Лицо Моисея иногда представляет собою данный чрез него закон, как сказано правильно и в евангельских притчах: «у них есть Моисей и пророки» (Лк. 16:29).     П. Ты сказал правильно.     К. Что же обозначается тем, что святую скинию надлежало водрузить в один день и притом в новомесячие первого месяца и во второй год (Исх. 40:2, 17-18), об этом мы скажем теперь, исследуя истинное и кажущееся наилучшим для читателей: ибо день один указывает на то вожделенное для нас и спасительное время, в которое Единородный, соделавшись человеком, смертию Своей Плоти стяжал Богу и Отцу сущих на земле. Время же это было одно из всех: «умерший... умер однажды,... уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти», по Писаниям (Рим. 6:7, 10, 9): ибо мы уже не будем ожидать, что Сын умрет за нас и за духов, которые в аде, и что будет второй «начаток умершим» (1Кор. 15:20): потому что если не будет смерти, то как же будет и воскресение? Итак, можно, не говоря лжи, сказать, что время этого одно, как я сказал недавно, и день один, о котором и пророк упомянул, говоря как бы от лица Бога: «во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе» (Ис.49:8). Пишет же и божественный Павел: «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор. 6:2), в который Христос воскрес из мертвых, разрушив страшную державу смерти, когда и святых Апостолов, как бы каких строителей и духовных художников Церкви из язычников, поставил, говоря: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19-20): ибо разве ты не то считаешь устроением Церкви?     П. Что ты имеешь в виду?     К. Преданную святыми тайноводителями веру и проповеданное ими житие, разумею во Христе и единение с Богом, совершаемое чрез святое крещение и причастие Святого Духа; ибо так взывает к нам Павел, говоря: «краеугольным камнем, на котором … возрастает в святый храм в Господе, … в жилище Божие Духом» (Еф.2:20-22; 1Пет. 2:5), потому что древле Христос предызображаем был как бы в различных сосудах в святой скинии, как золотой кадильник, как кивот, как светильник, а равно и как трапеза и бывшее на ней. В настоящее же время, я думаю, каждый из уверовавших называется домом и храмом Божиим, имея обитающего в себе Христа: ибо Он «вселяется... верою в сердца» наши, как написано (Еф.3:17), один и тот же пребывая по естеству, хотя и мыслится с плотию, ибо «один Бог Отец, из Которого все, ... один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор. 8:6), в различных же свойствах Божества имея в Себе как бы многообразие и различно мыслимый: потому что Он существует в нас как Слово Божие, и Премудрость, и Свет, и Жизнь, и Хлеб животный, и Сходящий с небеси

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

— Иду, Госпожа моя, иду! С этими словами блаженная Муза предала душу свою в руки Пресвятой Богородицы и, оставив эту земную жизнь, вселилась в обителях вечных с прочими девами, сопутствовавшими Матери Божией» [ 2 ]. Когда архидиакон Петр выслушал эту повесть, то спросил святого папу Григория: — Я хотел бы знать, честной владыка, могут ли быть приняты на небесах души праведников прежде, чем они разлучатся от тела? Святой же Григорий отвечал: — Мы не можем сказать о всех без исключения праведных людях, что души их будут приняты на небесах; точно также не можем и сказать, чьи души не будут приняты на небесах. Но вероятно есть люди праведные, души которых находятся как бы в некоем отдалении от Царствия небесного. Причину этого следует видеть именно в том, что те люди в продолжении земной жизни своей не достигли известного совершенства в добродетельной жизни. Что же касается того, что души праведников, живших богоугодно на земле, когда отрешаются от союза с плотью, то поселяются в обителях небесных, то эта истина — яснее самого света солнечного, ибо Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «ибо, где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24:28), то есть, где будет Господь наш Иисус Христос с принятою на Себя человеческою плотью нашею, там без всякого сомнения будут и души праведников. И святой Апостол Павел весьма желал «разрешиться и быть со Христом» (Филип. 1:23). Верующий в то, что Господь пребывает на небесах, должен веровать и в то, что и Павлова душа пребывает на небесах со Христом. Тот же Апостол очевидно для всех свидетельствует, что души праведников по разлучении с телом водворятся в отечестве небесном, ибо он говорит: «знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Богу нашему да воссылается слава, честь и поклонение, ныне и в бесконечные веки. Аминь.   В тот же день память во святых отца нашего Георгия, епископа Митиленского, поставленного во епископа в 842 году.   В тот же день память святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии, пострадавших в царство Диоклитианово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святая Церковь предупреждает нас, она предостерегает нас от того, чтобы мы не оказались подобны тем, которые глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Исх. 6:9–10 ; Мф. 13:15 ). Давайте же в эти святые дни отложим владеющие нами страсти, направим все силы наших душ на служение Господу. Тогда, живя ещё на земле, мы откроем наше сердце для вечности, мы будем радоваться жизни, и в нас проснётся стремление к вечной жизни. День за днём все больше и больше будут открываться наши души для познания Вечного. И тогда уже не с ужасом, но с великою радостью мы будем думать о дне последнего воскресения. Тогда мы даже не предстанем пред страшным Престолом Судии, но будем радоваться, взирая на Господа в день последнего воскресения, К этому и призывает Святая Церковь словами сегодняшнего тропаря: «Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Аминь. Неделя третья по Пасхе, святых жён-мироносиц Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшний праздник – праздник святых жён по преимуществу. Недавно пришлось слышать от одной из сестёр: «это наш праздник». Какое величайшее заблуждение! Если это действительно праздник жён, то не всех, а только мудрых. Не всех жён, живших в дни земной жизни Иисуса Христа, вспоминаем мы сегодня, а только тех, которые служили Ему, следовали за Ним, не оставляли Его и в страшные минуты Его страданий и смерти. Мы празднуем ныне праздник тех жён, которые в час погребения Своего Господа и Учителя зрясте, где Его полагаху ( Мк. 15:47 ). И когда пречистое тело Его было положено во гроб, а вход завален камнем, не ушли, а остались седяще прямо гроба ( Мф. 27:61 ). Они пришли ко гробу, движимые великою любовью к своему Учителю для того, чтобы и в этот последний час послужить Ему и по иудейскому обычаю умастить тело Его ароматами. Не будучи в состоянии исполнить это во время погребения, они не оставили своего намерения, но, возвратившись домой, ещё до наступления субботы уготоваша ароматы и миро ( Лк. 23:56 ), чтобы по окончании субботнего покоя пойти снова на рассвете первого дня недели ко гробу и помазать ароматами и миром тело Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

(5) Причислен я к нисходящим в яму, стал я, как бессильный мужчина. (6) Среди мертвых свободный – словно убитые, лежащие в могиле, которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отторгнуты. (7) Ты положил меня в яму преисподнюю, в темень, в бездну. (8) На мне тяготел гнев Твой, все волны Твои поразили [меня] вовек. (9) Удалил Ты знакомых моих от меня, сделал меня отвратительным для них, я заключен без выхода. (10) Глаз мой горюет от мучений: я взываю к Тебе, Бог, каждый день, простираю к Тебе руки мои. (11) Разве мертвым Ты чудо сотворишь? Или покойники встанут, будут благодарить Тебя? (12) Ужели в могиле возвещаться милосердию Твоему, верности Твоей – в месте тления? (13) Во мраке ли познаются чудеса Твои, в земле забвения – справедливость Твоя? (14) Но я к Тебе, Бог, взываю, утром молитвой моей встречу Тебя. (15) Зачем, Бог, покинул Ты душу мою, скрыл лик Твой от меня? (16) Я угнетен и изнемогаю с юности, несу страх Твой непрестанно. (17) Надо мною прошел гнев Твой, страх пред Тобою сокрушил меня – (18) окружили они меня, как вода, весь день, обступили меня все сразу. (19) Удалил Ты от меня любящего и друга, знакомых моих не видно. 89. (1) Благоразумное [наставление] Эйтана Гаэзрахи . (2) Милосердие Бога буду вечно воспевать, из поколения в поколение буду возвещать верность Твою устами моими. (3) Ибо сказал я: «Вовеки зиждется милосердие, как небеса утвердил Ты верность Твою, [сказав]: (4) “Я заключил союз с избранником Моим, поклялся Я Давиду, рабу Моему: (5) ‘Навеки утвержу потомство твое, устрою престол твой из поколения в поколение, навсегда’ ”. (6) И прославят небеса чудеса Твои, Бог, верность Твою – в общине святых. (7) Ибо кто на небе сравнится с Богом? Кто среди сынов сильных уподобится Богу? (8) Всесильный почитаем в великом сонме святых, грозен Он для всех окружающих Его». (9) Бог, Всесильный [Бог] воинств! Кто силен, как Ты, Бог? И верность Твоя вокруг Тебя. (10) Ты владычествуешь над величием моря: когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их. (11) Ты унизил Египет, мышцею могущества Твоего рассеял Ты врагов Твоих.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

(7) Ты положил меня в яму преисподнюю, в темень, в бездну. (8) На мне тяготел гнев Твой, все волны Твои поразили [меня] вовек. (9) Удалил Ты знакомых моих от меня, сделал меня отвратительным для них, я заключен без выхода. (10) Глаз мой горюет от мучений: я взываю к Тебе, Бог, каждый день, простираю к Тебе руки мои. (11) Разве мертвым Ты чудо сотворишь? Или покойники встанут, будут благодарить Тебя? (12) Ужели в могиле возвещаться милосердию Твоему, верности Твоей – в месте тления? (13) Во мраке ли познаются чудеса Твои, в земле забвения – справедливость Твоя? (14) Но я к Тебе, Бог, взываю, утром молитвой моей встречу Тебя. (15) Зачем, Бог, покинул Ты душу мою, скрыл лик Твой от меня? (16) Я угнетен и изнемогаю с юности, несу страх Твой непрестанно. (17) Надо мною прошел гнев Твой, страх пред Тобою сокрушил меня – (18) окружили они меня, как вода, весь день, обступили меня все сразу. (19) Удалил Ты от меня любящего и друга, знакомых моих не видно. 89. (1) Благоразумное [наставление] Эйтана (2) Милосердие Бога буду вечно воспевать, из поколения в поколение буду возвещать верность Твою устами моими. (3) Ибо сказал я: «Вовеки зиждется милосердие, как небеса утвердил Ты верность Твою, [сказав]: (4) " Я заключил союз с избранником Моим, поклялся Я Давиду, рабу Моему: (5) " Навеки утвержу потомство твое, устрою престол твой из поколения в поколение, навсегда " " . (6) И прославят небеса чудеса Твои, Бог, верность Твою – в общине святых. (7) Ибо кто на небе сравнится с Богом? Кто среди сынов уподобится Богу? (8) Всесильный почитаем в великом сонме святых, грозен Он для всех окружающих Его». (9) Бог, Всесильный [Бог] воинств! Кто силен, как Ты, Бог? И верность Твоя вокруг Тебя. (10) Ты владычествуешь над величием моря: когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их. (11) Ты унизил Египет, мышцею могущества Твоего рассеял Ты врагов Твоих. (12) Небеса Твои и земля Твоя, вселенную и что наполняет ее, Ты основал. (13) Север и юг Ты создал, Тавор и Хермон имя Твое (14) У Тебя мышца и могущество, рука Твоя могуча, десница Твоя высока! (15) Правда и правосудие – основания престола Твоего, милосердие и истина предваряют лик Твой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

А св. апостолы сами про себя говорят, что, проповедуя Евангелие Царствия Божия, они трудились день и ночь, чтобы приобрести себе насущный хлеб. «Мы... у вас... ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою день и ночь»( 2Фес.3:8 ), – писал апостол Павел фессалоникийским христианам. IX. «Если вникнем в жизнеописания святых угодников Божиих, то увидим, что не только зрелый возраст, не только старость, но и самая юность, даже детство не препятствовало людям благоугождать Богу: св. Урван благоугодил Богу 12-ти лет от роду, Прилидиан 9-ти лет, св. Вера послужила Христу 12-ти лет, Надежда 10-ти, Любовь 9-ти лет» (Ч.-М. сент. 4 и 17). X. Там увидим, что ни бедность, ни богатство, ни знатная, ни уничиженная доля не мешали человеку служить Богу. Не беден ли был, например, преп. Павел Фивейский? Он не имел даже одежды, а покрывался листьями древесными; он жил один в пустыне, без всякого пособия человеческого и получал пищу от ворона (Чет.– Мин. янв. 16), – и этому бедняку бедность не мешала быть богатым верою и добрыми делами. XI. А много ли на свете таких богачей, какова была св. Мелания римлянка? Она имела богатство не только в Риме, где родилась, но и в Сицилии, и в Испании, и в Галлии, и в Британии, и богатство ее состояло не из домов только, но и из обширных лесов, полей, и пр. и пр. (Чет.-Мин. дек. 31), – но богатство не увлекло ее от Бога на страну далече: она с Богом жила, с Богом почила, с Богом и блаженствует теперь на Небе. XII. Были и такие мужи, которые на земле имели самую смиренную долю, а на небе заняли высокую степень блаженства; например, преп. Спиридон был просфорником (Ч.-М. окт. 31), препод. Марк копал могилы (Чет.-Мин. дек. 29), св. Вонифатий отправлял должность слуги (Чет.-Мин. дек. 19). Словом, увидим, что никакой возраст, никакое звание, никакое состояние не могут быть не совместимы с служением Богу» (Сост. по книге: «Минуты пастырского досуга», т. стр. 3–4). 7. Библейские изречения о добрых делах Господь был образцом дел добрых: Иисус сказал иудеям: «много добрых дел показал Я вам от Отца Моего»( Ин.10:32 ). – «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что Он сделал в стране Иудейской и в Иерусалиме» ( Деян.10:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Граф Лев Толстой провозглашает всех современных европейцев, исповедующих древнюю христианскую веру, сумасшедшими, заключая от частного к общему, от противного, от самого себя; не вернее ли заключить наоборот, от общего к частному, от общего противного к частному противоположному, что он один, считая себя одного здравомыслящим, между тем рассуждая не как все, он-то один и помешался в уме и что в отношении к нему и справедливо и пора принять приличные болезненному поражению его ума меры врачевания?... Так вот куда, естественно и прямо, в конце концов, заводит отступничество от православной христианской веры. Опыт этого мы видели в русских нигилистах. Опыт того же видим и в графе Льве Толстом. Он начал, как и нигилисты начали, – с корня: с подрытия корней христианской веры, а оканчивает, как и нигилисты, призывом ко всеобщему перевороту, – разрушать основы существующего общественного и государственного порядка. Отступничество от веры – это корень, призыв ко всеобщему взрыву – это плод. Если плод не хорош, поймите, что и корень не хорош. И помните, что от этого дурного корня вырастет всегда и дурное дерево с дурным плодом – всеобщим переворотом. Потому-то истинный Христос Бог наш и предостерегает нас, верных чад своих, и все наше христолюбивое отечество и богопоставленных носителей власти Божией на земле: «берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь, по плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царствие небесное, но исполняющий волю Отца моего небесного. Мне скажут в тот последний день: Господи! Господи! не от твоего ли имени мы пророчествовали и проповедали? тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие» ( Мф.7:15, 19–23 ). Аминь. Беседа IV. О том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, главу церкви, от тела церкви и, в частности, от святых пророков и апостолов На день святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Граф Лев Толстой провозглашает всех современных европейцев, исповедующих древнюю христианскую веру, сумасшедшими, заключая от частного к общему, от противного, от самого себя; не вернее ли заключить наоборот, от общего частному, от общего противного к частному противоположному, что он один, считая себя одного здравомыслящим, между тем рассуждая не как все, он-то один и помешался в уме и что в отношении к нему и справедливо и пора принять приличные болезненному поражении его ума меры врачевания? Так вот куда, естественно и прямо, в конце концов, заводит отступничество от православной христианской веры. Опыт этого мы видели в русских нигилистах. Опыт того же видим и в графе Льве Толстом. Он начал, как и нигилисты начали, с корня: с подрывания корней христианской веры, а оканчивает, как и нигилисты, призывом ко всеобщему перевороту, – разрушать основы существующего общественного и государственного порядка. Отступничество от веры – это корень, призыв ко всеобщему взрыву – это плод. Если плод не хорош, поймите, что и корень не хорош. И помните, что от этого дурного корня вырастит всегда и дурное дерево с дурным плодом – всеобщим переворотом. Потому-то истинный Христос Бог наш и предостерегает нас, верных чад своих, и все наше христолюбивое отечество и богопоставленных носителей власти Божией на земле: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Всякое дерево, не приносящее плода доброго срубают, и бросают в огонь. По плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царствие небесное, но исполняющие волю Отца моего небесного. Мне скажут в тот последний день: Господи! Господи! не от твоего ли имени мы пророчествовали и проповедали. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас отойдите от Меня делающие беззаконие ( Мф.7:15–23 ). Аминь. Беседа IV. На день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, о том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, главу церкви, от тела церкви и в частности от святых пророков и апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Слово в праздник Собора новомучеников и исповедников российских Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). 1994 г. См. также: Церковный год > > Собор новомучеников Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? …и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6, 9-10, 11). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917- 1918 годах объявили: «Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (…) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его «годиной лютой». И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее — непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя — Великого равноапостольного князя Владимира — и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? «…возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая… в темницы, и поведут пред… правителей за имя Мое…» (Лк. 21,12). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период — за семьдесят лет — земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множе- ством русских святых мучеников и исповедников.

http://zavet.ru/kalendar/novm/003krest.h...

Как мы называем этот день?День Вознесения. С какого места Господь вознесся на небо? – С горы Елеон. Кто был очевидцем Его вознесения? – Все Его верные ученики. Почему Господь вознесся на небо? – Потому что Он завершил Свое служение людям и после этого восшел в Свое вечное местопребывание. Он вознесся на небеса в человеческом облике? – Да, в обличии настоящего человека, тело которого воскресло из мертвых. Для чего вознесение Его было видимым многим свидетелям? – Чтобы убедить всех, в Него поверивших, что и они так же вознесутся на небеса после всеобщего воскресения мертвых. Что означают слова: сидяща одесную Отца? – Это означает, что Иисус Христос имеет с Богом Отцом одинаковое величие, славу и власть. Перед Своим вознесением Он сказал Своим ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). 2.1.7. Седьмой член Символа Веры Как звучит седьмой член Символа Веры? – И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. Чему нас учит седьмой член Символа Веры? – В нем говорится: – о Втором пришествии Христа; – о Суде Его над живыми и мертвыми; – о Его вечном Царстве Небесном. Будет ли Второе пришествие Христа отличаться от первого? – Второе пришествие будет совершенно другим. В Свое первое пришествие Он был в уничижении, послужил людям и пострадал за них. А во второй раз Он придет в величии и славе Своей, чтобы судить людей, живых и мертвых. Как Он Сам говорит о Своем Втором пришествии? – Он сказал: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф.25:31–32 ). И после этого Он станет судить праведных и грешных по делам их. Существует ли какое-нибудь описание Его Второго пришествия? – Существует несколько описаний. Например, апостол Павел, утешая тех, кто горюет о своих умерших, говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» ( 1Сол.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010