- Именно на праздник Покрова Божией Матери рассеялся, как вы сказали, последний рецидив гонений на Церковь. Как осмыслялся этот поворот? - Представьте себе начало XX века: разруха, кощунства, поругание святынь... Храмы и монастыри осквернены. Лавра уже закрыта. Над мощами Преподобного Сергия Радонежского уже публично глумились, устроив этот чудовищный «спектакль». Тогда, в 1920-е гг., Московская духовная академия переходит в полуподпольное существование, скоро и вовсе будет закрыта. Духовенство расстреливают. А замечательный историк Церкви Сергей Павлович Мансуров, сам будучи уже не раз арестован, в 1926 г. принимает священство. Он же тогда напишет потрясающие слова: история Церкви - это история святых. Так и осмыслялся этот поворот, что по молитвам новомучеников и исповедников Божия Матерь явила Свой Покров над Русской Церковью. Профессора и преподаватели МДА 1946 год Помню, как мы участвовали в подготовке Юбилейного Поместного собора 1988 г. Это было эпохальное событие. Год 1000-летия Крещения Руси. В актовом зале Академии стояли мониторы, на которых мы смотрели трансляцию заседаний Собора из Трапезного храма Лавры. Тогдашний ректор Академии, председатель на тот момент Учебного комитета Русской Православной Церкви владыка Александр (Тимофеев) в своем выступлении сказал: «Нам необходимо открыть еще три семинарии». Сейчас сложно себе представить, что значили тогда эти слова. В Советском Союзе было всего три семинарии - Московская, Санкт-Петербургская и Одесская. А владыка говорит об открытии еще трех! Значит, это уже нет препятствий! После Собора действительно были открыты Киевская, Минская и Тобольская семинарии. Московская духовная академия как тогда, так и сейчас поддерживает духовные школы по всей стране. Занятия студентов МДА Начало XX в. Всего за пару лет до этих сдвигов казалось, что существующая в государстве атеистическая идеология незыблема. Помню, как на III курсе семинарии один из наших однокурсников сообщил: «Братцы, Донской монастырь отдают». - «Шути о чем-то менее серьезном!» - даже погневались мы. Тогда это казалось чем-то совершенно немыслимым: открытие и передача храмов и монастырей Православной Церкви. Вскоре первым действительно передали Данилов монастырь, хотя слухи были о передаче Донского. И вот в этом году мы отмечаем юбилей покровительства русскому воинству Донского образа Пресвятой Богородицы и основание Донского монастыря, даже не задумываясь, что еще несколько десятков лет назад эта святыня для поклонения верующих была закрыта. Когда стали открываться храмы и монастыри, потребовались новые кадры. Многое надо было решать безотлагательно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

После возвращения из эвакуации Д. более 20 лет был регентом в ц. Всех святых на Соколе. Храм бездействовал в течение неск. лет, но в 1945 г. по просьбе верующих его разрешили открыть. С осени 1945 г. Д. с настоятелем прот. В. Платоновым начал готовиться к освящению храма, к-рое состоялось на Пасху 1946 г. Вскоре приход храма стал самым большим в Москве, и немалую роль в этом сыграло пение хора под упр. Д. Хор прекрасно чувствовал и понимал регента, его трепетное отношение к службам и к исполнению духовной музыки, точно выполнял высокие требования музыканта-профессионала. Хор и по количеству (25-30 чел.), и по качеству голосов способен был исполнять самые сложные духовно-муз. композиции. Пение хора вызывало настоящее живое религ. чувство у верующих. В выборе репертуара Д. следовал исполнительской традиции Синодального хора с поправкой на время и собственные пристрастия. Основу репертуара составляли сочинения композиторов нового направления - Кастальского, С. В. Рахманинова , П. Г. Чеснокова , Калинникова, А. Т. Гречанинова , М. М. Ипполитова-Иванова , Никольского, Н. Н. Толстякова , К. Н. Шведова , представленные в большом количестве, особенно сочинения Кастальского и Чеснокова; исполнялись также отдельные сочинения деятелей Синодального уч-ща и хора - Н. И. Соколова , С. В. Смоленского , В. Ф. Комарова , А. Г. Полуэктова , свящ. Димитрия Аллеманова , Данилина, Голованова; были в репертуаре и классические образцы рус. духовной музыки, принадлежавшие М. С. Березовскому , С. А. Дегтярёву, Д. С. Бортнянскому , прот. Петру Турчанинову , М. И. Глинке , А. Ф. Львову , прот. Михаилу Виноградову , Г. Ф. Львовскому , П. И. Чайковскому , Н. А. Римскому-Корсакову , Н. Н. Черепнину , а также песнопения Ф. Ф. Макарова, А. Велиумова, архим. Феофана (Александрова) , Г. Я. Ломакина , В. Е. Крупицкого , И. С. Дворецкого , М. П. Строкина , Ф. А. Иванова , свящ. Василия Зиновьева , Ф. В. Мясникова . Нравились ему также сочинения А. Л. Веделя и А. А. Архангельского . Немалое место в клиросной практике хора занимало обиходное пение; исполнение обиходных напевов отличалось четким ритмом, превосходной дикцией и легким звучанием.

http://pravenc.ru/text/171327.html

Преподобный Сергий преставился в 1392 году, а уже через тридцать лет были обретены его мощи. Ныне они находятся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1919 году мощи были вскрыты большевиками и находились в музее до 1946 года, когда вновь были возвращены Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 сентября, 2019 20 августа, 2019 4 декабря, 2020 11 сентября, 2020 18 июля, 2020 2 марта, 2020 17 ноября, 2019 14 ноября, 2019 8 октября, 2019 10 сентября, 2019 20 августа, 2019 4 декабря, 2020 11 сентября, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

В 1946 году, после освобождения, Наталия Даниловна вернулась к матери в Феодосию. «Раскрыта жизни новая страница», – отметит она в стихах. В Феодосии ее ждали новые испытания. В послевоенном Крыму, как и в 20-е годы, голодали, и вскоре на ее руках мать фактически умерла от истощения, так как жить было совершенно не на что. А спустя два года, в соответствии с обычной для того времени практикой, ее, как «повторницу», вновь арестовали и отправили в ссылку в Казахстан (его тогда называли «Казэкстан»), а позже в Красноярский край. На стихах, созданных в 1949–1954 годах, отмечены места ее пребывания в ссылке: Актюбинск, Уральск, Красноярск, красноярские деревни Козылган, Большой Улуй, Ново-Никольское… И только в конце 1954 года, после шестнадцати лет тюрем, лагерей и ссылки, новые стихи она напишет в подмосковной деревне Алексейково. Но уже с августа 1955 года и до конца жизни постоянным местом жительства Наталии Даниловны станет древний Владимир, в который ее направят как «минусницу», не имевшую права на проживание в Москве и в других крупных городах. Во Владимире у нее не было ни жилья, ни друзей, ни родных, зато в нем находился действующий храм – знаменитый Успенский собор. В то время уже вовсю разворачивались «хрущевские» гонения на Церковь , во многих городах храмы взрывались или закрывались. Владимирский Успенский собор пережил и это лихолетье, оставаясь одним из самых намоленных храмов во всей России. Так началась еще одна ее новая и последняя жизнь – жизнь в Церкви. Не менее важное значение имела для нее первая встреча с храмом Покрова на Нерли, описанная в «Истории одной души»: «..Утро было довольно прохладное. Когда мы вышли за черту села и пошли проселочной дорогой к стройному, белому храму, вид села с возвышающимися над ним луковицами собора напомнил мне древнюю Русь. Казалось, в этих полях жили воспоминания о набегах кочевников. В первый раз почувствовала я древнюю Русь, а до того я любила и знала Родину, главным образом, петровского и послепетровского периода. Здесь же все дышало древностью, воспоминанием тех веков, когда пришло к нам христианство. Тот белый храм, что сиял перед нами среди тихих, скромных, чисто русских полей, казался мне наилучшим, самым чистым и самым глубоким из всех изображений Богоматери. Но этот храм с окружающими его полями был не только образом Богоматери, но и образом России».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Супер!!! Спасибо. Елена Гаврилова 17 августа 2014, 19:06 Низкий Вам поклон отец Андрей!!!! как же сейчас нужна нам мудрое и точное слово Пастыря! Дай Бог, чтобы у людей открывались глаза и внешие, и духовные!! И чтобы молитва была! Тогда выстоим!!!! Леонид 16 августа 2014, 23:58 Церковь - это люди, прихожане. К сожалению, два братских народа стали заложниками геополитики. Иисус заповедал: блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся. Дай Бог всем братьям и сестрам во Христе мира в душе и в семьях и в государствах наших. С нами Бог, кто против нас?! Нина 16 августа 2014, 23:48 Спаси вас Господи отец Андрей !!!Вы и Ваши проповеди так сильно нужны народу! Дай Вам Бог долгих и здоровых дней жизни!!! Р.Б. Нина Вячеслав 16 августа 2014, 22:22 Все будет хорошо. Всегда, любая власть(у нас, таки ,немножко власть)желала и будет желать иметь свою,карманную церковь. Сколько Церковь стоит столько это есть.Уверен новое руководство сумеет поставить на место зарвавшихся политиканов. Ирина Яковлевна Горпенко-Мягкова, психолог,журналист 16 августа 2014, 18:46 Многоуважаемый отец Андрей,здравствуйте! Я читала интервью, которое Вы давали Платону Беседину. Я видела Вас в программе " Спас " . Я рада, что смогла встретиться со СЛОВОМ БОЖИИМ, изречённым Вами! Вы правы в том, как страшно расплачивается Россия за поругание Церкви, убийства священников и " соблазнение малых сих " !!! Именно вся Россия, я не те несчастные, ставшие слугами Сатаны! Я родилась в Москве в семье гвардии полковника бронетанковых войск, прошедшего войну с августа 1941 до ноября 1946 года. Мой отец- Яков Данилович Горпенко (1919-1977)- родом из села Великие Погребы Глобинского района Полтавской области. Матушка - Людмила Ивановна Свиридова,прожила в оккупации Кременчуга три года, окончила Черновицкий медицинский институт и стала женой военного 14 августа 1950 года. Она проработала детским врачом 65 лет (1922-2011).Мы, их дочери Ирина и Лариса, крещеные в православии, сызмальства знали труды и заботы как военных и врачей, так крестьян-колхозников. Вся моя укаринская родня видела и голод, и коллективизацию, и оккупацию...Но вера православная сохранялась и в молитвах бабушки Христины Дмитриевны, и крестной матушки Марии Даниловны! С БОГОМ!!!

http://pravoslavie.ru/72993.html

Русская Православная Церковь ХХ век 27 апреля Митрополит Сергий (Страгородский) 1934 год – Временный Патриарший Священный Синод удостоил митрополита Сергия (Страгородского) титула “Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский”. Апрель 1945 года – Львовская газета “Вильна Украина”, а затем и республиканские украинские газеты “Правда Украины” и “Радянська Украина” напечатали статью “С крестом или с ножом” за подписью Владимира Расовича. Статья разоблачала, как писал в своем отчете Г. Г. Карпов, “Шептицкого и его компанию”. За псевдонимом скрывался журналист Ярослав Галан. Статья, по словам того же Карпова, произвела ошеломляющее впечатление. Наиболее активно реагировало униатское духовенство и интеллигенция: “В беседе с академиком Щуратом и доктором Дергач, с которыми Костельник делился своими мыслями, последний заявил: “Шептицкий мечтал о воссоединении Православной Церкви с униатской во главе с митрополитом в Киеве. Он боялся только того, что Москва могла не утвердить митрополита в Киеве, что означало бы русификацию Церкви””. Началась пропагандистская подготовка “добровольного воссоединения” греко-католиков с Русской Церковью. Одновременно были арестованы правящий митрополит униатов в Галиции Иосиф Слипый и все четыре епископа: И. А. Чарнеций, Н. М. Бутка, Г.Л. Хомышин, И. Ю. Лятышевский. Спустя почти год, 1 марта 1946 г ., Прокуратура УССР опубликовала в газете “Львовская правда” материал о том, что эти четыре лица были арестованы за активную предательскую и пособническую деятельность, дело по их обвинению передано в Военный трибунал. Активные униатские священнослужители также подверглись массовым арестам. Остальные (их было св. 900 человек) поставили подписи на прошении о “добровольном” присоединении к Православной Церкви. Наверное, среди них были искренне желавшие этого. Но большинство — из страха перед репрессиями в условиях нарастающего политического террора на Западной Украине. Святой великомученик Пантелеимон 1996 год – В Москве находились св. мощи великомученика и целителя Пантелеимона из Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне (25 апреля – 12 июня). За это время св. мощи пребывали в Богоявленском кафедральном соборе, на Афонском подворье, в Донском, Свято-Даниловом и Новоспасском монастырях. Поклониться св. мощам и помолиться у них приходили и приезжали не только православные москвичи, но и жители отдаленных мест России. 27 апреля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5431.html

Как-то после войны, году в 1946-м, я случайно встретился с Анатолием, бывшим монастырским звонарем-любителем. В разговоре вспомнили о Даниловом монастыре, закрытом в 1930 году. На мой вопрос, известно ли что-либо об отце Поликарпе, Анатолий отвечал: – Мне ничего не известно. Я ведь как поступил в МГУ, так навсегда отошел от монастыря. Потом Анатолий помолчал, раздумчиво посмотрел на меня и сказал: – Миша, ты знаешь, я атеист. Но каждый раз, когда я вспоминаю Поликарпа, мой атеизм начинает рушиться, и я тут же стараюсь забыть Поликарпа, чтобы не стать снова верующим. Да, такие слова дорогого стоят. К этим воспоминаниям можно добавить и воспоминания монаха Михаила (Карелина): отец Поликарп был блестяще образованным человеком, обладавшим незаурядными способностями. Он был одним из лучших учеников владыки Феодора в Московской Духовной Академии. Как-то владыка Феодор в богословском разговоре, вспоминал отец Михаил, процитировал кого-то из святых отцов. Он не помнил, чьи это слова, и обратился к отцу Поликарпу: «А ты, авва, не помнишь?» Отец Поликарп тут же назвал автора, издание и даже страницу, где было напечатано процитированное изречение. «Это была светлая личность, – вспоминает об отце Поликарпе архимандрит Даниил (Сарычев; †2004), бывший в 20–30-е годы послушником и регентом в Данилове. – Кротость – необыкновенная, никогда никому вслух замечаний не делал. Заметит оплошность, подзовет человека и кротко с ним поговорит. И человек исправляется». Вот таким остался отец Поликарп в памяти его знавших. А теперь вернемся к материалам дела 7014-П. Из материалов следственного дела Справка на арест Соловьева Поликарпа Андреевича выписана 25 февраля 1937 г. Впервые назван он был на допросе Голубцова С. А. 17 января 1937 г.: Холмогоров, будучи активным сторонником контрреволюционной платформы ссыльных епископов, проживая в г. Владимире, из среды своих послушников и последователей создал тайную организацию церковников. Эта организация состояла из отдельных групп его послушников и последователей, объединенных в так называемые “тайные домашние церкви”. Мне известно, что “тайные домашние церкви” были в гг. Владимире и Киржаче. Точно не могу сказать, но слышал, что “тайные домашние церкви”, входящие в эту же организацию, имеются: в гг. Зарайске, Калязине, Малый Ярославец Московской области и г. Ростове Ярославской области. Из этих городов к Холмогорову в г. Владимир неоднократно приезжали: из г. Зарайска архимандрит Даниловского монастыря Поликарп, из г. Калязина архимандрит того же монастыря Стефан и из гг. М.-Ярославец и Ростов иеромонах того же монастыря Павел по фамилии Троицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Иеромонах Иннокентий (в миру – Иван Игнатьевич Орешкин) – будущий старец, один из духовников Зосимовой пустыни, родился в 1870 г. Двадцати пяти лет от роду ушел в Троице-Сергиеву Лавру, «к Черниговской Матушке» (в Гефсиманский скит), нес послушание за свечным ящиком. Скорбел, что нет у него духовного наставника, и с этим обратился к старцу святой жизни, известному духовнику Варнаве. Тот посоветовал пока открывать свои помыслы Божией Матери, сказал: «В Зосимову пустынь придешь – на гостиницу попадешь». Наконец его духовником становится будущий зосимовский игумен – отец Герман. И в 1898 г. они вместе уходят в пустынь. Как и предсказал преподобный Варнава, Иван стал гостиником. Через два года он принял постриг с именем Иннокентий и вскоре был рукоположен во иеродиакона. Трудолюбие и усердие к молитве со временем сделали Иннокентия келейником и доверенным лицом игумена Германа. После ухода старца Алексия в затвор отец Иннокентий стал принимать на исповедь приезжих, окормлять и братию. Когда пустынь упразднили, иеромонах Иннокентий вместе с благочинным, отцом Мелхиседеком (Лихачевым), поселился в селе Олисове под Клином, где подвизались монахини бывшего Московского Алексеевского монастыря. Монахам удалось вынести из Зосимовой частицы мощей преподобного Нила Столобенского, святителя Димитрия Ростовского , священномучеников Питирима и Нектария. Старцы знаменитой пустыни тотчас стали центром местной православной общины, они окормляли монахинь, к ним тайком приезжали духовные чада из Москвы. В 1933 г. за «участие в контрреволюционной организации» отца Иннокентия арестовали и приговорили к трем годам ссылки в Оренбург. В 1936 г., после освобождения, батюшку пристроили в г. Данилове Ярославской области, где он и прожил до 1946 г. Затем духовные чада поселили его поближе к Москве, на станции Сходня. Здесь он прожил более трех лет, стараясь принимать всех нуждающихся в духовном окормлении. Скончался иеросхимонах Иннокентий 10 марта 1949 г., похоронен в Москве на Алексеевском кладбище, при котором храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, что на Церковной горке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Цветков Павел Иванович (1890–1967), протоиерей. Родился в семье диакона. В 1915 г. окончил Московскую духовную семинарию. В 1920 г. рукоположен во иерея. В течение 45-ти лет был настоятелем Св. Ильинского храма в Черкизово в Москве. Чадаев Яков Ермолаевич (1904–1982), советский государственный деятель, доктор экономических наук. Управляющий делами СНК (СМ) СССР в 1940–1949 годах. Чайка Евгения (1910–1985), актриса. Супруга режиссера и актера Бориса Днипрового, вместе с которым в 1947–1961 гг. работала в Париже в «Ykpaihcьkoмy мистецькому mobapucmbi» («Ансамбль ykpaihcьkux akmopib», «Ykpaihcьkuй театральний ансамбль»), а потом переехала в Канаду. Черноусое Борис Николаевич (1908–1978), советский партийный и государственный деятель. В 1938–1948 гг. – секретарь МК ВКП(б). Чеховский Владимир Мусеевич (Моисеевич) (1876–1937), советник «митрополита» Украинской Автокефальной Православной Церкви Липковского. Чучукало Василий Данилович, партийный деятель Украинской ССР. Первый секретарь Сумского обкома партии (1943–1945). Шараевский Нестор (1865–1929), самосвят, «епископ» т. н. Украинской автокефальной православной церкви. Шарковский Федор Иванович (1875-?), протоиерей. Настоятель церкви Преображения Господня в с. Велятичи Борисовского района Минской области (1916–1930). Арестован в 1931 году, приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. Священник в г. Борисове Минской области. Шишкин Александр Федорович (1897–1965), регент, церковный деятель. Окончил Духовную семинарию в Екатеринбурге и историко-филологический факультет Пермского университета. Уклонился в обновленчество, был секретарем обновленческого митрополита Николая (Платонова). После возвращения в Патриаршую Церковь с 1944 г. – председатель приходского совета Спасо-Преображенского собора в Ленинграде, управлял хором собора. С 1946 г. преподавал в ленинградских духовной академии и духовной семинарии. В 1947 г. – секретарь Экзарха Московской Патриархии в Чехословакии, в 1950–1960 гг. руководил хором Николо-Богоявленского собора. В 1960–1961 гг. – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родился в семье крестьян-бедняков. В 1922–1941 гг. – в Свято-Успенском Жировицком монастыре (монах, иеродиакон, иеромонах, игумен, архимандрит). В 1941–1943 гг. проводил миссионерскую деятельность на территории Восточной Беларуси, открывая храмы и возобновляя церковно-приходскую жизнь. Арестован в сентябре 1944 г. по обвинению в «пособничестве немецким оккупантам». В июле 1945 г. Особым совещанием при НКВД приговорен к 5 годам ИТЛ. Направлен в Горьковскую область. В 1946 году скончался в тюрьме НКВД. Сергиенко Василий Тимофеевич (1903–1982), один из руководителей органов государственной безопасности, нарком внутренних дел УССР (1941–1943). Сергий (Воскресенский Дмитрий Николаевич) (1897–1944), митрополит. Родился в семье священника. Окончил Московское духовное училище. В 1918–1922 гг. – на гражданской службе. С1922 года – в московском Свято-Даниловом монастыре. Послушник ректора Петроградской духовной академии епископа Федора (Поздеевского). Принял постриг (1925 (по другим данным, 1923)). Иеродиакон (1925). Иеромонах (1925). Секретарь Московской Патриархии (1926). Настоятель храма в г. Орехово-Зуево (1930). С 1931 г. – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии». Настоятель Воскресенского храма в Сокольниках (1932–1933). Архимандрит. В 1933 г. хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. Епископ Бронницкий (1934), Дмитровский (1936). Архиепископ Дмитровский, управляющий делами Московской Патриархии (1937–1941). В 1939 году – член Священного Синода, состоящего в то время из четырех иерархов. В конце 1940 г. направлен в Латвию и Эстонию в качестве полномочного представителя Патриархии для ознакомления с положением дел в Церкви. Митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии (1941–1944). В первые дни оккупации Риги, 1 июля 1941 года, арестован, но через четыре дня отпущен на поруки. После освобождения собрал духовенство Риги в Троице-Сергиевом монастыре и объявил, что остается «послушником митрополита Сергия (Страгородского) », т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010