1113), новгородский Николо-Дворищенский собор (1113) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119), Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове (1156), Успенский собор во Владимире-Волынском (1160), Успенский (1153–1160) и Дмитриевский (1195–1196) соборы во Владимире-на-Клязьме. Шедеврами русского зодчества являются и более скромные по размерам храмы: Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском (1152), Спасский собор Евфросиниевского монастыря в Полоцке (сер. XII в.), храм Покрова на Нерли (1165).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Церковь заложена в 1086г. (об освящении в Ипатской летописи говорится под 1131г., но тут, по всей вероятности, должно разуметь не первоначальное, а новое после поправок вследствие пожара, обветшания или просто сделанных с целью улучшения). С давнего времени монастырь не существует и где находился, неизвестно. (Основания, по которым Берлинский полагает его близ Десятинной церкви, стр. 69, вовсе неосновательны). 13 . Монастырь Михайловский Златоверхий, построенный Святополком Изяславичем и существующий до настоящего времени (на краю горы старо-киевской к устью Крещатика в Днепр). Церковь , заложенная в 1108г. и неизвестно когда оконченная (строитель † 1114), также существует до настоящего времени, но без древних куполов, которые разрушены в нашествие Монголов или обрушились после, и с позднейшими пристройками (ещё см. о ней выше; план и фасад её у Фундуклея). [По уверению Никоновской летописи, церковь Михайловского Златоверхого монастыря была о 15 верхах,– II, 40.] 14 . Монастырь Богородицкий Кловский или на Клове, построенный бывшим игуменом Печерского монастыря, преемником преподобного Феодосия, после епископом Владимирским, Стефаном, от имени строителя называемый ещё в летописях Стефанеч, а им самим названный Влахерной по имени Влахерны Константинопольской (Несторово житие преподобного Феодосия, конец). Монастырь упоминается под 1096г., а церковь , неизвестно когда заложенная, окончена в 1108г. Монастырь в настоящее время не существует, быв разрушен в нашествие Монголов или после. Он находился по-древнему за городом в поле, а по-нынешнему в Печерской части города на западной окраине. В настоящее время на его месте находится 1 городская гимназия, сменившая бывший тут после монастыря Кловский дворец Печерского монастыря. 15 . Церковь св. Иоанна, заложенная в 1121г., в правление великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, не сказано – кем (Ипатская летопись), но по всей вероятности – им самим 640 , в Копыревом конце, о котором мы говорили выше с давнего времени не существующая.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Власти планируют вернуть Церкви два древних монастыря в Великом Новгороде 19 марта, 2013. Новостная служба В настоящий момент в монастырях сохранились возведенные в различное время постройки церковного назначения, которые занимает ряд новгородских организаций. 19 марта. ПРАВМИР. Новгородская областная администрация будет решать вопрос о передаче Русской Православной Церкви двух древних монастырей в Великом Новгороде, сообщает  РИА Новости  со ссылкой на источник в обладминистрации. Новгородская митрополия выразила заинтересованность в возвращении РПЦ двух монастырей, находящихся в историческом центре города — Рождественского Десятинного женского монастыря, который, согласно летописным данным, был основан в Х веке, и Зверина Покровского женского монастыря, впервые упомянутого в летописях b XII веке. В настоящий момент в монастырях сохранились возведенные в различное время постройки церковного назначения, которые занимает ряд новгородских организаций. В частности, несколько построек Зверина монастыря заняты Новгородским военкоматом. «Что касается построек, являющихся областным имуществом, то администрация намерена пойти навстречу РПЦ. Однако возвращение монастырских построек, не принадлежащих области, вероятно, займет немалое время. Вопрос безусловно будет решаться, но не очень быстро. Это не ближайшая перспектива», — отметил представитель властей. В данное время в Великом Новгороде нет ни одного действующего монастыря. В окрестностях города действуют три православных обители — Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь (XIV век), Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь (XII век) и древнейший (XI век) в современной России действующий Свято-Юрьев мужской монастырь, где находится резиденция митрополита Новгородского и Старорусского Льва. В 1989 году РПЦ были возвращены два храма Зверина Покровского монастыря — Церковь Покрова Богородицы и Покровский собор. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vlasti-planiruyut-vern...

Правда, вместо изображения дверцы на ложе мы видим странно смятые и словно разорванные складки тканой завесы. Но горизонтальный формат иконы, скупые группы апостолов и, главное, надпись на рамочке: «ИКОНА ЧУДОТВОРНАЯ МАНС ПЕЧЕР» (то есть «монастыря Печерского») убеждают в том, что подразумевается именно чудотворное «Киево-Печерское Успение» (ил. 1).Таким образом, прославление печерского «Успения» произошло между 1638 и 1660 гг., а именно на протяжении 40–50-х гг. XVII в. Акции монастыря в этом направлении, кажущиеся на первый взгляд незначительными, в действительности были шагами по пути осознания собственной истории, своего культурного наследия, прославления своих древностей. Среди множества других действий, предпринятых митрополией, напомним, например, изучение домонгольских храмов и обретение княжеских мощей, в том числе останков князя Владимира и его жены цесаревны Анны, состоявшееся в 1636 г. в Десятинной церкви 1176 . Не случайно эти события совпадают с таким важным шагом в сторону национальной самоидентификации, как издание книг Иоанникия Галятовского в 1659, 1660 и 1665 г., а также Киево-Печерского патерика 1660 г. В дальнейшем изображения «Киево-Печерского Успения» в украинской гравюре имели свою судьбу. В одних случаях повторялся вариант, впервые появившийся в Патерике 1660 г., но с некоторыми переменами 1177 , причем появляется и изображение дверцы 1178 (ил. 2). Затем создаются гравюры более крупного размера, которые, очевидно, наиболее точно воспроизводят икону, служившую оригиналом для граверов. Это, во-первых, очень редкая гравюра на меди, где «Успение» входит в состав иной, более сложной композиции (мастер Иван Щирский, 1686 г.) 1179 . Другая резная доска, деревянная, исполненная мастером Федором, послужила основой для трех киевских изданий: Евангелия, Псалтири (оба 1697 г.) и Октоиха 1699 г. 1180 . Если в издании 1660 г. воспроизводится лишь общий характер древнего образа, его основные параметры, то позднее мастера переходят от реплики к документальной, детальной копии образца (ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообще, преосвященный Иннокентий внимательно следил за проведением раскопок и требовал, чтобы археологические работы получили «новый характер и были приспособлены к целям высшим, по крайней мере, не были в противоречии с ними», а найденные вещи «оставались на месте, ибо из всех подобных находок предположено устроить со временем в Херсонесе и Инкермане по небольшому хранилищу местных древностей» . Император Александр II поддержал владыку и распорядился христианские древности оставить в распоряжении Владимирского монастыря, а памятники античного периода отправлять в Эрмитаж. (Окончание следует.) Феодосий . О местоположении Святой Земли//Православный Палестинский сборник. СПб., 1891. Вып. 28. С. 5–6. Ныне островок находится в севастопольской Казачьей бухте. Айналов Д.В . Мемории святого Климента и святого Мартина в Херсонесе. С. 11–12. Житие и перенесение (мощей) святого Климента//Кирилло-Мефодиевский сборник в память о совершившемся тысячелетии славянской письменности и христианства в России. М., 1865. С. 328. Байер Х.-Ф. Идеология, показанная на примере отрицания значительной роли готов в Крыму, отрицания их иконопочитания во время иконоборчества и перенесения их епископии на Нижний Дунай//Античная древность и Средние века. Екатеринбург, 2003. С. 467. Верещагин Е.М. Кириллов канон на обретение мощей Климента Римского. Рукопись. С. 2. Там же. С. 6. Полное собрание русских летописей. Воскресенская летопись. СПб., 1865. Т. 7. С. 38–39. Слово на обновление Десятинной церкви/Пер. Виталия Задворного//Истина и жизнь. 1994. 10. С. 38. Бертье-Делагард А.Л. Раскопки Херсонеса//Материалы по археологии России. СПб., 1893. 12. С. 61. Науменко В.Е. Церковная география Таврики в VII–IX вв. по данным Notitiae Episcopatuum//Крымский архив. Симферополь, 1999. С. 19. Бертье-Делагард А.Л. Раскопки Херсонеса. С. 3. Гермоген, архиепископ. Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии. Симферополь, 1886. С. 199. Из письма А.С. Грейга. Московский областной краеведческий музей. Фонд Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Инв. 8098.

http://pravoslavie.ru/4378.html

5) И в 1710-м году по определению в Монастырском Приказе дано из вышеобъявленных вотчин в ведомство архимандриту с братией отдаленных от монастыря малопашенных пять, непашенных крестьян и бобылей три села; в них по переписке 186 года было тысяча пятьсот двадцать четыре двора, людей четыре тысячи восемьсот семьдесят семь человек, а по переписи Ивана Сурмина 1709 года явилось токмо семьсот пятьдесят шесть дворов; убыло семьсот шестьдесят восемь дворов, а по свидетельству генералитета написано во оных три тысячи восемьдесят девять душ, в том числе служителей монастырских сто тридцать одна душа. Со оных крестьян и бобылей положено на потребы церковные и в дачу архимандриту с братией семидесяти, служителем осмнадцати человеком в жалованье и на покупку дров (которых в покупка по всегодно бывает на сто рублев и больше) по пяти сот до десяти рублев, а сбирается по расписанью Монастырского Приказа по четыреста по осмидесят по пяти рублев по семидесят по девяти копеек с половиной, хлеба со крестьян, и с десятинной в помянутых пяти селах пашни с восьмидесят одной десятин по четыреста по пятидесяти по две четверти на год; из того же хлеба в дополнение в пять сот в десять рублев ко оным четыремстам осмидесяти пяти рублям семидесяти девяти копейкам с половиною положено подавать на двадцать на четыре рубли на двадцать копеек с половиною в год; скота для выезду архимандриту с братией дано двадцать меринов, десять кобыл, для млека тридцать пять коров, сена из собственных монастырских покосов на содержание оного скота малое число. Оные в монастырь определенные пашенные села, хотя и во одной Костромской провинции, точию от монастыря в дальнем расстоянии, а именно: в семидесяти, в сороке, в тридцати, в двадцати, ближние в двенадцати верстах и то за реками и разливы и в вешнее и осеннее времена, когда бывают разлития вод для исправления в монастыре потребных работ проезды бывают весьма трудные, а в иные времена неудобство пути и не пропущает, и за тем во всяких потребных монастырю работах бывает остановка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010