Мне, уже взрослой, мамин брат Иван рассказал, как он из атеиста стал верующим. Однажды на Троицу он зашёл в церковь, украшенную к празднику зеленью. Служба уже закончилась. Всё благоухающее пространство храма было пронизано солнечным светом. Он стоял у входа и любовался церковной красотой, как вдруг по его сердцу прошла волна незнакомого ему ранее чувства, от которого слёзы градом полились по лицу — благостные, сладкие слёзы. «Я не вытирал их, — рассказывал мне Иван, — а смотрел, как мои слезинки повисают на травинках у моих ног и искрятся в лучах света. С этих пор и стал я в церковь ходить». Таков был приход моего дяди в храм — через прикосновение благодати Божией. Иван… Каждое лето, каждый день — от первого до последнего тёплого дня — переплывал ставок, что расположен недалеко от дома. И так в течение всей своей жизни, как подростком поселился с отцом в Новом Люботине (так назывался тот край города, в отличие от нашего — Старого Люботина). И уже семидесятилетним Иван утонул в самой середине пруда. Прямо на Ильин день — в мой день рождения. Вспомнила я тогда слышанное в детстве: «Нельзя купаться на Ильин день». Отосланная его дочерью телеграмма с печальной вестью в мою квартиру под Петербургом почему-то не дошла. С опозданием я узнала, что дяди Ивана больше нет на свете, когда послала ему письмо, как живому. Мой путь к храму был долгим, трудным, со множеством крутых поворотов В отличие от дяди, мой путь к храму был долгим, трудным, со множеством крутых поворотов. Впервые поставила меня перед Богом бабушка Таня, приехавшая очередной раз к нам в гости из русской глубинки. В школу я ещё не ходила, сидела дома и, видно, расшалилась. — Ну-ка, окорот и сь! — строго одёрнула меня бабушка, после чего взяла за руку, завела из кухни в горницу и поставила у порога. На противоположной стене висела икона, по размеру чуть меньше аналойной. Бабушка благословила этой иконой моих родителей на семейную жизнь. Смотрела бабушка на икону и молчала. Стала смотреть на образ и я. В кустарном деревянном неглубоком киоте тёмного цвета, под стеклом, находилась чёрно-белая фотография образа Спасителя (как я теперь понимаю, «Царя Славы» — со скипетром и державой). Сверху образ был закрыт самодельной ризой из фольги серебряного цвета, исключая лик, длани и часть скипетра. Снизу-вверх по краям ризы образ украшают восковые цветы с лёгким розовым оттенком (теперь родительская икона Спасителя хранится у меня).

http://pravoslavie.ru/154625.html

III. Хлысты едва-ли по численности своей чем уступают штундистам. Как тайные сектанты, они не поддаются точному учету. В настоящее время они гнездятся приблизительно в следующих пунктах епархии: 1) Харьковский уезд: г. Харьков, Островерховка, Озерянка, Березовка, Артемовка, Пан-Ивановка, Бол. Рогозянка, Песочин. Люботин; 2) Богодуховский уезд: г. Богодухов, Малыжино, хут. Мерло, Ямная, Вольное, Сенное с хуторами, Лозовое, Иваны, Бол. Писаревка, Яблочное; 3) Валковский уезд: г. Валки, Ковяги, Огульцы с хут. Шарым 3 , Одриика, Черемушная (хут. Паньковка), Старая Водолага (хут. Гадяч), Калленниково (хут. Прядковка), Снежков Кут; 4) Купянский уезд: Отрадное, Ново–Георгиевск, Каменка, Тополи, Араповка, Владимировка; 5) Волчанский уезд: Козинка; 6) Змиевский уезд: Старо-Покровское (хут. Лаптево), Соколово; 7) Старобельский уезд: Бахмутовка, Новый-Айдар, Старый-Айдар, Смольяниновки, хут. Гречишкин, Свято-Дмитриевка, Райгородка, Ново-Ахтырское, Трехизбенское с хут. Бледновым, Воеводск, хут. Николаев; 8) Ахтырский уезд: Белки, Тростянец, Каменка, Славгородка, Боромля, Ясенек, Угроеды, Рясное, Жигайловка, Покровское, Пушкарное, Краснополье, г. Ахтырка; 9) Лебединский уезд: Ворожба, Олешная; 10) Сумской уезд: Стецковка, Речки, Тимофеевка, Верхняя Сыроватка, Нижняя Сыроватка, Виры. Словом, хлысты в том или ином числе обнаружены более чем в семидесяти приходах епархии. Они имеются во всех уездах, кроме Изюмского. Бесспорно, что еще многие хлыстовские пункты скрываются под обличьем православных. Такое явление не раз наблюдалось в нашей епархии, как равно и в других. Проживающие в Сумском, Лебединском, Ахтырском и Богодуховском уездах, а частью и в уездах Валковском и Харьковском, как и в гор. Харькове 4 хлысты носят название «подгоровцев». Все они являются почитателями крестьянина с. Тростянца, Ахтырскаго уезда, Василия Подгорного, сосланного лет 15-ть тому назад в Спасо-Евфимиев Суздальский монастырь за принадлежность к хлыстовской секте и за преступные действия в духе учения хлыстов. Дела Подгорного в Харьковской епархии, его жизнь в Суздале и непрерывные сношения личные и письменные с Харьковскими хлыстами – «подгоровцами», массами посещающими Подгорного в Суздале и везущими ему разные материальные даяния, – все это заслуживает тщательного судебного расследования, тем более что многие, не зная ни учения, ни жизни хлыстов, жестоко ошибаются в оценке личности Подгорного, чем приносят вред делу миссии, ободряя хлыстов на дальнейшую тщательно замаскированную православным обличьем пропаганду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

В Македонии имеем ряд росписей исключительно сербских и в сербских же постройках, идущих с XIV века по вторую половину XV столетия. Роспись Мениклейского монастыря 122 близ города Серры относится, по всей вероятности, к XV веку, а самый монастырь, построенный в 1340 году, находился во владении Душана с 1345 года. Роспись церкви с. Люботина близ Скопие относится к 1337 году и ко времени Стефана Душана. Церковь вм. Георгия в Младонагориче – к 1330 году, а роспись монастыря Матки – к 1370 году. Роспись церкви в Старонагориче, построенной Стефаном Дечанским в 1315 г., относится к тому же году по надписи. Роспись церкви в Грачанице – к 1320 году. Менее известны росписи в Болгарии. Роспись ц. Петра и Павла в Тырнове, относящаяся к XVI столетию, представляет, однако 123 , такую близость по характеру именно к греко-итальянским и итало-критским росписям, что не должна быть совершенно обойдена молчанием. По указаниям гр. А. С. Уварова 124 , в монастырях на Фрушской горе между перечисленными сюжетами находим темы итало-критских и афонских росписей: Недреманное Око, Петра Александрийского , Троицу в образе Ангела, Богоматерь в звезде с ангелами, Успение на западной стороне, словом, все то самое, что видим в церквах Сербии и Македонии. Росписи церквей Буковины пока остаются или неизвестными, или известными только приблизительно. Роспись монастыря Сучавского 125 относящаяся к 1578 году, любопытна по тождеству многих ее тем и иконографических композиций с афонскими и русскими стенописями XVI века. Так, например, между ними мы имеем изображение Софии Премудрости Божией, в так называемом Новгородском типе. Нельзя не обратить особенного внимания на верхнюю часть композиции, где ряд ангелов, расположенных по небесной радуге по сторонам «уготованного престола», весьма напоминает иконы Лоренцо Монако и сиенцев. Наряду с этой композицией можно указать на венчание Б. М. или точнее «Славу Владычицы Небесной» по фреске того же монастыря. Здесь имеем любопытное сочетание чисто западной темы с греческой символизациею, которая заключает всю композицию внутрь звезды, а самую звезду украшает лучами. Соединение образа Б. М. со звездою принадлежит, как мы будем иметь случай указать, иконографии Синайского монастыря, откуда вышла и тема Неопалимой Купины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

8); Клоков А. Ю. и др. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк; Елец. 2006. С. 389, 421, 436. Э. В. Шевченко В с. Коптеве (Кислине) В с. Коптеве (Кислине) Болховского у. Орловской губ. чтимая К. и. находилась в церковноприходской школе, для к-рой определили место в приделе Покрова Пресв. Богородицы Успенской ц. (не позднее нач. XVII в. на этом месте стояла деревянная Богоявленская ц., сгорела). К. и. представляет точную копию с иконы того же наименования, размещавшейся в Богоявленской ц. и не уцелевшей во время пожара. Празднование иконе совершалось в пятницу 9-й седмицы после Пасхи. К. и. переносили в центральный придел. При большом стечении богомольцев, прибывающих из дальних сел и городов, т. к. «сгоревшая икона почиталась всеми за чудотворную», совершался крестный ход с К. и. Лит.: Ист. описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Орел, 1905. Т. 1. C. 55-56. В слободе Люботине В слободе Люботине Валковского у. Харьковской губ. в Пятницкой (с 1813 Вознесения Господня) ц. В Люботинском храме икона была поставлена в 1820 г. священником этой церкви (назначен в 1792) Феодором Литинским, получившим ее в дар от своей родственницы помещицы Фесенковой. Местные жители почитали икону чудотворной. В 1847-1848 гг., во время холеры, 2 месяца ее носили по домам, и эпидемия прекратилась. В благодарность за избавление от поветрия прихожане Люботина «единодушно постановили» совершать по воскресным дням до литургии молебен перед иконой. Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 579. В Богородицко-Знаменском монастыре г. Обояни В Богородицко-Знаменском монастыре г. Обояни Курской губ. Икона находилась в Знаменском соборе мон-ря «в киоте за правым клиросом» и была украшена «сребропозлащенной ризою. Окружающие Царицу Небесную пророки сами окружены крупными разноцветными камнями и от того кажутся размещенными не на ветвях древесных, а изолированно сидящими в медальонах. Коронка на венце Богородицы украшена прикрепленным к ней продолговатым четвероугольным малахитом» ( Анатолий (Крючарев), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Подворки. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1706 и 1709. Адрес: Харьковская обл., Харьковский район, пос.Подворки, ул.Макаренко, 1 Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Основываясь на некоторых документах, мы можем предполагать, что каменный храм Георгия Победоносца был построен в 1706-1709 г.г. Так, например, Филарет Гумилевский, ссылаясь на «Куряжский акт приводит следующую выписку. По записи 6 августа 1709 г. Пантелеймон Яковлевич, харьковский житель, дает в Куряжский монастырь на строение каменной, вновь строящейся церкви, 20 рублей, також де и цены полкаменя на печь малеванную в трапезу, а кроме того хутор с угодьями, состоящий на Люботинской земле». Это было уже после окончания постройки. Начата же она была не позднее 1706 г., так как в этом году, 1 августа, неким знатным харьковским жителем Карпом Савельевичем пожертвовано на престольное евангелие. Это евангелие было специально изготовлено жертвователем для начатой уже постройки каменной церкви, которая строилась о двух этажах с предложением в верхнем этаже устроить престол во имя апостолов Петра и Павла. Постройкой руководил архимандрит Онуфрий (1705-1709 г.г.). Он, по преданию, украсил обитель многими каменными зданиями. Ему же предание приписывает постройки за оградой монастыря... ...Ранее была трапезная каменная, двухэтажная, корпус был построен в 1709 г. при архимандрите Сильвестре. На первом этаже её располагался тёплый храм святого великомученика Георгия (в прошлом, сейчас актовый зал, называют " громкий зал " ), а на втором этаже святых Апостолов Петра и Павла, этот храм начал работать (у колонии был " тихий зал " , библиотека). Ф. Муратов " История Куряжа от монастыря до колонии " . - Харьков, Изд. Мачулин Л.И. 2006,  с. 16 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=56483

С глубочайшими чувствами благоговения и почтения имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорной слугой – Елисавета Богаевская, рожденная Капнист». Желание столь усердной почитательницы моего доброго друга было исполнено: книга, и с моею подписью, была послана на другой же день по означенному в письме адресу. 31-го ч. в 6 часов утра отправился я по новой Сумской железной дороге в Киев. Проехавши по Харьково-Елисаветградской дороге одну станцию, от Люботина мы сделали поворот вправо на Сумскую дорогу. Здесь я увидел на протяжении нескольких верст грушевую рощу, доставляющую свои фрукты в Москву и в окружающие её губернии. Сушеные Люботинские груши и приготовляемый из них квас составляет лакомство для простого народа. В 3 1/2 часа пополудни мы были уже на Сумской станции. Здесь встретил меня соборный Протоиерей В. Никольский . В 6 1/2 ч. прибыли на станцию Курско-Киевской дороги Ворожбу, и здесь должны были два часа ожидать Московско-Курского поезда. За неимением удобного помещения на станции, мне дозволено было оставаться до прихода поезда в том вагоне, в котором я ехал из Харькова. В 8 1/2 часов двинулся наш поезд к Киеву. 1-го сентября в 8 часов утра я был уже в Киеве. За мною выслана была на станцию из Михайловского монастыря карета с четвернею лошадей. По приезде в монастырь, я прежде всего зашел в храм для поклонения мощам св. великомученицы Варвары. Отсюда пришел в покои настоятельские, где Преосвященный Иоанн встретил меня с самою искреннею братскою любовью и убедил меня оставаться у него во все время моего пребывания в Киеве. Помещение его одноэтажное, но весьма просторное, так что я, принявши его любезное приглашение, не мог опасаться, что стесню его. Кроме простора, покои Преосвященного, благодаря его предшественнику, преосвященному Порфирию (Успенскому) , поражали своим убранством. Этот последний, долго странствуя по Востоку, во многом усвоил себе восточный вкус; он, бывши Викарием Киевским и пребывая в Михайловском монастыре, украсил свои настоятельские покои дорогими обоями самых ярких цветов, с золочеными бордюрами, мебелью модною и роскошною, огромными по стенам картинами и портретами в дорогих золоченых рамах. Но при этой роскошной обстановке домашней, храмы Божии оставались в убогом виде и поражали своею неприглядностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В конце XIX века Святополк-Мирские построили вокруг церкви кирпичную ограду. Сейчас сохранились только два ее фрагмента. В тех местах, где ограда подпирала земляной склон. На фотографиях, сохранившейся с тех времен, видно, что на ограде были проемы в форме крестов. Возле церкви был семейный склеп — здесь захоронена вся княжеская семья. Надгробные плиты были отреставрированы не так давно. До этого несколько десятилетий по княжеским надгробиям ходили люботинцы. В начале 1990-х годов, когда началась реконструкция тротуара перед входом в горсовет, были найдены две плиты, лежавшие лицевой частью вниз. Никто не догадался о том, что это за плиты, да так и оставили их лежать на мостовой. О том, что это могилы, стало известно сравнительно недавно. На юго-восточной окраине города Люботина, возвышаясь над водной гладью, стоит белоснежная с золотыми куполами церковь. Храм Святителя Николая в пос. Гиёвка, что на окраине Люботина, является неотъемлимой частью усадебного комплекса княжеского рода Святополк-Мирских. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1778 г., когда имением владел прапорщик Щербинин. В 1821 г. имение переходит к харьковскому литератору Василию Григорьевичу Масловичу, при котором было завершено строительство каменного храма. В 1833 г. из-за ненадежного фундамента стены храма дали трещины, и Маслович решается разобрать, а затем заново построить храм. Строительство новой каменной церкви началось только 1838 г. и было закончено уже после смерти Василия Григорьевича его женой Надеждой Дмитриевной Маслович в 1841 г. Освящен храм был в 1843 году. В 1881 г. имение приобретает Харьковский генерал-губернатор Дмитрий Иванович Святополк-Мирский. При нём была отремонтирована церковь. В 1899 г. имение переходит его сыну Петру Дмитриевичу Святополк-Мирскому - предводителю Харьковского губернского дворянства, шефу корпуса жандармов, министру внутренних дел Российской империи в 1904-1905 гг. Петр Дмитриевич Святополк-Мирский лично заботился о благосостоянии Свято-Николаевского храма, став его старостой. В 1891 г. в храме было установлено отопление, велись позолотные работы, закупалась новая утварь и церковные облачения. Во время революционных событий и гражданской войны имение было разграблено.

http://sobory.ru/article/?object=03822

В 1815-1820-х гг. в Гиевке возводится усадебный дом. При планировке усадебной территории учитывались основные ориентиры - дворец, пруд и церковь, расположенные на одной оси. Параллельно им шли липовые аллеи, спускающиеся к пруду, через который был переброшен лёгкий деревянный мостик. Но всё это будет позже, а пока все взгляды и задумки барина были устремлены на строительстве усадебного храма. Редкие визиты хозяина и недостаточный контроль с его стороны, в конечном счёте дорого обошлись его наследнику, воспитанному им с малолетства сыну однополчанина Василия Григорьевича Масловича (1791-1841), который наряду с проблемами вступления в силу завещания своего благодетеля, оспоренного братом Игнатием и племянником Юрием покойного, получил ещё и возведённый под купол Николаевский храм с колокольней в своей усадьбе, грозившей из-за нарушений технологии ведения строительных работ обрушиться в любой миг (выявлено при экспертной ревизии в октябре 1833 года). Ввиду опасности обрушения, совместно с архитектором, заказчиком было принято решение о разборки новопостроенного культового сооружения до основания и возведения его заново по тому же фасаду. Да только затяжные судебные тяжбы и небольшие доходы усадьбы на берегу Мерефы, которая едва выходила на самоокупаемость, не позволили скоро осуществить задуманное - через год были лишь сняты купола, а тем временем старая деревянная церковь пришла в полную ветхость. Вступление в силу завещания Ионы Познанского в 1836 г. позволило через два года начать-таки строительство каменного храма, хотя для завершения работ Василию Масловичу довелось взять кредит. Правда до окончания строительства ему не суждено было дожить - освящение Николаевской церкви в Гиевке состоялось в 1843-м году, уже при его вдове Надежде Дмитриевне (урождённой Перичевой). После затяжного строительства каменного храма на люботинской земле, гиевский храм при Масловичах и Святополк-Мирских (имение продано княжескому роду в 1881 году) вёл размеренную, благостную церковную жизнь. В перестроенном в 1840 году усадебном доме проживали сначала Дмитрий Иванович (1825-1899), позже Пётр Дмитриевич (1857-1914) Святополк-Мирские со своими семьями. Сейчас возле церкви можно видеть крест и две плиты со стёртыми надписями. Эти захоронения последних владельцев усадьбы Гиевки, которые постоянно посещали этот белоснежный храм, заботились о его благоукрашении.

http://sobory.ru/article/?object=03822

В 1922 г. храм Св. Николая был национализирован. Колокола храма были сданы в металлолом. В 1928 г. церковь была закрыта главой сельсовета. После закрытия храм подвергся акту вандализма со стороны активистов во главе с председателем сельсовета. Был разломан иконостас и уничтожены иконы. Кроме того, глава сельсовета разобрал деревянный мост через речку Мерефу, которая разделяла дворец и храм. Священника Гиёвского храма лишили церковного жилья, а затем предали в руки НКВД, как бывшего пособника Деникина. Вскоре священник был расстрелян. В 1930-е гг. в храме располагалось зернохранилище. Во время немецкой оккупации все уцелевшие храмы Харьковской епархии были вновь открыты, был открыт и Гиёвский храм. Местные жители рассказывают, что в 1943 г., во время боевых действий наступавшей Красной армии, колокольня храма использовалась немцами как снайперская точка. Вследствие этого храм был подвергнут артобстрелу. Колокольня была разрушена. После войны уцелевшая часть храма использовалась как склад, а затем была заброшена. В этот период окончательно погибли настенные росписи храма. Незначительные уцелевшие остатки росписей, по словам прихожан храма, были уничтожены во время восстановительных работ в 1990-х гг. Особенно шокирующе-трагична судьба Гиёвского некрополя, где были похоронены Дмитрий Иванович и Пётр Дмитриевич Святополк-Мирские, члены их семьи, клир и прихожане храма. В 1959 г. вандалами были вскрыты захоронения, были вынуты останки и разрушены надгробия. Часть надгробий было сброшена с холма в реку Мерефа, часть разбита. Бальзамированное тело одного из Святополк-Мирских было поставлено внутри храма. Действия вандалов были остановлены милицией, правда, виновные так и не понесли наказание. В 2009 году в день города возле Свято-Николаевского храма состоялась церемония открытия восстановленного некрополя Святополк-Мирских и их ближайших родственников братьев Денов (участников русско-японской войны). Могилы у белоснежной Свято-Николаевской церкви сегодня находятся в надлежащем состоянии. В 2011-2015 годах продолжились реставрационные работы в храме. Как результат уже сделанных работ - сегодня здание церкви венчают два золотых купола.

http://sobory.ru/article/?object=03822

Разделы портала «Азбука веры» ( 9  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Раздел 1. Дорога к храму: кружной путь У каждого она своя — дорога к храму. На этом пути есть много несказанного. Порой невозможно выразить словом, что восчувствовал, что пережил как духовное откровение. Опыт встречи с Богом у каждого человека неповторим, и, если такая встреча — Сретение — состоялась, то обретает счастливец веру. О таком свойстве человеческой личности как вера Николай Иванович Пирогов писал, что он считает веру качеством, которое наиболее всего отличает человека от животного. Шаг за шагом вёл Господь по пути к храму и меня — упиравшуюся, сопротивлявшуюся, своевольную. Поэтому и получился мой путь к Православию, не прямым, а кружным. Первым и главным на моём пути к храму был опыт любви к отцу и матери, брату и сестре. Постепенно излучение любящего детского сердца распространялось на дядьёв и тёток, двоюродных братьев, деда Николая, приезжавшей в гости бабушки Тани, соседей, подруг, друзей… Вторым важным на этом пути оказалось погружение в природу. Моё детство до десяти лет проходило в сельской части небольшого городка. В дошкольном возрасте через созерцание живой красоты, неведомая мне сила научила меня любованию природой, что осталось со мною и до нынешних серебряных лет. Уклад нашей русской семьи, проживавшей в городе Люботин под Харьковом, соответствовал во многом обычаям и традициям окружавших нас семей. От мамы и соседей я не раз слышала: «Сегодня большой праздник, работать нельзя». Или: «Не купайтесь больше в речке — Илья-Пророк накажет». Мама, Матрёна Николаевна, вставая из-за стола, тихо говорила: «Благодарю, Господи, за хлеб, за соль». А от папы, Сергея Ксенофонтовича, иногда слышала: «Я тебя Христом Богом молю». К сожалению, эти родительские слова пролетали мимо моего сознания, оставались внешними. В церковь ни отец, ни мать в молодости не ходили, хотя все мы — а нас, детей, трое — были крещены. Помню, мама рассказывала, что сестру Галину крестили в церкви в Харькове, а меня и моего брата Виктора священник крестил у себя на дому из-за начавшихся хрущёвских гонений.

http://azbyka.ru/fiction/za-dragocennoj-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010