3 Не смотря, однако ж, на мнимые примеры самоисправления, какие бы ни были употребляемы естественным человеком усилия в исправлении себя, он никак не может изгладить и истребить не только учиненного и в отдаленных следствиях существующего зла ( Лк.19:8 ), но и зла ближайшего, в нем самом, – как в своей причине существующего и действующего. Истинное исправление без истинного самопознания как врачевание без точного познания внутренней болезни невозможно. Но истинное самопознание (так же как и истинное покаяние ( Мф. 3:2; 4:17 ), ( Мк. 1:15 ), ( Деян. 2:36; 3:19 )) должно заключать в себе а.) ясное и живое познание о естественном растлении или прирожденном зле ( Пс. 2:5 ). б.) Сердечное болезнование о действии сего растления и зла ( 2Кор. 7:10 ), ( Ин. 4:9 ). в.) Ненависть и отвращение от зла ( Пс. 118:104, 128, 163 ), ( 1Ездр. 9:6 ) и г.) наконец твердую решимость уклоняться от всякого зла ( Пс. 118:106 ), ( Иоил. 2:12 ). Но естественный человек не может иметь истинного самопознания, т. е. не может иметь ни истинного познания и болезнования о зле, ни надлежащей заботы и попечения об исправлении зла: посему он не может иметь и действительного успеха в исправлении естественного растления и зла. Весь плод усилий естественного человека о исправлении своем может простираться не далее, как до исправления открытых страстей и улучшения внешней жизни; и самые напряженнейшие подвиги, самые цельнейшие добродетели его, вообще имея источником своим самолюбие, суть или односторонние, или поверхностны и слабы, а посему будучи ничто иное, как тонкие – прикрашенные пороки, при наружной благовидности, не заключают в себе внутреннего действия и силы ( 2Тим. 3:5 ). Посему если есть такие, которые думают, что они собственными своими усилиями исправили в себе естественное повреждение: это суть или те, которые не имея истинного покаяния о духовной жизни, по причине некоторых добрых дел считаю себя праведными, ( Лк. 18:9 ), ( Откр. 3:17 ), или те, которые обладая великими естественными силами и дарами обольщаются мнимыми своими совершенствами, как истинными ( Дан. 5:27 ), или те, которые недавно вступили на путь благодатной жизни и благодатными средствами получивши некоторый плод, – сей плод благодатной силы и действия почитают произведением собственных сил ( 1Кор. 4:7 ); напротив те, которые опытны в духовной жизни, ничего не находят в своей природе, кроме немощи ( 2Кор. 12:5 ), и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Рейтинг: 10 Голосов: 3532 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена Реброва 3 февраля 2022, 19:22 И меня Господь вытащил из болота, умыл и на ноги поставил, теперь стараюсь следовать за Спасителем. Слава Богу за всё. 2 июня 2018, 04:14 Как Бог милостив! И человек этот герой. 1 июня 2018, 19:28 СЛАВА Господу Богу за все Ольга 31 мая 2018, 12:13 Спасибо автору за такую спасительную и вразумительную статью! 31 мая 2018, 12:02 А у меня дядя тоже видел бесов. Рассказывал, что страшно было. Но пить он так и не бросил. Умер в 40 лет от алкоголизма. 31 мая 2018, 02:45 http://pravoslavie.ru/113310.html для Наталии Ростовой. Может, здесь вы найдёте ответ? р.Б. Наталия 30 мая 2018, 21:17 Наталия Ростова, 30.05.2018, 09:17,11:33. Наталия, у меня схожая с Вашей ситуацией жизнь: отец, отчим, соседи, коллеги, теперь большая беда - младший брат. Я тоже писала в теме " Пьяница - живой мертвец " , там, я так поняла, мне написали поддержку в продолжении молиться за пьющего родственника. Спаси, Господи, их. Конечно я, падая духовно (уныние, отчаяние, маловерие, ропот, гнев, зложелательство, не терплю и не смиряюсь), всё равно пытаюсь встать и идти дальше - молюсь за него, всё-таки, родной брат. А Вам, Наталия, могу посоветовать посмотреть видео - , там на 40 мин. дан приблизительный ответ на ваши вопросы. Вадим 30 мая 2018, 11:50 Слава Богу за все.....! Наталия Ростова 30 мая 2018, 11:33 С самого моего детства и до сегодняшнего момента, судьба преподносит мне встречу с очередным алкоголиком.Начиная от родного отца, продолжая бывшим мужем, соседом, коллегой...список можно продолжать. Вот с этим другом в " завязке " я познакомилась на Богословских курсах. Поначалу я была очень категорична, вплоть до развода с мужем...С годами пыталась понять " своих " алкоголиков. Несчастные люди. Одного не могу понять...Вот верит человека в Бога, верит Богу, молится, надеется на чудо...А чуда не происходит. И ведь все эти люди - не маргиналы. Под забором не валяются. Для чего такое попущение от Бога? Мой друг всегда после очередного падения, плачет,кается.. и начинает терять надежду. Что делать?

http://pravoslavie.ru/113262.html

Пророчество: Деятельность Мессии – Пророка откроется в Галилее, в пределах Завулона и Неффалима (Ис. 9:1–2). Многое Он будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ). – Исполнение: И вселися Иисус, свидетельствует евангелист, в Капернаум в поморие, в пределах Завулоних и Неффалимлих, да сбудется реченное Исаием пророком ( Мф. 4:13–14 ). И поучал Он много притчами, и без притчи ничесоже глаголаше к народу, собравшемуся при море слушать Его, да сбудется реченное пророком ( Мф. 13:3–35 ). Пророчество: Мессия-Пророк явится как единый Пастырь, с властью Князя, имеющий упасти от расхищения и судить овец Своих ( Иез. 34:23; 37:24 ; ср. Ис. 40:11; 53:4–6 ; Зах. 13:7 ). – Исполнение: Иисус Христос Сам говорил о Себе; Аз есмь пастырь доб- рый... И не восхитит их (овец) никтоже от руки Моея ( Иоан. 10:11. 28 ). Апостолы именуют Его Пастырем и Пастыреначальником единым и вечным, имеющим явиться на грядущий всемирный суд ( 1Петр. 2:25; 5:4 ; Евр. 13:2 ; сн. Деян. 20:28 ). Пророчество: Мессия будет иерей во век, по чину Мелхиседекову ( Пс. 109:4 ). За грехи человеческие Он принесет в жертву Самого Себя ( Ис. 53:1–12 ) и Своею смертью установит новый завет ( Иер. 31:31–35 ) во второй половине последней седьмины ( Дан. 9:24–27 ). Обстоятельства Его страданий и смерти таковы: Он будет предан близким Ему ( Пс. 40:10 ) за тридцать сребренников ( Зах. 11:12 ); на Него восстанут многие лжесвидетели ( Пс. 34:11–12; 40:8–9 ). Он будет подвергнут ранам, заушениям, заплеваниям ( Ис. 50:6 ; Пс. 21:7 ), пригвожден ко кресту ( Пс. 21:17–18 ; Числ. 21:9 ), напоен желчью и оцтом ( Пс. 68:22 ); мимоходящие поругаются над Ним ( Пс. 21:8–9 ), одежды Его разделят по жребию ( Пс. 21:19 ). Во время страданий Своих Он, как агнец, будет смирен и кроток ( Ис. 53:7 ), будет молиться за врагов Своих ( Пс. 108:1–5 ), а Его смерть будет сопровождаться великими знамениями ( Ам. 8:9 : Зах. 14:6–7 ; Агг. 2:7 ). – Исполнение: Иисус Христос, предтеча о нас вниде в нерукотворенная святая, по чину Мелхиседекову первосвященник быв во век ( Евр. 6:20; 9:11 ). Своею смертью Он установил завет вечный ( Евр. 13:20 ). Обстоятельства страданий и смерти Искупителя, по свидетельству евангелистов, буквально соответствуют начертанному пророками образу праведного Страдальца Мессии ( Мф. 26–27 гл.; Марк. 14–15 гл.; Лук. 22–23 гл.; Иоан. 18–19 гл.). Крестная смерть Спасителя сопровождалась затмением солнца, трясением земли и другими знамениями ( Мф. 27:51 ; Лук. 23:44–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Исходным пунктом для определения века Авдия считается разрушение Иерусалима, о котором говорит пророк. Но едва ли в древности найдется другой город, который бы поспорил с Иерусалимом в числе выдержанных осад, разграблений и опустошений. Мы остановимся на истории Иерусалима со времени царствования преемников Соломона, когда для него по преимуществу настает время осад и разграблений, а вместе с тем время, к которому критики приурочивают век пророка Авдия. В 976 г. до Р.Х., в 5-й год царствования Ровоама, Иерусалим был разграблен Египетским царем Сусакимом ( 3Цар.14:25 ; 2Пар.12 ); в царствование Иорама он подвергся (892 г.) нападению филистимлян и аравитян ( 2Цар.21:16 ); при Амасии (848–819 г.) Иоас (849–834 г.), царь израильский, разрушил часть стен Иерусалима ( 2Пар.25:14–24 ; 4Цар.14:8–14 ); при Ахазе (741 г.) Иерусалим осаждали Рецин, царь Дамаска, и Факей, царь израильский ( 4Цар.16:2 ). В 607 г. Навуходоносор овладел Иерусалимом в первый раз ( Дан.1:1 ; Иер.25:1 ); в 589 г., в начале лета, в Иерусалим ворвались халдеи ( 4Цар.24:10, 25:2 ; 2Пар.36:10 ; Иер.39:2, 52:5–10 ), а через месяц Навузардан сжег храм, дворец и весь город и разрушил стены ( Иер.52:12 ). В состоянии разрушения город находился до 537 г., до указа Кира. После прибытия иудеев из Вавилона началось восстановление города и 445 г. до Р.Х. Неемией были восстановлены стены. Спустя столетие, в 320 г., Птолемей Сотер снова овладел Иерусалимом. На этом завоевании Иерусалима мы остановимся, ибо никакая критика не относит книги прор. Авдия к дальнейшему времени. Сравнивая перечисленные нами сейчас осады, разграбления Иерусалима с тем разграблением, о котором говорит прор. Авдий, мы приходим к следующему заключению. Под разрушением Иерусалима, о котором упоминается в книге прор. Авдия, ни в каком случае нельзя разуметь первого разрушения (при Ровоаме), ибо в то время идумеи были еще подвластны иудеям и потому не могли принимать деятельного участия в разрушении Иерусалима, как говорит об этом прор. Авдий. Гофман, Делич 16 и отчасти Кейль 17 , а из русских – Х. Орда 18 и г. Смирнов 19 держатся того мнения, что Авдий пророчествовал в царствование Иорама, т.е. между 899–892 гг. перед Р.Х. и, следовательно, под взятием Иерусалима разумеют взятие его филистимлянами и аравитянами. Но мнение это, при сравнении обстоятельств, при которых совершилось завоевание Иерусалима последними, с обстоятельствами взятия Иерусалима по книге прор. Авдия, – оказывается несостоятельным. Прежде всего, в самом тексте не говорится, чтобы филистимлянам и аравитянам при разрушении Иерусалима помогали идумеи. С другой стороны, идумеи были только что разбиты Иорамом ( 4Цар.8:20–22 ), были, следовательно, значительно обессилены им, не решились бы вскоре после жестокого поражения восстать на своего победителя. Наконец, филистимляне и аравитяне, по словам книги Паралипоменон, разграбили только дом царев ( 2Пар.21:17 ), а не самый Иерусалим. Пророк же Авдий говорит о разрушении самого города и разрушении полном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

На вопрос: «Что есть государство?»- святитель отвечает следующим определением: «… государство есть «союз свободных нравственных существ, соединившихся между собою с пожертвованием частию своей свободы для охранения и утверждения общими силами закона нравственности, который составляет необходимость их бытия» . Эта формула содержит ряд важных тезисов: во-первых, московский святитель определяет государство как «союз»; во-вторых, он именует участников этого союза «свободными», подразумевая не только внутреннюю, нравственную свободу, но и некоторую свободу внешнюю, дающую возможность осознанного пребывания в союзе; в-третьих, жертвование частью свободы свидетельствует о наличии верховной власти и необходимости подчинения; в-четвертых, подчеркивается общность интересов участников государственного союза, их единство; и, наконец, формулируется та основная задача, которую призвано выполнять государство — утверждение закона нравственности . Для святителя Филарета это есть высший закон, освящающий государственную жизнь, сообщающий дух гражданским законам, которые « суть не что иное, как примененные к особенным случаям истолкования сего закона, и ограды, поставленные против его нарушения» . О богоустановленности принципа государственной власти неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан. 4, 14; 5, 21; Притч. 8, 15–16; Сир. 17, 14–15; Ин. 19, 10–11). Христос, Владыка неба и земли, подчиняется власти Пилата, так как признает, что власть, которой Пилат пользуется, дана ему Богом: «Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дана свыше» (Ин. 19,11), – сказал Христос Пилату, когда тот указал Ему на свою власть. Мысль о природе власти подробно развил в своих Посланиях великий Апостол народов – Павел. Напомним здесь только начало 13-й главы Послания к Римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 1–2). Более того, апостол Павел увещевает христиан также молиться за современных ему царей-язычников и благодарить за них Бога (1 Тим. 2, 1–2).

http://ruskline.ru/opp/2020/12/01/svyato...

Так как сей долгий период (42 г.) значительно выступает за время царствования Манассии 13 , то, чтобы оставаясь верными достоверному, как мы видели, преданию древности, не выступить нам за это время 14 , а с другой стороны, чтобы и слова пророка о халдеях поставить в возможное соглашение с историей, мы должны для времени служения пр. Аввакума отделить промежуток остающихся 24 лет Манассии (667–643), по возможности приближаясь к концу сего промежутка, и таким образом положить время это около 645 г. 15 . С сим предположением будет также согласно б) уже упомянутое нами предполагаемое пророком существование богослужения, так как восстановление его было совершено Манассией только лишь во второй половине его царствования ( 2Пар.33:15,16 ), а равно в) объявление пророка о том, что нашествие халдеев есть событие и невероятное и вместе такое, до которого имели дожить еще сами первоначальные слушатели проповеди Аввакума (во дни ваши 1, 5), так как от упомянутого года до первого нашествия халдеев (604) прошло 40 лет, – время не слишком малое для того, чтобы считать событие невероятным, и не слишком большое для того, чтобы нельзя было дожить до него. Пережил ли пророк разрушение Иерусалима, достоверно неизвестно. По некоторому преданию 16 , он в страхе от Навуходоносора, когда тот шел на Иерусалим, убежал в Остракину – город на границах Египта, Аравии и Палестины 17 . История о Виле и драконе упоминает об Аввакуме, чудесно напитавшем Даниила при Дарие Мидянине ( Дан.14:33 ); но, по причине значительного промежутка времени, отделяющего последнее событие от писателя пророческой книги, эти лица обыкновенно не отождествляют 18 , а различают 19 . Гроб пророка показывали во времена Евсевия при Келе или Киле в Палестине в колене Иудином, в 8-ми милях от Елевферополя 20 . При Феодосии, по свидетельству Созомена , были открыты здесь его мощи 21 . Память св. Аввакума 2-го декабря. III. Предмет книги, состав и единство ее I. Предмет Божественного откровения и значение его для иудеев пророк обозначает – а) в конце книги, с надлежащей полнотой и обстоятельностью, где высказывается такая мысль (если выразить ее без вводных объяснительных и дополнительных положений): «услышал я, и вострепетало сердце мое, …но буду спокоен в день бедствия, когда на народ восстанет ополчающийся против него; …радуюсь в Боге спасения моего» (3, 16–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Богоначальная сверхсущественность, каково бы ни было сверхбытие сверхблагости, не должна воспеваться никем, кто любит Истину, превышающую всякую истину, ни как слово или сила, ни как ум, или жизнь, или сущность, но – как всякому свойству 425 , движению, жизни, воображению, мнению, имени, слову, мысли, размышлению, сущности, состоянию, пребыванию, единству, пределу, беспредельности, всему тому, что существует, превосходительно запредельная. Поскольку же, будучи бытием Благости, самим фактом своего бытия Она является причиной всего сущего, благоначальный промысел 426 Богоначалия следует воспевать, исходя из всего причиненного Им, потому что в Нем – все и Его ради, и Он существует прежде всего, и все в Нем состоялось, и Его бытие есть причина появления и пребывания всего, и Его все желает: умные 427 и разумные – разумно, низшие их – чувственно, а остальные либо в соответствии с движением живого, либо как вещества, соответствующим образом приспособленные к существованию. 6 . Зная это, богословы и воспевают Его и как Безымянного, и как сообразного всякому имени. Он безымянен, говорят, потому что Богоначалие сказало в одном символическом богоявлении из разряда таинственных видений, упрекая спросившего «Каково имя Твое?», и как бы отводя его от всякого знания Божьего имени: Почему ты спрашиваешь имя Мое? Оно чудесно» ( Быт.32:29 ). И не является ли поистине удивительным такое «имя, которое выше всякого имени» ( Флп.2:9 ), – неназываемое, пребывающее «превыше всякого имени, именуемого и в этом веке и в будущем» (ср. Еф.1:21 )? Многоименен же Он потому что при этом Его представляют говорящим: «Я есмь Сущий» ( Исх.3:14 ), «Жизнь» ( Ин.14:6 ), «Свет» ( Ин.8:12 ), «Бог» ( Быт.28:13 ), «Истина» ( Ин.14:6 ), и в то же время те же самые богомудры воспевают Причину всего, заимствуя имена из всего причиненного Ею, как–то: «Благой» ( Мф.19:17 ), «Прекрасный» ( Пс.26:4 ), «Мудрый», «Возлюбленный» ( Ис.5:1 ), «Бог богов» ( Пс.49:1 ), «Господь господ» ( Пс.135:3 ), «Святая Святых», «Вечный» 428 ( Втор.33:27 ), «Сущий» ( Исх.3:14 ), и «Причина веков», «Податель Жизни», «Премудрость» ( Притч.9:1 ; 1Кор.1:30 ), «Ум» ( 1Кор.2:16 ), «Слово» ( Ин.1:1 ), «Сведущий», «Обладающий заранее всеми сокровищами всякого знания» (ср. Кол.2:3 ), «Сила», «Властелин», «Царь царствующих», «Ветхий днями» ( Дан.7:9 ), «Нестареющий» 429 и «Неизменный», «Спасение», «Справедливость» (ср. Иер.23:6 ), «Освящение» ( 1Кор.1:30 ), «Избавление» (там же), «Превосходящий всех величием» и сущий «В дыхании 430 тонком». Говорят также, что Она в умах, в душах, в телах, в небе и на земле, вместе с тем Сама в Себе, в мире, вокруг мира, над миром, над небом, над сущим; Ее называют солнцем, звездой, «огнем», «водой, «духом», росой, облаком, самоцветом, камнем, всем сущим и ничем из сущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Всюду мощи благоверного князя встречал народ. Каждый хотел не просто прикоснуться к святыне, но хоть какое-то, пусть и малое, время пронести, даже женщины и дети. Благоверный князь Александр Невский. Фреска XVII в. Московский кремль 17 августа вечером, в 8 часу пополудни, шествие приблизилось к Москве и остановилось до утра у пруда под Красным Селом. Уже с вечера толпы народа устремились из Москвы и окружили ковчег. Утром 18 августа при звоне всех московских колоколов крестный ход в сопровождении множества народа двинулся на сретение святых мощей, которое и совершилось на том самом месте, где в 1652 году встречены были мощи святителя Филиппа, привезенные по воле царя Алексея Михайловича из Соловецкого монастыря. У церкви святого Василия Кесарийского было совершено всенародное молебствие. Затем процессия двинулась по Москве к Кремлю. Однако внести святые мощи в Кремль оказалось невозможным опять-таки из-за высоты балдахина. Мощи пронесли до села Всесвятского. В поле раскинут был царский шатер, под сенью которого на ночь и была поставлена святыня. В течение всей ночи множество народа как бы на страже неотлучно окружало шатер. Молебное пение не прекращалось до самого утра. 19 августа мощи направились из Москвы дальше. По мысли Петра, святыня должна была быть уже 25 августа в Петербурге. Предполагалось 30 августа, в память заключенного в этот день Ништадтского мира со шведами, торжественно внести святые мощи в Александро-Невский монастырь. Но так как к означенному сроку святыня не могла прибыть в Петербург, то новым указом повелевалось уже не спешить шествием и по прибытии в Шлиссельбург поставить святыню в соборной Благовещенской церкви, что и было исполнено 1 октября. Там святые мощи почивали до августа следующего, 1724 года. Встреча святыни в Петербурге была весьма торжественная. Император со свитой прибыл на галере к устью Ижоры. Благоговейно сняв святыню с яхты и поставив на галеру, государь повелел своим вельможам взяться за весла, а сам управлял рулем. Во время плавания раздавалась непрерывная пушечная пальба. То и дело из Петербурга прибывали новые галеры со знатными лицами, а во главе их – ботик Петра Великого, также отдававший салют своими небольшими медными пушками. У специально устроенной пристани шествие остановилось. Здесь святыню сняли с галеры, и знатнейшие вельможи понесли ее в монастырь. Лишь только святыня была поставлена на приготовленное место, дан был знак к возобновлению пушечной пальбы. Вечером город был иллюминован. На другой день в Александре-Невской обители было светлое торжество, на котором присутствовал государь со знатнейшими вельможами и раздавал гостям план предположенных в монастыре построек, гравированный на меди. Тогда же установлено было праздновать торжество перенесения святых мощей ежегодно 30 августа. Повелено было теперь изображать князя в великокняжеских одеждах, а не в иноческих, как принято было ранее.

http://pravoslavie.ru/4449.html

НЗ не отменяет Откровения ВЗ, но исполняет его, проливает на него свет, ибо именно во Христе становится ясен смысл не только того, что было сокрыто, но и того, что было открыто Израилю и являлось лишь гадательно пророкам. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» (Евр 1. 1-2). Свящ. Писание ВЗ дает, т. о., свидетельства Бога о Себе в Своем Откровении. Однако книги Свящ. Писания ВЗ не представляют какого-то систематического трактата или учения о Боге. ВЗ являет живую духовную историю и опыт Израиля в его общении с Богом, а зачастую и противлении Ему. ВЗ историчен, в жизни Израиля совершенно определенно чувствуется направляющая десница Божия. В рамках этой живой истории очищалось представление о Боге благодаря как непосредственному Откровению Божию, так и опыту жизни в соответствии с Законом. Бог в Ветхом Завете Бог живой Израиль, свидетельствуя о своей вере, говорит о Яхве: «Бог живой» (1 Цар 17. 26, 36; 4 Цар 19. 16). Утверждение пророков «Жив Яхве» (Суд 8. 19; 1 Цар 14. 39, 45; 3 Цар 17. 1) - всегда исповедание самоочевидной реальности действенного присутствия Яхве, Который «не утомляется и не изнемогает» (Ис 40. 28), «не дремлет и не спит» (Пс 120. 4) и вступается за Свой народ, как только ему кто-либо угрожает (1 Цар 17. 26-53; 4 Цар 19. 14-37; Ос 2. 1; Дан 6. 22). Присутствие Яхве не требует объяснений или доказательств, ибо Бог для человека - такая же экзистенциальная и первичная реальность, как и сама его жизнь, источником к-рой Бог является. Выражение «жив Господь Бог» не есть описание одного из «свойств» Бога, а утверждение факта предстояния живой Личности. И когда Сам Яхве требует от людей соблюдения верности Ему, Он говорит: «Живу Я!» (Иез 17. 16, 19; 18. 3). Откровение личного Бога: имя Божие Израиль исторически возникает и формируется в контексте языковой, культурной, природной исторической близости западносемит. племен. Общее для всех семит. языков, за исключением эфиоп. (геэза), наименование Бога передается корнем   (ср.: Илу, Аллах и т. д.). В древнеевр. языке этот корень представлен термином  ,  , этимология к-рого до сих пор вызывает споры.

http://pravenc.ru/text/149441.html

В. Иисуса Христа производила сильное впечатление на людей, она проявлялась во всем Его служении. Она заставила учеников бросить дом и последовать за Ним; В. Своей Он изгнал торговцев из храма (Мк 11. 15-17); В. Своей побудил уверовать в Него язычника сотника (Мф 8. 8-9). У иудеев возникает вопрос: какой В. Он это делает, кто дал Ему такую В. (Мф 21. 23 слл.; Мк 11. 27-33; Лк 20. 1-8)? Иисус Христос не отвечает прямо на этот вопрос (Мф 21. 24-25, 27). Ответ заключается уже в словах Иоанна Крестителя об Иисусе Христе: «Приходящий свыше есть выше всех... Приходящий с небес есть выше всех. ...Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин 3. 31-35). Искушая Иисуса Христа, диавол предлагал Ему В. над всем миром, если Он покорится ему (Мф 4. 8-9; Лк 4. 5-7), но Иисус Христос проявляет совершенное послушание Богу; пройдя через поругания как «Царь Иудейский» (Ин 19. 2-3 слл.), через унижение на кресте, через смерть, он обретает положение Властителя неба и земли. «Дана мне всякая власть на небе и на земле»,- провозглашает Христос (Мф 28. 18). Царство Божие Господь Иисус Христос на престоле. Икона из собора святых апостолов Петра и Павла, С.-Петербург 1-я треть XVIII в. Господь Иисус Христос на престоле. Икона из собора святых апостолов Петра и Павла, С.-Петербург 1-я треть XVIII в. Если в Дан 7. 14 содержится указание на буд. владычество Сына Человеческого, «владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится», то НЗ свидетельствует, что оно уже воплотилось в жизнь (Откр 12. 10). О Царстве Божием проповедовал Иисус Христос с самого начала Своего служения, «говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1. 15; ср.: Мф 16. 28). А на вопрос фарисеев о том, когда придет Царствие Божие, Он отвечал, что о нем нельзя сказать, «вот, оно здесь» или «вот, там», его приход не будет приметен, «ибо Царствие Божие внутри вас есть» (Лк 17. 21). Бог царствует над людьми «правдою, ведением и истиною», сего-то царства и велит искать нам Господь, «т. е. искать, да царствует и над нами Бог»: Он держит Своими руками желания наших душ, управляя ими, словно конями, и находит нас послушными - «этим способом,- заключает прп. Симеон Новый Богослов,- царствует Бог в тех, в которых никогда не царствовал, после того как они очищаются посредством слез и покаяния и делаются совершенными духовною мудростью и разумом. ...Да приидет и воцарится в каждом из нас Тот, Кто есть выше всякого начала и власти...». Увидеть Царство Божие - значит увидеть, что в нас царствует Бог ( Sym. N. Theol. Or. 52. 3).

http://pravenc.ru/text/155023.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010