В челобитной «от 2 ноября 1732 г. (о самовольных распашках крестьянами наглимозерских земель), упоминается монах Иона. Но был ли Иона управляющим или только послан из монастыря за каким-либо делом на время – не известно. Вероятно сего «инока Иону» и упоминает г. Е. Барсов в своем «Указателе» 5-м и последним настоятелем, основываясь на словах старика – крестьянина, которого не видал, и который не был современником ни монаху Ионе, ни даже г. Е. Барсову 569 . В отписи 1736 г. назван строителем сей пустыни монах Киприан, 1735 – 1738 гг. (Впоследствии жил в каргопольском монастыре). За 1737 г. указаний о монахе Киприане мы не встретили. За то в расходной книге Спасского монастыря за 1738 г. читаем: 6 февраля «Аглимозерской пустыни монаху Киприану на наем работных людей дано рубль»; 9 марта «Аглимозерской пустыни монаху Киприяну дано для покупки скоту корму рубль»; – 23 июня: «Монаху Киприану дан рубль для наймования казаков (работников) в Аглимозерской пустыни» 570 . В квитанции 1739 г. Киприан назван уже монахом «Спасова монастыря», следовательно – в Наглимозерской пустыни не жил. Итак, с 1739 г. становится не известным: жил ли кто-либо из монашествующих в Наглимозерской пустыни, или – нет. Архимандрит Спасского монастыря Иоасаф, говоря – в ноябре 1742 года – о неимении в ней иеромонахов совершенно не упомянул о простых монахах – были ли они; вероятно и их не было. Таким образом монашество прекращается в пустыни за 25 лет до ее упразднения. Между тем из ведомости за 1741 год видно, что в Спасском монастыре братство состояло еще из 11 человек, из которых было 5 иеромонахов и 2 рядовых монаха 571 , следовательно было еще можно послать даже на постоянное жительство на Наглимозере иеромонаха для отправления хотя еженедельной божественной литургии. Но настоятели видимо не заботились о приписанной обители, о славе Божией в храмах ее. Они предпочитали всему этому пуды лекшмозерских сигов. Разве иногда, как бы в ограждение ее состояния, давали подъячим небольшие подарочки. Наприм., в расходной книжке Спасского монастыря за 1731 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобным образом можно трактовать пророков лишь при неверии в возможность непосредственного Божественного откровения. – Но что помянутые выражения: бысть слово Господне ко мне, нападе на мя Дух Господень и пр. – не просто иносказательные выражения, а выражающие сущность дела; это видно из того, что они без всяких пояснений встречаются не раз или два, но почти постоянно в пророческих писаниях; встречаются не столько в средине пророческих речей, где язык пророков естественно мог становиться более образным, живым и возвышенным от полноты восторга, сколько при начале речей, в виде простых, обыкновенных надписаний; и – что еще важнее – встречаются иногда в связи с такими обстоятельствами, которые дают решительную мысль, что под теми выражениями отнюдь нельзя разуметь какого-либо действия естественной способности пророков. Например, пророк Нафан на объявленное ему Давидом желание построить храм Господу сперва отвечает, в качестве простого советника, следующее: вся елика суть в сердце твоем – иди и твори, но потом, когда бысть слово Господне к Нафану, он же говорит Давиду: сия глаголет Господь: не ты созиждеши мне дом. Самуил, как повествуется в книге Царств, при избрании будущего царя из сынов Иессея, решился было отдать преимущество Елиаву; но пришедшее к нему слово Господне тут же уничтожило намерение естественной предусмотрительности пророка: рече Господь Самуилу: не зри на лице его, ниже на возраст величества его, яко уничижих его ( 1Цар.16:6,7 ). Наконец, если допустить противную такому пониманию помянутых выражений мысль, то явилось бы неразрешимое недоумение: Как же понимать те места, где слово Господне представляется, например, превышающим разумение Даниила ( Дан.8:27 ), смягчающим ревность Илии ( 3Цар.19:9–19 ), торжествующим над противлением Ионы ( Иона.1:3 ; Иона.3:3 ), над скорбью Иеремии ( Иер.20:7–9 ), сребролюбием Валаама ( Числ.23:24 ), и проч. и проч. Божественная сила, действовавшая в пророках, не всегда одинаковым образом возбуждала их к пророческому служению и одушевляла их во время прохождения пророческого служения и особенно во время откровений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

19       Сергий Радонежский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский, Стефан Озерский, Паисий Угличский, Геннадий Любимский, Феодосий Тотемский, Даниил Переяславский – дети бояр, боярских детей, дворян без обозначения фамилии. Савва Вишерский из рода тверских бояр Бороздиных; родители Кирилла Новозерского были дворяне Белые, Нила Сорского – Майковы, Иннокентия, основателя обители на р. Еде – Охлебинины, Арсения Комельского – Сухарусовы, Корнилия Комельского – Крюковы, Григория Пельшемского – Лопотовы, Ферапонта Можайского – Поскочины, Иона Климецкий – сын посадника Иоанна, Варлаам Шенкурский– посадник Своезенцева. Антоний Леохновский – сын Тверских боярских детей Вениаминовых. Макарий Колязинский – сын боярина Кожина. Отец Пафнутия Боровского был внук крещеного татарина, вотчинник села Кудинова. Внук Литовского выходца Сани, отец Иосифа Волоцкого , владел селом и деревнями. 20       Елеазар Анзерский – сын Козельского купца Севрюкова, Дмитрий Прилуцкий и некоторые другие. 21       Мартиниан Белозерский, Александр Свирский , Александр Ошевенский, Герасим Болдынский в миру был кожевенным мастером, Никодим Кожеозерсий, Леонид Усть-Недумский, Си-мон Воломский (последние трое принадлежат XVII веку). Из священнических семейств вышло также несколько святых. По своему происхождению стоят отдельно три пришельца: Кассиан, основатель обители в 15 верстах от Углича, Тихон Луховской и Серапион Кожеозерский. Первый из них прибыл в Москву в свите Софии Палеолог; второй пришел из Литвы с князем Бельским, которому был дан в удел город Лух; наконец, последний – Серапион, был прежде мусульманин – Мурза Туртас и проживал у боярина Захара Ивановича Плещеева. 23       Чтение вслух одним вельможей жития Симеона Столпника произвело на отрока Димитрия (Даниила Переяславского) такое впечатление, что он побежал к реке и увидел ладью привязанную к берегу канатом, взял этот канат и перетянул им тело. Канат врезался в тело, образовались раны, впоследствии в них завелись черви, пока, наконец, родители, услыхав, что сын их во сне болезненно стонет, открыли ужасные, смрадные язвы на теле отрока. Юное воображение Сергия Радонежского поразил благословивший его старец пустынник.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Но такое понимание вдохновения не согласно ни с разумом, ни с Библией , ни, наконец, с учением древней Вселенской Церкви 212 . Откровение дано для того, чтоб быть усвоенным разумно 213 ; а при механическом действии Св. Духа этого предположить нельзя, так как в механизме самодеятельности ни малейшей быть не может. Затем механическое понимание вдохновения уничтожает личное различие апостольских писаний; если бы апостолы писали механически, то произведения их должны бы были быть одинаковы, без всякого различия; а действительность показывает, что индивидуальность лиц, писавших свящ. книги при благодатном действии Св. Духа, не была устранена и подавлена. Дух Божий, во вдохновении проникая дух вдохновляемого писателя, только очищал, просветлял и возвышал его до того, что он делался способным понять и выразить высокую божественную истину, и ни в каком случае не стеснял его свободы ни в подготовке, ни в обдумывании того, что нужно писать. В действительности такого свободно-сознательного отношения вдохновенного к откровению можно убедиться из Библии . Здесь вдохновенные представляются желающими получить вдохновение (пророк Даниил желал и молился о том, – Дан.9:23 ), говорящими и спорящими с Богом (Моисей и Исаия), противящимися (Иона и друг. 214 ). В Новом Завете её засвидетельствовали апостолы, говоря: изволися бо Святому Духу и нам ( Деян.15:28 ). В 1Кор.14:32 апост. Павел говорит, что и духи пророчестии послушны пророкам. Из этого видно, что Дух Божий не стесняет, не устраняет деятельности духа человеческого, но освящает и возвышает его. «Сообразно ли сколько-нибудь с разумом, – говорит Василий Великий , – чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишённому ума и Дух ведения уничтожал в нём разумность?» 215 . «Пророк, – по словам св. Епифания, – говорил с выдержанностью в мыслях и последовательностью, и возвещал от Духа Святаго, выражаясь стройно» 216 . В таком же смысле говорили Ориген 217 , блаж. Иероним 218 и особенно св. Златоуст 219 . Мнения отцов и учителей Древней Церкви таким образом решительно говорят в пользу активного и сознательного состояния вдохновляемых 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Можешь, и, сидя на земле, воззреть на небо и вздохнуть о грехах своих, даже и лежа, ничем не хуже, чем стоя в церкви, испросить у Бога милости, ибо Бог не гнушается никаким положением своего молитвенника, было бы у него душевное расположение к Нему и кающееся сердце. Павел и Сила в темнице, прикрепленные к колоде, лежа молились, но потрясена была темница и страж припал к их ногам, чтобы затем обратиться ко Христу. И Езекия, обратясь на постели к стене, не много слов проговорил, но отменил Божии о нем судьбы и остался жить еще на 15 лет. А Иеремия в яме и тине, Иона в море и во чреве кита призвали Бога и были услышаны. Бог не человек, чтобы искать Его в каком месте, убеждать Его какою речью. Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча ( Иер.23:23 ). Он недалеко от каждого из нас ( Деян.17:27 ): потому, где бы ты ни был, откуда бы ни стал призывать Его, Он послушает всегда и везде, – и еще глаголющу ти, речет: се приидох ( Ис.58:9 ). Бог всегда бывает присущ к тому, кто призывает Его с верой и вниманием. Кто не навык молиться духом во всякое время, тот молиться должен как можно чаще молитвою словесною, как учил ангел Господень Антония великого . Ангелы, как сильные крепостию, всегда видят лице Отца небесного; а мы, как существа слабоумные, легко вдаемся в беспечность и забываем Бога. Почему, как пройдет час-другой после молитвы, и ты заметишь, что дух угасает, душа твоя охладевает, спеши скорее на молитву и покаянием оживи себя. Поучись сему из примера пророков: вот Даниил, имея в горнице окно постоянно отверстое к Иерусалиму, три раза каждый день преклонял колена, моляся и исповедаяся пред Богом своим (Ср. Дан.6:10 ). Давид же по седмижды днем хвалил Бога и в полуночи исповедовался о судьбах Его правды (Ср. Пс.118:62, 64 ). Если цари и правители огромнейших государств молились так часто каждый день, то мы ли, имея столь много праздного времени, не должны молиться часто, когда можем получить от того великую душе пользу? Ибо не может быть, чтобы человек, часто обращающийся к Богу, впал в какой-либо великий грех , – в эту душевную беду и смертную дремоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Иона пророчествовал в царстве Израильском. Однажды Бог повелел ему идти в Ниневию, столицу царства Ассирийского, и там проповедовать покаяние. Иона не послушался Божественного повеления и отправился на корабле в другую страну. Во время плавания поднялась сильная буря на море, так что корабль находился в опасности. Корабельщики начали молиться Богу, а потом бросили жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое бедствие. Жребий пал на Иону. Иона исповедал перед всеми свой грех и просил, чтобы его бросили в море. Когда Иона был брошен в море, то буря прекратилась. По повелению Божию Иона был поглощен большим китом и находился в чреве его три дня и три ночи и молился Богу. Потом Бог повелел киту извергнуть Иону на сушу. После этого Иона отправился в Ниневию и начал проповедовать, что Ниневия, за нечестие ее жителей, через сорок дней будет разрушена. Жители Ниневии поверили пророку Божию, наложили на себя пост и усердно со слезами молились Богу, чтобы Он помиловал их. Господь услышал молитвы раскаявшихся грешников и пощадил их город. Трехдневное пребывание Ионы в чреве китовом прообразовало пребывание тела Иисуса Христа в гробе и воскресение Его из мертвых на третий день. § 33. Пророки Царства Иудейского. Исайя (Ис. 6, 8 гл. и др.) Исайя пророчествовал в царстве Иудейском. К пророческому служению он был призван следующим образом. Он видел Господа, сидящего на престоле, а вокруг Него стояли Серафимы, которые взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (воинств) вся земля полна славы Его». Потом Исайя услышал голос Божий, Который повелел ему идти и проповедовать покаяние народу Иудейскому. Исайя отправился и стал проповедовать покаяние. А так как Иудеи не исправлялись, то Исайя предсказал, что в наказание за нечестие Бог пошлет на них Вавилонского царя, который разрушит Иерусалим и храм, а Иудеев отведет в плен. Особенно ясно Исайя предсказывал об Иисусе Христе. Он предсказал, что Иисус Христос родится от Девы, что Он будет творить чудеса, и пострадает за грехи людей. § 34. Пророк Даниил и три отрока (Дан. 1, 2 гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Теперь Ионе деваться некуда, и он исполняет вторичный приказ идти в Ниневию и пророчествовать о гибели города через сорок дней. Происходит неожиданное: грешные ниневитяне уверовали и объявили всенародное покаяние. И вот Яхве, Который справедлив, но в придачу к этому еще и милосерден, что делает Его действия совсем свободными и совсем непредсказуемыми, простил ассирийцев и отменил кару. Но каково положение пророка! Он отнюдь не дорос до великодушия своего Бога, и он чувствует только то, что его пророчество не сбылось и тем самым превращено в ложь. Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Яхве, и сказал: “О, Яхве! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и бежал в Таршиш, что знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеющий о бедствии. И ныне, Яхве, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, чем жить” (см. Иона 4:1–3). Эти эпитеты Яхве — “благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый” — произносятся в псалмах с радостью и надеждой; Иона выговаривает их с досадой. Что может быть хуже, чем служить такому Богу, Который прощает? Чтобы вразумить Своего пророка, Яхве прибегает к неожиданному педагогическому приему: Он заставляет червя погубить куст рицинуса, к тени которого пристрастился Иона. На жалобы Ионы дан ответ, которым достойно завершается книга. И сказал Яхве: “Ты жалеешь о клещевине, над которой ты не трудился и которой не выращивал, которая в одну ночь поднялась и в одну ночь пропала. Так как же Мне не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и притом много животных?” (см. Иона 4:10–11). Для Ионы Ниневия — вражеский город; для Яхве — она живая, средоточие жизни, нечто произросшее и возрастающее, как куст под небом. Упоминание домашних животных в последних словах — кульминация юмора книги и одновременно кульминация ее серьезности: теплое дыхание неповинных животных — это ценность, ради которой Яхве стоит взять Свое слово назад и изменить судьбу великого города. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

http://pravmir.ru/literature-vethogo-zav...

27. Ирмос 5-й песни традиционно отсылает к содержанию 5-й библейской песни: «От ночи дух мой стремится к Тебе, Боже, ибо свет — повеления Твои на земле…» (Ис. 26:9-19), однако этот ирмос содержит цитату из другой части Книги пророка Исаии: «Как прекрасны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих доброе…» (Ис. 52:7; ср. окончание ирмоса). 28. В современной греческой печатной Триоди — περον (очень высокий), однако в рукописях — ποον (переполненный, изливающийся вовне). 29. «Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан…» (Ин. 13:5). 30. «Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался…» (Ин. 13:4). 31. Ирмос 6-й песни традиционно отсылает к содержанию 6-й библейской песни: «Я возопил в скорби моей к Господу Богу моему, и Он услышал меня…» (Иона 2:3-10). 32. «Объяла меня вода до души моей, глубочайшая бездна окружила меня…» (Иона 2:6). 33. «…Взыдет из истления жизнь моя к Тебе, Господи Боже мой» (Иона 2:7). 34. «Вы называете Меня Учителем и Гос­подом, и правильно говорите, ибо Я точно то…» (Ин. 13:13). 35. πον — игра слов с οπ (см. примечание 37 в конце тропаря). 36.  «Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все…» (Ин. 13:10). 37. οπ γρ τκτως… μανεται — скрытая цитата из толкования Дидима Слепца на книгу Бытия: τ π τ στερωμα λογικ σαν νεχμενα κακ κα οπ τ πρς τ κακν, τακτος δ στιν κα συγκεχυμνη κακα (разумные [существа] под твердью оказались во власти зла и тяги ко злу, зло же — бесчинно и беспорядочно). 38. Ирмос 7-й песни традиционно отсылает к молитве Азарии: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны…» (Дан. 3:26-45) — и первой части Песни вавилонских отроков: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки…» (Дан. 3:52-56).

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

27. Ирмос 5-й песни традиционно отсылает к содержанию 5-й библейской песни: «От ночи дух мой стремится к Тебе, Боже, ибо свет — повеления Твои на земле…» (Ис. 26, 9–19), однако этот ирмос содержит цитату из другой части Книги пророка Исаии: «Как прекрасны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих доброе…» (Ис. 52, 7; ср. окончание ирмоса).  28. В современной греческой печатной Триоди — περον (очень высокий), однако в рукописях — ποον (переполненный, изливающийся вовне). 29. «Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан…» (Ин. 13, 5). 30. «Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался…» (Ин. 13, 4). 31. Ирмос 6-й песни традиционно отсылает к содержанию 6-й библейской песни: «Я возопил в скорби моей к Господу Богу моему, и Он услышал меня…» (Иона 2, 3–10). 32. «Объяла меня вода до души моей, глубочайшая бездна окружила меня…» (Иона 2, 6). 33. «…Взыдет из истления жизнь моя к Тебе, Господи Боже мой» (Иона 2, 7). 34. «Вы называете Меня Учителем и Гос­подом, и правильно говорите, ибо Я точно то…» (Ин. 13, 13). 35. πον — игра слов с οπ (см. примечание 37 в конце тропаря). 36.  «Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все…» (Ин. 13, 10). 37. οπ γρ τκτως… μανεται — скрытая цитата из толкования Дидима Слепца на книгу Бытия: τ π τ στερωμα λογικ σαν νεχμενα κακ κα οπ τ πρς τ κακν, τακτος δ στιν κα συγκεχυμνη  κακα (разумные [существа] под твердью оказались во власти зла и тяги ко злу, зло же — бесчинно и беспорядочно). 38. Ирмос 7-й песни традиционно отсылает к молитве Азарии: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны…» (Дан. 3, 26–45) — и первой части Песни вавилонских отроков: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки…» (Дан. 3, 52–56).

http://e-vestnik.ru/analytics/velikomu_c...

 А если Иисус молится и если не напрасно Он молится, так как Он молитвою достигает того, чего желает и чего, быть может, и не получил бы без молитвы, то кто же из нас решится пренебрегать молитвой? Говорит Марк: Утром, когда еще очень темно было, встал Он, вышел, удалился в пустынное место и молился там (Мк. 1:35); и Лука: Случилось, что, когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников сказал Ему (Лк. 11:1); и в другом месте: И пробыл Он всю ночь в молитве к Богу (Лк. 6:12); Иоанн же описывет Его молитву словами: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ии. 17:1). И записанное тем же евангелистом изречение Господа: Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня (Ин. 11:42) — указывает на то, что молитва того всегда выслушивается, кто постоянно молится. Нужно ли поэтому для нашей цели называть всех, кто вследствие своей достойной молитвы получил от Бога много великих благ? Каждый из Священного Писания легко может выбрать много относящихся сюда примеров. Так, Анна, будучи неплодной, исходатайствовала себе рождение Самуила, сопоставимого с Моисеем (Иер 15:1), с полным доверием молясь Богу (1 Цар. 1:9 и далее). Езе–кия в то время, как он внимал из уст Исаии слову о том, что он умрет, молился и благодаря этому вошел в родословие Спасителя (4 Цар. 20:1 и далее; ср. Ис. 38:19 и далее). Простым повелением коварного Амана народ Израильский должен был истребиться с лица земли; но тут услышана была соединенная с постом молитва Мардо–хея и Есфири (Есф. 4:1 и др.) и к празднику Моисея и [всего] народа присоединился радостный день Мардохея. (По–видимому, праздник Пурим, установленный в воспоминание о спасении иудеев от персидского избиения, приравнивается к Пасхе. — Прим. ред.). Приносила и Юдифь священную молитву Богу, и, таким образом, одна–единственная еврейская женщина навлекла позор на дом Навуходоносора (Иуд. 13:6—10). Были услышаны Анания, Азария и Мисаил и удостоены ниспослания им прохлаждавшегося и росою орошавшего ветра, не допустившего до них огненное пламя (Дан. 3:50). В вавилонском рву молитвой Даниила была заключена пасть львов (Дан. 6:22). Иона, находясь во чреве поглотившей его рыбы, не отчаивался в успехе своей молитвы и потому вышел оттуда и успешно завершил только что начатое пред тем посольство к нине–витянам (Иона 2:2 и далее).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010