А Илия был питаем воронами и престарелую сидонскую вдовицу напитал немногими каплями жизни, потому что в малом сосуде не оскудевала мука 175. и глиняный сосуд всегда источал влажный елей в таком же количестве, в каком почерпали руки страннолюбивой вдовицы ( 3Цар. 17:16 ). Еврейские юноши, желая свойственной им пищи, чтобы не оскверняться трапезой царя, с радостью взошли в ассирийский пламень и, 180. в нем прохладившись ( Дан. 3:50 ), возвратились в свои дома. Даниил, брошенный на снедение ярым львам, когда распростер свои руки, не львов напитал, но сам от пророка приял в руки богопосланную пищу ( Дан. 14:37 ). Божественного Иону из внутренностей своих изблевал 185. морской зверь ( Иона. 2:11 ), три дня (какое великое чудо!) держав его в утробе, потому что пророка даже и в китовой утробе сопровождала вера. Иоанну служили пищей акриды и дикие соты, одеждой – волосы высоковыйных верблюдов, кровом – широкое небо и пустынным ложем – земля ( Мф. 3:4 ). 190. Кто спас Феклу 42 среди огня? Кто связал неукротимую силу кровожадных зверей? Какое великое чудо! Девство усыпило зверей, и они не дерзнули своими зубами осквернить чистое девственное тело. Нет, не позабуду упомянуть (это было бы и несправедливо) о непорочной 195. Сусанне, которая, хотя носила на себе супружеское иго, однако же имела столько любви к целомудрию, что, когда избегла беззаконнейших рук, но по несправедливому приговору судей влечена была на смерть, спасли ее от гибели мудрые рассуждения праведного судьи, который, будучи юн духом, но сед разумом, 200. связал словом своим развратных и беззаконных вавилонских старейшин ( Дан. 13:48 ). Сам выслушай Павла, с какой боролся он злобой, сколько понес трудов и мучительных беспокойств от друзей и от врагов, на море и на суше, 205. как восходил до третьего неба и весь мир заключил в вожделенные мрежи. Он скорбями своими восхищался более, нежели другой благоденствием. Добродетель всегда окружена бедствиями, как роза ненавистными и колючими шипами. 210. Помня сие, и ты с лучшими надеждами блюди свою жизнь для Христа Царя в совершенной непорочности и не дозволяй вводить тебя в обман нужде, которая всего скорее покоряет себе даже мудрых мужей. Почему и злокозненный враг, искушавший Христа Царя, как скоро увидел Богочеловека алчущим, понадеялся, 215. что чувствующего нужду уловит в свои сети, и повелел превратить камни в снедь ( Мф. 4:3 ). Но он не уловил Бога, а тебе, человеку смертному, льстит как богу. Ты же стремись к Богу и дальше гони от себя врага, всецело пребывая в Боге и выше плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Как правильно готовиться к Святому Причащению и принимать его на Страстной и Светлой седмицах? Правильно причащаться, исповедоваться – это всегда тогда, когда мы причащаемся и исповедуемся со страхом Божьим и с сокрушением в сердце, с чувством недостоинства своего. Епископ Обуховский Иона (Черепанов), наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря: Правильное мнение – это мнение Вашего духовника Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице. Епископ Обуховский Иона Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются. Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях. Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые Он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную. В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы. Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.

http://pravmir.ru/prichastie-na-strastno...

Деспотами по отношению к иноземцам ниневитяне изображали и сами себя в своих клинообразных надписях и на стенных рисунках, открытых и открываемых на развалинах стен ниневийских дворцов, где целые массы пленных представлены в цепях приводимыми пред лицо царей ассирийских, целые легионы воинов написаны пред колесницей царя, несущими головы убитых неприятелей. Эти же картины с надписями рельефно изображают и роскошь ниневитян в тех оргиях, блестящих одеждах, украшениях и сосудах, утвари и музыкальных инструментах, которые представлены на них; они же говорят и об изнеженности ниневитян, подтверждаемой и греческими писателями. О сладострастии ассириян и их разврате в самых широких размерах говорят уже вошедшие в пословицу у всех народов легенды о женоподобном Сарданапале, которому, нет сомнения, подражали и подданные этого царя. Этот разврат наряду с самыми грубыми суевериями освящала и самая религия ниневитян – их поклонение Ваалу, Астарте и звёздам небесным 413 . Всё это религиозно-нравственное растление ниневийского общества и громил, вероятно, в своей обличительной проповеди пр.Иона, от имени Иеговы, Бога еврейского, призывая народ к покаянию и угрожая в противном случае гибелью города. Вероятно ли, говорят далее противники исторической достоверности книги пр.Ионы, чтобы чужеземцу, неучёному еврейскому пророку, знакомо было всё нужное для обличительной проповеди ниневитян, знакомы были и религия, в нравственность, и язык их, точно так же, как и то, что и ниневитяне знали и Иегову и законы Его, во имя которых должен был говорить пр.Иона, и язык еврейский, на котором должен был вещать израильский пришлец? Конечно, строгое библейско-церковное воззрение на историю не соблазнилось бы этим возражением против достоверности проповеди пророка в Ниневии и в том случае если бы оно было и справедливо; ибо нет ничего противного этому воззрению в том, что Иегова открыл Своему пророку как политическое общественное устройство, так и религиозно-нравственное состояние ниневийского общества, как Он открывал то другим пророкам, сообщил ему дар ведения языка, потребного для проповеди, как дан был этот дар апостолам при сошествии на них Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Что смысл проповеди пр. Ионы заключался в призвании ниневитян к покаянию, как в проповедь Крестителя Господня, за это говорит, наконец, и то, что проповедь пророка должна была быть по проповеди прежней ( Ион. 3:1, 2 ), т. е. та же самая, о которой было к нему слово Иеговы в первый раз. A по тому слову Иеговы, Иона должен был идти в Ниневию и проповедать в ней, что вопль злобы её дошёл до Бога ( Ион.1:1, 2 ). Таким образом, в проповеди пр.Ионы вместе со словом о гибели Ниневии должно было быть и обличение злобы её, пороков рук ниневитян. Это последнее должно было быть, как бы субстратом первого слова. Иона должен был представить злые пути ниневитян пред глазами их, заставить их сознаться, что пути эти – зло пред лицом Божиим, зло, от которого нужно отвратиться, чтобы не погибнуть, – должен был призывать их к покаянию под угрозой наказания в противном случае. Поэтому-то угрожаемое пророком наказание и было отодвинуто на сорок дней. Число сорок – число освящённое примером Моисея, Илии и др., в такой именно срок очищавших себя к общению с Богом. Сорок дней Бог посылал дождь на землю прежде, нежели истребил с лица земли всё живущее на ней во время всемирного потопа ( Быт.7:4 ); этот сорокадневный дождь должен был служить для допотопного человечества последним грозным призывом его к покаянию. Такое же значение имели и сорок дней до погибели Ниневии; этот срок дан был не для пророка, чтобы он успел проповедать, а для ниневитян, чтобы они все сознательно и крепко раскаялись в злых делах рук своих, раскаялись не словом только или мыслью, а и делом, на самом деле. В чём, собственно, состояла скверна ниневийская, которую обличал пророк, и от которой ниневитянам нужно было отвратиться, об этом можно гадать по изображениям величия Ниневии, представляемым другими пророками еврейскими, гражданской историей и археологией. По этим изображениям корнем всего зла, обуявшего ниневитян, было гордое и самолюбивое сознание своего достоинства и значения; Ниневия была городом ликующим и говорящим в сердце своём: Я!!! и вроде меня нет ещё ( Соф.2:12–15 ; Ис. 36:9; 18–20; 37:11–13 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

   Анна, одна из двух жен Елканы, мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога даровать ей потомство, которое обещала посвятить Богу. Родив, наконец, сына и вскормив его, отдала будущего пророка Самуила в храм, служить Господу (1 Цар. 1:1—28).    В Книге пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь к нему: «Прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1:4—5).    Когда пророк Самуил, еще будучи отроком, служил в храме, он трижды услышал глас Бога, обращавшегося к нему (1 Цар. 3:1—8).    Пророк Давид во время одной из войн израильтян с филистимлянами победил в единоборстве великана Голиафа, бросив камень из пращи (1 Цар. 17:1—51).    Пророк Илия построил жертвенник из камней, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел трижды выливать воду на жертву и на дрова; после молитвы Илии на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, дрова, камни и воду (3 Цар. 18:29—39).    Пророк Илия воскресил сына вдовы, трижды простершись над ним (3 Цар. 17:17—22).    Пророк Иона был выброшен по жребию мореходами в море, чтобы утишить бурю; его проглотил кит, и он провел в его чреве три дня и три ночи, а затем был извергнут китом на сушу (Иона 1, 1—2, 11).    Три еврейских отрока, Анания, Азария и Мисаил, были брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы (Дан. 3:8—95).    Пророк Исаия в видении лицезрел Бога, окруженного Серафимами, воспевавшими: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! » (Ис. 6:1—3).    О введении Пресвятой Богородицы в храм рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»; об этом событии упоминается также в творениях некоторых отцов Церкви (святителей Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина) и в церковных песнопениях, посвященных двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, который празднуется 21 ноября (4 декабря).    3 Цар. 17:1—21, 29. 4 Цар. 1:3—2, 15. О рождении пророка Илии см.: Житие святого в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 20 июля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

И ныне, Богородичен: Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти, Богородительнице: яко неразлучныя Троицы породила еси Единаго, Христа Бога, и Сама отверзла еси нам сущим на земли небесная. [«Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты родила Одного из нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла для нас, живущих на земле, небесные обители».] Песнь 8 Ирмос: Егоже воинства небесная славят, и трепещут херувими и серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши: остави яже имаши, и притецы к покаянию. ( 4Цар. 15:5; 2 Парал. 26:9) [«Соревновав Озии, душа, ты получила себе вдвойне его проказу, ибо помышляешь недолжное и делаешь беззаконное; оставь, что есть у тебя, и приступи к покаянию».] Ниневитяны, душе, слышала еси кающияся Богу вретищем и пепелом: сих не подражила еси, но явилася еси злейшая всех прежде закона и по законе прегрешивших. (Иона, 3:5). [«Ты слышала, душа, о ниневитянах, в рубище и пепле каявшихся Богу; им ты не подражала, но оказалось упорнейшею всех, согрешивших до закона и после закона».] В рове блата слышала еси Иеремию, душе, града Сионя рыданьми вопиюща и слез ищуща: подражай сего плачевное житие, и спасешися. ( Иер. 38:6 ) [«Ты слышала, душа, как Иеремия в нечистом рве с рыданиями взывал к городу Сиону и искал слёз; подражай плачевной его жизни и спасёшься».] Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов: разуме бо, яко пророк. Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгитися. ( Иона. 1:3 ) [«Иона удалился в Фарсис, предвидя обращение ниневитян, ибо он, как пророк, знал милосердие Божие и вместе ревновал, чтобы пророчество не показалось ложным».] Даниила в рове слышала еси, како загради уста, о душе, зверей: уведела еси, како отроцы иже о Азарии погасиша верою пещи пламень горящий. ( Дан. 14:31 ; Дан. 3:24 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не пошла и грамота к Царю. 332 Как говорит сам Иона в послании Киевск. Князю Александру Владимировичу. Акт. Ист. т. 1, 47. 336 Это видно из следующего: до нас дошло другое послапие Великого Князя к тому же Константину Палеологу, отправленное позже и совершенно согласное с этим, но несколько полнее написанное (Акт. Ист. т. 1, 262). Странно было бы предположить, что Василий Васильевич об одном и том же писал дважды. 338 Ibid. 263. «Обошли честным твоим писанием о всем... и за Божью Ц. и за святительскую нам честь». 342 Об этом говорит сам Иона в ответном послании к Королю, – «чтобы ваш богомолец общий попечение имел межю вас великих Государей о вашем братстве и любви и о прочном о добром житии, чтобы како дал Бог ваше братство и любовь прочна была». В этом же послании он благодарит Короля «о великом пожаловании». Акт. Эксп. т. 1, 47. 348 Что в начале 1451 г. Св. Иона был в Литве, это видно из подписи его под грамотой на наместничество Киевское от 9 февраля 1451 г. «дан лист сей в Новегородку» (по сборнику Царск. Акт. Ист. т. 1, пр. 31). 359 О Черв. Руси – Зубр., стр. 379–383; Прав. и рус. нар. в Литве Борич., стр. 82: Wilno. Kracz. т. 1, p. 162–175. 360 Об этом сам он писал к нареченному на Епископию Полоцкую Архим. Каллисту. Акт. Ист. т. 1, 270. 362 Об этом писал Царь Иоанн Васильевич к Ионе Архиеп. Новгородскому. Акт. Эксп. т. 1, 80, стр. 58. 365 Акт. Ист. т. 1, 45. Издатели Истор. Актов неопределенно приписывают это послание к годам после 1448 г. Правда, в нем нет ни малейшего указания на пришествие Исидора. Но зная последние события и рассматривая внимательно самое послание можно думать, что это то самое, которое было послано с Вассианом и Кассианом. Так, в нем Иона говорит, что он сам хотел ехать по тому великому Божию делу, но удержан был немощью; а об этом желании ехать в Литву и немощи, воспрепятствовавшей выполнить это намерение, Святитель писал в 1456 г. к Каллисту (ibid. 270). Далее говорится: «и того ради ныне послал есмы к вам, к своим детям, да и ко князем и к паном и ко всем Православн.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Иона посетил резиденцию первоиерарха Русской Зарубежной Церкви 11 апреля 2009 г. 11:40 9 апреля Блаженнейший Митрополит Иона , Предстоятель Православной Церкви в Америке , посетил резиденцию первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в здании Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Помолившись перед Курско-Коренной иконой Божией Матери и приложившись к святыням синодального собора, Его Блаженство вручил митрополиту Илариону письмо, в котором сообщается постановление Священного Синода Православной Церкви в Америке относительно бывших клириков этой Церкви, оказавшихся под прещениями за переход в Русскую Зарубежную Церковь. На своем последнем заседании Священный Синод Православной Церкви в Америке решил признать их клириками Русской Зарубежной Церкви, сняв все наложенные на них прещения. Тепло приветствовав Предстоятеля Православной Церкви в Америке, владыка Иларион подарил Его Блаженству Владимирскую икону Божией Матери и пригласил участников встречи в свои покои, где был дан прием в честь Блаженнейшего Митрополита Ионы и сопровождавших его протоиереев Александра Гарклавса и Леонида Кишковского. Со стороны Русской Зарубежной Церкви во встрече приняли участие епископ Манхэттенский Иероним , архимандрит Лука (Мурьянка) и протоиерей Серафим Ган. Официальный сайт РПЦЗ /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/612882.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010