М.; Л., 1946. Т. 3. С. 118, 124–125). 141 Примененный Бейбарсом арабский термин мог обозначать как «отступника от веры», так и вообще изменника (консультация И.Г. Коноваловой). Первое значение контекстом никак не мотивировано; в пользу же второго говорит факт упоминания «отступника» после того, как автор рассказал о стараниях враждующих сторон по переманиванию друг у друга влиятельных представителей знати (См.: Тизенгаузен В.Г. Указ. соч. Т. 1. С. 112–113). 143 HIЛ. С. 328; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483. О датировке событий см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 290–291. 149 См.: Кучкин В.А. Роль Москвы в политическом развитии Северо-Восточной Руси конца XIII в. С. 60–61; Он же. Первый московский князь Даниил Александрович. С. 99–101. 150 ГВНП. М.; Л., 1949. 4. С. 14. О связи договора с вокняжением Даниила в Новгороде см.: Кучкин В.А. Роль Москвы в политическом развитии Северо-Восточной Руси конца XIII в. С. 61–63. 151 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 484; Т. 18. С. 83; Приселков М.Д. Указ. соч. С. 347, везде под 6805 г. ультрамартовским. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 121, 351. 152 Такое мнение высказал В.А. Кучкин (Кучкин В.А. Роль Москвы в политическом развитии Северо-Восточной Руси XIII в. С. 62; Он же. Первый московский князь Даниил Александрович. С. 100). 156 ПСРЛ. Т. 18. С. 83–84. Несомненно, оно было и в Троицкой, так как наличествует и в других восходящих к ней летописях (ПСРЛ. Т. 25. С. 158; Т. 23. С. 94; Т. 30. С. 99). 158 Кучкин В.А. Роль Москвы в политическом развитии Северо-Восточной Руси конца XIII в. С. 60; Он же. Первый московский князь Даниил Александрович. С. 99–100. 159 Известие о походе Андрея на Переяславль говорит об этом прямо, а сообщение о княжеском съезде – косвенно, свидетельствуя, что во Владимире Переяславское княжество было представлено не князем, а «переяславцами». Еще Н.М. Карамзин, исходя из этого указания, резонно отмечал, что Иван во время Владимирского съезда находился в Орде ( Карамзин Н.М. Указ. соч. Т. 4. С. 93). Последующие исследователи прошли мимо данного свидетельства и писали, что Иван отправился в Орду после съезда (Экземплярский А.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Секретарь архиепископа Берлинского и Германского Феофана (Московский Патриархат) игумен Даниил (Ирбитс) написал слова песни, претендующей на участие в «Евровидении-2011». Об этом отец Даниил сообщил корреспонденту «Интерфакс-Религия». Секретарь архиепископа Берлинского и Германского Феофана (Московский Патриархат) игумен Даниил (Ирбитс) написал слова песни, претендующей на участие в «Евровидении-2011». Об этом отец Даниил сообщил корреспонденту « Интерфакс-Религия «. Песня называется «Моя надежда», автором музыки стал композитор Олег Попков, исполнять песню будет украинский певец Эль Кравчук. Слова песни жизнеутвеждающи и призваны вселить надежду в сердца слушателей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/igumen-nap/

Хотя в списке, с которого мною издается настоящее послание, нет указаний ни имени Новгородского архиепископа, ни имени московского митрополита, к которому оно было адресовано, но с большею вероятностию это послание следует приписать Макарию, которое он написал в бытность свою архиепископом в Новгороде, и следовательно адресовал его на имя митрополита Даниила. К такого рода предположению приводит самое содержание послания. Так, в послании неизвестный по имени митрополит представляется опекуном над в. князем Иваном Васильевичем (этому митрополиту «случися в великих попечениих пребывати о царском здравии, и о всенародном благо пребывании, и о избавлении языческаго нашествия»), каким действительно и состоял митрополит Даниил в отношении малолетнего Uoahha IV . В своем послании новгородский архиепископ много распространяется о болезни митрополита. Действительно в последние годы своего первосвятительства митрополит Даниил подвергался тяжелым болезненным припадкам, что известно между прочим из частного письма его к одному из своих почитателей (см. 113 страницу настоащего исследования). Послание новгородского архиепископа, упоминая о в. князе Иване Васильевиче, и о его младшем брате Георгие Ивановиче, умалчивал об имени правительницы Елены. Значит, если только признать справедливым делаемое мною предположение, послание написано было между 1538 (год смерти правительницы Елены) и 1539 (год удаления Даниила с митрополии) годами, и скорее всего в 1539 году. В послании новгородского архиепископа находится свидетельство о том, что митрополит, много заботясь о благе русского государства и благополучии в. князя, старается устроить в государстве «соединение во всяком деле и слове». В Январе 1539 года митрополит Даниил обращался к своей постве с окружным посланием о соединении о согласии и о любви. «Очень может быть, по поводу этого то самаго окружнаго послания и частнаго письма митрополита, присланнаго вместе с ним новгородскому архиепископу, последний и отвечал своим, издаваемым ныне посланием».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

611 Рукоп. сборник XVI в. (не разборчиво) из библ. Волоколамского монастыря, л. 425–426. Это послание напечатано в церковной Истории преосвященного Макария Литовского, ныне митрополита Московского, т. VII, кн. II, СПб. 1874 г. 393–394. 612 Рукоп. Соф. библ., ныне библ. СПб. Духов. Академии, 1480, скоропись XVII в. в 4 д. листа, л. 126–128. Послание находящееся в этом сборнике, не имеет пред собою точного указания имени его автора, последнее в звездочках обозначено только на поле: «Даниил митрополит». Особенности Соф. списка послания: в начале послания есть краткое приветствие, а в конце незначительная приписка, чего не достает первому московскому списку послания. 613 Рукоп. Импер. Публ. библ., Q. XVII, 15, из собран. гр. Толстого, отд. II. 254, л. 236. См. описание рукопис., хранящихся в библ. гр. Толстого. Изд. Калайдовича и Строева. 413. 614 Рукопись древлехранилища Погодина, прежде того принадлежавшая Строеву, 1563, л. 89. Напеч. в Актах Археограф. Экспед., т. I, 185. Список грамоты, принадлежавший Строеву и с которого затем напечатана была грамота, превосходит своими достоинствами список, прежде бывший в библ. гр. Толстого и затем перешедший в собственность И. Публ. библ. В Строевском списке есть такие, весьма важные в историческом отношении, выражения, каких нет в списке гр. Толстого. В нем, что всего замечательнее, м. Даниил, невольный автор грамоты, называет себя «бывшим» митрополитом, как действительно и было на самом деле, и чего не хотелось видеть в грамоте его врагам, искавшим в ней средство, для того чтоб избавить себя от нареканий в самовольном и незаконном смещении митрополита. Строевский список, равно как и список Москов. Духовн. Акад., прямо показывают, что Даниил в своей грамоте отрекался от того, чего он лишен был гораздо ранее. 615 Рукоп. Мос. Духовной Академии, по Волоколамскому каталогу 530, а по Академическому 164, л. 413. Сборник XVI в., писан полууставом, подходящим к скорописи XVI в., в 8 л. на 596 л. Рукоп. написана была Вассианом, архимандритом Возьмицким, учеником Фотия, который был учеником Кассиана Босаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Он любил порядок и довольство во всем, и потому заботился о приведении в известность всего того, чем тогда могла располагать русская митрополия. Главный источник содержания ее составляли земельные владения. Даниил позаботился о том, чтобы надлежащим образом прикрепить все наличные владения к своей кафедре. С этою целью он поручил составить сборник актов и разных дарственных записей московской митрополий, который бы мог служить самым неопровержимым источником законности каждого владения митрополичьей кафедры 305 . Мало того, Даниил прилагал не мало старания и к тому, чтобы по возможности и при всяком удобном случае увеличивать наличные владения своей кафедры. Этой экономической цели много содействовало внимание к нему со стороны великого князя и некоторых других князей. Сохранилось значительное количество жалованных грамот, данных митрополиту Даниилу от великого князя Василия Иоанновича 306 и его брата Юрия Ивановича, князя Дмитровского. 307 Наконец, Даниил в весьма значительной степени увеличил земельные владения митрополичьей кафедры путем денежной покупки земель. От него сохранилось много купчих грамот на разные поместья, села и деревни, при чем каждая заключенная по его приказанию купчая грамота одна присоединяла ко владениям митрополитов по нескольку сел и деревень. 308 Кроме того, митрополит иногда брал села в счет долга и за долг. 309 Вообще у Даниила заметно было стремление к увеличению своих денежных средств, благодаря которому он входил в разлад с некоторыми лицами. 310 Таков характер митрополита Даниила. Вскоре по вступлении Даниила на престол новому митрополиту представился случай обнаружить свои нравственный качества. В 1523 году по подозрению в измене вызван был в Москву уже в третий раз 311 последний представитель удельновечевого порядка Северский кн. Василий Шемячич. В первые два приезда свои в Москву Шемячич успешно оправдывался во взводимых на него подозрениях и возвращался назад с честью. В 1523 году на него возобновились подозрения в измене, последствием которых был третий вызов его в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Новости Епископ Ирийский Даниил призывает зарубежье воздержаться от объединения с РПЦ 18.06.2007 11:46 Нью-Йорк, 18 июня. В субботу в Нью-Йорке обнародовано заявление епископа Ирийского Даниила (штат Пенсильвания), в котором он призывает зарубежье воздержаться от объединения с Русской Православной Церковью, сообщает РИА Новости . «Я не сторонник объединения нашей церкви с Московской патриархией. Мы были независимыми около восьмидесяти лет, и у нас есть новая миссия: сделать православие доступным людям Рассеяния и приобщить к православию новых обращенцев. В то время, как Московская патриархия может признать нашу независимость я опасаюсь, что они могут ее уничтожить и захватить нас полностью», - говорится в заявлении епископа, размещенном на официальном сайте Русской Православной Церкви Заграницей. При этом Даниил, который также является викарием председателя Архиерейского синода, подчеркивает, что выступает за нормализацию отношений с Русской Православной Церковью, но без формального объединения. Это первое публичное выражение несогласия на официальном сайте Церкви. «Я нахожу союз с Московской патриархией пока что преждевременным. Если нам предстоит быть захваченными и подчиненными Москве, то я предпочитал бы окончить свою жизнь прежде этого», - заявил Даниил. По словам епископа Ирийского, он и его единомышленники несмотря на принципиальные расхождения не намерены порывать отношения с главой зарубежного православия митрополитом Лавром и «начинать новую церковную администрацию». Хотя из его заявления следует, что внутри Русской Православной Церкви Заграницей уже наметился раскол по поводу единения под дланью Московской патриархии. «В своем служении старообрядцам, я всегда старался служить примирению, а не умножению разделений и расколов. Таково мое положение. Я не намерен вести рассуждений с теми, кто хочет новых разделений и кто хочет меня в них вовлечь», - говорится в заявлении. Представители Русской Православной Церкви в Нью-Йорке вою очередь скептически отзываются о готовности зарубежья к полному духовному воссоединению.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Протоиерей Максим Козлов: я убежден, что отец Даниил – мученик за Христа Москва, 21 ноября 2009 г. Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной Академии, помнит убитого священника еще студентом. Он считает, что отец Даниил своей кончиной призвал нас быть неравнодушными, сообщает сайт " Татьянин день " . " Отца Даниила Сысоева, я уверен, знал каждый человек, хотя бы несколько лет причастный к церковной жизни Москвы. Проистекавшее из его глубокой убежденности и, несомненно, связанное с его деятельной натурой активное миссионерское служение доходило до самых разных людей. Мы знаем, что отец Даниил проповедовал среди мусульман и старался вести активный диалог с теми представителями ислама, кто был к нему готов. Мы знаем, что он проповедовал сектантам. Мы знаем, что был одним из тех, кто стремился организовывать свидетельство и для огромной массы наших равнодушных к церковной жизни соотечественников. Не во всем и не всегда я, как и многие другие, соглашался со взглядами отца Даниила; не скажу, что и сейчас нужно со всем согласиться. Но главное подтверждение, главное свидетельство того, что его вера и учительство были не биением воздуха и не просто словами, он дал. Господь не случайно выбирает своих свидетелей – в этом, как христиане, мы сомневаться не можем. Убежден, что главное, о чем мы должны сохранить благодарную память отцу Даниилу, а в каком-то смысле и укор для самих себя, - это его неравнодушие. Для него дело спасения других людей, Евангельской истины, подлинности христианского свидетельства, напоминания о том, что прежде всего мы граждане Неба и ради Неба должны жить, было не риторической фразой. Дай Бог нам все это помнить. Исключительно важные слова в сегодняшнем соболезновании были сказаны Святейшим Патриархом Кириллом. Патриарх и призывает нас не быть малодушными, выражает надежду на справедливый гражданский суд, и призывает к ответственности в вынесении предварительных суждений о том, кто, как и зачем совершил это преступление. Помня эти слова Святейшего Патриарха, пожелаем, чтобы наряду с судом Божиим (он, конечно же, осуществится над убийцей и теми, кто за ним стоял) ради блага нашего Отечества, гражданского общества осуществился и суд человеческий, государственный. Не должны такие преступления оставаться нераскрытыми и безнаказанными.

http://pravoslavie.ru/32799.html

Сила благочестивого сердца Когда мы задумываемся о том, почему же князь Даниил был причислен к лику святых, почему он – один из многих удельных князей Руси XIII–XIV веков – был прославлен, то ответ мы находим в его житии. Он не был великим полководцем, не был могучим правителем, покорявшим окружавшие его княжества; он был князем, который только в крайних случаях прибегал к силе. А XIII век и начало века XIV-ro – это, наверное, самое страшное время в истории Руси, время междоусобных браней, когда брат восставал на брата, когда стало нормой убивать родственника своего и вверенный ему народ притеснять только для того, чтобы расширить свое могущество еще на одно удельное княжество. И, конечно, всем этим пользовались те, кто были в то время реальными правителями Руси, – ордынские ханы, которые через эту междоусобицу умно и хитро управляя Русью, удерживали ее в подчинении.      Наверное, не столько мудростью и силой разума, сколько силой своего благочестивого сердца, своей верностью Христу и Его Евангелию воспринял святой благоверный князь Даниил ту простую истину, что когда один убивает другого, будь то князь или обычный человек, когда один приносит ущерб другому, руководствуясь исключительно своим личным целеполаганием, своим личным пониманием блага, то это всё становится страшным грехом. И еще раз скажу: может быть, не столько даже своим опытом и знаниями, сколь благочестивым сердцем уразумел князь Даниил, что нельзя обижать других силой. Его правление было удивительно мирным. Конечно, и в его правление всякое случалось. Эпоха была такая – если совсем вложить меч в ножны, то и Московского княжества бы не было. Но никогда князь Даниил не участвовал в интригах и в междоусобной брани, он старался миром и любовью воздействовать на окружающих. И это ему удавалось. Никто его не убил, никто не сверг, никто не разорил Московское княжество. Следуя заповедям Божиим, мы можем решать и проблемы государственные, общечеловеческие Это означает, что достигать целей возможно не только силой оружия, но той силой, которая у большинства людей и силой не считается, – кротостью, смирением, спокойствием, верой. Следуя заповедям Божиим, мы не только способны решать свои внутренние, семейные, личные проблемы – мы можем решать и проблемы государственные, общечеловеческие, потому что у Божественных заповедей нет ограничения в пространстве – они вселенские, они универсальные. И если бы весь мир жил по этим заповедям, то не было бы войн, междоусобиц, не было бы борьбы за сиюминутные интересы, не было бы стремления, нанося ущерб другому человеку, созидать свое собственное благополучие.

http://pravoslavie.ru/78090.html

Глава Архангельской митрополии совершил Литургию в Новодвинском интернате для детей с нарушениями в развитии 3 мая 2018 г. 10:31 2 мая 2018 года, в день преполовения Пятидесятницы, празднование памяти блаженной Матроны Московской, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Литургию в Новодвинском детском доме-интернате для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. Домовый храм учреждения в этот день отмечает престольный праздник — память святой блаженной Матроны. За богослужением молились подопечные интерната, директор заведения Наталья Несен, ее заместитель Анатолий Борисов, а также министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Елена Молчанова. «Мне приятно видеть в этом храме и ребят, и тех, кто за ними ухаживает, — сказал митрополит Даниил в проповеди. — Страдающий человек и помогающий ему получают от Бога одинаковую награду. Блаженная Матрона, которую мы сегодня молитвенно вспоминали, была слепорожденной, не могла ходить, но усиленно молилась Богу, Он дал ей такие дары, что здоровые люди приходили к ней, говорили о своих несчастьях, и она утешала и помогала. Прозрение, исцеление и многие другие дары имела святая Матрона». Глава Архангельской митрополии отметил, что претерпевая земные страдания, люди стяжают небесные венцы: «Пребывающие здесь дети близки Богу. Их страдания временны, и Господь уготовал им великую награду. Несчастны не они, а те, которые родились красивыми, здоровыми, умными, но не стали жить по заповедям Божиим. А страдающие в этой жизни дети получат безграничные блага, счастье и радость». «Блаженная матушка Матрона тоже страдала, она не видела, не имела своего дома, близких родственников, — продолжил проповедь митрополит Даниил. — Но она всегда улыбалась, всегда была радостной, потому что с ней был Господь. Она видела духовным зрением больше, чем люди видят телесными глазами». Глава митрополии призвал верующих благодарить Бога за все, что происходит в жизни. «От человека требуется только одно — жить так, как повелел Господь. Весь тварный мир живет по законам Божиим, и лишь человек может восстать против своего Творца. Потому что Бог дал человеку дар свободы, но Господь промышляет и о нашем спасении. Одному Он дает здравие, а другому не дает, зная, что с этим здоровьем, красотой и умом человек, прожив жизнь, окажется после исхода не в райских обителях, а в совершенно другом месте. Когда человек не ропщет, принимая все, что случается с ним в жизни, а благодарит Бога, это приносит не просто прощение грехов, но и небесные венцы — радость, любовь, милосердие, сострадание к людям. Будем же помнить о том, что каждому из нас предстоит дать ответ перед Господом за прожитую жизнь!» — завершил проповедь митрополит Даниил.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Князь Даниил Васильевич Щеня фактически сменил в конце 1480-х - начале 1490-х годов князя Д.Д. Холмского в роли главного лидера вооруженных сил Московского государства. В 1489 году он, в ходе масштабной наступательной операции, присоединил к России Вятскую землю. Тремя годами позднее Даниил Васильевич взял город Вязьму, принадлежавшую тогда Великому княжеству Литовскому. В 1500 году Щеня разгромил основные силы литвинов в генеральном сражении на реке Ведроши и взял в плен их командующего, князя Острожского. Наконец, по итогам беспрецедентно долгой (1512-1514 гг.), многоходовой наступательной операции, войска, которыми командовал Даниил Васильевич (в присутствии великого князя Василия III, ходившего с армией на войну), взяли город Смоленск. Радиопрограмма создана с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/08/31/20-0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010