1. Предварительные сведения. Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерии», т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими» 1 потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу». 2 Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и Евангелия, строго приуроченное ко времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование собственно и является царскими часами в тесном смысле. Царские часы Рождества Христова и Богоявления находятся в неразрывной исторической связи между собою. Судьба тех и других совершенно тождественна; и что сказано где-либо об одних, то следует относить и другим. Часы великой пятницы, напротив, имеют свою особую судьбу, а потому, их следует рассматривать отдельно. Наши сведения о происхождении и судьбе часов Рождества Христова и Богоявления не отличаются достаточной полнотой и относятся уже к позднейшему времени. Во всех надписаниях рассматриваемых часов творцом их обычно называется Софроний, патриарх Иерусалимский († 644). С одной стороны, согласие свидетельств, а с другой – полное почти отсутствие различия в составе тропарей и чтений по разным памятникам заставляет предполагать в данном случае наличность одной редакции, и именно – редакции патр. Софрония. Именем св. Софрония, большею частью, надписываются только тропари; но иногда и все последование часов усвояется этому-же песнописцу. Вернее, однако, думать, что патр. Софронию принадлежит редакция одних лишь тропарей, даже самостоятельное составление некоторых из них. Разнообразие псалмов, указываемых в разных памятниках, свидетельствует о существовании нескольких редакций самого чина. Во всяком случае несомненно, что при патр. Софроний и благодаря его личным трудам этот чин получил свою окончательную обработку. Патр. Софроний сообщил ему тот вид, в каком он остается и доселе, подвергшись, быть может, самым незначительным изменениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Заседание Архиерейского Собора РПЦ. 8 сентября 1943 г.      В ночь на 4 сентября 1943 г. в Кремль были вызваны три митрополита — Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), вернувшийся из эвакуации; Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), проведший 900 дней блокады в Ленинграде (с кратким перерывом, когда он вылетал на боевом самолете в тыл, в Ульяновск, для доклада митрополиту Сергию), и Крутицкий и Коломенский — Николай (Ярушевич), который безотлучно находился в Москве. С этого дня, кстати, пошло нерусское произношение имени Алексий: Алексий. Когда Молотов диктовал корреспонденту ТАСС коммюнике о том, что такие-то три митрополита были приняты председателем Совета министров, и прочитал, как было написано в тексте: «Алексей», — Сталин повернулся и поправил: «А-лэк-сий — ничего не понимают!». Произнес он это со своим обычным кавказским акцентом, и у него прозвучало именно ударение на е. Таким образом слово вошло в обиход. В тот день — на память сретения Владимирской иконы Божией Матери и святых мучеников Адриана и Наталии — была возрождена Московская Патриархия, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий стал Патриархом Московским и всея Руси. Это был мудрый иерарх и глубокий богослов, автор классической работы «Православное учение о спасении». Он знал несколько языков — в том числе древние: еврейский, греческий, латинский, — и, несмотря на свою административную загруженность и преклонный возраст, ежедневно читал Библию на каждом из этих языков. Кроме того, это был подвижник строгой жизни. Его день, по старому монастырскому обычаю, начинался в 4 часа а, и в его ежедневное правило обязательно входил «Чин двенадцати псалмов», который оказывает необыкновенно умиротворяющее воздействие на душу. Церковный народ очень любил его и за глаза ласково называл «Дедушкой». Москва была еще на осадном положении. В небольшом особняке на Пречистенке, в одной из комнат был устроен домовый храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери и мученикам Адриану и Наталии. Там совершались и архиерейские хиротонии. Святейший Патриарх Алексий впоследствии нередко служил там сам — без дьякона и без пономаря в будние и личные праздничные дни. Там он проводил долгие часы — я тому свидетель — в уединенной молитве.

http://pravoslavie.ru/1965.html

Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги 4 мая. ПРАВМИР. Святой Алексий (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины. В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно, и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве. С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. В полночь он читал полунощницу, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, а также поучение из «Пролога». Наутро он читал утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. В полдень он прочитывал четыре кафизмы из Псалтири, а вечером — канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ежедневно он также совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Тех, кто хотел взяться за духовный подвиг, он благословлял или, напротив, отговаривал, согласно откровению Божию. Иногда он давал посетителям духовные наставления, но делал это всегда с такой великой кротостью, что она покоряла сердца слушающих. Святой Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока один крестьянин, дом которого сгорел, не застал отца Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

С большой долей вероятности можно утверждать, что старец Нил посещал исихастирию святого Саввы: скит на­ходился недалеко от Карей. К тому же Савва Сербский был из­вестен как исихаст и безмолвник, а такие подвижники вызыва­ли пристальный интерес Нила Сорского. Близ Карей кроме молчальницы Саввы Сербского впослед­ствии возникло еще несколько келлий. Во второй половине XV ве­ка здесь уже существовала келлия в честь Святых Архангелов, где подвизались старцы Дионисий Агарик и Нектарий. Как Иов Многострадальный, старец Нектарий был предан на испыта­ние чрезвычайным телесным болезням. После преставления в 1500 году он был причислен к лику афонских святых. Непода­леку от Карей в келлии Иагари подвизался другой старец Филофей Карейский, сподобленный за высокую чистоту своей жизни дара прозорливости. Оба старца были современниками       Карейский скит. Вид на Север Святой Горы.         А преподобного Нила Сорского, с ними он мог встречаться во время своего пребывания на Афоне. Всякий день афонские иноки-келлиоты вычитывали поло­вину Псалтири и по шестьсот молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Сверх того полагалось от трехсот до пятисот поклонов. Если кто хотел прибавить, то это не воз­бранялось. Чтение Псалтири в качестве келейного правила -древнейший монашеский обычай. В монашеских уставах часто встречается «Чин двенадцати псалмов». Блаженный Августин говорил, что «любовь к псалмопению родила монастыри». Пер­вые монахи прочитывали всю Псалтирь за раз, и это было их ночной или дневной молитвой. Афонские келлиоты в XV веке также придерживались этой традиции. Об этом мы узнаем из описания архимандрита нижегородского Печерского монасты­ря Досифея. Он побывал на Афоне на полтора столетия раньше преподобного Нила - в начале XIV века. Архимандрит заметил, что в его время на Руси вся Псалтирь вычитывалась в монасты­рях только Великим Постом и в другие посты, «но святогорцы живут не так: они одно правило держат во всю жизнь». В XV ве­ке это правило Афонской Горы уже стало известно в русских монастырях: например, в библиотеке Кирилло-Белозерского мо­настыря обнаружен богослужебный сборник того времени, где переписано правило архимандрита Досифея.

http://isihazm.ru/1/?id=421

Но вскоре святому пришлось пережить искушение: положившись на собственные силы, он хотел покинуть своего наставника и в уединении начать самостоятельную подвижническую жизнь. Однако это было неугодно Богу, и Он вернул ученика к учителю: сильно поранив ногу, преподобный Серапион раскаялся в своеволии и непослушании и, приняв великую схиму, до конца своих дней, 55 лет, неотлучно пребывал с преподобным Евфросином. Списатель жития преподобного Серапиона называет его мертвецом непогребенным – так велико было его безразличие к земным благам. Ко всякой обиде он относился с исключительным смирением, всегда обвиняя себя самого, всегда сам просил прощения у своего обидчика. Преподобный чрезвычайно высоко ценил церковную молитву: он говорил, что чин двенадцати псалмов, пропетый наедине в келлии, не может равняться одному «Господи, помилуй», пропетому в храме. 8 сентября 1480 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преподобный Серапион мирно почил о Господе 90 лет от роду. Его учитель, преподобный Евфросин, предал земле его тело, которое от усердных подвигов превратилось в «кости, обтянутые кожей». Еще при жизни преподобный Серапион удостоился от Господа дара прозрения и чудотворений. И после его кончины многие удостаивались по вере своей получать от него чудесную помощь. Священномученик Арсений, митрополит Ростовский (в миру – Александр Иванович Мацеевич), родился в 1697 году во Владимире. Отец его, Иоанн Мацеевич, служил священником в Спасском храме. Александр Мацеевич окончил Владимирскую духовную школу, затем учился в Львовской и Киевской академиях. В девятнадцать лет Александр принял монашеский постриг с именем Арсений, а в двадцать пять лет был посвящен в иеромонахи. Он быстро проявил себя талантливым проповедником. Иеромонах Арсений служил в Киево-Печерской Лавре, в Черниговской и Сибирской епархиях, в Великом Устюге и в Соловецком монастыре, участвовал в четырех морских экспедициях, во время которых на карту было нанесено почти все северное побережье Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первым сожителем преподобного Евфросина в пустыни был инок Серапион. Преподобный Серапион Псковский родился в Юрьеве (ныне Тарту), который тогда находился под властью немцев, старавшихся искоренить Православие. Его родители были прихожанами русской церкви во имя святителя Николая. Преподобный Серапион был сведущ в Священном Писании и не раз выступал на защиту Православия. Владея латышским и чухонским языками, преподобный Серапион во всю свою жизнь заботился о поддержании в говорящих на этих языках духа православной веры. Державшихся Православия он укреплял своими назиданиями, а совратившихся в латинство или протестантство старался возвратить в Православную Церковь. Когда его хотели обратить в чужую веру насильно, он ушел в Толвскую пустынь, где начинал свои молитвенные труды псковский подвижник прп. Евфросин. Под его окормлением преподобный Серапион стал постигать мудрость пустынного жития. Но вскоре ему пришлось пережить искушение: положившись на собственные силы, он хотел без благословения покинуть своего наставника и в полном уединении начать самостоятельную подвижническую жизнь. Однако Господь вразумил неопытного послушника: сильно поранив ногу, преподобный Серапион раскаялся в своеволии и непослушании и вернулся к старцу. Приняв великую схиму, он 55 лет неотлучно пребывал с преподобным Евфросином, строго соблюдая обет безмолвия. Преподобный ревностно исполнял все его заповеди и был образцом для иноков. Преподобный так строго исполнял иноческий обет нестяжания, что описатель жития называет его «мертвецем непогребенным». Ко всякой обиде он относился с исключительным смирением, всегда обвиняя лишь себя самого, и сам просил прощения у своего обидчика. Преподобный глубоко чувствовал силу общей церковной молитвы и говорил, что «чин двенадцати псалмов», пропетый наедине в келлии, не может равняться одному «Господи, помилуй», пропетому в храме. В последние годы своей жизни он прославился даром исцелений и прозорливости. Преподобный Серапион скончался 90 лет от роду, 8 сентября 1480 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Так как день преставления преподобного Серапиона совпадает с двунадесятым праздником, память его творится 7/20 сентября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Нет у меня доселе самоотвержения в пище, питье, в случаях неисправностей ближних, грубостей, обид, Неправды. Благодарю Господа, даровавшего мне мир чрез слово мира с домашними моими. Зачем я доселе не имел постоянно в виду заповеди Иисуса Христа: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16, 24 )? Если бы я отвергся себя, мира и того, что в мире, то есть всех тленных вещей, и не прилагал к ним сердца, то у меня не было бы ни самолюбия, ни зависти, ни огорчения, ни злобы и неприязни к тем, кои вредят моему внешнему благосостоянию, не было бы ссор из-за суетных вещей, был бы мир всегдашний в сердце моем и в доме моем. Но прими мое глубокое покаяние, Господи, и помилуй мя. Даждь мне отселе презирати плоть и мир прелюбодейный и грешный и прилежати о души, вещи бессмертней. Благодарение Господу за восстановление в нас мира и тишины и за водворение любви. Как было тяжело без любви и мира, при ссоре и неприязни присных! Слава Тебе, Господи, тако благоизволившему! 19 декабря. Благодарю Господа, даровавшего мне мир с домашними, дерзко нарушенный мною вчера поутру в девять часов. Долго я молился и каялся весь день; было очень тяжело; на ночь молился долго, прочитал канон и акафисты Спасителю и Божией Матери и Ангелу Хранителю, службу по вся дни Господу, чин двенадцати псалмов. Ночь спал почти до трех часов утра весьма хорошо, покойно, затем проснулся, и скоро стала сосать сердце тоска. Опять встал, оделся и молитву начал творить; после молитвы опять заснул, но уже не так покойно; встал в шесть с половиной часов, написал письмо, помолился, пошел гулять – всё тоска; с Бубновым говорил в тоске и тесноте, с Никитиным в квартире его тоже. Пришел домой, аппетиту к чаю нет. Решился мириться, предложил слово мира – не вдруг дался: замечаний и попреков множество мне. За нравоучения Анну Константиновну благодарю. Они полезны. Дал на детей двадцать пять рублей: Анна Константиновна отказалась, жена с радостию взяла, только всё-таки на меня нападала. Наконец я сказал: воля ваша – я свое дело сделал, и пошел к себе, они за мной вскоре – и давай мириться; благодарю Господа, благодарю Владычицу, благодать одолела наши злобы, враг посрамился. Слава Богу. Вперед да блюду себя всемерно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сергий (Соколов) , еп. Священное писание Ветхого Завета. Ч. II: Пророческие книги ветхого Завета. Учебное пособие для 3-го класса православной духовной семинарии. Сергиев Посад: Московская духовная академия и семинария, 1996. СестренцевичА.Книга пророка Варуха. Критико-исагогическое исследование//Чтение в обществе любителей духовного просвещения. 1899. 2. Смирнов-ПлатоновГ.Неканонические книги Ветхого Завета//Православное обозрение. 1862. 9. Смирнов-Платонов Г., свящ. о неканонических книгах Ветхого Завета. О книге Иудифь//Православное обозрение. 1863. Февраль. Смирнов-ПлатоновГ. П., свящ. книга Товита//Православное обозрение. 1862. 10. Сперанский А., свящ. краткий исторический очерк судьбы неканонических книг Ветхого Завета.//Христианское чтение. 1881. 9–10. Филарет (Филаретов) , архим. Происхождение книги Иова. Библиографическое исследование//Труды Киевской духовной академии. 1872. 5. ФрёйсховС. Р.Двенадцати псалмов чин//Православная энциклопедия. М.: Православная Энциклопедия, 2007. т. 14. ШавровМ. В. О третьей книге Ездры, СПб., 1861. ШифманИ. Ш.Ветхий Завет и его мир. М.: Политиздат, 1987. ШифманИ. Ш.Псалом 151 (опыт текстологического исследования)//Письменные памятники востока. Ежегодник 1978–1979. М.: Наука, 1987. Шмаина-ВеликановаА. И., БрагинскаяН. В.Иоаким: Историческое лицо и персонаж//Индоевропейское языкознание и классическая филология XIV: Материалы чтений, посвящённых памяти проф. И. М.Тронского. СПб.: Наука, 2010. т. 2. ЮнгеровП. А. Происхождение и историчность книг Ездры и Неемии//Православный собеседник. 1905. 10. ЮнгеровП. А. Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. Вып. 2: Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907. AbrahamsI.Maccabees, books of//The Jewish Encyclopedia: A Descriptive Record of the History, Religion, Literature, and Customs of the Jewish People from the Earliest Times to the Present Day. New York and London, Funk & Wagnalls company, 1904. Vol. 8. BarnesA.Barnes’ Notes on the Old and New Testament. URL:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

445. Канонник , в четвертку, 308 л.л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете; лист 107-й порван; листы чистые 218 а, 218 б, 218 в, 218 г. Всех канонов двадцать один, по оглавлению же должно быть шестьдесят семь. Перед канонами за оглавлением (1–2 об.) начало общее всем каноном (3–6 об.). На лл. 82–104 об. канон молебен на Святую Пасху, последования утрени и первого часа в неделю Пасхи. На лл. 113–131 об. чин пения двенадцати псалмов. Отметим каконы 1) Покрову Богородицы (139 об.–149); 2) Казанской Божией Матери (149 об.–160 об.) и 3) Владимирской Божией Матери (169 об.–179 об.) За канонами: последование церковного пения и вселетного собрания от месяца сентября до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме Святыя Лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы Освященного (241–291), т. е. месяцеслов без тропарей и кондаков, с большим числом памятей русских святых, Пасхалия зрячая на 7304–7351 годы и лунное течение (295–308). Вероятно, список с какого нибудь печатного издания. 446. Канонник , в четвертку, 253 л., полууставом конца XVIII в., в дощатом переплете. Чистые листы: 33, 48, 49, 69, 122, 133, 156 а, 168,214–218,240–242. Всех канонов семнадцать. Отметим каноны: 1) Казанской Божией Матери (34–47); 2) Феодоровской Божией Матери (50–68); 3) Тихвинской Божией Матери (70–84 об.); 4) Покрову Богородицы (134–145). На лл. 208–213 молитва преподобного Нифонта: «Господи Боже сил великий ж страшный. 447. Канонник , в четвертку, 191 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете, чистые листы 45 а, 45 б, 45 в. Всех канонов – тридцать один. Между прочими каноны: 1) Владимирской Божией Матери (60–66); 2) Знамению Божией Матери (108–113 об.); 3) Петру митрополиту (141–146 об.); 4) Димитрию царевичу (155 об.–161 об.). 448. Канонник , в четвертку, 170 л.л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 92, 158–170. Всех канонов семнадцать. Отметим каноны: 1) Стефану Сурожскому (84–91 об.): 2) Казанской Божией Матери (93–103); 3) Владимирской Божией Матери (103 об.–109). Перед канонами последования полунощниц: воскресной (1–12 об.) и вседневной (13–29 об.). На лл. 93–95 како подобает пети каноны на молебне и начало канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

во все будние дни В. п. совершается литургия Преждеосвященных Даров (а также в среду и пятницу сырной седмицы, как в Типиконе Великой ц.). Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются (кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февр.), 40 мучеников Севастийских (9 марта), прп. Алексия, человека Божия (17 марта), Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) и его предпразднства и отдания - Пентковский. Типикон. С. 328). На утрене 3 кафизмы (по пятницам 2); тропарь пророчества поется не перед паремией на 6-м часе, а вместо седальна по 2-й кафизме (седален по 1-й кафизме, как и троичен на «Аллилуия» утрени, берется из Октоиха; по 3-й - Триоди; см. там же. С. 239-240). Дневные часы совершаются каждый в свое время со стихословием кафизм Псалтири (в Типиконе подробно расписано, на какие гласы следует их исполнять - Там же. С. 406). После повечерия в келлиях совершается по желанию двенадцати псалмов чин (Там же. С. 413). По Евергетидскому Типикону кон. XI в. (сохранился в ркп. 1-й пол. XII в.), литургия Преждеосвященных Даров также совершается ежедневно по будням (кроме понедельника 1-й седмицы В. п., в к-рый литургия отменяется по причине запрета на вкушение пищи в этот день; в сырные среду и пятницу литургия совершается, но возглас «Свет Христов» отсутствует). Последования святых Минеи переносятся на субботы и воскресенья (специально оговорено, что последования вмч. Феодора Тирона и прп. Марии Египетской вовсе отменяются, т. к. они поются в соответствующие субботу и воскресенье В. п.; не отменяются лишь службы Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, Благовещения и его предпразднства и отдания, а также преподобных Павла и Тимофея Евергетидских (16 апр.) - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 416-446). На утрене (кроме понедельника 1-й седмицы В. п.) стихословятся 3 кафизмы; специально отмечено, что трипеснцы Триоди поются с библейскими песнями (никаких иных канонов нет); кафизмы есть и на часах (составитель Типикона уточняет, что они поются на глас тропаря часа); на 6-м часе читается паремия со своими прокимнами, предваряемая тропарем часа (он поется так: певец - тропарь и «      », народ - окончание тропаря, певец - снова тропарь); на великом повечерии поется канон Октоиха текущего гласа, после отпуста повечерия указано совершать «прочее последование» в своих кельях (Там же.

http://pravenc.ru/text/150109.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010