— Как не простить тех, которые сделались виновниками столь великого добра, что я сподобился и видеть тебя, и получить исцеление чрез тебя. Патриарх просил святого пребывать вместе с ним, но Даниил предпочел быть отпущенным на свое место и, придя туда, снова затворил за собою двери, оставив лишь небольшое отверстие для приходящих к нему. По прошествии девяти лет такого тяжкого жития, Бог восхотел призвать преподобного на совершеннейший подвиг. Ему последовало для сего особое Божие откровение: он видел в видении стоящий перед собою столп, высотою превосходивший облака; на верху столпа стоял преподобный Симеон и с ним два светлых юноши; и слышит он голос столпника, который говорил с высоты столпа:Даниил! войди сюда ко мне. Даниил будто бы отвечал: — Господин! Как же войти мне на такую высоту? Тогда преподобный Симеон приказал сойти к нему двум юношам и, взявши Даниила, привести его к нему. Юноши тот час же исполнили приказанное и поставили его пред Симеоном. Преподобный же, обнявши Даниила, громогласно воззвал к нему: — Мужайся Даниил! Будь великодушен и крепок! Стой твёрдо и мужественно! Когда святой Симеон говорил это, голос его казался голосом грома, и от сего голоса Даниил пробудился. Видение это предуказывало то, что и Даниилу надлежит, подобно святому Симеону Столпнику, взойти на столп и приблизиться к нему телом и душою. В это время пришел из Антиохии к царю ученик преподобного Симеона Столпника Сергий и принес ему кукуль преподобного Симеона, присланный в дар царю на защиту его от всякого зла. Но так как душа царева была направлена на земные попечения и он весь поглощен был мирскими занятиями, то Сергий надумал уйти от него и вернуться назад; и захотелось ему побывать в монастыре неусыпающих Когда он вместе с другими плыл мимо того места, где подвизался преподобный Даниил, некоторые вспомнили о нем, в каком терпении проводит он жизнь свою, а также и то, что он получил от Бога дар исцелять недуги и прогонять бесов. Услыхав о сем, Сергий велел кораблю пристать к берегу и отправился к преподобному Даниилу. Тот принял его с любовью и Сергий, после довольно продолжительной беседы убедившись в том, что на Данииле почивает дух Симеона, как дух Илии на Елиссее (4 Цар.2:15), отдал ему тот дар, который он нёс с собою, то есть кукуль Симеона, ибо ему, Даниилу, он приличествовал более, чем кому-либо иному.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАНИИЛ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Даниил Переславский. Икона, кон. XX в. Даниил Переяславский (ок. 1460 - 1540 ), преподобный Память 7 апреля , 30 декабря на обретение мощей в 1652 году и в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился около 1460 года в Переяславле Залесском от благочестивых родителей, в крещении был назван Димитрием. С юных лет обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам преподобного Симеона Столпника . Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского . Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца преподобного Левкия прожил 10 лет. Обретя опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь , где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами святой Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным. Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (место захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии. На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь , где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

http://drevo-info.ru/articles/5523.html

День св. Даниила Столпника 11 (24) декабря Первый ученик Симеона Столпника был преп. Даниил Столпник. Сирианин из окрестностей Самосаты, сын родителей благочестивых. Мать его, будучи неплодна, в горести сердца вышла однажды в полночь из дома своего, и воздевши руки к небу, со многими слезами помолилась Богу о разрешении ее неплодства. По возвращении домой она во сне увидела два светильника пресветлые и великие, прознаменовавшие будущую славу имевшего родиться сына, по молитвам матери. До пяти лет по рождении он не имел имени, ибо родители, получив его по особенной милости Божией, хотели, чтобы он и имя принял от Бога. Пять лет минуло младенцу; родители привели его в соседний монастырь и просили игумена нарещи сыну их имя. Игумен сказал, что тем именем подобает назвать младенца, которое откроет Сам Бог. Смотря на младенца, игумен велел дать книгу с престола, и разгнув ее, обрел некоторые слова пророка Даниила, и нарек младенца Даниилом. По влечению сердца своего Даниил 12-ти лет тайно от родителей оставил мир и принял иноческий сан в одной обители своей родины. С усердием и терпением Даниил переносил труды послушания. Игумен, имея нужду отбыть в Антиохию ради церковных потреб, взял с собою и Даниила. На пути они посетили преп. Симеона Столпника. который, увидев Даниила и прозревая будущие святые его подвиги, сказал ему: «Мужайся, чадо, и да укрепится сердце твое, многие неудобоносимые подъемлешь труды Христа ради, Который тебе будет во всем помощник». Приняв от св. Симеона Столпника благословение, Даниил восприял новую бодрость и крепость к духовному себя усовершенствованию. Переселившись в пределы Византии, в Анаплу 1820 , в царствование Льва I (457–473), Даниил сначала прославил себя подвигами благочестия в одной пещере. После десятилетнего пребывания в затворе преп. Даниил видел в видении пред собою столп, высотою превосходящий облака и на верху столпа – преп. Симеона и с ним двух святых юношей, и услышал голос с высоты столпа: – Взыди сюда, Даниил. – Как взойти мне на такую высоту? – отвечал Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Преп. Симеон повелел юношам возвести Даниила. Юноши поставили его пред Семеоном, который обнял Даниила и сказал: – Мужайся, Даниил, и стой прямо. Это видение предзнаменовало, что Даниил станет подражать своим подвигом Симеону. В то же время пришел из Антиохии Сергий – ученик преп. Симеона Столпника, и дал куколь его Даниилу, и тем подвиг его подражать Симеону. Бог в видении указал Даниилу и место для столпа, на котором он будет подвизаться. Итак, преподобный создал себе столп, на котором пребыл 33 года и претерпел все воздушные перемены с тем высоким самоотвержением, какое может вдохнуть человеку одна христианская вера. Слава подвигов и чудес Даниила привлекала к нему отовсюду людей, ближних и дальних, греков, римлян и варваров, простолюдинов и царей – Льва и Зенона (477–491); все приходили к нему, как к Ангелу Божию, и удаляясь от него, призывали его в молитвах на помощь. Император Лев столысо любил и уважал великого угодника, украшавшего собою его царствование, что многократно прибегал к нему, прося его молитв, благословения и утешения. Патриарх Геннадий сам поднялся на столп его и рукоположил во пресвитера. Достигши в своих великих подвигах глубокой старости, преп. Даниил, заповедав .ученикам своим смирение, послушание, странноприимство, пост, бдение, нищету и больше всего любовь, скончался 80-ти лет от рождения, в 489 году, смертию праведника. Чудотворные мощи его положены при столпе, на котором подвизался он и при котором после устроена была усердием царя церковь во имя Симеона Столпника 1821 . В IX веке Иосиф и Студит написали в день св. Даниила Столпника некоторые песнопения, ныне поемые Церковью в этот день. День св. Никиты Столпника 24 мая (6 июня) В XII веке св. подвигами на столпе просиял в нашем Отечестве преп. Никита, Переславский чудотворец. Он родился в Переславле-Залесском, до старости жил в мире и был нелюбим ближними за грубые и несправедливые его поступки. Однажды зашел он в церковь во время вечерни и, услышав чтение пророчества Исаии: измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавствия от душ ваших, и проч., ужаснулся и всю следующую ночь провел без сна, размышляя о слышанных словах. Придя в себя и из глубины сердца воздохнув, сказал: «Горе мне, много согрешил я», и решился удалиться от мира и слезами раскаяния омыть лукавства души своей. Выйдя из дому своего, он молился и плакал; в слезном сокрушении он пришел в монастырь великомученика Никиты, отстоящий от Переславля на три версты; пал к ногам игумена обители, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Св. Даниил «силу чудотворения не своей добродетели причиташе, но молитвам св. Симеона: ибо приходящих к себе больных отсылаше в церковь Симеонозу к св. его мощам» 1108 . Св. Симеон. сознавая непрестанно свою виновность и недостоинство пред Богом, обыкновенно поручал себя молитвам других просиявших подвигами и добродетелями 1109 . Он без ропота принял несправедливое отлучение его от монашеского общества и без всякого прекословия повиновался требованию Сирийских посланников, повелевавших ему сойти со столпа 1110 . Св. Даниил по приказанию Геласия 1111 сходит с столпа и снова возвращается на него по просьбе того же Геласия 1112 . Никакие клеветы и оскорбления не могли возбудить в св. столпниках негодования. Св. Симеона I-ro обвиняли в тщеславии 1113 ; местные клирики клевещут на св. Даниила цареградскому патриарху Анатолию, называя его чародеем, лицемером, льстецом, волшебником и просят изгнать св. Даниила из той местности 1114 . Патриарх Геннадий хотел казнить св. Даниила за столпостояние 1115 . Некоторые из еретиков, которых, вероятно, обличал св. Даниил, подкупают блудницу Вассиану и распускают молву о блудодействе с нею св. столпника 1116 . Некто публично ругает св. Даниила и, показывая народу печеную рыбу, с насмешкою говорит: «вот что ест ваш постник» 1117 . Братия Пильского монастыря, где подвизался на столпе св. Симеон Дивногорец, ненавидит его, и когда случилось с св. Симеоном диавольское навождение (плотская брань), то они злорадостно говорили: «где ныне есть пощение его, человеческие силы превосходящее; где подвиги его; где чудотворения; да поможет ныне сам себе» 1118 . Св. столпники обид не помнили, молились за своих врагов и исцеляли клеветников. Св. Даниил наказанного клеветника (показывавшего рыбу) беснованием исцеляет своею молитвою, «не памятозлобствуя, ни воздая досаждения за досаждение 1119 . Жесточайший враг св. Даниила Геласий становится чрез кротость св. столпника почитателем его и пред царем (Львом) прославляет его добродетели 1120 . Св. Даниил исцеляет блудницу Вассиану от беснования, несмотря на то, что она оклеветала его в блуде с нею по наущению еретиков 1121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зерцалы. Церковь Даниила Столпника. Церковь покровителя Святого Даниила Ачинского /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Даниила Столпника Год постройки:не позже 1886. Год утраты:приблизительно 1980 (разрушена) Адрес: Красноярский край, Ачинский район, деревня Зерцалы Координаты: 56.270309, 90.264927 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1886 году в деревне Зерцалы, над келлией, где подвизался святой Даниил Ачинский, крестным сыном его, купцом А.Д. Даниловым, была построена каменная церковь во имя святого Даниила Столпника, а 11 января 1887 года «благолепный храм торжественно освящён архипастырями Томским Исаакием и Енисейским Тихоном, в сослужении представителей духовенства обеих епархий и при огромном стечении богомольцев из ближних и дальних к Зерцалам мест. В нижней части храма устроена довольно поместительная комната, посреди которой и находится келья старца. Она углубляется в землю на шесть четвертей, имеет в длину и вышину по два аршина, а в ширину только двенадцать вершков. В одной из стенок келлии устроена маленькая печь, а в другой – оконце не более вершка. Келлия сохранилась именно в том виде, в каком она устроена была руками старца Даниила». Так описано это событие в четвертом номере Енисейских епархиальных ведомостей за 1887 год, хранящихся в Ачинском краеведческом музее. Там же помещено и «Сказание о жизни и подвигах в Бозе почившего старца Даниила Ачинского». Господь даровал Даниилу дар прозорливости. Бывало так, что когда кто-то из города Ачинска собирался к нему в Зерцалы приехать, он сам приходил к тем людям, у кого была большая нужда в его помощи. В 1930-е годы храм Даниила Столпника разрушить не решились – слишком велико было почтение старца Даниила в Зерцалах! Храм так и стоял с Крестом на куполе. И чтобы оправдать его существование, была написана статья в одной из газет, в которой храм был назван «памятником русскому воину». Потом Крест сняли. Иконы сложили под куполом, а в храме стали хранить зерно. Местные ребятишки пакостили в храме, курили, выпивали. В 1980-е годы в Зерцалах практически не осталось старожилов, население села почти полностью обновилось. Храм с огромным трудом разломали, а кирпичные блоки использовали для строительства новой дороги. На том месте, где ранее стоял храм, сейчас находится усадьба. Зерцальцы говорят, что все деревья на этой усадьбе растут в форме креста.

http://sobory.ru/article/?object=60901

Топографическое положение средневекового мон-ря «святаго Данила» XIII-XIV вв. в наиболее ранних письменных источниках обозначено неопределенно - «за рекою» ( Присёлков. 1950. С. 360; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45). Сведения эти изложены в завершающей части сложной по структуре и хронологии летописной статьи 1330 г. Согласно этому тексту, составленному в митрополичьей канцелярии частично со слов «древних старцев» московского в честь Преображения Господня мужского монастыря в Кремле, кн. Даниил Александрович «имеяше» архимандритию в монастыре «святаго Данила за рекою»; в обители находилась ц. во имя прп. Даниила Столпника. В 1330 г. мон-рь был перенесен вел. кн. Московским Иоанном I Даниловичем Калитой в Московский Кремль и на новом месте получил иное посвящение, в честь Преображения Господня. Из мон-ря св. Даниила в Спасский мон-рь кн. Иоанн Калита перевел архимандритию во главе с Иоанном (впосл. епископ Ростовский). Т. о., к нач. XV в. сведения о Д. м., в т. ч. и о его местоположении, сохранили только «древние старцы». Монастырь, очевидно, запустел еще в 30-40-х гг. XIV в., в первую очередь в связи с упразднением в нем архимандритии. В митрополичьем своде 1409 г. утверждается также, что останки кн. Даниила Александровича († 1303) были погребены «в церкви святого Михаила на Москве» ( Присёлков. 1950. С. 351). Согласно «Книге степенной царского родословия» 60-х гг. XVI в., кн. Даниил принял постриг, скончался и был погребен на территории основанного им мон-ря. С переносом архимандритии и мон-рь, «и села, и все наследие» обители были переданы под начало архимандрита Спасского мон-ря, «да вкупе оба монастыря под единем началом и под единою паствою нескудно устраяются». Со временем «нерадением архимандритов Спасских» Д. м. перестал существовать, на его месте осталась церковь прп. Даниила Столпника, расположенная рядом с поселением, носившим название «сельцо Даниловское» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 298). Кладбище с могилой кн. Даниила на месте древнего мон-ря при с. Даниловском запустело. Произведенные в 80-х гг. XX в. в Д. м. археологические раскопки не обнаружили следы храма XIII в., но найденные многочисленные захоронения, остатки каменных надгробных плит с надписями, датируемые кон. XV - 1-й пол. XVI в., указывают на существование здесь кладбища, к-рое находилось рядом с несохранившейся деревянной ц. во имя прп. Даниила Столпника.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Лука Столпник?) перенесено на Fol. 238; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, 3-я четв. XI в.); в Минологии 1327-1340 гг. (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 20v) и др.), так и совместные с прп. Лукой Столпником, память к-рого приходится на тот же день (напр., миниатюра из греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книги образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 90, XV в.)). Нередко Д. С. представлен вместе со святыми, прославившимися тем же подвигом столпничества (напр., на миниатюре из Лондонской Псалтири (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26, 1066 г.),- между преподобными Симеоном и Алипием Столпниками; на иконе «Преподобные Симеон Столпник и Даниил Столпник», сер. XVI в., ЦмиАР), а также в составе избранных святых (напр., на новгородской иконе «Отечество, с избранными святыми», нач. XV в., ГТГ - Д. С. справа от престола, прп. Симеон слева, ап. Фома или ап. Филипп внизу). В росписи храмов изображение столпников могло помещаться в алтарной зоне, напр. образы Д. С. и прп. Симеона в алтарных нишах ц. св. Варвары в Соганлы, Каппадокия (нач. XI в.), или среди преподобных в ряду столпников (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- вместе с прп. Алипием; ц. Спаса Преображения на Ильине ул. (1378) - в Троицком приделе вместе с преподобными Симеоном Столпником, Симеоном Дивногорцем и Алипием), а также в настенных минологиях под 11 дек. (церкви вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония (ок. 1376), Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386), св. Апостолов (Спаса) в Пече, Косово и Метохия (1561), свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718)). Икона с образом Д. С. могла входить в состав расширенного Деисуса (напр., иконы из иконостаса Богородице-Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, нач. XVI в., КБМЗ, и Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Д. С. описан как «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 14. 3). В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) о нем сказано: «...поживе лет 80; подобием вельми стар, брада доле Власиевы (сщмч.

http://pravenc.ru/text/171316.html

Святой Даниил Московский: Миролюбивый князь Женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться. Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал: — Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег. 17 марта, 2011 Женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться. Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал: — Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег. 17 марта — память благоверного князя Даниила Московского . Предлагаем вашему вниманию программу  студии «Неофит» «Тесные врата», рассказывающую об этом святом. " " alt=""/> В 1261 году во Владимире в семье великого князя Александра Ярославовича Невского и его благочестивой супруги Вассы родился четвертый сын. Счастливые родители благословили младенца иконой Божьей Матери Федоровской и в честь святого Даниила Столпника назвали Данилой. Своего знаменитого отца маленький князь не запомнил. Спустя совсем немного времени после его рождения Александр вновь был вынужден отправиться в Орду. На обратном пути князь смертельно заболел и, не успев вернуться домой, умер 23 ноября 1263 года в Городецком Федоровском монастыре. В 3 года князь Даниил остался сиротой. Старшие братья разделили отцовское именье, и ему как самому младшему достался скромный и незавидный удел – Москва. Юный Даниил Александрович вступил во владение Московским княжеством в 10-летнем возрасте и увидеть вотчину не спешил. Он еще долго жил с матерью то в Переяславле, то в стольном Владимире. Дочь полоцкого князя Братислава, великая княгиня Васса, сама во всем старалась угодить Богу и сына научила вести такую жизнь. От матери, окончившей свои дни в монастыре, Даниил унаследовал смирение, любовь к Церкви, к людям и к милосердию. У нее же в отсутствие отца он научился княжить так, как глава большой семьи управляет своим хозяйством и домочадцами – мудро, милостиво и справедливо. С мечтой о таком русском доме князь Даниил и поехал в Москву.

http://pravmir.ru/svyatoj-daniil-moskovs...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный князь Даниил Московский (+ 1303) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 марта в день преставления и 30 авг. в день обретения мощей Св. благоверный князь Даниил был четвертым, младшим, сыном вел. князя Александра Невского и супруги его — княгини Вассы; она почивала во Владимире в Княгинином Успенском монастыре с дочерью своей — княжной Евдокией и первой супругой Александра Невского — княгиней Александрой. Память их чтится местно. Св. князь Даниил родился в 1261 г. и через два года осиротел. Братья его дали ему в удел небольшой и ничтожный город Москву, но, когда племянник его, переяславский князь Иоанн Димитриевич, завещал ему свой удел, бывший укрепленным городом, Москва возвысилась, и сыновья князя Даниила могли уже стать великими князьями. Он первый встал против «степного зверя» (по выражению летописца), то есть татар, и взял в плен их союзника — князя Константина рязанского, но поступил с ним как с гостем и отпустил с миром. По обычаям того времени, и он бывал вынужден принимать участие в междоусобных войнах, но каждый раз успевал мирными переговорами предотвратить кровопролитие. В Москве князь Даниил основал первый монастырь в честь ангела своего, прп. Даниила Столпника (+ 489—490), перед смертью постригся в нем и завещал похоронить себя на братском кладбище. Со временем могила его была забыта. При вел. князе Иоанне III он явился молодому боярскому сыну из великокняжеской стражи и велел сказать вел. князю: «Если он меня забывает, то мой Бог меня помнит». С тех пор вел. князь стал поминать своих предков. В княжение Василия III князь Иван Шуйский наступил на надгробную плиту св. Даниила, чтобы сесть на коня, несмотря на предупреждение. Внезапно конь его пал и чуть не задавил его. Тогда он принес покаяние, отслужил по св. князе панихиду и получил исцеление. После исцеления купеческого сына из города Коломны (при Иоанне Грозном) память св. князя Даниила стала чтиться местно. После того как святые мощи его были обретены нетленными, св. князь Даниил был причислен к лику святых в 1652 г. Почивал он в одной из церквей своего монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/436982/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010