Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Анны Орловой День Святой Троицы 10 мин., 14.06.2019 Троица, а за нею Духов день… Исстари особенно любимые нашим народом праздники. Мы вновь и вновь переживаем непреходящее событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскресения Христова: " При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы. — Ред.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " (Деян 2, 1–4). Так завершилось домостроительство нашего спасения, так открылось людям Триединство — Отец, Сын и Святой Дух. Так родилась Церковь, исповедующая Святую Троицу. О смысле и истории праздника беседует Марина Бирюкова с кандидатом богословия, заведующим библеискои кафедрои Саратовскои православнои духовнои семинарии, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексеем Кашкиным . Алексей Сергеевич, сошествие Святого Духа на апостолов произошло в традиционный иудейский праздник Пятидесятницы — на пятидесятый день после Пасхи, а для учеников Христовых — на пятидесятый день по Воскресении. Можно ли здесь говорить о связи Ветхого и Нового Заветов? Конечно. Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф 9, 37–38). Проповедь апостольская — это жатва духовная, а Пятидесятница — начало апостольской проповеди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным. Есть еще одна параллель, она отражена в песнопениях праздника. Согласно Книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха — середина первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь. Поэтому рождение новозаветной Церкви именно в начале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь — Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя — в период земной жизни Спасителя, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского законодательства.

http://foma.ru/den-svyatoy-troitsyi.html

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3, 19 ).   В 1 главе Книги Бытия связь человека с прочими земными творениями передана мыслью о последовательном творении в течение шести дней, причем человек изображается созданным в последний, шестой, день, точнее же – в конце шестого дня ( Быт. 1, 24–31 ). Внутреннее же неустранимое различие между человеком и прочими земными творениями выражено в Священном Писании свидетельством о богообразности человека, о призвании его к богоуподоблению ( Быт. 1, 26–27 ) и о том, что человек может и призван быть владыкой и рачительным хозяином земли. Священное Писание придает большое значение высокому достоинству человека, заботе Божией о человеке, призванию человека, состоящему в обращении к Богу и общении с Ним, факту непослушания человека и великому состраданию Бога к впадающему в непослушание человеку. Бог сотворил человека не так, как прочие твари Тогда как прежде все являлось просто по творческому слову: «Да будет!», созданию человека предшествовал особый предвечный совет Божий – совет между Лицами Святой Троицы, – совет, можно полагать, не о сотворении только человека, но и о будущем воссоздании его после грехопадения, которое Господь предвидел. Ибо апостол Петр говорит о Христе как о непорочном и чистом Агнце, предназначенном еще прежде создания мира ( 1Пет 1, 19–20 ).   Мысль о таком двояком предвечном совете (о сотворении и о воссоздании человека) ярко выражена и в церковном иконописном искусстве. «Наиболее полное соответствие учению Церкви, – писал известный знаток иконографии профессор Леонид Александрович Успенский , – образ Троицы нашел в величайшем как по своему содержанию, так и по художественному выражению произведении, известном под именем «Троицы» Рублева…» 15 Здесь изображены три Ангела (в соответствии с повествованием Книги Бытия о явлении трех странников Аврааму у дуба Мамврийского ( Быт. 18, 1–16 ). «Не упраздняя исторического аспекта события, преподобный Андрей свел его к минимуму, благодаря чему главное значение приобрело не библейское событие как таковое, а его догматический смысл».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Толкование Евангелия на каждый день года.День Святой Троицы. Пятидесятница Утреня Ин., 65 зач., 20, 19–23 Сошествие Святого Духа на апостолов В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Христос явил присутствие Бога в мире, пройдя через Крест. И когда на Кресте Он сказал: «Совершилось», обратив Свой взор к Отцу, завершив Свое спасительное служение, – Он послал Духа Святого в мир. Дух Христов был послан от мрака Креста, чтобы преобразить всех людей. И когда в первый вечер Пасхи Христос явился Своим ученикам в уединенном доме, удаленном от людей, с »дверями затворенными», как сказано в Евангелии, Он сказал им простые слова: «Мир вам. Примите Духа Святого». Воскресший Христос дунул на Своих учеников, чтобы сообщить им Духа Святого. Дух Святой всегда со Христом Богом и отныне – в жизни каждого человека, принимающего Христа. Мы знаем, что Дух и дыхание на языке Священного Писания выражаются одним словом. Человек имеет дыхание, свой дух человеческий. И наше естественное дыхание имеет нечто общее с Дыханием Божиим. Разве Книга Бытия не рассказывает нам, как, сотворив тело первого человека, Господь вдохнул в него Свое Дыхание, чтобы человек стал живым (Быт. 2, 7)? Это первое творение и первое рождение совершенно соответствует второму творению и второму рождению, которое мы празднуем в день Пятидесятницы. Связь между человеком и Дыханием Божиим открывается в земной жизни и в смерти Христа, Сына Божия. Христос воплотился от Духа Святого и Марии Девы. Дух Святой сходит на Него при Крещении и всегда пребывает с Ним. Он сопутствует Ему в Его служении, в Его проповеди, в Его чудесах. Дух Святой – с Ним среди Его Крестных страданий, до смерти. И с последним Своим дыханием Он сказал на Кресте: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46).

http://pravoslavie.ru/3320.html

24.12. Как понимать «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки»? – Это значит веровать, что третье Лицо Святой ТроицыСвятой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Веровать, что Дух Святой – Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: « если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном, потому Иисус Христос повелел крестить людей (все народы) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см.  Мф. 28:19 ). Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все Священные книги: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2 Пет. 1:21 ). Говорится здесь и о главном в православной вере – о тайне Святой Троицы: Единый Бог – это Отец, Сын и Дух Святой. Дух Святой открылся людям: при Крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков. Причастным Духу Святому человек может сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11:13 ). «Иже от Отца исходящаго» – Который исходит от Отца; «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима» – Которому следует поклоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. «Глаголавшаго пророки» – говорившего через пророков. 24.13. Как понимать «во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»? – Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную. Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 56 Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. 57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! 58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом I. В основе учения о телесном воскресении – несомненность воскресения Христова плотью (15:1–11) Истина воскресения Христова несомненна. Истине воскресения Христова в числе уверовавших коринфян никто не сомневался. Святой Павел и не доказывает ее, а только напоминает о ней, воспроизводя, как он самих их обучал вере. 15:1–2. Святой Апостол, насаждая учение о Христе в Коринфе, изложил им учение о воскресении тел. Коринфяне приняли к сердцу учение Апостола, уверовали во Христа, и через веру свою спасаются, если твердо держатся преподанного учения. Поэтому святой Павел теперь только напоминает им об этом своем учении, и особенно тем из коринфян, которые не напрасно именовали себя христианами (не тщетно уверовали). О чем же он напоминает им? 15:3. Святой Павел напоминает им, что, придя к ним, он с того и начал им свою проповедь о Христе, что Он умер телесно за наши грехи. «Не сам он измыслил эту проповедь и не человеческим последовал рассуждениям, но от Владыки Христа принял учение об этом» (Златоуст). «Крест был всем известен, потому что Христос распят на глазах всех, а причина не всем была известна. Что Он умер, это все знали, а что Он претерпел смерть за грехи вселенной, этого многие не знали, посему святой Павел и приводит свидетельство из Писания (см. Ис. 53:5 ), свидетельствуя тем, что так положено было в Предвечном Совете Святой Троицы» (Златоуст). 15:4. Он действительно умер и был погребен, как умерший. Но в третий день после своей телесной смерти Он воскрес. Все это случилось по Писанию, по предвечному предначертанию Святой Троицы (см. Ис. 53:8–10–11 ; Пс. 15:10 ). Что он действительно воскрес телесно, это свидетельствуют множество очевидцев, которые видели Его воскресшим телесно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Дорогие братия и сестры! Сегодняшний спасительный день Вознесения научает нас тому, что благословляющая десница Господа до сего дня является благословляющей, таковой и пребудет в Святой Церкви до скончания века. Мы, христиане, будем помнить, что за каждой литургией, когда священник благословляет народ Святой Чашей и говорит: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», а все молящиеся благоговейно склоняют свои головы, Сам Господь благословляет нас во исполнение слов: «Аз с вами есмъ... до скончания века». Аминь. 1977 г. В День Святой Троицы Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Десять дней тому назад Святая Церковь праздновала Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо. А сегодня Святая Церковь празднует пришествие Святого Духа на землю и свое рождение. Между этими событиями имеется существенная связь: если бы не было Вознесения, то Дух Святой не сошел бы на землю, без Него не было бы земной Церкви, и тогда дело спасения людей осталось бы незавершенным... «Аще бо не иду Аз, – говорил Господь, – Утешитель не приидет...» ( Ин. 16:7 ). По словам святителя Григория Богослова , со дня Вознесения оканчивается личное Домостроительство Сына Божия и начинается на земле личное Домостроительство Духа Святого. По Предвечному Совету, дело духовного рождения людей надлежало совершить не Сыну Божию, а Третьему Лицу Святой Троицы – Духу Святому. В последней беседе на Тайной вечере Господь говорил ученикам: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам... Когда же приидет он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо... пребудет с вами вовек... Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 16:7,13;14,16–17 ). Господь заповедал ученикам после Его Вознесения не отлучаться из Иерусалима. Исполняя это завещание Господа, апостолы молитвенно пребывали в Иерусалимской горнице, ожидая пришествия обещанного Утешителя – Духа Святого. И вот наступил иудейский праздник Пятидесятницы, апостолы в этот день молились в горнице, там была и Матерь Божия. У всех были словно одна душа и одно сердце. Когда они молились, внезапно послышался шум, как бывает во время бури от сильного ветра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой иконой можно назвать лишь ту, где в той или иной степени присутствует эта слава, где образ отмечен печатью божественного преображения. И надо думать, в полном смысле слова святая икона может возникнуть и существовать только в недрах святой Православной Церкви, там, где сотворенный мир таинственно приобщается вочеловечением Христовым несотворенному Божественному Бытию, которое во всей своей полноте и неприкровенно будет явлено в жизни Будущего Века. И лишь иконы, которые имеют печать этой непреходящей славы, могут быть вечной закваской мира. День Святой Троицы. Пятидесятница Дух Святой от сложения мира действовал в Церкви: глаголавший пророки, осенивший облаком скинию, излившийся несотворенным светом на горе Фавор, преисполнивший апостолов по Воскресении, когда Спаситель дунул и сказал: «Примите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). Событие, в котором была преподана апостольская власть и которое явилось началом возникновением церковной иерархии. В чем же обетование, данное в Вознесении и нашедшее исполнение в день Пятидесятницы, если Дух Святой от сложения мира действовал, животворил, повелевал и устроял вселенную? Думается, самое полное, самое первичное и исчерпывающее объяснение дано в Деяниях апостольских. Это то объяснение, которое апостол Петр дал народу, недоумевающему о происшедшем. То, что совершилось, – это, по слову апостола Петра, исполнение пророчества, данного пророком Иоилом: «И будет в последние дни, говорит Бог , изолью Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши... И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма» ( Деян.2:17–19 ). Это излияние Духа Святого есть предельная полнота исполнения и увенчания Церкви Христовой, как бы купол, осенивший храм в сошествии Святого Духа. Вся Церковь исполнилась полнотою Троической славы, пророчески возвещенной Иоилом – «и покажу чудеса на небе...» – что является прикровенным изображением Троицы. Все в Церкви определилось сошествием Духа Святого, но сошествие это, думается, не следует понимать как некоторое единовременное действие Божия смотрения, давшее Церкви свершенное устроение и ставшее священным воспоминанием Церкви. Думается, что сошествие Святого Духа, бывшее в определенном месте и в определенный день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, как бы дыханием Церкви. Возникшее в определенных условиях, имеющее свое начало, оно не имеет конца. Это как бы открывшийся в Церкви небесный поток, воды которого никогда не иссякнут.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/mysli-ob...

Если сравнить ясность боговедения и силу благодати учеников Христовых после Пятидесятницы с их помраченностью и немощью до этого, станет понятно, в каком смысле сказано: «еще не было на учениках Его Духа Святаго». Первые начатки Духа они приняли от Христа сразу, но время полноты созревания жатвы еще не пришло. Дух Святой еще не был дан им в реках воды живой, которые напоят всю землю. «Духа Святаго не было на них, потому что Христос еще не был прославлен». Смерть Господа на Кресте называется Его прославлением, потому что Крестом Своим Он победил диавола и смерть. Дар Духа Святого, который изливается сейчас на Церковь Христову, куплен Его кровью. Пятидесятницы не было бы без Голгофы. Потребуется жизнь и смерть Христовы, чтобы открылись реки воды живой для рода человеческого. Когда Христос был на земле, не было еще такой нужды в Духе Святом, какая явилась по Его отшествии. Хотя Дух Святой еще не был дан ученикам, но они приняли обетование Духа. И мы, когда мы ждем исполнения обещаний Господних, должны жить несомненной надеждой, что это нам будет дано. Только тогда, когда люди познали Иисуса Христа, они по-настоящему познали Духа Святого. И до этого сила Его действовала в пророках и угодниках Божиих, но только в Пятидесятницу Дух Святой явился как Личность, как Ипостась Пресвятой Троицы. Отныне Дух Святой дает постоянное присутствие с нами Воскресшего Христа. И молитва Царю Небесному, как и молитва Господня «Отче наш» становится нашей постоянной молитвой. И мы слышим далее, как от этих слов Христовых происходит разделение в народе. Думаете ли вы, что Христос принес мир? Нет, проповедь Евангелия становится разделением, потому что одни собираются вокруг Христа, а другие – против Него. И о имени Его разгораются ожесточенные споры, как будто ради этого Он пришел к людям, а не для того, чтобы дать им истину, любовь и радость. Хотя сладчайшее слово Христово исполнено Святого Духа, находятся такие, кто хочет схватить и убить Христа. И вот, посланные взять Его возвращаются без Него, потому что никогда в своей жизни они не слышали, чтобы кто говорил, как этот Человек.

http://pravoslavie.ru/3320.html

– Мы не пьяны, как вы думаете, но в том, что вы видите, исполняются слова пророка, который говорит, что Бог излиет Духа Святого на рабов Своих и они будут пророчествовать и видеть видения, и что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Потом Петр рассказал народу, как умер, воскрес и вознесся на небо Господь Иисус Христос, и как это предвидели древние пророки, и как говорил об этом еще царь Давид. Люди, слушавшие Петра, умилились сердцем и спрашивали его и других апостолов: – Что же нам делать, братья? Апостолы отвечали: – Покайтесь в грехах, креститесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, и вам простятся грехи, и вы получите дары Святого Духа. Жизнь первых христиан Около трех тысяч человек крестилось в этот день. Все они остались с апостолами, вместе молились, хвалили Бога, собирались, чтобы причащаться, как научил Своих учеников Господь, и пребывали в веселии и простоте сердца. Все у них было общее, богатые продавали имения свои и помогали бедным по нужде каждого. Апостолы же совершали много чудес, помогая людям и исцеляя больных. Так началась жизнь христианской Церкви. Все любили первых христиан, и каждый день все больше людей присоединялось к ним. Праздник Святой Троицы День Святой Пятидесятницы мы празднуем в честь Св. Троицы: Бог Отец Небесный по любви к нам послал Сына Своего на землю. Бог Сын, живя среди людей, научил их любви к Богу и ближним, пострадал на кресте за грехи людей, воскрес и вознесся на небо. И теперь, после Вознесения Сына Божия, от Отца сошел Дух Святой, обещанный Христом Утешитель, подающий всему живому силу жизни и наполняющий жизнь церкви богатством благодати. Поэтому праздник этот тоже называется Троицыным Днем. В день сошествия Святого Духа Господь основал Святую Церковь . Теперь каждый из нас в день крещения становится членом церкви и получает дары Духа Святого, когда над нами совершается таинство миропомазания (см. главу о Таинствах). Но по нашей слабости мы часто грешим и отдаляем от себя Духа Святого. Надо часто молиться о помощи Духа Святого, и Церковь учит нас такой молитве, которую читают перед началом всякого дела:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Евгений Горячев Всматриваясь в бытие Святого Духа " loading="" decoding="" title=""/> Проповедь преподавателя СПбПДА протоиерея Евгения Горячева, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии в день Святого Духа. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Духов день, дорогие братья и сестры, посвящен тому, чтобы Церковь всмотрелась в лице своих верных чад в одно из самых таинственных, непостижимых и необъяснимых явлений во внутренней жизни Пресвятой Троицы. Сын воплотился, и видевший Сына видел Отца, поэтому, когда Бог Отец изображается на иконах в антропоморфном виде, это хотя бы объясняется логически. А Дух Святой, кто Он? Как Он выглядит? В виде ангела, в виде огненного языка, в виде голубя? Всякий раз мы задаем себе этот вопрос и понимаем, что бытие Святого Духа не только невидимо, но недоведомо и непостижимо больше чем бытие Лиц Пресвятой Троицы в Первой и Второй Ипостаси. И вместе с тем Церковь посвящает духовному переживанию жизни одно из самых больших мест. «Святым Духом всяка душа живится» . Когда мы смотрим и думаем об основах мироздания, мы понимаем, что у истоков стоит Дух Святой: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:1-2 ). Бытие человека духовно по преимуществу: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). Наконец, все, что сотворено, в своем бытии создается, поддерживается и низводится на другую степень бытия Духом Святым: «Отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс.103:29 ). И вот, наконец, жизнь Церкви. Пятидесятница, получившая название дня рождения Церкви. Церковь, которая получает силу свыше в день пятидесятый, но на все времена, и это преодоление исторического, метафизического Вавилона связано с бытием Духа Святого. Поэтому Церковь настраивает нас на то, чтобы всмотреться в Дух Святой особым образом. И мы всматриваемся и понимаем, что те слова, которые обращены к личной жизни каждого христианина, они говорят нам о том, что Дух Святой должен касаться и нас. Вы духовны, Духом и водитесь (ср. Гал.5:25 ). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Плод же Духа есть «любовь, радость, мир, долготерпение» ( Гал.5:22 ) и так далее. И мы спрашиваем сами себя: чувствуем мы это? Да, пожалуй, чувствуем, когда участвуем в сакраментальной жизни Церкви: исповедуемся, причащаемся, ожидаем Пасхи и встречаем ее как ничто на этом свете. Мы чувствуем веяние Духа Святого, но Бог ждет, чтобы наши переживания носили не эпизодический характер. Он ждет, чтобы мы обновились всецело и необратимо. «Но обнови нас молящих Ти ся» , – взываем мы на каждой Божественной Литургии. И вот в связи с этим мы спрашиваем сами себя: а это всецелое и необратимое обновление мы видим в себе и в Церкви?

http://azbyka.ru/propovedi/vsmatrivajas-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010