Ведь если так примитивно рассуждать в остальных вопросах, как рассуждают протестанты в вопросе о посте, то получится, что люди не должны знать ни о каком нашем добром деле, ни о какой нашей добродетели. Нельзя значит, чтобы люди знали, что баптисты не пьют водку, не курят, не ругаются, не блудят, читают Св. Писание, ведут порядочную жизнь и т.д., ведь люди могут их за это похвалить, и тогда они потеряют награду от Бога, как потеряли её фарисеи, которых хвалили люди. Так или нет? Конечно не так, и протестанты это понимают. Ведь всё дело в сердечных мотивах . Если человек искренне делает добро для Бога, то он получит свою награду, даже если о его добрых делах и знают люди. Если же человек всё делает лицемерно ради похвалы людской, ради своего тщеславия, то он не будет иметь награды от Бога, даже если его никто из людей никогда и не похвалил. Ап. Павел пишет: «посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога » ( 1Кор.4:5 ; ср. Евр.4:12 ). Итак, хорошо делать добрые дела тайно, но часто нет никакой возможности, а главное – необходимости, скрывать свои добрые дела и христианский образ жизни, как сказал Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Если бы все добрые дела нужно было бы скрывать, то нельзя бы было и в Храм пойти на службу; нельзя было бы никому сказать: «я не курю; я жене не изменяю; я не употребляю наркотиков; я читаю Библию», и т.п. Нужно также сказать, что общеизвестность православных постов , по сути, и не устраняет тайну поста , ибо как могут люди знать о том, насколько усердно мы постимся? Кто знает о том, что и сколько мы едим в пост, сколько молимся, сколько и каких тайных дел милосердия делаем, сколько читаем Св. Писание и т.д.? Этого окружающие обычно не знают. И кстати, изучая Православие, я скоро заметил именно то, что скрывать и утаивать свои добродетели Православию намного более присуще, чем протестантизму.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Видите: одни добрые дела недостаточны для спасения! Вы знаете, что и неверующие творят добрые дела и всякую правду, — и возникает вопрос: как оценивать это добро, творимое неверующими? Конечно, все добрые дела неверующих должны цениться высоко. Признавая это, надо все-таки знать, что есть разница между добрыми делами неверующих и делами верующих всем сердцем в Бога. В чем эта разница? Вот в чем: было множество сильных духом людей, всем жертвовавших, даже жизнью своею жертвовавших на благо народа. Таких было бесчисленное множество теперь, в наше время и в недавние годы. Было много людей, которые жизнью своею жертвовали на благо своего народа, своей нации. Есть люди, отдающие жизнь свою за благо людей своей расы, своего класса. Чем отличаются все эти добрые дела, даже пожертвование жизнью своею, подвиги великие и любовь к своему классу, к своему народу, к своей расе, хотя и очень высокая, но эта любовь — любовь только к своему классу, к своему народу, к своей расе — уживается с ненавистью к людям другого класса, другого народа, другой расы; а истинная и подлинная любовь — всеобъемлющая, любовь, угодная Богу, объемлет всё, к ней никогда не примешивается ненависть к кому бы то ни было, она всеобъемлюща. Если люди любят Христа всем сердцем, то нет места в сердцах их ненависти к кому бы то ни было из других людей. Об этих людях, которые любовь к своему классу, к своей нации совмещают с ненавистью к людям другого класса, другого народа, другой расы и другой нации, сказал святой апостол Павел в своей удивительной речи о любви: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13, 2). Даже такая вера, которая переставляет горы, ничто, если не соединена со всеобщей любовью. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (ст. 3). Если это любовь только к своему классу, к своей нации, а не любовь всеобщая, всеобъемлющая, нет от нее пользы для души нашей. Нет никакой пользы в добрых делах, нет даже пользы в том, что жизнь свою отдадут за други своя, если нет любви всеобщей, любви ко всем людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Для того, чтобы показать истинное исполнение Закона Божьего в практической жизни, Иисус Христос в последующей части Нагорной проповеди сказал: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» ( Матф.6:1 ). Как нужно понимать эти слова? Этими словами Иисус Христос говорит не о том, чтобы человек творил милостыню, спрятавшись от людей. Нельзя в этих словах усматривать и запрет давать милостыню в окружении посторонних. Если бы Иисус Христос призывал к творению милостыни скрытно от людей, то Спаситель в той же Нагорной проповеди не изрекал бы таких слов: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Матф.5:16 ). Как видим из вышеприведенных слов, Иисус Христос наоборот призывает к тому, чтобы Его последователи, истинные христиане, не таясь от людей, творили свои добрые дела и чтобы все остальные люди, видя эти добрые дела, прославляли Отца их Небесного. В другом месте Нагорной проповеди Иисус Христос провозглашает: «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» ( Матф.5:42 ). Естественно когда человек, творящий милостыню, будет давать деньги просящему у него и хотящему у него занять, то не будет прятать от них своего лица. А будет совершать свою милостыню не тайно, а открыто перед просящими и хотящими у него занять денег людьми. Как же в таком случае увязать слова Иисуса Христа «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» с вышеприведенными словами Спасителя об открытом совершении милостыни? Может сложиться впечатление, что слова Спасителя о совершении добра перед людьми «чтобы они видели ваши добрые дела» и слова «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» противоречат друг другу. Ведь в одной фразе призывается творить добро открыто перед людьми, а во второй фразе наоборот говорится о том, что нельзя творить добро в виде милостыни открыто перед людьми. Естественно, никакого противоречия между приведенными словами Спасителя нет. Просто нужно правильно понимать слова Иисуса Христа о том, что «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас». В этих словах Иисус Христос говорит не о запрете прилюдно давать милостыню, не об обстановке, в которой она дается, а о цели и намерении, с которой совершается подача милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд! Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный! По поводу стремления к совершенству, Блаженный Августин сказал: «Не будь доволен тою степенью нравственного достоинства, на которой ты находишься; Но стремись к той, которой еще не достиг; ибо, как только ты смотришь на себя с самодовольством, то уже не пойдешь далее; если же скажешь: довольно! то ты погиб. Все прибавляй, все иди вперед, все совершенствуйся!» Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Этими словами Христос не запрещает творить милостыню и вообще добрые дела пред людьми, в присутствии посторонних людей; отказ просящему из-за того только, что люди могут заметить дающего и похвалить его за это, нарушил бы заповедь – просящему у тебя дай. Христос говорит не об обстановке, в которой совершаются добрые дела, а о намерении, с каким они совершаются. Если доброе дело совершается единственно во имя любви к ближним, то надо совершить его хотя бы и всенародно. Но если доброе дело делается с тем, чтобы обратить на себя внимание, то за такое благотворение не будет никакой награды от Отца Небесного: тщеславие такого благотворителя уже награждено людьми. Но иногда человек, творящий добрые дела, может сам возвеличить себя и возмечтать о своих добродетелях. От этого греха предостерегает Христос, заповедуя творить добрые дела как бы втайне от самого себя: Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая; то есть: сотворивши доброе дело, старайся скорее забыть его, не говори и не вспоминай о нем· И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Как говорит Святой Дионисий Ареопагит : «Он – сверхбесконечная, сверхнепостижимая непостижимость». Абсолютно непостижимая реальность, которая становится постижимой благодаря тому, что она сама открывается нам, а насильно ее никак не заставить. Насильно можно заставить познать творение рук своих, идолов можно познать насильно. То, что ты сам сделал, ты можешь этим и командовать, но истинный Бог – Он не идол, Им командовать невозможно. И вот Невеста отвечает: «Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии» ( Песн.6, 2 ). Итак, где можно найти Возлюбленного? Его можно найти в Его собственных садах. Часто люди говорят: «Почему иноверцы не спасутся? Почему люди делают добро, а Бог их за это не наградит?» Опять же человек, делающий добро не по-Божьи, он не делает добро по-настоящему, потому что добро есть исполнение воли Божией, и только оно. Можно делать внешне добрые дела, а на самом деле они будут злыми. Вот как раз и говорится, что Возлюбленный пошел (букв. «сошел») в сад Свой, т. е. Господь сошел в Свой виноградник, который Он Сам Себе посадил, то есть в Свою Церковь . И там Он приходит куда? «В цветники ароматные». То есть, Он живет там, где Он видит цветы добродетели. Цветы добродетели нужны для того, чтобы приманить возлюбленного, ни в коем случае не для того, чтобы заменить собою Возлюбленного, а чтобы приманить Его. Помните, как Ангел Господень сказал Корнилию-сотнику? Он сказал, что милостыни твои, добрые дела твои пришли на память перед Богом, поэтому я послан тебе для того, чтобы ты нашел человека, апостола Петра, который тебе скажет слова, которыми спасешься ты и весь род твой. И добрые дела – это только приманка для того, чтобы «приманить» Христа, но ни в коем случае не нужно путать добрые дела с самой целью – соединением с Самим Христом-Спасителем. Итак, Невеста говорит: «Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии». То есть, Господь сходит на землю, сходит сюда, в человеческую душу, которую превращает Он в «цветники ароматные». Для чего? Для того, чтобы «пасти в садах», для того, чтобы человека дольше учить, пасти, кормить его небесной пищей, «кормить» его сиянием Своего лика.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Наталия Ростова 24 сентября 2019, 17:06 " Не любопытствуй о предметах непостижимых и не исследуй глубину судеб Господних. " ( И.Лествичник ) Думаю, на этом и закончить свои разглагольствования... Наталия Ростова - Александру 24 сентября 2019, 17:01 Отбрасываю женские эмоции... Разбойник, распятый рядом с Господом, никаким боком не был православным, не участвовал в Таинствах и даже не знал Бога. А был убийцей, вором, насильником. Однако, он ПЕРВЫЙ вошёл в Рай. Он даже не успел совершить ни одного доброго дела! Было ПОКАЯНИЕ И ВЕРА в истинного Бога...Безусловно, домостроительство нашего спасения есть Великая Тайна. Бог хочет спасти всех людей и как Он это делает - мы не знаем, это Тайна. Главное условие - не отрекаться от Бога, не быть богоборцем. У католиков и протестантов есть Вера во Христа и они тоже каются в своих грехах. Поэтому, считать, что эти люди все обречены на погибель - верх самомнения. Православный, не значит спасённый.... Александр 24 сентября 2019, 08:30 Андрей23 сентября 2019, 19:49 В Писании прямо сказано о конфессиях и принадлежности к истинной вере: " Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. " Иные конфессии, как вы понимаете, благовествуют иное. А анафема - это не пирожок с повидлом. [невероятной гордыней считать, .. т.е. большую часть Своего стада, отверг] Прямо написано: " много званых, но мало избранных " , " Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их» Так что никакой гордыни и собственных желаний, а простое знание Писания. Александр 24 сентября 2019, 08:21 Наталия Ростова23 сентября 2019, 17:40 " Дерзкое заявление. Просто хотя бы логику включите. " Мой предыдущий ответ вам похоже не пропустили, поэтому особо повторяться не буду.Я привёл логическую цепочку: " Нет священства, нет таинств. Нет таинств - нет спасения. " Подтвердил Евангелием.Если отбросить женские эмоции, что вас в ней не устраивает?Где проблема в логике? Причём здесь Великая Отечественная?Это сугубо мирское дело, которое никого не спасает и не обвиняет,там на обоих сторонах были и смиренные и добрые и грешные люди. Добрые дела и смирение сами по себе не спасают, спасают добрые дела и смирение во имя Божие, а если протестанты и католики не знают истинного Бога,то к чему их добрые дела?

http://pravoslavie.ru/124041.html

Но при этом всякое добро Бог поддерживает и усиливает. Даже добро несовершенное, в мире сделанное не ради Него. Мы, конечно, знаем, что никакое добро, сделанное без Бога, не является спасительным. Какой бы человек ни был хороший, без Бога он спастись не может. Спасение – это соединение с Богом, добрые дела – лишь одно из условий, но не замена веры. Многие думают, что спасение можно заработать с помощью добрых дел. Вот отсчитал некоторое количество добрых дел и спасение себе купил. У католиков есть такое понятие, как «весы»: весы общие и частные. Если человек много добрых дел сделал, то они его грехи перевесили. Получается, что доброе дело равно покаянию. Если ты сделал много добрых дел, то они идут в общую копилку и другого грешника спасают. Это очень удобно, конечно, но несколько противоречит Слову Божию. На самом деле, спасение – это соединение с Богом. – От чего надо спасаться ? – От греха и его последствий. От духовной и физической смерти. Физическая смерть преодолевается Воскресением Христа, Его силой, а духовная смерть преодолевается покаянием, постом и молитвой. Добрые дела приводят человека к тому, что он находит Бога. В Священном Писании есть эпизод про сотника Корнилия, который очень любил раздавать милостыню. И Бог послал к нему Ангела, который сказал: «… молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой » ( Деян.10:4-6 ). Без Бога никто бы не спасся. Сами по себе добрые дела, сделанные без Бога, не спасают, но приводят к спасению. А когда человек принял Крещение, добрые дела должны делаться с Богом, и тогда они усваивают то спасение, которое уже дано. Но спасаемся мы не только при помощи добрых дел, но и через принятие Таинств. Поэтому те, кто не вошел в единение с Богом через Таинства погибнут. Гибель заключается в состоянии отверженности Богом, когда Бог говорит: «Ты хотел жить без Меня – иди», – в этом гибель.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

ОТВЕТ: Церковь осуждает искусственное оплодотворение. В Социальной концепции РПЦ МП, принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе, сказано: «Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является плоть от плоти анонимных доноров». Кстати, те, кто не ознакомился с данной Социальной концепцией РПЦ, всячески вам рекомендую это сделать. Данный документ является редким исключением (из массы официальных церковных документов) – своею библейской внятностью и святоотеческой выверенностью. Чтение этой Концепции может принести подлинное назидание и духовное удовлетворение. В ней содержится множество актуальных для каждого из нас разъяснений и уточнений. ВОПРОС: Как известно, само понятие праведность означает добрые и благочестивые дела. Но в Писании сказано: «Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда…» (Ис.64,6) В каком случае праведность или наши добрые дела могут оказаться мерзостью и нечистотою в глазах Бога? ОТВЕТ: Если мы своими делами хотим искупить свои грехи, то мы оскорбляем Милосердие Божие. Добрые дела надо делать из-за любви к Богу, а не из желания этими делами вынудить Бога простить нас. Особенно нелепыми выглядят подобные попытки в свете того, что Сын Божий совершил для нас на Кресте. Он наш Искупитель; а наша «праведность» – не искупает наши грехи, она действительно: «как запачканная одежда» . Если провести ревизию, переоценку всех наших, так называемых, «добрых дел», то они окажутся как обесцененный товар, не представляющий никакой ценности в глазах Бога. Тем более что любой, даже незначительный грех моментально перечеркивает значение всех наших добрых поступков. Сказано: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно… все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» ( Иез.18,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Что же делают добрые и злые человеческие дела, взойдя на небо? А вот что: добрые ходатайствуют тому, кто их совершает, все благое от Господа, злые же подвигают Его на гнев и мщение. Добрые дела заступаются за того, кто их совершает, говоря: «Господи, прости ему!» Злые же жалуются на того, кто их совершает, говоря: «Господи, отомсти Ему!» Итак, после каждого грехопадения необходимо очищать грехи истинным, нелицемерным покаянием, чтобы они, умножившись и дойдя до Бога, не подвигли Бога на такой великий гнев, что мы не будем иметь возможности получить уже и времени для покаяния. Долготерпелив Бог, но если после Своего долготерпения Он разгневается на человека за непокаяние, то не жди уже, человек, времени для покаяния, как говорит апостол об Исаве: «был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» ( Евр. 12:17 ) (1). Итак, пусть никто не говорит: «Покаюсь при смерти, покаюсь во время последней болезни». Хорошо говорит Господь Бог наш: «должно делать... доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин. 9:4 ). День – жизнь наша, ночь же – кончина наша; если днем не сеешь, не насаждаешь, не жнешь, не собираешь, то как это будешь делать ночью? Если во дни временной жизни твоей не умножаешь добрых дел, то как их приобретешь при кончине, откуда их соберешь? Здесь прилично вспомнить евангельскую притчу о девах: пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; «после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» ( Мф. 25:10–12 ). Почему? Потому, что пришли без елея, а пошли его купить себе, пошли они, но не купили. Почему же не купили? Уже была ночь, уже не было продающих, и разошлось торжище. Не поленились они идти даже в полночь, имели и деньги, чтобы купить, но не нашли продающих и возвратились пустыми. И по справедливости они были отвергнуты Женихом, ибо прежде, днем, они не позаботились купить елея. Кто не знает толкования этой притчи? День означает настоящую жизнь, как говорилось и прежде, ночь – смерть, Жених – Бог, девы – души, елей – добрые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Источник: Храм Святой Троицы в Хохлах   Мы сегодня в Евангелии слышали повествование о том, как ко Христу подошли два Апостола, Иоанн и Иаков, братья Заведеевы, одни из ближайших Его учеников, и сказали: «Учитель! Хотим, чтобы когда ты в Царствии Своем сядешь на престоле, и мы были рядом с Тобой, один по правую сторону, а другой по левую. Хотим наследовать Твои обетования и царствовать с Тобой». И Иисус говорит им на это: «Вы не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь»? И они говорят: «Можем». Иисус сказал им в ответ: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете, а вот сесть одесную или ошую, это — кому уготовано». Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и стремления, ни труды и подвиги не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы каждый получил заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство Небесное наследовали. Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Почему у одних здоровье, богатство и все им позволено, а у других бедность, болезни, скорби и нищета? Именно поэтому: потому что в Царствии Небесном ничего не зарабатывается, потому что нет там законов социальной справедливости. Там совсем другие законы: любви, милости Божией и подвига.

http://pravmir.ru/propoved-v-5-yu-nedely...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010