Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прпп. Евфросин и Серапион Псковские. Икона (автор Л. С. Узлова, Сергиев Посад, иконописная школа, 2004 г.) Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (+ 1480 ), преподобный Память 15 мая - вместе с прп. Евфросином Псковским , 7 сентября , в Соборах Псковских и Эстонских святых Родился в Юрьеве (ныне Тарту ), который тогда находился под властью немцев, старавшихся искоренить Православие. Его родители были прихожанами русской церкви во имя святителя Николая. Преподобный Серапион был сведущ в Священном Писании и не раз выступал в защиту Православия. Когда его хотели обратить в чужую веру насильно, он ушел в Толвскую пустынь , недалеко от Пскова, где начинал свои молитвенные труды псковский подвижник преподобный Евфросин . Под его окормлением преподобный Серапион стал постигать мудрость пустынного жития. Но вскоре ему пришлось пережить искушение: положившись на собственные силы, он хотел без благословения покинуть своего наставника и в полном уединении начать самостоятельную подвижническую жизнь. Однако Господь вразумил неопытного послушника: сильно поранив ногу, преподобный Серапион раскаялся в своеволии и непослушании и вернулся к старцу. Приняв великую схиму , он 55 лет неотлучно пребывал с преподобным Евфросином, строго соблюдая обет безмолвия. Постепенно вокруг преподобного Евфросина стала собираться братия, для которой старец построил храм во имя Трех Святителей и дал скитский устав. Преподобный Серапион ревностно исполнял все его заповеди и был образцом для иноков. Преподобный так строго исполнял монашеский обет нестяжания, что спасатель жития называет его " мертвецом непогребенным " . Ко всякой обиде он относился с исключительным смирением, всегда обвиняя лишь себя самого, и сам просил прощения у своего обидчика. Преподобный глубоко чувствовал силу общей церковной молитвы и говорил, что " чин двенадцати псалмов " , пропетый наедине в келлии, не может равняться одному " Господи, помилуй " , пропетому в храме.

http://drevo-info.ru/articles/15163.html

Михайловка. Михаило-Архангельский скит. /// Объект утрачен Скит.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год основания:1902. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Тюменская область, Тобольский район, д. Михайловка Координаты: 58.266111, 68.3925 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Михайловка. Михаило-Архангельский скит Открыт в 1902 году. В скиту существовал древний чин пения двенадцати псалмов. Женщины в скит не допускались. Был приписан к Абалакскому Знаменскому монастырю. К концу 1920-х годов на месте бывшего скита был оборудован дом отдыха.  http://drevo-info.ru/articles/4474.html На месте Дома инвалидов, расположенного в деревне Михайловка Тобольского района, до революции находился Михайловский скит. В настоящее время уцелело единственное здание из красного кирпича, внешний вид которого полностью искажен «евроремонтом»... В 1901 г. при Абалакском монастыре было решено открыть скит во имя Архистратига Божия Михаила. Местом для скита выбрали село Михайловское, расположенное в 11 километрах от Тобольска. Строительство велось при активной поддержке епископа Тобольского Антония (Каржавина). Особым распоряжением епископа строителем Михайловского скита был назначен иеромонах Абалакского монастыря Прокопий. Ему дозволялось принимать новых лиц в число послушников, вести списки братии и приходно-расходные книги, и «управлять всеми и всем, что находится в скиту». При этом право наблюдать за обустройством скита имел игумен Абалакского монастыря, который, в случае, ежели что-то было ему не по нраву, мог донести о том епископу Антонию.  Предполагалось, что новый скит будет руководствоваться в своем житии уставом Саровского монастыря, довольно строгим. Число живущих в скиту монахов не должно было быть меньше 10 человек. Место, отведенное под Михайловский скит, было очень живописным. Вот как описывал те места священник Николай Боголюбский, служивший в те годы в тобольском кафедральном Софийском соборе: «Разбросанный по горам громадный хвойный лес, вперемешку с чернолесьем, прорезывали лога и овраги с шумящими в них ручьями ключевой воды. Свободно и полной грудью дышалось здесь, особенно после жары и пыли городской». Для будущего скита возвели целый комплекс зданий: деревянную церковь святого Архистратига Божия Михаила, летний деревянный архиерейский дом, щедро украшенный резьбой, кельи, хозяйственные постройки. Скит был обнесен оградой с нарядными воротами. Открытие скита состоялось в июле 1902 года.

http://sobory.ru/article/?object=50851

Произнес он это со своим обычным кавказским акцентом, и у него прозвучало именно ударение на е. Таким образом слово вошло в обиход. В тот день — на память сретения Владимирской иконы Божией Матери и святых мучеников Адриана и Наталии — была возрождена Московская Патриархия, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий стал Патриархом Московским и всея Руси. Это был мудрый иерарх и глубокий богослов, автор классической работы «Православное учение о спасении». Он знал несколько языков — в том числе древние: еврейский, греческий, латинский, — и, несмотря на свою административную загруженность и преклонный возраст, ежедневно читал Библию на каждом из этих языков. Кроме того, это был подвижник строгой жизни. Его день, по старому монастырскому обычаю, начинался в 4 часа утра, и в его ежедневное правило обязательно входил «Чин двенадцати псалмов», который оказывает необыкновенно умиротворяющее воздействие на душу. Церковный народ очень любил его и за глаза ласково называл «Дедушкой». Москва была еще на осадном положении. В небольшом особняке на Пречистенке, в одной из комнат был устроен домовый храм, посвященный Владимирской иконе Божией матери и мученикам Адриану и Наталии. Там совершались и архиерейские хиротонии. Святейший Патриарх Алексий впоследствии нередко служил там сам — без дьякона и без пономаря в будние и личные праздничные дни. Там он проводил долгие часы — я тому свидетель — в уединенной молитве. После встречи трех митрополитов со Сталиным все почувствовали, что начался какой–то новый период в отношениях Церкви и государства. Ощущение было небывалое. В моей жизни таких периодов было два: один — тогда, а другой — уже сейчас, после празднования 1000–летия крещения Руси, когда в храмах появились дети. Официально ничего не объявлялось, но все жили в ожидании перемен. Потом патриарх Сергий умер. Помню, я в тот день зашел в институте в учебную часть с какими–то бумагами, а секретарь комитета комсомола вдруг почему–то сказал: «Передали, какой–то патриарх умер».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Моя память хранит рассказ начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Никодима (Ротова). Направляясь в отпуск в 1957 году, он по дороге на Родину остановился в Греции и добился разрешения посетить Пантелеимонов монастырь. Представители греческой администрации пытались эмоционально повлиять на него, чтобы отговорить от поездки. Они предостерегали о возможных инцидентах, которые якобы могли иметь и фатальный исход. Никогда не забуду, как ответил будущий Владыка Никодим одному из них: «Для меня, как монаха, будет радостью умереть на Афоне». Посетив русскую обитель, он с печалью увидел, что она фактически вымирала, и впоследствии делал всё от него зависящее для возрождения монастыря. Затем и мне довелось иметь сходные переживания и соучаствовать в спасении Русского Афона. История связей Афона с Русской Православной Церковью исключительно богата и поучительна. Раннее появление русских иноков на Святой Горе свидетельствует о стремлении наших соотечественников приобщиться к монашескому деланию в уделе Царицы Небесной. Первоначально они подвизались в посвященном Богородице скиту Ксилургу. По мнению историков, именно оттуда пришло на Русь сугубое почитание праздника Успения Божией Матери, что выразилось, в том числе, и в возведении многих величественных соборов в честь этого события. Впоследствии число русских монахов возросло. В 1169 году они получили в свое распоряжение также и монастырь великомученика Пантелеимона, где и пребывают до сего дня. Одновременно развивалось русское паломничество на Афон. Само по себе являясь проявлением немалого мужества в условиях непрекращающихся войн и усобиц, оно способствовало тому, что на Русь попадали не только афонские предания, но и многочисленная житийная литература, творения святых отцов и церковные уставы. Можно назвать в качестве примера «Чин о пении двенадцати псалмов» или «Тактикон» преподобного Никона Черногорца. Важным для отечественного монашества событием стало то, что во время пребывания на Афоне преподобный Паисий (Величковский) составил русское «Добротолюбие».

http://pravoslavie.ru/92773.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Прп. Нил Сорский Нил Сорский 7 мая     После падения Константинополя Афон находился под по­кровительством (хотя и не всегда бескорыстным) турецких султанов, благодаря чему сохранил относительную независи­мость. Монахи не интересовались политикой, и Афон по-преж­нему оставался совершенно обособленным от остального мира, лишь отдаленные отголоски исторических событий достигали этих мест.   На Афоне старцы Нил и Иннокентий сначала посети­ли Карею, административный центр Святой Горы. Здесь стар­цы должны были получить благословение прота на посещение Афона. Видимо, они его получили, поскольку задержались на Святой Горе надолго...   Многое здесь удивило прп. Нила!   Всякий день афонские иноки-келлиоты вычитывали поло­вину Псалтири и по шестьсот молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Сверх того полагалось от трехсот до пятисот поклонов. Если кто хотел прибавить, то это не воз­бранялось. Чтение Псалтири в качестве келейного правила -древнейший монашеский обычай. В монашеских уставах часто встречается «Чин двенадцати псалмов». Блаженный Августин говорил, что «любовь к псалмопению родила монастыри». Пер­вые монахи прочитывали всю Псалтирь за раз, и это было их ночной или дневной молитвой.   Афонские келлиоты в XV веке также придерживались этой традиции. Об этом мы узнаем из описания архимандрита нижегородского Печерского монасты­ря Досифея. Он побывал на Афоне на полтора столетия раньше преподобного Нила - в начале XIV века. Архимандрит заметил, что в его время на Руси вся Псалтирь вычитывалась в монасты­рях только Великим Постом и в другие посты, «но святогорцы живут не так: они одно правило держат во всю жизнь».   В XV ве­ке это правило Афонской Горы уже стало известно в русских монастырях: например, в библиотеке Кирилло-Белозерского мо­настыря обнаружен богослужебный сборник того времени, где переписано правило архимандрита Досифея.   Далее: Нил Сорский Комментарии Всего комментариев: 10 2013/07/05, 22:10:47

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=149...

В 1783 г. по ходатайству еп. Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) (с 1792 архиеп.) ради чудотворной иконы Божией Матери в Абалацком селении был устроен третьеклассный муж. мон-рь, куда перевели монахов из закрытого третьеклассного Богоявленского Невьянского муж. мон-ря (Тобольской епархии), существовавшего с 1621 г. Первым настоятелем А. м. был назначен эконом тобольского архиерейского дома игум. Маргарит, под руководством к-рого ранее при Софийском соборе Тобольска был построен архиерейский дом и колокольня. В 1797 г. мон-рю определили денежное содержание 1560 р. 2 к. в год, кроме того, обители принадлежали земельные угодья и рыбные ловли. В 1854-1855 гг. при архим. Антонии в А. м. был построен архиерейский корпус, гостиницы для паломников, «зимний» Никольский храм перестроили, главный его престол освятили во имя Св. Троицы, юж. придел - во имя свт. Николая Чудотворца. В 1885-1887 гг., при игум. Мемноне, состоялось новое переустройство и переосвящение храмов обители: «зимний» Троицкий (бывш. Никольский) храм стал Знаменским, а «летний» - Троицким. С сер. XVIII в. все храмы А. м. украшались богатыми резными иконостасами, а также (снаружи и внутри) настенной масляной живописью. Иконостас Знаменского храма обители был написан в 1820 г. тобольским живописцем И. Плениным. В иконографической программе росписи интерьера Знаменского собора, обновленной в нач. 20-х гг. XIX в., отражена идея распространения и утверждения Православия в Сибири - на стенах храма представлены изображения святителей Стефана Пермского , Иннокентия (Кульчицкого), прав. Симеона Верхотурского . В 1893 г. в А. м. было введено общежитие, определением Святейшего Синода в 1902 г. мон-рь перевели из 3-го класса во 2-й с архимандритским правлением. До 1900 г. в обители проживало не более 15 чел. братии. В 1900 г. в мон-рь с целью исправления иноческой жизни был назначен новый настоятель - бывш. ризничий Валаамского мон-ря иером. Антонин, с ним приехали 57 валаамских иноков, прежняя, «ослабевшая», братия А. м. была расселена по сибир. мон-рям. С этого времени в А. м. был принят строгий устав Саровской пуст. , монастырская жизнь оживилась. В ведении А. м. состоял приписной к нему скит во имя арх. Михаила, открытый в с. Михайловском в 1902 г. В скиту существовал древний чин пения двенадцати псалмов , женщины в скит не допускались. По сведениям за 1908-1910 гг., в А. м. находились школа для детей хантов, селькупов, ненцев и татар с обучением столярному, токарному, слесарному, портняжному и сапожному делу, мережному вязанию и изготовлению кирпичей, больница для братии, бесплатная лечебница и гостиница для богомольцев.

http://pravenc.ru/text/62412.html

молитва В : К тоб члвбче влко сна въставъ прибгаю... гимн: Нощи мимошедшн блгдарю т ги... молитва Д : прта гже бце. δ женн нечты помыслы... молитва Г : Сл в а тоб бе мои. члвколюбннымь свонмь промысломь... молитва З : Бе и че га нашего ха въздвнгнувыи м δ сна... молитва « Иоанна Златоуста за крестьяны» 47 : Влко бе стыи непостыежнмын рекыиδ тьмы свту восьти... Легко заметить, что ядро Кур составляют Иисусова молитва в качестве вступления, цикл троичнов (включающий чаще две, реже – одну или три строфы, считая богородичен) и молитва А . Как правило, к Иисусовой молитве прибавлены «Царю небесный...» и/или славословие, имеющее более развёрнутую форму, чем в позднейшей практике 48 . В Син325 набор вступительных молитвословий – ещё полнее: он имеет форму ставшего в позднейшей традиции классическим «обычного начала» 49 (при этом славословие помещено в самом конце этого набора). Тот же набор присутствует и в Соф1052 , но его элементы распределены по дальнейшему ходу последования – вероятно, для того, чтобы стихи «Приидите поклонимся» оказались прямо перед псалмами. В трёх рукописях к молитве А непосредственно примыкает молитва Б , а ниже по тексту следует молитва В . В двух списках двенадцатикратное «Господи, помилуй» формирует завершение чина. Таким образом, можно выделить следующую базовую структуру Кур: – Иисусова молитва – «Царю небесный» (или общее начало) – славословие – троичны (как правило, 2) – молитва А (возможно, также Б и В ) – [завершение] Но этой структурой содержание Кур не ограничивается – чин так или иначе дополняется за счёт различных вставок: – в Соф1052 и СинТип46 в Кур добавлена молитва «св. Василия»; – в Соф1052 , Син325и F.n.I.73 в Кур добавлен гимн Нощи мнмошедшн блгодлрю т гн... 50 ; – в Соф1052 и Син325в Кур добавлены целый цикл, состоящий из 4 псалмов, Трисвятого и тропарей, а также молитвы Г и Д . А в Соф1052 в Кур включены ещё и молитвы Е , Ж , З и « Иоанна Златоуста за крестьяны». Такое разнообразие, вопреки выводам Сливы, не позволяет говорить о всего лишь двух редакциях Кур; нельзя вполне согласиться и с предположением Шугаева о двучастной композиции Кур. Вместо этого мы наблюдаем одну и ту же базовую структуру, но с тремя типами интерполяций (возможно, отражающими различные локальные практики):

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Сам чин агрипнии, как отмечено было выше, в условиях повсеместного распространения его в Церкви естественно подвергся частичным изменениям и дополнениям. Эти дополнения и изменения происходили в одних случаях за счет изъятия из него тех особенностей местного характера, какими отличалось отправление чина в лавре преп. Саввы Освященного, в Синайском монастыре великомученицы Екатерины, Дивногорском преп. Симеона и в других, в иных случаях – через введение новых особенностей, как вызванных прежней богослужебной практикой Греческой Церкви, так и возникавших вновь с постепенным изменением самой действительности. В начале изложения чина бдения уставы сохраняют общий порядок приготовления кандилаптом храма к богослужению, возжжение лампад, установку подсвечника в храме против Святых Врат. Лишь в части благовеста появляется указание на чтение вместо Непорочных 50-го псалма в количестве 12 раз, соответственно числу ударов в било: «Ударяет медленно в „тяжелое» до двенадцати раз, поя при этом Непорочны, и делает 12 остановок на Непорочных или, как этого придерживаются многие, 12 раз 50-й псалом» 414 . Мотив, по которому устав заменяет чтение Непорочных 50-м псалмом, «как этого держатся многие», наводит на мысль о причинах появления этого указания в уставе. То знание псалтири, каким отличались монахи времени Пахомия и Евфимия Великих, а также преп. Саввы Освященного, среди которых многие ежедневно прочитывали почти всю эту книгу, со временем исчезло. Знание Непорочных наизусть становилось редкостью, между тем ревность к соблюдению благочестивой традиции подвижников побуждала к совершению благовеста с молитвой. Отсюда естественно возникает указание на чтение 50-го псалма, как пользующегося исключительной известностью среди прочих псалмов псалтири. В то же время двенадцатикратное его чтение служило к сохранению того хронометража, который установился за благовестом в «тяжкое». В некоторых памятниках чтение кандилаптом Непорочных или 50-го псалма оказывается в тесной связи со временем года, в какое совершалось бдение. Так, в рукописи 487 Московской синодальной библиотеки (XIV век) говорится, что кандилапт читает во время благовеста Непорочны, в малые же ночи – «Помилуй мя, Боже» 415 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

97 . Близ Раифа, где был стан Моисеев, жил подвижник. Когда он сильно болел, Господь послал Ангела, который как бы мечом рассек тело его, вынул печень, соскоблил раны с нее, потом опять вложил печень, руками замазал место и сказал: «Вот стал ты здоров, работай Владыке Христу». И стал он здоров. 98 . Ангел Господень большой язвой наказал жителей села, и Бог отлучил его от лица Своего за немилосердие. И этот Ангел просил в пустыне великого отшельника молиться за него, чтобы Бог восстановил его на место свое. 99 . Каждый да совершает покаяние на своем месте. Ибо когда 49 лет за грех свой епископ молился в пустыне Мазинов, то Господь давал ему воду и плоды от пальмы и покров Свой. Пришедший к нему инок, чтобы похоронить его, 17 дней без воды и хлеба был укрепляем Богом. В пути он видел огнезрачную благодать, исходившую от места, где подвизался епископ, и решил остаться здесь, в пустыне, но пальма иссохла, и хижина упала, и ясно стало, что нет воли Божией быть ему здесь, и ушел он в свое место. 100 . Иноки совершали чин пения двенадцати псалмов. Преподобному Пахомию Ангел Божий преподал для многочисленного общества иноков молитвенное правило на каждый час: Трисвятое по «Отче наш», 50-й псалом, «Верую...» и 100 раз «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Так что призывание Иисуса Христа, трезвение, пребывание в молитве Иисусовой у древних иноков было непрестанным. Начало вечного блаженства и богообщения древние иноки полагали еще здесь, живя на земле. Покаянием, сокрушением духа, постом, смирением и непрестанной молитвой они испрашивали у Бога избавления от тьмы неведения, от страстей нечестия и помрачения ума. Они указали для нас путь деяния и созерцания – путь Ангельского жития, возрождения души от Духа Божия. Отцы пребывали всегда и везде в умном делании, то есть в молитве покаяния в глубине сердца, во внимании и умилении, плаче души и страхе Божием. Искание воли Божией, познание истины и делание добра было у отцов постоянным желанием как проявление любви к Богу. Они имели память о смерти и о том, что будет по исшествии души из тела, и потому плакали о грехах своих, и тогда сокрушенный дух познавал Божественное смирение. В смирении же инок познавал себя ниже всякой твари, и тогда-то открывался душе его мир Христов – это великое дарование. От смиренного чувства приходило смиренномудрие – образ мыслей, познания, жизни по Евангелию, по воле Христовой. Это святое смирение соединялось с Божественной любовью, открывало тайну Креста Христова. И тогда познавали богомудрые отцы в чистоте сердца, что самое дорогое сокровище у человека – это Бог, и душа носила в себе Его, непрестанно призывая Иисуса Христа, и становилась храмом Бога Живаго.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Он происходил из боярского рода. Родители его, Кирилл и Мария некоторое время жили в Ростове. Здесь в 1314 году родился Богоизбранный младенец. Святое призвание Сергия проявилось очень рано. В 1328 году, в смутное для Ростова время, боярин Кирилл переехал на житье в город Радонеж, теперь село Городок, верстах в 50-ти от Москвы. В Радонеже четырнадцатилетий Сергий всецело посвятил себя духовному подвижничеству, почему и получил прозвание Радонежского. Он строго постился, в среду и пятницу не принимал никакой пищи, а в другие дни хлеб да воду. День проводил в чтении слова Божьего, пении псалмов, большую часть ночи в усердной молитве; ревностно посещал церковные службы. Детские игры и забавы его не тешили. Избегая мирской суеты, желая в уединении славить Творца, Сергий убеждал отца с матерью отпустить его в пустыню. Родители не противились, но просили привести это в исполнено после их кончины. Сергий послушался любимых родителей. Вскоре они скончались, приняв перед смертью иноческий чин. II. По смерти родителей, Сергий, отдав свое имущество младшему брату Петру, уговорил старшего брата Стефана, овдовевшего к этому времени и принявшего обет монашества, искать места для пустынножительства. В двенадцати верстах от Радонежа братья выбрали для подвижничества в дремучем лесу то место, где теперь расположена Троице-Сергиева лавра. Там в то время не было кругом на несколько верст никакого жилья, теперь же понастроили много церквей и целый посад. Св. Сергий оживил пустыню. «До Сергия здесь была непроходимая пустыня, а теперь все видит вокруг обители мирские поля, села и деревни многолюдные. Прежде здесь и тропинки не было для людей, а теперь явились большие дороги и проезд, людный днем и ночью. До Сергия это место было безводное; но с тех пор множество источников открыто в окрестности обители. Множество гадов и змей нарушали безмолвный покой Сергия, а теперь вы не встретите их». Сергий и Стефан начали рубить лес, носить бревна, чтобы устроить кельи. Затем братья построили маленькую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010