У каждого из нас с вами среди сонма святых земли Русской есть свои любимые святые – те, имена которых мы носим, мощам которых мы поклоняемся, а также те святые, которые сыграли особую роль на нашем собственном жизненном пути. Невозможно перечислить всех этих святых и их подвиги, но одно можно сказать сегодня, в этот торжественный и радостный для Русской Православной Церкви день: спасительное слово Божие дало благие и богатые плоды на нашей земле. Для нас это повод не гордиться и не превозноситься над другими землями и народами, а, прежде всего, задуматься о той исторической ответственности, которую Господь возложил на каждого из нас. Когда мы вспоминаем Всех святых земли Русской, то вспоминаем не только людей, живших в далеком прошлом, но и тех, которые жили совсем недавно, – новомучеников и исповедников, подвиг которых особым образом духовно укрепил нашу святую Русскую Православную Церковь. Мы знаем о том, что и в наши дни живут на земле святые люди, которых Церковь еще не прославила. Подвиг святости, который был заповедан нам нашими предшественниками и который мы с такой яркостью созерцаем в ликах святых земли Русской, и сегодня продолжается на нашей земле. Сегодня в этом святом храме, как и во всех других храмах Русской Православной Церкви, была вознесена молитва об умирении вражды на Украинской земле. Сегодня мы называем эту землю Украинской, а когда-то она называлась Киевской Русью. Когда-то, до сравнительно недавнего времени, эта земля была частью единого государственного образования. И несмотря на то, что сегодня на этой земле – свое независимое государство, она продолжает оставаться частью единого духовного пространства, которое мы называем Русской Православной Церковью, и большинство верующих Украины, несмотря на все усилия отторгнуть их от единства Церкви, которые прилагались на протяжении уже более двадцати лет, сохраняют это единство вопреки трудным обстоятельствам. Сейчас на Украинской земле льется кровь, каждый день мы слышим о новых жертвах, о множестве раненых, об оставшихся без крова, о беженцах. Мы с вами можем по-разному относиться к причинам, которые вызвали это противостояние, можем по-разному их оценивать, но одно для нас как православных людей совершенно очевидно: если льется кровь – значит, торжествует диавол, как было сказано и в послании нашего Святейшего Патриарха. Если брат восстает на брата, это значит, что помутились очи и сердца человеческие. А потому требуется особая усердная молитва для того, чтобы это противостояние прекратилось и все, от кого зависит судьба украинского государства и украинского народа, прежде всего подумали о сохранении человеческих жизней, а не о каких-то сиюминутных политических интересах.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-esl...

Страна наша в XX веке прошла через тяжкие испытания, через ни с чем не сравнимые скорби. Сегодня мы празднуем день Всех святых, в земле Русской просиявших. Это наши сродники и сограждане, это наши братья и сестры, которые явили образ святости, Божественный идеал человеческой жизни. Это герои духа, многие из которых стали героями нашей литературы — той самой, что берет свое начало еще в житийной литературе Древней Руси и которая питала и питает своими мощными духовными корнями культуру нашего народа. Святые угодники невдалеке от нас — мы даже не представляем, как они близки нам, как они стоят сегодня рядом с нами. И те, кто идет против небесного воинства, против духовной рати Руси, никогда не сможет одержать победы, потому что та рать — у Бога и Бог вместе с нею. В этом году мы празднуем 70-летие начала Великой Отечественной войны. 70 лет назад 22 июня был день Всех святых, в земле Российской просиявших. Не знал об этом человек, который отдал приказ именно в этот день наступать на Русь. Мы понесли тяжкие испытания и страшные жертвы. Видимо, так Богу было угодно — еще раз провести наш народ через скорбь, смерть, испытания, чтобы очистить души от безбожного помешательства, от братоубийственной злобы, от всего того, чем были наполнены страшные 20-е — 30-е годы. И слабая, несопоставимая с врагом по своей военной и экономической мощи Русь, неся страшные потери, в какой-то момент по причинам, непонятным врагу, стала вдруг неприступной крепостью и остановила врага у подступов к Москве. И, неся огромные потери, шаг за шагом мы вытесняли врага с земли нашей. До сих пор многие аналитики не могут понять, почему Русь выиграла. Но мы знаем, почему: потому что война началась в день Святых, в земле Русской просиявших, и они были вместе с нами, одухотворяя наш народ, давая ему терпение, крепость и, в конце концов, силу духа, которой и был побежден враг. Неслучайно и то, что война закончилась в дни, когда Церковь вспоминает имя святого Георгия Победоносца. Святой Георгий — покровитель Москвы, покровитель земли нашей. Так замкнулись два этих события — начало войны в день, когда Церковь вспоминала всех святых, в земле Русской просиявших, и ее завершение — в день память святого великомученика Георгия Победоносца, который изображен на гербе Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/1549266.ht...

Конечно, кто-то может сказать, что это совпадение. Но сердце не верит таким словам. Таких совпадений быть не может, как не может быть чудес без Бога. А победа в Великой Отечественной войне — это Божие чудо. Вот почему мы каждый год особенно вспоминаем и начало войны, и день Победы — вспоминаем и молимся об этом. И слова, которые я обращаю к вам, уместны здесь, на Брянской земле, где началось партизанское движение, внесшее огромный вклад в разгром врага. Трудно представить, что было бы, если бы в тылу этих полчищ не сражались наши отцы и деды, не щадя живота своего, постоянно, ежеминутно подвергая себя опасности. Если в регулярных войсках есть передышка между боями, есть понятие тыла, то у партизан никакого тыла не было — они были 24 часа на линии фронта, на линии огня. Мы склоняем в благодарности свои главы в память об этом удивительном подвиге нашего народа, который начался здесь, на Брянской земле, сравнительно недалеко от того места, где мы сегодня совершали Божественную литургию. Святые земли Русской предстоят Богу. Они молятся Ему о всей исторической Руси, о нынешней Российской Федерации, об Украине, о Беларуси, о всех тех народах и даже тех странах, которые считают, что именно Святая Русь является источником их веры, их духовности и их богатейшей православной традиции. Мы верим, что святые предстоят и ныне Господу и молятся о том, чтобы никогда на пространстве Святой Руси, исторической Руси не было междоусобных браней, не было конфликтов и разделений, но чтобы братские народы, живущие ныне в суверенных государствах, всегда сознавали наличие общего корня, общего фундамента своей исторической жизни, главной силой которой является вера православная. Тогда мы сохраним и в нынешних условиях духовное и культурное единство, сохраним единство Церкви — Матери нашей, простирающей Покров свой и молитвенное заступничество о земле Русской. Я хотел бы выразить радость в связи с тем, что могу сегодня, на этой героической Брянской земле, в особый день памятования всех Русских святых, обратиться к вам с этим словом и призвать на вас Божие благословение. Пусть Господь благословит землю Брянскую, град Брянск, власти предержащие, Церковь зде пребывающую. Пусть благословит Господь Россию, пусть благословит Господь всю историческую Русь, братское единство православных народов. Верим, что молитвами и предстательством всех святых, в земле Русской просиявших, исполнятся наши молитвы и Господь приклонит милость ко всем нам, дарует нам мир и благословение Свое. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/1549266.ht...

По заамвонной молитве перед иконой Собора Тверских святых митрополит Амвросий прочитал молитву, затем духовенство и хор пропели величание. Глава митрополии поблагодарил всех, кто пришел в этот день в возрождаемый кафедральный храм на соборную молитву. Митрополит Амвросий также наградил принимавших участие в праздничных мероприятиях в честь 500-летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского. После богослужения в епархиальном управлении Тверской епархии состоялось заседание архиерейского совета Тверской митрополии. Затем митрополит Амвросий посетил восстанавливающийся Жëлтиков Успенский монастырь и освятил часовню-реликварий в честь святителя Арсения. В обитель для постоянного пребывания был принесен ковчег с частью мощей ее основателя. Также митрополит Амвросий побывал в строящемся храме в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, в котором в этот день была совершена первая Литургия. Собор всех Тверских святых — праздник, установленный в память о святых, просиявших в Тверской земле. Празднование Собора приурочено к первому воскресенью после 12 июля — праздника святых апостолов Петра и Павла. С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) начался сбор сведений о Тверских святых. По его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание всех Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва). Он составил службу всем Тверским святым и ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести празднование Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5829405.ht...

Ответ и на это мы найдем дальше в словах о. Иоанна. А теперь примем завет его, завет от опыта, и — голос современной Русской Церкви, тоже от живой жизни: главное спасение всех и всего в достойном совершении Литургии, в спасительном причастии Святых Таин. Все остальное должно быть уже на втором месте. А «прочее», — земное, «приложится». С этим мы и приступим к изложению мыслей и чувств «батюшки»... Какое хорошее, родное, теплое это слово: «батюшка»... Свои переживания о. Иоанн записывал в форме отрывочных заметок, несвязанных между собою, здесь же им придана система, порядок. Однако нередко мы увидим и повторение и совмещение разных мыслей воедино. Но это лишь больше углубит в читателях мысли о. Иоанна; а плод их всегда будет одинаков: сознание величия, смысла, пользы и блаженства от Литургии НЕБЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ «О высота, о величие, о лепота и сладость Божественной Литургии! О богатство духа и блаженство наше! Во время Литургии небо и земля сочетаваются: Бог — с человеками; небесные Ангелы с человеками земными; все лики святых праотцев, патриархов, мучеников, преподобных, и всех святых! О какой светлый, святейший, любвеобильный, небесный, прекрасный, блаженный союз! А мы, страстные, часто не замечаем, не видим сей благодати Божией — таких вышеестественных щедрот великодаровитого Бога нашего! И уничижаем себя непрестанно житейскими страстями, отпадаем от такой высоты искупления своего, от такого блаженного вечного союза, от союза с Богом, с Богоматерью, с ангелами, со всеми святыми, со всеми верными на земле христианами! О, воспряни духом, возносись всякий день и час, сын Церкви православной и не пресмыкайся по земле умом и сердцем! Там твое отечество, твой вечный живот, там Отец будущего века и Творец видимого и невидимого, предназначивший тебя для века бесконечного, а здесь только время и место твоего приготовления, твоей борьбы с грехом, твоих подвигов, искушения терпения твоего. «Чудная, величественная, божественная на земле служба Литургия!» «Превысочайшее и животворящее служение Литургии Божественной... — служение на земле небесное, страшное и Ангелам, ибо во время Литургии священнодействуется и преподается в пищу и питие верующим Божественное Тело и Божественная Кровь Самого Бога».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4093...

Так, он закрыл от них небо и обратил их совершенно к земле: на земле они ищут всевозможного прохлаждения и блаженства и всех благ, а не на небе, для которого они созданы и искуплены пречистою кровию Иисуса Христа. Но нет на земле покоя сердцу: от земных удовольствий после кратковременного плотского наслаждения сердце бывает пусто, уныло, томно – и это оттого, что оно создано для жизни в Боге и для наслаждения чистыми, духовными радостями Царства Небесного, а не для земли и наслаждения земными, гибнущими благами. Во Мне мир имейте ( Ин.16:33 ), говорит Господь, т е. кроме Господа нет истинного мира сердцу нигде на земле. Не забудем, братия, чаще припоминать конец святого исповедания (символа) нашей веры: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» и возгревать в сердцах своих веру в то, что общее воскресение мертвых непременно будет и воздаяние каждому по делам последует неотложно. Се, гряду скоро, говорит Господь, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его. Блажени творящии заповеди Его, да будет область им не древо животное, и враты внидут во град, т. е. в небесный град Иерусалим ( Откр.22:12, 14 ). Нынешний воскресный день называется неделею всех Святых. Празднуя в честь всех Святых, мы воспоминаем всех освященных Духом Святым людей, именно: праотцов и патриархов, пророков и апостолов, мучеников и иерархов, священномучеников и преподобномучеников, преподобных и праведных, во Христе юродивых, также всех Святых жен и прочих Святых безыменных, а со всеми и прежде всех Пресвятую, превосходящую все Ангельские чины, Владычицу нашу и Богородицу, Приснодеву Марию. Празднуя всем Святым вскоре по празднике сошествия Св. Духа, Церковь имеет в намерении показать нам славу и благодать Св. Духа – Бога, освящающего, просвещающего, укрепляющего и прославляющего всех святых из рода человеческого, в Ветхом и Новом Завете; особенно же имеет в виду показать нам те плоды, какие принесло чрез Апостолов пришествие Св. Духа, – как оно освятило подобных нам человеков, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчало за подвиги мученичества, других за добродетельную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Богослужение на День Всех Святых В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»). Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33 -12:2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30) указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-istor...

Как же нам Его не славить, как же нам не праздновать день его Рождения на земле с чувством духовного восторга и благоговения! Церковь и зовет нас: “Славите!” Пройдет немного дней и наши храмы в чудные Рождественские дни не смогут вместить в себя всех желающих прославить Рождество Христово. Храмы загорятся многочисленными огнями, мы возложим на себя праздничные богослужебные одежды, и все вместе одной душой будем петь Рождественские гимны — хвалу Тому, Кто в этот день лежал в яслях в Вифлееме Иудейском. Когда Церковь зовет нас славить Рождающегося Господа, она этим призывом говорит нам не только о том Его прославлении, участниками которого мы будем в наших церквах. Она напоминает нам и о том, что славить своего Небесного Отца мы должны не только в храмах, не только в Рождественские дни, но и в каждый день своего земного бытия — своей христианской жизнью. Она вызывает в памяти нашего сердца те слова молитвы, которой мы научены Самим Господом: “Да святится имя Твое”. Мы должны святить, прославлять имя своего Господа своими христианскими делами, подвигами своей христианской жизни. Всем нам сказано: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” ( Мф.8:16 ). Чем больше среди нас и в каждом из нас будет благожелательности друг ко другу, взаимного неосуждения, безгневия, сострадания к горю, чем смиреннее будет наш дух, чем чище будут наши душа и тело, тем большими будут те хвала и слава Богу, воздавать которые мы призываемся Святою Церковью. Так будем же истинными детьми Божиими, верными Его учениками, исполнителями Его святых заветов, будем славить Его Святое Имя своею жизнью на земле, чтобы быть достойными разделить вечную славу с Ним в будущей жизни, чтобы счастье наше было вечным! О чем еще говорит нам Церковь в первых словах своего Рождественского гимна? “Христос с небес, — срящите!” Христос сходит с небес, встречайте. В этот день некогда совершалась великая тайна: Бог явился во плоти на земле. Самоуничижение Божие в этом явлении Его на земле превосходит границы нашего разумения.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Есть чудная книга, недавно написанная, – «Святая Русь». Крест святости русской там подробно изложен. Из этой книги можно узнать, как святость укоренялась и возрастала в России, как от одних святых духовно происходили другие, как между собой они были связаны, и все то представляет, действительно, златую цепь святости земли Русской. Мы всех их празднуем ныне, всех, которых невозможно даже перечислить. Мы видим дивных святителей, которые укрепляли идею русскую своим пастырским деланием. Мы видим, как Русская земля славилась не только подвигами царей, бояр, воинов, но и как ее части с возрастом духовно связывались между собой этой святостью. Вот почему и называлась Русь Святой Русью : не потому, что не было грехов, не было беззакония, – нет, всегда, где только есть люди, были и будут грехи и беззакония. С грехопадения наших прародителей в мир вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеалом и даже терпимым в земле Русской. Было зло, но после того каялись. Каялись даже разбойники; те, которые заканчивали жизнь на плахе, и то в большинстве своем вспоминали перед смертью Господа Иисуса Христа, кланялись народу, прося прощения за те преступления, которыми они вносили соблазн, и просили молиться за упокой их душ. Так было в древности, так было в русской истории, ту святость и сейчас еще хранит земля Русская. И хвалим всех святых, которые подвигами всей жизни земле Русской показывали пример той святости. Вот великий князь Владимир и блаженная княгиня Ольга – то история князей, просиявших как угодники Божий. Почему они святые? Потому что, хотя они исстари имели в руках своих власть, имели в руках своих большие богатства, они не пленялись богатством, не были им порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы делать добро, или для того, чтобы другим людям дать возможность жить по заповедям Божиим. А другие угодники Божии уходили в пещеры, удалялись в дремучие леса, пустыни, однако там они делались магнитами, которые духовно привлекали искавших укрепление душ своих. И те преподобные, которые уходили и старались быть неизвестными, – их неизвестность становилась известной, и к ним устремлялись люди. Они сияют нам из глубины веков в наши времена. Господь прославил их дела, прославил их святые мощи чудесами, и поныне они являются проповедниками во славу Божию. Преподобный Сергий – сколько лет он прожил один в дремучем лесу, где не было никого, кроме зверей. По сей день святая Троице-Сергиева лавра привлекает верующих со всех концов не только Руси, но, можно сказать, со всех концов и пределов вселенной. И ничем другим она не славится, как подвигом преподобного Сергия и тех святых, которые его учением спасались. И ныне она является как бы сердцем земли Русской вместе с первопрестольным нашим градом Москвой, которая не только сияет богатством и древними постройками, но и святостью тех святых, которые там подвизались и чьи мощи там почивают.

http://pravoslavie.ru/4329.html

Совр. празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. На заседании 7 (20) авг. был заслушан доклад проф. Б. А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских (Деяние 146 - Собор 1918. Деяния. Т. 10. С. 146-147). В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти рус. святых в воскресный день после памяти Всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Св. Горе. Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех рус. святых в 1-е воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Статьи были переданы в Редакционный отдел Собора и приняты с небольшими поправками 13 (26) авг. (Деяние 150 - Там же. С. 216-217). Дополнение и исправление службы было поручено Тураеву и иером. Афанасию (Сахарову) (впосл. епископ, священноисповедник). Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь неск. песнопений. Первоначальный вариант службы издали брошюрой гражданской печати в Москве в 1918 г.; издание отличалось большим количеством опечаток. Священноисп. Афанасий редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание ее вышло в Москве в 1946 г. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в 1978-1989 гг. (Минея. (МП). Май. Ч. 3. С. 308-387; см. также: Служба. 1995). Служба имеет много особенностей, обусловленных желанием священноисп. Афанасия выделить ее в круге праздников РПЦ; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и в будний день. Нек-рые особенности составленной священноисп. Афанасием службы не вполне традиционны: поименное перечисление всех рус. святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. стало практически неосуществимым), соединение 3 величаний, обращенных к Богу, Божией Матери и ко всем рус. святым, не находит соответствия в Типиконе.

http://pravenc.ru/text/155558.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010