В течение 10 лет святой Даниил руководил братством монастыря Воронец, как великий духовник монахов, исихастов и всего молдавского народа. Ибо хоть и пребывал по большей части в своей келлии на Соколиной скале, поскольку был великим любителем безмолвия, но часто спускался в братство, исповедовал монашествующих, исцелял больных, стекавшихся из сел, и всем давал наставления. Затем снова уединялся в своей келлии. Во времена его игуменства монастырь Воронец пережил период расцвета. Все монахи заняты были деланием молитвы Иисусовой Во времена его игуменства монастырь Воронец пережил период своего расцвета и долго считался лаврой молдавского исихазма. Все монахи братства, насчитывавшего более 60 подвижников, заняты были деланием молитвы Иисусовой. В Воронце обучилось грамоте и духовному подвижничеству множество приходских священников, игуменов, епископов, монахов, исихастов и бояр. А в вековых лесах, покрывающих горы Воронца, Рарэу и Стэнишоары, подвизались любви Христовой ради еще свыше 50 отшельников, учеников святого Даниила. За всеми ними следил и всех окормлял на благий путь Царства Небесного великий игумен и наставник – преподобный отец наш Даниил, «Старый Исихаст». Соделавшийся избранным сосудом Духа Святого, исполненным всяческой благостыни, святой Даниил, великий исихаст Молдовы, учитель пустынножительства и чудотворец, перейдя 90-летний рубеж, предал в конце XV века душу в руки Христовы (1496 г.). Множество учеников вместе с Митрополитом и Господарем страны долго оплакивали его и похоронили в храме монастыря Воронец, возложив над местом его упокоения камень с надписью: «Это могила отца нашего Давида, схимонаха Данила». После его кончины, когда ученики и верующий народ увидели, что на мощах преподобного совершаются чудеса и исцеления от болезней, его стали почитать как святого, назвав «святым старцем Даниилом», «святым Даниилом Исихастом», а в особенности «преподобным молитвенником к Богу отцом нашим Даниилом Новым». Братство монастыря Воронец вместе с митрополитом Григорием (Рошкой), его учеником, установили дату его чествования, а именно третий после памяти святого Даниила Столпника день. Таким образом, память преподобного Даниила Исихаста на протяжении столетий совершалась в Молдове 23 апреля, после престольного праздника монастыря Воронец, и 14 декабря, на третий день после чествования святого Даниила Столпника (11 декабря).

http://pravoslavie.ru/126798.html

’Составлено на основании а) рукописного жития, хранящегося в Даниловском архиве, и других архивных документов, б) житий святых, составленных архимандритом Филаретом, и прежде изданного мною жития преподобного Даниила и в) службы ему. 8 Мощи святого Филиппа, митрополита Московского, перенесены в Москву из Соловецкого монастыря в 1652 году (см. большие святцы под 3 июля); следовательно, почти в том же году, в каком открыты и мощи преподобного Даниила. 12 До 1716 года мощи преподобного Даниила пребывали в тесном месте, в могиле, выложенной кирпичом с отверстием над одною главою. В этом 1716 году, по челобитью архимандрита Варлаама, по указу Императора Петра I и по благословению митрополита Рязанского и Муромского Стефана дозволено перенести мощи преподобного Даниила в удобное место. По сему дозволению архимандрит Варлаам со священническим чином, разобрав кирпич, вынули святые мощи и положив оные в новый деревянный гроб, поставили на том месте, где ныне обретаются. В своём, после сего, донесении Императору Петру I архимандрит Варлаам писал, что преподобный Даниил с виду похож на митрополита Димитрия. В 1716 году из деревянного гроба святые мощи переложены были в серебряную раку, в которой и доселе пребывают. Извлечено из рукописного жития преподобного Даниила, хранящегося в архиве переславского Данилова монастыря, а также из службы князю Андрею и житий святых, составленных архимандритом Филаретом. 13 Отцом его называют князя Феодора слепого Фоминского, современника великому князю Симеону Гордому (f 1353 г.). (См.: Филарет. Жития святых, чтимых православной церковью/Филарет, архиепископ Черниговский. – СПб., 1885. – 27 сентября. 14 Вероятно, в это время принадлежавшие святому князю Андрею златая цепь, гривна и перстень взяты были к царю Иоанну Васильевичу Грозному на благословение царского дома. А царём Иоанном повелено за это выдать Никольской церкви жалованье. 15 Вероятно, пожар этот случился около 1706 года; потому что в этом году последовал указ о построении каменной церкви во имя святого князя Андрея по обещанию царевны Наталии Алексеевны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию в день празднования 30-летия возрождения Свято-Данилова монастыря 24 октября 2013 г. 13:18 27 октября 2013 года в Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы пройдут торжественные мероприятия, посвященные 30-летию возрождения обители. Праздничное богослужение в Троицком соборе монастыря возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Начало Божественной литургии в 9.30. Днем в конференц-зале гостиницы «Даниловская» состоится праздничный концерт. Начало в 14.00 Данилов монастырь — самая древняя обитель Москвы, основанная святым благоверным князем Даниилом Московским (1261-1303), младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского. На берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, князь Даниил не позднее 1282 года поставил небольшой деревянный храм во имя своего небесного покровителя — преподобного Даниила Столпника. Так было положено мужскому монастырю, который князь содержал на собственные средства. 30 лет правления святого Даниила выпали на трудное время татаро-монгольского ига и княжеских междоусобиц, но свой удел князь приумножил не силой оружия, а благочестием и миролюбием, добровольным присоединением к нему других земель. В 1302 году Переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, умирая бездетным, завещал ему свои владения. Это положило начало объединению Русских земель вокруг Москвы. 4 марта 1303 года, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, святой князь Даниил скончался. По его завещанию князь был погребен на монастырском кладбище, среди могил простых иноков. После смерти князя Даниила его сын, великий князь Иван Калита, перевел Даниловскую братию в Кремль, в храм Спаса на Бору, а в XV веке обитель была переведена на новое место — Крутицкий холм, ныне Новоспасский монастырь. На некоторое время первый московский монастырь постигло незаслуженное забвение, но в 1652 году были обретены нетленные мощи князя Даниила, и вскоре он был прославлен в лике святых. После 1917 года в Даниловом монастыре собралась братия, твердо противостоявшая попыткам новых властей влиять на Церковь. В 1930 году монастырь был закрыт, а на его территории разместился приемник-распределитель для беспризорных детей. В 1937 году большинство насельников были расстреляны.

http://patriarchia.ru/db/text/3321427.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 24 декабря православные вспоминают преподобного Даниила Столпника 1 мин., 24.12.2023 Память известного древнего подвижника – преподобного Даниила Столпника (+ 493 г.) празднует Православная Церковь 24 декабря. Святой был родом из села Вифара, располагавшегося около города Самосады в Месопотамии. Родители его долго не имели детей, и мать дала обет, что если родится ребенок, то его посвятят Богу. В итоге, в семье родился сын, но до пяти лет у него не было никакого имени, т.к. мать хотела, чтобы рожденный по милости Божией ребенок получил бы от Него и имя. Однажды родители привели мальчика в находившийся поблизости монастырь, где попросили помощи у игумена. Тот же, взяв одну из богослужебных книг, развернул ее на первой попавшейся странице, на которой приводились слова пророка Даниила. Так мальчик получил свое имя – Даниил . Помня обет, родители пожелали, чтобы сын остался при монастыре, но игумен не взял его по причине малого возраста. А вот когда Даниилу исполнилось 12 лет, он сам ушел из дома в обитель. Постриг он принял в юном возрасте, а его родителям запретили часто навещать сына. В монастыре юноша вел затворническую жизнь, а однажды преподобный Симеон Столпник предрек ему, что он тоже понесет подвиг столпничества, т.е. стояния на камне. Позже Даниил увидел во сне и указание на место этого подвига – Фракийскую пустыню, куда и ушел вместе с двумя своими учениками. Там, на построенном столпе, святой провел более 30 лет. Со временем к столпу стало приходить множество людей, просивших у преподобного исцеления от разных недугов. По молитвам святого Даниила все получали просимое. Более того, известно, что молитв подвижника просили даже византийские императоры. Прославился святой и другими чудесами, в частности даром предвидения. В возрасте 80 лет он мирно отошел ко Господу. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pravoslavnyie-vspominayut...

Росписи часовни распадаются на две части: в восточной части представлены сюжетные композиции. Западная часть состоит из девяти аллегорических женских образов. Примечателен тот факт, что четыре фигуры из росписи часовни Даниила Столпника повторяют роспись Станца делла Сеньятура Рафаэля в Ватикане. Практика заимствования и переработки западноевропейских образцов в русской монументальной живописи была достаточно популярна в течение всего XVIII века. В данном отношении часовня Даниила Столпника не является исключением. Росписи часовни доподлинно повторяют своих предшественников XVI века не только в колористическом и композиционном решении, но и полностью копируют латинские надписи и атрибутику аллегорий. Из девяти аллегорических композиций ясно читаются четыре женские фигуры Философии, Теологии, Правосудия и Поэзии. Соотнося факт работы в это время в усадьбе архитектора-англичанина, можно сделать предположение, что именно он является источником идеи воссоздания шедевра западноевропейской живописи в сельской часовни русской провинции. Идея изображения трех христианских добродетелей нашла свое продолжение и в часовне Даниила Столпника. Определить их оказалось возможным только благодаря характерной атрибутике: огонь — у Любви, цветок — у Надежды, крест и книга — у Веры. Всю восточную стену часовни-ротонды занимают три крупных изображения " Вознесений " — Илии, Христа и Еноха. Нимбов на большинстве персонажей нет, отчего общее чувство холода от этих росписей, и так исполненных в холодных разбеленных тонах, только усиливается. В последней четверти XIX века при помещиках Дубасовых часовня в Васильевой Горе была преобразована в кладбищенскую церковь и освящена во имя преподобного Даниила Столпника. Тогда же выполнены наружные росписи ее, частично сохранившиеся до наших дней. Расчистка и реставрация уникальных росписей, начатая в 2004 году, до сих пор не завершена. Престольные праздники [ править править код ] Даниил Столпник, преподобный - 24 декабря Контакты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_препод...

Но отрок-князь и сим уделом оставался доволен, не домогаясь большого, будучи наследником лучших качеств святого родителя своего: кротости, миролюбия, нестяжательности, смирения и сострадательности к бедным. Искреннее его благочестие сделало его не только великим князем земным, но и наследником небесного царствия и присночтимым на земле за чудеса, являемые при св. мощах его, с 1652 года открыто почивающих, в им же основанном под Москвою Даниловом монастыре (во имя Даниила Столпника). Из малого содеялось великое: из бедного городка – деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица: скудный удел угодника Божия Даниила – московская область еще при жизни его, несмотря на незначительность города, сделался Великим Княжеством Московским, а сам кроткий и смиренный пред лицем Господа, без кровопролития и междоусобных браней, стал первым Великим Князем Московским. Получивши титул и власть Великого Князя, благоверный, но смиренный и бескорыстный Даниил не переселился, однако, в многолюдные и богатые столицы Великого княжества, какими были тогда: Владимир (на р. Клязьме), Переяславль, Суздаль и др. города; но удовольствовался скромною и бедною Москвою, которая с того времени и сделалась столичным городом Великих Князей, так как преемники князя Даниила, начиная с благочестивого сына его Иоанна Даниловича, имели свое пребывание уже в Москве. Со временем, когда Великие Князья Московские, при возрастании своего государства, приняли титул Царей, то священное венчание на царство происходило в Москве же, и ныне священное коронование совершается не иначе как в Москве. Посему Москва и считается сердцем России, первопрестольным городом и на ней почивают любовь и заступление первого ее Великого Князя Даниила, избравшего ее своею столицею, не иначе, как по указанию Божию. Благоволение Господне изобильно почило, кроме града, и на потомстве святого Даниила. После его кончины преемниками великокняжеской власти и титула были не брат или племянник его, как бы следовало по древнейшим правам престолонаследия, но сын Иоанн Данилович, и после него сие достоинство переходило от одного к другому, от отца к сыну по прямой линии, до кончины Царя Феодора Иоанновича в 1598 году – в течение трехсот лет 7 . С водворением же такого порядка престолонаследия, т. е. по прямой линии от отца к сыну, само собою прекратились причинявшие столько бедствий и обессиливавшие русскую землю княжеские междоусобицы из-за великокняжеского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

иеромонах Алексий (Кузнецов) Часть II Глава I. Предварительные сведения о св. столпниках и о «столпничестве». Название столпников ( στυλται, κιονται, columnares) в церкви христианской дано не многим пустынникам, подвизавшимся на столпах. К числу их относятся: 1) Св. Симеон, сирийский пустынник (1 Сент.), о котором, как о первом столпнике, повествует блаж. Феодорит: родиною св. Симеона было селение Сисаны Киликийской области; отца его звали Сусотиан, а мать – Марфа; относительно времени стояния его на столпе историки разногласят: некоторые говорят, что св. Симеон подвизался на столпе 47 лет, другие – 40, а иные – 80 лет; первые мнения не верны. Известно, что св. Симеон жил всего 103 года; на 12 году вступил в монастырь, а на 18-м постригся в монахи, и вскоре удалился на гору близ села Таланиссы; через 3 года потом взошел он на столп, на котором оставался до конца своей жизни, следовательно 80 лет, как говорится в книге «обед душевный» в 1-м слове, в нед. 2-ю по святом Духе, на л. 123. Неверность произошла, вероятно, от того, что первые сведения основаны на свидетельстве блаж. Феодорита и др. писателей, не Доживших до кончины св. Симеона, умершего в царствование Льва Великого в 459 г. 811 В прологе помещены: «слово от Лимониса о Мине диаконе, иже иде в мир, сверг иноческий образ, и паки от св. Симеона облечен в него, и спасеся», «чудо о пресвитере» и «чудо о друзем пресвитере» 812 . О подвигах св. Симеона повествуют его ученики: Антоний и Косьма 813 . 2) Св. Даниил (11 декабря) родом из Месопотамии, но не из села Вифара, – между Тигром и Евфратом, близ города Самосаты, как говорится в Четиих Минеях, а из Марафа, как сказано в патрологии Миня 814 ; родителей его звали Илия и Марфа; подробное житие св. Даниила находится у Симеона Метафраста . Хронологические показания и подробное раскрытие различных обстоятельств жизни св. Даниила столпника в метафрастовом сказании ведут к предположению, что оно заимствовано из современного источника, а может быть, из жития святого Даниила, известного по рукописям и составленного современником и отчасти очевидцем 815 . Святой Иоанн Дамаскин в 3-м слове об иконах ссылается на житие св. Даниила, по свидетельству Барония и Еводия Ассемани. Феодор чтец говорит о св. Данииле, что он, пришедши из монастыря Симеонова (первого столпника), восшел на столп в Анапле, что он возстал против царя Василиска, отвергнувшего указом Халкидонский (IV) собор 816 . Св. Даниил жил 80 л. и 3 мес. по сказанию св. Димитрия Ростовского . Год смерти его определяется различно: Вершинский (в своем месяцеслове) показывает 489 г., а Штадлер 490 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1919 г. первым в Д. м. был закрыт храм во имя прп. Симеона Столпника, в 1926 г.- часовня на Б. Тульской ул. (Там же. Л. 86-89), весной 1929 г. разгромлено кладбище Д. м. (Там же. Л. 183-185). 19 окт. 1929 г. постановлением Мособлисполкома закрыли Троицкий собор и передали «Союзхлебу» под склад муки. В документах 1929-1930 гг. «даниловская община» фигурировала под названием «религиозное общество верующих православного храма Покрова» (Там же. Л. 197), видимо, с 1929 г. богослужения совершались в Покровской ц. Семисоборного храма. В апр. 1930 г. Покровская община насчитывала 18 священнослужителей и была самой многочисленной в Москве группой правосл. духовенства (Там же. Л. 201-218). В июле 1925 г. последовало адм. ограничение милицией колокольного звона в мон-ре в 1930 г. колокола из Д. м. были приобретены частным лицом из США и подарены им Гарвардскому ун-ту (Кеймбридж, близ г. Бостона, шт. Массачусетс; 20 марта 2007 г. подписано соглашение о возвращении из США в Россию 18 колоколов мон-ря). 6 окт. 1930 г. у членов общины были отобраны ключи от всех построек Д. м., в т. ч. от храма св. Отцов семи Вселенских Соборов. На следующий день мощи св. кн. Даниила были перенесены из храма в приходскую ц. Воскресения Словущего, расположенную у стен Д. м. Богослужения в этом храме совершались до 1932 г. По свидетельству архим. Даниила (Сарычева; † 2006), бывшего в то время прихожанином Д. м., мощи были увезены ночью из храма в неизвестном направлении. В 30-х гг. XX в. одни насельники Д. м. были репрессированы, др. проживали у прихожан и духовных чад. В 1937 г. завели 2 следственных дела по обвинению братии мон-ря в совершении политических преступлений. Дело архиеп. Феодора (о «контрреволюционном... иноческом братстве князя Даниила») проводилось в Ивановской и Владимирской областях. По этому делу проходили также архимандриты Симеон (Холмогоров), Поликарп (Соловьёв) и др. монахи. 9 сент. 1937 г. были расстреляны архим. Симеон (в схиме Даниил, Холмогоров), игум. Алексий (Селифонов), иером. Игнатий (Бекренев), иеродиак. Анания (Алексеев), 23 окт.- архиеп. Феодор, 27 окт.- архим. Поликарп (Соловьёв). Весной 1937 г. часть насельников, проживавших в г. Кашине, во главе с архим. Стефаном (Сафоновым) и еп. Григорием (Лебедевым) обвинили в причастности к «фашистско-монархической» орг-ции. В сент. 1937 г. группа бывш. насельников Д. м. Особой тройкой при УНКВД по Калининской обл. была приговорена к смертной казни и расстреляна.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Слобода Деревянная ц. прп. Даниила Столпника известна в подмонастырской Даниловской слободе с 1627 г.; возможно, престол сохранился здесь от мон-ря времени кн. Даниила. По храмозданной грамоте 1699 г. на средства прихожанина Феодора Васильева вместо нее была построена каменная церковь, освященная в 1706 г. в память Обновления храма в Иерусалиме (Воскресения Словущего: «...у монастыря же слободка Даниловская на реке Москве, а в слободке церковь Воскресения Христова деревянная, ветхая, другая каменная строится вновь» - Опись 1704 г.//МИАС. 1884. Т. 1. С. 730; смена престолов прослеживается также по книгам выдачи ладана из Патриаршего приказа). По археологическим данным, наземная часть церкви могла быть крестообразной, с боковыми выступами со скошенными углами. На месте этой церкви в 1832-1834 гг. была построена новая, того же посвящения, с приделами во имя апостолов Петра и Павла, прор. Илии, святителей Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста. Храм в несколько упрощенных формах ампира строился по проекту Ф. М. Шестакова на средства купца И. Н. Рыбникова и прихожан слободы. Четверик увенчан куполом на высоком световом барабане, апсида расположена в ризалите с 6 пилястрами и фронтоном; аналогичные, но менее выступающие ризалиты оформляют сев. и юж. фасады. С запада к церкви примыкает равная по ширине основному объему трапезная, над входом в к-рую возвышается 3-ярусная колокольня. Декор практически отсутствует. Л . К . Масиель Санчес Некрополь. Фотография. Нач. XX в. До кон. XVIII в. кладбище Д. м. было малоизвестно, т. к. находилось далеко от центра города и из выдающихся личностей здесь была только могила св. кн. Даниила. Представление о погребенных на нем дают имена на немногочисленных надписных плитах XVI-XVII вв., собранных при раскопках: «Левонтей Васильев сын Н[о]гин» (1-я четв. XVI в.); жена житника Анисима И[т]ина «Соломония Матвеева дочь» († 1594); «Михаил Прокофьев сын» († 1598). Нек-рые из погребенных были пострижениками Д. м.: схим. Антоний (Быкасов Андрей Тимофеевич; † 1626) и жена его брата Григория, схим. Марфа († 1632). Последние 2 плиты, заложенные в основание апсид Покровско-Даниловского храма, интересны как свидетельство погребения в одном мон-ре и мужчин и женщин, принявших схиму. Социальный статус погребенных не выходит за рамки среднего слоя - это семьи купцов (торговцев зерном), незнатных служилых людей (один из Быкасовых был конюхом при царе Иоанне IV), садовников.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Свято-Данилов мужской монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Данилов монастырь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) — ставропигиальный мужской монастырь на юго-востоке столицы, в 5-ти километрах от Кремля. В этой обители встречаются многие исторические сюжеты Москвы и всей России. Содержание История [ править править код ] Монастырь в эпоху собирания русских земель вокруг Москвы [ править править код ] Основание [ править править код ] Предание, бытующее в Даниловой обители, не расходится с данными ученых: этот первый в Москве монастырь был основан в 1282 году князем Московским Даниилом Александровичем во имя прп. Даниила Столпника . Обитель возникла, когда до ранга столичного граду Москве было далеко. Поэтому не удивительно, что в ее истории много неясного. Достаточно вспомнить, что над раздробленной Русью в то время тяготело монгольское иго, да и сам монастырь уже в 1293 году подвергся татарскому разорению. Князь Даниил Московский был сыном святого князя Александра Невского . (Символично, что частица мощей святого князя хранилась в монастыре до самого его закрытия в 30-е годы XX века.) Монастырь строился вокруг церкви прп. Даниила Столпника, которая находилась на месте современного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Первым его настоятелем стал архимандрит Иоанн, впоследствии епископ Ростовский. В 1303 году святой благоверный князь Даниил скончался в 42-летнем возрасте, приняв монашество в основанной им обители. Согласно его смиренному завещанию, его похоронили не в самом храме, как это следовало делать в соответствии с его княжеским титулом, а на обыкновенном церковном погосте. При Иване Калите [ править править код ] В 1330 году Данилов монастырь пережил событие, прервавшее его историю на два столетия. Тогда хозяйственный князь Иван Калита перенес обитель в Кремль, ближе к княжескому дому, переименовав ее в Преображенскую. К этому времени относится запустение монастыря и монастырского кладбища. Спустя сто лет после основания обители забыли даже о самом месте «святого Данилы за рекой», и позже пришлось обращаться к помощи помнивших древние предания старцев, чтобы обнаружить это место. Житие святого князя Даниила объясняет это тем, что Данилов монастырь объединили со Спасской обителью, находившейся неподалеку, а игумены последней не заботились должным образом об этом своем приобретении.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010