Если предыдущие откровения он не понимал и их значение ему открывал Бог, то это откровение он понял сразу же. Это единственное откровение, которое было дано в третий год царствования царя Кира Персидского, воцарившегося в Вавилоне в 536 году до Рождества Христова. Значит, откровение было дано в 533 году до Рождества Христова. Оно будет описано в трех последних главах книги Даниила. «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра, и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза» ( Дан. 10:2–5 ). Даниил постится, пребывает в сетовании. Собственно говоря, такое правило поста, как воздержание от определенного вида продуктов, восходит во многом к пророку Даниилу. Дело в том, что в древности пост имел только один вид – ничего не есть и не пить. Сказано, что Господь постился сорок дней и сорок ночей, это значит, что Он ничего не ел и не пил сорок дней и сорок ночей. Естественно, такой пост не всем под силу, и поэтому еще в древности, бывали и другие виды поста. Например, пророк Даниил три седмицы сетовал, т.е. молился Богу о помощи своему народу. Когда первая партия евреев уже вернулась в Иерусалим, то нашла город полностью разрушенным. Они восстановили жертвенник. Но народ, когда совершал жертвоприношения, делился пополам: одни плакали, другие ликовали. Плакали старики, которые помнили величественный Храм Соломонов. А вместо роскошного Храма, украшенного золотом, драгоценными камнями, стояла груда развалин, над которой возвышался жертвенник. Трудности обустройства евреев в Иерусалиме были связаны с тем, что сначала самаряне мешали восстановлению Храма. Потом стала мешать собственная лень, пока не восстали пророки Агея и Захария, которые потребовали от имени Бога все-таки достроить Храм Божий. Зная об этом трудном восстановлении, и сетовал пророк Даниил. Национальный дух их был подорван, евреи занимались восстановлением собственных домов, виноградников, а для восстановления Храма времени не оставалось. Поэтому Даниил, видя это, плакал о грехах своих соплеменников. Даниил во время поста не умащал себя мастями.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 - 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ( " Мене, Такел, Фарес " ), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, " потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно " . Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: " Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие " (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

http://pravicon.com/info-1742

Здесь мы видим ситуацию, которая похожа на ситуацию с Понтием Пилатом. Он тоже хотел отпустить Христа, а его шантажировали, элементарно заставляли: «Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» ( Ин.19:12 ). В этом месте много параллелей, связанных именно с событиями Страстной Пятницы. Даниил остается верным Богу, несмотря на угрозу смерти, – Христос остается верным своему Отцу. Даниил продолжает свидетельствовать о своей верности Богу перед лицом угрозы – Христос перед лицом Синедриона свидетельствует о том, что он верен Отцу и что Он Его Посланник. Христос осуждается Пилатом против своей воли – Дарий против своей воли, подловленный на законе, осуждает Даниила. «Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» ( Дан. 6:16 ). Что такое «ров львиный»? В Вавилоне существовало нечто типа зоопарка, были некие священные животные, которые жили во рвах. Их использовали, чтобы любоваться ими. Использовались они и для практических целей: например, захотел царь поохотиться, берется лев, выводится на охотничьи угодья, и там на него ведется охота. Эти рвы археологи позже раскопали, а тот, в который был брошен Даниил, был известен до третьего века после рождества Христова. Позднее, когда в те места пришло мусульманство, Вавилон был заброшен, и место это было утеряно. Но ров этот был достоверно известен в течение почти тысячелетия. Царь Дарий все-таки надеется на то, что Даниил каким-то образом избавится от смерти. «И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле. Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него. Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному, и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» ( Дан. 6:17–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

История переносится в Иудею, где пророк Аввакум готовит обед для жнецов. Неожиданно появляется ангел и приказывает ему отнести еду Даниилу в львиное логово в Вавилоне. «Вавилона, господин, я никогда не видел, – отвечает пророк, – и рва не знаю» ( Дан.14:35 ). Затем ангел берёт пророка за волосы и несёт в Вавилон. «И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! Возьми обед, который Бог послал тебе» ( Дан.14:37 ). Даниил благодарит Бога, и Аввакум немедленно возвращается ангелом обратно. Два перевода в повествовании о пророке Аввакуме почти полностью совпадают, поэтому исследователи считают, что первоначально существовал отдельный текст, который затем был вставлен в один из греческих переводов, а оттуда попал и в другой 202 . На седьмой дней царь, узнав, что его друг остался жив и невредим, провозглашает: «Велик ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного, кроме тебя!» ( Дан.14:41 ). Затем он приказывает бросить в ров тех, кто требовал смерти Даниила, где львы их немедленно разрывают. Несмотря на схожесть сюжета, между переводами Семидесяти и Феодотиона существуют различия. История Вила лучше передана у Феодотиона, а о драконе – в Септуагинте. Язык Септуагинты более простой, а у Феодотиона он полнее, драматичнее и утонченнее. Например, в 7-м ст. Даниил отвечает царю «смеясь» (в Синодальном переводе – «улыбнувшись»); в 21-м ст. царь действует, «разгневавшись» 203 . В переводе Семидесяти два эпизода соединяются фразой «в том месте» и акцентом на еду. Он – главный в истории о Виле ( Дан.14:7–9,11,15,17,21 ), а в истории о драконе царь указывает, что он живой, ест и пьет. Даниил уничтожает змея через пищу ( Дан.14:23 ). В варианте Феодотиона акцентируется понятие жизни: Даниил поклоняется живому Богу ( Дан.14:5 ), в то время, как Ваал не является живым Богом ( Дан.14:6 ). Царь утверждает, что Даниил не может считать дракона неживым Богом ( Дан.14:24 ), но пророк настаивает, что только его Бог живой ( Дан.14:25 ). Экзегеты обычно отвергают историчность этого дополнения. Указывают, например, на то, что Аввакум не мог быть современником пророка Даниила. Он жил задолго до вавилонского нашествия и считается младшим современником Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

На это Даниил объявил сему лжецу: солгал ты на твою голову; Ангел Божий … рассечет тебя пополам. Потом Даниил спросил другого старца: под каким деревом он видел…? Сей последний отвечал: под зеленым дубом (υπο πρινον – ясень или вечно зеленеющий дуб). Обличив его во лжи, Даниил объявил ему: солгал ты на твою голову; Ангел Божий с мечом ждет, чтобы истребить вас. Тогда всем стала очевидна лживость обвинителей и судей неправедных. Народ восстал на них и предал той казни, которую они готовили ближнему по точному определению закона Моисеева. Сусанна была освобождена. Даниил же стал велик перед народом с того дня и потом (13:52–64). в)  Рассказ о Виле  ( Дан 14:1–22 ). По смерти Астиага или Дария Мидянина воцарился Кир Персиянин, с которым Даниил находился в особенно близких отношениях или пользовался преимущественною его доверенностью (14:1–2 854 ). У Вавилонян был идол или статуя Вила, изображавшая, как полагает святой Григорий Нисский , не изменяющуюся и неизмеримую окружность неба (Против Евномия, книга 5: стр. 5). На жертву или к столу этого божества ежедневно отпускалось двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер(μετρητων каждый по три с половиной ведра), т. е. более двадцати ведер вина. Царь ходил ежедневно на поклонение этому истукану (14:3–4). По обязанностям службы Даниил сопровождал своего государя в это капище, и тут однажды Кир заметил Даниилу: почему не поклоняешься Вилу? Даниил отвечал, что не может поклоняться мертвым или бездушным изображениям (14:5 855 ). В доказательство жизни или одушевленности Вила Кир указал на огромное количество жертв, ежедневно съедаемых Вилом. Но Даниил объявил царю, что Вил, снаружи медный, внутри наполнен глиной и никогда ничего не ел и не пил (14:6–7 856 ), давая чрез это понять, что жертвы употребляются в пищу жрецами. Кир потребовал, чтобы жрецы доказали, что Вил, а не кто другой съедает поставляемую ему ежедневно трапезу, и в случае успеха обещал казнить Даниила, как богохульника (14:8–9 857 ). Жрецы предложили царю, чтоб в их отсутствие он сам поставил Вилу трапезу; затворил и запечатал двери храма; а на утро освидетельствовал – останется ли что нибудь из предложенного в жертву Вилу (14:10–13 858 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Однажды преподобный Даниил, объятый пламенным желанием видеть святые места, где жил, пострадал и умер наш Спаситель, оставил свой монастырь и пошёл в Иерусалим. А нужно заметить, что в то время в Иерусалиме были смуты и самаряне воевали с христианами. Даниил знал об этом, но лучше желал принять смерть, чем оставить своё намерение быть в Иерусалиме. Когда он находился в пути, к нему подошёл преподобный Симеон Столпник и сказал ему: «Куда идёшь?» Даниил отвечал: «Если Бог изволит, то иду к святым местам». Симеон продолжал: «Да, хорошо хождение в Иерусалим, когда на оное Бог изволит; а твоё путешествие не хорошо, ибо на оное Бог не соизволяет. Слышал ли ты, что в Палестине мятежи и брани идут?» – «Да, слышал, – сказал Даниил, – но уповаю на Бога, что Он помощником мне будет, и, вследствие сего, думаю, что никакое зло не коснётся меня, а если и коснётся, то и такового не боюсь, ибо «живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем«»( Рим.14:8 ). – «Так-то так, – отвечал Симеон, – но ведь знай, что сказано ещё и то, что «не даждь во смятение ноги твоея», то есть будь благоразумен, и тогда только не воздремлет над тобою хранящий тебя Ангел». Слыша сие, Даниил всё продолжал настаивать на своём и говорил, что он, если нужно, то и на пути готов умереть за Христа. Тогда Симеон с негодованием отвратил лицо своё от Даниила и сказал: «Бог не повелел того, чтобы мы безрассудно предавали себя на смерть, а сказал: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой»» ( Мф.10:23 ). При сих словах Даниил смирился и сказал, что он возвратится назад. Преподобный сказал: «Безусловно намерение своё идти в Иерусалим оставь, ибо ты был бы безумным, если б в такое злое время пошёл туда. Если же хочешь идти молиться, то ступай или в Византию, или во Фракию, или к устью Понта, где спокойно. Никогда не помышляй, возлюбленный, что в таком-то месте ты найдёшь Бога, а в таком-то нет; знай, что на всяком месте обретается присутствие Его и никаким местом Бог не ограничивается». Даниил после сего направил путь свой вместо Иерусалима в Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих — тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира. При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства — Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 — 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 — 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария — царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Так решив, Даниил вышел тайно из монастыря и пришел к той ограде, которая была около столпа святого Симеона; пробыв здесь четырнадцать дней, он хотел уже уйти. Но святой Симеон, любя Даниила, посоветовал ему остаться с ним; Даниил же, имея сильное желание видеть святые места в Иерусалиме и уйти во внутреннюю пустыню на подвиг безмолвия, пошел в путь по направлению к Палестине. В Палестине в то время происходили войны: самаряне восстали против христиан, — и оттого дорога по той местности была небезопасною. Всё это Даниил знал, но всем этим он пренебрег и с твердым намерением и безбоязненным сердцем, не страшась смерти, начал путь свой, весь объятый одним только сильнейшим желанием совершить свой путь, издавна намеченный. Пройдя довольно значительное расстояние, он встретил некоего почтенного инока, преклонного годами, благообразного на вид, с седыми волосами, по всему похожего на преподобного Симеона Столпника. Обняв Даниила, старец спросил его по-сирийски, куда он идет. Даниил отвечал, что если Бог благословит, то ко святым местам. Старец сказал: — Верно, — сказал ты, — если Бог благословит; теперь же знай наверное, что твое настоящее путешествие не с Божьего благословения. Разве ты не слыхал про мятежи и распри в Палестине? Даниил отвечал: — Слышал, но я надеюсь на Бога: Он будет мне помощником, и потому я думаю, что со мною не случится ничего худого; а если и случится что-нибудь такое, то я не боюсь: ибо «живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим.14:8). Но старец в ответ на это привел Даниилу слово пророческое: «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя» (Пс.120:3) Ангел. Даниил же, возражая старцу, высказал готовность даже и умереть за Христа во время этого путешествия. Тогда старец с гневом отвернул от него лицо свое и произнес: — Бог не повелел нам безвременно подвергать себя смерти и как бы поневоле идти на верную смерть, когда изрек: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10:23). Даниил начал склоняться к совету старца и сказал ему: — Если, отче, тебе представляется так, я готов возвратиться назад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Тут в пиршественную палату вошла царица — мать Валтасара. — Есть в твоем царстве человек по имени Даниил. В нем дух Святого Бога, — сказала она. — При дворе Навуходоносора он был главным мудрецом. Даниил может толковать загадочное и объяснять сны. Прикажи позвать его, и он раскроет тебе значение этих таинственных слов. Когда к Валтасару был введен Даниил, царь обратился к пророку с такой речью: — Слышал я о тебе, Даниил, что ты умеешь разгадывать тайны. Если сможешь прочитать и объяснить то, что здесь написано, то будет дарована тебе пурпуровая одежда, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь ты в царстве моем. Даниил ответил царю: — Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому, а то, что написано, прочитаю тебе и значение объясню. За то, что ты оскорбил Всевышнего, начертаны эти слова: мене, текел, фарес. «Мене» — значит исчислил Бог время твоего царства и положил ему конец. «Текел» — взвесил тебя и нашел очень легким. «Фарес» — значит разделил Бог твое царство и отдал его мидянам и персам. Слова пророка сбылись очень быстро. В ту же ночь войска мидян и персов во главе с персидским царем Киром вторглись в город Вавилон и овладели им. Валтасар был убит. Так пало «золотое» вавилонское царство. Его место заняло царство мидо-персидское — «серебряное», как предсказывал Даниил еще царю Навуходоносору. Содержание Земля обетованная Вавилон В царской школе Необыкновенный сон царя Друзья пророка Даниила в печи вавилонской Загадочные слова: мене, текел, фарес Пророк Даниил во рву с дикими львами Откровения Божии Новый Иерусалим Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/93483.html

«Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, – сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение» ( Дан. 5:9–12 ). Он побледнел, он «потерял» лицо свое. Раньше он гордился, высокомерничал, поднимал глаза свои к Небу, а теперь сидит испуганный, и все вокруг в испуге, не знают, что делать. Валтасар набрал себе вельмож, но Даниила среди них не было, он собрал тысячу вельмож, но главного мудреца среди них не было, даже на этот совет он его не позвал, потому что, скорее всего, он чувствовал, что не получит одобрения за те поступки, которые сделал. Он прекрасно помнил, что Даниил знает, что у него стоит на столе, из чего он пьет вино. И он поэтому стеснялся попросить прощения, и даже не то, что стеснялся – у него это из головы вылетело. У Валтасара, вылетело из головы, что есть Даниил, с которым можно посоветоваться. И царица напоминает ему: Даниил был главным мудрецом при Навуходоносоре, твоем отце, поэтому обратись к нему. Приглашение Даниила. Объяснение надписи «Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе» ( Дан. 5:13–14 ). Оказывается, что царь пророка Даниила не знает даже лично. Валтасар, конечно, не мог его не видеть, но, придя к власти, стал бездарно править, а чтобы его не обличал Даниил, царь его отстранил – до тех пор, пока не случилась такая безвыходная ситуация. К этому времени Валтасар даже лицо Даниила забыл. И он начинает Даниилу льстить, он чувствует, что совесть его гложет, поэтому он говорит: я знаю, что в тебе есть Дух Божий, в тебе высокая мудрость, и тайны, и свет, ты все разгадки знаешь, и поэтому ты мне, конечно, все объяснишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010