Нектарий, епископ (Фролов Сергей Николаевич) Дата рождения: 17 июля 1961 г. Дата хиротонии: 20 ноября 2008 г. Дата пострига: 7 апреля 2008 г. День ангела: 22 ноября Страна: Россия Биография: Родился 17 июля 1961 г. в г. Люботин Харьковского р-на Харьковской обл. в православной семье рабочих-железнодорожников. Крещен в младенчестве. В 1976 г. окончил восемь классов общеобразовательной школы и поступил в Харьковский строительный техникум, который окончил в 1979 г., получив специальность «мастер-строитель». Обучение в техникуме совмещал с пономарским служением в приходском храме. С ноября 1979 г. по ноябрь 1981 г. служил в армии во Львовской области. После демобилизации принят на послушание в Почаевскую лавру и поступил (в 1982 г.) на заочное отделение Харьковского инженерно-экономического института, который окончил в 1988 г. с дипломом по специальности «инженер-экономист». В 1981-83 гг. проходил ежедневное клиросное послушание в Почаевской лавре в качестве чтеца и певчего лаврского братского хора. В 1983 г. архиепископом Волынским Дамианом (Марчуком) назначен на должность псаломщика. 19 апреля 1984 г. рукоположен в сан диакона, а 21 апреля того же года — в сан священника и в течение полутора лет служил настоятелем прихода в Волынской области. В 1985 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию , служил (в качестве прикомандированного священника) в храмах Санкт-Петербурга. В 1986 г. перевелся на экстернат и стал клириком Курско-Белгородской епархии. По окончании семинарии поступил на заочное отделение Киевской духовной академии , которую окончил в 1999 г. с ученой степенью кандидата богословия. Окончив спецкурс в Курском государственном университете, получил сертификат «Преподавателя Основ православной культуры». После этого стал преподавать этот предмет в общеобразовательной школе. В 1994-98 гг. — благочинный Железногорского округа Курской епархии . Построил пять новых храмов, восстановил — три. Имеет все священнические награды. Осенью 2000 г. вернулся на Украину, где служил клириком храма Архангела Гавриила в г. Дубно Ровенской епархии .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245382...

Кочеток каменной церкви, вместо пришедшей в совершенную ветхость. «...Христиане, движимые усердием к религии, ежегодно во множестве стекаются для поклонения образу Божией Матери, явленному близ источника ключевой воды и ныне находящемуся в заштатной деревянной церкви, при с. Кочеток в 5 верстах от г. Чугуева, ног как оная церковь приходит уже совершенную ветхость, и необходимым признается построить вместо ее, каменну...». Командир 1-го резервного кавалерийского корпуса Украинских военных поселений 17 мая 1847г. обратился к Архиепископу Харьковскому и Ахтырскому, что в с. Кочеток находится в старом деревянном храме Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Владимирской. К этой иконе стекается большое число усердных богомольцев, как среди служащих корпуса, так и частные лица, которые решили собрать средства на строительство нового каменного храма. Просит об освящении места, где планируется постройка новой каменной церкви. 5 апреля 1847 г. был утвержден проект этого храма. Строительный комитет возглавил начальник корпусного штаба генерал-лейтенант Борщов, а члены его: командир 1-ой бригады 1-ой уланской дивизии генерал-майор Ознобишин, начальник 2 и 4-го округов полковник Рубец, командир 6-го округа полковник барон Эпгелыардт.7 В том же году просили Харьковскую духовную консисторию выдать особые просительные книги, для сбора пожертвований па строительство храма, так как собранных пожертвований недостаточно. Известно, что одним из самых значительных благотворителей при постройке храма был граф Д.Н. Шереметьев. В 1848 г. сообщалось, что строительство под руководством архитектора продвигалось весьма медленно. Кирпич для постройки храма был отпускаем из Чугуевского кирпичного завода, лес на постройку был взят частично из разобранной деревянной церкви, а частично был пожертвован бывшим командиром округа полковником Боровитиновым. Известен список каменщиков, которые работали на строительстве храма, ими были: Гаврила Сергеев, Козьма Вакулен-ко, Николай Набока, Максим Шаповалов, Аверьяи Киризгора, Иван Поедипцев, Иван Рязанский, Иван Иватловский, Евдо-Тарасеико, Иван Люботин.

http://sobory.ru/article/?object=03987

Вопрос о путях, которыми греко-итальянская живопись могла переходить на Русь, как представляет высокий исторический интерес, так отличается особенной сложностью. С одной стороны рамки иконографии Б. М. не допускают и не требуют его постановки, с другой – эта постановка требует очерка влияний и развития местных ветвей. Действительно, пути иконописного мастерства, сами по себе, предполагают существование в тех странах, по которым эти пути проходили, иконописных мастерских с родственным характером. Правда, что еще поныне иконы расходятся по Балканскому полуострову (где они не стеснены таможенными правилами, как, например, в Австрии), и обратно, – иконы мастерской Пантелеймоновского монастыря на Афоне рассылаются по России, как изделия православной мастерской. Таким образом, и в древности греческая иконопись Италии нашла себе путь прежде всего через Далмацию в Сербию. Предание говорит, что св. Савва принес в Хиландар на Афон образ Б. М. Млекопитательницы. Образ этот повторяет, как мы видели, Сиенский оригинал и распространился у нас в России очень рано. Сербские росписи церквей 118 , подобно скульптурным украшениям храмов, представляют такую же переработку византийских оригиналов, начиная, приблизительно, с XIV века, как и сама итало-критская иконопись. Не даром исторический анализ Сербской Лицевой Псалтыри представил для византинистов такие непреодолимые затруднения. Как велико и решительно было итальянское влияние на сербское искусство, можно судить по тому, что уже в XIV веке в сербских росписях (ц. села Люботина в Македонии) можно видеть ранний тип Вознесения Б. М.: внизу, под Вознесением, представлен пустой саркофаг, а сбоку его группа апостолов, созерцающих чудо. Затем и весь общий характер сербских росписей, сосредоточенный, по преимуществу, за этот ранний период в Македонии, представляет известную вариацию византийского стиля на основе итальянского влияния и местной разработки, но с удержанием наружного греческого облика 119 . Конечно, в Сербии были и мастера из греков, но кто, как не сербские иконописцы исполняли росписи Дечана, Грачаницы и пр. с сербскими надписями? Конечно, в основании легло греческое мастерство, но не только грекам принадлежало 120 его обновление в XIV и XV веках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Мало того 27 декабря, совершив раннюю литургию в Покровской церкви Харьковского монастыря, с утренним поездом владыка выехал в г. Сумы, куда он отправился по приглашению сумского предводителя дворянства, городского головы и благочинного. На пути он любовался видом Куряжского монастыря, который отчетливо был виден с железной дороги и стоял, так сказать, пред глазами от станции Бовария до станции Люботин. Проезжая мимо больших слобод Тростянца и Нижней Сыроватки, владыка обратил внимание на внешний вид храмов в этих слободах, которые были покрыты серебристым инеем, и озаренные лучами заходящего солнца, казались чрезвычайно величественными. Жители Нижней Сыроватки поднесли преосвященному Амвросию хлеб-соль; владыка благодарил их и сказал, что это уже другой хлеб он получает в новой своей пастве, при чем выразил благожелание, чтобы Господь всегда вознаграждал их честные труды изобилием плодов земных. На станции Сумы, куда владыка прибыл в 5 часов вечера, его встретили городской голова, исправник, благочинный, граждане и начальники всех учебных заведений и волостной старшина с хлебом-солью. Из вокзала владыка отправился прямо в собор, где его ожидало уже все городское духовенство и множество народа. Приложившись к престолу и поклонившись чудотворной иконе Божией Матери – Корсунской, он преподал всем благословение и отправился в дом соборного старосты Д.И. Суханова, где ему приготовлена была квартира. В 7 часов вечера в соборе началось всенощное бдение, на котором владыка в сослужении 10-ти священников выходил на литию и величание, и сам помазывал елеем весь народ. На другой день с такою же торжественною обстановкою была совершена Божественная литургия, после которой, по обычаю, преосвященный Амвросий произнес проповедь, начав ее таким приветствием: «Мир граду сему и окрестной стране сей!» В проповеди своей он раскрыл, главным образом ту мысль, что мир, которым Господь Иисус Христос повелел апостолам приветствовать, входя в град и дом христианский, не есть простое приветствие, какое мы обыкновенно употребляем, а есть особый благодатный дар Божий, вверенный пастырям церкви, который почивает только в сынах мира, т. е., на чадах церкви, ощущающих потребность благодати Божией для умиротворения совести, успокоения сердца, освобождения от страстей, прекращения несогласий и раздоров семейных и общественных. В ком нет этой духовной потребности, от тех преподаваемый ими мир, возвращается обратно. Народ слушал эту проповедь с напряженным вниманием; тишина царила мертвая; все старались уловить каждое слово владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Необходима посторонняя помощь, нужны жертвы христолюбцев! Приходское попечительство твердо уверено в том, что не до конца еще перевелись на св. Руси еще истинные христиане, любящие благолепие дома Господня, взывает о помощи ко всем, без различия сословий и состояний, добрым людям - до слуха коих дойдет настоящая мольба. Благолюбивые христиане! Откликнитесь и чем можете окажите ваше содействие сооружению храма во имя св. Николая Чудотворца в слободе Ольшане Харьковскаго уезда. Всякая жертва, даже самая малая примется с великою благодарностью и имена жертвователей, а также указанных ими близких, дорогих лиц будут поминаться в молитвах перед святым престолом. Пожертвования просим направлять по следующему адресу: Ст. Люботинъ Южных ж.д., сл. Ольшана Харьковскаго уезда, Ольшанскому Николаевскому церковно-приходскому попечительству или вручать сборщику, Калине Назаровичу Гончару» (Выдержка из газеты за 19 марта 1913 года, приведена с корректировкой знаков старого алфавита. Типография «Знание», г. Харьков). Слобода Ольшана - отнюдь не обычная уездная деревушка. По свидетельствам архивных источников, ещё в XVII веке здесь существовала крепость, а храмов было целых шесть: соборный Рождества Богородицы, Архангельский, Покровский, Воскресенский, Трёхсвятительский и Николаевский. По итогам сбора средств новый Николаевский храм построен не был, но к существовавшему деревянному храму были пристроены каменные приделы уже в следующем, 1914 году. Храм в Ольшанах, памятник архитектуры XVIII века, чудом сохранился до наших дней, только его деревянные стены были обшиты железом, что лишило его первоначального вида. Первоначальный вид храма мы можем представить благодаря снимкам Стефана Таранушенко, выполненным им в 1928 году. К числу древнейших трехкупольных храмов края принадлежит Николаевский храм в с. Ольшаны, Харьковского уезда. Он устроен в 1753 г. и освящен лично Святым Иосафом Белгородским. Архитектура его очень понравилась местному черкасскому населению: по образцу его был построен целый ряд храмов в окрестных селах: Гавриловке, Синолицевке (сохранившиеся доныне), Удах (сгоревший), Люботине (уже несуществующий) и другие.

http://sobory.ru/article/?object=03995

Источник: В стиле классицизма. Кирпичная, оштукатуренная, крестовая в плане, однокупольная, с трехъярусной колокольней с западной стороны. Особенностью плана сооружения является разделение алтарной части стеной на две половины. Фасады расчленены пилястрами, в нижней части обработаны горизонтальным рустом. Средокрестие перекрыто куполом на высоком круглом барабане, который стоит на четверике, поддерживаемый подпружными арками, остальные части перекрыты конхами и полуциркульными сводами. Проемы полуциркульных окон и дверей обрамлены ширр-кими рустованными наличниками. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог, 4 том. Харьковская область. История Никольского храма началась, когда селение близ Люботина уже отсчитывало сто лет своего существования. Сменялись владельцы, а собственного храма у Гиевки, население которой превысило шестисот человек, так и не было. Православным селянам приходилось каждый раз отправляться для совершения обрядов в храм Зачатия Святой Анны в соседнее село Ржавец. Инициативу по строительству православного храма пришлось брать селянам в свои руки. Согласно ведомости, в 1770 году был выстроен первый деревянный Николаевский храм на берегу пруда речки Мерефы, что было связано со сменой владельцев усадьбы, которыми после смерти Параскевы Фёдоровны Спичинской (Донец-Захаржевская-Кропоткина) в конце 1760-х гг становится семья её дочери Татьяны Щербининой. И хотя церковь строилась силами местных жителей, земельный участок на берегу живописного пруда выделила всё же владелица усадьбы, местная помещица Татьяна Щербинина. Не слишком привязанное к родовому гнезду молодое поколение Щербининых после смерти родителей 9 апреля 1802 года уступает имение за немалую сумму вместе со всеми крепостными жителями Гиевки майору Черниговского слободского полка Ионе Николаевичу Познанскому (1762-1833). На закате своих лет, в 1820-м году, харьковский уездный предводитель дворянства при баснословном состоянии в миллион рублей и отсутствии прямых наследников озаботился наряду со строительством дворца, обустройством в полюбившейся загородной резиденции нового каменного Николаевского храма рядом с ветшающим день ото дня, старым, деревянным. Наверно, тогда пришла ему в голову мысль, что без наличия храма дворянская усадьба того времени была бы неполноценной.

http://sobory.ru/article/?object=03822

Люботин. Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской. Железнодорожная церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Александры Римской Год постройки:1890. Год утраты:1943 (взорвана немцами) Адрес: Украина, Харьковская обл., Харьковский район, г. Люботин, на месте нынешнего железнодорожного управления, близ ж.д. станции Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Строительство первой церкви при железнодорожной станции Люботин было связано с созданием паровозного депо и увеличением количества пристанционного населения. Храм был построен в 1890 г. и освящён в честь Святителя Николая Чудотворца и царицы Александры. Храм имел два престола, и разместился на развилке улиц, которые сейчас носят названия ул. Шевченко и ул. Гавенко. Храм просуществовал до 1943 г. и был взорван немцами. Сейчас на его месте находится железнодорожное управление. Источник: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=44034

А в эвакуацию мы тоже уходили. Скот государственный раньше угнали. Брат Данюша – ему тогда уже двадцать было – коммунарское стадо погнал. А мы с Тимошей братиком – он на два года меня старше – на телеге кибиточку сделали, чтобы детей посадить от дождя. Телега нам и упряжь уже плохие достались. Отец-то всё время на хлебопекарне трудился. Люди хорошее себе, конечно, повыбирали. Когда отец пришёл, взяли мы, шо осталось. У телеги колёса уже никуда не годились, но мы всё-таки загрузились, детей посадили и отправились. Народу шло мн-о-го! Сначала на Песочное ехали, а потом через лес по просёлочной дороге, а там сплошной песок. Кони-то по песку ехать не стали. Телега с харчами, детьми… Да и упряжь порвалась. Ехать дальше не пришлось. Отец сказал: «Ну что же! Будь, что будет, как Бог даст». Вот в коммуну и вернулись. Всего пять семей нас там осталось. До революции была здесь помещичья усадьба. Дом барский, постройки. Два подвала. В один по ступенькам надо сходить, а другой с таким широким спуском, чтобы лошади с телегой с этой стороны могли заехать, а с той выехать. И ещё яма была с приставной лестницей – две жердины с перекладинами поперечными. Коммунарские бараки уже при советской власти построили: общий коридор в доме, и из коридора вход в комнатушки. У нас комната была на цементе. Другой для нас не нашлось, хоть и детей было у отца много. Так и жили в ней до войны. А во время войны комнат пустовало, хоть отбавляй! Так шо в другую перешли. А Данюша со стадом коров так и ушёл. Он потом рассказывал, шо скот у них военные на свои нужды забрали, а его взяли на войну. А когда ранили, в госпитале ему раненую руку отрезать хотели, но он не дал. «Как, – говорит, – я без руки жить буду? Ни косу придержать, ни на двор сходить…» Так и оставили. Данюша после ранения в Казахстане был. В совхозе там работал учётчиком. У него же, считай, одна рука только была. На другой – какого пальца нет, а какой з а гнут совсем. Данюша, бывало, идёт там дорогой полевой и песню спивае: «Повий, витрэ, на Вкраину, дэ покынув я дивчыну…» А казахи говорят между собой: «У казака душа болит!» Жалели его. Вот. Домой он уже после войны попал. Так в Люботине и прожил до восьмидесяти годков. Царство ему Небесное. Как хочется на могилку к братику съездить. Много он мне хорошего в жизни сделал. Да теперь, видно, уже и не попаду. Ну, как Бог даст. Мать-сестра

http://azbyka.ru/fiction/vojna-sputnica-...

А потом оная бабка и в другой раз свиснула. И тот гад разполозся в рознь. И сняла его Нестора с угла, повела в избу. И в той избе взяв склянку с горелкою налила в чарку и шептала над чаркою и дала ему напиться, которую он и выпил. Того ж числа в полночь выводила его Нестора к мельничному ставу на двор и пускала его на латаках плыть против воды и плыл; а потом взяв его из воды стала над ставом и воткнув веретено тонким концем в землю, а на другом конце веретена, на котором прядывала в Георгиев день для волшебства, пускалась под небеса и сняла звезду и спустилась назад с тою звездою, которая подобием такова, как бывает полунощная ясная, и дала ему в руки подержать; а потом взяв от него пошла с ним в дом, и ту звезду положила в сенях под кадушку. Переночевав ту первую ночь, по утру налила горелки в чарку и наговаривала и дала ему пить, которую и пил. На другую ночь вывела его на двор в полночь и приказала смотреть на звезды, на которыя и смотрел. И показывались ему на звезде человеческия имена, у кого пропало и кем украдено. Бабка его Нестора и звезду снятую держала в доме своем целую неделю, и отпустила его в дом, а звезду пустила в небо». Консистория посылала нарочного за показанной бабкой Евдокеей Патерневой. Но в ответ сказано, что такой нет в Люботине. Нестор указал по именам соседей дома, где она живет. Но и в другой раз отвечали, что такой волшебницы не было и нет на месте. Консистория определила: «Как Нестор еще не совершеннолетний, то отослать его в Святогорский монастырь к архимандриту Фаддею Какуйловичу, и содержать его в монастырской работе неисходно, и смотреть, чтоб он никому никаких суеверных бредней не объявлял и действия никакого не чинил а ходил бы в церковь Божию для слушания чтения и пения и повся годно исповедывался и сообщался Божественных таин; а какого он будет состояния, в Консисторию репортовать». Припомним при этом отзыв англичанина Коллипса, жившего 9 лет в России при царе Алексее Михайловиче. «Черкасы, говорит он, очень преданы колдовству и считают его важною наукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В чем историчность? Специально интересовался, пересматривал информацию, и могу сказать, что более 100 лет точно ничего подобного вообще не проводилось. Да и нигде в истории не встречал я подобных ходов. Поэтому справедливо, что его называют первым всеукраинским. Я перед этим многих спрашивал, и никто не мог сказать толком - зачем вообще нужны крестные ходы. Уже на месте, по пути следования мы выезжали чуть вперед, обгоняя крестоходцев, и в том или ином населенном пункте к нам подходили местные и тоже спрашивали: «А зачем они идут?» Я и сам не понимал: ну идут себе люди, молитвы поют, акафисты читают, всё это красиво, хорошо - а цель? Не мог найти ответа на этот вопрос, пока не увидел всё воочию. А потом понял: вот мы освящаем машины, жилища, просим батюшку покрестить ребенка. И сейчас, по сути, происходит то же самое. Люди идут и освящают нашу землю: верующие - молитвой, а батюшки с ведрами святой воды окропляют по пути всё: машины, телеги, селян. Весело это. Даже не то, чтобы весело - радостно. Помогает благодать Я снимал обе ветки Крестного хода - и с Востока, и с Запада. Прошел от Почаева до Кременца, из Святогорска до Изюма. Затем поехали в Харьков и там пробыли 2 дня. В первый же день я со своими больными ногами пробегал маршрут крестного хода туда и обратно. Включил на мобильном телефоне шагомер, и тот насчитал мне 67 км! Я не мог поверить в то, что это происходит. Да, усталость почувствовал: за ужином в конце дня - хлоп, и навалилась тяжесть. Но первую ночь так и не смог уснуть, мысленно всё шел и шел за этим крестным ходом. А потом - рассвет, Каменка... Чистота, красота, которая там была, - это то, что передать словами нереально. Что характерно - за все эти дни я не заметил ни одного грустного лица. Люди идут бодро, причем огромными шагами, кому ни рассказываю - не верят! Но я ни одной фотографии не фотошопил фактически, посмотрите сами. Они бегом бегут. Причем, что интересно, и с горки, и под горку. Например, в понедельник, 11 июля, прошли очень много. Расстояние от Харькова до Люботина - это по горкам 24 км без единой остановки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010