6) Начавшим творить добро и творящим апостол говорит: Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал 6:9). Время нынешнее – это время сеяния, а будет время жатвы, то есть время воскресения из мертвых. Тогда всякий, что ныне сеет, то и пожнет. Как земледелец какое семя сеет, такой и плод от него возросший пожинает; сеет ли рожь, или пшеницу, или овес, или иное что, такой и плод пожинает, – так и христианин, какие семена ныне сеет, то есть добрые дела или злые, такой и плод во время воскресения пожнет, как апостол говорит: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал 6:8); и в другом месте: Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 6:23; Мф 25). Уклонимся же, возлюбленные, от плотских страстей, которые воюют на душу нашу, и сотворим дела достойные покаяния, дела добрые, дабы пожинать плод в воскресение праведных. Тогда нам воздастся щедро от руки Господни (Лк 14:14). 7) Еще говорит апостол: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал 6:10). Что это значит: доколе есть время? Ответ. Нынешнее или настоящее время, пока в мире этом живем, удобно для делания добра, а не будущее, по смерти, ибо тогда будет время воздаяния. Кто что сделал здесь, живя в мире, добро или зло, с тем и явится на суде Христовом. Тогда каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое, как учит апостол (2 Кор 5:10). По смерти же делание добра престанет, но будет тогда воздаяние по делам всякому. Потому настоящее время уподобляется сеянию, а будущее – жатве (как в 6-м пункте упомянуто). Как земледельцы в приличное время сеют семена и потом в следующее приличное время собирают плоды, так и христианам в нынешнее, приличное к тому время, подобает сеять семена, то есть добрые дела, дабы в будущем веке пожинать плоды добрых дел – семян. Земледельцы сеют семена, но гораздо больший плод собирают благословением Божиим, как видим. Так благочестивые души делают добрые дела во имя Господне, но сторицею за те дела воздаяние, как плод изобильнейший, примут от руки Господней в будущей жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

6) Начавшим творить добро и творящим апостол говорит: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» ( Гал 6:9 ). Время нынешнее – это время сеяния, а будет время жатвы, то есть время воскресения из мертвых. Тогда всякий, что ныне сеет, то и пожнет. Как земледелец какое семя сеет, такой и плод от него возросший пожинает; сеет ли рожь, или пшеницу, или овес, или иное что, такой и плод пожинает, – так и христианин, какие семена ныне сеет, то есть добрые дела или злые, такой и плод во время воскресения пожнет, как апостол говорит: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал 6:8 ); и в другом месте: «Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим 6:23 ; Мф 25 ). Уклонимся же, возлюбленные, от плотских страстей, которые воюют на душу нашу, и сотворим «дела достойные покаяния», дела добрые, дабы пожинать плод в воскресение праведных. Тогда нам «воздастся» щедро от руки Господни ( Лк 14:14 ). 7) Еще говорит апостол: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал 6:10 ). Что это значит: «доколе есть время?» Ответ. Нынешнее или настоящее время, пока в мире этом живем, удобно для делания добра, а не будущее, по смерти, ибо тогда будет время воздаяния. Кто что сделал здесь, живя в мире, добро или зло, с тем и явится на суде Христовом. Тогда «каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое», как учит апостол ( 2Кор 5:10 ). По смерти же делание добра престанет, но будет тогда воздаяние по делам всякому. Потому настоящее время уподобляется сеянию, а будущее – жатве (как в 6-м пункте упомянуто). Как земледельцы в приличное время сеют семена и потом в следующее приличное время собирают плоды, так и христианам в нынешнее, приличное к тому время, подобает сеять семена, то есть добрые дела, дабы в будущем веке пожинать плоды добрых дел – семян. Земледельцы сеют семена, но гораздо больший плод собирают благословением Божиим, как видим. Так благочестивые души делают добрые дела во имя Господне, но сторицею за те дела воздаяние, как плод изобильнейший, примут от руки Господней в будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Возражение шестое Мы ежедневно произносим: Оставь нам долги наши, и эту молитву произносят как грешники, так и праведники. Следовательно, дела праведных осквернены греховным пороком. ОТВЕЧАЕМ: Грешники молятся об оставлении смертных грехов, праведники – об оставлении простительных грехов, которых не могут избежать в этой жизни, словами Апос­тола Иакова: все мы много согрешаем ( Иак. 3, 2 ). И снова: Если говорили что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин. 1, 8 ). Если у праведников и бывают простительные грехи, то они отнюдь не вредят их добрым делам и не делают их порочны­ми. Еще можно сказать, что Священное Писание некоторых людей называет праведными, святыми, непорочными, совершенными. Праведники не были бы названы такими именами, если бы имели порок от простительных грехов. Ной был человек праведный и непорочный в роде своем ( Быт. 6, 9 ) Так говорится и об Иове, и о многих других. Блаженны непорочные на путях своих, соблюдающие закон Господень ( Пс. 118, 1 ). Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить ( Флп. 3, 15 ). Он избрал нас (...) чтобы мы были святы и непорочны пред Ним ( Еф. 1, 4 ) Чтобы (...) вы были чисты и непреткновенны в день Христов ( Флп. 1, 10 ). Завершаем эту главу и ответы на возражения, в заключение отметив, что добрые дела праведников не могут быть названы грехами, и они не получают пороки и грехов­ную скверну от похоти или простительных грехов. Поэтому добрыми делами стяжается вечная жизнь. Глава 6. Должно ли человеку уповать на свои добрые дела Положение первое Надежда и упование различаются, ибо в надежде нет полноты, а упование являет­ся полной и совершенной надеждой. Положение второе Одно дело, когда упование рождается из добрых дел, и другое – возлагать упова­ние на добрые дела. Человек может иметь много добрых дел, но мало уповать на них или не уповать совсем, к тому же он не может быть уверен в том, что его дела истинно добры. Выдвинув эти положения, дадим теперь два определения. Определение первое Прежде всего должно возлагать упование и надежду на Бога, а во вторую очередь на заслуги, или на добрые дела, однако со смирением, а не с гордостью. Поэтому упование, кото­рое праведники возлагают на Бога, рождается не только от одной веры, но и от заслуг, то есть от добрых дел. Поэтому тем, кто хочет иметь перед Богом непостыдное упование, следует приложить усилия для совершения добрых дел. То, что упование на Бога родится не от одной веры, но и от добрых дел, подробно покажем здесь, во-первых, от Писания Ветхого Завета, во-вторых, от Писания Нового Завета и, в-третьих, по свидетельствам святых Отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Отметим вслед за рядом современных толкователей, что в Нагорной проповеди Иисус не говорит о призвании учеников к тому, чтобы быть солью земли и светом мира, а о том, что они уже таковыми являются. Вы сияете, как светила в мире, – пишет апостол Павел не в повелительном, а в изъявительном наклонении ( Флп. 2:15 ). Называя учеников солью земли и светом мира, Иисус тем самым подчеркивает, что это – изначальное качество их существования. Этому не противоречит переход в повелительное наклонение в словах: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела ( Мф. 5:16 )... Ученики не призываются стать чем-то иным: они должны быть самими собой. Они не были бы учениками Иисуса, если бы не были солью земли и светом мира 174 . В каком смысле здесь употреблено выражение добрые дела (τ καλ ργα) ? Мы не встречаем подобного выражения в Ветхом Завете, однако словосочетание ma‘îm ôîm («добрые дела») широко используется в раввинистической литературе 175 , где оно понимается как требование Бога, выходящее за рамки того, что предписано законом, в частности как дела любви и милосердия 176 . В Новом Завете это понятие имеет обобщенный смысл и указывает в целом на христианский нравственный кодекс, отраженный, в частности, в Нагорной проповеди. Речь идет в том числе о делах любви и милосердия, но не только: все качества, перечисленные в заповедях Блаженства, должны находить проявление в конкретных добрых делах. На это указывает использование термина в других новозаветных источниках, например в Послании к Евреям: Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам ( Евр. 10:24 ). У апостола Петра мы встречаем призыв, текстуально близкий к словам Иисуса в Нагорной проповеди: Возлюбленные! прошу вас... провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения ( 1Пет. 2:11–12 ). Апостол далее перечисляет те качества, которые могут служить расшифровкой общего понятия добрых дел: последователи Христа призваны быть покорны всякому человеческому начальству, всех почитать, братство любить, Бога бояться, царя чтить, главное же – терпеливо переносить скорби и страдания, следуя в этом по стопам Христа. Слуги должны повиноваться господам, жены – мужьям, мужья – любить своих жен. Христиане должны быть единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавать злом за зло или ругательством за ругательство ( 1Пет. 2:13–3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Помните, в прошлый раз мы говорили «не может укрыться город, который стоит на верху горы». То есть, если мы делаем добрые дела не напоказ, не специально, не для того, чтобы перед кем-то показаться, но просто потому, что этого требует наша вера, наша жизнь, то неизбежно эти добрые дела увидят окружающие нас люди, и тогда они прославят Небесного Отца, потому что скажут: да, это истинные верующие — у них дела не расходятся со словами. А в данном случае, как мы с вами увидим в следующем стихе, Господь полемизирует с книжниками и фарисеями, то есть теми людьми, которые выставляли напоказ свою праведность. Потому что во втором стихе мы прочитаем: не делайте так, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди . Таким образом, речь идет о том, что нельзя свою добрую жизнь, добрые дела специально выставлять напоказ. Потому что если мы выставляем себя напоказ, Господь говорит в первом стихе: не будет вам награды от Отца Небесного. А дальше Он объясняет, какая будет награда. Будет награда, но награда не от людей. Итак, вот оно, введение, вот, он вводный стих: Не творите праведность напоказ, не делайте добрые дела так, чтобы это видели окружающие . 2 стих — Итак, когда творишь милостыню — и вот здесь уже Господь переходит к одному из важнейших аспектов добрых дел, а именно к милостыни, — когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою . Когда мы говорим о милостыне, то мы должны с вами помнить, что это с точки зрения даже Ветхого Завета одна из важнейших добродетелей. Если не ошибаюсь, у Соломона в Притчах есть такое выражение: тот, кто помогает бедному, дает взаймы Господу. То есть, конечно, оказание помощи нуждающимся настолько важно, настолько значимо, как если бы мы даже Самому Господу давали взаймы. Поэтому, конечно, милостыня очень важная часть нашей добродетельной жизни. Ведь как иногда проявить добро? Хорошо, если мы можем поддержать человека словом, а бывает так, что мы сами уставшие после работы, хочется спать нам, мы себя пересиливаем, даже улыбнуться бывает трудно, и вот кто-то из наших церковных авторов говорил, что бывает ситуация, когда, например, если ты кому-то подашь денежку, милостыню, как раз вот здесь денежка становится не заменителем любви — нельзя любовь ничем заменить, но это внешнее выражение твоей любви — что ты кому-то помог, оказал милостыню, или что-то какое-то материальное — там, одежду дал, или покушать дал — это, конечно, проявление, что у тебя действительно любовь на сердце.

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

Слово апостола Павла о том, что человек оправдывается не делами закона, а только верою, тоже толкуются неправильно. Апостол имеет в виду здесь обрядовый Моисеев закон, через который, действительно, ни один человек не мог оправдаться, потому что сам по себе этот закон был бессилен искоренить источник зла в человеке, его склонность ко греху – он немощен, «ибо закон ничего не довел до совершенства» ( Евр.7:18–19 ). Потому и противопоставляет апостол Павел этому закону веру в пришедшего Мессию, в Иисуса Христа. Вера в Христа не исключает, а напротив, обязывает совершать добрые дела, дела христианские. Продолжим цитату из Послания к ефесянам, которую протестанты намеренно прерывают: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). Именно добрые дела отличают христианина от других людей: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). «Царство Небесное силою берется, и и потребляющие усилие восхищают его», – говорит Господь ( Мф.11:12 ). В чем же состоит это усилие? В жизни по вере, в делах веры, в соблюдении Божиих заповедей. Вера без добрых дел мертва! Ибо «и бесы веруют и трепещут» ( Иак.2:19 ), но спастись не могут, потому что не могут жить по вере, не могут творить добрых дел„ не имеют любви, смирения и прочих добродетелей. А как получить эти добродетели? Нелегко... Апостол Павел говорит о себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» ( 2Тим.1:7 –-8). Каков именно был этот добрый подвиг, какие великие труды нес он – об этом, конечно, известно и протестантам, знакомым со Священным Писанием. В Послании к евреям он пишет: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр.12:4 ) – т. е. вы еще не научились жить по заповедям Божиим, не очистили душу свою от зла, от страстей и пороков, не научились побеждать самих себя, бороться непрестанно с диаволом, постоянно молиться, жить не для себя, а для других. Вот что значит подвизаться против греха до крови!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

16 июня. «Единство духа» ( Еф. 4:3 ) Обращаясь к Ефесянам, апостол Павел призывает их к «единству духа в союзе мира». Единство это еще далеко не достигнуто христианами, и причиною тому, несомненно, служит отсутствие смирения не только перед Богом, но и перед людьми, которое ап. Павел ставит непременным условием достижения единства, это то смирение, пример которого мы видим во Христе. Все мы еще не вполне постигли, что в едином теле, которое есть Церковь Христова, у каждого свое назначение, свое место и, очевидно, назначения эти не могут быть равными для всех. Есть степени выше и ниже. Единство духа состоит, прежде всего, в мире духовном, в согласии, взаимном снисхождении, единении душ, стремящихся к единой высшей цели. Пусть каждый довольствуется своим назначением. Не превозносясь, не завидуя, проникнувшись христианским смирением и любовью, мы найдем лучший способ содействовать единству духа между христианами и приблизимся, насколько возможно, к тому состоянию, о котором говорит ап. Павел. Несомненно, что всей полноты этого единства мы достигнем лишь тогда, когда всемирная скорбь прекратится, когда все земное, греховное исчезнет и настанет за гробом полный расцвет наших духовных сил. Но и здесь, на земле, мы можем к нему стремиться. Мы созданы на добрые дела 17 июня. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф. 2:10 ) Вы, верующие в Господа, Который создал вас на добрые дела, не знаете разве, что Он вас предназначил исполнить эти добрые дела здесь по отношению ко всему, окружающему вас, с полною готовностью и от всей души? Вы, может быть, очень тяготитесь окружающей вас обстановкой? Быть может, обстановка эта кажется вам унизительной и раздражает вас? Быть может, круг вашей деятельности кажется вам слишком ограниченным или слишком обыденным? Но все это известно Господу. Малейшее страдание ваше находит в Нем отклик и сочувствие. Пусть же утвердится в вас сознание того, что и для вас возможна блаженная жизнь, «сокрытая со Христом в Боге» ( Кол. 3:3 ), – жизнь, полная мира и радости, полная любви и свободы, жизнь благословенная, даже среди всех этих тяготящих вас обстоятельств. В такой жизни все, с первого до последнего часа, все наши личные заботы и общественные бедствия, наш сравнительно легкий крест так же, как и самый тяжелый, все является нам во свете Святой, непогрешимой воли Божией и поэтому принимается нами «от души», без ропота! «Исполняя волю Божию от души» ( Еф. 6:6 ), вы почувствуете духовное общение с Духом Божиим, осеняющим вас. Вы «представите себя Богу, как оживших из мертвых» ( Рим. 6:13 ), и все озарится для вас новым светом. «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ), но «Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению» ( Флп. 2:13 ) и по Своей святой воле. Не забывайте эту святую истину, она даст вам силу и радость, преобразит всю вашу жизнь. Доверься Богу

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

§ 442. Истинно добрые дела от Бога происходят, или, как проще сказать, христиане к творению добрых дел Богом побуждаются, и силу и крепость от Бога получают к тому, и в том деле трудятся при содействии Его благодати. Так свидетельствует Божие слово: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп.2:13 ). И без Него не можем делать ничего, и приносить никакого плода не можем, если не будем на Лозе истинной – Иисусе Христе ( Ин.15:1, 4–5 ). «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). Он же (Христос) «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит.2:14 ). § 443. Сего ради к тому Началу относить и приписывать добрые дела христианам должно, от Которого они происходят. А поскольку от Бога происходят, как сказано, то как в славу и похвалу Божию творить их, так Его благодати и приписывать должно. Тогда же это будет, когда будем их творить не ради нашей славы и похвалы, дабы видимы были людьми, и почитались за святых, и так ими славились, но об том будем стараться, дабы славилось и святилось имя Небесного Отца, как учит Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ), – и сотворенными не будем хвалиться и возноситься, но, помышляя о немощи нашей, признавать будем, что от себя и помыслить и хотеть, не только творить, ничего богоугодного не можем. Надобно Самому Богу и помысел, и хотение, и начинание доброе в нас производить, как выше сказано. О сем Ему буди слава, аминь! Заключение статьи сей: О побуждении грешника к покаянию «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» ( Рим 2:4 ). Это увещательное апостола Христова слово всякого неисправного христианина касается: ударяет в совесть блудника, хищника, вора, клеветника, злоречивого, злобного, пьяницу и всякого, нерадеющего о благости Божией и своем спасении; и представляет оно всякому грешнику то, что он того ради на свете живет, и еще по делам своим не приемлет, ибо Бог ожидает его обращения: благость Божия ведет его к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В первом месте Спаситель ясно говорит, что живот вечный приобретается соблюдением заповедей; а во втором, что царствие Божие дается за добрые дела. Следовательно, добрые дела нужны для вечного спасения. II. Кроме того Господь учит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не исполняете того, что Я говорю?» ( Лк. 6:46 ). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего, Который на небесах» ( Мф. 7:21 ). " В тот день (в день суда) многие скажут Мне: Господи! Господи! не в Твое ли имя мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7:22, 23 ). III. «Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают» ( Мф. 7:19 ); «аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царство небесное " ( Мф. 5:20 ); «призови делатели и даждь им мзду» ( Мф. 20:8 ); «мзда ваша многа на небесех» ( Мф. 5:12 ). Из этих мест ясно видно, что мзда дается за труды, и если жизнь вечная называется мздою, – то предваряет ее делание, труд и заслуга. IV. «Приити... имать Сын человеческий во славе Отца Своего со ангелы Своими, и тогда воздасть комуждо по деяниям его» ( Мф. 16:27 ); «рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» ( Мф. 25:21 ); «достоин... есть делатель мзды своея» ( Лк. 10:7 ). Все эти слова Спасителя ясно показывают, что воздаяние от Бога получается только за добрые дела. V. Св. ап. Павел говорит о себе: «аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь» ( 1Кор. 13:2 ). VI. Св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит от лица Божия: «се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делам его " ( Апок. 22:12 ). VII. Св. ап. Иаков с особенною силою учит о необходимости соединять христианину добрые дела с верою: «Что пользы, братия мои... говорит он, что он имеет веру, а дел не имеет? Неужели может...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вас будут презирать, вас будут преследовать, но «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» 931 . Вечный Судия не придет одних погубить, вторых спасти, действуя с полным произволом. Он придет вершить суд; добрые дела получат награду, плохие – наказание: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня 932 . «каждый получит награду по своему труду» 933 . Плата, о которой говорит св. Павел, не есть нечто, что Бог мог бы дать, но мог бы и не дать, действуя по желанию. Награда дело справедливости. Если Бог не дал бы награды, он не был бы – и на то указывает св. Павел, который так часто выделяет необходимость благодати для добрых дел – справедливый Бог: «а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». 934 Сравнение В вышеприведенных цитатах господствует юридический подход в ущерб рассмотрению параллельных мест, говорящих о том, что добрые дела не имеют самостоятельной ценности и Бог поступает по Своему желанию (см. выше в разделе православного вероучения). Несмотря на ряд положений католического вероучения, совпадающих с православным, выделяется момент, совершенно неприемлемый с православной точки зрения: – возможность заработать награду добрыми делами. Католицизм, по сути, выделяет два момента: освящение человека благодатью, после чего тот становится святым; добрые дела, могущие увеличить степень блаженства. Очень важно, что присутствуют оба момента – и необходимость благодати и добрых дел, но они воспринимаются как существующие сами по себе, не связанные необходимостью соделования личного спасения. Не делается необходимый акцент на состоянии души спасающегося человека. Протестантизм отбросил учение о добрых делах, а учение об освящении благодатью довел до абсурда. Необходимость освящающей благодати роднит учение православия и католицизма, но у католиков отсутствует акцент на необходимости соделования спасения, преобразования души, следствием чего являются добрые дела, которым придано совершенно иное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010