25. Греч. πυξον — доска буковая, на которой писали важные памятники; в синод. переводе: скрижали. 26. Т. е. не теперь исполнится, а в более отдаленное время. Срав. Дан. 11:35. 27. Греч. νατελε — т. е. исполнится и сделается ясным. 28. Греч. ρχμενος — Иероним и Феодорит относили к видению: оно исполнится и не замедлит, но можно и к халд. народу: он придет. 29. Греч. ποστεληται — слав. усумнится, букв. устрашится, уклонится от доверия, поколеблется (Евр. 10:38). 30. Оскобл. слав. Мой соотв. в лук. и алекс. μου, а в др. греч. спп., а также Рим. 1:17; Гал. 3:11; Евр. 10:38 — нет. 31. Евр. 10:38; Рим. 1:17; Гал. 3:11 — Ап. Павел разъясняет пророчество 4-го стиха. 32. Греч. δακνοντες — слав. угрызающии, пользуемся син. переводом. 33. Как бы от сна пробудишиись — κνψουσιν. 34. Греч. σκλευσας — слав. пленил, точнее: ограбил. 35. Слав. страны, по греч. θνη — народы. 36. Дополняем по синод. пер., по греч. δι’ αματα — за крови. 37. Слав. пер. мн. ч. лихоимствующим соотв. ед. ч. πλεονεκτν, вполне уместное в контексте. 38. «О твоем неразумии и неистовстве». (Феодорит). Так они везде будут ясны, что камни и насекомые будут о них возвещать. Лук. 19:40. 39. Греч. κανθαρος — жук и вообще всякое насекомое, живущее в деревьях, слав. хрущ. 40. Греч. τοιμαζων — крепко и прочно ставлю: слав. уготовляющему. 41. Слав. в мори нет соотв. в алекс, ват., text. rec., но во многих лук. и иных спп. 22, 36, 42, 70, 86 и др., 6 код. Сергия, компл., у Злат., в моск. и у Феодорита есть: φαλασσας, φαλασσης, альд. π φαλασσης. 42. Слав. их соотв. ατος, относящееся, вер., к λαο и θνη — в 13 ст., т. е. народы все будут покрыты истинным боговедением, как море водою. Ис. 11:9. Числ. 14:21. 43. Греч. νατροπ — слав. развращением, букв. перевернутым, тем, что остается на дне бутылки, по нашему: подонками. 44. Греч. τ σπλαια — слав. пещерам, т. е. срамныя, тщательно покрываемыя, части тела. Schleusner. I. c. 5, 82 p. 45. Греч. πλησμονν τιμας — пресыщение безчестия, т. е. чрезмерно испытай безчестие.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

(И. Смирнова: «Св. пр. Даниил». Рязань, 1879 г., стр. 17, 18...). Так–то рассуждали и поступали в те отдаленные времена благочестивые и верующие люди! ... (ср. Дан. 10:3 )... О пище Спасителя нашего мы уже говорили. Что же касается Его св. Апостолов, то их пищей обыкновенно был хлеб… По крайней мере, в большей части библейских мест, где говорится мимоходом об их пище, называется таковой хлеб [напр., Матф. 15:2 ; Марк. 6:8 ( Лук. 9:8 ); Марк. 8:14; 7:2,5 ; Лук. 25:35 ; Деян. 2:42,46 (20:7 ср.); 2Сол. 3:8 и т. под.]. Хлеб называется и вообще всего чаще в новозаветных библейских книгах – как именно пища [ Марк. 3:20 ; Лук. 14:1 : ср. 7:33; ср. 11:3 (ср. Мф. 6:11); ср. Лук. 12:18 ...42; 14:15; 11:11 (ср. Мф. 7:9 ): ср. Иоанн. 6:7,23,26,32,33,34,35 (и 48),41, 50,51 (и 58); 13:8; ср. Мф. 4:3,4; 15:26 (ср. Марк. 7:27 ): ср. Мф. 26:26; ср. Лук. 15:17 и т. п. и т. п.]. Это несомненно, хотя в некоторых местах слово «хлеб» можно понимать и не в строго буквальном смысле, а в более или менее общем, чего игнорировать, разумеется, нам нельзя. Нельзя игнорировать, конечно, и того, что, будучи рыбарями, некоторые св. Апостолы (уже как такие) могли вкушать и вкушали рыбу (ср. Мф. 4:18. Мрк. 1:16 . Лук. 5:2 ...,11... Иоанн. 21:13. Лук. 24:42 . Иоанн. 21:3...) и, следовательно, не были вегетарианцами... в строгом смысле слова, по крайней мере, вначале. Но что они, по крайней мере, некоторые из них, будто бы не сделались вегетарианцами и потом, этого утверждать мы не можем. Скорее можем утверждать противоположное, основываясь на некоторых, сохраненных нам историей, свидетельствах. Так, в памятнике – несомненно древнем (Bardenhewer: «Patrologie»: 2 Aufl. Freib. im Breisg. 1901: S. 73...) – «псевдо–Клементинах» – сообщается, что св. Ап. Петр – бывший рыбарь – «питался только хлебом, оливами и изредка – овощами (Recogn. 7:6)» (Zockler: «Askese und Monchthum». 2 Aufl. 1 Band. Frankf. a. M. 1897. S. 151). Климент Александрийский («род. около 150 г.», а умер до «215 или 216» г.г.: Bardenh. S. 114) – древний христианский учитель передает, что «Ап. Матфей воздерживался от» употребления в пищу «мяса» («Paedag. 2:1») (Zockler: ibid.). Егезипп – из второго христианского века (Bardenh. S. 104) говорит «об Иакове Праведном, брате Господнем, епископе иерусалимском, председательствовавшем на Апостольском соборе» (А. Иванов: «Руков. к изъяснит. чтению апост. посл.»: изд. 4; СПб. 1893 г., стр. 7), что он не употреблял «вина» и «совершенно воздерживался от мяса» (Zockl. S. 152)... Как бы мы ни смотрели на историческую достоверность этих и подобных им свидетельств, которой всецело отрицать не имеем достаточных оснований, – они, т. е., свидетельства, в высшей степени поучительны и красноречивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

По подобие на обществените молитви в Стария Завет, Църквата извършва в различни часове на деня и време от годината богослужения по определен начин – съобразно указанията и чинопоследованията в богослужебните книги. Според Устава (Типика) основните богослужения от денонощния кръг са вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часове и Св. Евхаристия (Литургия), а при особени случаи Църквата извършва и всенощни бдения (вкл. литии), както и обредите водосвет, молебен, опело на починал, панихида, петохлебие. Извън речника: Православното богослужение. Богохулство (гр. blasphemia) (Мат. 9:3; 26:65; Марк 2:7; 7:22; 14:64 ; Лук. 5:21 ; Иоан. 10:33,36 ; 1Тим 1:20 ; Откр. 13:1,5 , Лев. 24:11–16 , Иов 2:9 ) – всички оскърбителни или непочтителни думи, действия или намерения по отношение на Бога и светините, в т.ч. към Св. Троица, Божието име, Божия промисъл, Св. Богородица и светиите, съзнателното отхвърляне на Божието откровение. Обикновено богохулството се свързва със съзнателното кощунство или поругание на светините. Сред Божия народ само един богохулник е достатъчен, за да оскверни цялата община. Ето защо по Мойсеевия закон хулителя на името Господне наказвали със смърт: извеждали го извън пределите на града и го убивали с камъни ( Лев. 24:11,15–16 , ср. Изх 20:7; 22:27; 3Цар 21:13 , 3Езд 14:24 ). Бог не оставя неотмъстено оскверняването на Името Му (най-често от езичниците, вж. Пс. 88:51 следв., 4Цар 19:4 следв.; 16:22; Йов 1:18, 2Мак. 8:4; 9:28; 10:34 ; Дан. 7:8,25; 11:36 ). Затова Божият народ бил длъжен сам да не предизвиква езичниците към богохулство ( Иез. 36:20 , Ис. 52:5 ). В Мат. 9:2–3 книжниците смятали за богохулство дори опитът за вършене на Божието дело и да се говори от Божие име. Юдеите обвинили Господ Иисус Христос за това, че наричал Себе Си Божи Син ( Иоан 8:49–59; 10:31–36 ) и затова го осъдили на смърт ( Марк 14:64 и следв.; Иоан 19:7 ), безчестили Го и Го обсипвали на Кръста с хули ( Марк 15:29 и следв.). Ако те правели това поради непознаване на Богочовека и «понеже не знаят, що правят», то този им грях могло да бъде простен (Мат. 12:32, Лук. 23:34 ). Но те приписвали знаменията, които Иисус извършвал не на Божия Дух, а на бесовския княз Веелзевула (Мат. 12:24,28 и следв.). Отхвърляйки съзнателно Божието откровение, те извършвали най-тежкия, непростим грях на хулата към Светия Дух (Мат. 12:31, Мк 3:28–30 ), по думите на Спасителя: «всеки грях и хула ще се прости на човеците; но хулата против Духа няма да се прости на човеците; и ако някой каже дума против Сина Човечески, ще му се прости; но ако някой каже против Духа Светаго, няма да му се прости ни на този, ни на онзи свят» (Мат. 12:31–32, също Марк 3:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Иезекииля о дивном существе, имеющем как-бы подобие человека, окруженном необычайным светом“ ( Иез. 1:26–27 ), и обетованием, данным Аврааму, Исааку и Иакову ( Быт. 12:2; 26:4; 28:14 ср. Агг. 2:7 ; Зах. 11:10 ). Великое откровение о страданиях Мессии ( Ис. 50:4–7; 52:14–15; 53:1–12 ) находит многочисленные аналогии в пророчествах предшествующего и последующего времени. Прежде всего мысль четвертого стиха 50 главы о безусловной и постоянной готовности Мессии-Раба исполнять волю Отца небесного находится в неразрывной связи со всеми христологическими предсказаниями, так как самый будущий факт пришествия Искупителя представляется выражением безусловной преданности воле Бога Отца. Частнее пророчество стоит в связи с постоянной готовностью исполнять волю Божию ветхозаветных пророков, служивших живыми прообразами Пророка-Мессии. В Свящ. Писании параллельным местом следует считать слова Господа: Пророка возставлю им от среды братии их, якоже тебе, и вдам слово Мое в уста Его, и возглаголет им, яко заповедаю Ему“ ( Втор. 18:18 ), и слова Сына Божия: Тогда рех: се прииду; в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю твою Боже мой восхотех и закон твой посреде чрева моего“ ( Пс. 39:8–9 ). Откровение о страданиях Отрока Мессии, во-первых, находится в тесной связи с историей страданий ветхозаветных пророков, прообразующих Мессию Искупителя; во-вторых, с откровением о пасхальном агнце ( Исх. 12:1–14 ), закалаемом в знак будущего заклание Богочеловека, с прообразовательными обрядами в день очищения ( Лев. 16:1–34 ) и с страданиями праведного Иова, имеющими также преобразовательный характер. В свящ. откровении аналогичными местами следует считать пророчества: Быт. 3:10; 49:11 ; Пс. 21; 39:7–9; 40:9–10; 68:1–37 ; Иер. 20:2; 26:8–11 ; Дан. 9:26 ; Зах. 9:9; 12:10; 11:13 . Выражение шестого стиха L главы: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания“, буквально предвозвещающее подробности страданий Иисуса Христа (Мф. 26:67–68; Лук. 22:64–65 ), не имеют аналогии даже в 21 псалме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

понеже обуяша пастыри и Господа не взыскаша ( Иер.10:20–21 ). —173— И: пастырие мнози растлиша виноград мой, оскверниша часть мою, даша часть желаемую мою в пустыню непроходную ( Иер.12:10 ). И ещё: горе пастырем, иже погубляют и расточают овцы паствы моея. Сего ради сия рече Господь Бог Израилев к пасущим людей моих: вы расточили есте овцы моя и отвергосте я, и не посетисте их, с аз посещу на вас по лукавству умышлении ваших. И аз соберу останки людей моих от всех земель, в неже извергох их тамо, и возвращу их к селениям их, и возрастут и умножатся ( Иер.23:1–3 ). Об их преступности и безумии громко возглашает превышних и небесных видений зритель божественный Иезекиль: и жрецы его отвергошася закона моего, и оскверниша святая моя, между святым и сквернавым не разлучаху, и между нечистым и чистым не разделяху, и оскверняху мя посреде себе ( Иез.22:26 ). К этим, наконец, да присоединится боговдохновенный муж желаний, выставляющий их вавилонский образ мыслей и развращённый суд, и скажет, что изыде беззаконие из Вавилона отстарец судей, иже мняхуся управляти людей ( Дан.13:5 ). Таковы изречения святых Писаний, обличающих и порицающих их. Итак, что же говорят начальники этого заблуждения? Мне кажется, теперь благовременно вступить в состязание с ними. «До времени царствования Константина 290 мы христиане поклонялись идолам». Себе самим и всем христианам они приписывают гнусное дело. Дивится сему небо и сильно содрогается земля. Кто хладнокровно выслушает это? И чему тут больше изумляться: чрезмерности ли клеветы или излишеству неразумия? Не имея чем подтвердить —174— столь непомерное нечестие и ложь, они прибегают к богоненавистному и безбожному синедриону, собранному им 291 незаконно и вопреки всяким каноническим основаниям, поступая подобно некоторым древним Эллинам, которые воздавая честь учителю, ссылались на сам сказал. Неразумные не стесняются называть этот синедрион собором. Если уж нужно называть его так, то послушаем, что говорит о нём пророк: соборище преступников, налякоша язык свой яко лук: ложь и неверство укрепишася на земли ( Иер.9:2–3 ). И если бы кто назвал его навозным собором (χοπζοσνοδοζ), то не сделал бы ничего неприличного, как ввиду любви к навозу создавшего его, 292 так и в виду сильного зловонья, скопившегося от неразумных речей, ибо великое нечестие изрыгал и умышлял он против неба и особенно лаял против славы Единородного. Хуже этого поношения не мог бы изрыгнуть и сам тот, кто именуется у них Сатаной, ибо оно было величайшим противоречием догматам Церкви и нашим таинствам. Вот это-то подвизавшиеся за нечестие и ложь собрание и называется у них собором. Усвоив его нечистые догматы и следуя его пагубному учению, неразумные не устрашились попрать чистую и неповреждённую веру нашу, не понимая, что умышляют против святых, ибо изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их ( Ис.130:3 ), – и беззаконие весь день, не-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Девять песней канона составлены по подражанию библейским. Первая, подобно благодарственной песни, воспетой Евреями по переходе через Чермное море, славит Господа, избавившего нас от плена греховного ( Ис. 15:1–21 ). Вторая, по примеру Моисеевой: вонми небо и возглоголю ( Втор. 32:2–23 ), угрожает за грехи наказанием и поется только в. каноне. Третья имеет основание в молитве св. Анны, матери Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: утвердися сердце мое в Господе, и просит утверждения нам в Боге ( 1Цар. 2 ). Четвертая, по подражанию песни Пр. Аввакума, с благоговейным трепетом созерцавшего славу пришествия Божия: Господи, услышал слух твой и убоялся, величает таинство воплощения Сына Божия ( Ав. 3 ). Пятая, по подобию песни Прор. Исаии: от нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже, воспевает избавление Церкви от врагов ( Ис. 26:9–21 ). Шестая, подобно Ионе, молившемуся во чреве рыбы: возопих в скорби моей ко Господу Богу, просит Господа о избавлении нас от греховных волн ( Ин. 2:1–7 ). Седьмая, по примеру трех отроков в Вавилонской пещи певших: благословен еси Господи, Боже отец наших, прославляет Св. Троицу ( Дан. 3:26–45 ). Осьмая слагается по содержанию песни тех же св. отроков, и призывает все дела Господа петь и превозносить Его во веки ( Дан. 3:52–60 ). Девятая , заключающая похвалу Богоматери, в основании своем имеет песнь Захарии, отца св. Предтечи: благословен Господь Бог Израилев, иже посети и сотвори избавление людям своим ( Лк. 1:68–79 ), и предваряется обыкновенно песнию самой Богоматери: величит душа моя Господа ( Лук. 1, 46–55 ). Песни канона во имя Св. Троицы разделены на три части, из коих каждая оканчивается малою ектениею. По 3-ей песни полагается седален; по 6-й произносятся кондак и икос. Кондак (краткий) есть краткая песнь в честь и память праздника Господня или Святых, и в память усопших. Икос есть пространнейшая песнь одинакого с кондаком содержания. Седален, кондак и икос служат раскрытием содержания канона. § 40. При конце утрени приближается дневный свет, явление коего есть новое для нас благодеяние Божие. Посему утреня при дневном разсвете оканчивается прославлением Бога, дающего свет дневный, и молением о ниспослании нам духовного света благодати. Молитвы в Господу Светодавцу особенно слышим мы на девятой песни канона, причем умножаются светильники; Церковь восклицает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и продолжает славословить и молить Господа и Святых о духовном озарении нас, стихирами называемыми – светильнами, в коих Церковь прославляет Господа Светодавца и просит просветить нас благодатным светом; хвалитными, кои имеют пред собою стихи псалмов 148, 149 и 150, в которых многократно произносится: хвалите Господа, и славословием великим, составляющим продолжение прославления, начатого в светильнах. После славословия произносится ектения просительная, великая сугубая и обычный отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Архангел Михаил в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т.е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-дьявола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике дьявола ( Нав.5:13 ; Дан.10 , Дан.12:1 ; Иуд.1:9 ; Откр. 12:7–9 ; Лук. 10:18 ). В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви, видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии ( Исх.13:21, 14:26–28 ; 4Цар. 19:35 ). Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим дьявола. В начале 4-го века Церковь установила праздник “Собора” (т.е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8-го ноября. Более подробно об ангелах сказано в брошюре, посвященной им (смотри 12-ый миссионерский листок). Тропарь: Небесных воинств архирстратизи, молим вас мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающыя прилежно, и вопиющыя: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Управлението му преминало в отбранителни битки с германските племена и хуните. Неговият министър Руфин, евнухът Евтропий и съпругата му императрица Евдоксия на периоди управлявали империята със сделки и интриги. Въпреки това имп. Аркадий допринесъл много за утвърждаването на християнството, против езичниците и еретиците. След смъртта на патриарх Нектарий през 397 катедрата заел св. Йоан Златоуст – до 404 г., когато императрица Евдоксия след много интриги и намеса в църковните дела изпратила светителя на заточение. Извън речника: Св. Порфирий Газски. Армагедон – 1) Сборното място на Сатаната за решаващото сражение с Бог ( Откр. 16:16 ). 2) В по-широк смисъл – символ на последната битка между доброто и злото. Архангел (гр.) – висш ангел, първоангел, началник на ангелите ( 1Сол. 4:16 ; Иуд. 1:9 ). Св. Писание различава девет ангелски степени (чинове): Серафими, Херувими, Престоли, Господства, Сили, Власти, Начала, Архангели и Ангели (Бит. 3:24; Ис. 6:2 ; Кол. 1:16 ; Еф. 1:20–21 ; Рим. 8:38 ; 1Сол. 4:16 ; Иуда 4 стих). То ни сочи и имената на някои от архангелите: Михаил («който е като Бог», Дан. 10:13 ; Иуда ст. 9; Откр. 12:7 ), Гавриил («мъж Божий, сила Божия», Дан. 8:16 ; Лук. 1:26 ), Рафаил («помощ, изцеление Божие», Тов. 3:16; 11:1 ), Уриил («огън и светлина Божия», 3Ездр. 4:1, 5:20 ), Салатиил («молитва към Бога», 3Ездр. 5:16 ), Иеремиил («висок или Божия висота», 3Ездр. 4:36 ). Към архангелите се числят още: Иехудиил – «хвала Божия» и Варахиил – «благословение Божие». Техните имена не се срещат в Свещеното Писание. Архидякон (гр. «пръв дякон») – старши дякон при монашеското духовенство. Звание, което се дава на проявил се в службата дякон. Архиепископ (гр. «пръв епископ», старши ред епископите) – първоначално архиерей, глава на голяма църковна област, обединяваща няколко епархии. Епископите, които управлявали епархиите били подчинени на архиепископа. По-късно архиепископ бил наричан архиереят, управляващ крупна епархия или самостойна църква (титулувана архиепископия), в която са включени няколко епископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Подтверждением этому служит необычайная скорость и быстрота, с которою ангелы переносятся с места на место. Но как существам ограниченным, им, конечно, нельзя усвоять совершенной независимости от условий пространства или вездесущности. Они находятся только там, где действуют. Это подтверждает и Писание, когда изображаете ангелов то нисходящими с неба на землю, то восходящими от земли на небо ( Дан.9:21 ; Мф.28:2 ; Лук.1:26, 38; 2:15; 22:43 и др.) «Ангелы ограничены, говорит св. И. Дамаскин, ибо когда находятся на небе, не бывают на земле, и когда Богом посылаются на землю, не остаются на небе, и не могут в одно время быть и действовать здесь и там. Впрочем, не удерживаются ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями». 93 Посему, конечно, для духов должен быть где-либо свой особый мир, занимающий известное место во вселенной, который именуется в св. Писании третьим небом ( 2Кор.12:2 ) и небом небес ( 3Цар.8:27 ). Ангелы менее зависимы, чем существа, облеченные плотью, и от условий времени. Они одарены бессмертием ( Лк.20:36 ). Но и эта независимость, как и бессмертие, не безусловны, а относительны. В их духовной жизни происходит перемены: постепенное усовершенствование в добре, в познании истины, в любви, хотя для них, как утвердившихся в добре путем постоянного упражнения в исполнении воли Божией, в настоящем их состоянии уже невозможно уклонение ко злу, заблуждение, греховные чувствования. А такого рода изменяемость в духовной жизни ангелов предполагает и зависимость их от условий времени. Точно также хотя они и бессмертны, «но бессмертны, как замечает св. Иоанн Дамаскин , не по естеству, а по благодати, ибо все имеющее начало по естеству, имеет и конец». 94 Как и все созданный существа, они всецело в своем бытии зависят от Бога. Духовные силы и свойства ангелов. – Ангелы, как существа духовные, обладают и свойственными духу силами: разумом, свободною волею и чувством. Силы духа, с какими создал Творец духов бесплотных, откровение представляет столько совершенными, сколько не были совершенными силы и в первозданном человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

21. Понимание этого пророчества излагает Ап. Павел (Евр. 12:26). 22. Т. е. трясением в одно место соберу. 23. Т. е. Соломонова. 24. Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю ( δδωμι) вам (Иоан. 14:27). 25. «Дарую божественный мир, который принесет спасение душам. Такова награда храмоздателям» (Феодорит). 26. Слав. царя соотв. regis в вульг., в гр. и евр. нет. Следовало-бы оскобить. 27. Все прикоснувшееся. 28. Прикоснувшийся к трупу. Лев. 21:1. Чис. 6:6. 29. Гр. κε — там. 30. Т. е. жертвоприношениями (Иероним). 31. Пророка. Срав. Ам. 5:10. 32. Гр. τε τε — бысте егда, пользуемся синод. переводом. 33. Гр. κυψλην — слав. мех. 34. Гр. σατα — слав. сат ­ 1,5 четверика (по Иерониму 1,5 модия). 35. Вина. Гр. μετρητς — ок. 3 ведр, ср. Дан. 14:3 прим. 2. 36. Т. е. по свозимому на гумно хлебному урожаю. 37. Не заметны-ли были. 38. Т. е. дам плодородие всем произведениям земли. 39. Т. е. погибнут от междоусобной войны. 40. Слав. зват. пад. рабе соотв. в вульг. serve, по гр. вин. пад. τν δολον. 41. По изъяснению Кир. Ал., Иеронима и др. толковников, в лице Зоровавеля дается пророчество о Потомке Иуды и Зоровавеля по плоти, Иисусе Христе и Его избрании Богом Отцем. 2. «Пророк (Малахия) нарек себя Ангелом (Господним), как служащого словесам Божиим». Феодорит. В синод. переводе чит. чрез Малахию. У Ефрема Сирина также: чрез Малахию. 3. Ап. Павел (Рим. 9:13-23) изъясняет упоминаемую у пророка любовь и ненависть Господа. 4. По гр. ξ μν πρσωπα μν (приму-ли) от вас лица ваши? «Уже-ли без покаяния вашего умилостивлюсь над вами?». Феодорит. 5. Храма. 6. «Говорите, что и это мы собираем с великим и тяжким трудом». Феодорит. 7. Слав. 1 л. ед. отдунух соотв. ξεφσησα — ват., text. rec., а в алекс. 2 л. мн. ч. ξεφσσατε. 8. Слав. светло, по гр. πιφανς. 9. «Господь угрожает лишить священства за злоупотребления оным». Феодорит. 10. Слав. мн. ч. сердца ваша соотв. καρδας μν — в лук. 22, 51, 95, 147, 185, 238 καρδαις μ... 28, 36, а об. ед. ч. καρδαν. 11. Гр. νυδρον — слав. требухи, что находится во чреве животных жертвенных.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010