В этот день Церковь отмечает день своего рождения 20 июня. ПРАВМИР. Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник – день Святой Троицы, или Пятидесятницу. В этот день Церковь отмечает день своего рождения, которое произошло в момент схождения Святого Духа на апостолов. На 50-й день после Воскресения Христа, когда они находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4). Праздником Святой Троицы этот день называют потому, что в тот момент обнаружилось видимым образом действие Третьего Лица Пресвятой Троицы – Духа Святого. По традиции на праздник Троицы православные храмы украшают травой и зелеными ветвями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 июня, 2023 20 июня, 2021 20 июня, 2021 17 июня, 2019 15 июня, 2019 27 мая, 2018 27 мая, 2018 4 июня, 2017 23 апреля, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/pravoslavnye-hristiane...

Вознесение, как факт небесной и земной истории, является конечной точкой искупления человека, которое завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос вознесся в небесное святилище. С момента Вознесения Господня человек получил возможность полного участия в Божественной жизни и вечном блаженстве, поскольку человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Его Божественной природой, а стала равночестной и сопрестольной Божеству. Вознесение Господне открывает всем людям возможность быть вознесенными, подобно Господу, если они будут постоянно распинать в себе грех через покаяние и жить по Евангелию. Особенности богослужения праздника Вознесение Господне – подвижный Господский праздник Пасхального цикла. Поскольку само событие Вознесения Христа на Небо совершилось на сороковой день после Его Воскресения, праздник всегда выпадает на один и тот же день недели – четверг. Его празднование продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, восемь дней попразднства и отдание – в пятницу седьмой седмицы по Пасхе. Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1) 2-я глава книги пророка Исаии, стихи 2-й и 3-й. В этой паремии содержится пророчество о воцарении Господа над всеми народами: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы». 2) 62-я глава книги пророка Исаии, стихи с 10-го по 12-й и 63-я глава книги пророка Исаии, стихи с 1-го по 3-й и с 7-го по 9-й. В этой паремии Господь устами пророка призывает Израиль: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!». Здесь же пророк говорит о гневе и милости Господней к неверному и колеблющемуся народу. 3) 14-я глава книги пророка Захарии, стихи 4-й и с 8-го по 11-й. В этой паремии говорится о том, что безопасность и благополучие Иерусалима и израильского народа в руках Господа. Вознесение Господне На литии поются стихиры празднику, а на стиховне стихиры самогласны 2-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Впереди не только грех, но и Христос После Преображения для верующих есть две реальности 19 августа, 2017 После Преображения для верующих есть две реальности Стоит ли бороться с грехами, если все равно они определяют наши поступки, и в чем суть подлинного преображения человека, размышляет протоиерей Алексий Иродов. Теперь для верующих в Него – две реальности Протоиерей Алексий Иродов «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28). Преображение Господне среди евангельских событий стоит на особом месте. Я встречал даже удивление некоторых, что этот праздник попал в число двунадесятых. Представить себе, что Бог свят и одежда у Него может стать белой как снег? Что Он может говорить с Моисеем и Илией? Это же не удивительно. На мой взгляд, этот праздник можно поставить во главе других подобных событий, когда Спаситель ходил по водам и исцелял в субботу. Все эти события объединяет одно свойство – они могут показаться какими-то не обязательными. Хождение по водам. Зачем? Исцеления в субботу, причем специально в субботу – ведь это так злило иудеев. Без этого, кажется, точно можно обойтись, чтобы не ссориться. Но все эти события – не только чудеса. Чудо здесь, вероятно, стоит на втором месте. Важнее, кажется, то, на что указывают все эти события. Я думаю, что Господь говорит нам о том, что теперь для верующих в Него в мире будет существовать две реальности. Верующий может находиться в особых условиях, пребывая во Христе и со Христом. Вместо рукотворной «лодки» нашей надежды, мы можем иметь надежду на Христа. И эта новая надежда позволит нам быть настолько свободными, что даже среди ветхого мира мы можем видеть Царствие Божие, пришедшее в силе. Не где-то на высоте, а внутри нас, в храме нашего сердца, где незримо будет присутствовать Христос. И житейское море уже не будет поглощать нас. Впереди не только грех, но и Христос! Многое мы можем узнать, назвать, определить этому значение и место в нашей жизни. Но у всего человечества существует некий всеобщий предел, дальше которого человек перестает понимать, как ему правильно жить.

http://pravmir.ru/vperedi-ne-tolko-greh-...

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город " на осляти " в сопровождении апостолов. " Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: " Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев " (Ин. 12; 12-13). " Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! " (Мф. 21; 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника Ваий Неделя и Вербное воскресение. ГЛАС - в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему " осмогласия " (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги). ГОРНЕЕ МЕСТО (горнее - слав. высокое) - место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников. ДАРОНОСИЦА - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например в больнице и т.п.). ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Г.С. Битбунов Благовещение Пресвятой Богородицы Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия В соответствии с евангельским повествованием ( Лк. 1:26–38 ) в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи, к Пресвятой Деве Марии в город Назарет от Бога был послан архангел Гавриил с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами. Мария смутилась от ангельского приветствия и стала размышлять о его значении. Гавриил же продолжил: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца. Дева в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею целомудренного образа жизни: Как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее ангел. Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его святой воле, явились той благодатной нивой, на которой возрос благословенный плод – Богочеловек Иисус Христос , Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в праздник Благовещения неоднократно возглашает: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века Таинства явление». День Благовещения Пресвятой Богородицы является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, проходит ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим чудом Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого. Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Бесконечная любовь Иисуса к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дело спасения Бог Отец поручил исполнить Своему Сыну, поэтому все эти этапы спасения – таинства спасения людей – великие праздники, которые прославляют Бога Святую Троицу. Созидает Церковь и помогает людям это спасение обретать Дух Святой. Его пришествие Богочеловек объяснил Своим ученикам: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин.16:13–14 ). Спасительное действие Святого Духа церковью вспоминается и осмысливается в богослужении Духова дня. Внутренняя жизнь Лиц Святой Троицы – тайна для человеческого ума. Нам открыто, что Бог есть любовь ( 1 Ин.4:8 ). Фантазировать же о том, что скрыто от нашего взора, смысла не имеет. Жизнь Церкви строится на твердых фактах, а не на предположениях. Сам Иисус Христос – Глава Своей Церкви. Жизнь Его Православной Церкви – это жизнь Воскресшего и Вознесшегося Иисуса Христа в Своих учениках на земле, в земной истории. Поэтому церковные праздники являются не человеческой выдумкой, а Божиим установлением через Его Церковь на земле, нужны же они людям, жаждущим спасения и бессмертия. Праздник Святой Троицы не является «праздником Святого Духа». Он является молитвенным воспоминанием рождения Святой Православной Церкви в День Сошествия Святого Духа. Поэтому и носит название: Сошествие Святого Духа, Пятидесятница, так как это событие совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом, а Днем Святой Троицы называется потому, что и спасение человеческого рода, и благодатная жизнь Святой Христовой Церкви есть дело и прославление Троичного Бога и всех Лиц Святой Троицы. По этим причинам нет оснований считать двунадесятые великие праздники посвященными только Господу Иисусу Христу, а следовательно, не имеет духовного смысла устанавливать отдельный праздник, посвященный Богу Отцу. На чем основано почитание мощей святых? Объясните, пожалуйста, на чем основано почитание мощей святых? Неужели нельзя молиться перед иконой святого? Разве благочестиво раздавать по частям останки по храмам? Ведь по сути-то, если уж похоронили, так пусть покоятся себе с миром?

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Дорогие во Христе братья и сестры! Всякая награда обещана верным. Счастье, даруемое Небесным Отцом, превосходит самые радужные надежды, самые сладостные мечты, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Но, дабы заслужить эту несравненную Божественную награду, мы должны всеми силами стремиться приуготовить души и тела свои к преображению, храня их от осквернения, просветляя боголюбием, братолюбием и совершением добрых дел. Не сообразуйтесь с веком сим, по преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ( Рим.12:2 ), – призывает нас тайновидец Господень, святой апостол Павел, обратившийся ко Христу, на дороге в Дамаск, будучи осиян Божественным Светом. Возведем же духовные очи наши к горе Преображения Спасителева, будем усердно молить Господа, «да воссияет и нам грешным Свет Его присносущный». Ему же слава во веки веков. Аминь. Слово на попразднство Преображения Господня (7/20 августа) О послушании Христу Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Мф.17:5 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами совершаем попразднство Преображения Господня. Что такое – попразднство? Это значит, что праздник продолжается. Вчера мы с вами совершали торжественную, праздничную Литургию, пели красивые праздничные песнопения, посвященные тому великому и славному дню, когда Господь наш Иисус Христос преобразился перед апостолами на горе Фавор, зримо явив им Свою Божественную славу – Свой Свет – вечные и нетварные Божественные энергии и грядущую славу спасенного рода человеческого в Царствии Небесном. И этот праздник не закончился вместе со вчерашним днем, те же песнопения поем мы и сегодня, и сегодняшняя служба – также вполне праздничная. Зачем же нужны эти дни попразднования – целых семь для Преображения! – если празднество, посвященное этому событию, и так уже совершалось в предыдущий день?

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Дорогие во Христе братья и сестры! И «бурным огненным дыханием», зовущим к ревностному служению Богу и ближним, и нежными «голубиными крыльями», обещающими мирную радость нашим душам, касается нас Святой Дух Господень, Утешитель Божественный. Тем, кто всем сердцем раскроется навстречу этим благодатным прикосновениям, не убоявшись ни тяжести покаянного труда, ни житейских скорбей, уготована несравненная награда от Господа. Внявшие апостольскому призыву: В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите ( Рим.12:11 ), непременно сподобятся плодов Духа Утешителя, которые есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). Да попалит же огненный Дух-Утешитель суетность, нечистоту, маловерие и в нашей с вами жизни. Как учит нас преподобный Макарий Великий, будем же и мы «умолять Бога, чтобы дал нам «криле голубине» Святого Духа, да отлучится от нас греховный ветер, в нас живущий». Богу же Духу Святому, славимому нами ныне, подобает и вечная слава, честь и поклонение вместе с Безначальным Отцом и Его Божественным Сыном во веки веков. Аминь. Слово на отдание праздника Пятидесятницы О даре Божием Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Мф.5:44-45 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами вместе со всей Святой Православной Церковью отмечаем праздник отдания Пятидесятницы. Что же это за праздник? Почему и кому должны мы «отдавать» Пятидесятницу? Чтобы понять это, необходимо обратиться к Писанию и истории. Уже в ветхозаветные времена многие великие праздники отмечались в течение не одного, а целых семи дней. На восьмой же день совершались особые молитвы и ритуалы – подобные трем, что совершались в первый, главный день праздника, – и на этом празднования кончались. Так, например, о празднике Кущей в Писании говорится следующее: В первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу, это отдание праздника, никакой работы не работайте ( Лев.23:35–36 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

«И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих, и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу» (Деян.2:17—19, Иоиль. 2:28—32). Петр объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа Бог предопределил начать дело спасения людей. И чтобы исходатайствовать людям возрождающую благодать Святого Духа, Господь Иисус Христос, пришедший к ним от Бога Мессия, претерпел поругания и мучительнейшую крестную смерть. Еврейские начальники, как и многие из собравшихся здесь, не узнали в Нем обещанного Спасителя, отвергли и умертвили Его, но Он воскрес из мертвых и теперь восседает на Небе одесную Бога. Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то его слова глубоко проникали в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и стали спрашивать: «Что же нам надо делать? – Покайтесь , – ответил им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа,» (Деян.2:37—39) и Бог не только простит ваши грехи, но и, как нам, даст вам благодать Святого Духа. Многие из уверовавших по слову Петра тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились, так что к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось распространение Церкви Христовой, сначала в Иерусалиме, потом – в Иудее, а со временем и по всему миру. Таким образом, ветхозаветный праздник Пятидесятницы с момента сошествия Святого Духа на апостолов стал «днем рождения» Церкви Христовой. Она, согласно обещанию Самого Спасителя, пребудет на земле непобежденной всеми силами ада до Его славного Второго пришествия. Со дня сошествия Духа Утешителя праздник Пятидесятницы стал называться еще и праздником Пресвятой Троицы, потому что сошедший на учеников Дух Святой открыл людям более глубокое познание о Боге, а именно, что единый по существу Бог имеет три Лица. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – это единый Триипостасный Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

И вот мы нынешний день посвящаем воспоминанию, как вознесшийся Христос не покинул нас, а как обещал апостолам, так и послал им Духа Святаго Животворящаго, Которого мы и теперь получим, если будем следовать примеру апостолов. Еще одно. Смотря на изображение Вознесения Господа, мы видим величественную картину: мы видим возносящегося Господа с руками, простертыми для благословения; видим и старых, и молодых, и даже вдали детей. Здесь нет различия ни пола, ни возраста, все стоят, подняв очи кверху, как бы на молитве; и вот при таком молитвенном настроении людей, стоящих на земле, Иисус Христос возносится все выше и выше, обещая апостолам, что будет с ними пребывать вечно. Все собравшиеся равны: и дряхлый старик, и еле лепечущий ребенок; и при этом как бы видится пророческое исполнение слов Господа: посему и будут видеть, что вы ученики Мои, если будете хранить любовь между собою, а также: где есть два и три, собрани во имя Мое, ту есмь посреди вас. Здесь же (при Вознесении Господа) собрались не двое и не трое, а апостолы, Матерь Господа Мария, и еще Мария, и еще Мария, и многие другие с ними. Все они исполнились великой радости, потому что Господь обещал пребыть с ними до скончания века. Вот и мы, помолившись и несомненно очистившись и просветившись, да воспросим Господа, чтобы нам идти домой с тем же светлым чувством, с каким шли апостолы от горы Елеонской. Христос с вами. Аминь. 14 мая (Вознесение). Мы посвящаем нынешний день празднованию Вознесения Христова и воспоминанию о той великой радости, которою исполнились дети, взрослые, апостолы, присутствовавшие при Вознесении Христовом. Этот праздник особенно нам дорог и велик, потому что он первый из двунадесятых праздников, и в этот день произошло благоговейное собрание верующих. В этот праздник мы должны особенно радоваться, потому что Господь как Сам вознесся, так обещал и нас вознести с Собою на небо, обещал прославить и возвеличить наши бренные, греховные тела и доставить им великое блаженство. Вознестись и пребывать с Господом – это такое блаженство, какого мы и представить себе не можем; по выражению Ефрема Сирина , это рай земной и рай духовный. И вот перед Вознесением Своим Господь сказал Своим ученикам: Я восхожу туда, откуда Я снисшел, иду приготовить вам место, и где Я буду, там и вы будете.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010