Троица, 10 икон Святой Троицы Несколько иконописных традиций и 10 икон Святой Троицы — интересные факты и важные комментарии. 30 мая, 2015 Несколько иконописных традиций и 10 икон Святой Троицы — интересные факты и важные комментарии. Содержание статьи Икона Святой Троицы — что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу. Святая Троица Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике — она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия. Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы — тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово — и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии. Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона — символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала. Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя — Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир. Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов — мы называем «День Святой Троицы». Икона Святой Троицы Троица и «Гостеприимство Авраама» — сюжет иконы Живоначальной Троицы

http://pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чтобы восстановить Россию, нужен дух, нужна крепкая вера Слово к участникам научной конференции «Исторические основы возрождения Российской Империи» 02.06.2023 5081 Фото: vladivostok-eparhia.ru Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Приветствую Вас с берегов Тихого океана и поздравляю с Праздником Святой Троицы и началом Вашей замечательной конференции! Вы любите Россию и не напрасно собрались в этот Троицын день, чтобы обсудить исторические основы возрождения нашей Православной Российской Державы. Святая Троица – есть основа жизни России. Русь с Купели Днепра восприняла великую Тайну Святой Троицы. По образцу Святой Троицы наши великие цари и князья строили Русь, собирали ее из разрозненных земель и княжеств, преодолевая христианской любовью всяческие междоусобицы. Глубину сегодняшнего Праздника выразил знаменитый русский иконописец Андрей Рублев. Посмотрите на Икону Троицы Рублева! Скорбно смотрят своим взором Три Божественных Лика с Небесной высоты на мир, утопающий в грехах, на это звероподобное человечество и на нашу Россию. С Любовью Крестной Они взывают к нам. Преподобный Сергий Радонежский, Игумен и Собиратель Русской земли, прозревая духовные основы строительства России, Святой Руси, не напрасно назвал построенный своими руками храм в честь Святой Троицы. Он желал, чтобы по образцу Святой Троицы мы собирались, мирились, любили братской любовью друг друга и созидали свою Отчизну. Как Любовь Бога-Отца и Сына и Духа Святаго, должна быть любовь среди нашего народа и его правителей. По образцу Святой Троицы должны быть в любви и единстве Россия, Белоруссия, Украина и все народы, живущие на исторической территории Руси Великой. В тысячелетней истории Руси мы видим много основ, на которых зиждилось наше великое государство. Но о снова всех основ – это вера в Святую Троицу. Этим Россия жила, живет и будет жить. Все основы должны стоять на фундаменте Православной веры. Без Православия любые основы будут непрочными, рассыплются. Чтобы восстановить Россию, нужен дух, нужна крепкая вера. Отцы наши всегда шли на бой, на защиту Родины, жертвуя собой за Святую Русь и веру Православную, за Дом Пресвятой Богородицы. Этим духом Христовым была сильна Россия.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/ch...

Скачать epub pdf 11. Богоявление, Просвещение (Крещение) Господне. Просвещение и освящение воды «Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» 119 . Праздник Крещения Господня, благочестивые слушатели, иначе называется праздником Богоявления и Просвещения. Почему такие наименования даны этому великому празднику? Остановим своё внимание на некоторых особенностях праздника, чтобы понять указанные наименования. Праздник Рождества Христова есть праздник явления Бога во плоти ( 1Тим. 3:16 ; Ин. 1:14 ), праздник воплощения, вочеловечения Сына Божия, второго Лица (Ипостаси) Пресвятой Троицы. Праздник Крещения Господня есть праздник явления Бога в трёх Ипостасях (Лицах), составляющих единое Божество, единого в Своём существе Бога. Бог-Сын сходил в Иорданские воды, Бог-Дух Святой нисходил на Него «в виде голубине», Бог-Отец вещал с неба о Крещаемом, как возлюбленном и благоволимом Сыне. В Крещении Господнем участвовали, таким образом, все три Лица Пресвятой Троицы. Отсюда мы и творим Им сегодня «тройственное поклонение» 120 . Отсюда и можем назвать сегодняшний день праздника праздником Святой Троицы, праздником зимним, в отличие от праздника Святой Троицы весеннего. Если же иметь в виду, что три Лица Пресвятой Троицы, явившиеся при Крещении Господнем, составляют единое существо Божие, единого Бога, Бога в Самом Себе, то сегодняшний праздник может быть назван Богоявлением. По церковному сознанию: «Троица есть Единица и Единица есть Троица, и это потому, что естество Божие просто», неслитно и нераздельно. Соотношение «Троицы» и «Единицы» хорошо передаётся в молитве Святой Троице: «Троице Святая, Боже наш, Слава Тебе». Этой молитвой следует чаще молиться и особенно сегодня – в день Святой Троицы. Ветхий Завет, братия и сестры, знал откровение о Едином Боге. Пророк Моисей, законодатель Ветхого Завета, неоднократно говорил еврейскому народу: Да разумееши ты, что Господь Бог твой, сей Бог есть и несть разве Него ( Втор. 4:35 ), есть Бог един ( Ис. 37:16 ; Мк. 12:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

День Святой Троицы. «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную,  нераздельней Троице  покланяемся:  Та бо нас спасла есть»   (Стихира). В течение большей части года поется эта стихира за каждой Божественной литургией, в конце ее, но как-то совсем по-особенному звучит она в день Святой Троицы. Конечно, это потому, что в ней как раз и прославляется Святая Троица. Но почему Св. Троица прославляется, и все верующие призываются к поклонению Ей в день праздника Пятидесятницы, когда воспоминается Сошествие Святаго Духа на Апостолов? Не есть ли этот праздник, собственно, в честь лишь Третьего Лица Пресвятой ТроицыСвятого Духа, а не всей Св. Троицы? Вся Святая Троица в целом прославляется в день нынешнего великого праздника потому, что этот праздник, как именуют его наши богослужебные книги, есть  " конечный  праздник» (см. седален по I стихословии на утрени в нед. Пятидесятницы) – праздник, в который мы радостно воспоминаем «конец», или завершение всего великого дела домостроительства Божия – дела спасения человеческого рода. А в великом деле этом принимали участие все Три Лица Пресвятой Троицы.  То, «чему быть благоволил Бог-Отец, – что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый»  – так поясняет это наш отечественный богослов Еп. Феофан, Вышенский Затворник («Мысли на каждый день года» стр. 158):  «ибо спасение наше, по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы»   ( 1Петр. 1, 2 ). Сегодня преславным явлением Духа Святого «в видении огненных языков» завершилось, наконец, все то, чему от века предопределил быть Триединый Бог в Своем предвечном совете, – Бог, по неизреченной любви Своей, возжелавший нашего спасения – нашего избавления от тьмы греховной. Велик и славен день Рождества Христова – явления во плоти на земле Сына Божия; несравненна слава Праздника праздников и Торжества торжеств Светлого Воскресения Христова – победы Его над адом и смертью; но ни от того, ни от другого не было бы нам пользы,  если бы не сошел ныне Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Слово в день Святой Троицы Скачать » (MP3 файл, 10,1 МБ, продолжительность 22:09 мин) Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с праздником Святой Троицы, с Пятидесятницей. По милости Божией, вчера вечером говорил я вам, провели мы Пасху, встретили Вознесение Господне и в течение десяти дней после Вознесения жили ожиданием Святаго Духа. Сегодня пятидесятый день по святой Пасхе – день Святой Троицы, день сошествия Святаго Духа на святых апостолов, день рождения Святой нашей Православной Церкви, которая в течение почти двух тысяч лет спасает, освящает и творит всех нас наследниками Царствия Небесного. Церковь святая, рожденная Спасителем, освященная Его Кровью Пречистой, пролитой на Кресте, страданиями честными освященная, озаренная славным Воскресением Христовым и освященная Духом Святым в день Пятидесятницы, до сего дня благодатна и действенна. Это – Святая Церковь Православная. Сколько событий совершилось со дня святой Пятидесятницы, когда во святом граде Иерусалиме Дух Святый видимым образом в виде огненных языков сошел на апостолов и на всю Церковь Святую, и «вси начаше глаголати странными глаголы, странными учениями, странными повелениями Святыя Троицы». Божественное озарение огненное наступило у святых апостолов, и недаром именно после этого озарения и первая апостольская проповедь апостола Петра вдохновенная пролилась. Все слушали учение апостольское о Церкви, о Христе Спасителе, о спасении и наследии Царствия Небесного. Вот первая апостольская проповедь апостола Петра, о которой говорится в книге «Деяния святых апостолов». И храм Сионский, горница Сионская стала первым храмом Иерусалимским и христианским храмом. Здесь Христос на Тайной Вечере совершил первую свою литургию, причастие Святых Христовых Таин учеников Своих. Здесь молились ученики Христовы во время страданий Христовых, затворившись тайно в этой горнице. Здесь явился им воскресший Христос Спаситель «дверем затворенным» и уверил апостола Фому в истинности Воскресения Своего с плотию.

http://pravoslavie.ru/2340.html

Видимирь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Один из немногих дошедших до нас исторических документов, а именно «Историко-статистическое описание Христорождественской и Троицкой церкви во Видимирском погосте Боровичского Уезда», составленное в 1856 году священником Сопинского погоста Григорием Фортунатовым, гласит: «Видимирский Христорождественский Погост расположен на гористой возвышенности в 50 саженей на восток от озера Видимира. (Место расположения его в географическом отношении достойно замечания тем, что оно как будто бы самою природою образовано для построения на нём Святыни Христианской). И потому с древних времён (точные даты установить не представляется возможным) на данном месте были церковь Рождества Христова и церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Здания церквей со временем ветшали, сгорали, но усердием прихожан и священников выстраивались и возрождались заново. В 1824 году при императоре Александре Благословенном, с благословления Преосвященного Моисея Епископа Старорусского, заложен каменный храм во имя Святой Живоначальнй Троицы с двумя приделами во имя Святого Князя Александра Невского и Тихвинской Пресвятой Богородицы. Как построению, так и украшению сей Церкви весьма много содействовал Священник Церкви Иоанн Федотов. Видя совершенную невозможность, по недостатку кошельковой суммы, продолжать и окончить начатый им храм, Священник Федотов исходатайствовал у Епархиального Начальства сборную книгу, с которою сперва посылал сборщиков из крестьян, а потом, передав место зятю, посвятил себя исключительно на изыскание средств, дабы привести к концу начатое им дело Божие. В таких Евангельских подвигах Священник Федотов провёл более 10 лет, и Господь увенчал труды его желанным успехом. Кроме Священника Федотова также много содействовал при постройке Церкви своими пожертвованиями Церковный староста крестьянин деревни Клеймиха Иван Филиппов. Строительство храма завершено в 1853 году». На Руси испокон веков храмы строились «всем миром». Строительство храма во имя Святой Живоначальной Троицы на Святой горе Видимирь, как указано в исторических документах, не было исключением. Многие десятилетия храм являлся украшением и средоточием духовной жизни многочисленной паствы, подлинной «русской свечой», исполняя, как и многие тысячи храмов по всей Руси, своё Евангельское призвание — благовестие Слова Христова. Но в 40е годы прошлого века храм был закрыт и впоследствии разрушен. К величайшему сожалению, на сегодняшний день на Святой горе сохранился только фундамент от деревянной церкви Рождества Христова (1782 г. постройки) и частично каменный храм во имя Св.Живоначальной Троицы (1853 г. постройки).

http://sobory.ru/article/?object=19953

Брянск. Церковь Троицы Живоначальной в Бежичах. Троицкая церковь в Бежичах Карта и ближайшие объекты Название села Бежичи произошло, как говорят, оттого, что это место служило убежищем для разного пришлого люда, или оттого, что когда-то здесь, в дремучих лесах, было убежище воров и разбойников. О времени образования прихода достоверных сведений нет. Когда, кем, с чьего благословения и на какие средства был построен храм во Имя Святой Троицы —точно не известно. Ныне стоящий каменный храм был предположительно возведен в первой половине — середине XVIII в., а колокольня — в начале XIX века. Храм двухпрестольный. Главный престол освящен во имя Святой Троицы, второй престол — в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии вновь освящен во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Священники храма Николай Петрович Попов и Александр Васильевич Преображенский были арестованы в 1937 году и вскоре расстреляны. Храм был закрыт в 1938 году, снова открыт для Богослужения и официально передан верующим в 1949 году. В начале 80-х годов XX века усердием настоятеля храма протоиерея Александра Козлова и прихожан был устроен крещальный храм в честь Свенской иконы Божией Матери. После пожара в 1989-1990 гг. храм был реставрирован. С 1981 года Богослужения в храме совершаются ежедневно. Из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления) Интересна история и судьба третьей церкви Живоначальной Троицы, которая располагается в Бежице по адресу: пер. Каманина, 2. Жители Бежицы по сей день этот район называют Бежичи. Раньше это было село Бежичи, историческое название которого связывали с местом, служившим убежищем для разного пришлого люда, в том числе и разбойников. Дата постройки храма Живоначальной Троицы неизвестна. Характер архитектуры показывает два периода его строительства: в XVIII веке воздвигнута церковь, в начале XIX века – колокольня. Интересно, что Троицкая церковь пережила все исторические потрясения, духовное забвение православия, поощряемое государством, знала дни воинствующего атеизма, но, к счастью, не была разрушена, разорена, закрыта. Все эти годы действовала и действует по сегодняшний день. Здание церкви занесено в свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тип церкви – это традиционный «восьмерик на четверике». Церковь не велика по размерам, но имеет хорошие соотношения архитектурных масс. Её архитектурный облик своей интимностью и спокойным характером композиции хорошо увязывается с окружающей застройкой села, естественно сливаясь с ней и с окружающей природой.

http://sobory.ru/article/?object=00655

На зависть Чичикову. Еженедельный обзор прессы ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск НА ЗАВИСТЬ ЧИЧИКОВУ Обзор публикаций СМИ на религиозные темы: 17 - 24 июня. День Святой Троицы. - Церковь и государство. - Правозащитники и Православие. - Компас Андрея Себенцова. - Сколько стоит душа? В воскресенье православные христиане отмечали великий праздник - День Святой Троицы. Он относится к числу 12 главных (двунадесятых) праздников Русской Православной Церкви. Однако большинство средств массовой информации даже не упомянули об этом в новостях. Исключение составил новостной портал РИА-Новости, разместивший краткую информацию об истории праздника в сообщении " Великий праздник Святой Троицы отметят 23 июня православные христиане " . На сайте " infonews " опубликована проповедь Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) , произнесенная им в этот день в 1945 году. На этом же сайте можно прочитать интервью священника Украинской Православной Церкви отца Сергия Прочишина . Материал называется " День рождения Церкви " . Он рассказывает о самом событии - сошествии Святаго Духа на Апостолов, о том, почему этот праздник называют днем рождения Церкви. Также отвечая на вопросы корреспондента, священник останавливается и на некоторых вопросах, касающихся отношений между Церковью и обществом. Из печатных изданий празднику Троицы внимание уделила только газета " Pocciя " в своей статье " У дверей - Троица " . Автор Л. Ивакин также довольно подробно останавливается на истории, традициях и значении этого дня. Однако на этом статья не заканчивается. Автор, решив, видимо, что рассказ в православном духе не заинтересует читателей, рассказывает о гаданиях, в день Троицы: " Очень увлекательное действо троицкой недели - гадание по венкам. В Троицын день их вьют с песнями и бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу - та останется в девках, чей уплывет - та выйдет замуж, чей потонет - та умрет " . Создается такое впечатление, что буквально сразу после праздничной службы все девушки немедленно бегут к реке и бросают венки. При этом автор ни словом не обмолвился об отношении Православной Церкви к подобным " развлечениям " . Мол, это же не сам Ивакин придумал, а русский народ.

http://pravoslavie.ru/press/obzor03.htm

Троицкая седмица Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста 17 июня, 2019 Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста Троицкая седмица в 2024 году Троицкая седмица в 2024 году пройдет с 24 по 30 июня. Эта неделя наступает после праздника Троицы. День Святой Троицы часто называют «Днем рождения Церкви». Его еще называют Пятидесятницей. В День Святой Троицы впервые после Пасхи читается молитва «Царю Небесный». В этот великий деньдень рождения Церкви, после Литургии служится вечерня, во время которой читаются коленопреклоненные молитвы — удивительные по своей глубине и красоте. После Троицкой седмицы наступает Петров пост . Петров пост всегда длится разное время. Он начинается после Пятидесятницы, спустя неделю и длится до 11 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Первый день Троицкой седмицы — Духов день Первым днем Троицкой седмицы становится Духов день . В Священном Писании говорится: кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие . (Иоан. 3, 5) Поэтому в Духов день люди часто отправляются к православным святым источникам. В воспоминание о словах Христа. Дух Святой явился к людям через разные образы. Но не в виде грозных громовых раскатов, суровых кар, а с дуновением ветра, чистой водой, языками пламени. И спускался Он к людям кротким и смиренным. Об этом важно помнить во время Троицкой седмицы и в любые другие дни. Значение праздника Троицы настолько велико, что некоторые сравнивают его с Пасхой. Торжество православных в этот день связано с тем, что людям открылась Третья Ипостась Господа — Святой Дух. Нисхождение Духа Святого — это Великий подарок Господа. Именно благодаря явлению Духа в виде языков пламени апостолам они обрели дар говорения на языках. Это помогло им принести учение Христа в мир. Благодаря ему мы знаем о Спасении и о событиях Нового Завета. Этот день — хороший повод задуматься о том, что мы подразумеваем под понятием «духовная жизнь», ведь слово «духовная» здесь происходит именно от понятия Дух Святой. Профессор Алексей Ильич Осипов говорил о том, что мирское понимание слова «духовный» отличается от церковного. Обычно под словом «духовный» понимают и знания, и этику, и многое другое, имеющее светский смысл. Православное понимание духовности исходит из того, что Бог есть Дух.

http://pravmir.ru/troickaja-sedmica/

В Иерусалиме торжественно отмечают праздник Святой Троицы Иерусалим, 16 июня 2008 г. Торжественно отмечает Святой град Иерусалим праздник Святой Живоначальной Троицы, который, по давно установившейся традиции, продолжается здесь, на Святой земле, 3 дня, с воскресенья по вторник. В первый день Святой Троицы духовенство Иерусалимской Православной Церкви совершило ночное Богослужение на Голгофе, в Храме Гроба Господня. В нем приняли участие многочисленные паломники, сообщает Седмица.Ru . Затем утром уже у самого Гроба Господня службу возглавил Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Блаженнейший Феофил. По принятому обычаю литургия служилась в приделе Святого Ангела Кувуклии Гроба Господня, украшенной многими горящими свечами и лампадами. Среди священнослужителей, сослуживших Патриарху Феофилу, были арабы и русские, в частности — начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев), читавший в чине Троицкой вечерни с коленопреклонениями положенные в этот день молитвы на церковно-славянском языке. В это же утреннее время в Иерусалиме торжественные богослужения состоялись и в русском Горненском женском монастыре, принадлежащем Московской Патриархии, в женском Русском Гефсиманском монастыре и Русском монастыре Вознесения Господня, находящихся в ведении РПЦЗ, а также в русском Троицком соборе Русской Духовной миссии. К своему главному храмовому празднику Троицкий собор был благолепно украшен цветами и пальмовыми ветвями. Зеленью были оформлены и большие иконы в алтарной части храма, среди которых — величественные образа Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на Апостолов. Торжественное праздничное богослужение в Троицком соборе возглавил митрополит Днепропетровский и Павлогорадский Ириней. Ему сослужили прибывшие с ними с Украины священники и духовенство Русской духовной миссии. Стройное пение небольшого по составу хора Русской Духовной миссии, доставило истинное утешение многочисленным паломникам, специально прибывшим на праздник из России, Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья.

http://pravoslavie.ru/26890.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010