Даниил, взяв в плен князя рязанского, не отягчил его участи жестокостью, напротив ласково угощал его и содержал в почете. 546 Так Даниил во всех случаях старается гасить ссоры любовью; если берется за оружие, то для того, чтобы грозой меча вразумить забывчивых. Довольный своим жребием, он не берет чужого, не отнимает собственности братьев князей ни насилием, ни коварством. За то Господь сам, помимо искательств, расширяет границы владений его. Иоанн Дмитриевич князь переяславский, племянник Даниила, кроткий, благочестивый, благотворитель нищих, всегда уважал и любил благочестивого дядю, старался быть близким к нему. Даниил платил племяннику любовью за любовь его: одинаковые по расположениям сердца близки друг другу. Бездетный переяславский князь, умирая, передал (1302 г.) Переяславль завещанием Даниилу, но не Андрею, который считал себя наследником его и уже распоряжался в Переяславле чрез своих бояр. Область переяславская вместе с Дмитровым была после Ростова первой, как по числу жителей, так и по крепости главного города: Переяславль обведен был глубоким рвом с водой, высоким валом, двойной стеной с 12 башнями. Это важное приобретение поставило владетеля московского на степень князя весьма сильного; сын Даниила уже великий князь. Здесь начало соединению земли русской в одну мощную державу! И это – плод благочестия христианского, не хлопотливого о земном, по которому достается земное счастье само собой! князь Даниил, искренно благочестивый, построил на берегу р. Москвы храм в честь ангела своего пр. Даниила столпника, и при нем монастырь. В 1303 г. он почувствовал себя тяжко больным, принял схиму и 4 мар. скончался. По глубокому смирению он не хотел быть погребенным в храме, а на общем монастырском кладбище близ церкви. 547 Князь Иван Данилович, в 1332 г. построив близ дворца Спасский монастырь, поручил архимандриту сего монастыря заведовать и обителью Даниловой: но в последствии монастырь блаж. князя Даниила упал и осталось только сельцо Даниловское. При в. к. Иоанне III одному придворному молодому человеку, проезжавшему мимо того места, явился некто неизвестный и сказал: «не бойся меня, – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил князь московский, по воле Божьей я положен здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Даниил Переславский. Роспись Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском. 1668 г. Артель Гурия Никитина А еще? А еще там есть Даниил Переславский. Этот жил прямо во времена Ивана Грозного, который ходил на богомолье к Никите столпнику и при котором был прославлен Андрей Смоленский. Сей святой озаботился участью покойников, не получивших христианского погребения. Странники, безродные, жертвы злой руки человеческой, скончавшиеся от мора, утопшие… таковые хоронились отдельно или не хоронились вовсе. Даниил болезновал о них, хоронил их, поминал на Литургиях и вообще много молился об усопших. И случилось, что не могло со временем не случиться. Даниил оказал милость телу неизвестного угодника Божиего, который явился ему с благодарностью. Отсюда – от помощи неведомых миру святых – создан был Даниилом Свято-Троицкий монастырь в Переславле, стоящий доныне и ждущий к себе монахов и богомольцев. О чем говорит Даниил? О прозрачной стенке между мирами, о грядущем Царстве, в котором нет места тем, кто не сотворил милости. Мир сей тяжел и осязаем. Это ослепляет. На самом деле мир сей хрупок и прозрачен. Сквозь него просвечивает временами иная жизнь. И многие в эту жизнь раньше нас вступили. Если они грешны, им нужна молитва. Если они святы, они готовы говорить с Христом о нас, видя нашу заботу об их могилах, об их телах, имеющих воскреснуть. Великая мудрость. Глубокая тишина. Далеко не с каждым поговоришь об этом. Разве что с облаками, висящими сегодня в синем небе над Восточно-Европейской равниной точно так, как висели они во времена Даниила Переславского. Деревянная Россия глубока чрезвычайно. Оттуда всё. И эту Россию нужно узнать А еще Переславль-Залесский – родина Александра Невского. Здесь его садили на коня, препоясывали поясом, посвящали в князья. Но нет у меня цели говорить обо всех святых этой земли. Цель иная: с удивлением осмотреться. Россия привычно широка, и ее просторы вошли в поговорку. Но одноэтажная Россия необыкновенно глубока. Деревянная Россия со своей скупой красотой и пронзительной грустью глубока чрезвычайно. Оттуда всё: калики перехожие; богатыри, слезшие с печи; кающиеся грешники; князья, вытирающие ноги о слишком измаранную власть, и так далее, и так далее. Эту Россию нужно узнать. Нужно открыть ее, всмотреться в нее, влюбиться. Она ответит, откликнется, аукнет. Она, недолюбленная и подзабытая, ждет внимания к себе, потому ей есть чем ответить благодарному взору. Есть какие сундуки отворить и какими сокровищами поделиться.

http://pravoslavie.ru/81247.html

Священник. Любезный во Христе брат (храбрец)! Не даждь в смятении ноги твоея: тогда не воздремлет и храняй тя ( Пс.120:3 ). Вот, я расскажу священную повесть о том, что Бог не велит без нужды подвергаться опасностям. Слушайте! «Преподобный Даниил, обитая в ограде Свят. Симеона Столпника, вознамерился сходить в Иерусалим для поклонения богошественным местам, и оттуда идти на безмолвие в пустынь. Симон, любя его, советовал остаться с ним, но не мог преодолеть желания Даниилова, и пешеходец, с душевным рвением отправился в путь. Дорогою услышал он, что в Палестине свирепствует брань, ибо тогда самаряне взбунтовались и, истребляя христиан, не щадили ни возраста, ни состояний. Однако нетерпение Даниилово было столь велико, что он, прозрев все опасности и самую смерть, продолжал свой путь, но чрез несколько времени встретил ветхого деньми инока, который, облобызав его, спросил по-сирийски: – Куда идешь, любезный брат? – Если Бог благословит мой путь, – отвечал Даниил, – то хочу быть в Иерусалиме. – Справедливо говоришь, если Бог благословит, – возразил старец, но теперь путь твой не от Божия благословения. Ужели не слышал ты, что в Палестине мятеж и кровопролитие? – Я слышал о сем, – сказал Даниил, – но полагаюсь на Бога, что сей Помощник и Покровитель не попустит на меня прийти какому-либо злу, а если и случится сие, не боюся, ибо аще живем, аще умираем Господни есми ( Рим.14:8 ). На сие старец с прещением сказал ему: – Не даждь в смятение ноги твоея: тогда не воздремлет и храняй тя ( Пс.120:8 ). Однако Даниил не преставал упорствовать и отозвался с решимостию, что он, на сем пути, готов умереть за Христа. Старец с негодованием отвратил лицо своё, ещё строже произнес: – Не повелел Бог безвременно подвергаться смерти, не повелел искать случаев, быть убиенными. Он вещает: «Егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий» ( Мф.10:23 ). После сего Даниил задумался и, начав преклоняться совету старцеву, сказал: – Если так благоугодно тебе, я возвращусь. Тогда старец, переменив голос, сказал ласково:

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Возвратясь в монастырь после знакомства с необыкновенным подвижником, Даниил стал думать о подражании ему, но до времени отложил исполнение возникшего в душе его намерения. Между тем умер настоятель той обители, в которой он находился, и братия просили Даниила принять начальство над ними; но он уклонился от этого и даже оставил совсем обитель, решившись теперь, по бывшему ему особенному видению, вступить на подвиг столпничества. Близ Константинополя он устроил столп и восшел на него для молитвенного стояния; в продолжение 33-х лет переносил он неизменно это произвольное, необычайно тяжелое испытание. Не раз во время бурь столп колебался и грозил падением, но терпения подвижника ничто не могло поколебать: он продолжал стоять неподвижно... Но, исполняя с такою твердостию принятый им на себя обет, Даниил, однако же, немедленно и без колебания оставил однажды свой столп, когда патриарх константинопольский (Акакий) послал просить его прийти в столицу на помощь церкви, смущаемой еретиками, покровительствуемыми царем Василиском. Этим выразил он, что важнее величайшего подвига почитал он духовную помощь ближним... Не мог сам идти Даниил, потому что от долгого стояния ноги у него отекли и покрылись ранами, и потому его принесли в город на носилках. Обличив еретиков, предсказав Василиску лишение неправедно захваченного им престола, он возвратился на свой столп, на котором и выдержал свое пребывание до конца. Прославленный от Бога даром чудотворений, богоугодный Даниил привлекал к своему столпу множество народа отовсюду: «к нему приходили ближние и дальние, греки, римляне, варвары, простолюдины и цари Лев и Зенон; приходили к нему, как к ангелу Божию, и, удаляясь от него, призывали его в молитвах на помощь. Император Лев так любил и уважал великого столпника, украшавшего собою его царствование, что много раз прибегал к нему, прося его молитв, благословения и утешения. Патриарх Геннадий сам поднялся на столп его и рукоположил во пресвитера. Достигнув 80-ти лет, подвижник, заповедав своим ученикам смирение, послушание, странноприимство, пост, бдение, нищету и больше всего – любовь, скончался смертию праведника в 489 г. Чудотворные мощи его были положены при столпе, на котором подвизался он, и при котором впоследствии устроена была усердием царя церковь во имя св. Симеона столпника». (См. Ч. М. дек. 11 день).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

архиепископа Арсения и вне храма малая церковь во имя св. Николая. Вообще, св. Даниил заботился определять к храмам причет, знающий хорошо порядок и уставы церковные, так чтобы служба была соответственна благолепию св. церквей. В храмах свв. апостолов и св. Димитрия были устроены им богатые мраморные колонны и украшенные прекрасной живописью своды. В обители же свв. апостолов пред храмом был возвигнут им высокий пирг и вверху его церковь во имя св. Даниила Столпника. Церковь эту он богато украсил живописью и позолотой, а в пирге (колокольне) повесил звонкие колокола. В сербской епархии в месте, называемом Жидча, была древняя обитель Спасова, подвергшаяся при нашествии варваров разграблению и разорению и вследствие этого совершенно пришедшая в запустение. Хотя во время святительства архиеп. Евстафия эта обитель и была по его распоряжению возобновлена, но не была приведена вполне в прежний вид. Св. Даниил и на это обратил внимание и усердно позаботился об украшении этой славной и древней обители Спаса. В местечке Елешьце построил церковь во имя св. Арх. Михаила, в местности Лизице (в экономии церковной области) храм во имя первосвятителя сербского св. Саввы, построенный при архиеп. Никодиме, св. Даниил расширил, украсил, а в окрестностях этой обители размножил виноградники, сады и огороды. Много прилагал забот и попечений святой на разведение, умножение и улучшение виноградников и садов; никакая часть хозяйства не осталась без следов его полезной и многотрудной деятельности. Святой Даниил, при любви к Господу, любил просвещение и отечество свое. Он собирал сведения о прошлом Сербии и написал Родослов, где в первой части красноречиво описал дела сербских властителей, а во второй – жизнь сербских Обращение св. Даниила с подчиненными и со всеми приходящими к нему было всегда самое кроткое, приветливое; всякий выходил от него обласканным. Кроме всех вышесказанных трудов своих по обязанности архиепископа, св. Даниил продолжал жизнь вполне подвижническую и не изменял прежним своим правилам: алчба, жажда, труды молитвенные составляли по-прежнему для него необходимое условие его жизни.

http://isihazm.ru/1/?id=1833

В 12 лет отрок сам ушел из дома в монастырь 24 декабря. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Даниила Столпника. Преподобный Даниил Столпник родился в селе Вифара, близ города Самосаты в Месопотамии. Мать его Марфа долго была бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу. Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до 5 лет рос без имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему также от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из Богослужебных книг и, наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила. Так отрок получил имя. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет отрок сам ушел из дома в монастырь. Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена постричь его в Ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигам инока. Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника, который предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано место нового подвига, он удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя учениками, где они достроили столп, на котором преподобный Даниил провел 33 года. К столпу стекались люди, несчастные и вольные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова. Он наставлял многих на путь исправления жизни. Преподобный преставился 80-ти лет (ок. 489-490 гг.). Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Одно из таковых сокровищ, мало впрочем кому известное, есть житие преподобного Даниила Переяславского, который явил в себе пример всех добродетелей иноческих и был вместе с тем наставником и восприемником Царей: ибо он принял от купели державного младенца Иоанна, по любви к нему В. Князя Василия. Есть и было особенное назначение, для некоторых из Святых наших: сделаться светильниками и чудотворцами всея Руси, как то определено Сергию; его имя связано со всем славным и горьким, что только посетило нашу родину, в лице первопрестольной ее столицы, и доселе стекается к нему вся земля Русская! Есть и более смиренная доля для иных утаенных угодников Божиих, которые хотя и назидательны были в свое время, однако их духовная область простирается не столь широко, по неисповедимой воле Того, кто каждому назначает свое служение и кто, по словам Писания, поставил пределы языков по числу Ангелов Божиих ( Втор. 32:8 ). Таково скромное служение преподобного Даниила в Переяславле, на малом расстоянии от великого солнца России, Сергия, вокруг коего, как бы сонм меньших небесных светил, лик других праведников, проливает более тихие лучи, на радующихся их путеводительному свету, посреди житейского мрака. Преподобный Даниил Переяславльский Даниил, в мире Димитрий, родился в Переяславле от благочестивых родителей, во второй половине XV века, в темную эпоху междоусобий Васильевых. Еще с самых нежных лет благодать Божия назнаменовала его своим подвижником, ибо он чуждался увеселений детских, посвящая большую часть времени на молитву. Услышав однажды, при чтении жития Св. Симеона Столпника, что сей великий подвижник втайне обвил себя власяною вервию, для умирения своей плоти, ревностный отрок решился подражать ему; он отрезал для себя вервь, которою рыбари привязывали к берегу ладьи, и обвил ею детский стан свой столь крепко, что уже начинала врастать в тело, с чрезвычайною болью; родители нечаянно увидели на спящем сей мучительный пояс и насильно его совлекли. Обучившись грамоте, поступил он в обитель Переяславльскую Столпника Никиты, к сроднику своему игумену Ионе, много уважаемому Великим Князем Иоанном, и там научился первым началам жития иноческого. Это был век великих подвижников земли Русской, которые оставили по себе благую память и в грядущих родах. Юноша Даниил, услышав о святой жизни Пафнутия Боровского, из обители коего произошли Иосиф Волоколамский и Святители Казанские Гурий и Варсонофий, удалился в нее с братом своим Герасимом; там постриглись оба и были вверены иному великому подвижнику – Левкию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

ЖМП 12 декабрь 2018 /  24 декабря 2018 г. 13:24 Преподобный Даниил Столпник и современные исследования его жития В этом году исполняется 1525 лет со дня кончины преподобного Даниила Столпника. Этому сирийско-византийскому святому было суждено перенести один вид монашеского подвига на другую почву. Родившийся в Северной Месопотамии, поступивший в монастырь в Сирии и ставший духовным учеником преподобного Симеона Столпника — основателя подвига столпничества, Даниил, без видимых причин, переселился в столицу христианского мира — Константинополь — и возвел рядом с городом свой столп. Житие преподобного показывает, как этот новый, невиданный прежде в царствующем граде вид аскезы вкупе с личными качествами преподобного сделал его не просто знаменитым, но и превратил простого сирийского монаха из подозреваемого в монофизитстве в советника византийских императоров.   PDF-bepcuя. Столп (это была колонна с приставной лестницей) и монастырь святого не сохранились и до сих пор не найдены, так что фактически почти единственным источником сведений о преподобном Данииле остается его житие. Оригинал этого текста был впервые опубликован отцом Ипполитом Делэ, бельгийским иезуитом и специалистом по церковной истории и агиографии, в 1913 году. Через 10 лет житие было переиздано в его основополагающей работе о святых столпниках1 (до этого был издан только текст жития, написанный преподобным Симеоном Метафрастом в Х веке2). Отец Ипполит выделил среди изданных им четырех рукописей древнего жития две редакции текста: краткую и пространную, восходящие, однако, по всей вероятности, к одному автору. Недавно французские византинисты, специалисты по византийскому монашеству В. Дерош и Б. Лезьёр3 показали, что взаимоотношения между этими списками более сложные: они не сводятся к двум редакциям. А это значит, что требуется новое издание текста. Благословение Симеона Столпника Все исследователи (кроме немецкого историка-византиниста Ханса-Георга Бека4) сходятся на том, что житие написано современником и учеником преподобного Даниила после его смерти 11 декабря 493 года. Но когда именно? В 1997 году британо-английский ученый, историк античности Робин Джеймс Лейн Фокс5 убедительно доказал, что житие возникло между 493 и 496 годами. Дело в том, что его автор говорит о «золотом веке» императора Анастасия, скончавшегося в 518 году, а Константинопольского Пат­риарха Евфимия называет «преподобнейшим», «святейшим» и «боголюбивейшим». Между тем весной 496 года Патриарх Евфимий был осужден как еретик, после чего наименовать его такими эпитетами было бы невозможно. Следовательно, житие возникло в самые первые годы после смерти преподобного Даниила — в 494–495 годах, «по горячим следам».

http://e-vestnik.ru/analytics/prepodobny...

Преподобный Сергий Радонежский родился в Ростове в 1314-м году от родителей Кирилла и Марии и в мире назывался Варфоломеем. По смерти родителей он оставил мир и, на 24-м году возраста, приняв иночество под именем Сергия, поселился в пустыне, в 10-ти верстах от города Радонежа. Скоро около него устроилась обитель Радонежская, в которой Преподобный Сергий был первым игуменом. За благочестие он, еще при жизни, пользовался всеобщим уважением. По благословению патриарха Константинопольского Филофея он устроил в своей обители общежитие. Подвиги его на пользу души так возвысили его в духовной жизни, что он приобрел дар прозорливости и чудотворения. Преставился он в 1392 году, 25-го сентября. В 1435-м году 5-го июля обретены нетленными его мощи и он причтен к лику Российских святых. Драгоценная рака мощей его устроена в 1737-м году. К особенному роду преподобных принадлежат так называемые Столпники , которые, для беспрепятственного совершения своих молитвенных подвигов, восходили на столпы. Из столпников особенно замечательны: Симеон Столпник , скончавшийся в 460-м году 1-го сентября. Сначала подвизался он в монастыре, потом, удалившись на одну гору, близ Антиохии, сносил в одно место камни и, из этих камней устроив столп, подвизался на нем 47 лет, и терпел все непогоды. Подвиги прославили его далеко по окрестностям. Его проповеди обращали ко Христу суровых язычников, его советами руководились цари и правители мира, все посещавшие его, видели в нем инока ласкового и готового к трудам на пользу человечества. Преподобный Даниил Столпник был учеником Симеона. Подвизался он при Льве 1-м (457–73) около Византии, сначала в пещере, потом 33 года на столпе и 84-х лет от роду скончался. При подножии столпа положены его честные мощи, над которыми усердием царя и народа создана была церковь во имя Симеона Столпника. Память его празднуется 11-го декабря. Преподобный Никита Столпник , родом из Переяславля Залесского, жил сначала также в монастыре, потом на столпе вблизи Переяславля. Скончался в 1186-м году от рук разбойников, которые, приняв его вериги за серебряные, убили его, чтобы снять их. В 15-м веке мощи его обретены нетленными и почивают в том же монастыре под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другой некий мим по имени Гай бесстыдно хулил пресвятую Богородицу. И является ему Богородица, говоря: «Что худого сделала тебе, человече, что пред стольким народом высмеиваешь меня?» Он же, проснувшись, не только не исправился, но еще более хулил. И вновь является ему всепетая святая Богородица, увещевая его и говоря: «Нет, прошу тебя, не вреди своей душе из-за меня». Он же вновь еще более хулил. И в третий раз является ему, укоряя и говоря: «Чем тебя обидела, человече, что не престаешь так беспричинно хулить меня и оскорблять меня? Поверь мне, если не образумишься, изведаешь цену своего неразумия». И поскольку он не исправился, но вновь еще более пустословил и еще хуже оскорблял, однажды предстает ему Богородица в полдень, когда он спал, ничего не сказав, но пальцем отчеркнув его ноги и руки. И проснувшись, нашел, что отсечены 280  и руки его, и ноги, и лежал И об этом несчастный поведал всем и обличил себя, и принял воздаяние за хулу. Видишь, как наказываются не только хулящие Христа, но и Пренепорочную Его Матерь? Если же в настоящем веке и не наказываются или не изведывают по заслугам, ибо долготерпит суд, то в грядущем, конечно, не избегнут, ибо увидят Того, в Кого метили. И гонящие, и непочтительно хулящие 281 святые образы и стенопись, что восходит к будут наказаны по справедливости. Комментарии … затворившемуся на столпе – Столпничество – вид аскезы, ведущий начало из Сирии, где вообще процветали наиболее суровые и изощренные формы подвига. По свидетельству церковных историков, столпничество «измыслил» ( επενησεν) прп. Симеон Столпник (пам. 1 сентября), за что был вначале отлучен от общения прочими монахами. Впоследствии столпничество распространилось и в Египте, и в Палестине (см. Луг Духовный 28; 57; 58), причем столпники ( στυλιται) пользовались чрезвычайно большим уважением и авторитетом; и в особо важные моменты, спускаясь со столпов, участвовали в жизни Церкви. У прп. Симеона, и в этом следовал ему прп. Даниил Столпник, еще не было кельи на столпе, лишь помост наверху башни. Позже появились подвижники, соединявшие со столпничеством подвиг затвора: в келье на столпе, или в «столпе» – яме, как прп. Никита Столпник, или в колодце. Но словосочетание «затворился в столпе» употреблялось и по отношению к первому виду столпничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010