Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ РУСИН (2-я пол. XIV в.- после 1436), тверской иером. (мон-ря Богородицы на Перемере?), подвизавшийся на Афоне (вероятно, в Вел. лавре), книгописец; возможно, входил в состав группы лиц, переписывавших и покупавших на Афоне книги для отправки на Русь. В 1430 г. приобрел в мон-ре Пантократор болг. Евангелие-тетр (см. Четвероевангелие ) кон. XIV в. (ГИМ. Воскр. 5-бум.), к-рое вложил в 1436 г. в мон-рь на Перемере. В 1431 г. переписал в Вел. лавре сборник с Житием св. Афанасия Афонского (копия записи А. Р. сохранилась в списке, сделанном между 1436 и 1445 гг. в Троице-Сергиевом мон-ре - РГБ. Троиц. 746), в 1432 г. там же - Житие св. Григория Омиритского, переведенное на слав. язык афонским мон. Антонием (Багашем) ; известно по копии, выполненной для Кириллова Белозерского мон-ря (РНБ. Кир.-Бел. 45/2184 - в этом позднем списке переводчик Антоний (Андоний) ошибочно назван Андронием). Возможно, А. Р. одно и то же лицо с «последним во иноцех малейшим Афанасием», вложившим не ранее 1400-х гг. шитую плащаницу (или воздух) «Положение во гроб» рус. работы в афонскую Вел. лавру, экспонирующуюся в наст. время в монастырской ризнице (памятник не исследован и не опубликован). Открытым остается вопрос об идентификации А. Р. с «грешным Афанасием», переведшим или переписавшим в 1401 г. в к-польском мон-ре Богородицы Перивлепты Иерусалимский устав («Око церковное») . Полностью исключена вероятность отождествления А. Р. с прп. Афанасием Высоцким Старшим и их обоих с южнослав. иером. Афанасием Кратовцем (из Кратово в Македонии), не ранее 1492 г. оставившим владельческую запись на пергаменном серб. Уставе церковном сер. XIV в. (ГИМ. Воскр. 9-перг.). Лит.: Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 278; Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 11, 31; Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерус. б-к (XIV-XVII вв.). СПб., 1914. Вып. 1. С. 89; Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 197-198; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 81, 88, 89. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/77026.html

Серафима (Климкова) 14 февр. 1995 г.//ДанБлаг. 1996. Вып. 8. С. 80-81; Мачкина П. Е. Восп. духовной дочери архим. Серафима (Климкова)//Там же. С. 62-65; Дамаскин (Орловский), иером. Архиеп. Феодор [Поздеевский], Данилов мон-рь и судьба РПЦ в XX ст.//Там же. С. 45-51; Ловкунас Н. А. К истории строительства храма св. отцов семи Вселенских Соборов//Там же. С. 107-115; Мат-лы к жизнеописанию владыки Феодора [Поздеевского]: [Восп. совр.]//Там же. С. 52-61; Серафим (Климков), архим. Письма к духовным чадам//Там же. С. 65-74; Роман (Тамберг), архидиак. Миссионерское и соц. служение моск. Св.-Данилова мон-ря: История, современность, перспективы//Там же. С. 86-89; У Бога все живы: Восп. о Даниловском старце архим. Георгии (Лаврове). М., 1996; Маковецкий И. И. Данилов мон-рь в Москве//Мат-лы ICOMOS. М., 1997. Вып. 1. С. 30-39; Кучкин В. А. Обретение ист. памяти: Интервью//ЖМП. 1997. 10. С. 33-40; Саладин А. Т. Очерки истории моск. кладбищ. М., 1997. С. 116-134, 313; Икона прп. Иоанна Кассиана Римлянина в Даниловом мон-ре. Икона прп. и блгв. кн. Даниила и прп. Иоанна Кассиана Римлянина//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 8; Синодик: Новомученики и исповедники Даниловские//Там же. Обл. С. 3; Козлов В. Ф. Дело 121 группы верующих при Даниловском мон-ре: Обитель св. блгв. кн. Даниила и др. моск. мон-ри в 1920-е гг. по архивам моск. милиции//Там же. С. 48-62; Архим. Симеон (Холмогоров): [Восп. совр.]//ДанБлаг. 1999. Вып. 10. С. 42-51; Архиеп. Дионисий (Давыдов) и род дворян Давыдовых//Там же. С. 59; О св. мощах прп. кн. Даниила Московского чудотворца//Там же. С. 40-41; Симеон (Холмогоров), архим. Письма к В. А. Потаповой//Там же. С. 51-54; Абрамян Р. Армянские надгробия нач. XVII в. в Москве//Армянский вестн. М., 2000. 1/2. С. 198; Антонов А. В. К истории возобновления моск. Данилова мон-ря//РД. 2000. Вып. 6. С. 179-184; Даниловский мон-рь//Памятники архитектуры Москвы: Юго-вост. и юж. части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII в. М., 2000. С. 203-222; Евлогий (Смирнов), архиеп.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Дальнейшая история мон-ря не поддается детальной реконструкции. В предисловии к «Списку настоятелей монастыря», составленному в 1840 г. временно управляющим П.-З. Н. м. казначеем Данилова мон-ря (см.: Переславль-Залесский Данилов во имя Святой Троицы мужской монастырь ) Мефодием, утверждается, что после прп. Димитрия до XVII в. обитель пребывала в запустении (ГАЯО. Ф. 327. Оп. 1. Ед. хр. 530. Л. 1 об.). Делекторский полагал, что мон-рь был сожжен ханом Тохтамышем в 1382 г., но позже восстановлен. В монастырском архиве он обнаружил копии данной грамоты вел. кн. Иоанна III Васильевича 1506 г. и вкладных записей Захарии Иванова Рычкова 1559 г., Ивана Крячка Чемоданова, сына Воропанова, 1560 г., Ивана Константинова Кочергина 1565 г. ( Делекторский. 1904. С. 7, 9). В Смутное время нач. XVII в. мон-рь вновь подвергся опустошению. Восстановление П.-З. Н. м. после Смуты связывается с деятельностью строителя, а затем игумена (1613-1645) старца Дионисия († 1645), армянина, родом из купеческого сословия, впосл. схимонаха и затворника. В Синодике мон-ря он именован Дионисием Карловым (ПЗИХМЗ. Инв. 1272. Л. 18). По монастырскому преданию, еще в мирской жизни Дионисий после усердной молитвы перед сном сподобился видения свт. Николая Чудотворца, повелевшего возобновить переславскую обитель его имени. Старец отстроил мон-рь, в т. ч. деревянные Никольский храм и ограду, ввел в нем общежительный устав ( Делекторский. 1904. С. 9-10). После кончины схим. Дионисия похоронили в П.-З. Н. м., однако место его погребения было утрачено. В «Полном месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) (Владимир, 1876. Т. 2) он включен в сонм неканонизированных святых Владимиро-Суздальской епархии. В 1665 г. в обители жил известный деятель раскола инок Феоктист. Временем расцвета П.-З. Н. м. стал кон. XVII - 1-я пол. XVIII в. В этот период мон-рем управляли архимандриты Варлаам, Питирим (Ведерницын?). При них и при игуменах Романе, Павле, Пахомии (1719-1727) и при Иакове (Певницком) (1733-1749) в обители развернулось каменное строительство на средства переславских и московских купеческих семей. В 1759-1761 гг. настоятелем был архим. Филарет. Во 2-й пол. XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г., начался постепенный упадок П.-З. Н. м., к-рый был отнесен к заштатным мон-рям. К кон. XIX в. его братия состояла из 2 иеромонахов, иеродиакона, 2-3 послушников. От частой перемены настоятелей страдало монастырское благочестие ( Делекторский. 1904. С. 15). Благотворитель мон-ря переславский купец А. А. Варенцов предложил для сохранения и благоустройства древней обители обратить ее в женскую. Последним настоятелем муж. мон-ря был архим. Пимен (Малиновский) (1896-1898). Указом Синода от 10 июня 1898 г. заштатный мон-рь был обращен в общежительный женский, в 1898-1913 гг. его возглавляла игум. Антония, а до закрытия в 1923 г.- казначея Аглаида (?). В нач. XX в. в мон-ре проживало ок. 100 сестер.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Св. кн. Даниил Московский с клеймами Жития и с видом Данилова мон-ря. Литография. 1903 г. Св. кн. Даниил Московский с клеймами Жития и с видом Данилова мон-ря. Литография. 1903 г. Поминание «благоверного великого князя-инока Данила» содержится в синодике великих и удельных князей и княгинь, отправленном в нач. 1557 г. из Москвы К-польскому патриарху Иоасафу II для внесения в патриарший синодик (Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 399). В 50-х гг. XVI в. были приняты меры для восстановления Данилова мон-ря, в к-ром гробница прямого предка московских правителей была бы окружена должным почитанием. В кон. 50-х гг. в мон-ре уже жила братия во главе со строителем. 6 дек. 1559 г. Иоанн IV пожаловал обители волость на юге Московского у. (см.: Антонов А. В. К истории возобновления моск. Данилова мон-ря//РД. 2000. Вып. 6. С. 179-184). 18 мая 1561 г. в присутствии царя и митр. св. Макария был освящен построенный в мон-ре каменный собор в память «святых отец седми Соборов и пророка Даниила» (ПСРЛ. Т. 13. С. 332). Царь установил обычай, по к-рому ежегодно он сам и митрополит с собором должны были посещать мон-рь, где в этот день должны были совершаться заупокойные службы по Д. А. На могиле князя, по-видимому, в это время была установлена плита с надписью, сообщавшей о его кончине 4 марта 6811 (1303) г. Надпись сохранилась в копии кон. XVII - нач. XVIII в. 30 авг. 1652 г. по повелению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона нетленные мощи Д. А. были перенесены в собор в честь св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря и положены в раке напротив правого клироса (об этом сообщала надпись на плите близ раки). По монастырской описи 1701 г., рака с мощами Д. А. стояла в юго-вост. углу собора, перед иконостасом. В 1763 г. рака со св. мощами была перенесена в арку у левого клироса, между центральной частью храма и сев. приделом. Деревянная рака имела серебряный оклад, устроенный на средства кн. Ф. И. Голицына. В 1812 г. франц. солдаты похитили оклад, в 1817 г. по проекту Е. Кафтанникова была изготовлена новая, серебряная позолоченная рака. В 1917 г. мощи Д. А. были перенесены в Троицкий собор Данилова мон-ря и установлены под сенью у сев.-вост. столпа, в 1929 г. рака вернулась в храм св. Отцов семи Вселенских Соборов. В 1930 г. Данилов мон-рь был закрыт, 7 окт. во время всенощного бдения мощи Д. А. были перенесены в действующую приходскую ц. Воскресения словущего, расположенную рядом с обителью. Судьба св. мощей после закрытия этого храма в 1932 г. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/171280.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ («на Горушке») (Ярославской и Ростовской епархии), в г. Данилове Ярославской обл. Основан в 1894 г. мон. Михаилой (Козловой Параскевой Петровной; 1842-1909). Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Даниловского жен. мон-ря. Фотография. 2006 г. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Даниловского жен. мон-ря. Фотография. 2006 г. В кон. 70-х гг. XIX в. послушница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря П. Козлова уволилась из обители по состоянию здоровья, в 1880 г. совершила паломничество в Иерусалим, проживала в мон-ре вмц. Екатерины. На личные средства и при помощи благотворителей Козлова устроила храм во имя вмц. Екатерины, за что получила грамоты и благословение Иерусалимских патриархов Никодима I и Герасима II на пожизненное пользование кельей Екатерининского мон-ря. Но осенью 1893 г. Козлова вернулась в Россию, поступила послушницей в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь , где 13 февр. 1894 г. приняла постриг с именем Михаила. По благословению св. Иоанна Кронштадтского на средства мон. Михаилы в местности Горушка близ г. Данилова Ярославской губ. началось строительство Д. м. Активное участие в устроении обители принял архиеп. Ярославский Ионафан (Руднев) . 22 июля 1894 г. указом Святейшего Синода была учреждена Даниловская Казанская жен. община, настоятельницей назначена мон. Михаила. Определением Свящ. Синода от 19 янв. 1901 г. и указом царя св. Николая II от 6 февр. того же года община была обращена в общежительный нештатный мон-рь, мон. Михаила в ярославской Крестовой ц. возведена в сан игумении. С 1909 г. Д. м. управляла постриженица Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Иоанна (Скабская), с 1912 г.- бывш. насельница ростовского в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ря игум. Мария (Пирожкова). Ок. 1895 г. в общине было 4 монахини и неск. послушниц, в нач. XX в.- ок. 80 сестер.

http://pravenc.ru/text/171337.html

М. Зеленская//ДанБлаг. 1992. 1(2). С. 60-80; 2/3. Ч. 2. С. 59-80; 4. С. 85-96; Зеленская Г. М. Моск. Данилов мон-рь и Оптина пуст.: Из истории духовных связей//Там же. 2/3. Ч. 1. С. 59-70; она же. Несокрушимые духом: Судьба насельников моск. Данилова мон-ря//Памятники Отечества. М., 1992. 2/3(26/27). С. 109-115; она же. Художник В. Комаровский: 1883-1937//ДанБлаг. 1992. 4. С. 73-84; она же. Светильники горящие: Судьбы насельников моск. Данилова мон-ря 1920-х гг.//Там же. 1993. 1(6). С. 57-65; она же. Святыни Даниловой обители//Там же. С. 74-84; Зеленская Г. , Скибицкая Р. , Стрижев А. Прп. Серафим Саровский: К годовщине перенесения св. мощей//Там же. 1992. 1(2). С. 18-22; Макаров М. И. Даниловцы//Моск. журнал. 1992. 6. С. 43-47; он же. На Даниловской колокольне//Там же. 2. С. 44-49; он же. Из жизни правосл. Москвы XX в.: Воспоминания правосл. христианина. М., 1996; Еп. Амфилохий (Казанский-Сергиевский): 1818-1893//ДанБлаг. 1993. 1(6). С. 11-25; Св.-Данилов мон-рь: Посвящ. 10-летию возрождения обители//Там же. С. 2-96; Трубачев С. З. Традиции и преемственность в пении и колокольного звона моск. Св.-Данилова монастыря//Там же. С. 85-89; Церковь прп. Серафима Саровского в Св.-Даниловом мон-ре//Москва правосл.: Церк. календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи. М., 1993. Янв. С. 54-56; Даниил (Сарычев), иером. Воспоминания//ДанБлаг. 1994. Вып. 6. С. 109-110; «Все могу о укрепляющеи мя Иисусе...»: Болящий Борис (схимонах Сергий): [Восп. совр.]//Там же. С. 111-126; Гостиничный комплекс Моск. Патриархии «Даниловский». М., 1994; Данилов мон-рь//Москва правосл.: Церк. календарь... М., 1994. Март. С. 80-90; Астрова А. В. Записки//ДанБлаг. 1994. Вып. 6. С. 104-107; [О мощах св. кн. Даниила]//Там же. С. 104; Потапова В. А. Дневник с духовными наставлениями и замечаниями на полях архим. Серафима (Климкова)//Там же. 1995. Вып. 7. С. 79-95; 1996. Вып. 8. С. 75-79; Даниловский мон-рь//Моск. старина: Фотоальбом. М., 1995. С. 220-225; А. Т. Панихида на могиле архим.

http://pravenc.ru/text/171331.html

«Изустная память» Г. была известна Московскому митр. свт. Макарию и царю Иоанну IV. В 1576 г. она была переписана в Болдинском мон-ре по приказу соборных старцев и игум. Антония (впосл. епископ Вологодский и Великопермский) «с подлинного слово в слово», единственный ее список сохранился в рукописи 1663 г., происходящей из переславского Троице-Данилова мон-ря (РГБ. Унд. 301. Л. 126-128а). В рукописях встречается также лит. обработка «Изустной памяти» 2-й пол. XVII в., насыщенная риторическими вставками. Именно этот текст хранился в Болдинском мон-ре в более позднее время в качестве завещания-устава Г. Г. был погребен в Болдинском мон-ре у юж. стены Троицкого собора, рядом с приделом прп. Сергия Радонежского. По-видимому, в игуменство Иосифа Краснописца (1554 - не позднее 1567) мощи преподобного были перенесены в соборный храм и помещены в деревянную раку (в самых ранних посмертных чудесах Г., относящихся к времени игуменства Иосифа, упом. его «целбоносный гроб» с деревянной ракой). Крышкой раки, согласно рассказу о 9-м чуде («о Федоре Круговитине»), служила икона святого. В кон. XVI в. мощи Г. были перенесены в новопостроенный каменный Троицкий собор, в придел ап. Иоанна Богослова, помещены в деревянную резную позолоченную раку, над к-рой была устроена такая же сень. Почитание Житие Г. представлено единичными списками, вероятно, это объясняется теми обстоятельствами, что смоленские земли неоднократно становились ареной военных действий в Смутное время , в 1611-1655 гг. Болдинский мон-рь занимали иезуиты, в 1812 г. он был разорен наполеоновскими войсками. 1-я редакция Жития, написанная до 1586 г. игум. Болдинского мон-ря Антонием, известна в 2 списках: РГБ. Унд. 600. Л. 142-210 об., 1685/86 г., и РГБ. Попов. 94. Л. 165-220. В богатом фактическим материалом Житии, написанном игум. Антонием, использовано завещание Г., а также агиографические сочинения, в частности Житие прп. Герасима Иорданского. 1-я редакция помимо сведений о жизни преподобного содержит описание прижизненных чудес (2 чудес о возвращении украденных лошадей - монастырских и крестьянских, чудес о наказании обидевших святого крестьян, о наказании и об исцелении святым великокняжеского посланника, захватившего монастырских крестьян, о сыне дорогобужского приказчика Лаврека Соколова, об изгнании бесов из Абрамовского оз.) и 17 посмертных чудес (о наказании болезнью, часто беснованием, за воровство, за нарушение обетов, за нанесение обид монахам и о последующем исцелении по молитвам к святому, об умножении еды на трапезе, об избавлении от разбойников, неск. чудес, связанных с переходом монахов по заступничеству Г. из особножительных мон-рей, где они жили по-мирски, в общежительный Болдинский мон-рь). 3 последних чуда, относящиеся к времени после 1590 г., записаны др. агиографом, поскольку еп. Антоний скончался в 1588 г. (в 17-м чуде сам Антоний вместе с Г. является в видении своему ученику иноку Дионисию).

http://pravenc.ru/text/164547.html

М., 2008. 2 т.; она же. 2009. Драгоценные оклады чудотворной Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери костромского Ипатьевского мон-ря//Светоч: Альм. Кострома, 2009. 5. С. 188-195; Куколевская О. С., Трехсвятская Т. П., Чугунов Е. А. Ипатьевский мон-рь: Альбом. М., 2003; Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский мон-рь: Ист. очерк. М., 2003; Кабатов С. А., Лебедев А. А. Захаб Св. ворот Ипатьевского мон-ря: (По итогам археол. исследований)//Рос. провинция в динамике ист. развития: Взгляд из XXI в.: Сб. ст. XI межрегион. науч. конф. Кострома, 2004. Ч. 2. С. 25-34; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 467-469, 472-479, 481-486, 497-499, 510-512, 523, 541; Кузьмин А. В. Фамилии, потерявшие княжеский титул в XIV - 1-й трети XV в.//ГДРЛ. 2004. Вып. 11. С. 701-783; Сапрыгина Е. В. Ипатьевская летопись в Костроме// Она же. Стражи времени. Кострома, 2005. С. 374-378; Мусин А. Е. Вопиющие камни: Рус. Церковь и культурное наследие России на рубеже тысячелетий. СПб., 2006. С. 211-232; Зонтиков Н. А. Когда и кем был основан Ипатиевский мон-рь?//Костромская земля: Краевед. альм. Кострома, 2007. Вып. 6. С. 7-19; Антыпко М. И. Врата с золотой наводкой из Троицкого собора Ипатьева мон-ря и древнерус. традиция оформления храмовых врат//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого. М., 2008. С. 251-266. (Тр. ЦМиАР; 3); Иванов Е., свящ. Воссоздание монастырского храма//Костромские ЕВ. 2008. 5. С. 14-21; Ходанов М., прот., Бугаевский А. В. Колыбель Дома Романовых: Церк.-ист. очерк о Св.-Троицком Ипатьевском мон-ре. М., 2008; Виноградова С. Г. Образ Троицы в Ипатьевском мон-ре: (К вопросу о Годуновских вкладах)//Светоч: Альм. 2009. 5. С. 204-211. Н. А. Зонтиков, Д. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.) ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " »)

http://pravenc.ru/text/673737.html

Не наблюдается устойчивой тенденции в размещении и перемещении мон-рей, к-рую можно было бы связать с ростом города и топографией городских укреплений. Растущий город обходит места уже существующих обителей, включая и те, что были за городом. Среди удаленных от города мон-рей XIV в. гораздо больше обителей, к-рые оставались на своем месте, чем перемещавшихся: Высокопетровский, Андроников, все Крутицкие (Крутицкая митрополия, оба Симоновы). Еще более устойчивым было расположение мон-рей, основанных в кон. XV в. и позднее, особенно если они находились под покровительством вел. князя,- таких, как Новоспасский, Новодевичий, Донской. Монастырь могли возродить как на прежнем месте (Данилов мон-рь), так и на ином, при этом довольно часто сохраняли посвящение основного соборного престола (Новоспасский мон-рь; в позднее время - Алексеевский), хотя это не стало обязательным принципом. Так, главный храм в Даниловом мон-ре и саму обитель в XVI-XVII вв. официально именовали «дом Святых отцов Седми Вселенских соборов». Известную сложность в расстановку мон-рей на исторической карте города вносит и то, что иногда они могли иметь 2 двора: собственно монастырский вне города и осадный двор (подворье) внутри стен. Конечно, это более свойственно немосковским обителям (подворье Троицкого мон-ря в Кремле с ц. в честь Богоявления), но не исключено и для городских территорий. Судя по размещению в течение ок. 30 лет (с 1540/50 по 1571/83) 2 соседних монастырских территорий с одинаковым именованием «Алексеевский» за Чертольем на Остоженке и внутри будущего Белого города, эти места были организационно единым целым. Важнейшим связующим звеном между старым и новым монастырями становились захоронения основателей обителей, остававшиеся на месте даже в том случае, если их прославляли как святых и открывали их мощи: в Даниловом мон-ре - мощи св. кн. Даниила Московского, в Зачатьевском - почитавшиеся не позже чем с 80-90-х гг. XVI в. места погребения сестер свт. Алексия, митр. Московского, преподобных Иулиании и Евпраксии.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Согласно П. М. Строеву , с 1677 по 1680 г. Г. был игуменом Данилова московского мон-ря , затем в сане архимандрита возглавил Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ( Строев. Списки иерархов. Стб. 151, 198). В грамоте, датированной июнем 1680 г., он упомянут как Симоновский архимандрит (ДАИ. Т. 9. 68. С. 146). При нем и по его поручению в мон-ре были возведены трапезная с церковью, «сушило», больничные кельи, приглашены мастера для художественных, отделочных работ. В 1682 г. Г. подавал прошение о том, чтобы из обители была выведена отставная надворная пехота, отправленная туда на прокорм и содержание, и чтобы мон-рь перешел в ведение Посольского приказа. Последняя просьба была удовлетворена (Там же. Т. 10. 31. С. 84-85; ЦГИАМ. Ф. 420. Оп. 1. Д. 1738. Л. 33-36). На Г. посылались доносы, его подозревали в грубом обращении с монахами, пособничестве бегству Сильвестра (Медведева) в Литву, злословии на царицу Наталию Кирилловну Нарышкину и патриархов Иоакима (Савёлова) и Адриана . В янв. 1691 г. Г. подвергся допросу (ГИМ ОР. Син. 1399а-3, 1399-3), к марту того же года был отправлен в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь (РИБ. Т. 5. 380). В 1699 г. управлял мон-рем, конфликтовал с насельниками, к-рые посылали на него жалобы на присвоение не принадлежавшего ему имущества и грубое обращение с подчиненными (Там же. 397, 398, 400). К марту 1701 г. Г. был перемещен в Юрьев новгородский мон-рь . В это время он предлагал повысить доходы казны с помощью введения гос. монополии на бани, о чем пытался известить имп. Петра I . Очевидно, в нач. XVIII в. положение Г. укрепилось, установились хорошие отношения с Новгородским митр. Иовом. В дек. 1704 г. Г. был определен настоятелем Юрьева мон-ря, занялся хозяйственной и адм. деятельностью. Но летом 1708 г. был обвинен в нерадении, продаже монастырских угодий и вотчин, отрешен от должности и уволен (ИРИ. Кн. 6. С. 809). Точных сведений о его дальнейшей деятельности не найдено. В лит-ре без достаточных оснований кончина Г. датируется 1709 г.

http://pravenc.ru/text/161297.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010