14 Третье житие св. Даниила Столпника 38:8–11. 15 [Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1593–1610]. Ср. в 5 новелле имп. Юстиниана: «И если в прежней жизни им было совершено какое-либо падение (ибо природа человеческая является некоторым образом удобопретконовенной к падениям), но достаточна для среднего очищения и успеха в добродетели свидетельство трехлетнего срока» (Новелла 5. P. 31:7–12). 16 Трулльский Собор, 40: «Понеже присоединяться Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма спасительно, то мы должны не без испытания безвременно принимать избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдать переданное нам от отцев постановление: и сего ради должно принимать обет жизни по Богу (τν μολογαν το κατ Θεν βου), яко уже твердый и происходящий от ведения и рассуждения, после полнаго раскрытия разума. И тако намеревающийся вступить под иго монашества да будет не менее, как десятилетний, но и для таковаго во власти начальствующаго состоит разсмотрение, не признает ли он за полезнейшее продолжить ему время, пред введением в жизнь монашескую и утверждением в оной. … Сие и мы совершенно уразумев, сообразно с сим определили: намеревающагося начать подвиги по Богу, скоро знаменать знамением благодати, яко некоею печатью, сим самым споспешествуя ему не коснеть долго, не колебаться, более же поощряя его к избранию добра и ко утверждению в оном» (Conciliorum Oecumenicorum Decreta: 1476–1527). 17 «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме». (Ап. 6, 20, 81, 83; IV Всел. 3, 16; Трул. 21; VII Всел. 10; Карф. 16; двукрат. 11). (ACO.Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2,1,2. P. 159:31–33). 18 Conciliorum Oecumenicorum Decreta: 1529–1572. 19 Трулльский Собор, 24: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отцев наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен». (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1088–1098)

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

409 Illam sedem apostoli Pétri et istius augustae civitatis unam esse defïnio//Coll. Avell.; Поел. 159. Ed. cit. P. 608 (ср. также: PL 63. Col. 444A). О том, что подразумевается этой фразой см.: Morrison K.F. Op. cit. P.I 15—116. 410 Как, например, в Тире, о чем свидетельствует письмо епископа Епифания Константинопольскому собору (Mansi. VIII. 1073—1082). 411 Этот инцидент обсуждается в нескольких письмах папы Гормизда, сохранившихся в Avellana; полный отчетом.: VasilievA. Op. cit. P.185—188. 412 Латинский текст писем находится без хронологического порядка в Avellana (éd. cit. P. 626—627, 650—651, 649—650, 701—703, 715—716. Английский перевод см.: Roman State and Christian Church. A Collection of Legal Documents to A.D. 535. III. P. 976—989. 413 Ed. cit. P. 702. Англ, перевод: Р. 985. 414 Ср., например, Житие св. Даниила Столпника, написанное современником. Изд. Delehaye H.//Analecta Bollandiana. 32 (1913), 70 (англ, перевод: Dawes E., Baynes N. Three Byzantine Saints. Crest-wood, 1977. P. 49). 415 Более подробное обсуждение этих течений см.: MeyendorffJ. Christ. P. 29—68; ср. также: Gray P. T.R. The Defense of Chalcedon in the East (451—553). Leiden, 1979. 416 Внутри монофизитства были озлобленные внутренние споры, но севириане представляли преобладающее течение. 417 Ср. классическую монографию: Lebon Joseph. Le Monophysisme sévérien. Louvain, 1909; Idem. La christologie du monophysisme sévérien//Chalkedon. I. P. 425—480. 418 Более подробно см.: Meyendorff J. Christ. P. 40. 419 Эти опасения монофизитов были добросовестно переданы папе Гормизду умным египетским диаконом Диоскором, бывшим одним из папских легатов в Константинополе в 519 г. (Ср.: Coll. Avell. Ed. cit. P. 676, 686: non sufficit synodus contra Nestorium). 420 Текст этот опубликован у Schwartz E. Publizistische Sammlungen zum Acacianischen Schisma. München, Bayerische Akad. der Wiss., Abh. Phil. — Hist. Abt. N.F. 10 (1934). 421 Согласно документам, цитированным в Деяниях Пятого собора (изд. Sträub J. Acta conciliorum oecumenicorum. IV. Berlin 197 I.S.I 87), имя самого Нестория было включено в богослужение — вещь неправдоподобная, вероятно, результат тенденциозного повествования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

И в измененном тексте говорится, что один Андрей увидел губителя, притом слово: увидел дважды повторяется и в первый раз вставлено со сказанием о Данииле столпнике. А что язва была в X веке, это подтверждается историком Георгием Кедриным. По свидетельству этого историка, в 928 году был действительно страшный мор в Царьграде. «В месяце декабре, пишет он, приводят Трифона монаха и рукополагают в патриарха. В том же месяце был несносный мороз, так что земля покрыта была льдом в продолжении 120 дней. За этим морозом последовала заразительная болезнь, свирепейшая всех прежде бывших, а от того такая смертность, что живых не доставало для выношения мертвых». Святый Трифон сделан патриархом в половине декабря 928 года. В житии святого Андрея говорится и о страшном морозе и о смертоносной язве, но раздельно. Сперва говорится о морозе. После первого знакомства святого Андрея с юношей Епифанием «настала жесточайшая зима и мороз весьма сильно сгустил воздух, так что всякая плоть оцепеневала. Все жилища наполнились снегом, потому что сильный северный ветр ниспроверг кровли не только высоких, но и низких зданий. Все бедные плачущие и стенающие взывали увы и, изнемогая от нужды и жестокого холода, поражались смертью , другие, засыпанные снегом, также умирали». Священник Никифор скорбел за Андрея, который, неизвестно где, скрылся, ибо он не имел одежды. Жестокость зимы продолжалась на многие дни. Сильнейший северный ветер дул в продолжение двух недель, и когда он перестал дуть, святый Андрей явился. На эти две недели он в одном месте приведен был светоносным юношей в сон по телу, как видно, подобный летаргическому, а душа его удостоена была видения рая. Потом в житии святого Андрея после описания видения им рая и после некоторых чудес, которые могли совершиться между жестокими днями зимы и мором, бывшим, конечно весной или летом, говорится и о море. Напротив, в житии преподобного Даниила ни в славянском, ни в греческом Метафрастовом ничего о море не говорится. Говорится, что в его время был в Константинополе страшный пожар.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Крупнообломочный карниз, протянутый вокруг четверика на уровне импостов архивольтов, вуалировал истинную этажность объема, отмечая не существующее междуэтажное перекрытие. Ниже этого карниза объем четверика был опоясан еще одним промежуточным карнизом. Поверхности стен, заключенные между этими карнизами (на всех фасадах четверика), были украшены крупными квадратными ширинками, утопленными в кирпичную кладку. Довольно высокий цоколь четверика и алтарной апсиды часовни был оформлен двумя рядами «бриллиантового руста» из горизонтально вытянутых блоков. Пластику стен ризалитов и алтаря дополняли массивные с «бриллиантовой» разделкой кресты (равноконечные под окнами ризалитов, католические на боковых стенах ризалитов и православные в апсиде), наложенные на плоскости стен. Ризалиты северного и южного фасадов главного объема часовни перекрывались цилиндрическими сводами, конструкции которых правдиво выявлялись на фасадах крупными килевидными архивольтами. Арки архивольтов опирались на невысокие с перехватами полуколонки, покоившиеся на уплощенных пьедесталах. Ризалиты имели по одному «венецианскому окну», форма которого, видимо, была почерпнута автором часовни из многочисленных образцовых проектов Константина Тона. Крупный размер окон был обусловлен необходимостью хорошего освещения интерьера в условиях отсутствия проемов «верхнего света». Двухъярусная колокольня часовни, вследствие своей незначительной высоты играла менее заметную роль в объемной композиции здания. Четырехгранное основание колокольни имело с трех сторон сквозные арочные проемы, из которых западный был оборудован лестничным маршем. Над этим основанием колокольни поднимался также четырехгранный ярус звона, каждая из граней которого была прорезана аркой. Верх арочных пролетов колокольни врезался в основание стройного восьмигранного с небольшой главкой шатра, который служил завершением композиции всего сооружения. Верх проемов основания колокольни был оформлен архивольтами килевидного очертания, опиравшимися на невысокие с перехватами колонки.

http://sobory.ru/article/?object=33255

С ловкостию белки, фигура переступила с 4-й на 3-ю лестницу и, меньше чем в 2 минуты, была уже на земле... Не запнувшись, не отряхнувшись, даже не покачнувшись, одним словом, как ни в чем не бывало, почтенный Варланит направляется ко мне, приветствует меня от имени всего братства с прибытием в их пустыню, и... вынимает из одного кармана графин с водой, из другого стакан с вареньем, из-за пазухи стакан, рюмку и незнать что еще, но всего удивительнее, из-за спины достает как-то хитро подвязанный целый поднос! Обитель предлагает страннику привычное угощение со всем принятым этикетом, даже и с подносом! Меня, естественно, тронуло такое внимание. Мало сего. Следом за первым столпником спустился с такою же легкостью и другой, почтенной наружности, сановитый старец. Это был иеромонах о. Тимофей. Он повторяет приветствие лично от себя и от имени отсутствующего игумена (Даниила), и изъявляет сожаление о том, что обитель лишена удовольствия видеть такого редкого гостя в стенах своих. Разговор переходит на сии самые стены, внушающие такой неодолимый ужас нам приземным людям. Со слов Метеорита оказывается, что страх тут более воображаемый, чем действительный. И говорит он это с такою искренностью и простотою, и с таким убеждением, что произвел на меня впечатление. В пример представлял мне моего спутника, который нашел, что воздушное путешествие имеет такую прелесть, с которой не сравнится не только никакой галоп, но и никакой морской бег под парусом... Одним словом, о. Тимофей склонял меня последовать примеру товарища. – Сядете в сетку, зажмуритесь, прочитаете всего один раз: Отче наш, и уже на верху! Я в сотый раз посмотрел на черное отверстие балкона, провел глазами по отделяющему его от земли расстоянию в 45 саженей 236 и замахал судорожно руками. – Ну, так лестница! – заговорил одобрительно опытный эксшкипер какого-нибудь трехантиря, может быть приученный лазить по шканцам чуть не с младенчества. – Тут все дело в руках, только не давай промаха, и ничего не бойся! Да и расстояние гораздо короче.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Отличие некрополя Д. м.- в его «разночинном», демократическом характере: «в большинстве здесь погребены все люди простого происхождения, а на новом кладбище как будто даже с гордостью пишут на памятниках «крестьянин»» ( Саладин. 1997. С. 116). Помимо братии, духовенства и купцов на кладбище Д. м. покоятся представители культуры, в т. ч. славянофилы. Участок с могилами выдающихся деятелей - между древним собором и домом настоятеля, у бокового входа, где находилась могила Гоголя (простая гранитная глыба с крестом, к к-рой позже добавили высокую плиту черного мрамора и решетку, с надписью, включавшей многочисленные цитаты из ветхозаветных книг). Недалеко располагались могилы его друзей - Ф. В. Чижова (1811-1877) и поэта Языкова (1803-1846), под камнем к-рого был погребен еще один представитель славянофилов, Д. А. Валуев (1820-1845); рядом - рус. философ и поэт Хомяков (1804-1860), исследователь и патриот Болгарии Ю. И. Венелин († 1839), у самого дома настоятеля - историк и правовед Ф. Л. Морошкин (1804-1857). Ближе к собору стояли памятники Ю. Ф. Самарина (1819-1876) и профессора-филолога Н. С. Тихонравова (1832-1893). Севернее старого собора располагалась могила писателя М. А. Дмитриева (1796-1866) и его сына Ф. М. Дмитриева (1829-1894). У Троицкого собора погребены музыкант и директор Московской консерватории Рубинштейн (1835-1881), славянофилы В. А. Черкасский (1824-1876), Д. Ф. Самарин (1831-1901), А. И. Кошелев (1806-1883). Ближе к воротам нового кладбища - физиолог А. И. Бабухин (1827-1891), а сразу за ним - худож. Перов (1833-1882) и неподалеку писатель-историк, в старости принявший священнический сан, Д. С. Дмитриев (1848-1915). Здесь же захоронения декабристов В. М. Голицына (1803-1859) и Д. И. Завалишина (1804-1892). Особое место занимали погребения настоятелей Д. м. и их духовных чад, но о них сохранилось мало сведений. Так, для обнаружения могил архиеп. Никифора (Феотоки) и молдав. господаря греч. происхождения Маврокардато были предприняты специальные изыскания.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Washington, DC, 1966. P. 815—819; см. также: Meyendorff J. Emperor Justinian, the Empire and the Church. DOP 22 (1968). P. 45—60; переиздано в The Byzantine Legacy in the Orthodox Church, Crest-wood, NY, 1982. P. 43—66.    Очень хорошее обсуждение этого положения см.: Richards. Popes. P. 133—135.    Этот праздник впоследствии превратился в празднование первых четырех, затем первых шести соборов. Он и в наше время сохраняется в византийском календаре. Ср.: Salaville S. La fête du concile de Chalcédoine dans le rite byzantin//Chalkedon. IL P. 677—695. Подробное описание событий: VasilievA. Justin I. Cambridge, Mass., 1950. P.136—144.    Collectio Avellana, ed. Günther О.//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum latinorum. 35, IL Vindobonae, 1898. Поел. 16В. P. 520. (Ср. также: PL. 63. Col. 393.) Avellana- знаменитое собрание писем и других документов, относящихся к «схизме Акакия» и ее последствиям. Наиболее современное критическое изучение этого собрания сделано В. Боровым. Collectio Avellana как исторический источник.//Богословские Труды. Т.1. Москва, 1962. С. 111 — 139.    Illam sedem apostoli Pétri et istius augustae civitatis unam esse defïnio//Coll. Avell.; Поел. 159. Ed. cit. P. 608 (ср. также: PL 63. Col. 444A). О том, что подразумевается этой фразой см.: Morrison K.F. Op. cit. P.I 15—116.    Как, например, в Тире, о чем свидетельствует письмо епископа Епифания Константинопольскому собору (Mansi. VIII. 1073—1082).    Этот инцидент обсуждается в нескольких письмах папы Гормизда, сохранившихся в Avellana; полный отчетом.: VasilievA. Op. cit. P.185—188.    Латинский текст писем находится без хронологического порядка в Avellana (éd. cit. P. 626—627, 650—651, 649—650, 701—703, 715—716. Английский перевод см.: Roman State and Christian Church. A Collection of Legal Documents to A.D. 535. III. P. 976—989.    Ed. cit. P. 702. Англ, перевод: Р. 985.    Ср., например, Житие св. Даниила Столпника, написанное современником. Изд. Delehaye H.//Analecta Bollandiana. 32 (1913), 70 (англ, перевод: Dawes E., Baynes N.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

О личной жизни семьи Василиска также едва ли можно сказать нечто положительное. Показателен такой факт. Будучи женат на Зинониде, ставшей теперь царицей, Василиск предоставил свободный доступ к ней Армату. Через короткое время у Зинониды и Армата возникли близкие отношения, и царица решила помочь своему любовнику подняться по карьерной лестнице. Ласками она уговорила своего ни о чём не подозревающего мужа предоставить их родственнику приличную должность, что вскоре и произошло. Став эпархом столицы, тот легкомысленно упивался богатством и почётом, наряжался Ахиллесом и при этом отличался какой-то болезненной жестокостью 895 . А что же свергнутый царь? Участь его печальна. «Я бежал, я скитался, я не мог найти успокоения в бедах моих у тех, от которых надеялся получить облегчение в моей горькой доле», – круг за кругом неслось в голове Зенона, когда волей судьбы ему пришлось искать спасения 896 . Бегство на родину не прибавило ему шансов. Не желающий мириться с тем, что где-то ходит Зенон – вечный и живой упрёк Василиску в узурпации престола, новый царь направил полководцев Илла и Трокунда в Исаврию, чтобы захватить и казнить Зенона. Вступив в эту горную местность, они осадили Зенона в одной из крепостей, и уничтожение его казалось вопросом дней. Единственным утешением Зенону в эти дни была память о счастливых предсказаниях св. Даниила Столпника, согласно которым ему надлежало вновь вернуться на царство, и неоднократные видения святой мученицы Феклы, покровительницы Исаврии, в которых она побуждала его идти походом на Константинополь и обещала ему свои святые молитвы 897 . В это время произошло событие, совершенно перечеркнувшее слово и клятвы верности Василиску со стороны исавров. Новый царь решил сделаться популярным на волне ненависти константинопольцев к исаврам, пришедшим на смену готам, но столь же нелюбимым национальной партией и греками, как и бывшие прежде них германцы. Впрочем, объективно, у него и не было большого выбора – исавры сидели на всех важнейших постах, и управлять государством в таких условиях было крайне нелегко. Поэтому Василиск спокойно «пропустил» страшное истребление исавров в Константинополе, последовавшее сразу после его воцарения, а затем и более мелкие стычки, неизменно заканчивавшиеся убийством горных варваров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пред самою же кончиною, дни за три до преставления своего, вельми нача изнемогати и часто кашляти, однако в день тезоименитства своего, си есть, октовриа 26 числа, на память святаго великомученика Димитриа Селунскаго, божественную литургию сам в соборной церкви совершал, быв уже крайн болен, яко и лицем измнитися ему, и поучения в оный день сам сказовати не мог, но идя при царских дверх слушал, читал же тое поучение, от него самаго прежде приготовленное, по тетради един из пвчих. За обденным столом в той день с гостями, по обыкновению прежних лт, аще и немощен бысть, с крайнею нуждою сидл. А в 27 день октовриа прииде к сему святителю из города Переславля Залсскаго л. 21 обители преподобнаго Даниила столпника архимандрит Варлаам для посщения, который и принят от святаго Димитриа с любовию и угощеваемь по приличию. Бесдующим же им наедин, присла к сему пастырю дворецкаго своего жительствующая тогда в Ростов близ Дому архиерейскаго монахиня Варсонофиа Евфимиева, роду Козинских, яже бысть нкогда питательницею блаженныя памяти государя царевича Алексиа Петровича, просити, дабы преосвященный благоволил в тот день ея постити, ибо оная во все время пребывания своего в Ростов добродтельнаго ради жития святаго Димитриа велие к нему имяше почтение и начаст в пользу душевную себ от него требоваше наставлений. К той монахин чрез дворецкаго ея зван быв, сей святитель отказася ити по немощи, ибо весьма изнемогаше. И егда той, пришед в дом, объявил госпож своей, яко за болзнию преосвященный постити ея не может, тогда оная монахиня вторично присла просити, дабы хотя на краткое время благоволил прийти. Святый же Димитрий и по вторичному тоя прошению много отрицашеся, представляя причиною болзнь свою, но преждереченный архимандрит Варлаам нача ему совтовати, дабы пошел и хождением тм хотя малое себ облегчение от болзни получил. Тогда, послушав архимандрита, приказа себя вести до нея л. 21 об. посл вечерняго пния. Пришедши же вкуп с оным архимандритом в дом ея, мало побесдова и паки возвратися ввечеру. Но едва уже возможе дойти до келлии своея и помянутаго архимандрита, быв в Крестовой палат, повел приняти и угостити казначею своему иеромонаху Филарету. Сам же, пришед в келлию свою, нача весма кашляти и ходити по келлии немалое время, поддерживаемь служителями под руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Значит, исцеление болезней телесных служило предуказанием исцеления души и из житий св. столпников видно, что исцеленные оставляли прежний образ жизни, переменяя его на хороший. Так, напр. блудница Вассиана исправила свою жизнь. Конюх Иордан императора Льва оставил арианство 1138 , благодаря увещаниям св. Даниила. Разбойник Ионафан переменяет образ жизни и становится праведником чрез увещание Симеона 1139 . По учению священного писания все болезни обязаны своим происхождением греху и исцеляющие от болезней тем самым врачевали от грехов. Таким образом, основу всей нравственной деятельности св. столпников в отношении к ближним составляла любовь, проникавшая, как можно видеть из представленного обзора общественной деятельности св. столпников, во все мельчайшие оттенки их отношений к ближним. Она являлась у них чувством благорасположения, участия, снисхождения ко всякому человеку, истекающим из мысли, что все люди суть творения Божии и братья во Христе. Любовь возбуждала в св. столпниках самое искреннее, горячее желание выполнить высокие и святые правила, предписываемые евангелием. И вот это-то обстоятельство и было причиною того, что около св. столпников собирались люди разных званий и состояний, объединявшиеся здесь взаимною любовью. Глава VIII. Разбор некоторых мнений, отрицающих целесообразность подвига «столпничества» «Столпничество» с первых дней своего существования подверглось нападениям со стороны своих противников. Этот великий подвиг был объясняем, как проявление духа гордости, как желание восходящих на столпы отличиться странностью, приобресть славу необыкновенных подвижников и привлечь к себе массу поклонников. Так думали некоторые из современников первого столпника св. Симеона, услышавшие в первый раз о его необыкновенной жизни. Египетские монахи, узнав о столпостоянии сирийского подвижника св. Симеона, сначала чрезвычайно раздражены были этою новостью, объясняя ее гордостью. «Зачем, говорили они, Симеон не хочет идти обыкновенным путем отцов, но выдумывает новый, неслыханный образ жизни?» и послали к нему отлучительную грамоту. Но после эти же самые монахи, узнав подробнее и вернее о жизни св. Симеона, сознались в своей ошибке и приняли его в свое общество. Подобным образом и сирийские иноки, удивленные и недовольные необычайными подвигами св. Симеона, от лица своего собора отправили нарочитое посольство для того, чтобы исследовать образ жизни св. Симеона и узнать его побуждения к столпостоянию. Посланные, посмотрев на жизнь св. Симеона и убедившись в его кротости и смирении, прославили Бога и призывали благодать его на утверждение праведника в новом и великом подвиге 1140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010