Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

БЕССРЕБРЕНИК - святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег. Напр. - св. бессребреники Козьма и Дамиан. БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения, в VI - VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх, 15; 1-19). Вторая - песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога (Втор. 32; 1-43). Третья - песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего израильского судьи) (1 Цар. 2; 1-11). Четвертая - песнь пророка Аввакума прославление Господа (Авв. 3; 1-19). Пятая - песнь пророка Исайи " От ноши утреннюет дух мой " (Ис. 26; 9-19). Шестая - песнь пророка Ионы из чрева кита (Ион. 2; 3-10). Седьмая и восьмая - песни трех еврейских отроков, которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая Дан. 3; 26-56, восьмая - Дан. 3; 67-88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая - песнь Пресвятой Богородицы " Величит Душе Моя Господа " (Лк. 1; 46-55) и песнь Захарии о рождении сына - Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79). По причине сложности и суровости второй библейской песни, в большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она отсутствует. БЛАГОВЕРНЫЙ - царь или князь, много способствовавший укреплению православия и причисленный церковью к лику святых; напр. - благоверный князь Александр Невский. БЛАГОВЕСТ - колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения - мерные удары в один большой колокол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Песнь прор. Аввакума (3, 1–19) «Господи, услышах слух Твой» изображает предстоящее («соверши дела Твои среди лета», LXX: «посреде двою животну познан будеши», по нек. отцам: среди 2 заветов) явление Господа для суда над угнетателями избранного народа (халдеями), подобное синайскому Богоявлению и чудесам исхода («Бог от юга», евр. Фемана — юж. Идумеи, по отцам — из Вифлеема, «приидет и Святый от горы приосененныя чащи», евр. «от горы Фарана», по отцам — Сиона), имеющее сопровождаться страшными стихийными потрясениями и бедствиями, которые послужат карою для нечестивых и посему не должны смущать твердо уповающего на Бога. Песнь прор. Исаии (26 гл.), из коей взята для канона большая часть, 9–19 ст., со слов «От нощи утренюет дух мой», воспевает будущую вожделенную землю праведных, с которой будут устранены все нечестивые и на которой совершится невозможное по естественным законам: вообще не оживающие мертвые, после некоторых духовных усилий праведного народа, похожих на муки рождения, от росы Божией оживут (в евр. только «твои мертвые») на радость всех земнородных. Песнь прор. Ионы (2, 3–10) «Возопих в скорби моей ко Господу», воспетая как бы из гроба заживо погребенным, постепенно изображает все ужасы положения пророка сначала совне — пучину вод, потом с внутренней стороны — близость смерти, причем вместе со сгущением красок в этом описании все больше растет надежда пророка на избавление, которая в 3-ей части песни оттесняет все другие мысли. Песнь трех отроков (Дан. 3, 26–88), «Благословен еси Господи Боже отец наших», не имеющаяся в евр. Библии, в своей первой и большей части, употребляемой в качестве 7-й песни канона (ст. 26–56), прославляет Бога отцов за праведное наказание своего народа пленом и просит о милости и избавлении ради завета с праотцами, затем (после вставки повествовательного характера о том, что печь разжигали все сильнее и что в нее сошел Ангел, вставки, тоже не опускаемой в 7-й песни канона) прославляет Господа как Бога отцов, прославляемого во храме Своем и на небесах. Вторая, меньшая, часть песни (ст. 67–88) «Благословите вся дела Господня», служащая 8-й песнью канона, приглашает к прославлению Господа все Его «дела», начиная от Ангелов и спускаясь, как по лестнице, по разным сферам творения, до людей и Израиля в различных его классах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   Библейские песни, о которых было сказано выше довольно кратко, представляют собою обоснование канонов. Надлежит ознакомиться с их содержанием и с взаимной связью между этими песнями и песнями наших канонов. Всего в Библии записано 12 песен, но песни Деворы (Суд. V гл.) и Езекии (Ис. 28:11-20) не вошли никак в богослужение наше и, таким образом, десять песней составляют фон нашего канона. При этом некоторые песни соединились в одну, а некоторые, наоборот, разделились. Схематически это выглядит так:    Песнь Моисеева (Исх. 15:1-19) дала 1 п. канона (Вт. 32:1-43) Анны (I Цар. 2:1-11) Аввакума (Авв. 3:1-19) Исаии (Ис. 26:9-19) Ионы (Ион. 2:3-10) Трех отроков составила две песни канона, а именно (Дан. 3: 26-56) дала 7 п. канона, а (Дан. 3:67-88) Богородицы (Лк. 1:46-55) не создала отдельной песни канона, вошла неизменной частью и целиком во все почти дни года, как т.н. «Честнейшая», стоя щая между 8 и 9 п. канона. Захарии (Лк. 1:68-79) дала 9 п. канона.    Скабалланович замечает: «Песни расположены в каноне приблизительно в хронологическом порядке; только песнь Аввакума переставлена с песнью Ионы, может быть, чтобы для 6 песни канона, как заключительной в отделе, взять более трогательную библейскую песнь. При этом нельзя не заметить, что песни радостные заняли нечетные места, а скорбные — четные (ср. Шестопсалмие), исключая песни 7 и 8, где для этого принципа пришлось бы конец песни поставить раньше начала...»    Обличительная песнь Моисея из Второзакония, по своему характеру составившая тему второй песни канона, приурочена только ко времени Великого Поста, так что в большую часть церковного года в каноне отсутствует вторая песнь.    Эти упомянутые девять библейских песен (или, точнее, восемь, так как песнь Богородицы стоит совсем особняком) дали темы авторам канонов для составления отдельных песен оного. Это совсем очевидно из содержания т.н. «ирмосов», которые очень часто составлены из отдельных выражений данной библейской песни, или даже целиком ее воспроизводят. Как пример можно привести: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его, славно бо прославися», или «Вонми небо и возглаголю», ... Иногда эта связь — не буквальная, но все же идеологически вполне выдержанная, как например: «Водного зверя во утробе длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть проображаше яве...», или «Образу златому на поле Деире...» и т.д. Но весьма часто никакой связи, ни буквальной, ни по содержанию в том или ином ирмосе не сохранится, как например, в таком случае, как наиболее частая в году катавасия: «Отверзу уста моя и наполнятся духа и слово отрыгну Царице Матери и явлюся светло торжествуя и воспою радуяся Тоя чудеса». Или: «Царю царей, яковый от яковаго един слове происшедый...»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Поэтому, приготовляясь к Причащению тем, что сказано, не забудем и о вере и любви» (Пролог, 25 марта). Что касается поста, то существующая уставная традиция вполне по силам любому, у которого нет каких-то особых заболеваний. Надо держаться меры. Если есть недуги, то можно, поговорив со священником, сделать такое послабление, которого требует болезнь. Почему в канонах отсутствует вторая песнь? иеромонах Иов (Гумеров) В основу наших канонов легли библейские песни: 1-й песни канона – песнь Моисеева ( Исх. 15:1–19; 2 -й песни – песнь Моисеева ( Втор. 32:1–43 ); 3-й песни – песнь Анны ( IЦap.2:1–11 ); 4-й песни – песнь Аввакума ( Авв. 3:1–19; 5 -й песни – песнь Исаии ( Ис. 26:9–19; 6 -й песни – песнь Ионы ( Ион. 2:3–10; 7 -й и 8-й песней – песнь 3-х отроков еврейских в Вавилоне ( Дан.3:26–56 и Дан.3:67–88 ); 9-й песни – песнь Захарии ( Лк.1:68–79 ). Песнь Богородицы ( Лк.1:46–55 ) составила умилительное песнопение (Честнейшая) – творение св. Косьмы, епископа Маиумского. Она исполняется на утрени после 8-й песни почти во все дни года. Вторая песнь канона составлена по образцу песни пророка Моисея: Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих, да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои, яко туча на троскот и яко иней на сено: яко имя Господне призвах, дадите величие Богу нашему…В этой пространной песне много обличений народа Израильского: Согрешиша, не Того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете, сии людие буии и не мудри… В конце возвещается праведный суд Божий. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Исполняется 2-я песнь только в дни св. Четыредесятницы. Почему на Сретение Господне богослужения совершают в голубом облачении? иеромонах Иов (Гумеров) Голубой цвет священнических одежд символизирует чистоту и целомудрие. В праздники, посвященные Божией Матери служба совершается в облачениях голубого цвета, потому что Пресвятая Богородица, будучи избранным сосудом благодати Святого Духа, являет собой небесную чистоту и непорочность.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

человека, то он от всего этого будет испытывать только нудность и скуку 146 . И все же, несмотря на бедность своего богословского содержания, эти возгласы-то и возбуждают внимание, заставляют встрепенуться. А чтение – кто его слышит и понимает?.. Поэтому в шумных приходах, любящих толпу и развлечения, его совсем опускают. Остаются одни ирмосы, в светской, нецерковной переделке, и то иногда не все. Господи, куда мы зашли!.. Только Великим постом исполнение канона приобретает характер, имеющий некоторое подобие истинного. Разумею – бывает включение в него песней Свящ. Писания. Но на самом деле песни из Свящ. Писания всегда должны соединяться с пением канона, ибо они составляют его основу. Итак, что же они такое собой представляют? Библейские песни – это боговдохновенные, с сверхъестественной, и высоко поэтические, с естественной стороны глубоко религиозные пророческие гимны. Они вылились в исключительные моменты жизни из уст величайших людей Ветхого и Нового Завета. Это благоуханные цветы их молитвенного воодушевления, красноречия и чисто поэтического дара. Церковь в основу канона положила, по числу ликующих и непрестанно славословящих на небе девяти чинов ангельских, тоже девять песен. Содержанием их являются следующие места в Библии : Исх. 15:19 ; Втор. 32:1–43 ; 1Цар. 2:1–11 ; Авв. 3:1–19 ; Ис. 26:9–19 ; Ион. 2:3–10 ; Дан. 3:26–56 ; Дан. 3:67–88 ; Лк. 1:46–55; 68–79 . Связываются они с небиблейским содержанием канона, то есть с его тропарями, посредством ирмосов (ερμς – связь) и катавасий (καταβασα [κατβασις] – возвращение, разумеется опять к ирмосу). Ирмос достигает связи тропарей в честь какого-либо святого или новозаветного события с не имеющими к этому никакого формального отношения песнями Свящ. Писания тем, что находит между первыми и последними известное подобие (аналогию) – иными словами, воспевает известную память приспособительно к содержанию библейской песни и, по возможности, ее словами 147 . Катавасия исполняет в конце каждой песни канона то же назначение, какое ирмос в ее начале, служа связью между пропетыми тропарями и следующей песнью, и возвращает таким образом ряд тропарей снова к ирмосу. (В большие праздники – уже к пропетому, в малые – к иным. Обычная воскресная катавасия: «Отверзу уста моя... )

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Четвертая песнь прор. Аввакума (гл. 3, 1—19). Пятая песнь пророка Исаии (гл. 26, 9—19). Шестая песнь прор. Ионы (гл. 2, 3—10). Как для седьмой песни (Дан. 3, 26—56), так и для восьмой песни (Дан. 3, 67—88) образцом служит песнь трех отроков в пещи Вавилонской, и в ирмосах 7–й и 8–ой песен всегда так или иначе упоминается об этих отроках или приводятся слова их песни. Между 8–й и 9–й песнями почти во весь год (кроме двунадесятых праздников) поется песнь Пресвятой Богородицы «Честнейшая» (Лук. 1, 46—55), она содержит прославление Божией Матери. Девятая песнь св. прав. Захарии, отца св. прор. Иоанна Предтечи, приводится она Св. Евангелистом Лукой (гл. 1, 68—79). По Уставу тропари канона должны соединяться с чтением стихов этих песней, причем, указан порядок этого соединения для будничных дней, для праздничных и для Великого поста. Однако, в настоящее время такое соединение почти оставлено, и употребляется лишь в наиболее строго соблюдающих Устав церквах и то, лишь Великим постом. Вышеупомянутые припевы к тропарям (которые теперь употребляются) вытеснили собою ветхозаветные стихи этих песней. По прочтении всех тропарей каждой песни, ирмос каждой песни (но по большей части в течение года ирмос другого, т. е. второго, или последнего канона) поется сошедшимися вместе на середину храма с клиросов обоими ликами, и это совместное пение заключительных ирмосов называется «катавасией» (от греческого «καταβαινω» — спускаться, сходиться), καταβασια, то есть «схождение», когда два лика (хора) сходятся на середину храма, где они поют «покрывающий», или заключительный, ирмос. Какая в какой период года поется катавасия, подробно указано в Типиконе. Большую часть года катавасией служат ирмосы Богородичного канона «отверзу уста моя…» Как славянский, так и другие переводы канонов, к сожалению, не дают понятия о замечательной художественной красоте канонов, которые по обширности материала и художественности его изложения можно было бы назвать духовными поэмами. Иногда каноны бывают неполными: состоят из двух, трех, четырех песней, и тогда они называются двупеснцами, трипеснцами, четверопеснцами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Предлагаемый Международной Богословской Комиссией документ содержит в себе полезный и действенный разъяснительный инструментарий к пониманию и углублению всей проблематики, несомненно содержащей в себе вопросы не только вероучительной, но пастырской необходимости, ответ на которые должен быть дан как с теоретической богословской, так и с практической душепастырской точки зрения. СОДЕРЖАНИЕ Введение (1–7) 1 . История и герменевтика католического учения (8–41 ) 1 .1. Библия (8–10) 1 .2. Восточные Отцы Церкви (11–14) 1 .3. Западные Отцы Церкви (15–20) 1 .4. Средневековая Схоластика (21–25) 1 .5. Новое Время. Эпоха после Тридентского Собора (1545–1563) (26) 1 .6. От Первого до Второго Ватиканского Собора (27–31) 1 .7. Проблемы герменевтики (32–41) 2 . Inquirere vias Domini: Богословские Принципы (42–69) 2 .1. Универсальная спасительная воля Божия, реализованная единым посредничеством Иисуса Христа в Духе Святом (43–52) 2 .2. Всеобщность греха и всеобщность необходимости спасения (53–56) 2 .3. Необходимость Церкви (57–60) 2 .4. Необходимость сакраментального Крещения (61–67) 2 .5. Надежда и молитва о всеобщем спасении (68–69) 3 . Spes orans: Основания Надежды (70–103) 3 .1. Новые контексты (70–79) 3 .2. Человеколюбивое милосердие Божие (80–87) 3 .3. Солидарность со Христом (88–95) 3 .4. Церковь и Общение Святых (96–99) 3 .5. Lex orandi, lex credendi (100–101) 3 .6. Упование (102–103) Введение 1 . Апостол Петр призывает христиан всегда быть готовыми дать ответ в своем уповании (ср. 1Пет.3:15–16 ) 651 . Предметом настоящего исследования является тема христианской надежды на спасение детей, умирающих некрещеными. В тексте рассматривается то, каким образом эта надежда формируется в последние десятилетия, на чем она основывается, и каким образом она может быть обоснована в случае необходимости. Несмотря на кажущуюся маргинальность данной темы по отношению к другим богословским вопросам, ее правильное решение, в наши дни ставшее особенно неотложным по причине пастырской необходимости, зависит от рассмотрения глубоких и сложных проблематик.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Канон является настолько большой частью утрени, что его можно рассматривать, как самостоятельную службу, вставленную в утреню. Действительно, это сравнительно позднейшая часть утрени (утреня по древнейшему константинопольскому уставу, более нынешнего устава близкому к западному богослужению, не имела канона). Поэтому и даваемое в каноне прославление празднуемого события вполне самостоятельно и независимо от других групп песнопений имеет свой ход мысли. Состоит канон из ряда песнопений, составленных по образцу или, вернее, имеющих в виду так называемые библейские песни; именно 1-я песнь канона составляется на основании песни Моисея по переходе через Чермное море ( Исх. 15:1–9 ); 2-я песнь (употребляемая только в Великий пост из-за ее скорбности) – на основании обличительной песни Моисея ( Втор. 32:1–43 ); 3-я песнь подражает песни Анны, матери Самуила ( 2Цар. 2:1–11 ); 4-я – песни прор. Аввакума (3:1–19); 5-я – песни Исаии (26:9–19); 6-я – Ионы (2:3–10); 7-я – песни трех отроков ( Дан. 3:26–56 ); 8-я – ее продолжению (3:67–88); 9-я – песни Богородицы и Захарии ( Лк. 1:46–55, 68–79 ). Стихи этих песней и вставляются в качестве припевов между песнопениями канона, именно между так называемыми тропарями, или стишками его. Собственно только ирмосы в каноне подражают довольно близко ветхозаветной песне. Иногда они настолько близки к соответствующей библейской песне, что повидимому и не говорят о празднуемом событии, но и тогда они все же имеют в виду это событие, намекают на него. Таковы по содержанию между другими ирмосами и ирмосы канонов на Рождество Пресв. Богородицы. Это умолчание о празднуемом событии в ирмосах намеренное и имеет целью показать, что это событие лишь звено в едином и цельном акте спасения, начавшемся еще в Ветхом Завете чудесными делами спасения (прославляемыми в библейских песнях). Тропари же (иначе называемые стихами канона) большей частью восхваляют празднуемое событие, почти не имея в виду ветхозаветной песни, к которой примыкают (и со стихами которой они должны петься и в великие праздники) лишь отдельными выражениями, преимущественно заключительными, иногда напоминая эту песнь. Поэтому и между ирмосом и тропарями большей частью нет логической связи. Потому же не всегда есть такая связь и между отдельными ирмосами каждого канона. Напротив, тропари канона большей частью имеют между собой связь, но связь эта более или менее тесна только между тропарями одной и той же песни (в каждом каноне) и едва заметна бывает между тропарями различных песней. Каждая песнь в своих тропарях дает большей частью самостоятельное и независимое от других песней прославление события. Но все же ни одна песнь в своих тропарях не повторяет мыслей других.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

447 См. Библиографии в изданиях: Burchard 1996:437–459, Burchard 2003:53–65, отдельный номер JPS за 2005, целиком посвящён этому апокрифу, последние издания: Fink 2008, Reinmuth 2009. 448 Брагинская 2005:32–38, Брагинская 2005а: 73–96, Брагинская 2007:32–75, Касьян 2003:42–45, Касьян 2004:323–336. 452 Simon 1971:509–520, Kraabel 1982:450–456, Kraabel 1992:1–20, Goodman 1989:175–185, Goodman 1992:55–78, Goodman 1994, Bruner 1990:821, Левинская 2000:49–93. 453 Псахим 9а–10с, Сота 42ab, Кетубот 1–3, Нидда 38b, Аарон бен Элияху Караим. Сефер мицвот гадоль ган эден. Евпатория 1866:147 с. 454 Псахим 9. 4а–5а: «Зачем прозелит постится – ведь он чист после обращения? – Он очищается от /тумат хаметим (скверна прикосновения к мертвецу). – А кто этот мёртвый? – Он сам. 456 Систематическое исследование библейских цитат и аллюзий в «Иосиф и Асенет» было начато Деллингом (Delling 1978:29–56) и продолжено Бурхардом (Burchard 1985:177–247), чьи результаты вошли в указатель ссылок и аллюзий на Ветхий и Новый Заветы в Псевдоэпиграфах (Delamarter, Charlesworth 2002). Мы называем не те книги, которые выйдут на первое место по числу отсылок из списка Бурхарда. Количественно, если судить по индексу, преобладают, несомненно, отсылки к Бытию (111), для чего есть немало веских причин, следом – Псалмы (68), Исайя (27), Исход (26), 1 Царств (16), Суд (13), Иов (9), за исключением книг эллинистического периода ( Дан.20 и Есф.16 ) ко всем прочим книгам Библии в индексе от 7 отсылок и менее. В их число входят Притчи (7) и Нав. (6). Список Бурхарда подлежит, по нашему мнению, обсуждению, дополнению и пересмотру, но дело не только в этом. Значимость «архистратига воинства Господня» из Нав.5:14–15 для именования одного из центральных персонажей «Иосиф и Асенет» выше иных многочисленных ссылок. 457 См. Philonenko 1968:89–98, Burchard, 1965:121–26, Lindars 1987:181–199, Шмаина-Великанова; Брагинская; Виноградов, 2010:71–88, Шмаина-Великанова; Брагинская; Виноградов, 2010а: 453–499. 464 Как известно, транслитерации ивритских, арамейских и персидских слов в Книге Иудифи есть, см. Moore 1985:66–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010