Последнее, по всей вероятности, означает, что «Благословен грядый...» было просто одной из «хоровых» частей литургии, которые было решено не включать в издания «Божественных литургий», предназначавшихся для священника и диакона. Об этой особенности православных изданий «Божественных литургий» говорилось в § 1 первой главы. Предположительно, по этой же причине данный элемент перестал приводиться и Евхологиями. В пользу того, что «Благословен грядый...» не выпал просто из греческого чина Божественной литургии, свидетельствуют следующие данные: во-первых, брошюры «Последование чтеца», хотя и не приводят этот элемент в первом издании 1603 г., включают его во все последующие издания, по крайней мере, до конца XIX b. 928 . Во-вторых, эта фраза упоминается во всех просмотренных нами греческих учебниках литургики XIX b. и в двух толкованиях Божественной литургии конца XIX b. 929 И всё же в ХХ в. это торжественное приветствие исчезает из греческого чина Божественной литургии. Оно не приводится ни «Иератиконами», ни другими богослужебными книгами, включая и брошюру «Карманный сборник чтеца» («γκλπιον το ναγνστου»), заменившую в ХХ в. «Последование чтеца». Отсутствует оно и на практике. Правда, оно предписывается в этом месте литургии изданием БЛ С. Юлис 19.., относящимся к середине ХХ в. 930 Однако, как указывалось выше, это издание вышло под редакцией анонимного «святогорского иеромонаха», который внёс в него ряд черт афонского богослужения. Так что это указание БЛ С. Юлис 19.. позволяет говорить лишь о частичном сохранении данного приветствия в монастырской практике. В конце ХХ в. «Благословен грядый...» с предшествующим тройным «Аминь» появилось в «Силлейтургиконе» («Συλλειτουργικν»), аналоге «Карманного сборника чтеца» 931 . «Силлейтургикон» является одной из серии исправленных богослужебных книг, издаваемых афонским монастырём Симонопетр, и отражает афонскую богослужебную традицию 932 . Однако это не привело к вхождению «Благословен грядый...» в приходскую практику Элладской Церкви, да и в монастырях это приветствие можно услышать весьма редко, и даже когда оно звучит, оно не поётся, а произносится чтецом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В существующих источниках церковной истории нельзя указать ни одного случая, где бы чтецу отводилось высшее место в клире в сравнении с диаконом; в документах даже очень древнего времени находим обратное, что предполагает, что тогда диакон преимуществовал пред чтецом. Кроме того, в большей части католических и протестантских учебников выражается мысль, что должность чтеца вместе с другими низшими церковными должностями возникла в конце II-ro или начале III-ro века из диаконата, т. е. предполагается, что эта должность обязана своим происхождением новым потребностям богослужения и церковных порядков. – Но приведенное выше место из „Церковных канонов“, где чтец представляется занимающим высшее место в сравнении с диаконом, побуждает нас подвергнуть новому исследованию те свидетельства, в которых говорится о сущности и истории должности чтеца, и таким образом дать себе отчет, действительно ли эта должность по своему первоначальному происхождению родственна с диаконатом и не составляет ли она чего либо особливого по сравнению с должностью диакона? Такого рода исследование тем необходимее, что приведенное выше место замечательно не тем только, что в нем чтец поставлен выше диакона, но здесь же от чтеца еще требуется, чтобы он был способен к учительству ( διηγητικς), как „занимающей место евангелиста“ – в высшей степени поразительное требование. Замечателен разбираемый фрагмента и в том, наконец, отношении, что из числа прочих известных степеней низшего клира, упоминается один чтец. Не то видим в свидетельствах, начиная с половины III века. Где встречаем указание на эту должность, – так по крайней мере на Западе – обыкновенно вместе с чтецами находим упоминание также и о иподиаконах, аколуфах, заклинателях и привратниках, и даже среди этих низших лиц клира отводится место чтецу очень низкое, в средине между заклинателями и привратниками ( πυλωροι). Так уже в известном месте письма папы Корнелия к епископу Антиохийскому Фабию читаем: „он знал, что в ней (церкви Римской) находится сорок шесть пресвитеров, семь диаконов, семь иподиаконов, сорок два прислужника, пятьдесят два человека заклинателей, чтецов и привратников“ (Евсев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Игорь 25 июня 2013, 12:10 спасибо! Матушка Татиана 25 июня 2013, 11:23 " Неудачное " богослужение время от времени бывает у каждого хора, даже на православном канале " Союз " бывают клиросные сбои во время трансляции. И в эти моменты надо понимать, что у клироса нет возможности делать дубли, выбирать лучший вариант и уже его посылать в эфир. Сбои неизбежны - мы же живые люди, да к тому же и ох какие грешные. Не извиняя клирошан, признаюсь: в эти моменты очень важна поддержка и понимание прихожан, любовь которых покрывает и усталость хора, и болезненное состояние регента (а больше некому!), и волнение новоначального чтеца (кстати, именно у начинающего чтеца можно хорошо разобрать смысл читаемого текста, так что запинки в чтении становятся поводом вслушиваться в читаемое; под чтение по типу " реченька журчит " стоять на всенощной вроде бы и комфортно, да и мыслям-скакунам простор, а тут, глядишь, и очнется прихожанин от своих мыслей и начнёт молиться.) Прослужив на клиросе 18 лет уверилась в том, что есть чему поучиться опытным чтецам у новоначальных коллег: это и благоговение, и старание, и напоминание о своих грехах и невежестве, а то уже в в монастырях " Приидите, поклонимся... " звучит не как призыв к молящемуся люду к поклонению САМОМУ ХРИСТУ, а как нечто обязательное, конечно, но не сильно значимое. Татиана 25 июня 2013, 10:28 Все верно! Себя не видим... А батюшек наших сейчас очень нужно поддержать: и в трудах и добрым словом. А то вороньё слетелось - негатив сплошной в Интернете . Ирина 25 июня 2013, 10:26 Марина, большое спасибо! Хочется придти в храм и послушать молитвы, псалмы, поучиться как правильно их читать. Действительно, когда чтец читает быстро и небрежно - это очень огорчает, теряется смысл богослужения, не понятно зачем пришел. Однажды сама попросила такого чтеца читать разборчево. Потом на душе было как-то скверно, правда читал он уже старательно и все было понятно. Спасибо за правду, за номинание, что самому все делать надо хорошо, а не осуждать других. Каждую ситуацию надо рассматривать с разных сторон, что вы и сделали, в этом и ценность вашей статьи.

http://pravoslavie.ru/62377.html

Толкования Зонара . Правило это издано по заявлению епископа Епигония, который говорил: Различными соборами определено, чтобы никто из епископов не брал чужого клирика без согласия епископа, поставльшего его в клир. Желательно, братия, чтобы то же утверждено было вами и ныне. Но Юлиан, пренебрегши сими определениями и явив себя неблагодарным ко мне, облагодетельствовавшему его, дерзко, то есть, бесстыдно похитил у меня и рукоположил в диакона крещенного мною, которого сам же предложил мне «вследствие крайней нужды» (то есть или потому, что он нуждался в необходимом, или потому, что я имел недостаток в клириках) и которого я уже поставил в чтеца. И так если позволительно делать это, да будет известно вам, если же не позволительно, то да будет запрещено такое бесстыдство, чтобы упомянутый Юлиан не имел общения с посторонними (что понимается двояко: или чтобы он не присвоял себе чужих клириков, или чтобы его самого не принимали в общение другие епископы). На это Нумидий сказал, что, если Юлиан сделал это без твоего согласия, то это несправедливо, и если он не исправит своей погрешности и не возвратит клирика, то как поступающий вопреки соборным определениям, как нарушающий то, что постановлено соборне, должен быть отделен от нас, то есть отлучен или извержен, и подвергнут наказанию за свое презорство (иначе бесстыдство , или своевольство ). А Епигоний сказал: старший из нас, отец нам по летам и по самому поставлению желает, чтобы дело, начатое просителем, сделалось общим , то есть чтобы состоялось определение не против Юлиана только, но вообще против всех, присвояющих себе чужих клириков. Аристен . Юлиан, рукоположивший во диакона чтеца Епигония, если не возвратит его добровольно, должен принять осуждение за свое презорство. Почти на всех соборах было определяемо, чтобы никакой епископ не принимал к себе чужого клирика без согласия собственного епископа и не присвоял его. Посему и теперь постановлено, что епископ Юлиан, принявший чужого клирика, чтеца епископа Епигония, должен опять возвратить его церкви, в которой он прежде был причислен к клиру, если не желает быть отлученным по 20-му правилу Халкидонского собора за то, что противится правилам и не обуздывает своих желаний. А 17е правило Трулльского 6го собора повелеваетъ – того, кто примет чужого клирика и рукоположит его, извергать вместе с рукоположенным.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Да и самый тон проповеди не допускает подобного предположения. Проповедник здесь говорит не от лица Духа Святого, как делали пророки и дидаскалы, а поучает, так сказать, на свой страх; притом же он поучает не как власть имеющий учитель, не как авторитет, а как человек очень скромный и смиренный: он Даже называет себя «всегрешным» (cap. 18). Итак, кто же написал загадочную проповедь? Думают, что никто другой, как чтец. А для доказательства сейчас указанной мысли справедливо ссылаются на разные выражения самого проповедника. В особенности же к этому выводу склоняются, когда проповедник прямо дает знать, что сначала он прочел отдел Священного Писания за богослужением (а это дело чтеца), а затем стал читать и свое поучение, относящееся к этому отделу Писания. Итак, мы имеем пример проповедника — чтеца, взявшего на себя эту обязанность, как раз в то время, когда стали исчезать харизматические учителя, т. е. около середины II века. Но это не единственный нам известный пример чтеца, занимавшегося толкованием Священного Писания с церковной кафедры. Один мученик Диоклетианова гонения, по имени Прокопий, в актах мученических назван и чтецом Священного Писания (за богослужением) и истолкователем его. «Проповедничество с церковной кафедры было функцией, характеризующей положение чтецов в лучшую пору жизни этого института. Поэтому-то чтецов в это время ставили выше диаконов (Canones eccles.).    Вначале чтецы появились, как лица, нужные при совершении богослужения: читать хорошо могли лишь немногие из первоначальных христиан, так как между ними мало было лиц, получивших образование. Чтецы сначала не принадлежали к клиру, потому что, подобно харизматическим учителям, не были лицами выборными или назначаемыми, а служившими в силу внутреннего призвания, но, не принадлежа к клиру, они успели на некоторое время достигнуть высокого положения. С исчезновением харизматических учителей, они сделались проповедниками Слова Божия в церковных собраниях. Но едва ли это продолжалось долго. Во всяком случае, это был «золотой» период в жизни чтецов; он продолжался с середины II до второй четверти III века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Потом, когда это бльшее посвящение совершено на голове чтеца, чтобы от неё, как от корня, освящение вошло во всего человека, он опять приводится к архиерею и после благословения фелони (καμισιου), которая есть начаток священных одежд, поцеловав руку иерарха, надевает фелонь на шею. Чтец делает это в знак того, что вступил под ярмо священства, пребывает под покровом Божиим и посвящается на служение Богу. После этого поверх печати знаменуется трижды. Иерарх же, возложив руку на печать в знак покровительствующей силы Божией и сообщения благодати, молится, чтобы поставляемый был освящён как избранный Богу и совершал чтение и изучение божественных изречений. Таким образом с благодарением совершает молитвословие. После молитвы архиерей опять знаменует его и, приветствуя словами мира в знак мира Божия и единения в Боге, повелевает прочитать, если он чтец, отрывок из Апостола, если же певец, из Псалтири. Таким образом, преподав ему мир, отпускает поставляемого с молитвой, ограждая его отовсюду печатью . Некоторые даже обращают внимание и на изречения прочитанного, принимая их за предвестие и указание на жизнь поставляемых. 127. В чём состоят обязанности чтеца Поставляемый таким образом во чтеца с этого времени, по распоряжению диаконов или иереев, читает перед народом божественные писания, то есть священные изречения пророков и апостолов. Делает он это, стоя на середине, в том виде, как был запечатлён, с непокрытой головой. Он как служитель алтаря входит в алтарь, зажигает свечи и подносит огонь иерею, предшествует со свечой перед святыми Дарами и подаёт иерею просфоры, воду и теплоту, также благоукрашает храм и прислуживает во всём прочем. Чтец предначинает божественные песни для поющих, то есть канонаршит. Кратко сказать: он есть служитель божественных действий в храме, а посему должен совершать всё с благоговением и знать, чему он служитель, то есть что он служит Богу вместе с близкими к Нему и со святыми и входит туда, где пребывают Ангелы. 128. Об иподиаконах После чтецов, как мы сказали, следует чин иподиаконов, который выше, как следующий непосредственно после диаконов. Впрочем, чтецы и певцы по принятии божественной печати могут вступать в законный брак, а иподиаконы нет. Получившие печать чтецов или певцов и прослужившие хорошо, удостаиваются и этого рукоположения . Время, назначенное для них, – двадцатый год. 129. Рукоположение иподиакона

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Несомненно, что с первых же дней самостоятельных богослужебных собраний христиан явились и лица, которыя принимали на себя или на которых возлагалась обязанность богослужебнаго чтения. В начале Апокалипсиса (1, 3) читаем: «блажен читающий и слушающие слова пророчества сего». Всего вероятнее предполагать, что тайнозритель разумеет чтение его пророческой книги в собрании верующих. Еще яснее и определеннее о чтеце в богослужебных собраниях христиан пишет св. Иустин Философ в своей первой апологии (гл. 67): «в так называемый день солнца, – говорит он, – происходит собрание всех, которые живут в городах или деревнях, в известном месте, и здесь прочитываются воспоминания апостолов или писания пророков до тех пор, пока это будет нужно. Когда же затем тот, который читал, оканчивал, то предстоятель в своей речи делал увещание и предложение к подражанию этим высоким делам». В этих словах читающий ясно отличается от предстоятеля, который сам не читает, а только после чтения произносит поучение; чтецом не был и диакон, которому здесь указываются особыя и вполне определенныя обязанности. Из слов св. Иустина, равно как и из других свидетельств (напр., св. Киприана) видно, что чтец в древне-христианских собраниях читал не некоторыя только книги Св. Писания, но все без исключения, в том числе и Евангелия, – это необходимо иметь в виду при чтении некоторых древних известий о служении чтеца. Мы не станем приводить позднейших данных о существовании института чтецов в древней Церкви, – указания на них сравнительно многочисленны; однако должно сказать, что они не так точны и определенны, чтобы на основании их можно было построить совершенно ясную историю этой должности в первые века христианства. В этом отношении в научной литературе существуют далеко не согласные взгляды, не чуждые преувеличений в изображении первоначальной истории чтеца 1 . Нам представляется более правильным и обоснованным тот взгляд, что чтецами священных книг в богослужебных собраниях первых христиан сначала были вообще более образованныя лица из верующих, не принадлежавшия к клиру, но добровольно принимавшия на себя исполнение этой богослужебной обязанности, конечно, с разрешения и благословения предстоятеля. Но такая практика существовала сравнительно не долго: с увеличением отдельных общин и с развитием богослужебнаго культа естественно возникло стремление ограничить право чтения немногими более ревностными и более искусными чтецами. Таким образом, чтецы вошли в состав церковнаго клира в качестве церковно-служителей. Этот процесс включения чтецов в клир в различных церковных областях завершился не одновременно, чем и объясняется, что в некоторых памятниках чтец не значится в числе членов клира, или же в отношении к нему делается прибавка: «если же есть и чтец»; (« Церковные каноны » и «Дидаскалия»); отсюда же – и разнообразие в положении, какое занимает чтец при перечислениях церковных должностей в древних канонических и других известиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете с амвона в церкви читать или петь без хиротесии и о хиротесии чтецов. Всем очевидно, что священству сопутствует порядок и строгое соблюдение правил поставления на степени священства благоугодно Богу. Итак, поскольку мы видим, что некоторые без хиротесии принимают в детстве пострижение в клир и, еще не приняв хиротесии от епископа, даже читают в собрании с амвона, делая это вопреки канонам, повелеваем отныне такому не бывать. To же самое пусть соблюдается и у монахов. А совершать хиротесию чтеца позволяется каждому игумену в своем, и только своем монастыре, если сам игумен принял от епископа хиротесию для игуменского начальства; конечно, если игумен – пресвитер. Так же, по древнему обычаю, и хорепископам следует производить чтецов с дозволения епископа. τι τξις μπολιτεεται τ ερωσν, πσιν ρδηλν στι. Κα τ σν κριβε διατηρεν τς τς ερωσνης γχειρσεις, Θε ερεστον. πε ον ρμεν κτς χειροθεσας νηπιθεν τν κουρν το κλρου λαμβνοντς τινας, μπω δ παρ πισκπων χειροθεσαν λαβντας, κα ναγινσκοντας ν τ συντξει π μβωνος, κανονστως δ τοτο ποιοντας, πιτρπομεν π το παρντος τοτο μ γνεσθαι· τ ατ δ φυλττεσθαι κα π μοναχν. ναγνστου δ χειροθεσαν, δει στι ν δ μοναστηρ κα μν, κστ γουμν ποιεν, ε ατ τ γουμν πετθη χειροθεσα παρ πισκπου πρς προεδραν γουμνου, δηλοντι ντος ατο πρεσβυτρου. σατως κα κατ τ ρχαον θος, τος χωρεπισκπους κατ πιτροπν το πισκπου δε προχειρζεσθαι ναγνστας. Толкования Зонара . Некоторые, не получив руковозложения, то есть производства в чтеца, восходя в собраниях на амвон читали священные книги. Итак, настоящее правило возбраняет этому быть следующими словами: явно, то есть очень ясно и известно, что порядок соблюдается во всем священстве. А чтобы не получивший руковозложения и не сопричисленный в чин чтецов, каковы суть все те, кои, быв посвящены Богу с детства, имели только пострижение на голове и ничего более, – читал народу на амвоне боговдохновенное писание, это есть бесчиние. Итак, правило не дозволяет этому быть впредь; то же самое и в отношении к монахам. Производство чтеца может, говорит правило, совершать и игумен, только в одном своем монастыре, если имеет утверждение на игуменство от архиерея и состоит в сане священника. Могут также производить чтецов и хорепископы с дозволения епископа, под властью которого состоят. А по десятому правилу антиохийского собора хорепископы производят и иподиаконов и заклинателей и дают, согласно с сим правилом, мирные письма.

http://azbyka.ru/pravo/sedmoj-vselenskij...

 В России этот тропарь всегда пелся на Божественной литургии. В греческом же мире «Иератиконы» 2002 и 2004 гг. являются первыми богослужебными книгами Элладской Церкви, которые возвращают его в греческий чин литургии. «Да исполнятся уста наша...» впервые появился в Константинополе в 624 г., как «перисси» (заключительный припев) причастна, который тогда состоял не из одного стиха, а из целого псалма (Taft. Precommunion. Р. 288–289). Этот тропарь получил широкое распространение. Его значение объясняли византийские толкователи Божественной литургии (см., например, Николай Кавасила . Изъяснение Божественной Литургии. Гл. 41. С. 172/PG 150, 456D/). К сожалению, однако, с упадком причастна, начавшемся с XII b., пение «Да исполнятся уста наша...» в греческом мире постепенно сошло на нет (Taft. Там же. С. 295–296). Хотя тропарь приводился не только в первых печатных Евхологиях (ЕВХ 1545, ЕВХ 1553 и ЕВХ 1566) и в некоторых изданиях «Божественных литургий» (БЛ G. Morelius 1560, БЛ Рим. 1601 (где его читает диакон!), БЛ С.Ч.Д. 1644 ( И , «πρτη κδοσις») и БЛ С. Юлис 19..), но и во всех венецианских брошюрах «Последование чтеца» до конца XIX в., на практике после XVI в. его пели, возможно, только в афонских монастырях (вышеупомянутая брошюра С. Юлиса, вышедшая под редакцией некоего «святогорского иеромонаха», содержит, кроме «Да исполнятся уста наша...», много элементов монашеского богослужения). В XIX в. прот. Ангел Пефанис (Πεφνης. ρμηνεα τς θεας λειτουργας. Σ. 174) и П. Ромботис в своей «Литургике» (Ρομπτης. Λειτουργικ. Σ. 254) писали, что «Да исполнятся уста наша...» поётся в России, но не в греческом мире, а последний добавлял: «Сие поётся и у нас в Преждеосвященной Литургии». «Иератиконы» и «Карманный сборник чтеца» («γκλπιον το ναγνστου»), преемник «Последования для чтеца», тропаря уже не приводили. Надеемся, что в Греции это прекрасное благодарение за св. Причастие и, одновременно, прошение о «соблюдении» причастившихся в святости Христовой войдёт и в другие богослужебные книги, а затем и в практику богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возлагаемый здесь фелонь на чтеца и певца не та одежда, которую священники имеют во время совершения Св. Таин; но имеется для сего фелонь особливый, т.е. короткий, сшитый только на подобие фелоня иерейского. Симеон Солунский (в гл. 159) говорит: «освященный чрез пострижение приводится опять к епископу, – и целуя руки иерарха, приемлет от него благословенный фелонь (о самом слове: фелонь, см. 2 ч., гл. 6, §16), который есть начаток священных одежд, и надевает его на выю, в знамение того, что он приходит под ярем священства, и посвященный на служение Богу, вступает под кров Самого Бога». Почему фелонь чтеца и певца, кроме наружного своего вида, отличается от священнического и в смысле таинственном: первая есть начало, а последняя конец священства; первая означает посвящение в служение Богу и повиновение священству, а последняя есть совершение священства. §5. Содержание молитвы при рукоположении И молится сице: Господи Боже Вседержителю. Содержание (сей молитвы): Господи Боже Вседержителю объясняет Симеон Солунский (в той же 159 главе) следующим образом: «потом иерарх знаменует главу его трижды, и положив руку на печати (произведенной крестообразным пострижением), показует тем силу Божию, осеняющую его своим покровом; преподавая ему благодать сего божественного покровительства, он молится о том, чтобы Сам Господь Вседержитель освятил совершаемого, избранного Ему на служение». Поскольку все поставление чтеца и певца, совершаемое крестообразным знамением, называется печатию, то и настоящая молитва по содержанию своему во всем имеет свойства молитвы просительной, но не восполняющей и совершающей, и чин этот не может иметь такой степени власти и значения, какие приобретают диаконы и священники, проручествуемые Божественною благодатию. §6. Чтец и певец прочитывает при посвящении немного из Апостола И мало прочтет Апостола, иже случится начало и конец. Чтецу и певцу, посвященному знамением крестообразного пострижения и молитвою архиерея утвержденному на степени своих обязанностей, повелевается прочитать посреди церкви часть Апостола, в знак того, что первая его обязанность есть обязанность читать Писание и петь на сем месте. Держит лампаду Потом архиерей подает ему лампаду, – и он становится с нею на обыкновенном месте, для того, чтобы всем присутствующим здесь ведомо было его поставление на степень свещеносца. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010