-  Когда сложилось нынешнее правило к Святому Причастию, которое необходимо прочитывать мирянам? Как раньше готовились к причастию малограмотные крестьяне? - Никак не готовились, только постом и Иисусовой молитвой или по четкам «Отче наш» читали по пятьдесят, по сто раз. Правило в том виде, как у нас, появилось в XVIII веке. - А до этого существовали какие-то другие правила? - Существовал Чин двенадцати псалмов. Потом грамотные крестьяне обычно читали Часослов, читали вечерние и утренние молитвы. И те древние молитвы, которые мы читаем ко Святому Причастию, были в разных сборниках. А потом собрали такое рекомендованное правило, которое потихонечку уже во второй половине XIX века стало обязательным.   - А может ли мирянин по своему усмотрению эти молитвы заменять другими? - Может. - То есть это не строго установленное правило, а именно рекомендованное? - Рекомендованное Церковью и благословленное священноначалием. - Чувство страха перед началом какого-то дела - это нападки дьявола или особенность человеческой психики? - Это просто разумная осторожность. Но когда это уже становится кошмаром, то преодолевается крестным знамением: «Господи, благослови и помоги». - Семья моей близкой подруги под угрозой. Муж не советует мне вмешиваться в их дела, но мне кажется, что нельзя оставить подругу без поддержки. - Мой пастырский опыт говорит, вмешивайся - не вмешивайся, все равно люди делают по-своему и потом эту кашу расхлебывают. Они приходят, советуются, но делают-то все равно по-своему. - Как быть, когда тебя просят дать совет? Отказаться или все-таки попытаться? - Когда просят, я очень кратко стараюсь дать ответ: вот я бы сделал так, а ты уж смотри сам. Все люди свободны. - То есть строго следовать вашему совету вы не требуете? - Кто я такой? Старый пенсионер. Что меня слушаться? Если это сотрудник храма, священник, дьякон, певчий, сторож, конечно, я предъявляю требования. Священники не должны опаздывать, не должны отказываться ездить на требы, должны на каждом богослужении говорить проповедь. Я за это очень строго взыскиваю, потому что это их священническая обязанность, и если я как настоятель буду им попускать, то все развалится. А в остальном, как ему молиться, как поститься, - это его личное дело. Это он перед своим Богом стоит или падает - так сказал апостол Павел.

http://radonezh.ru/text/yavlyaetsya-li-d...

Он не мог вести подробный дневник, тюремщики все равно бы все уничтожили, но, читая молитвы и песнопения, составленные святыми, он находил в них то, что чувствовал в тот момент сам, и эти строки подчеркивал; так получился дневник его чувств и переживаний, написанный святыми.«Душе моя, душе моя, восстани. Что спиши. Конец приближается, не имаше смутитися, но воспряни…»«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…«Но ближе всего и отзывней душе в эти дни был чин пения двенадцати псалмов»о них же вспоминается в книгах отеческих, и в житиях и мучениях святых многих».«Скажи ми, Господи, кончину мою, — читал он и особо подчеркивал, что относил к себе, — и число дней моих кое есть? Да разумею, что лишаюся аз?… Обаче всяческая суета, всяк человек живый… И ныне кто терпение мое, не Господь ли?.. От всех беззаконий моих избави мя: поношение безумному дал мя еси… Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его? И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его. Собра беззаконие себе, исхождаше вон, и глаголаше вкупе. На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути… Отче небесный, согреших, очисти и спаси мя… Помышляю день страшный, и плачу деяний моих лукавых; како отвещаю безсмертному царю? Или коим дерзновением воззрю на судию?.. Да покрыет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя, яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаянного моего и скверного телесе сего, да не когда лукавый сопостата совет срящет, — читал и молился он за четыре дня перед казнью, — и препнет ю во тьме, за неведомыя, и ведомыя в житии сем бывшыя ми грехи: милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов: но да приимут ю ангели Твои светлии и пресветлии. Дождь славу имени Твоему святому… Твое судище… Но предстани ми, и буди ми спас и заступник, телесная бо сия мучения, веселия суть рабом Твоим. Помилуй, Господи, осквернившуюся стростьми жития сего душу мою, и чисту ю покаянием и исповеданием пришли… Яко по мале жизнь моя иждивается, и от дел несть мне спасения. Сего ради молюся… Век мой скончавается, и страшный Твой престол готовится, житие мое мимоходит…»

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Димитрия Прилуцкого (в тексте упом. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Креста Господня муж. мон-рь ) еще при жизни последнего. Это, однако, не дает основания для ранней (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в.) датировки поездки Д. на Афон, поскольку встречающаяся в агиографических сочинениях дата кончины прп. Димитрия - 6900 (1392) г., по-видимому, дефектна: в ней недописано число десятков и единиц лет (последним обстоятельством, несомненно, объясняется чрезмерно большое число кончин рус. святых, приходящихся на 6900 (27) и 7000 (45) гг.; см.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 189-190. Примеч. 38). Кончину прп. Димитрия можно датировать ок. 1406 г. Описывая афонскую монашескую жизнь, Д. особо подчеркивает, что святогорцы «дрьжат молчание и бегають молвы, мятежа мирьского», отмечает послушание воле старцев и неизменность монашеского правила в течение всей жизни. Д. является, как можно думать, также автором соч. «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь, ихже пояху во дни и в нощи отцы пустиннии, о нихже воспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях многих» (см. Двенадцати псалмов чин ), в к-ром сообщается: «Сей бо чин принесе от Святыя горы преподобный Досифей, архимандрит печерский». В послании Владимирского еп. св. Симона к черноризцу Поликарпу, входящем в Киево-Печерский патерик, упоминается келейное пение 12 псалмов киево-печерскими иноками ( Абрамович Д. патерик. К., 1930. С. 99). На этом основании в историко-церковной лит-ре кон. XIX - нач. ХХ в. принято было считать Д. киево-печерским архимандритом (см. Досифей , архим. Киево-Печерского мон-ря) и относить его деятельность к сер. XII или 1-й четв. XIII в. (см.: Макарий. С. 304, 379, 501; Барсуков. Источники агиографии. С. 173-174; Описание о российских святых. С. 19; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 10-11). Однако послание свт. Симона не содержит ни сведений о «чине» пения 12 псалмов, ни указаний на Д. и афонскую практику, к-рая могла внедряться в рус. монастырский обиход неоднократно. Данное отождествление неверно также и потому, что киево-печерский архимандрит с именем Досифей неизвестен. Сочинения Д. (целиком и в выписках) активно копировались в XV-XVII вв. «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь...» был широко распространен в старопечатной и позднейшей старообрядческой книжности. Соч.: Никольский Н. К. Послание архим. печерского Досифея (священно)иноку Пахомию святогорскому об уставе иноческого келейного правила//ИОРЯС. 1903. Т. 8. Кн. 2. С. 65-68. Лит.: Горский А. В., прот. О сношениях Русской Церкви со святогорскими обителями до XVIII ст.//ПрТСО. 1848. Т. 6. Кн. 1. С. 136-139; Казанский П. С. История правосл. рус. монашества от основания Печерской обители прп. Антонием до основания лавры Св. Троицы прп. Сергием. М., 1855. С. 122; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 304, 379-380, 501, 515, 615; Прохоров Г. М. Досифей//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 198.

http://pravenc.ru/text/180325.html

     Сколько насельников сейчас живут в скиту? Много ли молодежи? Сейчас в скиту живут около двадцати братий, молодых среди них мало. С чем это связано – молодежь не благословляют в скит из-за неопытности? А сами молодые стремятся ли в условия более строгой монашеской дисциплины? Молодые проходят вначале послушание в монастыре – там больше трудовых, физических послушаний, что необходимо для новоначального послушника.      Какие послушания несут насельники скита? Послушания соразмерны, согласовываются всегда с богослужением. Это работа в переплетной мастерской, в саду – мы восстановили сад, который был при старцах; тогда было около трехсот яблонь, сейчас у нас пока около 150. На территории скита есть пруд, тоже требующий ухода. Некоторые братия послушаются на отоплении скита – работают в кочегарке, колют дрова. Есть братия, которые занимаются иконописанием, гимнографией, патрологическими исследованиями. Часть братии несут послушания на монастырских службах, – например, экономской. Центрообразующим началом, стержнем в скиту является, конечно, богослужение. Оно собирает наше малое братство в единой молитве Богу.      Богослужение в скиту отличается от совершающегося в монастыре? Богослужение отличается от монастырского во многом. С момента открытия скита службы начинались в 2 часа ночи, но это было тяжело для братии, которая трудилась потом в течение дня в монастыре, – в то время большая часть братии ходили в монастырь, так как там велись восстановительные работы. Поэтому мы перешли на практику Афонских монастырей, когда утреня начинается в конце ночи, то есть в 4 утра (это последняя стража ночи по Евангелию), и плавно перетекает в Литургию: между утреней и Литургией разрыва нет. Литургия в скиту служится сейчас четыре раза в неделю: вторник, четверг, суббота и воскресенье. Кроме того, в постные дни – понедельник, среду и пятницу – в скиту был восстановлен древний чин двенадцати псалмов, – он был при Оптинских старцах. Этот чин ведет свое начало от Скита – одного их самых известных пустынных монастырей Египта (IV век), описание его происхождения можно найти у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Когда в Египетской пустыне только зарождался чин богослужения, возник спор среди монахов: сколько псалмов нужно читать ночью. Кто-то говорил 150, то есть всю Псалтирь, кто-то – половину… Тогда вышел на середину один монах, прочитал 12 псалмов, закрыл книгу и исчез. Старцы поняли, что Господь послал им Ангела для вразумления. С тех пор 12 псалмов легли в основу скитского богослужения. Это редкий чин, который можно встретить только в старообрядческих скитах, тем не менее, старцы Оптинские его восстановили в своем скиту, и этот устав просуществовал здесь до ХХ века.

http://pravoslavie.ru/144539.html

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь, ихже пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и в нощи, о нихже воспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях святых многих. Сей же чин принесе от Святыя горы преподобный Досифей, архимандрит Печерский. Егоже начало: Аще иерей, глаголет: Благословен Бог наш: Чин пения двенадцати псалмов, как пели их преподобные отцы-пустынники днем и ночью, о чем вспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениих святых многих. Этот чин принес со Святой горы преподобный Досифей, архимандрит Киево-Печерский. Священник: Благословен Бог наш: Аще же несвященный, глаголет: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Мирянин же: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Святый Боже: [трижды.] Слава, и ныне: Пресвятая Троице: Господи помилуй, [трижды.] Слава, и ныне: Отче наш: Господи помилуй, 12. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: [трижды.] Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) Псалом 26. Псалом 26 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chin-dven...

Св. Давид Псалмопевец. Миниатюра из Псалтири. 1494 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Св. Давид Псалмопевец. Миниатюра из Псалтири. 1494 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Sinait. iber. 34 - одна (и более полная) из 2 груз. рукописей Часослова (груз. ) старше XI в., а также одна из весьма немногих рукописей (включая греч. и сир.), сохранившая тексты палестинского Часослова в редакции, близкой к первоначальной. Более того, рукопись содержит 2 разных Часослова, Иоанн-Зосим называет один из них «грузинским», а др.- «савваитским» (см.: Хевсуриани. 1980; научное изд. обоих Часословов подготовлено С. Фрёйсховом ( Frøyshov. 2003)). При составлении рукописи помимо греч. источников Иоанн-Зосим пользовался - как это видно из колофона - груз. Часословом традиции мон-ря Шатберди ; порядки этого мон-ря должны были иметь в Грузии в VIII-IX вв. большое распространение благодаря авторитету его основателя прп. Григория Хандзтийского; в частности, из Жития прп. Григория Ханцтели известно, что он посылал одного из своих учеников переписать «устав» прп. Саввы Освященного - вероятно, речь шла о Часослове. «Грузинский» Часослов Иоанна-Зосимы включал в себя 24 службы соответственно 24 часам ночи и дня (в ркп. сохр. только 11-й час дня и все часы ночи); часть этих служб (11-й час дня, т. е. вечерня; 1-й час ночи, т. е. повечерие ; 6-й час ночи, соответствующий 1-й части утрени; 12-й час ночи, соответствующий 2-й части утрени) имеет в начале примечание: (букв.- для народа), из чего следует, что только эти службы относились к общественному богослужению, тогда как другие были предназначены для уединенной монашеской молитвы; по предположению Фрёйсхова, «грузинский» Часослов Sinait. iber. 34 представляет собой контаминацию древнего иерусалимского Часослова с монашеской системой 12 псалмов дня и 12 псалмов ночи (см. ст. Двенадцати псалмов чин ), восходящей к практике егип. подвижников. После дневных часов, перед ночными, помещен чин изобразительных - чин причащения Преждеосвященными Св. Дарами. Перед 11-м часом дня выписано 5 молитв (коленопреклонная, на возжжение вечернего светильника, во время ектении на вечерне, молитва святым и молитва у Креста), происходящих из кафедрального богослужения храма Воскресения Христова в Иерусалиме. От «савваитского» Часослова сохранилось лишь 5 дневных часов. В обоих Часословах зафиксировано пение по одной кафизме Псалтири (к-рая разделена на кафизмы неск. иначе, чем в позднейшей традиции; такой тип деления в груз. рукописях называется «грузинским» в противовес «иерусалимскому», хотя, вероятно, «грузинский» тип деления просто отражает более древнюю иерусалимскую практику; см.: Шанидзе М. 1960) во время часов дня и ночи, так что Псалтирь полностью пропевалась за сутки.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Пояс (подобно ветхозаветным пророкам Елисею и Илии) «Пояс усмен» – знак умерщвления плоти (у святого Иоанна Крестителя) Лучше носить власяницу (под одеждой из грубого волоса), чем вретище (ветхая верхняя одежда – знак покаяния) – против суетного тщеславия Куколь. Носили всегда Ко всегдашнему хранению детской невинности и простоты Коловий (льняная одежда с короткими рукавами) Руки мертвы ко всему земному Нарамник. Опоясывает одежду через плечи для работы (подобие парамана) Мафорт (наплечная короткая мантия) Дешевизна, смирение Милоть (козья кожа) Умерщвление страстей (в подражание ветхозаветным пророкам) Против псов-страстей Сандалии. Снимали при причащении святых таин В субботу и воскресенье бывает ужин только для странников и немощных с простой молитвой (без псалмов) За трапезой: молчание и чтение Трапезничают, накрыв куколем глаза, чтобы не видеть других Между трапезами вкушать запрещено В Египте: нет череды: все готовит один избранный брат, который является и келарем, и поваром (мало требуется) Епитимии Штраф за опоздание на молитву За опоздание на первый псалом (ночью – на второй): стоят вне собрания и после отпуста падают перед всеми, прося прощения (иначе не пускают на остальные богослужения) Богослужение Молитва общая В Фиваиде В разных монастырях по-разному (от того, что старцы избираются, не навыкшие уставному чину молитвословия) Ночью: 20, или 30, или 18 псалмы антифоном; 3-й, 6-й, 9-й часы – по шесть псалмов От ангела Постановили около Александрии (при апостоле евангелисте Марке): двенадцать псалмов вечером и ночью Апостол Марк основал строгую Церковь близ Александрии. По утверждению Филона, «в первое время вся Церковь была такова, какими быть ныне напрягаются монахи» Постановление отцов Понедельник–пятница: двенадцать псалмов (ночью и вечером) + молитвы + чтения Ветхого и Нового Завета Были благочестивые переговоры старцев – определить единый молитвенный чин для последующих времен. Один вышел на середину и пропел Пс. 11 с молитвой и Пс. 12 с Аллилуия, потом исчез: было явление ангела

http://pravoslavie.ru/31595.html

Разделы портала «Азбука веры» См.: О Чине пения двенадцати псалмов Чин пения двенадцати псалмов, как пели их преподобные отцы-пустынники днем и ночью, о чем вспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениих святых многих. Этот чин принес со Святой горы преподобный Досифей, архимандрит Киево-Печерский. Аще иерей, глаголет: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Если священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аще же несвященный: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Если мирянин: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. трижды. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. Трижды. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Святейшая Троица, помилуй нас; Господь, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святый, прииди и уврачуй бессилие наше — для Твоей славы. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй. Трижды. Слава, и ныне: 1 Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

http://azbyka.ru/molitvoslov/chin-peniya...

Студит указывает на традиционный монашеский идеал непрестанной молитвы: Ум же [должно] всегда обращать к Богу, во сне и наяву, за трапезой и беседой, рукодельем и всяким другим делом, согласно пророческому [слову]: Все­гда видел я пред собою Господа ( Пс. 15:8 ) 531 . Все мысли данного отрывка соответствуют учению ранних отцов-подвижников. О том, что память о Боге не должна прекращаться даже во сне, говорит, в част­ности, Диадох Фотики йский 532 . Душа, целый день заня­тая словом Божиим, не оставит его и во сне, – под­черкивает Иоанн Лествичник 533 . О том, что молитву следует продолжать и во время работы, пишут многие авторы 534 . Цитированный Студитом стих из Псалма 15 традиционно  понимается  в  аскетической  литературе I как указание на непрестанную молитву. Так Феодор Эдесский пишет: «Если же прилепится кто умом своим  неотрывно к Владыке и Богу нашему, то верен Сам Спаситель всяческих [в том, что] избавит такую душу от всякого страстного пленения, как говорит пророк: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Что же сладостнее и надежнее того, чтобы иметь всегда одесную себя Господа?..» 535 Мы находим у Студита несколько практических со­ветов относительно вечерней и ночной молитвы. Хотя он допускает, что в исключительных случаях вечер­нюю молитву можно ограничить чтением Трисвятого 536 , в обычной ситуации он советует не сокращать вечер­нее правило, даже если человек крайне утомлен: «Сколько бы кто не утомился в служении, [если он при этом] лишится молитвы, пусть знает, что потерял нечто великое» 537 . Что касается ночной молитвы, то Студит предлагает следующее последование бдения: В часы же бдения должен ты читать часа два и два [часа] молиться в умилении со слезами; и канон [прочитай], какой угодно, и псалмов, если угодно, двенадцать, и «непорочны» ( τον μωμον), и молитву святого Евстратия: это когда ночи длинны. Когда же они коротки, тогда и последование более краткое, по предоставляемой тебе от Бога силе 538 . Таким образом, все бдение занимает приблизитель­но шесть часов. Это означает, что в случае соверше­ния ночного бдения монаху вовсе не приходилось спать: в Студийском монастыре перерыв между пове­черием и утренним богослужением вряд ли составлял больше шести часов (хотя, возможно, продолжитель­ность его зависела от времени года и длины ночей, как видно из примечания Студита). Что касается рекомен­дуемой структуры бдения, то она не соответствует в точности ни какой-либо церковной службе, ни тради­ционному молитвенному правилу: Студит, как будто, сам выработал ее, используя традиционные элемен­ты – чин двенадцати псалмов, канон, Псалом 118 («непорочны») и одну молитву из субботней полунощницы (приписываемую св. Евстратию) 539 . Оговорки «какой угодно» и «если угодно», относящиеся соответ­ственно к канону и чину двенадцати псалмов, свидетельствуют, что Студит оставлял на усмотрение уче­ника возможность сократить или видоизменить струк­туру бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Б. Молитва Студит указывает на традиционный монашеский идеал непрестанной молитвы: Ум же [должно] всегда обращать к Богу, во сне и наяву, за трапезой и беседой, рукодельем и всяким другим делом, согласно пророческому [слову]: Всегда видел я пред собою Господа (Пс. 15:8)  . Все мысли данного отрывка соответствуют учению ранних отцов–подвижников. О том, что память о Боге не должна прекращаться даже во сне, говорит, в частности, Диадох Фотикийский  . Душа, целый день занятая словом Божиим, не оставит его и во сне, — подчеркивает Иоанн Лествичник  . О том, что молитву «   следует продолжать и во время работы, пишут многие I авторы  . Цитированный Студитом стих из Псалма 15    традиционно понимается в аскетической литературе I как указание на непрестанную молитву. Так Феодор Эдесский пишет:«Если же прилепится кто умом своим неотрывно к Владыке и Богу нашему, то верен Сам Спаситель всяческих [в том, что] избавит такую душу от всякого страстного пленения, как говорит пророк: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Что же сладостнее и надежнее того, чтобы иметь всегда одесную себя Господа?..»  . Мы находим у Студита несколько практических советов относительно вечерней и ночной молитвы. Хотя он допускает, что в исключительных случаях вечернюю молитву можно ограничить чтением Трисвятого  , в обычной ситуации он советует не сокращать вечернее правило, даже если человек крайне утомлен:«Сколько бы кто не утомился в служении, [если он при этом] лишится молитвы, пусть знает, что потерял нечто великое»  . Что касается ночной молитвы, то Студит предлагает следующее последование бдения: В часы же бдения должен ты читать часа два и два [часа] молиться в умилении со слезами; и канон [прочитай], какой угодно, и псалмов, если угодно, двенадцать, и»непорочны»(τον μωμον), и молитву святого Евстратия: это когда ночи длинны. Когда же они коротки, тогда и последование более краткое, по предоставляемой тебе от Бога силе . Таким образом, все бдение занимает приблизительно шесть часов. Это означает, что в случае совершения ночного бдения монаху вовсе не приходилось спать: в Студийском монастыре перерыв между повечерием и утренним богослужением вряд ли составлял больше шести часов (хотя, возможно, продолжительность его зависела от времени года и длины ночей, как видно из примечания Студита). Что касается рекомендуемой структуры бдения, то она не соответствует в точности ни какойлибо церковной службе, ни традиционному молитвенному правилу: Студит, как будто, сам выработал ее, используя традиционные элементы — чин двенадцати псалмов, канон, Псалом 118 («непорочны») и одну молитву из субботней полунощницы (приписываемую св. Евстратию)  . Оговорки»какой угодно»и»если угодно», относящиеся соответственно к канону и чину двенадцати псалмов, свидетельствуют, что Студит оставлял на усмотрение ученика возможность сократить или видоизменить структуру бдения.

http://predanie.ru/book/84774-prepodobny...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010