В Таинстве Крещения в человека входит сила Божия, человек приобретает глаза для того, чтобы видеть Бога, потому что видеть Бога можно только Богом. В Крещении человек одевается во Христа. В Миропомазании, во втором Таинстве, Дух Святой входит в человека. Миропомазание бывает один раз в жизни, после Крещения, и благодать действует в нем. Благодать Святого Духа дает человеку силу к творению добрых дел, угодных Богу. Ведь не всякое доброе дело угодно Богу, например, когда доброе дело делают ради корысти, оно Богу неугодно. Или доброе дело делают ради человека. Такое дело Богом не будет отвергнуто, но человека не спасет именно потому, что дело само к благодати Божией не приводит. И особенно благодать Божия дается через Святое Причастие, когда в нас входят Тело и Кровь Господни и делают наше тело частью Тела Христа, членом Тела Христова. Причащаться нужно как можно чаще, потому что в нас живет сила Божия, и благодать усваивается нами через добрые дела, ради Бога сделанные. Итак, каким образом человек спасается? Через добрые дела, через Святые Таинства, через веру. Если нет веры, все добрые дела пусты. А вера должна быть какая? Православная. Православная вера означает – «правильно славящая Бога», то есть не еретическая, изначальная вера, апостольская вера. Слово «православие» – это термин на самом деле искусственный, мы в Символе Веры даже не говорим, что мы веруем в Православную Церковь. Мы говорим, что веруем в Единственную Святую Соборную Вселенскую Кафолическую и Апостольскую Церковь. Но веру называем в данном случае православной, то есть неискаженной человеческими привнесениями. Об этом прямо говорит апостол Павел: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема » ( Гал.1:8-9 ). Вера должна быть только в Бога, чистая, без всяких человеческих примесей. Поэтому мы и говорим: «православная». Это означает то, что передано от самого начала апостолами.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Вера в Господа Иисуса Христа является необходимым условием получения спасительной благодати, без которой невозможно совершать дел веры. В Библии сказано: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился…» ( Еф.2:8-9 ). Зачем тогда для спасения нужны добрые дела? Если дочитать этот пассаж до конца, то можно увидеть, что Богу угодны добрые дела верующих. Христианину вменяется в обязанность исполнять заповеди Божьи, чтобы осуществить изначальный замысел Творца о человеке : «…мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). Господь Иисус Христос говорит о том, что тот, кто любит Его, тот соблюдет слово Его ( Ин.14:23 ), исполнит заповеди, из которых главные – любить Бога и ближнего ( Мф.22:37-39 ). Любовь же, которая не сопровождается добрыми делами – ложная. Регулярное совершение добрых дел, по вере в Бога, при содействии Божественной благодати, способствует духовно-нравственному преображению христианина, возрастанию его возрастом духовным, стяжанию им добродетелей, в результате чего, он становится способным жить по тем меркам, по которым живут представители Царства святых. «Вера и добродетель, – пишет по данному поводу свт. Феофан Затворник , – делают христиан спасенными, чистыми, святыми, Богоугодными, и чрез то годными к спосаждению со Христом». Таким образом, для христианина, совершение добрых дел – не только способ угодить Богу, но и способ духовного единения с Богом, уподобления Богу, способ подготовки для жизни в Царстве святых. Показательны в данном случае слова апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Тим.4:7-8 ). Апостол говорит о венце, как о награде за его праведную жизнь. Митрополит Стефан (Яворский) пишет в этой связи: «Без трудов вечная жизнь дается младенцам, умирающим тотчас после крещения… По отношению же ко взрослым Своим сынам, находящимся в полном рассудке, Господь Бог пожелал, чтобы они достигли вечной жизни своими трудами и заслугами.

http://azbyka.ru/dobrodelanie

«Верным собственно называется уже тот, кому вверяется Божественная благодать и кто приемлет ее; соделывается же он верным, когда бывает просвещен; а просвещен бывает, когда приемлет божественное Крещение. Притом, соделываясь в сем Таинстве причастником смерти Христа Господа, он делается причастником и Его Воскресения, как говорит божественный Павел. И как Христос, воскресши, уже не умирает, смерть Им уже не обладает, так и тот, кто вышел из купели богорождения, т. е. святого Крещения, которая животворит, или, лучше сказать, – боготворит того, кто окрестился, не умирает более душевной смертью, грех им более не обладает. Кто окрещен Духом Святым, тот еще от чрева матери своей, т. е. святой купели, есть уже бессмертен: потому что душа его приняла истинную жизнь, т. е. благодать Св. Духа, и он не может более согрешить, как рожденный от Бога. Св. Апостол Павел говорит о сем так: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении ( Кол. 2, 11–12 ). Знаем то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам, не быть уже рабами греху. Ибо что Он умер, то однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе Господе нашем ( Рим. 6, 6–12 ). Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ( Рим. 6, 3 ). Таким образом, что для Христа Господа были Крест и гроб, то для нас есть Крещение; и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божиею» 75 . «Вход в Царствие Божие дается не за одни добрые дела, но и за веру. Узрение его бывает чрез рождение свыше, а получение его – чрез добрые дела, совершаемые силою веры. Посему, кто верует и крестится водою и Духом, входит в Царствие Божие, яко рожденный в него и для него. И опять, кто родился свыше, зрит Царствие Божие, и тогда уже, как включенный в число воинов и учеников (сынов) Царствия Божия, получает его за добрые дела, им творимые, каковых никто не может творить прежде, чем соделается он воином Царствия Божия. Ибо человеческое естество наше как на свет мира сего выходит причастным клятве Адамовой, так на свет Царства Божия выходит из купели причастным благословения Иисус-Христова. И если оно не сделатся общником Божеского естества Христова, если не примет благодати Св. Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное Царствия Божия, не может исполнить ни одной заповеди, заповеданной нам Христом, чтобы быть сынами Царствия». 76

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Если вера в Бога, если любовь к Богу есть первая и важнейшая заповедь в законе, а вторая заповедь о любви к ближнему вытекает из этой первой, силу свою получает от любви к Богу, то значит, чтобы спастись, надо возлюбить Бога всем сердцем своим, ибо это первая и важнейшая заповедь закона. Что значит спастись? Это значит получить жизнь вечную, это значит войти в Царство Божие, это значит стать причастниками этого Царства! Что же такое Царство Божие? Что же такое жизнь вечная? Это сказал нам Господь Иисус Христос в Своей великой первосвященнической молитве, обращенной к Богу Отцу. Он говорил так: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин. 17, 3). Это жизнь вечная: жизнь вечная в познании Бога, в познании Господа Иисуса Христа. Значит, без познания Бога, без познания Святой Троицы, без веры в Богочеловека, Господа Иисуса Христа, нет вечной жизни, то есть нет спасения. Господь Иисус Христос перед вознесением Своим на небо говорил ученикам Своим: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15–16). Видите, какие ясные слова, видите, как совершенно определенно Господь сказал: «Иже не имет веры, осужден будет». Значит, недостаточно только одних добрых дел, значит, нужна и вера, значит, надо, чтобы творящие добрые дела всем сердцем уверовали в Бога и возлюбили Его. Святой апостол Иаков сказал в соборном своем послании: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). И кто только верует и на одну веру возлагает все надежды на спасение, тот не спасется: нужны добрые дела. Но ведь можно сказать и иначе: если вера без добрых дел мертва, то, значит, и добрые дела без веры мертвы. Господь и Бог наш Иисус Христос говорил евреям изумительные слова о том, что все должны причащаться Небесного Хлеба, говорил, что этот Хлеб Небесный есть Плоть Его, которую отдает Он за жизнь и спасение мира. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и Пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Какой жизни? Жизни вечной: не будете иметь жизни вечной, не будете причастниками Царства Божия, не получите спасения душам вашим. Что же яснее? Если не веруем всем сердцем в Бога, если не крестимся, если не причащаемся Тела и Крови Христовой, то нет нам спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Затем, чтобы, услышав, говорит святой Златоуст, что  не от дел , но верою совершается (наше спасение), ты не остался беспечен, посмотри, что далее говорит Апостол:  Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять . Заметь, что сам он проповедует: он намекает здесь на воссоздание — nagnhsin. Действительно, (наше спасение есть) второе творение — ktsij tra: мы точно из небытия приведены к бытию. В том состоянии, в каком мы были прежде, то есть в состоянии ветхого человека, мы были мертвы; теперь же сделались тем, чем прежде не были. Значит, это дело есть действительно творение, и притом творение, гораздо превосходнейшее первого. Тем творением мы призваны к жизни, этим же соделаны способными к жизни доброй.  На добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ; значит, мы должны не только за них браться, но и  исполнять , — то есть от нас требуется добродетель постоянная, продолжающаяся до последнего часа жизни. Если бы мы, предприняв путешествие в царскую столицу и совершив большую его часть, вдруг потом разленились и остановились, не окончив пути, то такое путешествие не принесло бы нам никакой пользы. Точно так же и  надежда призвания  не может доставить нам, участвующим в этом призвании, какой-либо пользы, если мы не станем ходить достойно Призвавшего. Мы, призванные на  добрые дела , должны и пребывать в них, доколе не совершим их всех. Не для того, без сомнения, мы призваны, чтобы совершить одно какое-либо дело, но чтобы (совершить) все. Подобно тому как у нас есть пять чувств и всеми ими мы должны пользоваться надлежащим образом, так точно должны совершать и все добродетели. Если кто целомудрен, но не милостив, или милостив, но лихоимец, — для того все напрасно. Одна какая-нибудь добродетель не даст нам права с дерзновением предстать престолу Христову; для того нужны многие, разнообразные и разнородные добродетели, или вернее, все добродетели. Послушай, что Христос сказал ученикам Своим:  Идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам  (Мф 28:19–20). Следовательно, нам нужно соблюдать все (заповеди) 27 .

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие ( Кол. 3, 23–24 ). Из этих высказываний ясно, что следует делать добро ради получения Небесной награды. Причины этого определения таковы: ПЕРВАЯ ПРИЧИНА. Каждый делающий что-либо взирает на конец своего дела и к концу выполняет свое дело. По Писанию, вечная жизнь – это конец веры и добрых дел: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть свя­тость, а конец – жизнь вечная ( Рим. 6, 22 ). Достигая наконец верою вашею спасения душ ( 1Пет. 1, 9 ). Поскольку вечная жизнь является концом веры и добрых дел, то совер­шающему добрые дела полезно взирать на вечную жизнь и, ожидая этого конца, делать добрые дела. ВТОРАЯ ПРИЧИНА. Из-за страха человек старается удержаться от греха и соб­люсти Божии заповеди. Тем более следует делать это ради вечного блаженства. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА. В житейских делах учитывается их цель. Например, ле­чатся ради здоровья, сеют ради жатвы, воюют ради победы. Почему бы и в духов­ном делании не взирать на конец вечный и духовно подвизаться ради нетленного венца. Возражения Возражения первое Христос, Спаситель наш, осуждает наемников, которые действуют ради выгоды и, видя приходящего волка, оставляют овец и бегут ( Ин. 10, 12 ). ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Наемники бывают и добрыми, и злыми. Злые наемники работают для Бога ради временной прибыли. Добрые же наемники работают Богу ради награды вечной жизни. Так разделяет наемников святой Амвросий, толкуя эти словеса: сколько наемников отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода ( Лк. 15, 17 ). ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: В определении ясно сказано, что делать добро должно прежде всего ради славы Божией, а уже затем ради Небесного возмездия. Одно и то же дело может совершаться по разным причинам. Например, можно путешествовать ради того, чтобы помолиться в Церкви или навестить больного. Так и добро можно делать и ради славы Божией, и ради вечной награды. Тот, кто целью своих дел считает только одну награду, может быть назван наемником. Тот, кто в своих добрых делах прежде всего взирает на славу Божию, а во вторую очередь надеется на воздаяние вечной жизни, на­емником быть назван не может, ибо как раз воздаяние вечной жизни совершается ради славы Божией, поскольку каждый желающий вечной жизни желает видеть Бога. Виде­ние Бога дает полную, совершенную и насыщающую любовь, словами псалма, обогащусь благами твоими, когда явится мне слава Твоя ( Пс. 16, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И для чего все эти вымыслы? Для того, чтобы под прикрытием показной справедливости насытить свою ненасытимую злобу кровью, принести кровь в жертву зависти и тщеславию, чтобы совершить богоубийство. Фарисейство — страшный яд, ужасный душевный недуг! Вот почему, дорогие братия и сестры, Господь в Своем Евангелии изрек нам много заповедей, которыми уничтожаются самые начала, на которых зиждется фарисейство. «Берегитесь, — сказал Он, — закваски фарисейской…» Евангелист Матфей объясняет, что закваской фарисейской Господь назвал учение фарисеев, а святой Лука подразумевает под этими словами лицемерие их. Это одно и то же: из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейское. И, наоборот, учение фарисейское воспитывает лицемера, для которого никакой грех не страшен, никакая добродетель не уважительна. Он надеется и прикрыть всякий грех, извинить, оправдать его и заменить всякую добродетель притворством. Спаситель преподал нам, ученикам Своим, поведение прямое, искреннее, утвержденное на святой мудрости, а не оправдываемое лукавством, — поведение, в котором должна светиться чистая добродетель, небесной своей красотой привлекать взоры и сердца людей. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Фарисеи, напротив того, желали лишь казаться праведными, заботились только о том, чтобы выставить и выставлять себя слугами Бога пред обществом людей, пред массой, обычно мало разборчивой. Господь запрещает такое поведение. «Вы выказываете, — говорит Он, — себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом». «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» Спаситель не дает ученикам Своим никакой пищи для тщеславия. Он хочет, чтобы наше сердце было чисто от всякого кумира. Господь заповедует совершать милостыню, пост, молитву и все добрые дела втайне. Наши добрые дела должны быть скрыты не только от людей, но и от нас самих, чтобы не только люди не растлевали наших душ похвалами, но и самое сердце наше не льстило нам и не прелюбодействовало, нарушая святой союз со святым смирением.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Итак, Самаряне уверовали и были уже крещены, а Духа Святого не получили до тех пор, пока Апостолы Петр и Иоанн не возложили на них руки. Что крещение – одно таинство, а возложение рук, или Миропомазание – другое, это хорошо понимал даже Симон волхв, который, после того как уверовал и крестился ( Деян. 8: 13 ), «увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго“ ( Деян. 8: 18–19 ). Ученики Иоанна Крестителя были крещены во имя Господа Иисуса, но в Крещении еще не получили Святого Духа; лишь «когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый“ ( Деян. 19: 6 ). Если бы в Крещении подавались верующему постоянные, всегда пребывающие в нем, дары Святого Духа, то не нужно было бы опять низводить их на крещающихся чрез возложение на них рук. Ясно, что крещение – одно таинство, а возложение рук – совсем другое, но столько же необходимое, как и первое; – что как для духовного возрождения человека и прощения его грехов нужно святое Крещение, так для получения дара Святого Духа нужно особое таинство – возложение рук, или Миропомазание. 2) Сектант (духоборы и молокане): Не нужно ни возложения рук ни Миропомазания: кто имеет веру в Бога, тот имеет и Св. Духа, о чем свидетельствуют его добрые дела. Корнилий, напр., получил Св. Духа раньше крещения: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа“ ( Деян. 10: 44–48 ). Объяснение православного: Вера и добрые дела сами собою не вселяют еще в нас благодать Святого Духа; вера и добрые дела дают нам только право на получение дара Святого Духа, дают нам, как говорит св. Апостол, только «доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией“ ( Рим. 5: 1–2 ); благодать же Святого Духа подается нам в св. таинствах Церкви. Самаряне, сказано, когда «поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то и крестились и мужчины и женщины“ ( Деян. 8: 12 ); однако, как уже сказано, получили Духа Святого только после того, как св. Апостолы возложили на них руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Мало того, от человека прямо требуются добрые дела. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего небесного» ( Мф.5:16 ). «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» ( Мф.7:19 ). В притче о талантах обещается награда трудящимся рабам ( Мф.25 ). Святой Апостол Иаков говорит: «что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его»? (2:14). Если же от человека требуется совершение добрых дел, то, значит, ему принадлежит свободная деятельность, которая может находиться в полном согласии с Божественной благодатью и наоборот. Следовательно, совершенно несправедливы те, которые, ссылаясь на слова Святого Апостола Павла ( Гал.2:12–20 ), утверждают, что добрые дела нисколько независимы от человеческой воли и поэтому отрицают значение их для спасения человека. С другой стороны, православное христианское учение о добрых делах далеко от того, чтобы внушать нам горделивое сознание о неповрежденности человеческой природы, способной своими собственными силами достигнуть спасения. Православное христианское учение в этом случае приводит к глубокому смирению, к сердечному упованию на Господа Иисуса Христа, на Его благодать, на Его заслуги, на Его помощь, ибо, как говорит Святой Апостол Павел, «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп.4:13 ). Глава IX § 43. Православное христианское учение о Святых таинствах Иисус Христос Своими крестными страданиями и Своей смертью приобрел для всех людей достаточную благодать и для всех людей приобрел спасение. Но получают от приобретенной благодати пользу только те люди, которые действительно приемлют эту благодать и которым она сообщается. Благодать может сообщаться каждому человеку двояким способом или непосредственно, сверхъестественным способом, как, например, раскаявшемуся разбойнику на кресте, или Савлу и другим, или посредственно через установленную для этого Самим Иисусом Христом Святую христианскую Церковь . Святой христианской Церкви Сам Иисус Христос передал Свою Божественную благодать, чтобы Церковь в строго определенном Им Самим порядке передавала эту благодать людям. Для этой цели существуют Святые таинства. Хотя кроме таинств можем получать благодать и другими способами, например, через молитву, но молитва только умилостивляет Бога к подаянию нам благодати, но она не сообщает нам благодати, тогда как таинства подают нам ее непосредственно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Наконец, мы можем видеть на нашем духовном столпе яблоки позолоченные, которыми служат добрые дела его, ибо добрые дела подразумеваются в Священном Писании под плодами дерева. Так, святой Давид провидел о блаженном муже: «Будет как дерево, которое плод свой даст в свое время» ( Пс. 1:3 ). Потому же и возлюбленная говорит о своем Возлюбленном в Песни Песней: «Как яблоня среди деревьев, так брат мой» ( Песн. 2:3 ). Яблоками у блаженной памяти преставившегося отца нашего являются его добрые дела. Сколь велико их число, о том знать мы не можем, только Сам Бог, «исчисляющий множество звезд» ( Пс. 146:4 ), ведает число этих плодов. Пророк Иеремия исчисляет на столпах Соломоновых по пятьдесят яблок гранатовых около венцов. Я же не отважусь исчислять духовные плоды сего мысленного древа и мысленного столпа Церкви Божией, ибо не смогу исчислить их, и не хватит мне времени для повествования. Да и кто может счесть и открыть сокровенные, одному только Богу известные его подвиги, как-то: умерщвление тела, всенощные молитвы, постоянные воздыхания к Богу, возношения очей, сердца и рук? О, если бы могли поведать о том те места, на которых он подвизался: если бы келья и скит рассказали о том, сколько времени употребил сей набожный архимандрит на прилежные молитвы, сколько капель слез излил он пред Богом, сколько раз подобно мытарю ударял в грудь, сколько положил великих, но смиренных поклонов! Но все это уже воздается ему явно вместе со всеми в добре подвизавшимися, ибо говорится в Писании: «Помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:6 ). В древности на столпах возлагали венцы. В подражание тому и Соломон в церкви Святая Святых возложил на столпах венцы, ибо и золотые сети были сделаны вокруг наподобие венцов, и круги из лилий и яблок были возложены в виде венцов, как упоминает об этом и пророк Иеремия: «Яблоки на венцах по кругу» ( Иер. 52:22 ). Достоин поистине и сей столп наш духовный быть увенчанным венцами. За свою великую премудрость при золотой сети достоин венца из неувядающего лавра. За отличное подаяние милостыни при цветах лилий достоин золотого венца. За все высокие достоинства достоин того, чтобы мы все своими молитвами испросили ему у Бога тот венец, которого ожидает апостол: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный» ( 2Тим. 4:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010