Разделы портала «Азбука веры» Соборник двунадесятим месяцем. Сказание коемуждо празднику и избранным святым, апостолы и прокимены на Литургии В Избранное 1. Начало индикта, сиречь, новаго лета и память преподобнаго отца нашего Симеона Столпника и матере его Марфы. Прокимен, глас 3: Велий Господь наш, и велия крепость Его,/и разума Его несть числа. Стих: Хвалите Господа, яко благ псалом, Богови нашему да усладится хваление. И преподобному, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Апостол к Тимофею, зачало 282. Другий апостол к колоссаем, зачало 258. Аллилуиа, глас 4: Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Стих: Благословиши венец лета благости Твоея, Господи. И преподобному: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. 4. Святителя Иоасафа Белгородскаго. Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость,/и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней. Апостол ко евреем, зачало 318. Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. 5. Святаго пророка Захарии, отца Предтечева. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Апостол ко евреем, зачало 314. Аллилуиа, глас 7: Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. 6. Воспоминание бывшаго в Колоссаех, еже есть в Хонех, чудесе, от Архистратига Михаила. Прокимен, глас 4: Творяй ангелы Своя Духи,/и слуги Своя пламень огненный. Стих: Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Апостол ко евреем, зачало 305. Аллилуиа, глас 5: Хвалите Господа вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Стих: Яко Той рече и быша, Той повеле и создашася. 7. Святаго мученика Созонта. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Апостол к ефесеем, зачало 233.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sobornik-...

Слова в двунадесятые и великие праздники Слова в день Пятидесятницы и в день Святого Духа Дух Святой да снидет в сердца наши Настал великий праздникпраздник необычайной радости для христиан: Дух Святой сошел на апостолов (см. Деян. 2:1–11 ). И не только на апостолов: Дух Святой пришел в мир, во исполнение обещания Господа нашего Иисуса Христа: Не оставлю вас сиротами, пошлю Духа Святого, Утешителя ( Ин. 14:18, 15:26 ). И освятил Он землю, и будет вести до конца веков весь род христианский по пути спасения. Дух Святой зримо сошел на апостолов в виде огненных языков. Такого больше никогда не было. Это произошло потому, что через апостолов святое Евангелие должно было утвердиться во всем мире. Они были первыми его проповедниками, первыми, кто понес свет Христов в мир. И Дух Святой огненными сотворил их сердца и умы, освятил и просветил их, напомнил им все, что они раньше слышали от Господа Иисуса Христа, и дал им силы весь мир вести ко Христу. Но разве на этом все кончилось? Разве Дух Святой ныне не сходит на всех, кто достоин Его принять? Разве не исполнен был Им преподобный Серафим Саровский ? Он весь сиял благодатью Духа Святого, Который сошел на него не в виде огненного языка, но таким образом, что овладел всеми его помышлениями, желаниями, чувствами и стремлениями, пленив его. Так нисходил Дух Святой и на многих святых. И нам всем, недостойным нынешним христианам в Таинствах Крещения и Миропомазания подается благодать Духа Святого. Все ее получили, но не все сохранили. Многие потеряли это сокровище. Ибо подобно тому, как дым отгоняет пчел, смрад сердца человеческого отгоняет Духа Святого. Дух Святой живет только в сердцах чистых, только им подавая Свои святые дары, ибо Он есть Сокровище благих – Сокровище всех истинных и самых великих благ, какими может обладать сердце человеческое. Разве может воспринять их сердце нечистое? Разве может получить благодать Духа Святого сердце греховное, лишенное милосердия и любви? Как же нам приобрести сердце чистое? Как воздерживаться от постыдных грехов? Как уберечься от соблазнов врагов спасения нашего? Нужно неустанно, во все дни жизни нашей, каждый час помнить о том, что Дух Святой не живет в сердце нечистом. Нужно не поддаваться соблазну. И когда дух нечистый, враг спасения нашего, нашептывает нам стремления к земному благополучию, рисует картины славной обеспеченной жизни, пробуждает в нас гордость, желание чести и славы, мы не должны принимать этого в сердце наше. Когда приходят подобные помыслы, мы должны сразу понять, что это искушение, и тотчас же начать всеми силами ума и сердца отгонять их, а не смотреть на соблазнительные картины, которые рисует нам дух нечистый. Если же мы этого не сделаем, если будем созерцать эти картины славы и процветания земного, если будем больше думать о них, то горе нам, ибо тогда соблазн овладеет сердцем нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. 7 апреля православные празднуют Благовещение. “Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”. 7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира. До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия. Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Только после ее согласия, Слово становится плотью.

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-smysl-p...

В. Чернов О праздниках Православной Церкви «Празднование и вообще богослужение Православной Церкви, – пишет известный русский пастырь XIX века протоиерей Григорий Дебольский , – по заповеди Иисуса Христа состоит главным образом в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа, и с Ним всех верующих в Него, над грехом и смертью. Эта победа, восстановившая единение Бога с человекам для нашей вечной блаженной жизни, предизображена в таинстве святого Причащения, которое положено Господом в основание христианского богослужения и с которым соединены вселенской Церковью все священные воспоминания о многоразличных благодеяниях, явленных роду человеческому, или непосредственно от Бога, или через святых его и моления о живущих и умерших. Чем выше воспоминания Церкви, тем важнее, светлее торжественнее праздники». Происхождение обычая выделять двенадцать главных праздников С древних времен отцы и учителя Церкви отмечали особенное значение некоторых праздников, посвященных главнейшим событиям земного служения Господа Иисуса Христа. До Х века таковых празднований было меньше двенадцати. Так, святитель Епифаний Кипрский (ум. 403) упоминает четыре праздника: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение и Вознесение; святитель Прокл Константинопольский (ум. 446) добавляет к этому числу праздник Пятидесятницы. В проповеди Иоанна, епископа Эвбейского, сказанной в 744 году, перечисляются праздники в честь Господа и Богородицы: Зачатие Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница и Успение Пресвятой Богородицы. С XI–XII века в Греции встречаются многочисленные иконы, изображающие двенадцать праздников. Их список несколько отличается от нынешнего и обычно включает Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Пятидесятницу и Успение Пресвятой Богородицы. С того же времени начинает употребляться выражение «двунадесятые праздники», т.е. праздники из числа двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Епископ Игнатий совершил Литургию в кафедральном соборе Выборга апреля 2019 Владыка совершил диаконскую хиротонию Дмитрия Василенко. 21 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресенье, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Выборга . Правящему архиерею сослужили клирики собора. В этот день Преосвященнейший Игнатий также совершил диаконскую хиротонию алтарника храма Спаса Нерукотворного Образа на " Дороге жизни " Дмитрия Василенко . В архипастырском слове владыка Игнатий поздравил выборжан с двунадесятым праздником, напутствовав на дни Страстной седмицы: " Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю с двунадесятым праздником - Неделей ваий (ветвей), Вербным воскресением! Это торжество - воспоминание исторического события, потрясшего многих жителей древнего Иерусалима и описанного евангелистами. Совсем незадолго до него Господь совершает чудо, воскрешая из мертвых праведного Лазаря, четыре дня пребывавшего во гробе. По всем земным законам тело его должно было бы предано тлению и не могло быть и речи о дыхании в нем жизни, тем паче о воскресении… Спаситель много раз совершал чудеса, но это чудо, совершенное накануне Его Крестных страданий, было совсем особенным. " Лазарь, гряди вон! " - звучат повелительные слова Христа, и все окружающие ужасаются тому, как Он преступает законы природы, противоречит человеческому разуму. После воскрешения Лазаря Господь вновь отошел к пределам реки Иордан, чтобы люди успокоились. Во время вкушения Им трапезы в Вифании, селении близ Иерусалима, произошло еще одно событие. Марфа и Мария, сестры Лазаря, принимали Господа в доме. Марфа заботилась об угощении, устроении гостей, а Мария " избрала благую часть " , внимая словам Христа. Она желала осознать Божественное учение Христа, впитать слово Божие. И в некий момент трапезы Мария разбивает сосуд с драгоценным миром - дорогим веществом, использовавшимся в те времена для приготовления к погребению - демонстрируя, как она отдает миро еще живому Человеку. Своими слезами и миром она омывает ноги Спасителя, отирает их своими волосами, предуготовляя Его, сама не зная к чему… Это действие произвело разногласия. Мы слышим в Евангелии от Иоанна, как Иуда, носивший ящик для сбора пожертвований, первым возмутился, сказав, какая это глупая и ненужная трата: можно было бы продать его. Миро стоило тогда в Палестине огромных денег! Иногда люди собирали средства на приобретение миро для погребения на протяжении жизни… Иуда оправдал свои слова, выразив желание раздать деньги нищим. Но апостол Иоанн Богослов четко говорит: он не заботился о нищих, а был вором, потому и сказал так. Очевидно, и апостолы - кто молча, кто вполголоса - возмутились…

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Именины января, православные праздники в январе 7 января Православная церковь празднует один из важнейших двунадесятых праздников – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 31 декабря, 2010 7 января Православная церковь празднует один из важнейших двунадесятых праздников – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Имена в январе (православный календарь имен на январь) Женские и мужские имена (как назвать мальчиков и девочек в декабре) Именины в январе: 1 — Вонифатий, Григорий, Илья, Тимофей. 2 — Антон, Даниил, Иван, Игнатий. 3 — Леонтий, Михаил, Никита, Петр, Прокопий, Сергей, Феофан. 4 — Анастасия, Дмитрий, Федор, Федосья. 5 — Василий, Давид, Иван, Макар, Наум, Нифонт, Павел, Феоктист. 6 — Евгения, Иннокентий, Клавдия, Николай, Сергей. 8 — Августа, Агриппина, Александр, Анфиса, Василий, Григорий, Дмитрий, Ефим, Исаак, Константин, Леонид, Мария, Михаил, Никодим, Николай. 9 — Антонина, Лука, Степан, Тихон, Федор, Ферапонт. 10 — Агафья, Александр, Аркадий, Вавила, Давид, Ефим, Игнатий, Иосиф, Леонид, Никанор, Никодим, Николай, Петр, Симон, Феоктист, Яков. 11 — Агриппина, Анна, Варвара, Вениамин, Георгий, Евдокия, Евфросиния, Иван, Лаврентий, Марк, Маркел, Матрона, Наталия, Феодосий. 12 — Анисья, Антон, Даниил, Ирина, Лев, Макар, Мария, Федора, Федосья. 13 — Мартина, Мелания, Михаил, Петр. 14 — Александр, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Федот, Эмилия, Яков. 15 — Василий, Герасим, Кузьма, Марк, Модест, Петр, Серафим, Сергей, Сильвестр. 16 — Гордей, Ирина. 17 — Александр, Андроник, Архипп, Афанасий, Анисим, Аристарх, Артемий, Афанасий, Денис, Ефим, Карп, Климент, Кондратий, Лука, Марк, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Родион, Семен, Силуан, Степан, Тимофей, Трофим, Фаддей, Феоктист, Филимон, Филипп, Яков. 18 — Аполлинария, Григорий, Евгения, Иосиф, Лукьян, Матвей, Михей, Роман, Семен, Сергей, Татьяна, Фома. 19 — Феофан. 20 — Афанасий, Василий, Иван, Пафнутий. 21 — Антон, Василиса, Виктор, Владимир, Дмитрий, Георгий, Григорий, Евгений, Емельян, Илья, Михаил, Сидор, Феоктист, Юлиан.

http://pravmir.ru/imeniny-yanvarya/

Н.И. Державин Годовой церковный круг Праздники Праздник праздников Светлое Христово Воскресение. Пасха Бывает не раньше 4 апреля (22 марта старого стиля) и не позже 8 мая (25 апреля старого стиля), в первый воскресный день после весеннего полнолуния Двунадесятые переходящие праздники Вход Господень в Иерусалим Последнее воскресенье перед Пасхой Вознесение Господне 40-й день по Пасхе. Выпадает всегда на четверг День Святой Троицы. Пятидесятница 50-й день по Пасхе. Выпадает всегда на воскресенье Двунадесятые непереходящие праздники Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 7 января (25 декабря старого стиля) Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 января (6 января старого стиля) Сретение Господа нашего Иисуса Христа 15 февраля (2 февраля старого стиля) Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 августа (6 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 21 сентября (8 сентября старого сшиля) Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 4 декабря (21 ноября старого стиля) Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта старою стиля) Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 28 августа (15 августа старого стиля) 14 января (1 января старого стиля) Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля (24 июня старого стиля) Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 14 октября (1 октября старого стиля) Посты Многодневные посты Великий пост В течение семи недель (Четыредесятницы и Страстной недели) перед Пасхой Петров пост С понедельника второй недели по Пятидесятнице до 11 июля (28 июня старого стиля)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Песнопения на двунадесятые праздники Рождество Пресвятой Богородицы Стихиры на Господи воззвах, гл. 6. Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог, престол свят на земли Себе предуготова, утвердивый мудростию небеса, небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене сад живоносен израсти нам Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеюшихся надежда, Господи, слава Тебе. – Днесь неплодная врата отверзаются, и дверь девическая Божественная предгрядет. Днесь плод раждати благодать начинает, являющи миру Божию Матерь; Ею же земная с небесными совокупляются, во спасение душ наших. Слава, и ныне. гл. 6. Днесь иже на разумных... (См. 1-ю стихиру). Стихира на литии, гл. 8. В благознаменитый день праздника нашего, вострубим духовною цевницею: яже бо от семене Давидова днесь раждается Мати живота, тьму разрешающи, Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Ея же ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом, и возопиим Той с Гавриилом, вернии: радуйся Благодатная, Господь с Тобою, Тебе ради даруя нам велию милость! Стихира на стиховне, гл. 4. Ангеловым проречением, плод пречист от Иоакима и Анны праведников днесь произыде Дева, небо и престол Божий и приятелище чистоты, радость провозвещающи всему миру, живота нашего Ходатаица, клятвы отнятие, благословения подание. Тем в рождестве Твоем. Дево Богозванная, миру мир испроси, и душам нашим велию милость. Тропарь, гл. 4. Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней; из Тебе бо возсия Солнце правды – Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Величание. Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Стихира по 50-м псалме, гл. 6. Сей день Господень, радуйтеся людие: се бо света чертог, и книга Слова животнаго из утробы произыде, и яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя великаго, Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших. Ирмосы канонов

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Праздники двунадесятые (Господни) в православии Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 25 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 Праздники двунадесятые — это двенадцать важнейших праздников в православии после Пасхи. Подробнее о них Вы сможете узнать из нашей познавательной статьи. 1 О двунадесятых праздниках в православии Архимандрит Афанасий (Нечаев), духовный отец митрополита Антония Сурожского, родился около 1892 г. в Пензенской губернии в семье священника. Окончил духовную семинарию. После периода духовных сомнений и исканий был послушником на Старом Валааме. Оттуда был направлен в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1926). Постриг принял от митрополита Евлогия (Георгиевского). Остался в немногочисленной группе русских верующих, под руководством митрополита Вениамина (Фед­чен­кова) сохранивших каноническую верность Московскому Патриархату. После отъезда митрополита Вениамина в США был настоятелем патриаршего Трехсвятительского подворья в Париже. Во время немецкой оккупации помогал Сопротивлению, укрывал от гестапо евреев. Скончался в 1943 году. О нем см. воспоминания митрополита Антония в книге: Проповеди и беседы. М., 1991, и монахини Геновефы (Лав­ровой) в Журнале Московской Патриархии, 1985, Воспоминания самого отца Афанасия о пребывании на Валааме см. в журнале “Русский паломник”, 1990, 1, 2 и 3. Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня (Синаксарь — описание праздника) Неописуемая радость охватила всех верующих, когда найден был и опознан Крест Христов на Голгофе. Триста с лишним лет хранился он под спудом, и никому не дано было найти его. А теперь Господь удостоил сей чести царицу Елену, мать Константина Великого, прибывшую для сей цели из Константинополя в Иерусалим. Почему же Крест не был найден ранее, и почему именно теперь Господь показал его всему миру? Для ответа на эти вопросы надо сначала рассмотреть, какими знамениями сопровождалось сие радостное для всякого христианского сердца событие.

http://pravmir.ru/prazdniki-dvunadesyaty...

Скачать epub pdf ОТДЕЛ I. НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ БОГОРОДИЧНЫЕ И ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящается празднуемому событию, что выражается в изменяемых частях богослужения – чтениях, молитвословиях, песнопениях. Богослужение в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, совершается со всей торжественностью. Церковь «облекается в одежды светлыя» (во «весь светлейший сан», как говорится в Уставе о Пасхальном облачении) и совершает богослужение при полном освещении храма. Священнослужители облачаются в священные одежды соответствующего празднику цвета: в Господские праздники – золотого (символ торжества), в Богородичные – голубого или белого (символ невинности и девственной чистоты). В Господские праздники, в целом, принято золотое облачение, но на праздники Богоявления, Преображения и Вознесения Господня – облачения белого цвета, на Воздвижение Креста Господня – фиолетового или красного, а на вечерне в день Пятидесятницы – цвет зеленый, «в цветах». На Пасху цвет облачения – белый и красный. В ангельские праздники облачения белые, в апостольские – желтые, в святительские – золотые (в Киево-Печерской Лавре – голубые), в преподобнические праздники цвет облачения – зеленый (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынь и лесов), в мученические – красный (символ страданий). В богослужении великих праздников пение – как выражение радостного состояния души – преобладает над чтением. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не совершать коленопреклонений, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы тем самым подчеркивать высокое значение торжества. В Уставе так и указано: «При богослужении в Неделю и во Владычний праздник и в Пятидесятницу колена не преклонять» (Типикон, гл. 2). Церковь приносит свою духовную радость и торжество праздника в дома христиан, ослабляя или совсем разрешая пост в эти дни. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ Во все великие праздники положено совершать всенощное бдение, причем на утрене всегда поются каноны только праздничные, из Минеи (в средние праздники с бдением читается кроме праздничного также канон Богородице).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010