Наставник юношей носит на себе печать строгости и простоты первых времен Христианских, дышит чистотой лучшей жизни, преследует язычество обличениями в самой практике его, в жизни, так как оно и началось и держалось жизнью испорченной, а не мечтами мифологии. § 86. Строматы: значение названия и сочинения, внимание древних к сочинению, содержание каждой из 7 книг сочинения; о 8-й книге Третье сочинение Климента, которое возводит наставляемого в Христианстве к высшим степеням познания, составляют ςρωματεις строматы – ковры или, по полному оглавлению, ковры созерцательных воспоминаний по руководству истинной философии. 789 Что подало случай Клименту дать своему сочинению такое название? «Эти книги, говорит он, будут содержать истину (христианскую), перемешанную с наставлениями философии, или лучше прикрытую и сокрытую под ними, как в скорлупе скрывается ядро ореха». 790 Причина же, почему дан таковой особенный вид сочинению, заключалась в желании предохранить христианское учение от ложных толкований. «Поскольку некоторые, продолжает сочинитель, могут читать эти книги без предварительных сведений и размышления: то я с намерением облек содержание их такой разноцветной одеждой, где мысли изменяются без надлежащей между собой связи, слова и порядок намекают на одно, а означают иное». 791 О форме сочинения: это сочинение пишется безыскусственно, не на показ – оно составляет изображение и оттенение тех действенных и сокровенных слов, которые я удостоился слышать» 792 ; ни порядка, ни изящества в слове не имеют в виду строматы». 793 В строматах Климент изобразил начала христианской философии или, как он называет ее, ведение (γνωσιος), с тем, чтобы опровергнуть ложные мудрования различных гностиков его времени и заблуждения язычества. Богатство разнообразных мыслей догматических, нравственных, исторических соединено здесь с таким же богатством изречений философов и поэтов. Здесь говорится о всех примечательных явлениях времени Климентова, об отношениях православной церкви к отделившимся от нее, об отношениях христианства к язычеству, о философии по отношению к христианству, о вере по отношению к знанию, о различии истинного знания от ложного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—351—­ ложенный единодушным согласием, собственноручно подписали» 1176 . Подобное же свидетельство, совершенно независимое от Евстафиева, можно находить у Руфина в его «истории», написанной в самом начале V-ro или же в конце IV века. Здесь говорится, что одиннадцать ариан­ских епископов, не чувствуя внутреннего согласия с определениями собора, только рукой подписали символ никейский, и что главой таких лицемеров был Евсевий никомидийский 1177 . Таким образом, очевидно, что лицами, «не искренно подписавшими» символ, по ясному свидетельству древности, были Евсевий никомидийский и его сообщники. Прилагать же рассматриваемое выражение Валентинианова послания к Евсевию кесарийскому нет оснований. Столь же мало оснований имеет наш автор прилагать к Евсевию кесарийскому и дальнейшие слова разбираемого Валентинианова послания, именно слова: «и теперь (т. е. во время написания этого послания, в 370 г.) называющие отцами тех (т. е. неискренно подписавших символ ни­кейский), согласно с их писаниями, не обращая внимания на силу слова толкуют, что словом: единосущие выра­жается «подобие», по которому Сын не равняется ни с одним из прочих созданных Им творений, но уподоб­ляется одному Богу». Каким образом эта фраза может относиться к Евсевию кесарийскому – неизвестно. Не понимает этого и автор. А потому вместо толкового объ­яснения отделывается, никакого значения не имеющим, замечанием: «единственный опыт истолковать μοοσιος не в смысле равенства по сущности Сына с Отцем дан в послании Евсевия к кесарийцам» (86) 1178 . Пред- —352— лагая такой комментарий автор морочит не только чита­телей, но и самого себя. Он уверяет, что будто бы в приведенной фразе Валентинианова послания речь ведется «о неравенстве Сына Божия со Отцем по существу», о чем будто бы совершенно так же учил и Евсевий в своем, много раз названном нами, послании. Но в по­слании Валентиниана говорится о таких арианах, которые, допуская подобие Сына Божия Отцу, в тоже время учили, что Он одна из тварей, хотя и высшая прочих тварей, Самим Сыном созданных; но такого учения нет у Ев­севия не только в послании к кесарийцам, но, кажется, и нигде в его многочисленных сочинениях (как об этом было уже замечено выше).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4. Смерть. Как и в других системах богословия, искажающих истину, свидетели Иеговы сформировали особую и абсолютно небиблейскую концепцию смерти физического тела и души и духа человека. На с. 86 книги «Уверьтесь во всем» смерть определяется как «потеря жизни, предел существования, окончательное прекращение интеллектуальной или физической деятельности, небесной, человеческой или любой другой». Верные своему методу подтасовки текстов и передергивания терминов, свидетели Иеговы берут несколько кусков из Ветхого и Нового Заветов, где говорится о смерти как о сне или бессознательном состоянии, и этими вырванными из контекста цитатами пытаются доказать, что после физической смерти человек, подобно животному, перестает существовать вплоть до воскресения. Упирая на такие стихи, как Ек. 9:5–6 и 10; Пс. 12:4 ; Дан. 12:2 и другие, свидетели Иеговы громогласно уверяют, что до воскресения умершие пребывают в бессознательном состоянии в своих могилах, не проявляя никакой активности, и таким образом одним махом расправляются с учением об аде и истинно библейским учением о душе человека. Невозможно из-за ограниченности объема книги восстановить здесь все смысловые герменевтические связи фрагментов, которые свидетели Иеговы вырывают из контекста, и доказать таким образом, как чудовищно они пренебрегают экзегетическими принципами. Но мы в состоянии отметить следующее. Хотя в Ветхом Завете слово «сон» обозначает смерть, оно никогда не используется в описаниях нематериальной природы человека, которая, как учит Писание, была сотворена по образу Божию ( Быт. 1:26–27 ). Факт этот остается в силе и для Нового Завета, на что укажут симфонии Стронга или Янга. Термин «сон» всегда относится к телу, так как в состоянии смерти тело принимает вид спящего. Но нигде в Писании нет сочетаний типа «спящая душа» или «сон души», ибо нигде не указывается, что душа когда-либо спит или пребывает в бессознательном состоянии. Свидетели Иеговы могли прийти к такому выводу, лишь предварительно посчитав, что смерть означает сон или бессознательное состояние. Следовательно, каждый раз, когда они сталкиваются со словом «смерть», они приписывают ему значение временного отсутствия сознания и таким образом просто выбрасывают из Писания учение, которого они более всего боятся и которое ненавидят – учение о сознательном наказании не возрожденной души после смерти, продолжающей жить в вечности ( Иуд. 10–13 ; 2Петр. 2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

6. 631    (См. ЕРЕСЬ). ПОПЕЧЕНИЯ    Стремление к земному преуспеянию, какое странное, какое чудовищное! Оно ищет с исступлением. Едва найдет, как найденное лишается цены и искательство возбуждается с новой силой. Ничем настоящим оно недовольно: оно живет одним будущим, оно жаждет только того, чего не имеет. Предметы желания приманивают к себе сердце искателя мечтой и надеждой удовлетворения: обманутый, постоянно обманываемый, он гоняется за ними на всем поприще земной жизни, доколе не восхитит его нежданная смерть. Как и чем объяснить это искательство, поступающее со всеми подобно бесчеловечному предателю и всеми владеющее, увлекающее всех? В душах наших насаждено стремление к бесконечным благам. Но мы пали — и ослабленное падением сердце ищет во времени и на земле того, что существует в вечности и на небе. 1. 86—87    Рассеянная жизнь, наполненная житейскими попечениями, доставляет человеку дебелость, наравне с многоядением и многопитанием (Лк. 21:34). Такой человек прилеплен к земле, занят одним временным и суетным; служение Богу делается для рассеянного предметом посторонним; самая мысль об этом служении для него дика, полна мрака, невыносимо тягостна. 1. 373    Напрасно ваше желание — находиться в полном послушании у опытного наставника. Этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец: только пред духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им. Ученик для чистоты своей совести должен с точностью и подробностью исповедывать свои помышления; но наставник не должен руководствоваться этой исповедью в суждении о душевном состоянии ученика; он должен духовным ощущением проникать, измерять его и поведать ему незримое им состояние души его. Так действовали Пахомий Великий, Феодор Освященный и прочие святые наставники иноков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вторая кн. Ездры, также повествующая о выходе евреев из Вавилона, хотя и относящая это событие ошибочно к царствованию Дария, свидетельствует, что переселение началось в месяце Нисане ( 2Ездр. 5, 6 ), – в том же, к которому относится исход из Египта. Это совпадение дает повод некоторым исследователям говорить и о других обстоятельствах второго исхода, напоминающих обстоятельства исхода первого. Несколько столетий тому назад гибель фараона с его войском в волнах Чермного моря дала свободу сынам Израиля; теперь освобождение наступило вслед за падением Вавилона. Теперь, как и тогда, евреи уходят из страны своих поработителей обремененные богатыми дарами. В том и другом случае путь лежал чрез пустыню и пр. Только из Египта Израиль бежал украдкой, преследуемый войсками фараона; из Вавилона уходит свободно и открыто, не преследуемый никем. Священные исторические книги совершенно умалчивают о подробностях путешествие евреев из Вавилона в Палестину. Можно думать, что путешествие это было продолжительно и утомительно, но не богато событиями. Путь переселенцев лежал, по караванной дороге чрез Тапсак, Тадмор и Дамаск (т. е. от Вавилона до Тапсака в сев.-зап. направлении, затем прямо на юг до Тадмора (сирийское название Пальмиры), потом в ю.-з. направлении до Дамаска, а отсюда на юг до Иерусалима); это расстояние свыше 800 англ, миль (около 1200 верст) они могли пройти не менее, как в 4–5 месяцев (ср. Ездр. 7, 9 ). По свидетельству ( 2Ездр. 5, 2 ), для охраны каравана переселенцев, путь которых лежал чрез пустыню, где находящиеся при них сокровища могли привлечь внимание разбойников, царем дан был отряд в тысячу вооруженных всадников (Hunt. 85 а. n. 4, рр. 86–92 pass.; Попов, 82–88 pass.). 6. Исследователи далеко не одинаково решают вопрос о том, кто стоял во главе вавилонских переселенцев пред отправлением из Вавилона, во время пути и по прибытии в Палестину. Во время плена иудеи имели, по преданию раввинов, так называемых «князей пленения», которыми были последовательно Иехония, Салафииль и Зоровавель. Повествование книг Ездры и Неемии о выходе евреев из Вавилона дает право предполагать, что во главе пленников в это время стояли двенадцать старейшин, которые не только ведали внутренние дела общины, не касавшиеся персидского правительства, но имели значение и в глазах последнего, как полномочные представители иудейского общества ( 1Ездр. 2, 2 ) ср. ( Неем. 7, 7 ); ( 1Ездр. 5, 5–9; 5 б-7). Из общего числа двенадцати своим влиянием выделяются первосвященник Иисус и Зоровавель, принадлежавший к царскому роду; он стоял во главе переселенцев при выходе из Вавилона, как видно из ( Ездр. 2, 2 ), а по прибытии в Палестину занимал должность областеначальника иудейского, как свидетельствует кн. пр. Аггея.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Зачем люди мешают жить друг другу? Отрывок из рассказа Антона Чехова «Скрипка Ротшильда». Публикуется в сокращении. Заголовок дан редакцией//Фома. - –  ноябрь 2019. – С.84.-85. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»). Строфы Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Иван Волосюк . С леды созвездий . Подборка стихотворений («Уже не пахнет керосином…»; «Ночь, как масло, свет режет, как нож, ее...»; «Давай о смерти ни гугу...»; «Я смотрел невооружённым взглядом...»; «Противлюсь сам, тебя учу тому же...»; «Я был немым, но мой светился рот...», «В такой глуши, где воздух был нетронут...»).  Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Рагнеда Малаховского. Рисунок Наталии Кондратовой//Фома. - – ноябрь 2019. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Что читать: Представлены и отрецензированы издания: Архимандрит Андрей Конанос. Счастье  - в твоем сердце. Как полюбить Бога, полюбив себя. –  М.: Никея: Православие и мир, 2019. – 288 с./Представляет Иван Григорьев //Фома. - — ноябрь 2019. - С.88. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Архимандрит Андрей - знаменитый греческий миссионер, пламенная проповедь которого громко разносится по всему православному миру через Интернет, радиоволны и печатное слово. Его книги уже не первый раз освещаются в нашем журнале. Очередной дошедший до русскоязычного читателя в переводе с новогреческого труд называется «Счастье - в твоем сердце», входит в «Радостную серию» и действительно радует потенциального читателя. Книга уверенно держит          авторскую планку светлого и жизнерадостного подхода к миру, показывая, как по-православному и с легким сердцем разбираться  с самыми разными встречающимися        на мирском пути бытовыми неприятностями, не зацикливаясь и не перегружая себя ненужными, изнуряющими душу помыслами. Конечно, несмотря на благодушный, позитивный настрой (вообще свойственный средиземноморским  народам), автор не утверждает, что земная жизнь — это беззаботный турпоход. Напротив, оказывается, что греки очень серьезно относятся  к своей вере. И, конечно, по любому жизненному      вопросу грек идет к священнику, так что тот превращается в семейного психолога и педагога. Частицы такой жизненной мудрости найдутся и в этой книге.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11199-...

82. При выходе из Египта крестообразное кропление дверей и косяков в жилищах израильтян спасло их от Ангела смерти. Моисей жезлом крестообразно осенил Красное море, и воды стали стеной, и прославился Крест. Также медный змей прообразовал Крест Христов, спасающий от смерти. Также древо при погружении в воду, усладившее горькие воды в местечке Мерра, так что они стали сладкими и годными для питья, прообразовало Крест Христов. 83. Весь 21 псалом – пророчество о крестных страданиях Христа на Голгофе, а день шестой предсубботний есть день творения Адама и день страдания на Кресте Христа в пятницу для обновления мира. 84. В псалме 9 возвещается о тайне второго пришествия Христа Спасителя, когда приидет судить живых и мертвых. И да не крепится человек ( Пс. 9, 20 ), то есть антихрист, человек греха и сын погибели, ибо за то, что не приняли Истину – Законодавца Христа Господа – законодатель антихрист приидет во имя свое и попущено ему будет время, времена и полвремени – полседмицы. 85. А Малахия от лица Господня говорит: И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну ( Мал. 4, 5–6 ), то есть обратит иудеев к Богочеловеку Христу. И верь, и жди явления: Илия Фесвитянин, вера иудеев, гонение антихристово, суд Христов, воскресение мертвых, разделение добрых и злых. 86. Антихрист родится от колена Данова от жены – блудницы переносным семенем. И по Книге пророка Даниила восстанет одиннадцатый царь и объявит себя Богом, и будет анархия ( Дан. 7, 24 ). А Иеремия говорит: От Дана слышано бысть ржание коней его, от гласа ржания яждения коней потрясеся вся земля; и приидет и пожрет землю и исполнение ея, град и обитающих в нем ( Иер. 8, 16 ). 87. И три царя – Ливию, Египет, Ефиопию – смирит, и рогу малому 1260 дней времени, и начнет брань со святыми, дабы ему по клонялись, аки Богу, в воздвигнутом в Иерусалиме каменном храме. Моисей говорит об антихристе: Дан, скимен львов, и изскочит от Васана ( Втор. 33, 22 ). И Иаков говорит: Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили, и да будет Дан змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску ( Быт. 49, 16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

9 . В западной стене Новгородского Софийского собора вделан каменный четвероконечный крест, мерою 2 аршина вышины и 1 / 4 арш. ширины; вокруг почти всего креста высечена следующая надпись: въ лто ... 14 писанъ бысть кртъ сій въ нов город благословеніемъ и повелніемъ бголюбиваго прещнаго архепископа алексі и поставленъ на поклоненіе правоврнымъ людемъ. а владык арепископ алексію дан бь многаа лта и здравіе и спасеніе и детемъ его – всем мір. Надпись сия показывает, что крест сей устроен в XIV веке, когда управлял Новгородской епархией архиепископ Алексий (1359–1389 г.). На этом кресте рельефно изображено распятие Спасителя с высеченной надписью: іс хс (См. «Известия Импер. Археол. Общества», т. 2, стр. 92–93. С.-Петерб. 1859 г., 385). 10 . В Книге о священстве св. Иоанна Златоустог о 59), печат. во Львове 7122–1614 г., на стр. 86 изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. 11 . В Анфологионе, или Трифологионе 114), печат. во Львове 7140–1632 г. на листе 49 обор. пред службою на воздвижение креста изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. 12 . В Анфологионе 131), печат. во Львове 7146–1638 г. на листе 49 обор. изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. 13 . В Анфологионе 193), печат. во Львове же 7159–1651 г. на листе 45 обор. изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. Другие памятники древности, содержащие такое же сокращенное начертание имени Спасителя IC ХС, за краткостью, не указываем. Искателю истины достаточно и указанных, для вразумления и удостоверения, что имя Спасителя писалось иногда сокращенно и без титлы, и что написанное как с титлою, так и без оной, имеет одно и то же значение, а посему может быть изображаемо и именословным перстосложением. В подтверждение сказанного прибавим еще следующее указание. Употребляемую на кресте титлу, означающую: Ісъ назарнинъ царь Ідейскїй (Еванг. от Иоанна зач. 60) принято писать таким образом: І Н Ц І; но на памятниках древности она встречается написанной и таким образом: І Н Ц І. См. для примера: а) на Корсунском кресте равноапостольного князя Владимира, находящемся в Московском Успенском соборе, в алтаре, б) в Книге о священстве св. Иоанна Златоустог о 59) львовского издания (стр. 86), в) в Анфологионе 70), напеч. в Киеве 1619 г. (стр. 156), г) в Анфологионе 114) львовского издания 1632 г. (л. 49 об.), д) в Анфологионе 131) львовского издания 1838 г. (л. 49 об.), е) в Анфологионе 193) львовского издания 1651 г. (лист 49 оборот). IV. О древности троеперстного сложения руки для ограждения себя крестным знамением

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

Барановский Алексей Михайлович, протоиерей ЦИА ПСТГУ Родился в 1895 г. в с. Геленовка Житомирского уезда Волынской губ. в семье священнослужителя. Окончил учительскую семинарию. Служил священником в с. Дуброво Базарского р-на Житомирской обл. 15 марта 1930 г. арестован. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ УССР осужден по ст. 54–10 УК УССР 86 . В 1950-е гг. был в заключении вместе со святителем Афанасием. По освобождении назначен настоятелем церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа в с. Русановка Житомирской обл. 1. 17 марта 1956 г. Всемилостивому Архипастырю и Отцу Преосвященнейшему Афанасию Епископу... 87 от многогрешного узника прот[оиерея] Алексия Барановского. Припадаю к стопам Вашего Преосвященства и прошу прощения за беспокойствие, что я дерзаю к Вам, многогрешный, обращается и беспокоит Вас 88 . Вы меня обеспечили многим, есть во что одеться и обуться. Ваша милость для меня очень велика, но как я Вам отблагодарю, многогрешный, и чем могу отблагодарить, но все-таки еще буду просить Вас, Ваше Преосвященство, душа моя жаждет духовной пищи и духовного одеяния, в котором мне Вы можете помочь, а что именно? Я спрашивал одного из начальников, могу ли я иметь при себе Евангелие, то есть книжку Свящ[енного] Писания Нового Завета, мне дан такой ответ, что могу только для себя лично, а поэтому прошу Вас, Ваше Преосвященство, пришлите мне книжечку Свящ[енного] Писания Нового Завета, маленькую, карманную, а также и иерейский молитвослов (канонник) маленький, только не посылкой, а бандеролью через цензуру, и я его получу. Прошу не откажите моей просьбе в чем-то, и моя душа жаждет только старого издания синодальной типографии выпуска, в чем я буду Вам должником за все, что Вы мне 89 поддержите в стоянии духовного назидания, вовеки буду Вас поминать и не отступлю от благих воспоминаний в молитвенном состоянии. Прошу Вас, Ваше Преосвященство, простите за такой нескромный поступок мне, многогрешного, и прошу Вашего Архипастырского благословения и Ваших св[ятых] молитв Аз, многогрешный и недостойный протоиерей Алексий, дабы Господь даровал мне по милости своей и мне скорое освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Узрев народы». Спаситель наш Иисус Христос никого не устранял от Себя, но всех принимал в число Своих учеников. Как пришедший взыскать погибших в заблуждении и нечестии, и призвать грешников на покаяние, Он всем предлагал спасительное учение, и предлагал открыто. Вот несомненное свидетельство истины Евангельского учения, которое и мы, братие, должны слушать «не аки слово человеческое, но якоже есть воистину, слово Божие ( 1Фес.2:13 ). «Взыде на гору». Гора часто предназначаема была Богом для великих и таинственных событий. «Основания его, по словам Державного Пророка, на горах святых» ( Пс.86:2 ), Многие важные и спасительные действия Божественные совершены на горах. На горе принесена ветхозаветная прообразовательная жертва. На горе дан Израильтянам Закон. На горе являлся Бог Моисею и Илии. На горе преобразился Христос. На горе заклался «Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). С горы вознесся на небо Спаситель. На горе предложил Он и всемирную, так сказать, проповедь Свою. Сия последняя гора и доныне носит священное название горы «Блаженств». Для лучшего слышания небесных глаголов, и для ясного уразумения Евангельских блаженств не излишне и нам, братие, взойти на гору. Подлинно так. Но вот, мы уже и в самом деле на горе. Эта гора – Святая Четыредесятница. Христианская Церковь устроила нам высокую гору, и православные Христиане, повсюду совершая теперь Святую Четыредесятницу, все, так сказать, сидят на одной Божественной горе. В самом деле, кто из нас не чувствует, что он в сии дни стал выше мыслями и желаниями, и что суета и тревога мирская остались позади, – как бы под горою? Следовательно, как благоприлично теперь нам слушать учение Спасителя нашего о блаженствах? Как естественно, взирая на небо, беседовать о царствии небесном и о способах к достижению оного! Господь наш Иисус Христос избрал местом своей Божественной беседы гору для того, что гора, будучи удалена от мирской суеты и человеческого волнения, более способна к духовному размышлению, и своею возвышенностью, как бы, невольно располагает к презрению мира и исканию благ небесных. И Святая Церковь именно для сей же цели установила Великую Четыредесятницу. Ибо и в нашей Четыредесятнице, на этой мысленной горе, точно такая же примечается тишина и безмолвие, как и на естественной горе. На сию-то духовную, Божественную гору, братие, воздвигнемся, чтобы нам ближе слышать Бога глаголющего! Повергнем вниз суждения плотские, мнения человеческие, как несообразные с мыслями Божественными, дабы удобнее выслушать и выразуметь учение Христово о блаженстве нашем!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010