Свияжск. Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1551. Адрес: Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Троицкая, д. 3 Координаты: 55.770408, 48.659509 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова повернуть направо на улицу Троицкая, идти мимо Конного двора около 400 метров. Монастырь будет справа. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь (XVI в.). Среди сохранившихся монастырских строений наиболее древнее -Троицкая деревянная церковь, являющаяся древнейшим сохранившимся православным храмом на территории Татарстана. Храм построен в 1551 году одновременно с крепостью Свияжск. Хотя храм неоднократно перестраивался в XIX веке, получив вместо шатрового луковичное завершение, однако основные черты он сохранил. В Троицкой церкви до наших дней дошли деревянные скульптурные изображения Спасителя, апостолов и т.д., более характерные для русского севера, чем для Поволжья. Информация с сайта Татарстанской митрополии РПЦ Среди сохранившихся монастырских строений наиболее древнее - Троицкая деревянная церковь, являющаяся древнейшим сохранившимся православным храмом на территории Татарстана. Храм построен в 1551 году одновременно с крепостью Свияжск. Хотя храм неоднократно перестраивался в XIX веке, получив, например, вместо шатрового луковичное завершение, однако основные черты он сохранил. В Троицкой церкви до наших дней дошли деревянные скульптурные изображения Спасителя, апостолов и т.д., более характерные для русского севера, чем для Поволжья. Церковь рублена зимой 1550 г. в угличских лесах и весной 1551 года в разобранном виде вместе с другими сооружениями и городскими стенами была доставлена в устье р. Свияги.

http://sobory.ru/article/?object=07033

Дарна. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Воздвижения Креста Господня в Дарне начала строиться по проекту московского архитектора С.В. Шервуда в 1895 году. Средства для постройки дали сами прихожане. Здание построено в формах эклектики с использованием классических и древнерусских архитектурных элементов. Очень красиво шатровое завершение колокольни и главного купола храма. Здание построено из красного кирпича с деталями из белого камня. Главы и шатровое завершение колокольни восстановлены в 1990 году. Очень похожа на Казанский собор в селе Шамордино Калужской области, построенного также по проекту С.В. Шервуда. Село Дарна имеет многовековую историю. Известно, что еще в XV в. оно принадлежало роду Пушкиных, позже ее владельцами были бояре Полевы, Шаховские, Стрешневы, Чаадаевы. В 1658 г. Дарну купил Патриарх Московский и Всея Руси Никон, приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Неизвестно, что с ней случилось: пришла ли в негодность из-за ветхости, либо сгорела. Следующие архивные данные датируются уже XIX веком. Тогда в селе Воздвиженском стояла деревянная церковь Петра и Павла, видимо, построенная на месте бывшей Воздвиженской церкви примерно в конце XVIII века. В ночь с 25 на 26 марта 1893 г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Во всепокорнейшем прошении в Московскую митрополию прихожане и причт обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. Временный храм (пристройка к церковно-приходской школе) был построен в том же году. Большое содействие оказала землевладелица Анна Сергеевна Цурикова. Практически в это же время началась подготовка к возведению нового каменного храма. И началась она основательно: с устройства своего церковного кирпичного завода. Одновременно шел сбор средств, завозился камень, известь, материал для лесов и подмостьев. Руководил этой подготовкой священник Лазарь Гниловский. В 1895 г. был построен большой трехпрестольный храм (приделы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Проект церкви безвозмездно был выполнен архитектором С.В. Шервудом.

http://sobory.ru/article/?object=01850

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Карта и ближайшие объекты Село Медведково являлось родовой вотчиной князей Пожарских и название свое вероятно получило от прозвища первого владельца села - Василия Федоровича Пожарского - Медведь (Медведко). Осенью 1612 года в разоренном в Смутное Время селе отслужили войсковой молебен перед решающей битвой с поляками за Москву под предводительством Дмитрия Михайловича Пожарского и Кузьмы Минина. В память об этом событии в 1620 году на средства Пожарского была возведена первая деревянная шатровая церковь и для нее был отлит памятный колокол в честь освобождения Москвы. В 1634-1635 гг. в память о безвременно усопшем любимом сыне Федоре Пожарский распорядился заменить деревянную церковь на ныне существующий каменный шатровый храм, один из последних образцов этого стиля, поскольку вскоре церковной реформой Никона этот тип культовых построек был запрещен, как " не соответствующий чину " . В церкви сохранились иконы XVII–XVIII веков: " Покров Пресвятой Богородицы " , " Знамение " , " Девять мучеников кизических " . Есть два придела конца 17 века - Преподобного Сергия Радонежского и Девяти мучеников Кизических. В подклете располагается теплая церковь в честь иконы Божией Матери " Знамение " , которая не закрывалась и в годы Советской власти. Невысокая двухярусная колокольня пристроена в 19 веке. В 1620-е годы в Медведкове на средства Д.М. Пожарского была выстроена шатровая деревянная церковь, для которой отлили памятный колокол в честь освобождения Москвы. На его же средства был возведен существующий ныне каменный шатровый храм в 1635 г. Это один из последних шатровых храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как " не соответствующих чину " . Высокий шатер, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах – отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки. У храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна. Северный придел – Девяти мучеников Кизических, южный – Преподобного Сергия; оба придела были основаны в 1690г. В нижней части – высоком подклете, на который поставлен храм, устроен теплый храм во имя иконы Божией Матери Знамение. Храм не закрывался.

http://sobory.ru/article/?object=01824

Линдо-Пустынь. Церковь Жён-мироносиц. Карта и ближайшие объекты Церковь была построена в 1852 г. благодаря стараниям нижегородского купца М.П. Смирнова и церковного старосты А.Е. Грачёва. В январе 1888 года церковь посетил епископ Модест. Первый храм был срублен в 1654 году и посвящен Святым Женам мироносицам с приделом великомученика Димитрия Солунского. В 1772 году на смену ветхому поставили новый храм. На его колокольне имелось шесть колоколов: большой в 30 пудов, восьмипудовый повседневный, остальные меньшего веса. Церковь имела тесовую крышу и главу, крытую листовым железом. Погост был обнесен оградой из бревен. Епархиальное руководство постоянно отмечало «очень усердное служение» местных священников, особенно отца Ераста Ступинского. Трёхпрестольный каменный храм появился в 1852 году стараниями нижегородского купца Н.П. Смирнова и церковного старосты А.Е. Грачева. Это кирпичный пятиглавый храм с двухпридельной трапезной и шатровой колокольней. Главный холодный придел посвящался Святым Женам Мироносицам, а теплые – Великомученику Дмитрию Солунскому, Святым Апостолам Прохору, Никанору, Тимону и Пармену. В приходе значилось семь деревень: Яблонное, Ногаево, Охлобыстино, Шпынево, Хорино, Петухово, Оголихино. Прихожан до 900 человек. Решения о закрытии храма не было, но он перестал действовать после ареста в 1936 году священника В.С. Медведева. Каменное здание не использовалось, поэтому хорошо сохранилось, ждёт заботливых рук. Описание по материалам книги: «Борское Заволжье в фотографиях » Первая деревянная церковь была построена в 1654 году и посвящена Святым Женам Мироносицам и имела придел великомученика Димитрия Солунского. В 1772 году в связи с ветхостью на месте старого храма был построен новый деревянный храм, который простоял до постройки каменной трехпрестольной церкви в 1852 году. Пятиглавый храм в русско-византийском стиле был построен из красного кирпича и имел двухпридельную трапезную с шатровой колокольней. Главный холодный придел в честь Святых Жен Мироносиц, теплые приделы посвящены святым апостолам Прохору, Никанору, Тимону и Пармену и великомученику Дмитрию Солунскому .

http://sobory.ru/article/?object=15019

Храм Святой Троицы (Серпухов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Святой Троицы в городе Серпухов имеет типичную для зодчества XVII века архитектуру: бесстолпный четверик, кокошники, пятиглавие на барабанах. Замечательная по силуэту и пропорциям шатровая колокольня, ее динамизм и стройность воспринимаются острее рядом со статичным четвериком церкви. Содержание История [ править править код ] Троицкая церковь на Посаде — одна из древнейших в Серпухове. Построенная на Ильинской горе, в непосредственной близости к Ильинской церкви, деревянная церковь Святой Троицы существовала до 1552 года, когда она была зафиксирована в Сотной — переписной книге князя Василия Семеновича Фуникова. В 1669 году деревянная Троицкая церковь, как и весь город, сгорела во время страшного пожара. В 1670 году, в числе первых в городе храмов, церковь Троицы на посаде была вновь отстроена в камне «тщанием прихожан». В XVII веке строительство каменных храмов в Серпухове было событием чрезвычайно редким. По своему облику вновь построенная каменная Троицкая церковь была типична для московской школы зодчества XVII столетия — бесстолпный четверик, декоративные кокошники, компактное пятиглавие на стройных барабанах. По мнению исследователя Ф. В. Разумовского, архитектуру Троицкой церкви можно считать своеобразным «прологом» в истории серпуховского зодчества более позднего времени. Наиболее традиционный элемент храма — замечательная по силуэту и пропорциям шатровая колокольня. Ее высотную композицию составляют три яруса: невысокий четверик, восьмерик и шатер, слитые в единый, устремленный ввысь объем — свечу. Ее динамизм и стройность воспринимаются острее рядом со статичным четвериком здания церкви. В ноябре 1714 году подписан Патриарший указ об освящении с южной стороны Троицкой церкви придела святого Василия Блаженного с трапезной и выдан антиминс. Освящение совершил архимандрит Высоцкого монастыря Герасим. Придел был сделан «тёплым» и употреблялся для зимних богослужений, тогда как главный алтарь не отапливался.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Святой_Тр...

Кандалакша. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кандалакша – южные рубежи Мурманской епархии, рубежи, просвещённые святым крещением около 500 лет назад. Произошло это в районе устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита Кольского, крестителя лопарей. Таким образом, история прихода храма Рождества Иоанна Предтечи ведется с 1526 года. 29-го мая 1589 года храм разделил участь монастыря и волости, когда «на петрово заговейно в ночи приходили немецкие люди к морю в Кандалашскую волость и на монастырь на Кандалашской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь и волость пожгли и животы поимали все, а людей побили 450 человек». Грамотой преосвященного Варсонофия от 23 октября 1751 года было разрешено ремонтировать церковь Иоанна Предтечи, а в 1768 году началось строительство новой церкви. Работа шла медленно, и лишь в 1801 году церковь открылась. Новый храм стоял до 1940-го года, пережив нападения англичан в Крымскую войну 1855-56 гг. Ныне действующая деревянная, шатровая, вместительная церковь была заложена 28 января 2000 года и строилась всем миром. 26 марта 2005 года её освятил Высокопреосвященнейший Симон, архиепископ Мурманский и Мончегорский. По материалам Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше (старая) Деревянная ярусная церковь, обшитая тесом, построенная в 1786-1801 гг. Основной объем представлял собой четверик, завершенный восьмериком, несшим малые четверик и восьмерик. К нему примыкали прямоугольные алтарь и трапезная, отдельно стояла шатровая колокольня. Закрыта в 1940 г., перестроена, венчания сломаны, окончательно сломана в 1990-х гг. Место храма в 2004 г. отмечено памятной часовней. http://svyatayarus.su/church/detail/50316/ Кандалакшский приход появился около 500 лет назад, в начале XVI века, на правом берегу устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита Кольского, крестителя лопарей: «Приехаше к Москве Поморцы и Лопляне с моря Окияна, и с Кандолакжской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антиминса и Священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением. И Государь велел архиепископу Макарию послати из Нова-града от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христианскую».

http://sobory.ru/article/?object=45368

Муром. Воскресенский монастырь. Собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Собор во имя Воскресения Христова девичьего Воскресенского монастыря города Мурома Наиболее ранние упоминания о женском Воскресенском монастыре в Муроме относятся к 1566 году. Какие в то время в нем существовали церкви, нам неизвестно. Достоверное их описание впервые было сделано только в начале XVII века: «За ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем две церкви шатровых: а) Воскресения Господня деревянная на подклети, о трех верхах шатровых, с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и собора Архистратига Михаила; б) церковь деревянная теплая во имя Введения Божией Матери» (Опись Бориса Бартенева 1637 года) Каменным монастырский собор стал только в середине XVII столетия. В 1655-1658 годы на средства купца Семена Федоровича Черкасова в обители, располагавшейся на высоком берегу Оки, в Кожевенной слободе, возвели Георгиевскую церковь (она не сохранилась до нашего времени), собор во имя Воскресения Господня и храм Введения Пресвятой Богородицы с колокольней. Последние две церкви построили на месте более древних – деревянных Своим обликом Воскресенская церковь напоминает соборы других монастырей Мурома: Троицкого - возведенного немного раньше – в 1642 году и Благовещенского – несколько более позднего (1664 год). По композиции собор Воскресенского монастыря представляет собой пятиглавый храм с высоким кубом в основании. С западной стороны к нему примыкает трапезная с двускатным перекрытием. Кроме того, с северной и западной сторон его охватывает крытая галерея-гульбище с крыльцами, увенчанными четырехгранными шатрами Судить о первоначальном декоративном убранстве собора сейчас не представляется возможным, так как в 1792 году он пострадал от пожара, а в конце XIX века его оштукатурили, т.е. покрыли древнюю кладку толстым слоем цементного раствора. На рубеже столетий в соборе выполнили новые росписи. В это же время он получил четырехскатное перекрытие, окончательно исказившее его облик. Оно уничтожило очарование от ставшей традиционной в Муроме «горки» из двух рядов чередовавшихся больших и малых кокошников сложного профиля, дополненных небольшими кокошничками в основании барабанов. Кроме этого, барабаны с главками, очертания которых напоминают соборы ранее упомянутых монастырей, плохо согласуются с позднейшим перекрытием и создают впечатление «чужеродности». Следует отметить, что столь ярко выраженная разница в размерах кокошников верхнего и нижнего ряда, является отличительной особенностью именно этого храма. В убранстве соборов других муромских монастырей она отсутствует.

http://sobory.ru/article/?object=05785

Качалово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Успения в селе Качалово- яркий образец сельской приходской церкви, в архитектуре своей сочетающая приёмы и формы барокко с традициями допетровского зодчества. Стоит храм на восточной окраине села, улица которого ориентирована на колокольню. Церковный участок с кладбищем расположен на местности, рельеф которой понижается к югу, в сторону р.Качалки. Впервые храм в Качалове упоминается в 1628 г., когда в селе стояли две деревянные церкви в честь Успения Пречистой Богородицы (летняя) и во имя св. вмч. Георгия Победоносца (зимняя). В 80-е годы 18 века взамен деревянных был возведён на средства прихожан храм каменный пятиглавый с шатровой колокольней, освящённый в 1785 г. В храме этом имелось три престола: в холодном четверике 1) в честь Успения Божией Матери, в тёплой трапезной 2) правый - в честь Преображения Господня, 3) левый - во имя свт. Николы. Ограда вокруг церкви, очевидно, была построена в сер. 19 в. Главы храма, а также верхний ярус и шатёр колокольни в кон. 19 - нач. 20 вв. были покрыты листовым железом. Композиция Успенской церкви складывается из пятиглавого бесстолпного храма, прямоугольной в плане трапезной и шатровой колокольни. Двусветный четверик храма увенчан пятью восьмигранными барабанами с луковичными главками; центральный более крупный барабан - световой, угловые - глухие. Прямоугольный в плане алтарный выступ дополнен полукруглой апсидой. Вытянутая по продольной оси трапезная незначительно шире четверика. Композиция колокольни, отличающаяся грузными пропорциями, состоит из низкого квадратного в плане основания, двухъярусного восьмигранного столпа и шатра, некогда завершавшегося небольшой луковичной главкой. На стенах и своде храма сохранились плохо различимые фрагменты масляной живописи, очевидно, 2-й пол. 19 века. Церковь эта была закрыта и предназначена на слом решением Костромского райисполкома от 6 марта 1941 г. Ярославский облисполком 18 марта 1941 г. утвердил это решение, однако начавшаяся вскоре война не позволила осуществить его. Начиная с 1942 г. религиозная община села начала бороться за открытие храма и сумела добиться того, что богослужения в нём были возобновлены в начале 1943 г. Однако продолжались они недолго: уже 28 августа 1949 г. Костромской облисполком принял решение о вторичном закрытии церкви. В 1951 г. здание церкви передали колхозу им. В.М. Молотова под зерносклад. В 1969 г. Костромской райисполком просил облисполком разрешения на слом церкви " на стройматериалы " . К счастью, эта просьба не была санкционирована; храм в Качалове, руинированный и заброшенный, стоит и поныне...

http://sobory.ru/article/?object=11601

Раменское. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Первоначальная пятиглавая церковь в русско-византийском стиле была выстроена в поселке при фабрике на средства купца П. С. Малютина. В 1886-1889 к церкви пристроена шатровая колокольня в псевдорусском стиле с боковыми притворами. В главном храме были Петропавловский и Никольский приделы, в пристройке 1880-х - Успенский и Михаило-Архангельский. Закрыта в 1938, венчания сломаны, служила пищевым цехом. Открыта в 1989, при восстановлении вместо прежнего пятиглавия поставлен один большой купол. Кирпичная, пятиглавая церковь Живоначальной Троицы в поселке, при фабрике, была построена в 1852-1855 гг. на средства купцов Малютиных при участии кн.А.А.Голицыной. Боковые перстолы были освящены во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла и Святителя Николая Чудотворца. В 1889 г. по проекту архитектора А.А.Целерова, на средства Промышленного и торгового товарищества Малютиных храм был расширен, пристроена колокольня с притворами, освящены приделы Архангела Михаила и Успения Пресвятой Богородицы. В 1938 г. храм был закрыт и разорен, сломаны завершения. В 1989 г. церковь возвращена верующим и восстанавливается. Основной объем решен достаточно строго и монументально, в " русско-византийском " направлении художественной эклектики. Пристроенные позднее шатровая колокольня с притворами, богато украшенные кирпичным декором в традициях " дивного узорочья " XVII в. - яркий образец " русского " стиля. Ныне храм имеуется Свято-Троицким собором и является главным храмом Раменского благочиния. Источник: " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Кирилл Аминов 19 марта 2015 г. Первое упоминание о Раменской великокняжеской волости относится к 1328 году. Московский князь Иван Калита впервые упоминает эту местность в своей Духовной грамоте. Известно, что в 1628 году в церковных письменных источниках упоминается деревянный храм св. Бориса и Глеба во дворцовой волости Раменице, который стоял на небольшом удалении от озера, на месте нынешних фабричных корпусов. В последующие годы Раменьем владели довольно известные исторические деятели. Спустя много лет, в 1722 году по указу Петра I " пожизненным " владельцем волости и её окрестностей становится граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. После волость принадлежала графу Бестужеву-Рюмину, князьям Волконским, Прозоровским-Голицыным.

http://sobory.ru/article/?object=04045

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Стефана Махрищского. Церковь. Действует.   Престолы: Стефана Махрищского Год постройки:Между 1996 и 1997. Адрес: Россия, Владимирская область, Александровский район, с. Махра Координаты: 56.269616, 38.680373 Проезд:На территории монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм в честь преподобного Стефана, Махрищского чудотворца В середине XVI века при игумене обители Варлааме, на пожертвования царя Иоанна Грозного, на месте сгоревшей деревянной Троицкой церкви было начато строительство каменного собора. При копании рвов для фундамента нового храма были обретены мощи первоначальника Махрищской обители преподобного Стефана. Над мощами решено было возвести храм в честь преподобного, который и был воздвигнут в течение 1557-1558 годов. Эта церковь стала северным приделом еще строившегося в то время Троицкого собора. В 1558 году придел был освящен в присутствии государя Иоанна Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного. Стефановский придел считался самостоятельным храмом, был небольшого размера (около 12 м в длину и 8 м в ширину), прямоугольный в плане, с одним алтарным полукружием, увенчан световым барабаном и главкой с крестом. В северо-западном углу храма была устроена двухъярусная шатровая колокольня. У южной стены церкви, у алтарной преграды, напротив правого клироса, под спудом покоились святые мощи преподобного Стефана. На протяжении XVII века русские цари и именитые бояре вносили в монастырь богатые вклады. На эти пожертвования благоукрашался и Стефановский храм. В 1807 году была разобрана обветшавшая Троицкая церковь, и на ее месте, по указанию митрополита Платона (Левшина), в 1808 году была возведена новая. После разборки Троицкой церкви придел преподобного Стефана стал отдельно стоящим храмом. К этому времени он состоял из прямоугольной в плане центральной части, к которой с востока примыкала полукруглая, смещенная к югу апсида, а к северо-западному углу – шатровая колокольня. Завершалась центральная часть небольшой главкой.

http://sobory.ru/article/?object=05788

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010