Как распевность, так и сдержанность не освобождают клиросных чтецов от обязанности давать слушателям чтение выразительное, разумное. Каждая молитва , каждое песнопение церковное заключает в себе не только чувство религиозное, но также определенную мысль молящегося. И эта мысль в звуках читающего так должна быть выражена, чтобы легко было воспринять ее как самому читающему, так и слушающим его. Это совершенно совместимо со сдержанностью и монотонностью. Для этого обязательно соблюдение обычных требований, предъявляемых ко всякому разумному чтению: необходимо точно соблюдать звуковую правильность и ударения голоса слоговое и логическое. Расстановка ударений возможна и при монотонном музыкальном изложении. При этом, чтобы прочесть вслух вразумительно для других, сам чтец должен сколько-нибудь разуметь читаемое. Для этого нужна подготовка к чтению. Если мирские лекторы не принимаются за свое дело без подготовки и даже много усердствуют в этом, то может ли церковный чтец приниматься за Божие дело без соответственной подготовки? Пойте Богу разумно, говорит святой псалмопевец Давид. Нужно ли говорить о том, что для церковно-молитвенного чтения обязательно не только полное внимание, но и глубокое благоговение? Молящийся всегда должен помнить и чувствовать разницу между собой, как полнейшим ничтожеством, и между Господом Богом, как Владыкой вселенной. Такое чувство порождает в душе молящегося страх Божий и смирение. Но поскольку Господь Бог есть наш Творец и Благодетель, то с истинным чувством смирения сочетается почитание и любовь к Богу. А всё это вместе собой являет благоговение. Благоговейная настроенность чтеца молящегося выражается как в положении его тела, так и в движениях голоса при чтении. Когда чтец сам благоговейно держит себя и искренно молится при чтении, тогда благоговение невольно охватывает и послушающих его, и получаются от такой молитвы плоды благие. О Христе Спасителе, как Сыне Человеческом, так говорится в одном из писаний апостольских: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение ( Евр.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Можно ли стерпеть? Можно ли снести? Мы каждый день стараемся и усиливаемся, чтобы вы отходили отсюда, научившись чему-нибудь полезному; но никто из вас не отходит с какою-нибудь пользою, а даже со вредом. Подлинно, вы собираетесь и себе на осуждение, не имея никакого оправдания в грехе своем, и более благоговейных изгоняете, отовсюду беспокоя их своим пустословием. Но что говорят многие? Не слышу, говорят, что читается, не понимаю, что говорится. Потому, что ты разговариваешь, потому что ты разговариваешь, потому что шумишь, потому что не приходишь с душою, исполненною благоговения. Не понимаю, говоришь ты, что читается? Потому самому и следует быть внимательным. Если неясное не пробуждает души твоей, то тем более ты не обратил бы внимания, если бы читаемое было ясно. Для того и не все ясно, чтобы ты не предавался беспечности, и не все не ясно, чтобы ты не приходил в отчаяние. Евнух, хотя был и варвар, не говорил ничего такого, но даже среди множества дел и бывши на пути, держал в руках книгу и читал; а ты, среди множества учителей, и тогда, как другие читают тебе, представляешь мне оправдания и отговорки. Ты не понимаешь того, что говорится? Молись же, чтобы тебе понять; или лучше сказать, невозможно, чтобы ты не понимал всего; потому что многое само по себе понятно и ясно; или лучше, хотя бы ты не понимал всего, и в таком случае следует тебе молчать, чтобы не изгнать слушающих внимательно, и чтобы Бог, видя твое молчание и благоговение, сделал неясное для тебя ясным . Но ты не можешь молчать? Выйди же вон, дабы не причинять вреда другим. В церкви всегда должен быть слышан один голос, так как он есть одно тело. Потому и чтец читает один; и сам, имеющий епископство, ожидает, сидя в молчании; и певец поет один; и когда все возглашают, то голос их произносится как бы из одних уст; и беседующий беседует один. Когда же многие разговаривают о многом и различном, то, для чего мы напрасно и утруждаем вас? Ибо, если бы вы надумали, что мы напрасно утруждаем вас, то вы не стали бы в то время, как мы говорим о таких предметах, разговаривать о предметах совершенно непристойных“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но вот они вдруг заметили глубокую пещеру и поспешили укрыться в ней, притаившись к стенке, недалеко от выхода из пещеры... Это было, однако же, поздно, потому что они были уже замечены... Подойдя к пещере, господин стал вызывать оттуда беглецов, но так как они не откликались, то он велел слуге своему спуститься в глубь пещеры и вывести их оттуда. Слуга бросился туда с обнажённым мечом, но попал в пасть львицы, которая имела тут своё логовище, и таким образом был немедленно растерзан. Хозяин, видя, что слуга не возвращается, также кинулся в пещеру и подвергся той же участи... Притаившиеся беглецы могли и себе ожидать такой же смерти от львицы, но она, захватив в зубы детёныша, спокойно вышла и даже не тронула верблюдов, стоявших близ пещеры. Убедившись в безопасности, освободившиеся пленники на оставшихся верблюдах возвратились на родину. Малх поселился в том же монастыре, где жил до плена, и мирно кончил свою Богоугодную жизнь. Этот пример и подобные не служат ли великим укреплением в том отрадном уповании, что мы все живём под кровом Всевышнего и покоимся под сенью Всемогущего... Вдохновенны слова пророка Давида: «Прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! – Он избавит от сети ловца, от гибельной язвы. – Щит и ограждение – истина Его. – Не убоюся ужасов в ночи, стрелы, летящей днём, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень». Тому, кто сказал: «Господь – упование моё», – тому, кто избрал Всевышнего прибежищем своим – «не приключится зло, ибо ангелам Своим заповедает Господь охранять того на всех путях его» ... И «воззовёт к Богу, и Бог услышит его; с ним Бог в скорби и избавит, и прославит его; и долготой дней насытит его и явит ему спасение Своё» ... Боговдохновенны слова эти, служащие высшим выражением дарованного людям блаженнейшего свойства: всецело предавать себя милосердию Бога живого, милосердию всего мира грехами непреодолеваемой Благости, единственным условием для воспринятия которой есть вера в Неё... 233 Савельева Славянский сборник, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но Спаситель умыл ноги предателя Иуды; ибо он был вместе с учениками. Кто же, не Иуда ли предатель больше Владыки Христа, так как Христос умыл его ноги? Да не будет. А что ниже: умывать ноги или молиться? Конечно, умывать ноги. Итак, не отказавшийся сделать низшее как отказался бы сделать высшее? Впрочем, все сделано было ради немощи присутствовавших иудеев, как покажет дальнейшая история. Между тем иудеи, находя здесь повод к противоречию, говорят: как христиане считают Богом того, который даже не знал места, где лежал умерший Лазарь? Ибо Спаситель сказал сестрам Лазаря Марфе и Марии: где положисте его ( Ин.11:34 )? Видишь ли, говорят они, Его неведение? Видишь ли, Его немощь? Как же тот, который даже не знал места, будет Богом? Но я скажу им, не думая сам, таким образом, но желая посрамить их противление; ты говоришь, иудей, что Христос не знал этого, так как Он сказал: где положисте его? Следовательно, и Отец не знал в раю, где скрылся Адам; ибо Он ходил, как бы ища его в раю, и говорил: Адамс, где еси ( Быт.3:9 ), как бы так говоря: где ты скрылся?.. Представив и другие подобные примеры из Ветхого Завета в обличение иудеев, Иоанн возвращается к аномеям и продолжает: „теперь время сразиться с теми, которые говорят, что Христос по немощи своей молился, воскрешая Лазаря. Слушайте же, прошу вас, возлюбленные, со всем вниманием. Когда умер Лазарь, Иисус не был в тех местах, но был в Галилее и сказал своим ученикам: Лазарь друг наш усне. Они же, думая, что Он говорит о сне, говорят Ему: Господи , аще успе , спасен будет (т. е. выздоровеет). Тогда Он ясно сказал им: Лазарь умре. Затем Спаситель идет в Иерусалим к тому месту, где лежал Лазарь; Его встречает сестра Лазаря и говорит Ему: Го споди , аще бы еси зде был, не бы брат мой умер... Немощная женщина не знала теперь, что Христос хотя и не присутствовал телесно, но присутствовал силою божества; она же ограничивает силу Учителя телесным присутствием. Марфа говорит Ему: Господи , аще бы еси зде был, не бы брат мой умерл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Патриарший наместник Московской епархии возглавил престольный праздник Свято-Духовского храма подмосковного села Шкинь 19 июня 2019 г. 12:54 17 июня 2019 года, в день Святого Духа, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Свято-Духовском храме села Шкинь Коломенского городского округа Московской области. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа Московской областной епархии епископ Луховицкий Петр , настоятель Свято-Духовского храма села Шкинь священник Иоанн Новиков, духовенство благочиний города Коломны и Коломенского округа. В храме молились заместитель министра культуры Российской Федерации, председатель попечительского совета по восстановлению Свято-Духовского храма Н.П. Овсиенко, глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев, члены попечительского совета по восстановлению храма. Богослужебные песнопения исполнял хор благочиния церквей Коломны под управлением Д. Базанова. За Литургией Патриарший наместник совершил диаконскую хиротонию чтеца Константина Черню. По заамвонной молитве состоялся крестный ход, по окончании которого митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Ваше Преосвященство, глубокоуважаемый Николай Павлович, дорогой отец Иоанн, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы с радостью духовной отмечаем престольный праздник этого храма. И мне хотелось бы обратить ваше внимание на прочитанное Евангелие, где Господь говорит: " Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного " (Мф. 18:19). И дальше сказано: " Где двое или трое будут собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф. 18:20). Поэтому сегодня в этом церковном собрании Господь пребывает среди нас, и мы имеем дерзновение просить обо всем, что необходимо нам для нашей временной, земной жизни, и для нашего спасения. Мы отмечаем Пятидесятницу, Сошествие Святого Духа, основание Церкви Христовой, которая через века ведет народ ко спасению.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

«Почему современное сознание не воспринимает идею о наличии причинно-следственной связи между грехами и стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, несчастьями?» - на этот и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный богослов, кандидат филологических наук и кандидат богословия доцент Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик . Мне достаточно трудно рассуждать об этом, потому что я не пострадал от этих событий, а, как мне кажется, с полным правом и ответственностью об этом может говорить тот человек, который оказался в эпицентре этого. Подобно трем отрокам в пещи Вавилонской или праведному Иову, он может сказать: «Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам, и вся дела Твоя истинна» (Дан. 3, 27), Своим долгом я почитаю выразить соболезнование всем пострадавшим в этих событиях и помолиться о упокоении о тех, кто погиб в результате этой катастрофы. И все же я должен свидетельствовать о том, что именно грех человеческий является причиной природных и техногенных катаклизмов. Это мой долг и как священнослужителя, и как христианина. Другое дело, что здесь неуместным является навешивание ярлыков на конкретных людей, пострадавших в результате этих событий. Вспомним мудрые слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13, 1-5). Современный человек, к сожалению, живет в состоянии ублаготворенности, мнимой безгрешности и мнимой безопасности. Небывалые технические успехи ХХ века создали у него иллюзию, что он всецело защищен от природы, что он её владыка и повелитель. Более того, человек решил, что он сам себе бог, и Бог ему не нужен. Если человек не слышит тихого голоса Божьего в шелестящих страницах Священного Писания, в тихом голосе священника, дьякона или чтеца в церкви, то Бог начинает разговаривать с ним языком воды, огня и камня. Это напоминание не только жителям пострадавшего региона, это напоминание нам всем о том, что завтра это может прийти на нас: может гореть Москва , а наводнение может смести Санкт-Петербург. Вообще может быть, что угодно и где угодно. Все мы живем под покровом всемогущей десницы Божьей.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/19/es...

Присутствующий в собрании мог участвовать в качестве чтеца. Разрешалось также проповедовать (Мк. 1, 39; Лк. 4, 44; Деян. 18, 4). Когда Он встал, чтобы читать, Ему подали книгу пророка Исаии. Из этого священного текста Иисус прочел место, в котором говорится о приходе в мир Спасителя: “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное” (Лк. 4, 18–19). Когда Христос стал говорить “ныне исполнилось писание сие, слышанное вами” (4, 21),— “все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его” (4, 22). Но это восхищение вскоре уступило место злобе. Сначала появились сомнение и недоверие. Жителям Назарета трудно было принять за Мессию Того, Кого они с детства знали как сына плотника: “Не Иосифов ли это сын?” (Лк. 4, 22). Находившиеся же в синагоге, несмотря на великие чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме, соблазнились. Сомнение перешло в ярость. Такая сильная переменчивость — свидетельство духовного нездоровья присутствовавших в сонмище людей. Они ожидали, что Иисус будет и в Назарете творить чудеса. На их ожидание Господь ответил примерами из ветхозаветной священной истории: много было голодных в Израиле во дни пророка Илии, потому что три года и шесть месяцев не было дождя, но он был послан только в финикийский город Сарепту к вдовице, чтобы оказать чудесную помощь. Также и пророк Елисей исцелил болящего проказой сирийского военачальника Неемана, хотя в Израиле было много прокаженных. Напоминание об этом жителям Назарета вызвало желание убить Проповедника. Город находится на южном склоне горы на высоте 350–400 метров. Впавшие в гнев евреи хотели столкнуть Христа с вершины горы, но Он прошел между ними. Время Его спасительных страданий еще не пришло. Часто бывает, что люди впадают в ярость, совершают тяжкие греховные поступки, думая, что они самостоятельны в своих действиях, что поступают “по справедливости”, а в действительности их действия скрыто и умело направляет диавол.

http://pravoslavie.ru/put/070226110810.h...

Согласно пасхальной традиции, в начале трапезы по закону откладывался “афикоман” — часть хлеба, которую полагалось оставлять до завершения вечери на случай прихода нищего или путника по заповеди: “И веселись пред Господом ты, и пришелец, и сирота” (Втор. 16:11). Именно этот афикоман преломил в конце трапезы Христос — как Свое Тело. Значит, Евхаристия — хлеб странников и нищих, хлеб бездомных. Это хлеб тех, о ком сказано апостолом Павлом: “Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего” (Евр. 13:14). А перед этим все ели горькие травы, обмакивая в блюдо с харосетом (вид фруктового салата). Это было воспоминание о горечи египетского рабства. “И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему один за другим: не я ли? И другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо” (Мк. 14:18–20)… Горечь рабства стала образом горечи предательства…   Молитва “чужими” словами. Что же касается обычной церковной молитвы, то именно “чужие слова” оставляют гораздо больше свободы для собственного построения своей молитвы, чем “импровизация.” Представьте, что было бы, если бы Шестопсалмие псаломщик начал читать “с выражением”! Остальные не смогли бы м молиться — настроения и предпочтения чтеца были бы навязаны всем богомольцам. Чтение пономаря, вошедшее в поговорку, защищает свободу молитвенного труда слушающих. Каждое богослужение несет в себе и радостные, и скорбные слова. Одновременно и равно глубоко прочувствовать все их практически невозможно. Поэтому человек, пришедший в храм с радостью — будет соразмерять движения своего молящегося сердца с радостными и благодарственными словами службы. Тот же, в чьем сердце в этот час слышнее звучит покаянный вздох — будет в сердце своем слагать те слова покаяния, которые также рассыпаны по всей службе. Так вот, если пономарь будет читать “с выражением” — он будет подчеркивать в молитвах именно те места, которые лучше соответствуют его сиюминутному состоянию, которое может отнюдь не совпадать с молитвенным настроем всех остальных прихожан. Вообще же цель православного богослужения — не в том, чтобы возбуждать какие-то чувства, а в том, чтобы преображать их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Согласно пасхальной традиции, в начале трапезы по закону откладывался «афикоман» – часть хлеба, которую полагалось оставлять до завершения вечери на случай прихода нищего или путника по заповеди: « И веселись пред Господом ты, и пришелец, и сирота » ( Втор.16:11 ). Именно этот афикоман преломил в конце трапезы Христос – как Свое Тело. Значит, Евхаристия – хлеб странников и нищих, хлеб бездомных. Это хлеб тех, о ком сказано апостолом Павлом: « Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего » ( Евр.13:14 ). А перед этим все ели горькие травы, обмакивая в блюдо с харосетом (вид фруктового салата). Это было воспоминание о горечи египетского рабства. « И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему один за другим: не я ли? И другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо » ( Мк.14:18-20 )… Горечь рабства стала образом горечи предательства… Молитва «чужими» словами Что же касается обычной церковной молитвы, то именно «чужие слова» оставляют гораздо больше свободы для собственного построения своей молитвы, чем «импровизация». Представьте, что было бы, если бы Шестопсалмие псаломщик начал читать «с выражением»! Остальные не смогли бы молиться – настроения и предпочтения чтеца были бы навязаны всем богомольцам. Чтение пономаря, вошедшее в поговорку, защищает свободу молитвенного труда слушающих. Каждое богослужение несет в себе и радостные, и скорбные слова. Одновременно и равно глубоко прочувствовать все их практически невозможно. Поэтому человек, пришедший в храм с радостью – будет соразмерять движения своего молящегося сердца с радостными и благодарственными словами службы. Тот же, в чьем сердце в этот час слышнее звучит покаянный вздох – будет в сердце своем слагать те слова покаяния, которые также рассыпаны по всей службе. Так вот, если пономарь будет читать «с выражением» – он будет подчеркивать в молитвах именно те места, которые лучше соответствуют его сиюминутному состоянию, которое может отнюдь не совпадать с молитвенным настроем всех остальных прихожан. Вообще же цель православного богослужения – не в том, чтобы возбуждать какие-то чувства, а в том, чтобы преображать их.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

Тебе определено нести архипастырские труды на Новгородской земле, под началом и водительством Высокопреосвященнейшего митрополита Льва. Со вниманием и уважением относись к инициативам владыки, пребывай с ним в единомыслии и добром соработничестве, самоотверженно отдавая себя служению Матери-Церкви. Твоя епископская хиротония свершилась в древнем святом месте, у мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. Этот светильник русского монашества — образец и учитель для каждого из нас. Тебе же я хотел бы напомнить об одном из событий жизни игумена, когда святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, предлагал ему быть преемником на митрополичьем престоле. Сергий Радонежский, уже при жизни почитаемый многими людьми, решительно отказался от этого звания, потому что посчитал себя недостойным. Сообразуй же свое восприятие епископства с этим примером смирения преподобного игумена. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20:26-28), — так учит нас Спаситель, и ты должен всей душой стремиться исполнить эту заповедь, скромно, смиренно, но одновременно с дерзновением и с упованием на волю Божию и Его помощь служить ближним и дальним, не думая о власти, почестях и высоком положении, но никогда не теряя и не опуская великого авторитета архиерейского служения и высоту звания. Забота архиерея о клире — одно из наиболее необходимых оснований полнокровной жизни епархии. Каждый из служащих на церковном поприще имеет свои нужды и чаяния. Старайся помочь словом и делом всякому, кого Господь пошлет тебе с просьбой — и священника, и диакона, и чтеца, и прихожанина. Старайся увидеть душевные устремления клира: всякий ли искренен в своем служении или занят другими заботами? Как сопастырь и соучастник в славе, которая должна открыться (1 Пет. 5:1), по слову апостола Петра, непрестанно имей попечение о том, чтобы пресвитеры пасли Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).

http://patriarchia.ru/db/text/4459273.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010