Старший сын Баязета вступил после того в союз с Стефаном, уже как независимым владельцем. За то Вук, оскорбившись на брата, поспешил к Сулейману; Милица поспешила за ним вслед, чтобы уговаривать; не догнав его в Сербии, неустрашимая явилась в ставку Сулеймана и успела примирить султана с Стефаном17). Вступив в супружество с дочерью имп. Кантакузена (в 1403 г.), Стефан имел в ней добрую, благочестивую супругу; только она оказалась бесплодною, и это печалило обоих. Состарившаяся Милица – Евфросиния приняла монашество с именем Евгении в обители Люботинии, построенной ею между Каранавацом и Крушевацом, и скоро (нояб. 11, 1405 г.) скончалась. Счастлив был Стефан, имевший такую мать, какова была кн. Милица; умная, энергическая, благочестивая, она много облегчала тяжкую долю народа, над которым начал тяготеть меч турок, восстановляла народные храмы, напр. Дечанской обители, утешала бедность и вдовство бесприютное. Летопись говорит о Милице: «по смерти мужа своего, недалеко от Крушевца, в Рассии, созда монастырь, зовомий Любостиня, и тамо постриглася в иночество и совокупила многия сестры, наипаче великих госпожи, котории вдови изостали по мужех избитых с Лазарем на Косову. И тамо преставилася и погребена. А како она тамо Богу угодила, свидетельствуют чудеса повседневныя над немощными, котории приходят   16) Цароставник у Раича 3, 96. 17) Цароставник у Раича 3, 99-101. Житие Стефана в Зап. геогр. общ. XIII, 232. 233. к гробу ея, многократ и миро истекает от гроба ея». Она скончалась в великой схиме нояб. 11, 1405 г.18) Стефан умным правлением своим приводил в порядок и оживлял отчизну. – Он писался в граматах: «милостию Божиею господинь вьсои земли србскои и поморию и подунаиским странам»19). Соседи уважали его. – Венгерский король Сигизмунд искал союза с ним. Пользуясь тишиною, Стефан стал украшать избранный им для пребывания своего Белград. Построив себе княжеский дом и храм св. Николаю, устроил при последнем обширную больницу. Затем стал строить обитель иноческую, себе Задушбину; это на горе при р. Рессаве, в браничевском округе. Храм строился в честь св. Троицы и он был украшаем лучшими художниками; приглашены были иноки, особенно из Афонской горы. На освящение храма приглашен был патр. Кирилл, с собором архипастырей сербских, - почетные светские люди княжества также были здесь. В праздник св. Троицы в 1408 г. освящен был храм с полным торжеством20). По житию, храм убран был мрамором и дорогою мусиею; летописец отзывается о живописи его: «банско злато и ресавско писание не обретаетьсе нигде же»21). – Приглашены были иноки для общежития особенно из Афонской горы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Феофил, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Татарский Федор) Родился 21 января 1767 года в слободе Двуречной Купянского уезда Курской губернии в семье священника. Образование получил в Харьковском коллегиуме. 16 ноября 1789 года по окончании курса определён священником в село Люботино Валковского округа. В 1794 году против своей воли определён в Харьковский Покровский училищный монастырь проповедником. Курский архиепископ Феоктист (Мочульский; † 1818), привлекавший в монашество достойных лиц, обратил внимание на священника Феодора Татарского, которого хотел бы видеть иеромонахом Покровского училищного монастыря и проповедником семинарии, но отец Феодор отказался от монашества из-за кончины родителей. В 1798 году определён священником в драгунский Елазенаповский полк. В 1800 году перешёл в Ревельский мушкетёрский полк и назначен благочинным по Лифляндской инспекции. Принял монашество в Александро-Невской лавре. С 24 июля 1801 года – игумен Корельского Николаевского монастыря. С 12 марта 1804 года – архимандрит Архангельского монастыря. С июня 1806 года – архимандрит Сийского Антониева монастыря. С 31 января 1810 года – архимандрит Вяжицкого Николаевского монастыря. С 3 июля 1813 года – архимандрит Черниговского Елецкого Успенского монастыря и ректор Черниговской духовной семинарии. С 28 августа 1818 года – настоятель Московского Донского монастыря. Был преподавателем в духовно-учебных заведениях: 11 лет учителем поэзии, а затем философии в Харьковском коллегиуме; учителем богословия, префектом и ректором Архангельской духовной семинарии; ректором Новгородского уездного училища. Кроме того, во всех перечисленных местах был катехизатором и присутствующим духовной консистории, членом Московской Синодальной конторы. 23 марта 1819 года хиротонисан в Москве во епископа Оренбургского и Уфимского. 25 мая 1819 года прибыл в Уфу. В 1820 году при епископе Феофиле был открыт Комитет Библейского общества. С 19 мая 1823 года – епископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

­Харьковцы встретили Высокопреосвященнейшего на вокзале с подобающим почетом. Преосвященный Геннадий 140 с членами консистории, губернатор и вице-губернатор, градский голова с гражданами ожидали Владыку в царских покоях. После встречи Владыка прямо поехал на дачу в Всесвятское, где была всенощная и на другой день в половине 10 часа приехал в собор. Служение было торжественное и доселе невиданное в Харькове: Митрополит, Архиепископ, Епископ и 12­ сослужащих с Архимандритом во главе. Собор был разукрашен, как только бывает в царские приезды. За обедом в честь гостя Владыка Амвросий сказал в высшей степени удачную речь, вполне достойную его ораторского таланта. Выразив благодарность высокому гостю за сделанное посещение града и утешение, произведенное молитвами его, Владыка перешел вообще к точному и честному исполнению обязанностей; в этом отделе перебрал представителей всех ведомств: учебного, судебного, административного и торгового – и каждому указал, что требуется для правильной постановки дела. Если бы, заключил он, все сказанное представителями исполнялось, то благо Государства росло и крепло, сердце Царево исполнялось радостию, и мы никогда не были бы свидетелями тех печальных явлений, которые чуть не каждый день поражают нас. Речь была длинная и витиеватая; но чтобы, хотя приблизительно воспроизвести ее, надо иметь и ум и язык Владыки, а поскольку сего нам не дано, то не следует брать не по силам. На другой день, 30 митрополит, в сопровождении нашего Владыки, посетил Куряжский монастырь и обедал у преосвященного Геннадия. Преосвященный Геннадий в присутствии митрополита так неудачно держал себя, что Владыка митрополит сделал ему замечание и высказал потом преосвященному Амвросию свой взгляд, что самостоятельное управление не по силам для преосвященного Геннадия. Июля 1­ духовенство кафедрального собора, вместе с церковным старостою, подносило хлеб-соль митрополиту, в знак благодарности за принесенные молитвы, на серебряном–вызолоченном блюде, на котором сделана надпись: Высокопреосвященнейшему Платону, митрополиту Киевскому и Галицкому, в память служения 29­ июня 1886 г. от кафедрального собора. Затем в 12 часов Владыка выехал из Харькова, сопровождаемый нашим Владыкою до Люботинской станции, где князья Святополк-Мирские Димитрий и Николай Ивановичи встретили его и пригласили в дом к последнему обедать. Стол был вполне по роскоши соответственный Атаману Войска Донского. Вечером чай кушали оба Владыки у старшего Дим. Ивановича, бывшего Генерал-губернатором в Харькове. На другой день, 2­ июля, наш Владыка в 10 часов возвратился в Харьков, а я ожидал до поезда и в 2 часа проводил митрополита на вокзал, где явились два представителя Полтавского духовенства. При прощаньи Высокопреосвященнейший дал мне свой портрет. Прощаясь с нашим Владыкою сказал: мы расстаемся друзьями. Так Господь благословил принять высокого посетителя к общей радости и утешению православных»!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Подворки. Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Епархия неизвестна Георгиевский храм с архиерейскими покоями. В 1862 г., над трапезной сделан надстрой в два этажа для настоятельских покоев. Открытка 1910-х г.г., автор фото и издатель серии открыток с изображением монастыря - иеромонах Татион. Единственная постройка монастыря, частично сохранившаяся до наших дней Елена Григорьева 1 июня 1910 Первоначально основатели Куряжской обители построили в ней два деревянных храма: главный храм в честь Преображения Господня, холодный и трапезный храм в честь великомученика Георгия Победоносца, теплый, с теплою трапезной для братии. Храм Преображения Господня был так назван в честь преображения Христа, которое ожидает всех верных последователей Христовых. А Георгий Победоносец есть покровитель воинов, к которому в трудные времена и желали прибегать харьковские жители, особенно воины Харьковского полка. Деревянный Георгиевский храм, очевидно, построен был временно, ибо вскоре же (через несколько лет) было приступлено к возведению на его месте величественного каменного двухэтажного храма. Когда началась его постройка точно не известно. Но, вероятно, она началась уже после смерти первых основателей монастыря, которые недолго прожили после его открытия. Прежде всех скончался «первый будовница и ктитор», Логгин Федорович, больше всех других принимавший участие в строительстве (умер 8 октября 1685 г.) Затем скончался «первый ктитор Авдей Ерофеевич (брат Григория Ерофеевича Донца), полковник харьковский (18 июня 1690 г.), а вскоре после него, в 1691 г., и сам «початковый ктитор», стольник Григорий Ерофеевич Донец-Захаржевский. Погребены все они были в Куряжской обители. Основываясь на некоторых документах, мы можем предполагать, что каменный храм Георгия Победоносца был построен в 1706-1709 г.г. Так например, Филарет Гумилевский, ссылаясь на «Куряжский акт приводит следующую выписку. По записи 6 августа 1709 г. Пантелеймон Яковлевич, харьковский житель дает в Куряжский монастырь на строение каменной, вновь строящейся церкви св.в.м. Георгия, 20 рублей, також де и цены полкаменя на печь малеванную в трапезу, а кроме того хутор с угодьями, состоящий на Люботинской земле». Это было уже после окончания постройки.

http://sobory.ru/article/?object=56000

Было два братца, два Лазаря: Один братец – богатый Лазарь, Другой братец – убогий Лазарь. Малорусские духовные стихи о богатом и Лазаре очень близко стоят к евангельскому тексту, настолько близко, что их нельзя назвать стихами апокрифическими. Они представляют лишь осложнение евангельского сказания разными, не столько бытовыми, сколько моральными мотивами, и весьма сходны. В сочинении Н.И. Костомарова «Об историческом значении русск. Народ. поэзии», изданном в 1843 г. в Харькове, находится стих о богатом и Лазаре. В сборнике малорусских песен г. Манжуры, принадлежащем харьковскому историко-филологическому обществу, находится духовный стих о богатом и Лазаре, записанный И. И. Манжурой в семидесятых годах в с. Люботине валковского уезда. Сравнивая эти стихи, мы усматриваем большое сходство между ними, доходящее местами до тождества выражений. Сравнивая далее эти малорусские стихи с галицко-русскими духовными песнями о богатом и Лазаре, находящимися в сборниках г. Головацкого и г. Кольберга, мы видим столь же большое сходство мотивов и выражении. В варианте, записанном г. Кольбергом в Покутье (т. II, стр. 280), находятся лишь незначительная дополнения при описании грехов богатого. К общим во всех вариантах чертам (богатый не ходил в церковь , одевался в дорогие одежды, не соблюдал постов добавляются такие мелочи: Пре мисця та Божим главы не скланяв, Молитвы божественны пигды не змавляв. Евангельская притча о богатом и Лазаре получила большую популярность в народе, между прочим потому, что вполне удовлетворяла народным понятиям о неправедном значении богатства, понятиям выразившимся в сказках о богатом и бедном и в многих пословицах, вроде: из трудов праведных не наживешь палат каменных; срибло-золото тягне чоловика в болото; богатый дрибно крае; богатый о бидним не гадае. 29. Сказание царя Анфилога о святой литургии Г. Калужняцкий в сборнике Свято-Онуфриевского монастыря в Львове нашел любопытное апокрифическое «Сказание Анфилога, царя сарацинского, о святой литургии и обращение его к христианской вере вместе с братом его, царем Кликанцом». Г. Клужняцкий напечатал этот апокриф в «Обзоре славяно-русских памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах львовских» (стр. 26–28). Приводим в подлиннике его начало.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нектарий (Фролов), еп. Талдыкорганский. Фотография. 2014 г. (Фролов Сергей Николаевич; род. 17.07.1961, г. Люботин Харьковского р-на и обл. УССР), еп. Талдыкорганский. Из семьи рабочих-железнодорожников. Крещен во младенчестве. В 1976 г. окончил 8 классов общеобразовательной школы и поступил в Харьковский строительный техникум, к-рый окончил в 1979 г. по специальности «мастер-строитель». Во время обучения служил пономарем. В 1979-1981 гг. проходил срочную военную службу в Львовской обл. После демобилизации был принят послушником в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую лавру . В 1982 г. поступил на заочное отд-ние Харьковского инженерно-экономического ин-та, к-рый окончил в 1988 г., получив диплом по специальности «инженер-экономист». В 1981-1983 гг. в Почаевской лавре исполнял послушания чтеца и певчего лаврского братского хора. В 1983 г. Волынским архиеп. Дамианом (Марчуком) назначен на должность псаломщика. 19 апр. 1984 г. рукоположен во диакона, 21 апр. того же года - во иерея. 4 мая 1984 г. был назначен настоятелем Благовещенского храма с. Раков Лес Камень-Каширского р-на Волынской обл., 6 марта 1985 г.- настоятелем Свято-Троицкого храма с. Матейки Маневичского р-на Волынской обл. В 1985 г. поступил в ЛДС, во время учебы служил в качестве прикомандированного священника в храмах Ленинграда. В 1986 г. перевелся на экстернат и стал клириком Курской и Белгородской епархии. С 9 июня 1986 г. служил настоятелем Успенского храма с. Ливенка Красногвардейского р-на Белгородской обл. 29 сент. 1987 г. был назначен настоятелем Никольского храма слободы Михайловка Железногорского р-на Курской обл., 10 янв. 1990 г.- настоятелем храма Всех святых, в земле Российской просиявших, г. Железногорска Курской обл. По окончании семинарии поступил на заочное отд-ние КДА, к-рую окончил в 1999 г. со степенью кандидата богословия. Обучался на спецкурсе в Курском гос. ун-те, получил сертификат преподавателя основ православной культуры, преподавал этот предмет в общеобразовательной школе.

http://pravenc.ru/text/2678983.html

Разделы портала «Азбука веры» Шорохова Татьяна Татьяна Шорохова родилась в г. Люботин Харьковской области в 1956 году. В возрасте девяти лет оказалась в Крыму в пригороде Симферополя. С 1966 и по 2001 год жила в Крыму. Закончила исторический факультет Симферопольского государственного университета. Работала экскурсоводом, методистом, библиотекарем, а после окончания курсов катехизаторов при Симферопольской и Крымской епархии – администратором епархиального Православного культурного центра. В Союз писателей России была принята в 2001 году, Украины – в 2003. Проживает в г. Тосно Ленинградской области. Книги и основные публикацииТатьяны Шороховой: В 1997–2000 гг. в Симферополе изданы книги для детей: «Дети в Божьем мире», «Ангел-Хранитель», «Берегись греха», «Первоикона Спас Нерукотворный». В 1999г. в Симферополе – поэтическая книга «У мира на ладони», в которую вошли два сборника стихов – «Родимые пятна» и сборник «Все ближе к Слову». По этой книге поэт принята в Союз писателей России. В 1999 году к 2000-летию Рождества Христова на сцене Крымского музыкального театра была поставлена пьеса «Рождественское чудо», написанная автором по мотивам христианских сказок и народных обычаев. В 2001 году в московском издательстве «Отчий дом» вышла книга детских стихов «Праздничный денек». В 2003 году в Крыму издан сборник стихов «Алупкинский дневник». В 2004 – в Санкт-Петербурге издательством «Царское дело» выпущена книга сказок «Дедовский сундук» (есть и сказки, опубликованные лишь в газетном варианте). В 2005 году в Москве, в издательстве «Отчий дом» вышла в свет историческая повесть для подростков «Поход на Корсунь». В том же году в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета – научное исследование «Благотворитель Иннокентий Сибиряков». В 2006 году в Крыму были изданы сборники «В стране потерявшихся детей», «До седьмой зари», «Фонарик счастья». В 2007 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Арт Деко» увидел свет сборник избранных стихотворений «Давайте попробуем жить».

http://azbyka.ru/fiction/1/poeziya/shoro...

После Октябрьской революции и национализации помещичьего имения, Николаевская церковь, в числе прочих храмов по несчастью, была закрыта в 1920-х гг., а помещение приспособлено под сельскохозяйственный склад. Великая Отечественная война отвела храму в Гиевке незавидную роль военного опорного пункта немецко-фашистских захватчиков (1941-1943), за что он поплатился многочисленными отметинами на своих стенах и повреждённой колокольней, на которой располагался наблюдательный пост неприятеля. В послевоенные годы храмовое сооружение постепенно ветшая, то пустовало, то вновь использовалось под складские нужды, пока при храме не образовалась православная община, в 1995 г. официально зарегистрированная как Свято-Николавская община города Люботина. С этого времени началось постепенное возрождение этого уникального памятника архитектуры. Маленький изящный храм на невысоком холме, снова стал отражать свои золотые купола в зеркальной глади пруда речки Мерефы. Это кирпичное оштукатуренное крестообразное в плане однокупольное сооружение с двухъярусной колокольней над притвором. Месторасположение его выбрано не случайно. Благодаря неизвестному архитектору, храм был поставлен по центральной оси дворца в Гиевке, что визуально подчёркивает липовая аллея старого парка, соединяющая два главных архитектурных акцента усадьбы. Господствующий в то время классицистический стиль прослеживается здесь в каждой архитектурной детали этого храма: арочных проёмах, строгости высокого шпиля колокольни, сдвоенных пилястрах дорического ордера, французском русте, доходящем до середины горизонтального объёма, широком фризе с триглифами, профилированных карнизах, треугольных фронтонах, высоком световом круглом в плане барабане купола, широких полуциркульных наличниках. Обилие архитектурных элементов нисколько не перегружает относительно скромный её объём. Изюминка сакрального строения по прихоти ли архитектора или согласно технологическим требованиям: алтарная часть разделена стеной на две половины. При этом стоящий на четверике купол опирается на подпружные арки, а остальной объём перекрыт конхами и полуциркульными сводами.

http://sobory.ru/article/?object=03822

Которых то грунта от того часу в запустении зоставали. Когда же по указу Его Царскаго Вели чества, Алексея Михайловича, всея России Самодержца, мне Григорию Ерофеевичу подано полковничество харьковскаго полку, я узнавши известно от людей о тех грунтах и заиме на млин на речци Люботинце, принялемся к тому, як приналежно (следовало) старшим ведать о всем; в чем намерение мое исполняючи, Всемилостивому Спасу и св. Великомученику Георгию завевшия мона-стирь на своем грунте, иже над Куряжем, подле шляху зостает, придалем и оный грунт Омельянов мельников забойцы до монастыря своего харьковскаго преображенскаго зо всеми приналежито-стями, с землею и с сенними покосами, которые вниз речки Люботинки до Уд зостают, тем боком речки горою и сим боком вниз по над Удами на долинце, да по два дуба на горе пахарнаго поля, которий то грунт знаючи сполна кум мой Логвин сотник люботинский, да Григорий Капустянский, житель тож люботинский и Степан Ушкало писарь тож люботинский, которое то за-водцами были с товариством многим козацким села люботинскаго, а со мною полковником харьковским Григорием Донцем из города Харькова судья Тимофей Клочко, да Алексей Рудий, братчик Рождества Христова, да Лонгвин Крамарь, жители харьковские, совокупно со мною бывши над речкою Люботинкою, оные все мне показывали грунта и заиму на млин Омельяна мельника забойцы, которие то грунта от заводцев вышеписанных я узнавши истотне принялемся оных и давши достаток своего скарбу вручилем Лонгвину Федоровичу, жителю харьковскому, вкладчику со мною монастыря харьковскаго, же бы греблю засыпав и млин збудовал на оной гребле на речке Люботинце вниз на грунте Омельяновом мельника, жителя гавриловскаго. Который взявши скарб от меня Лонгвин Федорович и поеднав мерошннка Лаврина Кудру на оное дело всем моим достатком построить мельницу и греблю на речке Люботине и то построивши все совершенно належитое в млине и потом вручилисмо Герману архимандриту монастыря нашего харьковскаго с братиею его. Кабы в те все грунта никто не важил втручатися от жадных приятелей моих ближних и дальних, жадным способом кривды и перешкоды чинить сурово, сим письмом нашим вручаем и приказуем и для крепости во всем на оный грунт сей поступный лист с подписом руки и печати нашей притесненной далисмо в монастырь наш чернецам, иже над Ку-ряжею живут.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1695 г. Федор Донец с полком своим уча­ствовал в покорении Казикирменя и Тавани и получил за то похвальную грамоту. В 1697 г. он опять был под Казикирменем; уже полк возвра­щался в свои места, как орда напала на поселения его. Брат полковника Иван Захаржевский от­важно напал на орду, и она бежала неоглядкою. В следующем году орда снова хотела мстить за свои неудачи под Казикирменем и снова отражена была. В 1700 г. царской грамотой предписано быть в Харьковском полку 800 конным козакам, а в следующем году полк был под Карягольмом и Ригой, взял Рапину мызу и за то получил денежную награду. В 1703 г. велено прибавить в состав полка еще 500 казаков служащих, но в 1705 г. слобожане освобождены были от сборов на но­вые канцелярии. Федор Григорьевич скончался в царской службе на р. Самаре в 1706 г. От 18 ноября 1706 г. последовало царское повеление управлять полками Харьковским и Изюмским бригадиру Феодору Шидловскому; с тем вместе отменены воеводы, быв­шие дотоле в городах черкасских. С 1708 г. наказаным харьковским полковником назна­чено быть Лаврентию Шидловскому, и в том же году отряды полка отправлялись усмирять астраханский бунт Булавина. Ст 12 декабря 1708 г. прислана была в Харьков царская грамо­та с увещанием действовать против неприятеля со всем усердием и не слушать обольститель-ных внушений изменника Мазепы49. Ст 20 января 1709 г. предписано было загото­вить лес для укрепления крепости Харьковской и собрать провиант и фураж на военные нужды; а от 5 января велено как можно скорее выслать провиант в Лебедин. Отряды полка под командой Лаврентия Шидловского в том же году сражались со шведами под Веприком и Опошней. 2 июня 1709 г. в день вознесения Господня Петр Великий на пути из Азова к Полтаве при­был в Харьков утром и, остановясь около церк­ви Николаевской, слушал в ней часы, потом пошел в Успенский собор, здесь слушал литургию и по обыкновению своему сам читал Апостол. После литургии осмотрел городскую крепость и после обеда отправился к Полтаве чрез Люботин и Валки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010