В марте 1920 года приехал в моск. Данилов монастырь, где на Благовещение принял постриг от руки еп. Гурия. В том же году, выдержав устные испытания за три года, поступил в МДА. которую закончил в 1921 г., написав курсовую работу «Жизнь и учение преп. Григория Синаита ». В 20-х годах жил и управлял Покровским монастырем до своего ареста 28/29 окт. 1929 г. Был брошен в Бутырскую тюрьму. 24 ноября ему был объявлен приговор – три года Соловков, куда, по его словам, «вагон следовал суток семь-восемь. Все это время приходилось лежать на спине, головой к конвою... Все тело страшно затекало, мучила жажда… Наш вагон остановился в двенадцати верстах за городом Кемью, и до Попова острова наша арестантская партия следовала пешком... В бараке, куда втиснули наш этап, было так много заключенных, что не представлялось возможным даже сесть. Впрочем, через несколько минут... приказали построиться вне барака... Лагерная жизнь протекала в условиях строгого режима... Домой разрешалось раз в месяц отправить письмо... Из сторожей базы я был переведен через полгода в конторщики и переброшен на станцию Май-губа, оттуда – на Парандовский тракт, потом на станцию Сорокская. Из командировки в Раст-Наволок я попал в село Шижню, откуда по окончании срока заключения меня выпустили на свободу...» Согласно Базе данных ПСГБИ, в 1933 (?)-37 гг. он был на поселении во Владимирском районе Ивановской Промышленной обл. (Он же в дневнике 1 февр. 1933 г. упоминает Петрозаводск, Калугу, Тверь. Владимир, Кимры и Москву, где ему не удалось устроиться), а затем в 1937–1946 (?) был в ссылке(?) в Котласе Арханг. обл. С 1946 (или 1947 г.) преподавал Богословие и патрологию в МДС и МДА. В 1948 г. получил степень магистра за труд «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви». Репрессирован вновь в 1948 или 1949 г. Был в Казахстане, где работал писарем, сторожем, истопником. Освобожден в 1953 или 1954 г., служил в Ильинском храме Серпухова, 4.2.1955 .возведен в сан епископа Саратовского. Подробнее о его жизни, в т.ч.: об аресте и о его прибытии на Соловки см. в его «Дневнике инока» – «Троицкое слово» 8, 1991 г., в статье о. Н. Кречетова в ЖМП 1988, 5, с. 24 и в кн. «За Христа пострадавшие», М. 1997, изд. ПСТБИ, ч. 1-я, с. 239, где ошибочно указаны годы 1918 и 1919.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Μ. К вопросу о гадательных псалтирях//Летоп. ИФОНУ. 1901. Т.9. Византино-слав. отд. С. 153–202 (загадки в Поучении); Свенцицкий И.С. Поучение Владимира Мономаха детям. Львов, 1902; Алексеев М.П. Англо-саксонская параллель к Поучению Владимира Мономаха//ТОДРЛ. 1935. Т.2. С. 39 80; Данилов В.В. “Октавий” Минуция Феликса и “Поучение” Владимира Мономаха//ТОДРЛ. 1947. Т.5. С.97–107; yevska Т. Zu Vladimir Мопотасн und Kekaumenos//WSlJb. 1952. Bd.2. S. 157–160; Vaillant A. Une source grecque de Vladimir Monomaque//ByzSlav. 1949. T. 10. P. 11–15 ( Василий Великий ); Лихачев Д.С. “Шестоднев” Иоанна Экзарха и “Поучение” Владимира Мономаха//Вопросы теории (прим. 423). С. 187–190; Müller L. Die Exzerpte aus einer asketischen Rede Basilius’ des Großen im “Pouenie” des Vladimir Monomach//RM. 1973. T.l. S. 30–48; idem. Noch einmal zu Vladimir Monomachs Zitat aus einer asketischen Rede Basilius’ des Großen//Ibid. 1979. T.4. S. 16–24 (уточнения к предыдущей работе); Keipert Н. Ein Vitenzitat bei Vladimir Monomach//OChP. 1975. Т.41. S. 232–236. 1039 Протопопов С. Поучение Владимира Мономаха как памятник религиозно-нравственных воззрений и жизни на Руси в дотатарскую эпоху//ЖМНП. 4.171. 1872. С.231–292; Ивакин И.Μ. Князь Владимир Мономах и его Поучение. Μ., 1901. С. 1–36; Голубинский Е. (прим. 19). С.1/1. С.828–831; Сторожев В.Н. Киевская Русь. Μ., 1910. Т.1. С.652–660; Истрии В.Μ. Очерк (прим. 383). С. 162–170; Обнорский С.П. Очерки по истории русского литературного языка старшего периода. Μ., Л., 1946. С. 32–80; Орлов А.С. Владимир Мономах . Μ., Л., 1946. С.6–126; Tschiewskij D. (прим. 477). S. 157–166; Будовниц И.У. (прим. 362); Gudzij N.K. (прим. 514). S. 111–115; Лихачев Д.С. Этическата система на Владимир Мономах//ЕзЛит. 1966. С. 1–16; он же. (прим. 421). С. 111–131; Fedotov G.P. (прим. 430). Vol. 1. Р.244–260; Водовозов Н.Н. (прим. 530). С.47 и сл., 73–77; Бабишин С.Д. “Поучение детям” Владимира Мономаха и его историкопедагогическое значение//Советская педагогика. 1974. С. 119–124; Fennell J., Stokes А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42 Из воспоминаний П. А. Голубцова и Е. П. Васильчиковой известно, что П. А. Голубцов находился ночью в саду, когда выкапывали главу Преподобного, и переносил её из Сергиева Посада сам «в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты». Всю дорогу из Сергиева Посада в Люберцы в поезде он не садился, шёл по вагонам или стоял, из уважения к мощам. 43 С. В. Олсуфьева была арестована 1 ноября 1941 г. Умерла в 1943 г. в заключении, в городе Свияжске. Ю. А. Олсуфьев был арестован раньше, в январе 1938 г. О его дальнейшей судьбе никто не знал, и только в середине 1990-х годов стало известно, что он был расстрелян 14 марта 1938 г. на Бутовском полигоне. 44 Архимандрит Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович; 1891–1965) – первый наместник после открытия Троице-Сергиевой Лавры (до августа 1946 года), затем епископ Ташкентский и Среднеазиатский. Возглавлял ряд кафедр. Скончался в сане митрополита Симферопольского и Крымского. 46 Во вновь открывшейся Лавре протодиакон Сергий, тогда ещё Сергей Михайлович Боскин, происходивший из рода художников, проживавших в Сергиевом Посаде, был регентом лаврского хора. Нёс это послушание в течение 17 лет. 47 По свидетельству протоиерея Владимира Жаворонкова, отцу Илариону выпала честь произнести первый возглас на первой службе во вновь открывшейся Лавре. 49 По свидетельству протодиакона Сергия, рака оставалась закрытой до приезда в Лавру Святейшего Патриарха Алексия I, который своё первое служение в Успенском соборе назначил на Троицын день. Перед малой вечерней Святейший сам открыл крышку раки. 50 В 1946 году отец Пётр был награждён наперсным крестом, а в 1950 году, ко дню Святой Пасхи, удостоен сана протоиерея. 52 После смерти отца Илариона Александра на долгих 10 лет уехала в Дмитров к отцу Павлу Соколовскому. В храме Казанской иконы Божией Матери она была псаломщицей, звонарём, пекла просфоры. Трудилась каждый день. Имела два выходных и один месяц отпуска. В 1959 году была пострижена в мантию с именем Амвросия. В начале 60-х годов вернулась в Виноградово, когда настоятелем Владимирского храма был отец Пётр Удодов. Александра ушла из храма на пенсию в 1993 году. После этого пять раз была в Иерусалиме. В 2004 году была пострижена в схиму с именем Феоктиста в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Постриг совершил архимандрит Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В июле того же года переведен в штат ц. Сошествия Св. Духа на апостолов на Даниловом кладбище в Москве. С нояб. 1935 г. служил в московской ц. во имя Адриана и Наталии. В мае 1936 г. назначен священником Ризоположенской ц., 1 июля 1937 г. стал ее настоятелем. 30 мая 1941 г. Н. занял должность помощника наместника Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры . После начала Великой Отечественной войны и оккупации Украины немецкими войсками был смещен с должности. 4 июля 1942 г. назначен настоятелем киевского Введенского жен. мон-ря, 1 окт. того же года - церкви с. Володькова Девица Черниговской обл., 28 окт.- Вознесенского храма в Нежине, 1 янв. 1944 г.- Вознесенско-Городковской ц. в г. Павловский Посад Московской обл. С 10 окт. 1944 по 26 апр. 1946 г. находился под следствием в связи со служением на оккупированной территории. В 1946 г. служил казначеем и благочинным Троице-Сергиевой лавры . 4 окт. того же года назначен наместником Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 29 июня 1947 г. Н. наречен епископом Петрозаводским и Олонецким. Хиротонию в ц. Всех Святых во Всехсвятском (р-н Сокол) в Москве совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I , Дмитровский архиеп. Виталий (Введенский) , Ивановский и Кинешемский еп. Паисий (Образцов) , 3 июня 1948 г. Н. назначен епископом Тираспольским, временно управляющим Кишинёвской епархией. 9 июня 1949 г. он стал епископом Кишинёвским и Молдавским. 25 февр. 1956 г. Н. возведен в сан архиепископа, 3 авг. 1963 г.- во митрополита. В Кишинёвской епархии для решения проблемы малочисленности штата священнослужителей Н. организовал пастырские курсы и экзаменационные комиссии. Также он занимался восстановлением и ремонтом храмов и мон-рей, на личные средства шил облачения. В 50-60-х гг. XX в. Н. участвовал в деятельности Советского комитета защиты мира. Н. был награжден правом ношения креста на клобуке (1958), орденом равноап. кн. Владимира 1-й степени (1963). Погребен на Калитниковском кладбище в Москве. Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 76; ЦА ФСБ РФ. Д. Н-6656. Лит.: Хроника//ЖМП. 1947. 7. С. 22-23; Статов П., прот. Митр. Нектарий (Григорьев), Кишинёвский и Молдавский: Некр.//Там же. 1969. 5. С. 22-24; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 26-28; Цыпин. История РЦ. Т. 9. С. 395, 751; Энеева Н. К 100-летию со дня рождения митр. Кишинёвского и Молдавского Нектария (Григорьева)//ЖМП. 2002. 11. С. 21-28. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2564878.html

Нектарий (Григорьев Николай Константинович), митр.Кишиневский и Молдавский Родился 26 мая 1902 года в с.Хохлове Казанской епархии. Окончил I-ю мужскую Казанскую гимназию. В 1923 году окончил 2 курса историко-филологического факультета Казанского университета и Высший Богословский институт. 4/17 окт.1923 года пострижен в монашество, 8/21 окт.рукоположен во иеродиакона. 24 февр. ст./ст.1924 года рукоположен во иеромонаха. С февр.1929 года – настоятель церкви Екатерин.пустыни Московской епархии. 9/22 сент. того же года – архимандрит. С янв.1930 года – настоятель Казанско-Введенской церкви г.Москвы. С марта 1934 года – настоятель Успенского собора г.Каширы, Московской области. С I янв.1935 года – благочинный православн.приходов Каширского района, Московской обл. С июля 1935 года – штатный священник Духосошественной церкви Данилов.кладбища гор.Москвы. С ноября 1935 года – штатный священник церкви Адриана и Наталии г.Москвы. С мая 1936 года – штатный священник Ризоположенск.церкви г.Москвы. С I июля 1937 года – настоятель того же храма. С 30 мая 1941 года – помощник наместника Почаевской Лавры. С 4 июля 1942 года – настоятель церкви Введенского женского монастыря г.Киева. С I окт.1942 года – настоятель церкви села Володьково- Девица, Черниговской епархии, а 28 окт. – настоятель Вознесенского храма г.Нежина. С I янв.1944 года – настоятель Вознесенско-Городков.Церкви г.Павловский Посад Московской области. С 1946 года состоял в числе братии Троице-Сергиевой Лавры в качестве казначея и благочинного. С 4 октября того же года – наместник Псково-Печерского монастыря. 29 июня 1947 года хиротонисан во епископа Петрозаводского и Олонецкого. Чин хиротонии совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Дмитровский Виталий и епископ Ивановский и Кинешемский Паисий. С 3 июня 1946 года – епископ Тираспольский и временно управляющий Кишиневской епархией. С 7 июня 1949 года – епископ Кишиневский и Молдавский. 25 февраля 1956 года возведен в сан архиепископа. 21 февраля 1956 года награжден правом ношения креста на клобуке.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1944 . Пречистенский – Богородицкий – Казанский, мужской, со­всем уничтоженный, в гор. Данилове, Ярославской губ. Существовал в начале XVII ст., чтó видно из описи монастыр. имущества: «...та пустошь Комаровка по челобитью села Даниловского Пречистен­ского м-ря строителя старца Сергия Булачева в 115 году (1607) дана была в м-рь на свечи и на ладан». С выписи 1631 г. значится: «А на м-ре церковь Пречистой Богород. Казанской новоявлен­ного образа древяная, кледки и верх шатром. Да на м-ре же дом строителя Сергея, дом попа Антония, кельи рядо­вых старцев». Из грамоты 1630 года видно, что старец Сергий Булычев был также строителем, т. е. настоятелем, Преображенского Нового м-ря, тоже в гор. Данилове, чтó дает возможность предполагать, что этот Пречистенский м-рь был оставлен или же слился с Преобр. Новым. “Яросл. губ. в.”, 1852 г., 17 (опись м-р. имущества), 20 (выпись из книг), 25 (о дозволении строить церковь в Преобр. м-ре); Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епарх.”, 49 (смешивает с Преображенским м., чтó был в Данилове). 1945 . Пречистенский – Дорогобужский, мужской, ныне село Дорогобуж, Волынской губ., Острожского уезда, в 35 вер. к сев. от Острога, при р. Горыне. Существовал уже в 1576 г.; в 1593 г. упоминается архим. Феофан Ба­бицкий, а в 1596 г. архим. Тимофей, присутствовавший на Брестском соборе. В 1644 г. м-рь находился во власти униатов; в 1831 г. передан в ведение православн. духовенства и обращен в приход. “Полн. собр. лет.”, II, 372; “Волын. епар. в.”, 1867 г., 5; “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 524, (жалоба 1622 г. архим. м-ря Иеремии Лисятицкого о насилиях пана Соколь­ского), 528, (о том же). 1946 . Пречистенский – Заручаевский, женский, давно несуществующий, в гор. Овруче, Волынской губ. Из гра­моты 1496 г. об отдаче кн. Дашковой Иоакимо – Аннинского м-ря во владение видно, что в городе существовал дру­гой м-рь Пречистенский, которым упра­вляла земянка Ленковая. В жалов. гра­моте 1531 г. Александре Непириной о предоставлении ей Овручского Пречи­стенского Заручаевского м-ря в пожиз­ненное управление говорится: «и просила в нас манастыра святое Пречистое у-во Вручом, за ручаем, который дей монастырь здавна есть наше подданье господарское, а тепере на нем игуменьи нет». “Акты Зап. Р.”, I, 140 (Гр. 1496 г.); II, 170 (Ж. гр. 1531 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Нифонт , иеромонах 61 года ск. от рака 6.5.1914 г. Петр (Семеновых) в нач. дек. 1948 г. должен был быть прописан в Лавре. Поликарп (Мельянцев Прохор Феоктистович, 1916 г.р.) прибыл из Кунцевского района, уч. в МДС в 1954–58 гг. Сергий (Петин, 1934 г.р.) иерод. осенью 1964 г. стал иеромонахом. Стефан (Смычников Григорий), архимандрит, прибыл в Лавру в сане иеромонаха в 1965 г., ранее служил в сане диакона. Последние годы долго заведовал монастырской гостиницей. Погиб в автокатастрофе 22 октября 1993 г. в Москве. Тихон (Агриков Вас. Петр., 1916 г.р.), игумен в 1964 г., прибыл из Астраханской обл., учился в МДС и Ак. в 1946–53 гг. и поступил затем в Лавру. Трифов (Кревский, 1928 г.р.), игумен, осенью 1964 г. стал архимандритом. Феодор (Андрющенко Борис Данилович, 1928 г.р.), учился в МДС и Ак. В 1946–53 гг. и поступил в Лавру. Феодор (Трутнев Виктор Вас., 1922 г.р.), иеродиакон, ок. МДС в 1961 г. Акафист преподобному Сергию, игумену Радонежскому, чудотворцу 208 Кондак 1 Возбранный, от Царя сил Господа Иисуса данный России воевода 209 и чудотворче предивный, преподобный отче Сергие! Прославляюще мы 210 прославльшаго тя славы Господа, благодарственное пение воспебаем ти: ибо молитвами твоими от нашествия иноплеменник и скорбных обстояний нас присно избавляеши, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче. Икос 1 Ангелов Творец, предуведевый, по самовластном 211 чистого сердца твоего изволению, всеусердствующее Его воли исполнение, еще во чреве матерни трикратным возглашением, показа тя миру истиннаго служителя быти Святыя Троицы, и научи всех вопити ти сице: Радуйся, прежде век, яко имаши верный раб Христов быти, предусмотренный 212 ; Радуйся, во оно же время во блаженное и небесное жилище предуставленный. Радуйся, от чрева матерня на службу Небеснаго Царя, яко воин, хотящий верен Ему быти, призванный; радуйся, яко благодатию Божиею оправданный. Радуйся, не точию России, но и всей Вселенней прославленный;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Исполнилось 60 лет ОВЦС МП 6июня 2006 года в московском Даниловом монастыре состоятся церковно-общественные торжества, посвященные 60-летию Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Юбилейные мероприятия начнутся в 9.00 Божественной литургией в Троицком соборе обители. Богослужение совершит председатель Отдела митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В 12.00 праздничный молебен в Троицком соборе совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 13.00 в конференц-зале гостиничного комплекса " Даниловский " начнется Юбилейный торжественный акт. Аккредитация журналистов до 5 июня 2006 года 17.00 по факсу 230-24-39. Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата (с августа 2000 года – Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата) был образован Священным Синодом Русской Православной Церкви 4 апреля 1946 года, когда развитие внешней деятельности Русской Православной Церкви настойчиво требовало создания специального церковного органа, который мог бы обеспечить стабильную организацию этой немаловажной стороны церковной жизни. С 1946 по 1960 год ОВЦС возглавлял митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). С 1960 по 1972 год председателем ОВЦС был митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), сочетавший богатство идей, насущно необходимых Церкви, с решительностью и настойчивостью в их претворении в жизнь. Митрополиту Никодиму приходилось преодолевать огромные трудности со стороны гражданских властей, и он делал это с обычной для него принципиальностью. Внешняя, особенно международная деятельность Церкви в годы гонений имела важнейшее значение для того, чтобы остановить их расширение, сделать невозможным или затруднительным для властей закрытие и разрушение монастырей и храмов. С 1972 по 1981 пост председателя ОВЦС занимал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), с глубочайшей преданностью возложенному на него послушанию, знанием проблематики и тщанием руководивший деятельностью Отдела. С 1981 по 1989 год председателем ОВЦС был митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), которому выпала честь руководить Отделом в длительный период подготовки Русской Православной Церкви к празднованию 1000-летия Крещения Руси и во время самого этого торжества. В 1989 году на пост председателя назначен архиепископ, позднее – митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).

http://religare.ru/2_30278.html

1943.4.9 Встреча в Кремле И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Церкви разрешено открывать храмы и духовные учебные заведения, избрать патриарха. Возобновлено издание официального печатного журнала " Журнал Московской Патриархии " . 1944 В епархиях открываться закрытые ранее приходы. С января по ноябрь открыто более 200 церквей. 1945.4.2 Интронизация Патриарха Алексия (Симанского). 1945.22.5 Впервые в истории Русской Церкви патриарх Московский отправился в паломничество на Святую Землю. 1946.11 Кливлендский Собор Американского митрополичьего округа (митрополит Феофил (Пашковский)) принимает решение о воссоединении с Московской Патриархией на условиях автономии. 1946.21.4 Возобновление богослужения в Троице-Сергиевой лавре. В это время на территории СССР было 10.5 тыс. действующих храмов. 1948 Русская духовная миссия в Иерусалиме переходит из ведения Карловацкого Синода в юрисдикцию Московской Патриархии. 1958-1964 Массовое закрытие церквей и монастырей и гонения на духовенство и верующих (число приходов сократилось с 13.5 тыс. до 8.5 тыс.). 1960 Второе паломничество на Восток Патриарха Алексия. 1961 Закрытие Киево-Печерской лавры (под предлогом ремонта и реставрации). 1970.17.4 Преставление Патриарха Алексия I. 1971.3.06-21.05. Интронизация Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). 1981.1.11 Канонизация Собора новомучеников и исповедников российских Русской Зарубежной Церковью. 1983 Передача правительством СССР Московского Данилова монастыря Московскому Патриархату. 1987 Впервые после середины 50-х гг. начинает увеличиваться количество приходов. К концу 1989 г. их число приблизилось к десяти тысячам. 1990.1.10 Принятие Верховным Советом СССР закона " О свободе совести и религиозных организациях " : Церкви возвращен статус юридического лица. Начало широкой церковной просветительной и благотворительной деятельности. Массовое возвращение Церкви монастырей (Толгского, Валаамского, Донского, Новоспасского и др.), храмов и святынь.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

Митрополит Волоколамский Иларион: Задача ОВЦС — способствовать укреплению единства Русской Православной Церкви на постсоветском пространстве 1 августа 2011 г. 18:30 24 июля 2011 года в Москве  состоялось торжественное празднование  65-летия  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата. Праздничное богослужение в этот день  возглавил  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в храме во имя святых отцов семи Вселенских Соборов  Свято-Данилова монастыря . Накануне председатель ОВЦС  митрополит Волоколамский Иларион  дал интервью православному телеканалу «Союз» для программы «Архипастырь», вышедшей в эфир 23, 24 и 25 июля. — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата был образован Священным Синодом в 1946 г. Когда церковная дипломатия была сложнее: тогда или сейчас? — Я думаю, она была сложной и тогда, остается сложной и сейчас — это трудности разного порядка. 1946 год — первый год после окончания Великой Отечественной войны, время, когда вся страна вставала из руин, а вместе с ней вставала из руин Русская Церковь. И если страну разрушали фашистские захватчики на протяжении четырех лет, то Церковь разрушали собственными силами на протяжении трех предшествующих десятилетий. С самого начала революции и гражданской войны наносились такие сокрушительные удары по Церкви, что если бы не заступничество Божие, Церковь не устояла бы. Задача была поставлена — полностью искоренить Церковь, и по сути дела перед началом войны у Церкви мало что оставалось из того, что она накопила за предшествующие века. Церковная структура была разрушена, на свободе оставалось всего четыре правящих архиерея, еще несколько архиереев служили настоятелями храмов. Храмов оставалось немного; в некоторых городах их не стало вообще. Все монастыри, духовные академии и семинарии были закрыты. Абсолютное большинство духовенства либо было физически ликвидировано, либо находились в лагерях и тюрьмах. Во время войны ситуация изменилась, потому что, во-первых, Церковь заняла патриотическую позицию с первого дня войны и активно включилась в освободительную борьбу, а во-вторых, на тех территориях, которые были оккупированы гитлеровскими войсками, открывались храмы – и все это заставило советское правительство скорректировать свой курс по отношению к Церкви. И, как известно, в 1943 году по инициативе Сталина состоялась его встреча с тремя ведущими иерархами Церкви. Потом был проведен Поместный Собор и избран  Патриарх Сергий (Страгородский) , и с этого момента началось — я бы не назвал это возрождением Церкви, потому что подлинное возрождение стало возможно только тогда, когда рухнул коммунистический режим, — началось частичное восстановление Церкви, ее епископата, духовенства. Те, кто уцелели, возвращались из ссылок и лагерей, было позволено открывать храмы.

http://patriarchia.ru/db/text/1590902.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010