Знаменитые реки Севера Не было бы на нашем Севере рек — не было бы и самого явления Русского Севера. Реки — артерии, дающие жизнь, реки — дороги, кормилицы, границы, проводники цивилизации и культуры… По рекам шло заселение пустынных территорий, по рекам шли торговые караваны с Запада на Восток и с Юга на Север. В краю густых лесов и огромных топких болот часто невозможно проложить сухопутные трассы, и только благодаря рекам люди могли держать связь и передвигаться. Вспомним некоторые из тысяч и тысяч северных рек. 1 Онега Вид на Каргополь с Онеги. Фото Ольги Ериловой/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Река в европейской части России, в Архангельской области. Исток — озеро Лача. Впадает в Онежскую губу Белого моря. Длина — 416 километров. Река судоходна на отдельных плёсах (то есть достаточно глубоких участках). Длина верхнего судоходного участка «Каргополь — озеро Лача» — 6 километров. Нижний судоходный участок, от села Порог до устья, имеет протяженность 30 километров. Раньше река была сплавной (то есть по ней сплавляли вниз по течению срубленные деревья), и многие участки прибрежного леса пострадали от вырубок. Главные притоки — Кодина (Кодьма), Волошка, Моша, Кена, Икса, Кожа. Самые крупные населенные пункты: города Каргополь и Онега, поселок Североонежск, село Конёво, деревни Чекуево, Ярнема, Корельское, Карельское. Интересные факты: В бассейне Онеги есть крупные водоемы: озера Лача, Воже, Кожозеро, Кенозеро, Лакшмозеро, Ундозеро и Шардозеро. Всего в бассейне реки Онеги более 3000 озер. На Онеге много опасных порогов. 29 июня 1878 года в Красновском приходе от переполнения парома на реке утонуло 50 человек, которые переезжали на службу в храм. 18 мая 1889 года возле моста в селе Архангело в Каргопольском уезде погибла лодка с 16 соловецкими богомольцами. Поонежье богато памятниками архитектуры. Деревянное зодчество здесь в основном представлено монументальными шатровыми и «кубоватыми» храмами. «Кубоватые» — от слова «куб»: эти церкви имеют характерное завершение в виде куба, на котором уже находятся кровля и главки.

http://sever.foma.ru/znamenitye-reki-sev...

апостолов Петра и Павла в Шяуляе с планом в виде латинского креста, завершенного луковичным пятиглавием и шатровой колокольней над притвором, составил Чагин (1864-1867, разрушена в 1936). Также дробностью форм, предвозвещавшей московско-ярославскую стилистику, отличались 3-частные с шатровой колокольней над притвором и 5 луковичными куполами ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Тяльшяе (1867, перестроена под Успенский костел в 1936) и 5-главая ц. во имя св. Виленских мучеников в Таураге (1875, разрушена в 1925). Усложненную композицию наоса с экседрами-певницами имеет одноглавая ц. во имя св. кн. Александра Невского в Аникщяе (1873). Над притвором возвышается однопролетная звонница. Церковь в честь Преображения Господня в Зарасае (1877, перестроена) отличалась посводным покрытием в виде полукупола, над которым возвышалась главка на барабане, фасады завершены щипцами и высокая ярусная колокольня - шатром. В 1863-1865 гг. предписывалось строить храмы из дикого камня, но в отличие от других прибалт. губерний этот материал распространения не получил (Преображенская ц. в Рудамине Вильнюсского р-на, 1874-1877, техник Вержбицкий, достроена Чагиным, ныне руины). Церковь Воскресения Христова в Панявежисе. 1892 г. Фотография. 2012 г. Церковь Воскресения Христова в Панявежисе. 1892 г. Фотография. 2012 г. Форму тоновских храмов использовали и в деревянном строительстве: одноглавый прямоугольный в плане храм с барабаном-восьмериком и невысоким шатром в честь Воскресения Христова в Укмярге (1869), 3-частная с шатровой колокольней над притвором, луковичной главкой над шатровой кровлей и трапециевидным в плане алтарным прирубом ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Каунатава (1894), такого же типа ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Гегобрасте с ярусной колокольней (1886-1889). Интересным воплощением русского стиля в дереве является 5-главый с шатровой колокольней храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Друскининкае (1861-1865). Центральная глава возвышается над шатровой кровлей, в декоре фасадов активно использован мотив щипцов.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Билюково. Церковь Воскресения Христова. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воскресения Христова Год постройки:Между 1699 и 1700. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ивановская обл., Ильинский р-н, с. Билюково Координаты: 56.939583, 39.91435 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Воскресенская церковь из села Билюково Ильинского района была построена в 1699 году. Первоначально это был бревенчатый необшитый сруб на фундаменте из «диких камней» - валунов. Позднее стены храма обшили тесом, в XIX веке под сруб подвели кирпичный фундамент, пристроили шатровую колокольню. Церковь необыкновенно живописна и изящна, она словно вся устремлена ввысь, заужена с боков. Ее высокая крыша увенчана одной маленькой главкой на четырехугольном постаменте. Очень проста и красива единственная апсида – пятигранная, также накрытая острой высокой тесовой кровлей. Храм дошел до нас не без потерь. В 1930-х годах сломали шатровую колокольню, а в 1950-х годах ураган снес главку храма. В 1982 году храм перевезли на гору Левитана. http://www.plesru.ru/Arhitect/voskresenia.htm Воскресенская с. Билюково Юрьевского уезда Владимирской губернии, деревянная, построена в 1700 г. В конце XIX в. западный притвор церкви расширили и поставили над ним шатровую колокольню (сломана в 1930-е гг.). Церковь перевезена в Плес в 1970-е гг. и поставлена на месте находившейся здесь деревянной церкви Петра и Павла, сгоревшей в 1903 г. http://www.old-churches.ru/ne_165.htm Расположена в Заречье, на краю высокой надпойменной террасы. Перевезена в 1970-е гг. из с. Билюково Ильинского р-на и поставлена на месте находившейся здесь клетской церкви Петра и Павла, сгоревшей в 1903 г. Построена в 1699 г. из окантованных бревен на валунном фундаменте, впоследствии стены снаружи были обшиты тесом. В кон. 19 в. западный притвор расширили и поставили над ним равную храму по высоте шатровую колокольню с восьмериком звона на промежуточном восьмериковом ярусе (сломана в 1930-х гг.).

http://sobory.ru/article/?object=42692

Преображенский храм (Кинешма) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Каменный Спасо-Преображенский храм построен в 1694 г. на средства посадского человека Лаврентия Даниловича Тюрина. В 1790 г. на пожертвования прихожан к храму пристроены два придела и возведена шатровая колокольня. Содержание История [ править править код ] В архивных источниках первые упоминания о Спасо-Преображенской церкви города Кинешма (с начала своего существования это был Спасо-Преображенский монастырь) относятся ко времени святительского служения митрополита Московского Ионы и датируются 1453 годом. Монастырь в период правления императрицы Екатерины II был упразднен и переведен в разряд приходских храмов. Церковь монастыря изначально была деревянной. Каменный храм построен в 1694 г. на средства посадского человека Лаврентия Даниловича Тюрина. В 1790 г. на пожертвования прихожан к храму пристроены два придела и возведена шатровая колокольня. Небольшие пристройки производились также в 1898 г. Церковь представляла собой двухчастный, двухстолпный, двухэтажный кирпичный храм с двумя приделами и отдельно стоящей колокольней. Храм расположен на правом возвышенном берегу р. Кинешемки. Вблизи находится Успенская церковь, вместе с которой Спасо-Преображенский храм является вторым по силе акцентом в силуэте г. Кинешмы. В конце 1920-х гг. приход в церкви был закрыт. Тогда же разрушена купольная часть храма, разобрана ограда, а само здание переоборудовано под клуб Красной Армии. Позднее здесь размещались: кинотеатр, военный склад, склады конторы «Заготзерно», мастерские артели «Точное время», литейный цех завода им. М.И. Калинина. В 1950-х гг. в связи с расширением проезжей части юрьевецкого тракта была снесена шатровая колокольня. С середины 1960-х гг. в Спасо-Преображенской церкви располагались склады ОРСа Заволжского леспромхоза. Спасо-Преображенская церковь как памятник культовой архитектуры была выявлена и поставлена на государственный учет в 1945 г., с 1960 г. на гос.охране республиканского значения. Но через год, в 1961 г. она была снята с государственной охраны и учета. Вторично ее поставили на гос.учет в 1973г.

http://azbyka.ru/palomnik/Преображенский...

Санкт-Петербург. Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая). Казанская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1906 и 1907. Год утраты:1942 (сгорела) Архитектор:В.Д. Николя Адрес: Санкт-Петербург, Пушкинский район, пос. Александровская, ул. Клин, 2 Координаты: 59.736565, 30.352024 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Казанской Божией Матери в поселке Александровская города Царское Село В 1906-1907 гг. был построен деревянный храм Александровского отделения Братства Пресвятой Богородицы. Четверик церкви был перекрыт четырёхскатным шатром с главкой, с запада примыкал притвор с шатровой звонницей. Имелись приделы Димитрия Прилуцкого, сщмч. Власия и Михаила Архангела. В 1934 г. церковь закрыта, в кон. 1930-х гг. сгорела. Новая кирпичная церковь возведена в 1996-1997 гг. " Балтийской строительной компанией " . Четверик, завершённый малым восьмериком под шатровым куполом, с трапезной и двухъярусной шатровой колокольней. Церковь построена на месте явления 27 апреля 1826 г. крестьянке Александровки Марфы Екимовой Казанской иконы Богоматери. Церковь в Александровке была закрыта по постановлению Леноблисполкома от 10 июня 1934 г., а ее помещение передано под клуб. Здание церкви сгорело в конце 1930-х гг. от неосторожного обращения с огнем.  Мещанинов М.Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. СПб., 2007, с. 312-319 В 1907 году по проекту инженера В. Д. Николя на участке земли между полотном Санкт-Петербургской Варшавской железной дороги и Императорской веткой был сооружен одноэтажный с деревянной обшивкой и резьбой, одноглавый и c шатровой колокольней храм. 12 апреля 1907 года храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. При церкви была сторожка и учреждения для религиозно-нравственного воспитания: общество трезвости, религиозно-нравственная библиотека, продажа и раздача религиозно-нравственной литературы. Возле церкви возникло кладбище, на котором до настоящего времени производятся захоронения.

http://sobory.ru/article/?object=40640

Кострома. Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Всемилостивого из с. Фоминское. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Всемилостивого Год постройки:приблизительно 1700 - 1725. Адрес: Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1, Ипатьевский монастырь Координаты: 57.774621, 40.889358 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское Костромского района построена в 1712 году на месте обветшавшей шатровой церкви. Новый храм был посвящен Всемилостивому Спасу, но народное предание сохранило за ним древнее название - Дмитриевский. После того, как в 1847 году в селе Фоминском возвели каменную церковь, деревянный храм был упразднен. Однако местные жители относились к нему бережно и благоговейно, как к святыне и памяти о старине. В 1968-1970 годах церковь Спаса была перевезена на территорию музея и отреставрирована. Спасская церковь - храм клетского типа, широко распространенного в Костромском крае в XVI-XIX веках. Кровля церкви имеет древнюю конструкцию. Она двускатная, " клинчатая " , с разным углом наклона скатов кровли храма, трапезной и алтаря. Храм перекрыт в два слоя " со скалой " : между верхним и нижним настилами теса были положены крупные полосы бересты (35-60 см шириной и до 1 м длиной), сшитые лыком в три слоя и образовывавшие большие куски - " простыни " . Над кровлей сеней церкви возвышается восьмигранная колокольня, на которую из сеней ведет лестница. Открытый ярус звона, огражденный резными столбиками, " красный тес " шатровой кровли и полиц (карнизов) колокольни, украшенные резьбой причелины и " полотенца " придают всей постройке гармоничность и легкость. www.kmtn.ru Хороший образец храма клетского типа, характерного для Костромского края. Церковь построена в 1712 г. на месте деревянной шатровой церкви, разобранной по ветхости. В 1847 г. рядом с ней была выстроена одноименная каменная церковь (сохранилась), после чего деревянная церковь, вероятно, была упразднена. Перевезена в 1968 г. из с. Фоминского Костромского района, реставрационные работы проведены по проекту арх. И.Ш. Шевелева (при консультации арх. А.В. Ополовникова) в 1968-1970 гг.

http://sobory.ru/article/?object=05899

Верховье. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Мудьюжского прихода Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1744. Адрес: Архангельская область, Приморский район, Патракеевское м/о, д. Верховье Координаты: 64.96077, 40.41585 Проезд:из Архангельска по дороге на Талаги, Ижму, Лапоминку. За Лапоминкой по зимнику до д. Патракеевка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Никольская Мудьюжская церковь в деревне Верховье (Патракеевка) Приморского района Архангельской области Деревянная шатровая церковь, построенная в 1746 г. Здание восьмериком от земли, завершавшаееся рубленым шатром, к которому с четырех сторон примыкают прямоугольные срубы алтаря и притворов, крытые бочками с полицами. С западной стороны охвачена пониженной папертью. В 1845 г. обшита тесом, в 1895 г. обновлена. Отдельно стоявшая шатровая колокольня была выстроена в 1755 г. Закрыта не позже 1930-х гг., разобраны шатер, паперть и колокольня. Пустует. В храме хранился почитавшийся явленым образ Святителя Николая. http://arh-eparhia.cerkov.ru/xramy/ По благословению Преосвященного Варлаама, митрополита Новгородского и Великолуцкого, была построена церковь во имя свт. Николая Мирликийского, которая сгорела в 1597 г., причем это была не первая церковь, предыдущая также была в честь свт. Николая. В 1599 г. построена новая церковь, существовавшая до 1764 г., когда по ветхости была заменена другой, тоже Никольской. Новая церковь была шатровая, холодная, деревянная. Освящена 6 декабря 1764 г. 18 июля 1890 г. было дано разрешение епархиального начальства на капитальный ремонт церкви, она была поднята на 2 ряда природного белого камня. 24 сентября 1895 г. перестроенный храм был освящён. Важнейшей святыней прихода была древняя храмовая икона свт. Николая, украшенная серебряной под золотом резьбой и считавшаяся чудотворной. Без этой иконы ни один дом, ни один корабль или шхуна не строились, каждый крестьянин, отправляясь в дальний путь или возвращаясь из плавания, совершал молебен перед иконой. К образу с давних времен был привешен четырехконечный с яблоками серебряный крест с мелкозвенчатой цепочкой, в котором хранились мощи трех святителей и прав. Артемия. По преданию, крест был привешен усердием архимандрита Сийского монастыря Германа. Впоследствии крест хранился в дарохранительнице св. престола.

http://sobory.ru/article/?object=16333

54° 29 " 19.06 " N, 38° 43 " 37.07 " E Центрическая четырехстолпная пятикупольная постройка в стиле ампир со звонницами в угловых барабанах. 55° 15 " 16.33 " N, 39° 40 " 52.76 " E Кирпичная церковь, построенная в 1882-1885 по проекту, близкому к типовым. Четырёхстолпный храм с декоративным пятиглавием над центральной частью и многоярусной колокольней. 55° 35 " 50.48 " N, 37° 1 " 30.36 " E Небольшой пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней, построенный на средства князя А.Д. Щербатова. В трапезной, выстроенной вновь в 1895-1898 гг., приделы Боголюбской Богоматери и Павла, патриарха Константинопольского (ныне Александра Невского). 56° 10 " 49.38 " N, 36° 59 " 15.68 " E Кирпичная пятиглавая церковь в псевдорусском стиле с шатровой колокольней. Построена в 1874-1879 гг. вместо существовавшей неподалёку в XVI-XIX вв. деревянной Никольской церкви в селе Никольском-Хлопове. 55° 27 " 43.92 " N, 37° 36 " 56.91 " E Белокаменный храм типа восьмерик на четверике относится к стилю московского барокко. К двусветному четверику примыкают: с востока — полукруглая алтарная апсида, перекрытая конхой, с запада — прямоугольный притвор с коробовым однолотковым сводом и двухъярусная колокольня. 54° 54 " 6.62 " N, 37° 33 " 6.20 " E Каменная пятиглавая церковь с небольшой трапезной и колокольней. Выстроена в 1746 г. на средства купца Ф.В. Кишкина. В XIX в. расширена. Имелся Боголюбовский придел. 56° 5 " 13.79 " N, 37° 44 " 23.20 " E Построенная на новом месте кирпичная одноглавая церковь с шатровой колокольней. Выстроена в русском стиле попечением Н.А. Васильева. 54° 32 " 36.42 " N, 38° 37 " 36.15 " E Каменная церковь была построенна на средства помещицы И.А. Селезневой в 1822-1826 гг. Приделы Дмитриевский (справа) и Петровский (слева). 55° 55 " 24.74 " N, 37° 22 " 7.01 " E Деревянная однопрестольная церковь построена в 2016-2017 гг. К протяжённому одноэтажному основному объёму в простых формах с луковичной главкой на ребре двускатной кровли примыкает полуоткрытая паперть со ступенчатым всходом.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Кирпичная церковь святителя Николая Чудотворца является историческим памятником, построенным по уникальному проекту в псевдорусском стиле в 1900-1902 годах на средства помещиков С. А. и В. А. Татищевых. Здание храма имеет в основании пятиглавый четверик с пониженными боковыми приделами, притвором связанный с многоярусной шатровой колокольней. Храм был закрыт не позже 1930-х гг., к 1980-м заброшен. Ремонтируется с 1990-х гг. 29.10.2012 С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Трехпрестольный каменный храм построен около 1905-1910 гг. К сожалению, не сохранилось никаких архивных материалов и ничего нельзя сказать о том, на чьи средства и по чьему проекту выстроен храм, да и дата вычислена по косвенным признакам. Приход в Князево существовал с 1864 г. Прежняя деревянная церковь строилась на средства помещика- поручмка А.А.Татищева, вероятно, семья Татищевых финансировала и возведение новой церкви. Крупный сельский храм нетрадиционной планировки - практически не выделена трапезная и собственно церковь. План почти квадратный, с шатровой колокольней, богато декорированный в духе национального романтизма. Яркий образец псевдорусского стиля. Из книги «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» (Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. Казань: Изд-во «Фест», 1998.) Комментарии и обсуждение последним свещенослужителем в храме был отец Александр Туберёзов репресирован в 1931 г. 31 октября 2011. начало строительства храма 1885г, окончание 1906г 31 октября 2011. ...Каменный Никольский храм в селе Князево построен в 1902 году на средства помещиков-дворян Татищевых. Приход в Князево был образован в 1864-м. Крупное богато декорированное здание с шатровой колокольней имеет нетрадиционную планировку — трапезная и храм не выделены. Никольский храм является образцом псевдорусского стиля. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=12712

Храм Петра и Павла (Лёкшмозеро) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Петра и Павла (Лёкшмозеро) — древнейший в округе храм, стоит на самом берегу озера. Первые датированные сведения о ней относятся к концу XVI века, когда рыбаки поставили деревянный шатровый храм. Содержание История [ править править код ] Согласно местному преданию, храм был построен на берегу озера Лёкшмозеро вблизи того места, куда волнами была прибита икона святых апостолов Петра и Павла, которую отринули жители других лёкшмозёрских деревень, но с любовью приняли жители этого села. Кроме того, на посвящении, вероятно, сказалось то обстоятельство, что святые апостолы Пётр и Павел считаются покровителями рыбаков, а жители села Лёкшмозеро всегда занимались рыбной ловлей в своём изобилующем озёрами лесном крае. Первый деревянный шатровый храм был построен в 1596 году. В 1823 году он сгорел и на его месте в 1829 году жители села построили нынешний каменный (кирпичный) храм в традициях провинциальной классицистической архитектуры. Храм пятиглавый, холодный, основной престол освящён в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Тёплая трапезная с приделами великомученика Димитрия Солунского и святителя Николая Чудотворца (в настоящее время интерьер уничтожен, приделы не действуют, помещение не отапливается), а также колокольня, увенчанная шпилем. Храм закрыт в 1937 году в период ожесточённой агрессии воинствующего атеистического государства против Церкви (при этом попытки закрытия велись с 1932 года). Духовенство, клир и многие миряне были репрессированы, причём судьба многих из них до сих пор неизвестна. Помимо сохранившихся храмов свв. апп. Петра и Павла, преп. Александра Свирского и построенной в 2000-е гг. часовни блаж. Ксении Петербуржской ранее в Приходе располагались пять часовен и ещё один храм: часовни св. ап. Иоанна Богослова в др. Мартыново, Воздвижения Креста Господня в др. Гора, Покрова Божией Матери в др. Подлеша, свв. Флора и Лавра в ер. Дьяково и Калинина, иконы Божией Матери " Целительница " в др. Погост и Лутьяново и храм Казанской иконы Божией Матери на Плакиде (у подножия Хижгоры).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Петра_и_П...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010