Марк Мангано (протестант) 3 и 4 книги царств. Дейл Мейнор В иудейской Библии третья и четвертая книги Царств также объединены в одну, а на полях Масоретского текста место 3 Царств 22:6 названо серединой книги. На иврите эти книги носят название книга Царств (ивр., мелахим). В греческом переводе эти книги носят название 3 и 4 книги Царств (ивр., Басилейон). Исторический и культурный фон Повествование 3 и 4 книг Царств начинается примерно в 970 г. до н.э. со времени восхождения на престол царя Соломона. Политическое и военное ослабление великих империй Месопотамии и Египта позволило сразу нескольким малым государством укрепиться в образовавшемся вакууме. Среди них – Финикия, Едом и особенно Сирия. 441 3 книга Царств начинается с рассказа об образовавшемся союзе между Финикией и Израилем ( 3Цар.5 ) и о политическом диалоге Соломона с Египтом, который выразился в браке Соломона и дочери фараона ( 3Цар.9:1 б), 442 а также о недолгом, но значительном вторжении Сусакима Египетского в пределы Иуды и Израиля сразу же после смерти Соломона ( 3Цар.14:2528 ). После смерти Соломона царство раскололось ( 3Цар.12 ) и причин этому было несколько. Библия указывает на неверность Соломона Богу Яхве, которая частично проявилась в том, что он брал в жены иноплеменниц и менял некоторые религиозные обряды Израиля ( 3Цар.11:113 ). Также, текст ясно говорит о том, что Соломон попал в ту самую западню, о которой предупреждают Второзаконие (17:1420) и 1 книга Царств (8:1018), он обложил жителей Израиля высокими финансовыми поборами ( 3Цар.4:2228 ). После смерти Соломона северные колена Израиля попросили всего лишь снизить налоги ( 3Цар.12:115 ), но новый царь, сын Соломона, Ровоам отказался исполнить эту просьбу, и тогда народ короновал Иеровоама, сына Навата ( 3Цар.12:20 ). Хотя Иеровоаму было обещано продолжение царской династии, если он будет следовать Господу ( 3Цар.11:2639 ), он, очевидно, не доверял Богу, а больше заботился об укреплении своего могущества в выделенной ему области. Он ввел четыре новшества в жизнь Израиля – ввел поклонение новым богам (изваял двух золотых тельцов для поклонения им), перенес место поклонения из Иерусалима в Дан и Вефиль (и на другие высоты по всей стране), поменял прежних священников и ввел новые праздники ( 3Цар.12:2533 ). Привнося такие перемены, Иеровоам изменил идеологию страны, которая из поклонения Богу Яхве превратилась, в лучшем случае, в синкретизм с элементами идолопоклонства, которые со времен Судей и до этого времени продолжали жить в земле, но оставались скрытыми. В конечном итоге, Израильское царство стало плюралистичным в философии и материалистичным в стремлениях (на что намекают пророки Амос и Осия).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Слово 11. Сказанное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову по рукоположении его в епископа 1. Друга верного нельзя ничем заменить и несть мерила доброте его. Друг верен, кров крепок ( Сир. 6:14, 15 ) и огражденное царство ( Притч. 18:19 ); друг верный – сокровище одушевленное. Друг верный дороже золота и множества драгоценных камней. Друг верный – вертоград заключен, источник запечатлен ( Песн. 4:12 ), которые временно отверзают и которыми временно пользуются. Друг верный – пристанище для упокоения. А ежели он отличается благоразумием, то сие сколько еще драгоценнее! Ежели он высок ученостью, ученостью всеобъемлющей, какой должна быть и была некогда наша ученость, то сие сколько еще преимущественней? А ежели он и сын света ( Ин. 12:36 ), или человек Божий ( 1Тим. 6:11 ), или приступающий к Богу ( Исх. 19:22 ), или муж лучших желаний ( Дан. 9:23 ), или достойный одного из подобных наименований, какими Писание отличает мужей божественных, высоких и принадлежащих горнему, то сие уже дар Божий и, очевидно, выше нашего достоинства. А ежели и приходит он к нам от друга, и притом равночестного и добродетелью, и дружеством с нами, то сие еще приятнее, и сладостнее, и благоуханнее мира, украшающего браду иерея и ометы одежды ( Пс. 132:2 ). 2. Довольно ли этого? И точно ли изобразило вам слово мужа сего? Или надобно, подражая прилежным живописцам, не один раз набросать краски, чтобы представить вам в слове совершенное его изображение? Итак, опишем его вам полнее и явственнее. Кто всех знаменитее из законодателей? Моисей. Кто всех святее из священников? Аарон. Оба братья не менее по благочестию, как и по плоти. Или, лучше сказать, один – бог Фараону ( Исх. 7:1 ), ходатай и законодатель Израиля, входящий внутрь облака, созерцатель Божественных тайн и тайноводитель, строитель истинной скинии, юже водрузи Господь, а не человек ( Евр. 8:2 ); оба же равно иереи, как сказано: Моисей и Аарон во иереех Его ( Пс. 98:6 ). Один – князь князей, иерей иереев, употребляет Аарона, где только нужен язык, и сам служит ему в тех, яже к Богу ( Исх. 4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Глава 51 Потом Пророк дает различные именования врагам, и во первых называет их ( Иер.51:1 ) «ветром знойным», который обыкновенно губит растения; потом ( Иер.51:2 ) «ругателями», а сим дает разуметь справедливость наказания; потому что потерпит, как сказано, «елика сотвори» ( Иер.50:25 .). Повелевая же врагам без пощады излить гнев на всех, Бог присовокупил: Иер.51:5 . Понеже не овдове Израиль, и Иуда от Бога своего, от Господа Вседержителя, яко земля их наполнися неправды от святых Израилевых. За суеверие и беззаконие Израильтян отвратил Я взор от них; но не лишил их совершенно Моего о них попечения. Иер.51:7 . Чаша златая Вавилон в руце Господни напаяющи всю землю вином своим исполнил народ сей, «потрясошася» народы. ( Иер.51:8 ). «Внезапу паде Вавилон, и сокрушися». И блаженный Даниил, толкуя сон Навуходоносору, сказал, что «глава златая» есть сам царь вавилонский ( Дан.2:38 ). И здесь Пророк наказание, в лиц его наложенное на другие народы, нарек «чашею златою». Посему сказует, что, подвергнув наказанию другие народы, внезапно, сверх всякого чаяния, Вавилон и сам взят и разрушен. Потом народам, пришедшим на помощь, говорит: «Плачите по нем, возмите масти к болезни его, да исцелится», то есть, подайте ему врачества помощи. При сем Пророк изводит на середу сих помощников, и в уста им влагает такой ответ: Иер.51:9 . Врачевахом его, «и не исцеле: оставим его, и отъидем кийждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его, и воздвижеся даже до звезд». ( Иер.51:10 ). «Изнесе Господь суд Свой». Сию кичливость царя вавилонскаго предвозвестил и блаженный Исаия; ибо говорит: он сказал: «выше звезд поставлю престол мой» ( Ис.14:13 ). Потом Пророк яснее представляет и дающаго повеление, и исполняющего оное. ( Иер.51:11 ). «Воздвиже Господь дух» царя мидскаго, «яко противу Вавилона гнев Его, да погубит и, понеже отмщение Господне есть, отмщение» храма «Его». ( Иер.51:12 ). «На стенах вавилонских». Что осмелился он сделать с храмом, тому подвергну и стены Вавилона. Потом, как бы посмеиваясь, советует Бог Вавилонянам поставить на стенах «стражей», возбуждать их и уготовлять оружие. И давая знать, что от всего того не будет никакой им пользы, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

( Матф. 5:3–12 ; Лук. 6:20–26 ). 1 Ветхозаветному человечеству были предложены на, выбор «жизнь» или «смерть» (Второз. XXX, 19; Иерем. XXI, 8). Всё ветхозаветное домостроительство направлялось к тому, чтобы научить народ «любить Господа Бога» Израилева «от всего сердца своего и от всей души своей, дабы жить ему» (Второз. XXX, 6), но предварительной ступенью и необходимым условием для достижения такого настроения было указано «обрезание сердца» его (Второз. VI, 6; Иерем. IV, 4; Дeяh. VII, 51 ). Чтобы побудить ветхозаветное человечество к совершению такого трудного подвига, Господом Богом были определены «благословение» ( ευλογα) за исполнение закона и «проклятие» ( κατρα) за его нарушение. «Благословение» должно было сопровождаться преуспеянием верного исполнителя закона и во внешнем благополучии жизни социально-политической, семейно-экономической и т. д., «проклятие» же обусловливало для дерзкого нарушителя закона наступление бедствий в указанных отношениях ( Bmop. XXVIII след. и др.) – «смятение и несчастие во всяком деле рук его, доколе не будет истреблен» (Второз. XXVIII, 20). Во всеоружии таких могущественных для себялюбивого человека побуждений, закон, как суровый «пестун» ( Гaлam. III, 24 ), воспитывал ветхозаветное «жестокосердое» ( Mamф. XIX, 8 ; Mapk. XVI, 14 ) человечество, доводя его до сознания неисправимой собственными силами природной греховной испорченности всякого человека, а вместе с сим – неспособности закона «животворить» человека ( Гaлam. III, 21 ) по его внутреннему существу. Выяснилось, что закон не мог препобедить и предотвратить того коренного извращения человеческой природы, в результате коего оказывалось, что самому лучшему не возрождённому человеку «прилежит злое», когда он хочет делать «доброе» ( Puмл. VII, 21 ) и что он с роковою неизбежностью делает не то, что хочет, а что в своей совести и разуме ненавидит ( Puмл. VII, 15 ), будучи порабощен живущему в самой сокровенной глубине его природы греху ( Puмл. VII:14, 17 ). Ветхозаветному человеку был дан «святой закон» и заповедь святая, праведная и благая, но так как сам-то человек по внутреннему существу своему – «плотен», раб греха ( Puмл. VII, 14 ), то и оказалось, что «заповедь», данная человеку для жизни, фактически послужила ему к смерти ( Puмл. VII:12, 10 ), и все, «утверждающиеся на делах закона», оказались «под клятвою» самого же закона ( Гaлam. III,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Псалом 59 Бог, даровав Израилю победу над врагами, показал, что Он есть царь не только своего народа, но и других народов. 1–2. В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: внегда сожже средоречие Сирийское и Сирию Совалскую, и возвратися Иоав и порази Едома в дебри Солей дванадесять тысящ. Этот псалом написан Давидом о изменитися хотящих или о том, что имеет измениться в будущем, т. е. по поводу современных обстоятельств, но таких, которые предъизображают и предвозвещают иные, и посему служат пророчеством о будущем. Как столь важный, псалом сей, как и другие, ему подобные, дан в столпописание или его должно было написать на столбе – для лучшего сохранения в памяти отдаленнейших потомков, и преимущественно в научение всех потомков, до которых он сохранится в своем неповрежденном виде. – Писан этот псалом в то время, когда Иоав, полководец Давида, сжег средоречие Сирийское или Месопотамию Сирийскую и Сирию Совальскую, а затем, возвращаясь, поразил Эдома или жителей Идумеи – в дебри солей или соленой долине ( – на юго-восток от Палестины) в числе двенадцати тысяч 7 . Столкновение с Сирийцами произошло по следующему обстоятельству. «Поразил Давид Адраазара, царя Сувского, в Емафе, когда тот шел утвердить власть свою при реке Евфрате. И взял Давид у него тысячу колеснице, семь тысяч всадников и двадцать тысяч пеших» и прочее. «Сирияне Дамасские пришли было на помощь к Адраазару, царю Сувскому; но Давид поразил двадцать две тысячи Сириян. И поставил Давид охранное войско в Сирии Дамасской и сделались Сирияне рабами Давида, принося ему дань». А затем «военачальник Авесса, сын Саруи, поразил Идумеян в долине соляной восемнадцать тысяч; и поставил в Шуме охранное войско, и сделались все Идумеяне рабами Давида. Господь помогал Давиду везде, куда он ни ходил» ( 1Пар.18:3–6;12–13;19:6–19 ; ср. 2Цар.8:3–6,13–14 ). 3–5. Боже, отринул ны ecu и низложил ecu нас, разгневался ecu и ущедрил ecu нас. Стряси ecu землю и смутил ecu ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Показал ecu людем Твоим жестокая, напоил ecu нас вином умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Рассказ Ахава Иезавели о кармильских событиях, в частности и об умерщвлении, по слову пророка Илии, жрецов Ваала ( 3Цар.18:40 ), имел, вероятно, целью расположить жену к религии Иеговы; но на Иезавель, упорную и фанатичную язычницу, рассказ этот произвел обратное действие; возбудил ее ярость, мстительность и намерение со всей решительностью бороться за культ Ваала и против главного представителя религии Иеговы – пророка Илии, ставшего причиной гибели ее жрецов; и она через посла клятвенно (ср. 3Цар.2:23,20:10 ) угрожает ему смертью , имея в виду, вероятно, побудить его к бегству (умертвить пророка Илию, как многих других пророков ( 3Цар.18:4,13 ), Иезавель, видимо, не находит возможным ввиду известности его народу, особенно вскоре после происшествий на Кармиле, когда впечатление силы пророка истинного Бога на народ было еще свежо). LXX, слав. в словах Иезавели, ст. 2, добавляют ει συ ει Ηλιου, κα γ Ιεζαβελ, «аще ты еси Илиа, аз же», т. е. «деятельности твоей и авторитету пророка я сумею противопоставить свой авторитет царицы, чтительницы Ваала». Вероятно, Иезавель сделала это не без ведома Ахава, который оказался слишком слабым для того, чтобы оказать противодействие Иезавели: чувство раскаяния (ср. прим. к ( 3Цар.18:45–46 ) ) в нем оказалось слишком неглубоким и бесплодным. Пророк убоялся (LXX: φοβθη; Vulg.: timuit ergo, слав.: «и убояся», соотв. евр. гл. яре, «бояться», а не яра – «видеть», как в евр. и русск. синод, ст. 3). «Почему, – спрашивает блаженный Феодорит (вопр. 59), – Илия, имея такую силу, убоялся одной Иезавели?» И отвечает: «потому, что был не пророк только, но и человек. С другой стороны, и страх был делом Божия смотрения. Чтобы великость чудотворения не надмила мысли, благодать попустила природе дать в себе место боязни, а пророку через это познать собственную свою немощь». Пророк удаляется из Израильского царства в Вирсавию – в Иудейском царстве. Вирсавия принадлежала Симеонову колену ( Нав.19:2 ; 2Цар.24:7 ), лежала на границе Идумеи, теперь хирбет-бир-эс-Себа, Onomast 277; на южном конце Иудеи и всего Ханаана, как Дан составлял северную границу его; отсюда известное выражение «от Дана до Вирсавии» ( Суд.20:1 ; 1Цар.3:20 ; 2Цар.3:10,17:11,24:15 ; 3Цар.4:25 ), ср. Robinson, Palastinal, 337. Хотя город этот принадлежал к Иудейскому царству, но и во времена разделения царств привлекал много паломников из Израильского царства ( Ам.5:5,8:14 ). В Вирсавии пророк оставляет отрока своего (ст. 3), сн. ( 3Цар.18:43–44 ); в печали своей пророк, естественно, хотел быть один.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Гомилия I 1 . Подобно тому, как «в последние дни» (ср. Деян.2:17 ) Слово Божье пришло в этот мир, облаченное в плоть, воспринятую от Марии, являясь не тем, кем виделось, и не тем, кем понималось – ибо плоть Его была открыта взору всех, и лишь немногим избранным было даровано видение Его Божественности, – так и через пророков и Законодателя Слово Божье явилось людям, сокрытое под покровом надлежащих подобающих одеяний. И как под покрывалом буквы (ср. 2Кор.3:14 ) таится духовный смысл, так и за плотью сокрыта Божественность. Ибо как она сокрыта под покровом плоти, так и под покрывалом буквы, словно бы под плотью, таится духовный смысл, воспринимаемый как Божественность. Мы видим это в книге Левит, в которой описаны священнодействия, разнообразные жертвоприношения и обязанности священников. Возможно, и достойные, и недостойные видят и слышат все это в соответствии с буквой, которая есть, так сказать, плоть Слова Божьего и одеяние Божественности. Но «блаженны очи» (ср. Лк.10:23 ), внутренним взором видящие Божественный Дух, сокрытый под покрывалом буквы; и блаженны те, кто слышит все это чистым слухом внутреннего человека. Иначе ясно означится в этих словах «буква», которая «убивает» (ср. 2Кор.3:6 ). Если я так же, как и некоторые среди нас, последую простому пониманию, и без всяких словесных ухищрений и туманных аллегорий – за что обычно насмехаются над нами – восприму голос Законодателя, то я – человек церковный, живущий по вере во Христа и поставленный посреди Церкви, и сила Божественных повелений побуждает меня приносить в жертву тельцов и агнцев и жертвовать лучшую пшеничную муку, фимиам и елей. Ибо так поступают те, кто понуждают нас принимать буквальное значение и держаться буквы закона. Но теперь время вспомнить слова святой Сусанны, обращенные к бесстыдным старейшинам. Те, кто отвергает эту историю, исключают ее из списка Божественных книг. Но мы принимаем и умело используем против них сказанные Сусанной слова: «Тесно мне ото всюду». Поэтому если соглашусь следовать вместе с вами букве закона, то «смерть мне», если же не соглашусь, «то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» ( Дан.13:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Скачать epub pdf Толкование на Послание Иакова Глава I. Иак. 1:2 . Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна. Скорбь – несокрушимыя узы, умножение любви, возбуждение сердечного сокрушения и богобоязненности. Послушай говорящего: «аще приступаеши работати Господеви... уготови душу твою во искушение» ( Сир. 2:1 ). И Христос сказал: «в мире скорбни будете: но дерзайте» ( Ин. 16:33 ); опять: «узкая врата, и тесный путь» ( Мф. 7:14 ). Видишь, скорбь везде восхваляется, везде понимается, как необходимая для нас. Если во внешних состязаниях без нее никто не получает венца, прежде чем не укрепит себя трудами, осторожностью в пище, соблюдением закона, бодрствованием и тому подобным, то тем более здесь. Иак. 1:12 . Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим его. (Разумеется) достаточно успевший в том, чтобы переносить с радостью искушения, дабы дело было испытанным и терпение совершенным; совершается это само по себе, а не делается через другое. Посредством другого увещания старается расположить к исполнению предлежащего дела, говоря, что перенесший искушение блажен по обетованию. Так мужественно состязавшийся будет опытным мужем, во всем искушенным. А явившемуся светлым из мрака дан будет венец жизни, приготовленный Богом для любящих Его. Так тот, кто переносит искушение, презирая труды и самую смерть, получит венец вечной жизни. Ты спрашиваешь, из чего приготовил Бог венцы жизни любящим Его? То, что приготовил Бог любящим Его, по величию божества не подлежит взору и слуху и не может придти даже на мысль человека. Иак. 1:15 . Таже похоть заченши раждает грех , грех же содеян раждает смерть. При совершении греха, опьяненные удовольствием, мы не чувствуем этого. А когда произойдет и кончится, особенно когда погаснет удовольствие, горькое чувство овладевает сердцем. Иначе бывает у рождающих женщин. У них прежде родов большое напряжение и острые боли служат причиною страданий, а после родов – успокоение, так как новорожденное дитя вытесняет боль. А здесь не так: пока мы думаем и заняты порочными мыслями, веселы и радуемся; а когда родим злое дитя, грех , тогда, видя позор рожденного, мучимся, тогда терзаемся более тяжко, чем рождающие жены. Поэтому убеждаю не принимать, особенно вначале, испорченного пожелания; а если и приняли, нужно уничтожить семя внутри. А если будем нерадивы до этого, то совершенный грех нужно загладить посредством исповеди, слез и самообличения; ничто не бывает столь гибельно для греха, как сознание и осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 14 XIII и XIV глава переведены с греческого, потому что в еврейском тексте их нет. Известное по переводу LXX (кодекс Хизианский) и многим спискам перевода Феодотиона, но не встречающееся в еврейском тексте книги пророка Даниила, повествование о Виле представляет немало странностей, наводящих на мысль о его легендарности. Таково прежде всего начало рассказа по чтению LXX: «из пророчества Аввакума сына Иисусова, из колена Левиина. Был некий человек священник, по имени Даниил, сын Авала, сожитель царя Вавилонского». Судя по данному надписанию, повествование заимствовано из неизвестного апокрифического произведения, приписываемого пророку Аввакуму. Главным действующим лицом оно считает не пророка Даниила, происходившего из колена Иудина ( Дан.1:3–6 ), а какого-то неизвестного священника Даниила (ср. 1Ездр.8:2 ). В переводе Феодотиона рассказ начинается иначе: «царь Астиаг приложился к отцам своим, и Кир Персиянин принял царство его. И Даниил жил вместе с царем». Повествование поставлено, таким образом, в связь с каноническим содержанием кн. пророка Даниила, но расходится с ним в замечании об Астиаге: не он был современником Даниила, а Дарий ( Дан.5:31 ), и необычной близости пророка к Киру. Возбуждает сомнение и дальнейший рассказ, что Кир был почитателем вавилонского идола Вила ( Дан.14:3–4 ). Действительно, у Вавилонян был идол Вил ( Ис.46:1 ), но солнцепоклонник Кир, не имевший, как и все персы, идолов, едва ли мог почитать их. История о Виле заканчивается «разрушением» его идола и даже «храма» Даниилом с дозволения Кира ( Дан.14:22 ). Между тем, по свидетельству Геродота, этот храм существовал и после Кира при Ксерксе, которым был ограблен. Странно, кроме того, что храм был разрушен одним Даниилом. Католические экзегеты видят здесь частичное разрушение какого-нибудь притвора или этажа храма (ср. и Песоцкий, с. 457. пр. 1), но текст на это не уполномочивает. Сомнительна со стороны исторической достоверности и вторая половина 14 гл., – повествование о драконе. Очевидная неправдоподобность его видна из того, что оно считает пророка Аввакума современником Даниила ( Дан.14:33 ). В действительности, Аввакум жил задолго до нашествия Халдеев на Иудею, так как характеризует их, как народ совершенно еще неизвестный его слушателям ( Авв.1:6–12 ), а самое нашествие изображает, как событие мало для них вероятное ( Авв.1:5–6 ). Пророк Аввакум считается младшим современником Исаии, но не Даниила. Мало вероятна далее требовательность побежденных Вавилонян к Киру и угрозы «убить его и его дом» ( Дан.14:29–30 ) за умерщвление Даниилом змея. Она напоминает аналогичное требование пред Дарием; но последнее было предъявлено не побежденными, а придворными чиновниками и притом на основании «законов Мидян и Персов» ( Дан.6:15 , Юнгеров, с. 288).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк Даниил Даниила в рове слышала еси, како загради уста зверей, о душе. Уведела еси, како отроцы иже о Азарии (бывшие с Азарией) погасиша верою пещи пламень горящий. Пророк Даниил, находясь в плену Вавилонском, прославился истолкованием снов, виденных Навуходоносором, и вошел в милость его. Навуходоносор поставил его начальником вавилонской области и главой халдейских мудрецов. Когда Вавилонское царство было покорено мидянами и персами, Даниил не утратил своего значительного влияния. При Дарии Мидянине он был в числе трех царских сановников, имевших под своей властью правителей 120 областей, на которые было разделено царство. Царь намерен был поставить его и над всем царством. Но это возбудило зависть в его товарищах по власти и в начальниках областей. Они решили погубить его. Они уговорили Дария издать указ, чтобы никто из его подданных в течение 30 дней не обращался с просьбами ни к какому божеству, кроме Дария. Даниил не исполнил этого нечестивого повеления и за это, по навету своих врагов, к прискорбию царя, был брошен в глубокий ров на съедение львам. Но Господь спас Даниила. Он послал к нему Своего Ангела и затворил пасти кровожадным зверям – они не дотронулись до раба Божия. Дарий, любивший Даниила, обрадовался его чудесному спасению и приказал бросить ко львам в ров его завистников, которые тотчас были растерзаны зверями ( Дан.14:28–42 ). Не менее чудесно было спасение от смерти трех отроков иудейских, вместе с Даниилом отведенных в плен. За то, что они не воздали божеских почестей статуе Навуходоносора, они по его повелению были брошены в печь, раскаленную всемеро сильнее против обыкновенного; но среди огня они остались невредимыми: к ним послан был Ангел и сохранил их ( Дан.3:1–25 ). Положение Даниила, поверженного в львиный ров, и трех отроков, брошенных в печь, – это образ диавольских искушений, воздвигаемых на каждого, кто желает и ревнует быть верным слугой Господа. Аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение ( Сир.2:1 ). Искушения идут от мира, от нас самих, но преимущественно от ненавистника добра, врага Бога и человеков, диавола. Он, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ), как львы желали поглотить Даниила. Он пускает в нас разжженные стрелы своей злобы, чтобы воспламенить в нас огонь страстей и в этом огне, как в вавилонской печи, сжечь, сгубить нас и сделать достойными огня геенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010