2.  Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), святитель.  Господня Пасха: Беседы в праздничные дни. — М.: Храм Св. Духа сошествия, 2004. — 160 с. 3.  Лука (Войно-Ясенецкий), святитель.  Днесь Слово воплощается. — М.: Изд-во свт. Игнатия Ставропольского, 2002. — 48 с. 4.  Лука (Войно-Ясенецкий), святитель.  Дух, душа и тело. — Киев: Дух i лimepa, 2002. — 149 с. 5.  Лука (Войно-Ясенецкий), святитель.  Евангельское злато: Беседы на Евангелие. — М.: Храм Св. Духа сошествия, 2004. — 335 с. 6.  Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп.  К миру призвал нас Господь ( 1 Кор. 7. 15 ): Судебный процесс в г. Бобруйске по делу о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в Белорусской ССР//ЖМП. — 1948. — 1. — С. 65—67. 7 . Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Красноярский.  Кровавый мрак фашизма: Проповедь//ЖМП. — 1943. — 4. — С. 23—24. 8.  Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп.  Моя жизнь во Христе: Мемуары. — СПб.: Б. и., 1996. 9.  Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп.  Наука и религия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 10.  Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Тамбовский.  Памяти Святейшего Патриарха Сергия//ЖМП. — 1944. — 8. — С. 17—18. 11.  Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), святитель.  «Принесем Тебе любовь нашу»: Беседы в дни Великого поста. — М.: Изд-во свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 256 с. 12.  Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп.  «Сила моя в немощи совершается». — М.: Неопалимая купина, 1998. 13.  Лука (Войно-Ясенецкий), святитель.  Спешите идти за Христом! Проповеди в Симферополе (1946—1948 гг.). — М.: Б. и., 2000. 14.  Лука Крымский, святитель.  «Я полюбил страдания». — М., 2003. Литература о нем Основная литература 15.  Лисичкин В. А.  Крестный путь Святителя Луки: Подлинные документы из архивов КГБ. — М.: Троицкое слово; Феникс, 2001. — 446 с. 16.  Лисичкин В. А.  Земский путь святителя Луки. — М.: Б. и., 2005. 17.  Марущак В., протодиак.  Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). — М.: Даниловский благовестник, 2005. 18.  Марущак В., протодиак.  Жизнеописание святого исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). — Симферополь: Издат. отдел Симферопольской и Крымской епархии, 2000.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Был распределен в Мордовию, в совхоз «Садвинтрест», принимал участие в разбивке садов в разных областях России и одновременно продолжал учиться в Научном институте усовершенствования специалистов сельского хозяйства Наркомзема РСФСР. Будучи студентом, посещал христианские кружки, его духовником стал архимандрит Данилова монастыря Георгий (Лавров), благословивший Игоря Фортунатова руководить большим хозяйством в Спасо-Богородицком женском монастыре. После ареста архимандрита Георгия И. К. Фортунатов стал духовным сыном отца Сергия Мечёва , служил алтарником в храме Святителя Николая в Клённиках. Здесь он познакомился со своей будущей женой Анной Дмитриевной Кузьминой. В 1933 году последовал арест по «Делу членов кружка христианской молодежи». Срок Игорь Константинович отбывал в Карлаге (Карагандинская область Казахстана), а в 1936 году был отправлен в ссылку в село Долинское (там же). Летом 1939 года он тайно приехал в Москву; 26 ноября отец Сергий Мечёв обвенчал его с А. Д. Кузьминой. Через несколько дней после венчания он снова был сослан в Казахстан. Находясь в ссылке, Игорь Константинович заочно окончил аспирантуры Плодоводческого института имени Мичурина (1940) и Института почвоведения и ботаники АН Казахской ССР (1946). С 1940 года – член Всесоюзного географического общества АН СССР. По окончании срока с 1943 года жил а Алма-Ате, с 1948-го – в городе Гурьеве Казахской ССР, с 1950-го – в городе Горьком (Нижний Новгород). Научный сотрудник (1951), старший научный сотрудник (1960) ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) в городе Пушкино Московской области; с 1972 года – ректор Народного университета охраны природы (город Пушкино). Известен как выдающийся специалист в своей области. Автор ряда книг и более сотни научных статей. Драгунов Сергей Саввич (1899–1994) В 1917 году с отличием (с правом на золотую медаль) окончил Одиннадцатую московскую гимназию. Был призван на фронт, но уже в феврале 1918 года, так как фронт распадался, вернулся в Москву в чине прапорщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Григорий IV (Хаддад; 1859–1928), Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий (Чуков), митрополит – см.: Чуков Николай Кириллович. Гурий (Буртасовский Сергей; 1845–1907), епископ Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович; 1891–1965), митрополит Гурович Яков Семенович (1869 или 1870–1936) Д Дав Петр Кириллович (1872–1903), священник Даманский Петр Степанович (1859–1916) Дамиан (Красоти Димитрий; 1848–1931), Патриарх Иерусалимский в 1897– 1931 Данилов Иван Тимофеевич Девлеканов Фатихуддин Хасанов, имам Деркаченко Иван Осипович (1876 – расстрелян 1921) Дернов Александр Александрович (1857–1923), протопресвитер Дмитриев Петр, диакон Добровольский Николай Васильевич (1865–1908), врач Доброхотов Николай Семенович – смотритель Каргопольского ДУ в 1885–1890 Добрынин Евфим Федорович – преподаватель Каргопольского ДУ, впоследствии священник Докучаев-Басков Карп Андреевич (1849–1916) – каргопольский краевед 5 Дометий (расстрелян 1918), игумен Дубакин Дмитрий Николаевич (1852-?) Дубровский Александр Александрович (1866 – расстрелян 1918), священник Дыбенко Павел Ефимович (1889 – расстрелян 1938) Дягилев Василий Валентинович (1913–2004) Евгений (Мерцалов Евгений Александрович; 1857–1920), епископ Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович; 1868–1946), митрополит Е Евсевий (Гроздов Евстафий Сергеевич; 1866–1929), архиепископ Евсеев Иван Евсеевич (1868–1921), профессор Евфросиния (Арсеньева Мария Константиновна; 1881– расстреляна 1937), игумения Егор, извозчик Егоров Иоанн Федорович (1872–1921), протоиерей Егоров Николай Михайлович Ежов Олег Викторович, протоиерей Екатерина II Алексеевна (1729 – 1796), императрица Всероссийская в 1762–1796 Елачич Николай Александрович (1872 – расстрелян 1937) Елевферий (Богоявленский Димитрий Яковлевич; 1870–1940); митрополит Елпидинский Яков Семенович – преподаватель Олонецкой ДС в 1883–1918 Енукидзе Авель Сафронович (1877–расстрелян 1937) Ермоген [Гермоген], св. (около 1530–1612), Патриарх Московский и всея Руси Ж Желобовский Александр Алексеевич (1834–1910), протопресвитер военного и морского духовенства в 1890–1910

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У Патриарха будет обычный рабочий день, он его проведет в патриаршей резиденции в Даниловском монастыре за работой. С утра Патриарх совершит Божественную литургию в домовом храме патриаршей резиденции. 20 ноября. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проведет свой 66-й день рождения на рабочем месте в резиденции в Свято-Даниловом монастыре. «У Патриарха будет обычный рабочий день, он его проведет в патриаршей резиденции в Даниловском монастыре за работой. С утра Патриарх совершит Божественную литургию в домовом храме патриаршей резиденции. Все в рабочем режиме», — сообщил руководитель патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков, слова которого приводит РИА Новости. Патриарх Кирилл родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье потомственного священника. В 1969 году был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым). Затем в 1970 году с отличием закончил Ленинградскую духовную академию (ЛДА). Получив степень кандидата богословия, остался при академии преподавателем догматического богословия, помощником инспектора ЛДА, а также был назначен личным секретарем митрополита Никодима. В 1971 году иеромонах Кирилл возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. В 1974 году он стал ректором Ленинградской духовной академии и семинарии (самым молодым за всю историю существования этих духовных школ), а в 1975 году — председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В 1976 году в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. На следующий год возведен в сан архиепископа. В 1984 году назначен архиепископом Смоленским и Вяземским, несколько лет спустя титул изменен на «Смоленский и Калининградский». В 1989 году архиепископ Кирилл назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Синода по должности. В сан митрополита возведен в 1991 году.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-proved...

Спасского была главной, а Покровская церковь с. Алексино долгое время – приписной. 36 Спасо-Преображенский собор г. Переславля-Залесского – единственный сохранившийся из пяти первых белокаменных храмов, выстроенных в Древней Руси. В Переславле в 1220 г. родился и был крещен в этом соборе св. блгв. кн. Александр Невский. По завещанию внука Александра Невского Переславль отошел к Московскому княжеству. В 1688 г. юный Петр I выбрал Плещеево озеро для строительства своей потешной флотилии. В XVIII в. Переславль – уездный город Владимирского наместничества (позже губернии), с 1929 г. – город Ивановской промышленной области, с 1936-го – в составе Ярославской обл. На сегодняшний день один из монастырей отдан под музей, а четыре действующие: два мужских – Никитский и Свято-Троицкий Данилов и два женских – Николаевский и Феодоровский. Кроме монастырей, в маленьком городке имеется девять церквей, построенных в XVI–XIX вв. Ныне почти все они восстановлены для богослужения. 37 Митрополит Иоанн (в миру Константин Николаевич Вендланд; 1909–1989), епископ, церковный историк, ученый-геолог. Родился в Петербурге в дворянской семье. Был из «непоминающих». В 1936 г. пострижен в монашество, 14 сентября рукоположен в иеродиакона, 15 сентября – во иеромонаха. С 1946 г. состоял секретарем архиепископа Ташкентского Гурия (Егорова). В 1950 г. возведен в сан архимандрита. В 1956 г. закончил по заочному сектору Ленинградской духовной академии (ЛДА) со степенью кандидата богословия. В 1958 г. назначен представителем РПЦ при Патриархе Антиохийском. 28 декабря 1958 г. хиротонисан во епископа Подольского, был епископом Среднеевропейским, Экзархом Московской Патриархии в Средней Европе. 22 августа 1961 г. возведен в сан архиепископа, назначен архиепископом Алеутским и Североамериканским, Экзархом Северной и Южной Америки, затем архиепископом Нью-Йоркским и Алеутским. Назначен 7 октября 1967 г. митрополитом Ярославским и Ростовским. Скончался 25 марта 1989 г. в Ярославле. 38 Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров; 1921–2005).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своей квартире архимандрит Гурий устраивал монашеские собрания, на которых присутствующие — преподаватели и студенты — могли свободно обмениваться мыслями. В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические опыты тогда еще студента Виктора Милова — и это также по настоянию отца инспектора.За неделю до Рождества 1917/1918 года [ 9 ], по совету отца Гурия Виктор съездил в г. Свияжск, где в монастыре на покое жил слепой игумен. Старец благословил юношу принять монашеский постриг, сказав, что необходимо раздувать искру Божию в душе, пока она горит. Однако на пороге был 1918 год. И тихая дотоле Казань стала ареной столкновения белых и красных отрядов. В академии провели ускоренные экзамены, и студенты разъехались кто куда.Вопреки старческому благословению провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и был за это наказан: полтора года он скитался без определенных занятий, пока, наконец, не оказался в Саратове, где ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была ему засчитана в срок воинской службы.В Саратове Виктор таинственным образом попал под особое покровительство святого пророка Илии — того угодника Божия, на мольбу которого в страшные годы разгула богоборческой стихии и оскудения благочестия в израильском народе Господь ответил: " Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей, всех сих колени не преклонились перед Ваалом " (3 Цар. 19, 18). В 1919–1920 годах Виктор Милов — прихожанин Ильинской церкви в Саратове, в 1946–1949 годах бывал в Ильинской церкви в Загорске, в 1954 году стал настоятелем Ильинского храма в городе Серпухове. Свои земные дни он окончил в праздник святого пророка Илии.Но все это будет после, а тогда, проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, Виктор Милов испросил благословения на монашество у затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец иеромонах Николай отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь [ 10 ], дал ему при этом духовные наставления и присовокупил: " Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

Единоверческая (Рогожское кладбище) Воскресения Словущего (Ап. Филиппа) на Арбате Знамения (Крестьянская застава) Церковь Даниловского кладбища Иоанна Предтечи на Пресне Богородицкая (г. Черкизово, Мытищинского района) Помимо этого, велась патриотическая работа среди верующих: читались обращения Патриарха Сергия, собирались средства на оборону. Разрешились крестные ходы около храмов, власти обеспечивали соблюдение порядка и светомаскировки во время их прохождения. На Пасху в ночь с 5 на 6 мая 1945 года, по оценкам «органов», было 130–140 тыс. молящихся. На Пасху 21 апреля 1946 года в г. Москве функционировали все 33 церкви, в области — 167 церквей; все они были переполнены, присутствовало примерно в 3 раза больше по сравнению с нормальной вместимостью (то есть тут учитывался и народ, стоявший в ограде и на улице), и во всех храмах Москвы ориентировочно присутствовало (якобы) около 200 тыс. человек, в области — около 400 тыс. (конечно, среди них было много любопытствующих). Наблюдалось снижение доходности в сравнении с 1945 годом; причина в том, что из-за тесноты тарелочный сбор не мог быть произведен, многие покупали свечи в керосиновых лавках и на рынке. По докладной Трушина от 14 апреля 1947 года на празднике Пасхи в ночь с 12 на 13 апреля в 177 церквах области были службы, как и в 33 церквах Москвы, где было ориентировочно 180–200 тыс. человек (в Москве) и, в частности, в 11 церквах при вместимости от 2 до 3 тыс. человек было 5–7 тыс. В трех церквах с вместимостью в 5–6 тыс., как в Елоховском соборе, Пименовской церкви и Воскресения в Сокольниках, от 11 ч. 30 мин. до 1 ч. 30 мин. в зданиях и около них было от 10 до 12 тыс. человек. Церковь Николы в Кузнецах была радиофицирована, наружу были выведены репродукторы, и «весь ход службы был слышен на большом расстоянии». Около ряда церквей можно было услышать недовольство тем, что в Москве осталось мало церквей. Так, в ограде церкви Иоанна Воина одна женщина, обращаясь к другой, говорила: «Что же это такое делается! Ни на один большой праздник не попасть в церковь. Неужели нашему правительству это неизвестно?» Вторая отвечала: «Партийцы в церковь не ходят, им это не нужно, а мы вот не просим…»

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

В своих записках монахиня Таисия писала: «Он (владыка Серафим. – Т. П.) писал мне: ”Следи за детьми, блюди их в строгости, ответ за них дашь, особенно за младшего (Алешу. – Т. П.)”. Многое он еще мне говорил и его слова почти все уже исполнились. Я твердо уверена, что и то, что он предсказал об Алеше, сбудется. Потому прошу его не затруднять исполнение воли Божией над собой. Не срывать с себя руки Божьей, избравшей его на служение Себе».      Жизнь Алексея Петровича была полна событий. Перед самой войной его комиссовали из армии, потому что медкомиссия определила, что он вот-вот ослепнет. После войны он не избежал ареста – в 1946 году проходил по церковному делу, был приговорен к 6 годам лагеря. Отбыл срок в Инте, в тяжелейших северных лагерях. Потом началась «вечная ссылка». К нему в Инту приехала его будущая вторая жена, там родилась их дочь. После реабилитации с большим трудом вернулся в Москву, был художником. Алексей Петрович нашел чудом пережившего 1937 год и также отбывшего после войны лесоповал в страшных северных лагерях архимандрита Серафима (Климкова), и была незабываемая исповедь за все эти годы: «Всегда поминаю архимандрита Серафима (Климкова), в схиме Даниила. Когда я пришел из лагеря, узнал, что он в Москве, нашел его, он ко мне приехал в Черемушки. Я написал целую тетрадку грехов – за 10 лет лагеря и ссылки. Он сидел, а я стоял на коленях и читал ему вслух. И он мне отпустил грехи, порвал тетрадку, сказал: ”Ну а теперь у вас их нет!”». В жизни Алексея Петровича бывало всякое, не был он великим праведником, как он сам говорил, крутила его горячая кровь. Но он никогда не отходил от веры, от Церкви. Если и падал, то находил в себе силы и желание подняться, покаяться, исправиться. Вся его жизнь была наполнена этой борьбой со страстями, с собой мирским, вся жизнь была наполнена стремлением к свету, к Богу, к спасению. Алексей Петрович, как просил умирающий отец, старался держаться поближе к добру и Церкви. И всегда помнил слова матери о его будущем монашестве – «не затруднять исполнение воли Божией над собой».

http://pravoslavie.ru/107646.html

Кажется возможным такое: у обеих женщин уже родились дети, из которых потом выросли пьяницы. Возможно, следующие дети могли быть гораздо худшими, могли быть преступниками. А так как своим чадам Старец строго наказывал не только не делать аборты, но и запрещал предпринимать какие-либо меры против зачатия детей, говоря: «Дети – дар Божий. Сколько дает, столько и рожать надо». Может быть, предвидя неудачное потомство и жалея своих чад, и наложил Старец запрет на супружескую жизнь. Чада верно блюли себя. Правда у Ефросинии не так гладко было, как у Натальи. Стоило Даниилу Ивановичу выпить, он начинал бунтовать. Да и злые люди приложили свою руку, стали нашептывать: «Чего ты его слушаешь? Вот, святой выискался! Знаем мы таких святых!» Старца, девственника, всю жизнь обвиняли в блуде. Ничего удивительного. И преподобного Серафима, и Амвросия, и многих-многих других по наущению сатаны обвиняли неверующие, темные люди в подобных преступлениях. Старец даже писал Даниилу, когда тот уезжал, просил не слушать злых сплетен, не обижать Ефросинию. А она, в конце концов, стала жить отдельно от мужа. Нет, это не было ссорой или разводом. Просто так было легче обоим. Пыталась Ефросиния поступить в монастырь, несмотря на уговоры Старца подождать. Он и не препятствовал ей ездить – пуская убедится сам. Даже в Почаевскую лавру ездила Ефросиния, но и там отказались постригать замужнюю женщину. И только тогда, когда Даниил Иванович умер, приняла Ефросиния постриг с именем Евфалия. Рассказала нам ее дочь, Ефросиния Даниловна Дубовик, два случая, которые были при ней. – Мама сидела у Старца (во время войны). Вдруг, слышат, бомба ухнула. Мама спокойно сидит, а Старец говорит: «Фрося, это к вам». Она говорит: «Нет, батюшка, не к нам. Далеко больно упала». А он снова: «Нет, это к вам, к вам, Фрося. Беги домой». Она побежала, подбегает и видит: нет дома, одни развалины! А дети где?! Но дети оказались у соседей. А бежит навстречу квартирантка, руки подняла к небу и кричит, что есть силы: «Молись, Фрося, молись! Все живы, живы!» Несомненно, по молитвам Старца никто у нас не пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вопреки благословению старца провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и был за это наказан: полтора года он провел без определенных занятий, пока, наконец, не оказался в Саратове, где ради хлебного пайка устроился в красноармейскую канцелярию на работу, которую ему засчитали как срок воинской службы. В Саратове Виктор прочувствовал на себе особое покровительство святого пророка Илии – того угодника Божия, на мольбу которого в страшные годы разгула богоборческой стихии и оскудения благочестия в израильском народе Господь ответил: «Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом» ( 3Цар.19:18 ). Это таинственное водительство будет проявляться в течение всей его жизни. В 1919–1920 годах в Саратове Виктор Милов стал прихожанином Ильинской церкви; в 1946–1949 годах он бывал в Ильинской церкви Загорска, а в 1954 году станет настоятелем Ильинского храма в Серпухове. И свое земное поприще епископ Вениамин закончил в Илиин день. Но все это свершится позднее. А тогда в Саратове, проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, Виктор Милов попросил благословения на монашество у иеромонаха Николая – затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь, дал ему при этом духовные наставления и присовокупил: «Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок...» – возможно, предрекая духовному чаду будущее архиерейство. Среди насельников Данилова монастыря оказался бывший инспектор Казанской Духовной академии Гурий, уже епископ, которому нужен был помощник для окормления Покровской обители здесь же, в Первопрестольной. На Благовещение 1920 года Виктора постригли в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Персидского, диакона († 418–424; память 31 марта/13 апреля). На второй день Пасхи, 30 марта 1920 года, преосвященный Гурий рукоположил монаха Вениамина во иеродиакона, а через полгода, в день преставления Преподобного Сергия (25 сентября/8 октября), епископ Петр (Полянский) , сам возведенный в тот же день в архиерейское достоинство, рукоположил иеродиакона Вениамина во иеромонаха. Тогда же, по благословению авторитетных московских старцев – иеромонаха Исаии 7 и схиархимандрита Онуфрия (Пестовского), он возобновил обучение в Духовной академии 8 и закончил ее уже в 1922 году, защитив кандидатскую диссертацию «Жизнь и учение преподобного Григория Синаита » 9 . А весной 1923 года, в день Благовещения (как и при монашеском постриге), епископ Гурий возвел отца Вениамина в сан архимандрита, который в должности наместника стал управлять Московским Покровским монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010