бычайнаго ласканиа неправаго начени – Дан. 11:32 . Песнь 8 Тропарь 1: слпление – Ин. 12:40 . «Страсти же рассудка таковы: блуждание, легкомыслие, раболепство, омрачение, ослепление, отступления, прилоги, согласие, склонения, превращения, отвержения и подобные им» . Тропарь 2: въпркыглаголание вско и преслшание и любопрние – Евр. 7:7 . «Непослушание – уста ада, противоречие – острый, как меч, его язык, самоугождение – его отточенные зубы, самооправдание – его гортань, отсылающее к аду самомнение – дыхание его всеядного чрева» 82 . Тропарь 3: житие скотьско и мь бсовиднь – Тит. 1:15 . «Богословы говорят, что тело создано нетленным, каковым и воскреснет, хотя теперь оно и тленно. Равным образом и душа сотворена бесстрастной. Но оба – тело и душа – растлились и сорастворились по естественному закону объединения и влияния друг на друга, причем [душа] предала себя страстям и особенно демонам, [тело же] уподобилось бессловесным скотам свойствами своего состояния и подчинением тлению» 83 . Тропарь 4: страстеї моихь свзани – 1Тим. 3:7 , 1Тим. 6:9 , 2Пет. 2:20 . «Если же кто с самомнением мечтает достигнуть высокого, приобретши сатанинское, а не истинное желание, то такового, как своего служителя, [сатана] беспрепятственно опутывает своими сетями» 84 . Песнь 9 Тропарь 1: скврънениа мысли – Мф. 15:18 , 2Кор. 7:1 . «Будучи, как говорят, по природе ленивыми и изнеженными, [эти бесы] радуются изнеживающему действию неразумных удовольствий и возбуждают всегда в душе волны помыслов, нечистых мечтаний, треволнений и бурь» 85 . Тропарь 2: да – Иак. 3:8 . Зло недръжимое – Иак. 3:8 . бодстрое – Притч. 5:3–4 . «Всегда изощряя против них свой язык, как бритву и обоюдоострый меч» 86 . Тропарь 3: неправедьн непщевахь – Лк. 6:46 . «К царским чертогам на небе нет иного кратчайшего пути малою лествицею добродетелей, кроме [пути] уничтожения пяти противоположных послушанию страстей, именно: преслушания, противоречия, самоугождения, самооправдания и гибельного самомнения» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

84. Однажды авва Сисой сказал с дерзновением: поверь, вот уже тридцать лет я не молюсь Богу о грехе, но молюсь так: Господи Иисусе! Покрой меня от языка моего. Но даже доселе каждый день я падаю им и согрешаю. 85. Было приношение на гору аввы Антония. Между прочим был там и небольшой бочонок вина. Один из старцев, отлив вина в небольшой сосудец, наполнил чашу и подал авве Сисою, – он выпил; подал вторую, – он и ее принял; но когда подал третью, то авва не принял ее, говоря: перестань, брат, или не знаешь, что есть сатана? 86. Брат спросил авву Сисоя Петрейского об образе жития, и старец ответил ему: Даниил сказал: хлеба вожделеннаго не ядох ( Дан. 10:3 ). 87. Брат спросил авву Сисоя: если во время путешествия заблудится путеводитель наш, нужно ли сказать ему? Старец сказал: нет. Брат снова спросил: так оставить его водить нас туда и сюда? Старец сказал: что же? Ужель взять палку и бить его? Я знаю братий, которые путешествовали и их путеводитель сбился с дороги ночью. Было их двенадцать человек, и все знали, что заблудились, но каждый подвизался не говорить о том. Когда настало утро, путеводитель понял, что они сбились с дороги, и сказал им: простите меня, я заблудился. Они ответили: и мы знали, но молчали. Услышав об этом, он с удивлением сказал: даже до смерти братия воздерживаются, чтоб не говорить, – и прославил Бога. Долгота же пути, которым они блуждали, была двенадцать миль. 88. Говорили об авве Сисое Фивейском: когда пребывал он в Каламоне Арсеноитском, в другой лавре заболел один старец. Услышав о сем, он восскорбел, ибо постился по два дня и то был день, в который он не вкушал. Тогда он сказал своему помыслу: что же мне делать? Если пойду, то не принудили бы меня братия вкусить; если же пережду до завтра, – не умер бы старец. Но сделаю так: пойду и не буду есть. И сходил, – с пощением, – исполнив заповедь Божию и не нарушив правила жития своего, которое держал ради Бога. 89. Некто из старцев рассказывал об авве Сисое Каламонском, что однажды, желая победить сон, он привесил себя над стремниною горы Петрейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Дан. 3:29 . Ибо согрешили мы и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем погрешали. Три отрока, конечно, не согрешили и не в таком были возрасте во время отведения их в Вавилон, чтобы им быть наказанными за свои грехи. Поэтому как они говорят от лица народа, так следует читать и оные слова Апостола: «Не еже бо хощу... творю, но еже не хощу... сие содеваю» ( Рим. 7:19 ), и прочее, написанное в том же месте. Дан. 3:37, 38 . Ибо мы умалены, Господи, паче всех народов и унижены ныне на всей земле за грехи наши, и нет [у нас] в настоящее время князя, и пророка и вождя и проч. Эти слова следует применять в тех случаях, когда церкви за грехи народа испытывают оскудение святых мужей и учителей, наиболее сведущих в законе Божием, и когда во время гонений не совершается жертвы и приношения. Некоторые относят это место к небесному Иерусалиму в том смысле, что души, ниспадшие на землю и находящиеся в месте слез и смешения, оплакивают прежние грехи и прочее, заключающееся в словах пророка; но сего не принимает Церковь Божия. Дан. 3:39, 40 . Но с сокрушенною душою и смиренным духом да будем приняты, как при всесожжении овнов и тельцов и проч. На основании настоящего места и дальнейших слов: «Благословите, духи и души праведных, Господи» ( Дан. 3:86 ), и [написанного] в псалмах: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс. 50:19 ), некоторые утверждают, что дух в человеке, за исключением Духа Святого, отличен от души. Но они должны будут разрешить следующее затруднение: каким образом говорится, что в одном человеке, без плоти и благодати Духа Святого, находятся две субстанции и два внутренних человека. Дан. 3:46 . И не переставали слуги царя, ввергшие их, разжигать печь нефтью (naphta) и паклею. Саллюстий пишет в Историях, что нефть у персов составляет род трута, которым в особенности пользуются для поджигания. Другие полагают, что нефтью называются косточки олив, бросаемые вместе с высушенным масляным отстоем; поэтому она и называется по-гречески πυρνη, как поддерживающая πρ, то есть огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И частное и общественное Богослужение важно, необходимо и священно. В уединении, сокровенно от взоров людей, молился Господь наш Иисус Христос и дал всем нам заповедь: войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:6 ). В тайне молились и Святые. Пророк Давид говорит о себе: Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой ( Пс.54:18 ). Пророк Даниил три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу ( Дан.6:10 ). Ап. Петр молился в уединенной горнице ( Деян.10:9 ) и проч. Но Богослужение общественное священнее и важнее частного, и по месту, которого освященное устройство не имеет ничего общего с обыкновенными нашими жилищами, и по священнодействиям, из коих многие и важнейшие совершаются только в общественных храмах, и по умилительному зрелищу многочисленного народа, благоговейно преклоняющего главы и колена пред видимым престолом Невидимого, и наконец, что всего важнее, по обилию благодати Божией, которую Сам Господь обещает молящимся вкупе: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ( Мф.18:19–20 ). «Конечно, говорит св. Златоуст, можно молиться и дома; но нельзя так молиться, как во храме, где толикий сонм Отцев, где единодушно песнь воссылается Богу. Ты не столько будешь услышан, один призывая Бога, сколько вкупе с своими братьями. Ибо здесь нечто больше; здесь единодушие, согласие, союз любви и молитвы Священников. Для того-то и Священники, чтобы молитвы народа, будучи слабые, совокуплялись с их молитвами сильнейшими и вместе с ними восходили на небо» 86 . Содержание Богослужения Богослужение Православной Церкви состоит из таинств, молитв, обрядов и поучений. Читать далее Источник: Попечение Православной Церкви о спасении мира/Свящ. Григорий Дебольский. - Санкт-Петербург : В тип. Департамента внешней торговли, 1843-./[Кн. 1]. – 1843. - VIII, 164 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Учитывая практически неприступное положение этого древнего города, буквально высеченного в скале и защищённого узостью прохода к нему, данное пророчество звучало невероятно. И всё же в 636 г. по Р. Х. город был завоёван мусульманами и остаётся пустыней, за исключением редких туристов и проезжих. Цветение палестинской пустыни. Многие столетия Палестина оставалась безлюдной пустыней. В таком состоянии находилась вся её территория. Однако в Иез. 36:33–35 предсказано: «Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города, и обстроены будут развалины, и опустошённая земля будет возделываема, быв пустынею в глазах всякого мимоходящего, тогда скажут: «эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский; и эти развалившиеся, и опустелые, и разорённые города укреплены и населены " ». Сегодня построены дороги, земля возделывается, и сельское хозяйство Израиля процветает. Это возрождение началось в девятнадцатом веке и продолжается столетием позже. Богатые урожаи, в том числе цитрусовых, являются составной частью этого возрождения – в точности, как предсказал Иезекииль. Развитие знания и коммуникаций. Ещё одно библейское пророчество исполняется через тысячи лет, – это предсказание Даниила о развитии знания в последние дни; Бог велел ему: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают её, и умножится ведение» ( Дан. 12:4 ). Никогда ещё в мировой истории не было такого скачка в развитии науки, транспорта и коммуникаций, как в конце двадцатого столетия. Реактивные двигатели в авиации и компьютерные микросхемы вызвали взрыв в развитии транспорта и коммуникаций. Важный вывод. Часто упускаемый критиками из виду факт состоит в том, что даже один реальный случай исполнившегося пророчества уже доказал бы сверхъестественное происхождение Писания (см. Ramm, 86). Даже если большинство библейских предсказаний можно было бы объяснить естественными причинами, один-единственный бесспорный случай решил бы всё и подтвердил факт пророчества. Итак, если критик хочет опровергнуть пророческий характер Писания, найти объяснение через естественные причины необходимо для всех случаев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Это суть семь глаз, открытых на камне. И это суть семь глаз Господа, которые обозревают всю землю 77 . Также о Христе было сказано и следующее: дан свет всем народам – как сказал пророк Исайя: Я дал Тебя светом всем народам, чтобы было Моё спасение до концов земли 78 . И ещё Давид сказал так: Слово Твоё – свеча ногам моим и свет стезям моим 79 . Слово же, изрекаемое Господом, также есть Христос, как написано в начале Благовестия нашего Жизнодавца: В начале было Слово 80 . И о свете там ещё есть свидетельство: И свет этот во тьме светит, и тьма не объяла [или: попрала] его 81 . Что же есть [значит] свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его, – если не то, что Христос возжёг свет в народе израильском, а народ израильский не объял [т. е. не постиг] свет Христов, потому что не поверил в Него, как написано: К Своим пришёл, и Свои не приняли Его 82 . И также Господь наш Иисус назвал их тьмой, ибо сказал Своим ученикам: То, что Я говорю вам во тьме, поведайте это при свете. В народах да воссияет свет ваш 83 . Потому что они приняли свет Христов, который есть свет народам. И сказал ещё Своим апостолам: Вы свет мира 84 . И ещё сказал им: Да воссияет свет ваш перед людьми, чтобы они видели дела ваши благие и прослави– —45— ли Отца вашего Небесного 85 . И ещё показал о Себе, что Он воистину есть свет, ибо сказал Своим ученикам: Ходите, пока с вами свет, до тех пор, пока не объяст вас тьма 86 . И ещё сказал им: Веруйте в свет, чтобы вы были сынами света 87 . И ещё сказал: Я есмь свет мира 88 . И ещё сказал: Никто, зажёгши свечу, не ставит её под ступу или под постель, или в место скрытое, но ставит её на подсвечник, чтобы все видели свет свечи 89 . А свеча яркая есть не кто иной, как Христос, ибо сказал Давид: Слово Твоё – свеча ногам моим и свет стезям моим 90 . И ещё пророк Осия сказал: Зажгите себе свечу и взыщите Господа 91 . И Господь наш Иисус Христос сказал: Какая женщина, у которой есть десять драхм, потеряв одну из них, не зажжёт свечи и не метёт пол и не ищет драхму, которую потеряла? 92 И что же в действительности есть эта женщина, как не синагога дома Израилева, которой даны были десять заповедей, а они [иудеи] потеряли заповедь первую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Небо наполнено чинами ангельскими, по слову пророка: «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» ( Дан.7:10 ). Нескудна и святая обитель Печерская, которая имеет столько ангелов, сколько преподобных. Божественный Златоуст написал: «Плохо будет городу, в котором нет святого», и говорил, что в запустение придет такой город: «Город, в котором нет праведника или где был праведник, да забыли его приходит в запустение». Кто же не ублажит тебя, святая обитель Печерская, видя, что не только украшена ты святыми, но на святых Божиих и основана: «твое основание на горах святых» ( Пс.86:9 ). Богогласный евангелист Матфей обещает, что здание, основанное человеком на камне, не падет ни от дождя, ни от реки, ни от ветра: «Пошел дождь и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камени» ( Мф.7:25 ). Как же мы не будем дерзновенно обещать святой Печерской обители, что не только телесные, но и душевные враги не смогут повредить ей, потому что основана она на мощах святых Божиих мучеников. Филон, историк еврейский, говорит: «Когда я вижу в доме или городе каком-нибудь святого и благого мужа, ублажаю я и дом тот и город». Если же такая похвала относится к дому или городу, в котором один только преподобный, какой похвалы достойна святая Печерская обитель, в которой не один, а бесчисленное множество преподобных. Воистину называем ее блаженною. Как не блаженна она, когда непрестанно молится о ней преп. Отец наш Антоний, по обещанию своему: «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Петр.1:15 ). Или как не услышит Бог молитвы ходатайствующего о ней св. Антония, которого он сам послал от Святой горы и воздвигнул на основание монастырю, и так свидетельствует о нем через Исаию: «Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его, он построит город мой» ( Ис.45:13 ). Бог ясно показал при основании небесноподобной святой Печерской церкви, что приятны Ему молитвы преп. Антония, когда по молению его низвел воду и росу с неба на место святой Печерской церкви, как о том подробнее описано в житии его. Какая же в том была тайна? Если рассмотрим некоторые свойства росы и огня, узнаем причину. Как от росы земля напояется влагою, так и от святой обители Печерской Российская земля напоилась учением святым. «Реки ея окружали потомки ея, и она притоки свои посылала по всем деревам полевым. Оттого высота ея превысила все деревья полевыя и сучьев на нем было много, и ветви его умножились и сучья его становились длинными от множества вод» ( Иез.31:45 ). Так и святая обитель Печерская, подавшая из себя начало иноческой жизни другим обителям, облекла их в труд, в подвиги, в праведность, как в зеленые листья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава XXXIX . 86 . Далее Матфей говорит: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение», и т.д. до слов: «Так будет и с этим злым родом» ( Мф. 12:38–45 ). Также повествует и Лука в том же самом месте, но в несколько отличном порядке ( Лк. 11:16–37 ), потому что о том, что они просили у Господа знамения с неба он рассказал после известного чуда с немым, и не туда отнес то, что им ответил на это Господь, но говорит, что этот ответ был дан после прихода толп, и это он присоединяет после того, как вставил несколько слов о женщине, сказавшей Господу: «Блаженно чрево, носившее Тебя» ( Лк. 11:27 ). А об этой женщине он говорит, когда привел речь Господа о том, как дух нечистый, выйдя из человека, снова возвратился и нашел дом очищенным. Итак, после слов о той женщине, когда он привел ответ толпам, просившим знамения с неба, после вставки притчи об Ионе пророке и речи самого Господа, он привел сказанное о царице с Юга и о Ниневитянах. Таким образом, он сообщил нечто, о чем Матфей умолчал, а нечто и пропустил из того, о чем тот сказал. Но кто не видит, что не столь уж важно, в каком порядке Господь сказал это; в силу особого для нас значения евангелистов мы должны знать одно: нет лжи в том, что кто-нибудь из них передает чью-либо речь не в том порядке, в каком она была произнесена, потому что для дела ничуть не важно, происходило это так или этак. Более того, Лука приводит здесь обширную речь Иисуса и сообщает о ней нечто такое, что Матфей приводит в речи Господа на горе; из этого нам становится понятным, что она была произнесена дважды: и тогда, и теперь. Глава XL 87 . Теперь рассмотрим, насколько евангелисты согласны друг с другом в том, что говорится в следующем месте из Матфея: «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома», и т.д. до слов: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:46–50 ). Мы должны, без сомнения, понимать, что это совершилось в том порядке, в каком и рассказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Во введении в герменевтической части рассматриваются методы толкований библейских текстов; особенное внимание уделяется концепции sensus plenior, сформировавшейся в католической библеистике в XX в. Sensus plenior, «приращение смысла» 4 , – это «более глубокий смысл текста, который входит в намерения Бога, но который человек (автор текста) не выразил ясно» 5 . И.А. Бессонов подробно говорит об истории концепции, её преимуществах и слабых сторонах (с.47–54), затем объявляет о намерении использовать идею sensus plenior в своём комментарии. Отметим, что концепция sensus plenior интересна и должна быть осмыслена и адаптирована православной библеистикой, тем более что она открывает определённые перспективы в толковании мессианских пророчеств. В исагогической части вводного раздела рассматриваются вопросы об авторстве, датировке и канонизации Книги Даниила. Здесь автор принимает доминирующую в критической библеистике точку зрения о поэтапном формировании Книги пророка Даниила: сначала в виде отдельных пророчеств были написаны главы арамейской части, то есть Дан.2–7 ; эта часть книги создана в вавилонской иудейской диаспоре и завершена в III в. до Р.Х. Далее арамейская версия попадает в Палестину, где в 167–164 гг. к ней добавляются 1-я глава и пророчества Дан.8–12 ; в результате книга приобретает окончательный вид (с.79–86). Сам исагогический анализ Книги Даниила не содержит каких-либо новаторских (оригинальных авторских) идей и достаточно краток. Консервативная точка зрения – датировка книги VI веком до Р.Х. – не рассматривается (приводятся только аргументы против неё), да и многие частные вопросы исагогики Даниила обходятся стороной (например, не упоминается обратный параллелизм 6 в структуре Дан.2–7 ). Впрочем, такая лаконичность автора объяснима, ведь его цель – толкование избранных пророчеств; исагогический анализ не является задачей исследования и потому приводится в кратком виде, причём в том варианте, который соответствует точке зрения самого автора. Основная часть монографии состоит из шести разделов, каждый из которых посвящён толкованию конкретного пророчества Книги Даниила. В итоге, автор разбирает следующие фрагменты: сон Навуходоносора об истукане и камне от горы ( Дан.2 ) 7 , видение четырёх зверей ( Дан.7 ), сон Навуходоносора о мировом древе ( Дан.4 ), видение овна и козла ( Дан.8 ), пророчество о семидесяти седминах ( Дан.9 ), видение последних времён ( Дан.11–12 ). Возникает вопрос: почему выбраны именно эти фрагменты, тогда как другие значимые отрывки не рассматриваются? Скорее всего, автор выбирает те пророчества Книги Даниила, которым можно дать «историцистское» толкование, то есть усмотреть их осуществление в событиях мировой истории, особенно истории XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Внезапно, от чрезвычайного страха, отрезвившийся Вальтасар велел привести вавилонских мудрецов и приказал им прочесть и объяснить таинственную надпись ( Дан. 5,7 ). Здесь, вероятно, разумеются примущественно переводчики. Ассирийские и вавилонские цари, обладавшие массой разноплеменных и разноязычных народов, имели у себя при дворе переводчиков, которые могли-бы понимать язык всех народов, живущих «от восхода до заката солнца» и подвластных их царей власти 85 . В награду за прочтение и объяснение таинственных письмен, Вальтасар обещал облечь мудреца того в багряницу и надеть на его шею царскую цепь ( Дан. 5,7 ). Эти украшения часто встречаются в нарядах древних царей и высокопоставленных сановников персов, мидян, египтян и других народов. Они, конечно, были в обычном употреблении у вавилонян. Когда придворные мудрецы отказались прочесть и объяснить значение таинственных письмен, то в пиршественную залу, для совета растерявшемуся царю, вошла царица, вспомнила о Данииле и предложила привести его для объяснения письмен ( Дан. 5, 10–13 ). Под царицею, не учавствовавшей в оргии Вальтасара, можно разуметь мать его, жену Набинеда, оставленную своим мужем под защитою сына в Вавилоне. Судя по ее мудрым речам, можно сделать догадку, что она была одним лицом с знаменитой вавилонской царицей Нитокрисой, прославленной Геродотом 86 . О времени смерти этой знаменитой царицы Геродот ничего не говорит, но упоминает, что с сыном ее, ассирийским царем Лавинитом, воевал Кир. Следовательно, она могла быть жива и при осаде Киром Вавилона и подать благоразумный совет Вальтасару. Вавилонские памятники пока ничего не говорят о существовании Никотрисы и потому не могут отвергать указанного соображения 87 . Во всяком случае, пребывание в Вавилоне царицы властной, кроме жен Вальтасара, стоит в полном согласии с свидетельством халдейских памятников о падении Вавилона. Даниил прочел таинственные письмена так: мене, мене, текел, упарсин, и объяснил, что эти слова означают скорое падение вавилонского царства и разделение его между мидянами и персами. Вальтасар поверил объяснению Даниила и, согласно своему обещанию, велел облечь его в нарядные одежды и провозгласить третьим в вавилонском царстве ( Дан. 5, 25–29 ). В этом повествовании замечателен технический термин, которым обозначено «провозглашение» Даниила третьим лицом. У Даниила употрбелено слово – провозглашать, – в вавилонском календаре употребляется слово ka-ar-zu в значении: провозглашать 88 . Очевидно, пророк Даниил воспользовался употребительным в Вавилоне техническим термином. Так, повидимому незначительные подробности могут служить убедительным подтверждением историчности всего повествования!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010