Из тех немногих примеров, когда люди падали на спину, становится ясно, что во всех этих случаях речь идет о знамении суда над этими людьми. Священник Илий, суд над которым был предсказан во второй главе первой книги Царств, умер, упав навзничь со стула и сломав себе при этом хребет ( 1Цар.4:18 ). В 28-й главе Книги пророка Исаии было возвещено о суде над пророками и священниками Ефрема, которые свершали свое служение в нетрезвом состоянии («в видении ошибаются, в суждении спотыкаются»). В пророчестве о них было сказано, что они «упадут навзничь и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены» ( Ис.28:13 ). Также о толпе людей, пришедших арестовать Иисуса, сказано, что «они отступили назад и пали на землю» ( Иоан.18:6 ), после того, как Сын Божий промолвил: «Это Я». И из этого примера ясно, что Бог таким способом воочию указал им на их же беспомощность и бессилие. Люди, пораженные величием и святостью Божией, падали перед Ним в поклонении. Падали исключительно лицом вниз, а не на спину. Они отвращали свое лицо от Славы Божией и тем самым «покрывали» себя в присутствии Бога. Авраам. «И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним...» ( Быт.17:3 ). Моисей. «Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога» ( Исх.3:6 ). Израильский народ. «... и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое» ( Лев.9:24 ). Валаам. «... и преклонился, и пал на лице свое» ( Чис.22:31 ). Илия. «Услышав сие, Илия закрыл лицо свое милотью своею, и вышел...» ( 3Цар.19:13 ). Иезекииль. «Увидев это, я пал на лице свое...» ( Иез.2:1 ). Даниил. «И когда он говорил со мною, я без чувства лежал лицем моим на земле...» ( Дан.8:18 ). Исцеленный прокаженный. «И пал ниц к ногам Его, благодаря Его...» ( Лук.17:16 ). Ангелы, старцы и четыре животных. «... и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу» ( Отк.7:11 ). Также о неверующем, который войдет в собрание христиан, и Дух Святой обличит его, сказано, что «он падает ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог» ( 1Кор.14:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

– Настало уже: в отношении к мёртвым духовно-нравственно время оживотворения и воскресения их настало уже со времени явления Христа как Искупителя мира, с Его учением и действиями, направленными к этому оживотворению мёртвого духовно мира. В отношении к будущему всеобщему воскресению мёртвых это время наступает и настало уже потому, что основание воскресения всех во Христе, и с явления Его началась последняя эпоха строительства спасения человеческого, которая уже непременно окончится всеобщим воскресением и судом; следовательно, это время, по внутренней тесной связи событий, уже не только наступало, но и настало. Услышат глас Сына Божия: мёртвые духовно услышат и уже слышат (настало уже) проповедь Господа об искуплении Им мира и услышавшие, т. е. поверовавшие этой проповеди, оживут, или воскреснут духовно к новой жизни. При всеобщем воскресении мёртвые услышат глас Сына Божия в смысле божественного повеления вообще, по которому все мёртвые оживут, или воскреснут (ср. 1Сол. 4:16 ). 26. Ин. 5:26 . Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. 1Ин. 4:9, 5:20 ; Ин. 1:4, 11:25, 5:22 . 27. Ин. 5:27 . И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Евр. 2:17 ; Дан. 7:13 Ибо, как Отец и пр.: внутреннее основание, почему Сын может действовать так при воскресении и суде, как указано в предшествующих стихах, т. е. всемогуще, как Бог Отец. Отец имеет жизнь в Себе: Бог есть источник всякой жизни, и Он есть жизнь самосущая; потому всё живое от Него получает свою жизнь. Эта жизнь самосущая есть также и в Сыне, как и в Боге Отце (ср. 1 и прим.), и вот почему словом Своим Он оживляет мёртвых и духовно и телесно. Как Слово Сын Божий, единосущный Отцу, Он всегда имел в Себе Самом эту жизнь; но и в воплощении Своём, как Сын Человеческий, Он получил от Бога иметь таковую же самосущую жизнь в Себе Самом, и потому кого хочет Он оживляет, как ставший и по человечеству источником жизни. – Вместе с сим дана Ему от Отца власть и суд творить (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Небезызвестно это и самому злому демону. Вот почему, когда он, употребив все те средства, увидел, что борец остается невозмутимым и спокойным, то устремился к этому величайшему состязанию, говоря, что все остальное выносимо – лишится ли кто дитяти, или имущества, или чего-нибудь другого (потому что это обозначается словами «кожу за кожу» ( Иов. 2:4 ), а смертельный удар тот, когда кто получит в удел страдания телесные. Вот почему, когда он был побежден после этой борьбы, он не мог и голоса поднять, хотя прежде спорил крайне бесстыдно. Здесь же, говорю, и он уже не нашел возможным выдумать чего-нибудь бесстыдного, но удалился с закрытым от стыда лицом. 3 . Но если тот желал смерти, не вынося страданий, то не думай, что это для тебя служит оправданием в желании самой смерти. В самом деле, поразмысли, когда тот желал и при каком положение дел, а именно, когда закон не был дан, пророки не являлись, благодать в такой степени не была излита, и сам он не получил участия в других родах целомудрия. Что действительно от нас требуется больше, чем от живших в то время, и что нам надлежат более трудные подвиги, послушай, как говорит об этом Христос: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» («аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное») ( Матф. 5:20 ). Поэтому не думай, что желание смерти теперь свободно от вины, но слушай голоса Павла, который говорит: «разрешиться и быть со Христом… несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» («разрешитися и со Христом быти много паче лучше: а еже пребывати во плоти, нужнейше вас ради») ( Флп.1:23–24 ). Чем больше усиливаются мучения, тем больше увеличиваются и венцы; чем больше обжигают золото, тем чище оно становится; чем обширнейшее море переплывает купец, тем больше собирает он товаров. Итак, не подумай, что тебе предлежит малое состязание, – нет, подлежит более высокое, чем все то, что ты претерпела, разумею состязание по поводу болезни тела. Так и Лазарю (хоть я и часто говорил тебе это, но ничто не мешает сказать то же и теперь) этого было достаточно для спасения ( Лук.16:20–25 ); и в недра того, кто открывал дом для приходящих, кто по повелению Божию постоянно был переселенцем, и кто заклал родного сына, единородного, данного в глубокой старости, отошел тот, кто не сделал ничего подобного, так как он легко перенес бедность и болезнь, и отсутствие покровителей. Для тех, кто благородно переносит что-нибудь, это, действительно, столь великое благо, что Бог, если найдет кого согрешившим весьма тяжко, освобождает от тяжелого бремени грехов; а если найдет украшенною добродетелями и праведного, то и для того делается прибавка не малого, но даже и очень великого дерзновения перед Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но мы должны всегда понуждать себя к молитве. Недаром существует такое понятие, как «молитвенный подвиг». Вспомним, что Сам Спаситель почти все время молился. И как молился — до кровавого пота! «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:43, 44 ). И что очень важно, Иисус Христос еще подал нам пример самой молитвы — молитвы Господней — «Отче Наш!» ( Мф.6:9-13 , Лк.11:2-4 ). И хотя эта молитва обращена к Богу Отцу, она по сути своей тринитарна, так как «Дух свидетельствует о [Нем] (о Сыне), потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин.5:6-7 ). «Мы никогда не сможем молиться, кроме как под воздействием Святого Духа, храмами Которого мы призваны быть, и не только местом Вселения, но откровением, проявлением, сиянием Его в мире» . В заключение снова приведем цитату профессора Московской Духовной Академии К. Е. Скурата. Итак, молитва «невозможное делает возможным. То, что представляется для нас трудным, молитва делает легким. Бессильный человек с молитвою приобретает такую силу, пред которой не могут устоять никакие другие силы. Чистою молитвою он побеждает самую природу, переменяет ее законы. Так, по молитве великого вождя Богоизбранного народа разверзлись недра земные, в которые едва проникают все усилия людей, и поглотили нечестивых возмутителей ( Числ.16:32, 33 ). Иисус Навин остановил молитвой солнце при сражении с хананеянами и продлил один день как два ( Нав.10:12-14 ). Пророк Исаия возвратил солнечную тень ( Ис.38:8 ). Сильно и страшно бурное море, неудержимым потоком переливаются в нем воды, с неотразимою силою восстают под дыханием ветра его бурные волны, для которых человек со всею его мудростью — игрушка. Но и страшное море уступает силе молитвы ( Исх.14:22 ). Ужасна стихия огня, но и ее преодолевает молитва ( Дан.3:94 ). Неудержимы разрушительные движения воздуха. Нет силы, которая бы могла остановить страшные его течения, кроме одной только — силы молитвы ( Мф.8:25, 27 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Однако уже в древнейших текстах Библии, особенно в гимнах, намечается и другое понимание этой высшей правды, основанное не на юридическом представлении о справедливом воздаянии за исполнение или неисполнение Закона. Правда Божия трактуется как щедрая милость Ягве, превозносящаяся над судом, животворящая, готовая простить раскаявшегося грешника. « Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои… Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою», — взывает Псалмопевец (Пс. 50, 3, 16), и в другом псалме: животвори меня правдою Твоею (Пс 118, 40). Здесь речь идет об освящении человека Божественной благодатью. В этом же смысле следует понимать слова блаженны алчущие и жаждущие правды… (Мф. 5, 6) Блажен не тот, кто всеми мерами добивается социальной справедливости, но тот, кто ищет правды Божией. Эта двойственность в понимании правды Божией, судящей и милующей, сохраняется и в новозаветных писаниях. Так, Апостол Иаков свидетельствует, что есть един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак. 4, 12). Законоположником в нашем естестве начертан нравственный закон (Рим. 2, 14—15), а сверх этого иудеям был дан ветхозаветный закон, который восполнен совершенным законом евангельских заповедей (Еф. 2, 10). Бог требует исполнения Своих установлений. Он любит правду и ненавидит беззаконие. (Евр. 1, 9; 1 Пет. 3, 12), и как Праведный Судия Он воздаст за добродетель и порок (Еф. 5, 3; Рим. 1, 18). Итак, здесь звучит все та же тема Суда, но в отличие от ветхозаветных книг, где часто показывается правосудие Божие в действии (например, изгнание согрешивших прародителей из рая, сожжение Содома и Гоморры, смешение языков и рассеяние племен, наказание Израиля за грехи и вознаграждение его за послушание воле Божией и т. д.), Новый Завет почти вовсе не уделяет места действию Божественного правосудия в жизни отдельных верующих или общин, а отодвигает время Суда к концу века сего. Тем не менее, и в новозаветные времена суд Божий в жизни людей, конечно, совершается, но совершается он чаще всего незримо и как бы естественно. Отчасти он усматривается в том, что праведники, несмотря на все постигающие их бедствия, по благодати Божией пребывают в мирном устроении души и удостаиваются духовных утешений, а закоренелые грешники, даже при видимом благоденствии, непрестанно терзаются своими страстями и беззакониями. Одни уже здесь предвкушают будущее блаженство, а другие — будущие мучения. В конце истории совершится Страшный Суд (Мф. 12, 36; 25, 31—46), последний и справедливый, на котором Бог воздаст каждому по делам его… соответственно тому, что человек делал, живя в теле, доброе или худое. Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев (Рим. 2, 6—8; 2 Кор. 5, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

«По преданию человеческому». Под преданием человеческим разумеется учение, не основанное на учении Божественном, учение вымышленное человеками, или вновь вымышляемое и передаваемое от одних к другим 31 . Из содержания послания к Колоссянам ( Кол.2:10,15,18 ), можно заключать, что Апостол имел в виду какое нибудь таинственное, или справедливее, – мечтательное учение о душах, будто посредствующих между Богом и человеками. К этому же человеческому преданию можно отнести и множество иудейских преданий, которые так сильно обличает Иисус Христос в Евангелии ( Мф.15:56; 23:16–25 ; Мк.7:3–13 ; Лк.11:38–42 ). «По стихиям мира». Под стихиями или вещественными началами мира разумеется закон Моисеев и преимущественно закон обрядовый, который дан был Евреям, соответственно их детскому возрасту в духовной жизни для того, чтобы он, как пестун или детоводитель, постепенно приготовлял их к ожидаемому лучшему состоянию, т.-е. к обновлению чрез веру в Иисуса Христа; и потому, по пришествии Иисуса Христа, для верующих в Него этот закон обрядов, как начальное обучение, бывшее годным для детей, стал ненужным. Так учит, апостол Павел в послании к Галатам: «мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира. Но когда пришла полнота времени, – Бог послал Сына Своего (единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:3–5 ). «Таким образом закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (не под пестуном); ибо все вы сыны Божии по вере в Иисуса Христа» ( Гал.3:24–26 ). Так Апостол учит, что этот пестун, или эти стихии мира уже более не нужны для верующих в Иисуса Христа; а между тем иудействующие учители доказывали, что и для христиан необходимо соблюдать обрядовые предписания Моисеева закона, и с этим законом соединяли свои произвольные и суеверные правила. ( Кол.2:20–23 ), основанные на человеческом предании, которые были противны духу Моисеева закона, и потому так строго были обличаемы Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Поистине враги человеков суть диаволы, столь гнусным и немилосердым образом поступающие с ними. 16 . Нет, не таков Дух Святой; Его, напротив, действия направлены ко благу и спасению. И, во-первых, явление Его кроткое, при Его принятии бывает благовоние, бремя Его самое легкое. Лучи света и ведения блистают перед Его явлением. Приходит Он с любовью истинного Попечителя. Ибо приходит спасти и уврачевать, научить, вразумить, утвердить, утешить, просветить ум сначала того, кто приемлет, а через него умы и других. И как бывший прежде во мраке, потом внезапно узревший солнце, приемлет свет телесными очами и видит то, чего ясно не видел; так и удостоившийся Духа Святого просвещается душой и, став выше человека, созерцает то, чего не видел. На земле телом, а душой прозирает в небеса. Видит, как Исаия, Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном ( Ис.6:1 ); видит, как Иезекииль, седящего на Херувимах ( Иез.10:1 ); видит, как Даниил, тьмы тем и тысячи тысяч (ср. Дан.7:10 ). И малый человек видит начало мира и конец мира, и середину времен, и преемства царей знает, чего прежде не разумел, ибо находится с ним истинный Просветитель. Внутри стен человек, но сила ведения простирается далеко, и он видит даже дела других. 17 . Не был Петр с Ананией и Сапфирой, когда они продавали имение, но духом был там. Для чего, говорит он, ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? ( Деян.5:3 ). Обличителя не было, свидетеля не было. Откуда же узнал он случившееся? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? ( Деян.5:4 ). Неученый Петр благодатью Духа узнал то, чего не разумели и греческие мудрецы. Ты знаешь подобное сему и о Елисее, ибо когда он даром исцелил проказу Неемана, то Гиезий взял плату, приемля награду за чужой труд; и, взявши с Неемана деньги, скрыл их в темном месте; но тьма не темна для святых. Ибо как скоро пришел он, Елисей спрашивает его; и как Петр говорит: скажи мне, за столько ли продали вы землю? ( Деян.5:8 ). Так и этот испытывает: откуда, Гиезий? ( 4Цар.5:25 ). Не потому, что не знал откуда, но от скорби говорил: откуда? Ты от тьмы пришел и во тьму пойдешь. Ты продал исцеление прокаженному и получишь в замену проказу его. Я исполнил, говорит он, повеление Того, Который сказал мне: даром получили, даром давайте ( Мф.10:8 ); ты же, продав дар этот, прими проказу, которая была случаем к продаже. Что же при этом говорит к нему Елисей? Разве сердце мое не сопутствовало тебе? ( 4Цар.5:26 ) Хотя я телом находился здесь, но Дух, данный мне от Бога, видел и отдаленное и показывал мне ясно, что в другом месте происходило. Видишь, что Дух Святой не только выводит из неведения, но и ведение сообщает? Видишь, как он просвещает души?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Процесс «обожения», духовного преображения человека – христоцентричен, так как основан на уподоблении Христу. Даже следование примеру любого святого замыкается не на нем, а ведет прежде всего – ко Христу. «Подражайте мне, как я Христу», – писал апостол Павел ( 1Кор.4:16 ). Так и любая икона изначально – христоцентрична, кто бы ни был на ней изображен – Сам ли Спаситель, Богородица или кто-либо из святых. Христоцентричны также праздничные иконы. Именно потому, что нам дан единственный истинный Образ и образец для подражания – Иисус Христос, Сын Божий, Воплощенное Слово. Этот образ в нас и должен прославиться и воссиять: «все же мы, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Человек расположен на грани двух миров: выше человека – мир божественный, ниже – мир природный, оттого, куда развернуто его зеркало – вверх или вниз, – будет зависеть, чей образ он воспримет. С определенного исторического этапа внимание человека было сосредоточено на твари и поклонение Творцу отошло на второй план. Беда языческого мира и вина культуры Нового времени состоят в том, что люди, «познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих… и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… заменили истину ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» ( 1Кор.1:21-25 ). Действительно, ступенью ниже человеческого мира лежит мир тварный, также отражающий в свою меру образ Божий, как любое творение, которое несет на себе печать Создавшего его. Однако это видно только при соблюдении правильной иерархии ценностей. Не случайно святые отцы говорили, что Бог дал человеку для познания две книги – Книгу Писания и Книгу Творения. И через вторую книгу мы также можем постичь величие Творца – посредством «рассматривания творений» ( Рим.1:20 ). Этот так называемый уровень естественного откровения доступен был миру и до Христа. Но в творении образ Божий умален еще более, чем в человеке, так как грех вошел в мир и мир во зле лежит. Каждая нижележащая ступень отражает не только Первообраз, но и предыдущую, на этом фоне очень хорошо видна роль человека, так как «тварь покорилась не добровольно» и «ожидает спасения сынов Божиих» ( Рим.8:19-20 ). Человек, поправший в себе образ Божий, искажает этот образ во всем творении. Все экологические проблемы современного мира проистекают отсюда. Их решение тесным образом связано с внутренним преображением самого человека. Откровение о новом небе и новой земле открывает тайну будущего творения, ибо «проходит образ мира сего» ( 1Кор.7:31 ). Однажды через Творение воссияет Образ Творца во всей красоте и свете. Русскому поэту Ф.И.Тютчеву эта перспектива виделась так:

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

Св. пророк Иезекииль, по свидетельству его книги, был сын Вузия, и подобно пр. Иеремии ( Иер. 1:1 ), принадлежал к священническому роду ( Иез. 1:3 ). Родился он в царствование Иосии, царя иудейского (от 641–611 г. до Р. Хр.) и лета юности своей провел в Иудее. Будучи вероятно (см. ниже толков. на Иез. 1:1 ). 25 лет от роду, он вместе с царем Иехониею (в 600 г. до Р. Хр.) в числе 10-ти тысяч иудеев отведен пленником в Вавилон (в 8-й год царствования Навуходоносора – 4Цар. 24:10–16 ). Здесь, в Вавилонии, в пятый год пленения Иоакима, или Иехонии (см. ниже толков. на 1:2), а следов. и его самого (в 596 г. до Р. Хр.), на 30-м году жизни, он удостоился видеть подобие славы Божией (1:4–2:1), после чего совершилось его призвание к пророческому служению (2:2–5). По словам самого пр. Иезекииля, призвание его совершилось так: изумленный дивным видением подобия славы Господней, пророк Иезекииль, от необычайного душевного потрясения или вследствие сознания своего недостоинства и глубочайшего благоговения пред величием Божиим (ср. Быт. 17:3 ; Дан. 8:17 ) – пал ниц. В это время голос Божий повелевает ему: «сын человеческий! встань на ноги твои и Я буду говорить тебе». Но так как пророк сам собою, без помощи Божией, не мог сделать этого, то Дух Святой берет его, поднимает с земли и поставляет на ноги (2:1–2). Получив силу встать пред Всемогущим и выслушать откровение от Него, пророк тотчас же услышал голос Божий, посылающий его на проповедь: сын человеческий! Я пошлю тебя к сынам Израилевым (к дому Израилеву), огорчающим Меня, которые огорчили Меня тем, что сами они, как и предки их, продолжают отступничать до сего дня. К этим то упорным и жестокосердечным Я и посылаю тебя, чтобы ты говорил им от Моего имени, может быть они послушают (твоей проповеди) или убоятся (своего нечестия), – ибо теперь они – народ огорчающий Меня, и узнают, что был пророк среди них» (2:3–5). Посылая пр. Иезекииля на проповедь к народу упорному и жестокосердечному, от которого он мог ожидать себе всяких оскорблений, Господь повелевает ему не страшиться тех, к кому он посылается, но безбоязненно и без утайки возвещать им слово от Господа: «ты же, сын человеческий, не бойся их и не страшись пред лицом их, хотя они рассвирепеют и окружат тебя со всех сторон, и ты будешь жить, как бы среди скорпионов. Но говори слова Мои к ним, может быть, они послушают или убоятся. Послушай говорящего к тебе и не будь огорчающим Меня, как этот народ огорчающий, открой уста твои и съешь, что Я даю тебе» (2:8–9). При этих словах пророк увидел простертую к нему руку, державшую книжный свиток, на котором написаны были слова: рыдание, жалость и горе (2:9–10). Когда пророк, в послушание божественному повелению: снеждь свиток сей, съел его, то было в устах его сладко, как мед (3:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Сектанты говорят: Иер.2:26–28 . Православный ответ: Мы и не думали забывать Бога, но стараемся напоминать себе о Нем изображениями Его. Сектанты говорят: Иер.3:16 : «... говорит Господь: не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не будут приходить к нему, и его уже не будет». Православный ответ: Мы и не тоскуем, что нет у нас ковчега, потому что у нас Христос Бог есть, а только говорим, что заповеди, данные евреям, с запрещением иметь идолов, не нарушались изображениями священными – ковчегом, херувимами и подобными. Сектанты говорят: Втор.4:15–17 : Все изображения запрещены безусловно. Православный ответ: Здесь о подобиях и кумирах других богов. Истинный же Бог есть Бог ревнитель и не помилует, когда человек начнет служить другим богам. Мы же, православные, если изображаем, то только единого истинного Бога, а не лживых идолов, а также изображаем добрых служителей единого Бога: свв. Ангелов и угодников. Изображение же Божие не отменяет Бога, но напоминает и научает об истинном Боге, как портрет царя не отменяет, но напоминает о земном царе. Сектанты говорят: Иер.10:3–15 . Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены: Исх.25:8–10, 17–21 . Сектанты говорят: Послание Иеремии. Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены. Сектанты говорят: Деян.17:24, 31 : Бога нельзя уподобить золотым и вещественным изображениям. Православный ответ: Мы и не думаем, что Божество подобно золоту, серебру, камню, получившим образ от искусства и вымысла человеческого. Но мы спросим: подобно ли Божество бумаге, исписанной буквами? Однако, мы изображаем так Бога, имя Божие. Похоже ли Божество на ангела, или странника? Однако: Бог являлся в образе трех странников ( Быт.18 ) и в образе Ангела ( Суд.6 ). Вот, мы и изображаем Бога так, в каких образах Он являлся людям; Христа – в том виде, как Он жил на земле; Духа Божия, как Он являлся в телесном виде, в виде голубя ( Лк.3:22 ); Бога-Отца – в виде «ветхого днями», т.е. старца, как было видение пророку Даниилу ( Дан.7:9 ); также – Ангелов, Божию Матерь и угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010