В 1906-1908 гг. иером. Антоний предпринял попытку устроить монастырский музей на основе личной коллекции. В нач. сент. 1918 г. в мон-рь прибыли реставраторы во главе с А. И. Анисимовым, к-рых благословил на работу еп. сщмч. Варсонофий (Лебедев). Владыка предполагал отдать половину архиерейского дома для устройства в мон-ре музея-древлехранилища. Учреждение в окт. 1924 г. музея на территории мон-ря не смогло предотвратить его разграбление и частичное разрушение. В 1931-1932 гг. были утрачены знаменитые кирилловские колокола, несмотря на их предварительную постановку на гос. учет и составление списков сотрудниками музея. Комиссия, создание к-рой было инициировано «Рудметаллторгом», сочла, что сохранению подлежат только колокол 1755 г. (самый большой из имеющихся) и 2 колокола XVII в., отлитых за границей. Колокола работы белозерских, вологодских и ярославских литейщиков пошли на переплавку; через год был уничтожен и колокол 1755 г. Всего «Рудметаллторг» получил в Кириллове 31 298 кг колокольной бронзы и 2855 кг железа (колокольные языки). Летом 1931 г. по распоряжению президиума Кирилловского райисполкома территория монастыря стала использоваться под районный сенозаготовительный пункт, к-рый разместился в башнях и у стен. Подвозивший сено транспорт разбивал берег Сиверского оз. и вызывал сотрясение крепостных стен и башен. Несколько позднее на территории музея разместили приемный пункт скотозаготовок, и «подклеты зданий музея-монастыря были заполнены скотом». Были планы устроить клуб с кинобудкой во Введенской ц. и в трапезной палате, а нижнюю палату под колокольней и ц. прп. Евфимия приспособить под пионерский клуб, рядом устроить детскую площадку, открыть колонию на 100 детей и подростков в дополнение к располагавшемуся в мон-ре детскому дому, разобрать на кирпич монастырские стены и прачечную (Уксусные кельи). Рака прп. Кирилла Белозерского. Фотография. 2012 г. Рака прп. Кирилла Белозерского. Фотография. 2012 г. Реставрационные работы в монастыре начались в 1919 г. и первоначально носили противоаварийный, ремонтный характер. До 1942 г. ими руководил архит. В. В. Данилов. Первым объектом стала Малая больничная палата (XVIII в.). Был восстановлен фундамент, произведен ремонт стен, перекрыта кровля. В 1920 и 1925 гг. для поддержания крепостной стены XVI в. по берегу озера поставили ряд деревянных контрфорсов на участке между Преображенской ц. и Котельной башней и начали восстанавливать Свиточную башню. Щели, трещины в осевших стенах крепости отмечают в воспоминаниях и записках те, кто посещали мон-рь и музей в 20-30-х гг. XX в. ( Тарабукин Н. М. Искусство Севера//Ферапонтовский сб. М., 1991. Вып. 3. С. 346; Голицына Е. П. Поездка в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов мон-ри в июле 1927 г.//Там же. 2006. Вып. 7. С. 350).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском у. Вологодской губ., при впадении р. Авнежи в р. Сухону. Источниками сведений об основании А. м. являются «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских», а также Житие прп. Стефана Махрищского, составленное игум. Данилова мон-ря Иоасафом (после 1560). Основан не ранее 1370 г. прп. Стефаном Махрищским и его учеником сщмч. Григорием Авнежским . На пожертвования местного богатого землевладельца Константина Дмитриевича (в иночестве Кассиана ) в мон-ре в 70-х гг. XIV в. были выстроены 2 храма: во имя Св. Троицы и во имя вмч. Георгия Победоносца, а также кельи для братии. Вскоре св. вел. кн. Димитрий Донской прислал в обитель богатый вклад и церковные книги и отозвал прп. Стефана в Москву. Уезжая, прп. Стефан назначил настоятелем обители иером. Григория, а келарство поручил иноку Кассиану. В июне 1392 г., во время набегов казанских татар и вятчан, мон-рь был сожжен, а настоятель Григорий и келарь Кассиан убиты (по др. версии иноки были убиты разбойниками, хотевшими завладеть монастырским имуществом). В 1524 г. крестьянином Феодором были обретены мощи преподобных Григория и Кассиана, над их гробами выстроена часовня. В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению свт. Макария , митр. Московского, обитель возобновилась трудами игум. Стефанова Махрищского мон-ря Варлаама (с 1570 еп. Суздальский и Тарусский). На месте разрушенной часовни был вновь построен Троицкий храм с приделом вмч. Георгия Победоносца, а также Благовещенский храм, трапезная и кельи. В это же время А. м. был приписан к Махрищскому мон-рю. В Смутное время Авнежский и Махрищский мон-ри сильно пострадали, и в 1615 г. по указу Михаила Федоровича обе обители были приписаны к Троице-Сергиеву мон-рю. В 1764 г. А. м. был упразднен, а Троицкий храм, в к-ром под спудом находились мощи угодников, обращен в приходской. К 2000 г. храм не сохранился, на Авнежском погосте уцелела лишь полуразрушенная колокольня. Лит.: Волков П. Сказание об упраздненном Троицком Авнежском монастыре и о преподобных его основателях//Вологод. ГВ. 1846. 8, 9; Мелетий, иером. Исторические сведения об упраздненном Авнежском Троицком монастыре Вологодской епархии//Вологод. ЕВ. 1869. 10. С. 351-359; 11. С. 383-406; 12. С. 433-447; Зверинский. Ч. 2. С. 44; Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские//Вологод. ЕВ. 1900. 9 - 10. Приб.; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 407-408; Свистунов М. А. И в погибели нетленны: Сказание об Авнежском Троицком монастыре (легенды и факты). Вологда, 1991. К. О. Козлов Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/62846.html

и связано с блгв. кн. Московским Даниилом Александровичем . Настоятель мон-ря, по мнению В. А. Кучкина , был самым высоким духовным лицом в Московском княжестве до 20-х гг. XIV в. ( Кучкин В. А. О дате основания московского Данилова мон-ря//ВИ. 1990. 7. С. 165; История Москвы. М., 1997. Т. 1. С. 33). Согласно раннему московскому летописанию, в Даниловом мон-ре первоначально существовала московская архимандрития (руководящий центр городского монашества): «Глаголют же неции от древних старец, яко первии бе князь Данило Александрович сиа архимандритию имеяше у святаго Данила за рекою, яко в свое ему имя церкви тои поставленеи сущи, последи же не по колицех летех сын его князь великии Иоан… приведе оттуду архимандритию ту и близ себе учини ю, хотя всегда в дозоре видети ю» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46). В Житии св. митр. Петра повествуется о присутствии при его кончине в Москве архим. Феодора, к-рого святитель хотел видеть после себя митрополитом ( Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 17-18, 30). Это свидетельство позволяет предполагать, что архим. Феодор в сер. 20-х гг. XIV в. служил в Москве и, по всей видимости, возглавлял Данилов мон-рь. Летописная статья о закладке вел. кн. Иоанном Калитой 10 мая 1330 г. в Кремле Спасо-Преображенской ц. («близ сущу своего двора, и нарече быти ту монастырь и собра черноризци и взлюби монастырь тъи паче иных монастырев… и преведе ту прваго архимандрита Иоанна…» - ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45-46) фиксирует, по общему мнению исследователей, перенос архимандритии из Данилова мон-ря в только что основанный Спасский мон-рь в Кремле, настоятели к-рого и позднее будут именоваться архимандритами по должности (в кон. XV в. мон-рь был удален из Кремля и перенесен на новое место - см. статьи Московский в честь Преображения Господня мужской монастырь (Спаса на Бору), Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь ). В 1365 г. митр. св. Алексий основал в Кремле общежительный Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь , снабдив его церковной утварью, населенными землями и угодьями.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Аскетизм и критика недостойного поведения духовенства сближают К. с движением провинциальных «ревнителей благочестия», к-рые на началах церковного и нравственного обновления народной жизни стремились к преодолению разрушительных последствий Смутного времени . Движение «ревнителей» распространилось в В. Поволжье в 20-40-х гг. XVII в. и было поддержано центральной светской и духовной властью (см.: Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского мон-ря и новые люди XVII в.- ревнители благочестия//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 58-69; Кравец Е. В. Почитание прп. Макария Унженского и Желтоводского как один из источников движения обновления в России в 1-й пол. XVII в.//Тр. Нижегородской духовной семинарии. Н. Новг., 2011. Вып. 9. С. 227-238). Как и первые «ревнители», К. и его ученики подвизались на поволжских землях, вначале их активно поддержал царь. Крайности позиции К. не были свойственны «ревнителям благочестия», не отрицавшим иерархию и таинства. Тем не менее многие из лидеров движения обновления стали вождями и учителями старообрядчества, отдельные течения которого уже к кон. XVII в. учили об утрате «истинного священства». (На связь К. с движением «боголюбцев» указывал С. М. Соловьёв - Соловьёв. История. 1962. Кн. 6. Т. 11. С. 206-207.) В 1639 г. в Троицкий монастырь для расследования «неистовства» К. прибыл строитель Преображенского монастыря в с. Даниловском Пимен в сопровождении людей ярославского воеводы. Иером. Мирон и старцы Троицкого монастыря заявили прибывшим, что «им Капитонова ученья не оставливать, а тебя [Пимена] ни в чем не слушать» (цит. по: Румянцева. 1986. С. 73). В челобитной царю Пимен доносил, что монахи, собранные К., ушли из Троицкого мон-ря. По указной грамоте от 22 нояб. 1639 г. Преображенский мон-рь в Даниловском был упразднен, его насельники перешли в Троицкий мон-рь. Был ли взят тогда под стражу К., неизвестно. Есть предположение, что с 1639 г. он содержался в ярославском Спасо-Преображенском мон-ре, затем был сослан в Тобольск, в 40-х гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/1470335.html

29 июня 1555 г. в Москву был принесен с Вятки чудотворный Великорецкий образ свт. Николая Чудотворца, который поновили М., «бе бо иконному писанию навычен» (ПСРЛ. Т. 13. С. 254), и прот. Благовещенского собора Андрей (впосл. митр. Афанасий ). Один из приделов строящегося Покровского собора был посвящен свт. Николаю (см. подробнее: Макарий (Веретенников), архим. Принесение в Москву чудотв. Великорецкого образа свт. Николая//ЖМП. 2007. 12. С. 88-91; Он же. Храм-памятник: Из истории построения московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рву//Моск. ж. 2009. 7(223). С. 54-63; ранний рассказ о строительстве собора Покрова на Рву и перенесении образа Николы Великорецкого содержится в 3-й ред. Жития митр. Ионы, см.: Усачёв А. С. Житие митр. Ионы 3-й редакции//ВЦИ. 2007. 2(6). С. 5-60). Во время построения храма, в 1557 г., почил Василий Блаженный Московский; по распоряжению М. он был погребен рядом с еще не достроенным собором. Освящен был Покровский собор в 1561 г. (об участии М. в его освящении в летописи не сообщается). В 1556 г. в московском Чудовом мон-ре М. была освящена ц. во имя прп. Иоанна Лествичника с приделом прмц. Евдокии (посвящения были связаны с небесными покровителями царских детей). На освящении молились царская семья «да митрополит из Царяграда Кизитцкий Иасаф да старцы Святыя Горы» (ПСРЛ. Т. 13. С. 276; Т. 29. С. 251). В кон. 50-х гг. XVI в. начинается возрождение древнейшего московского Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря . Предполагается, что внимание царя к обители было вызвано его молением о здравии царицы Анастасии ( Антонов А. В. К истории возобновления московского Данилова мон-ря//РД. 2000. Вып. 6. С. 181-182; Он же. Историко-археогр. исследования: Россия XV - нач. XVII в. М., 2013. С. 620-621). 18 мая 1561 г. М. в присутствии царя Иоанна IV освятил каменный монастырский собор во имя отцов семи Вселенских Соборов. Первосвятитель имел попечение о можайском Лужецком мон-ре, в котором был некогда архимандритом. Возведение соборного храма в обители С.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

В кон. сент. 1923 г. А. был участником собрания 27 архиереев, в Донской иконы Божией Матери московском мон-ре обсуждавших вопросы, связанные с примирением с обновленцами. По итогам тайного голосования оказалось, что большинство архиереев, в т. ч. А., высказалось против примирения и объединения с обновленцами. В 1924 г. А. снова подвергся аресту и находился в заключении 10 дней. После освобождения служил в храмах Москвы, регулярно проповедовал. В 1925 г. назначен управляющим Подольской епархией, но выехать в нее не успел. В кон. нояб. 1925 г. в Москве были арестованы все архиереи, к-рые оказывали помощь Патриаршему Местоблюстителю сщмч. митр. Петру (Полянскому) в управлении РПЦ (среди них - А.). Е. А. Тучков и 6-й отдел ОГПУ выработали суждение, что жившие в Даниловом московском мон-ре архиереи объединены в нелегальный Синод митр. Петра (Полянского) и потому всякая встреча этих архиереев в мон-ре и всякая их беседа с обсуждением церковных вопросов есть не что иное, как заседание Синода; следователи всячески стремились приписать церковным решениям архиереев политический характер. После вынесения приговора (3 года заключения), в мае 1926 г., А. вместе с архиеп. Херсонским сщмч. Прокопием (Титовым) был отправлен в СЛОН, в июле этого года А. принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов» . 30 нояб. 1928 г. А. и архиеп. Прокопию было объявлено, что они ссылаются на 3 года в Уральскую обл. 7 апр. они прибыли в тобольский изолятор, откуда их в тот же день освободили. 9 апр. епископы вновь были арестованы и заключены в тобольскую тюрьму, где пробыли полтора месяца. С началом судоходства они были доставлены в г. Обдорск (совр. Салехард, Ямало-Ненецкий АО). Через месяц А. был отправлен в дер. Шурышкары, где пробыл до 5 июля 1931 г., после чего был возвращен в Обдорск. 30 июля 1931 г. А. и архиеп. Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась благочестивая жизнь святителей, продолжавших и в ссылке совершать богослужения, а также переписка с находившимся на Крайнем Севере Патриаршим Местоблюстителем митр. Петром. В сент. 1931 г. следствие по делу А. и архиеп. Прокопия было закончено, архиереи отправлены в тобольскую тюрьму. 14 дек. 1931 г. ОСО при коллегии ОГПУ приговорило А. и архиеп. Прокопия к ссылке в Казахскую АССР на 3 года.

http://pravenc.ru/text/114356.html

В 60-70-х гг. XVIII в. содержателем небольшого завода в приходе ц. Всемилостивого Спаса, что в Спасской, был Д. Н. Пирогов (1726-1778). Два К. его работы (111 и ок. 32 пудов, 1765) сохранились в Псково-Печерском мон-ре. К. завода московского купца 1-й гильдии А. П. Струговщикова находились в Москве в церквах «Большое Вознесение» (280 пудов, 1780), свт. Алексия, митр. Московского, в Рогожской слободе (300 пудов, 1784) и в Даниловом мон-ре (314 пудов, 1803). Изделия завода Струговщикова были также в селах Быково (63 пуда, 1772) и Горицы (67 пудов, 1784) Тверского наместничества, в Успенской ц. на Сенной пл. в С.-Петербурге (1780), в Саввиновом Сторожевском мон-ре (41 пуд, 1792). В 1780 г. мастером Михаилом Крючковым на заводе Струговщикова были перелиты 2 К. из Троице-Сергиевой лавры. В 90-х гг. XVIII в. у Струговщикова, а после его смерти (1793/94) - у его матери П. И. Струговщиковой был временный завод в Херсоне, где был перелит из артиллерийских орудий, взятых в 1788 г. казаками в захваченной ими тур. крепости на о-ве Березань, набор из 9 войсковых К. Наибольший из них весил 440 пудов, наименьший - 21 фунт. В 1795 г. К. были привезены в Екатеринодар. В 1809 г. завод Струговщикова был приобретен Н. А. Самгиным. На московском заводе казанского купца М. Е. Астраханцева (1779-1830) в 1796 г. были отлиты два 100-пудовых К. для московской ц. Николая Чудотворца в Хлынове, в 1797 г. перелит 200-пудовый К. «Немчин» с колокольни «Иван Великий» (уничтожен в 1929). В 1802 г. в Твери Астраханцев отлил 500-пудовый К. для Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1808 г. в Осташкове - благовестник весом 538 пудов для Троицкого собора. В 2012 г. И. В. Коновалов обнаружил на звоннице Троицкой ц. подмосковной усадьбы Б. Вязёмы К., отлитый на заводе Астраханцева. Во 2-м десятилетии XIX в. владелицей завода стала его жена А. П. Астраханцева. Только за 1814 г. на ее предприятии было отлито К. общим весом 1500 пудов. После смерти мужа Астраханцева вышла замуж за майора И. Ф. Зенковича, поэтому место производства стало обозначаться на К. как завод «майорши А. П. Зенкович» или просто «М. Зенкович»; такие К. сохранились в церквах «Большое Вознесение» в Москве и прп. Онуфрия Великого в Анапе, а также в собрании московского Церковного колокольного музея при Об-ве церковных звонарей. Последние данные о существовании завода Зенкович относятся к 1856 г.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Иконография образа П., созданного на иконе из кремлевского Успенского собора, воспроизведена в росписи юго-вост. столпа ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, Дионисий и его сыновья). Этот извод послужил прототипом М. И. Милютину при создании им в 1691 г. иконы для местного ряда ц. во имя свт. Петра в Высокопетровском мон-ре (МГОМЗ). В отличие от икон свт. Алексия, где этот извод был наиболее востребованным, в иконографии П. он менее распространен и чаще встречается в шитье, напр. на епитрахили «Святители» посл. четв. XVI в. (мастерская царицы И. Ф. Годуновой) и пелене 50-60-х гг. XVII в. (мастерская А. И. Строгановой, вклад Г. Д. Строганова в Успенский собор, поступила из кремлевского Чудова мон-ря) (обе - в ГММК); на левом поле пелены «Св. царевич Димитрий Угличский, со сценой его убиения и святыми» 1654 г. (мастерская А. И. Строгановой, СИХМ). К этому типу относятся и образ в верхнем ряду семейных икон царя Алексея Михайловича (ок. 1650, ЦМиАР) и икона XVIII в. (ГМЗРК). Создатели житийных икон П. обычно ориентировались на икону из кремлевского Успенского собора, однако количество клейм и их последовательность варьировались. Напр., на костяной иконе П. с 14 клеймами жития 1-й трети XVI в. (ГММК) ряд эпизодов не был включен в состав иконы. Композиции клейм в целом повторяют икону круга Дионисия, однако некоторые из них более лаконичны (очевидно, это обусловлено материалом изготовления иконы). На житийной иконе 3-й четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) нарушена последовательность повествования: 9-е и 10-е клейма расположены на ряд выше и т. о. П. оказался поставленным во митрополита еще до того, как П. отправился в Царьград. В 8-м клейме, согласно надписи, П. встречается не с кн. Юрием Галицким, а с вел. кн. Иоанном Даниловичем Калитой. В дополнительном, 20-м клейме изображены прав. Евдоким и архидиак. Стефан, скорее всего тезоименитые святые заказчиков иконы. На рубеже XVI и XVII вв. увеличивается численный состав клейм. К нач. XVII в. относится икона с 24 клеймами жития П. письма Истомы Савина (на доске от гроба П., из усыпальницы вел. кн. Сергея Александровича в Чудовом мон-ре, ГТГ). В среднике иконы П., изображенный в рост, молитвенно обращается к Богоматери с Младенцем, у его ног - коленопреклоненные молящиеся. Здесь добавлены 5 дополнительных эпизодов: поставление во диакона (клеймо 4); патриарх Афанасий наставляет П. (клеймо 13); отплытие П. из К-поля (клеймо 14); свт. Феогност посылает в К-поль сообщение о чудесах у гроба П. (клеймо 23); перенесение мощей П. (клеймо 24; лит. основой могло послужить «Слово о перенесении честных и священных мощей… великого Петра митрополита всея России нового чудотворца», где есть описание перенесения мощей в 1472 и 1479).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Ждребаоник Ждребаоник жен. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Расположен около г. Даниловград (Черногория). Существует неск. преданий о его основании: согласно одному, во 2-й пол. XIII в. кн. Зетский Стефан построил Ж. как метох (подворье) основанного им же мон-ря Морача , по другому - мон-рь заложил серб. кор. Милутин на месте, где разводили лошадей для его конюшен (серб. ждребе - жеребенок). Первоначально обитель была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы. В письменных источниках сведений о монастыре до нач. XIX в. не сохранилось. Известно, что Ж. неоднократно разоряли турки, особенно сильно он пострадал в 1714 г., во время набега Нуман-паши Чуприлича. В 1818 г. в мон-ре был построен новый храм, в 1869 г. была открыта школа, в 1875 г.- Княжеская черногорская земледельческая школа. После проведения аграрной реформы у мон-ря в 1946 г. было отнято 3/4 земель. К востоку от совр. церкви сохранились датируемые кон. XVI-XVII в. фундамент и остатки стен высотой 0,5 м предыдущего храма, который был весьма большого размера. Новый храм размером 15×7 м, однонефный, одноапсидный, с полуциркульным сводом над центральной частью. Иконостас выполнен братьями Александром и Василием Джиновскими в нач. XX в., иконы на меди были написаны неизвестным по имени рус. эмигрантом. Часть этих икон пропала, а др. была передана в ц. во имя св. Феклы в Даниловграде. В наст. время иконостас составляют иконы, написанные сестрами обители. В 1926 г. на средства управляющего мон-рем окружного ставрофорного прот. Срджана Поповича с зап. стороны к храму была пристроена колокольня (об этом сообщает резная надпись над порталом). В 1987-1988 гг. церковь была отреставрирована. В 2000 г. были освящены новый братский корпус и часовня во имя свт. Арсения I , архиеп. Сербского, мощи к-рого находились в Ж. с 1856 по 1884 г. и вновь были возвращены в 1920 г. (помещены в кивот у юж. стены в центральной части храма). В обители также хранится частица мощей прмц. Февронии. Лит.: Дероко А. Неколико црквица приморског типа//ГСНД. 1935. 14. С. 213-216; В., В. Цркве са луковима у cmapoj Херцеговини и дубровачко XVI-XVII вв.//ЗбФФУ. 1964. 8. Бр. 2. С. 578-579; Шупут М. Споменици српског црквеног XVI-XVII вв. Београд, 1991. С. 79; Т. Манастири на тлу Црне Горе. Нови Сад, 1995. С. 163-166; М. Манастир Ждребаоник и св. Apcehuje Други архиепископ српски. Подгорица, 1999. М. А. Герасимова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182209.html

Д. А. скончался «на Москве в своеи отчине в черньцех и в скиме» 5 марта 1303 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486). Эта дата читается в Лаврентьевской и Троицкой летописях. В более поздних летописных сводах, прежде всего в Софийской I летописи старшего извода, указано 4 марта, эта же дата приведена в «Книге степенной царского родословия» и позднее получила общее признание; в «Описании о российских святых» читается 14 марта (С. 57). В Троицкой летописи (митрополичьем своде нач. XV в.) сообщается, что Д. А. был похоронен «в церкви святого Михаила на Москве» ( Присёлков. 1950. С. 351). Это неверное указание связано с тем, что к нач. XV в. прочно установился обычай хоронить московских князей в Архангельском соборе. В Рогожском летописце и Симеоновской летописи - текстах, отразивших тверскую редакцию того же московского свода,- говорится об основании Иоанном Калитой в 1330 г. на княжеском дворе в Кремле мон-ря в честь Преображения Господня, во главе к-рого был поставлен настоятель в сане архимандрита (см. Московский в честь Преображения Господня муж. мон-рь ). В этой связи отмечено, что ранее Д. А. устроил «архимандритию из святаго Данила за рекою», где была поставлена церковь, посвященная его св. патрону (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46) (см. Данилов во имя прп. Даниила Столпника московский мон-рь ). По предположению В. А. Кучкина, для учреждения архимандритии Д. А. воспользовался переездом в 1299 г. во Владимир из Киева митр. св. Максима . Однако известно, что со времени вокняжения Д. А. Московская земля являлась частью Ростовской епархии, в 1273-1299 гг., вероятно, входила в состав Владимиро-Суздальской епархии. Т. о., благословение на основание обители мог дать епархиальный архиерей. Поскольку в Архангельском соборе гробница Д. А. не обнаружена, а она никак не могла быть забыта его потомками, есть веские основания согласиться со сведениями, приведенными в Степенной книге сер. XVI в., что Д. А. был похоронен в основанном им в честь своего св. патрона мон-ре. Произведенные в Даниловом мон-ре в 80-х гг. XX в. археологические раскопки не обнаружили следов каменного храма XIII в., но найденные многочисленные захоронения, остатки каменных надгробных плит с надписями, датируемые кон. XV - 1-й пол. XVI в., говорят о существовании здесь кладбища, к-рое, очевидно, находилось рядом с несохранившейся деревянной ц. Даниила Столпника.

http://pravenc.ru/text/171280.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010