В народной средневек. апокалиптической лит-ре Книга пророка Даниила уступала по степени влияния Откровению Иоанна Богослова, однако нередко использовалась при описаниях 4 царств и в пророчествах об антихристе. «Книга ста глав», написанная по-немецки в кон. XVI в., стала последним значительным произведением средневек. эсхатологии. 4 царства в ней - это Франция, Англия, Испания и Италия. На исходе средневековья в интерпретации Книги пророка Даниила появляется новый мотив, связанный с отождествлением фигуры антихриста с папой Римским. Уже в XIII в. Фридрих II в борьбе с папой Григорием IX называл его антихристом (папа называл его так же). Когда папа Иоанн XXII (1249-1334) осудил тезис об абсолютной бедности Христа и апостолов, то францисканские диссиденты назвали его постановление «мерзостью запустения» (ср.: Дан 9. 27, 11. 31) ( McGinn B. Visions of the End: Apocalyptic Traditions in the Middle Ages. N. Y., 1979. P. 175). Я. Гус , защищаясь от обвинения в том, что он называл папу антихристом, внес уточнение: не каждый папа - антихрист. Эпоха Реформации М. Лютер посвятил раздел Дан 8 в опубликованной в 1521 г. работе об антихристе; в 1530 г., издавая перевод Книги пророка Даниила, снабдил его специальным предисловием, в к-ром сформулировал свои взгляды. По его мнению, жизнь Д., представленная в первых 6 главах книги, имеет назидательное значение, т. к. она демонстрирует торжество веры праведников. Пророчества, как он считал, были даны о недалеком времени; в Дан 7 говорится о том, что Рим попадет под власть турок, а небольшой рог может относиться даже к Мухаммаду ( Albrecht O. Luthers Arbeiten an der Übersetzung und Auslegung des Propheten Daniel in den Jahren 1530. und 1541.//Archiv f. Reformationsgeschichte. 1926. Bd. 23. S. 6). Лютер признает, что Дан 8 и 11 относятся и к Антиоху IV Епифану и к антихристу, однако Дан 11. 36-45 - непосредственно к папе, к-рого он считает антихристом. Эту тему он развивает в переработанном варианте предисловия к Книге пророка Даниила, изданном в 1541 г. ( Luther M. WA. T. 11. Bd. 2: Die Deutsche Bibel. 1960). Для него было очевидным, что царь, к-рый поступает «по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества» (Дан 11. 36),- это яркое изображение папства. При этом Лютер дает для не вполне ясного выражения из Дан 11. 37 перевод: «он не будет заботиться ни о любви женщин, ни о каком-либо боге» (er wird weder Frauenliebe noch einiges Gottes achten; в синодальном переводе похожий смысл, но чаще это место понимается как «он не почтит даже бога, которого любят женщины» - имеется в виду языческий культ), считая, что речь идет о целибате пап.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Это — Александр, царь Греческий, которого пророк и там представляет под образом твердого железа, и о котором здесь говорит, что у него большие железные зубы. И эти зубы означают сильные воинства, с которыми Александр покорит всех царей. Сказано же, что он ест и истончевает, потому что Александр будет разорять людей, их виноградники и нивы отдаст на потоптание войскам своим, истребит и как бы в точиле истнит (сокрушит) весь мир и красоты его. Еще говорит пророк об этом звере: различаяся… паче всех зверей , то есть крепостью, и рогов десять ему (Дан. 7:7). Эти десять рогов суть десять царей, восставших после Александра. И се, рог… мал взыде среде их . Это — гонитель Антиох, который возник и усилился из среды десяти царей. И трие рози преднии его исторгнушася… и… в розе том… уста глаголюща великая (Дан. 7:8). Исторгнуты не самые три рога, но потомство этих рогов. Рог глаголал великая , — это хулы его на Божество. Зрех , и престолы поставишася, и Ветхий денми седе (Дан. 7:9). Престолы поставляются как бы для суда, и именно для суда над Греками, но предызображают тайну Сына, Который будет судить живых и мертвых. Ветхим же денми называет его пророк, давая этим разуметь вечное рождение Его от Отца. Тысящя тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему (Дан. 7:10). Это — не определенное число служителей Божиих, но, напротив, это — наше число, а служители Божии неисчетны. И книги отверзошася , в которых вписаны определенные на вечную погибель. Видех… и убися зверь и погибе… тело его (Дан. 7:11); его тело, то есть тело не Греческого царства, но тело Александра. И прочих зверей преставися власть , то есть власть Мидян, Вавилонян и Персов. И продолжение жития дадеся им (Дан. 7:12). Этим показывается, что они не совершенно погибнут, но отнята будет у них власть над народом Божиим. Видех… и се, на облацех небесных яко Сын человечь… бяше (Дан. 7:13). В этом заключается пророчество о судьбе Иудеев, которые одолевали Греков и всех окрестных царей. Но пророчество увенчалось вполне на Господе нашем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

гл. 9. 4 . Видение Даниила в третий год царствования персидского царя Кира, бывшее подле Тигра. После трехнедельного поста, Даниил снова, при посредстве архангела Гавриила, получает откровения о дальнейшем продолжении истории народа в связи с историей всемирных монархий и всего мира. В 10-й главе содержится введение, где повествуется, как в борьбе всемирных монархий против народа Божия прнимают участие и духовные силы (добрые и злые); как добрые силы в персидском царстве удержали перевес, и как имеет быть иначе в греческом царств. С Дан.11:2 следует подробное указание на будущие события. Начиная от Кира, в видении кратко обозревается персидская история до Ксерксова похода против греков; потом, отсюда, пророчество переходит к Александру Македонскому и распадению его царства, и из истории четырех греческих царств выставляет на вид взаимные отношения и борьбу царей северных и южных (сирийских). Египетский царь, Птоломей Филадельф, выдает свою дочь Веренику за сирского царя Антиоха Теоса; Вереника принесла Сирии в приданное Палестину (ст. 6); но Вереника была убита первою супругою Теоса, a также и он сам (ст. 6). Брат Вереники, Птоломей Евергет мстя за свою сестру, лишил Селевка Калинника, преемника Теосова, не только Сирии, но и большей части Азии ( Дан.11:7–9 ). Но сын Селевка, Антиох Великий возобновил войну против царя египетского, Птоломея Филопатора, преемника Евергетова (ст. 40). Сначала Селевк будет побежден (в 217 году) при Рафии ( Дан.11:11,12 ); но потом он с помощью других народов одержит победу над преемником Филопатора Птоломеем Епифаном; иудеи также вместе с сириянами будут против египтян ( Дан.11:13–16 ). Он будет стараться хитростью овладеть Египтом, выдаст дочь свою за Епифана, чтобы погубить его, но напрасно ( Дан.11:14 ); он будет стараться удержать свою власть над островами (Родосом, Самосом), но некий вождь (римский полководец, Сципион азиатский) победит его (при Магнезии в 190 году) ( Дан.11:18 ). Во время народного возмущения, народ убивает его за разграбление храма Вила в Елемаиде ( Дан.11:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Тысяча лет отделяет один аспект последнего Суда (20. 4) от последнего Суда как такового (20. 11-13). Сравнивая гл. 20 с одним из основных источников символизма тайновидца Иоанна - пророчеством Даниила, можно заметить параллели в изображениях Суда Божия. Престолы в Откр 20. 4 повторяют престолы Дан 7. 9, а раскрытые книги в Откр 20. 12 - книги судей из Дан 7. 10. Дан 7 описывает уничтожение зверя, к-рый преследовал народ Божий (Дан 7. 11), и переход царства от зверя к Сыну Человеческому и Его народу (Дан 7. 14). Эта последовательность повторяется в Откр 19. 11-21 (уничтожение зверя) и в 20. 4-6 (переход царства ко Христу и Его святым). Последний Суд восстанавливает справедливость. Он праведно воздает и святым мученикам, и их врагам. В войне против свидетелей Иисуса зверь, казалось, восторжествовал, одержав победу, а св. мученики потерпели поражение (11. 7; 13. 15). Но после парусии, когда с неба снизойдет Истина Божия, мученики восторжествуют, а зверь потерпит поражение. Потерпят поражение и цари земные (19. 19-21). Они разделяли царство со зверем (17. 12). Теперь новое Царство будут разделять со Христом Его святые (20. 4; ср.: Дан 7. 18, 27). Зверь будет брошен «в озеро огненное, горящее серою» (Откр 19. 20), точно так же «смерть и ад», и это есть «смерть вторая» (20. 14). Убитые же зверем мученики, напротив, оживут, и «над ними смерть вторая не имеет власти» (20. 4-6). Т. о., все это показывает, что богословский смысл Тысячелетнего царства состоит в том, чтобы продемонстрировать конечное торжество правды и истины. Те, кого убил зверь, будут воистину живы. Те, кто оспаривали царство зверя и пострадали от него, будут царствовать над всем миром, как некогда царствовал он, но и много дольше: тысячу лет! Наконец, задача Откр 20 - уверить в том, что триумф святых в Царстве Христа больше не будет поколеблен злом. Правда, диаволу будет дан последний шанс обольщать народы (20. 7-8). Но царство зверя уже не вернется никогда, ибо «стан святых и город возлюбленный» окажутся неприступными (20. 8-9).

http://pravenc.ru/text/471605.html

Пророчество «4 зверя и Сын человеческий» (Дан. 7). Это Вавилон, Персия, Греция, Рим и вечное Царство сына человеческого. «...поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями... (изображение Бога Отца)... одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь» (Дан.7, 9). Опять перекличка и с Иезекиилем, и с Исаией. «Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7, 10). «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан.7, 27-28). Второе видение Даниила — «видение овна и козла» (Дан. 8). Это цари Мидийские, Персидские и цари Греции. Это видение заканчивается видением небольшого рога («малый рог», по мнению многих толкователей экзегетов, — это антихрист). «От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране. И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жатва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал. И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то вопрошавшему: «Насколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И сказал мне: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан.8, 9-14). На три года, как мы и говорим о правлении антихриста на земле, то, что мы видим в Откровении Иоанна Богослова (Откр.1, 13). Архангел Гавриил объясняет «Знай Сын человеческий, что видение это относится к концу времени», т.е. окончание мировой истории. Следующее видение — пророчество о «семидесяти седьминах» (Дан.9, 3-19,20-27).

http://sedmitza.ru/lib/text/432159/

Пророчество «4 зверя и Сын человеческий» ( Дан. 7 ). Это Вавилон, Персия, Греция, Рим и вечное Царство сына человеческого. «…поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями… (изображение Бога Отца)… одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь» ( Дан. 7:9 ). Опять перекличка и с Иезекиилем, и с Исаией. «Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан. 7:10 ). «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, которого царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» ( Дан. 7:27–28 ). Второе видение Даниила – «видение овна и козла» ( Дан. 8 ). Это цари Мидийские, Персидские и цари Греции. Это видение заканчивается видением небольшого рога («малый рог», по мнению многих толкователей экзегетов, – это антихрист). «От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране. И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жатва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал. И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то вопрошавшему: «Насколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И сказал мне: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» ( Дан. 8:9–14 ). На три года, как мы и говорим о правлении антихриста на земле, то, что мы видим в Откровении Иоанна Богослова ( Откр. 1:13 ). Архангел Гавриил объясняет «Знай Сын человеческий, что видение это относится к концу времени», т.е. окончание мировой истории. Следующее видение – пророчество о «семидесяти седьминах» ( Дан.9, 3–19,20–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Козел же косматый – это, по объяснению небожителя, царство греческое ( Дан. 8 :2l), вернее – греко-македонское, как видно из указания на дальнейшую судьбу этого царства, – а большой рог между глазами козла означает первого царя этого царства ( Дан. 8:21 ) – Александра Великого, сделавшего свою монархию действительно непобедимою и «возвеличившего» её в возможной только для его времени степени ( Дан. 8:7, 8 ). Направившись с запада, козел прошел всю землю, двинулся на барана, стоявшего у реки, с яростью бросился на него, сломал оба его рога, поверг овна на землю и растоптал его ( Дан. 8:5–7 ); – пророческое значение этого образа ясно: Александр Великий с запада (из пределов своего государства) двигался с военною силою, «прошел до пределов земли», «произвел много войн», «овладел многими укреплёнными местами», «взял добычу от множества народов», пошел и на Дария Кодомана, «царя персидского и мидийского», у которого отнял и славу и царство, «воцарившись вместо него над Элладой», «господствуя и над другими областями и народами и властителями, сделавшимися его данниками», так что «умолкла земля пред ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его» ( 1Мак. 1:1–4 ). Но когда козел «усилился», большой рог его сломился н вместо него выросли четыре другие с четырех сторон света ( Дан. 8:8 ); – едва достигши своей славы, царство греко-македонское потеряло своего знаменитого вождя – Александра Великого, вместе с которым лишилось и значительной доли своего могущества и силы; громадная монархия, по завещанию, впрочем, самого Александра ( 1Мак. 1:5–6 ), разделилась на четыре новые царства, меньшие, разумеется, как по величине, так и по силе ( Дан. 8:22 ): македонское (Македония и Греция), сирийское (Сирия, Вавилон и Персия), фракийское (Фракия, Вифиния и азиатские владения вдоль Геллеспонта и Босфора) и египетское (Египет, Ливия, Аравия и Палестина). «От одного-то из этих четырех рогов вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его, и воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал» ( Дан. 8:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Так как Бог даровал нам блага, превышающие человеческое разумение, то Он но справедливости требует веры, потому что не может быть твердым тот, кто ищет объяснений (свт. Иоанн Златоуст , 55, 399–400). Если же Он не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него, то значит, что Он требует исповедания нашего не для чего иного, как для нашей же пользы (свт. Иоанн Златоуст , 55, 789). ...Мы приняли веру просто, так что не имеем нужды прилепляться к бесчисленным ересям и входить в исследования, но все то, что вздумают прибавить к ней или убавить, считаем неправым (свт. Иоанн Златоуст , 56, 83). Источник. ...Мы, хотя бы тысячу лет пребывали в вере, еще младенцы, если остаемся нетвердыми в ней, если не ведем сообразной с нею жизни... (свт. Иоанн Златоуст , 56, 88). Вера требует души бодрственной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих (свт. Иоанн Златоуст , 56, 181). Трубные звуки никак не могут разрушить каменных стен, хотя бы кто трубил тысячу лет; а вера может делать все! (свт. Иоанн Златоуст , 56, 220). Вера укрепляет, а разум колеблет, потому что вера противна разуму (свт. Иоанн Златоуст , 56, 271–272). ...Вера пребывает с имеющими ее; она не обманывает обладающего ею, не изменяет приобретшему ее; не похищается ворами, недоступна для грабителей... ее охраняет Бог, ради нее доставляющий всем все с готовностью (свт. Иоанн Златоуст , 56, 399). Источник. Вера не принимает заключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление (свт. Иоанн Златоуст , 56, 445). ...Мужи евангельские и апостольские вполне чувствовали, как всякое добро совершается не иначе, как с помощью Господа, и исповедали, что своими силами или свободою своей воли они не могут сохранить невредимою даже веру свою; почему молили Господа то вспомоществовать ей, то даровать ее. Если таким образом вера Петрова имела нужду в помощи Божией, чтобы не ослабеть; то кто будет столько самонадеян и слеп, что для сохранения ее в себе думал бы не иметь нужды в непрестанном содействии Божием, особенно когда Сам Господь в Евангелии ясно выразил, говоря: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете... без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15, 4–5 ) (прп. авва Пафнутий, 57, 219–220).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Отличие видения Иезекииля от видения Иоанна Богослова в том, что Иезекииль подробно описывает храм, а евангелист Иоанн говорит, что в этом городе нет храма, потому что Сам Господь является храмом для людей своих. Здесь некоторое окончательное исполнение и завершение пророчества о том, что « Я буду их Богом, Я буду их городом, Я буду ограждением, Я буду их храмом», что не будет никогда ночи в этом городе, потому что там Господь — освящение его и Слава его. « Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня будет: " Господь там " » (Иез. 48:35). Глава 9. Книга пророка Даниила Книга пророка Даниила относится к группе пророческих книг, исторически связанных с вавилонским пленением. Она отличается от прочих пророческих книг тем, что в ней практически нет того, что мы называем пророческими речами. В основном, это запись событий из жизни пророка и его окружения, бывших ему или другим видений и объяснения этих видений, записанные пророком. В еврейском каноне книга пророка Даниила отнесена к «писаниям», а не к «пророкам». Некоторые современные исследователи объясняют это вышеназванными особенностями книги, говоря, что она носит учительный характер. Блаженный Феодорит Кирский говорит об этом по-другому. «Справедливо же будет плакать об иудеях, которые пророка сего осмелились исключить из пророческого списка, и притом опытом дознав истинность его пророчества. Известно, что нынешние иудеи к иным нечестивым своим делам присоединили и эту хулу, отрицанием пророчества стараясь затемнить ясное свидетельство о пришествии Спасителя нашего» т. 29, с. 208]. Об особенностях книги профессор П. А. Юнгеров писал: «Как при изъяснении книги пророка Иезекииля, так и в книге Даниила, толковники обращали внимание на особенный — символический характер изложения пророчеств. Даниил разъяснял сны и сам получал откровения во сне (Дан. 2:19; 4:11; 7:1). Символы и сновидения нередко открывал и разъяснял ему Ангел (Дан. 7:16–8:15); через Ангела же он иногда получал символические откровения (Дан. 9:24; 10:11). Часто встречающаяся апокалипсическая форма получаемых Даниилом и излагаемых им откровений (особ. 7–12 глл.) также отличает эту книгу от других ветхозаветных писаний. Поражает читателей и грандиозность символики Даниила, превосходящая с этой стороны символику Иезекииля и Захарии (особ. Дан. 7 гл.). Заметно в символике Даниила некоторое единообразие: Сын человеческий, муж, человек (Дан. 7:13–15; 8:15–19; 10:56, 16, 18; 12:5–8) являются представителями ангельского мира, царства Божия и царства святых, а звери разных пород и борьба между ними являются символами язычества и взаимоотношений языческих царств (Дан. 7:3–8; 8:3–25). В этой разности символов толковники справедливо видели указание на человечность и богоподобие царства Божия и его символов и на зверство язычества, его характера и символов» кн. 2, с. 337–338].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Дан.3:52 . Благословен еси Господи Боже отец наших, и препетый и превозносимый во веки, и благословено имя славы Твоея святое, и препетое и превозносимое во веки. Это – слова самой пламенной и ничем не удовлетворяющейся любви! Уязвленные «сею» любовью ищут наименований, который могли бы выразить достоинство песнославимаго, и не находя, усиливают их приложениями, означающими превосходство, именуя «превознесенным» и " препетым», не Его только самого, но и имя славы Его. Прекрасно же называют везде Господом и Богом отцов, признавая, что сами они не достойны сего наименования. Дан.3:53 . Благословен еси в храме святыя славы Твоея, и препетый и превозносимый во веки. Не изгладимо в них памятование о Божием храме; и как точные хранители закона, по закону совершают они молитву, и как бы говорят: взирая на оный храм, где обыкновенно являлась слава Твоя, возносим Тебе сие песнопение. Ибо, если и тысячекратно будет он сожжен, но всегда причастен Твоей святыни. И чтобы не подумал кто, будто бы ограничивают они местом бесплотного и беспредельного Бога, по необходимости присовокупляют: Дан.3:51 . Благословен, еси на престоле царствия Твоего, и препетый и превозносимый во веки. Потом показывая, кого называют престолом, непосредственно за сим прибавляют: Дан.3:55 . Благословен еси видяй бездны, седяй на Херувимех, и препетый и превозносимый во веки. И поскольку оный храм имел также изображения херувимов во Святая Святых; то, чтобы слышащие не потерпли от сего какого-либо вреда, и не подумали, что Бог, ограничен, врачуют слушателя, говоря: Дан.3:56 . Благословен, еси на тверди небесней, и препетый п превозносимый во веки. Ты повсюду, говорят они, вес наполняешь, и содержишь всю тварь. Так песнословя, призывают к общению в песнословии всякое сотворенное естество, и разумное, и неразумное, и неодушевленное. Ибо говорят: Дан.3:57 . Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки. И не довольствуются сим общим призванием, но призывают каждую тварь порознь, и не только тварей видимых, но и невидимое естество. Ибо говорят:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010