Не забудем, однако ж, что это житие составлено уже в позднейшее время . О таинстве покаяния ясно свидетельствует известное послание черноризца Иакова к великому князю Изяславу, где Иаков, как духовный отец, разрешает своего духовного сына от всех грехов, им исповеданных, и преподает ему различные наставления. Митрополит Никифор в Слове на неделю сыропустную объясняет самые условия истинного покаяния, убеждает приносить чистосердечную исповедь пред отцами духовными и исполнять налагаемые от них епитимии . Таинство Евхаристии совершаемо было у нас на хлебе квасном и на вине, растворенном водою . О совершении таинства священства, т. е. о рукоположении и поставлении на священные степени епископа, пресвитера и диакона, многократно упоминает преподобный Нестор в своей летописи и в житии преподобного Феодосия. Замечателен, в частности, обряд настолования новопоставленных епископов и митрополитов, совершавшийся тогда у нас по примеру Церкви Греческой: чрез несколько дней после рукоположения епископа или прибытия митрополита из Греции новый святитель возводим был другими святителями во время литургии по прочтении Евангелия на стол, или кафедру, стоявшую среди церкви, и торжественно приветствован был возглашением его епархии и целованием. Так, митрополит Иларион сам свидетельствует о себе, что он по рукоположении был настолован; о митрополите Никифоре замечено, что он прибыл в Русь 6 декабря, а 18-го того же месяца на стол посажен; о Черниговском епископе Феоктисте сказано, что он поставлен во епископа января 12-го, а посажен на стол 19-го . Таинство брака, т. е. благословение Церкви и венчание, считалось необходимым для всех брачующихся, и так как некоторые простые люди вступали в браки без благословения церковного и венчания, предоставляя это только боярам и князьям, то пастыри Церкви принимали меры для вразумления невежд . Наконец, сохранилось свидетельство и о таинстве елеосвящения, что оно совершалось в нашей Церкви. «Если кто,— повествует летописец,— приносил в монастырь больное дитя, каким бы недугом оно ни было одержимо, или и взрослый человек, одержимый каким-либо недугом, приходил в монастырь к блаженному Феодосию, то он повелевал пресвитеру Дамиану творить молитву над болящим и тотчас, как Дамиан совершал молитву и помазывал маслом святым, приходившие исцелялись» .

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

3- преп. Амросия Оптинского 4-преп.Никандра Городноезерского 5-св.вмч.Пантелеимона 6-преп.Нила Столбенского 7-св.благоверной княжны Анны Новгородской 8-преп.Саввы Вишерского 9-св.благоверного князя Владимира Ярославича 10-апостола Иакова брата Господня 11-св.вмч.Анастасии Узоразрешительницы 12-святителя Григория Новгородского 13-св.мч.Андриана и Наталии 14-преп.Сергия Радонежского 15-часть камня Серафима Саровского 16-апостола Петра 17-св.благоверного князя Феодора 18-св.равноапостольной Марии Магдалины 19-40-ка Севастийских мучеников 20-святителя Никиты Новгородского 21-святителя Иоанна Новгородского 22-святителя Тихона патриарха Московского 23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского 24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского 25-частица от гроба Амвросия Оптинского 26-св.прав. Иакова Боровического 27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского 28-св.блаж.Николая Псковского 29-апостола Андрея Первозванного 30-святителя Филарета митрополита Московского 31-св.муч.Владимира митрополита Киевского 32-преп.Никола Святоша князь Черниговский 33-преп.Моисей Угрин 34-преп.Еразм 35-преп.Тит пресвитер 36-преп.Марк гробокопатель 37-преп.Никон игумен 38-преп.Пимен многоболезненный 39-преп.Иссакий затворник 40-преп.Нестор летописец 41-преп.Онисифор исповедник 42-св.муч.Иоанн младенец 43-преп.Исаия 44-преп.Никон сухой 45-преп.муч.Григорий чудотворец 46-преп.Иоанн брат 47-преп. Симон епископ Владимирский 48-св.мч.Анастасий диакон 49-преп.Дамиан целебник 50-преп.Сильвестр 51-свящ.муч.Меркурий 52-преп.Анатолий затворник 53-преп.Григорий иконописец 54-преп.Савва 55-преп.Сисой затворник 56-преп.мч.Феодор 57-преп.Спиридон Просфорник 58-преп.Ефрем епископ Переяславский 59-преп.Никодим Просфорник 60-преп.Лука эконом 61-преп.Игнатий 62-преп.Феофан Постник 63-преп.Афанасий затворник 64-преп.Макарий постник 65-преп.Марк 66-преп.Лаврентий епископ Туровский 67-преп.Пимен постник 68-преп.Нектарий 69-преп.Авраамий затворник 70-преп.Нифонт епископ Новгородский 71-двенадцать святых мастеров зодчих

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

– Слово о черноризцах Печерских – о Дамиане пресвитере и о Еремии, л. 437–438. Нач. «Дамиан пресвитер бяше таков постник, яко разве хлеба и воды ничто же не ясти ему до смерти своей». – Повесть о видении Козмы игумена, страшно и зело полезно, л. 439–446, Нач. «В третиенадесять лето царства Романа Греческого Царя бяше некто муж». – Слово похвальное вкратце: сказание от жития свв. Великих трех Иерархов – Петра, Алексия и Ионы Митрополитов Киевских, списано повелением святейшего Патриарха Иова Московского и всея Руси, л. 447–458. Нач. «Светлого убо и пречистого праздника Пресвятую и Преосвященную трею Святителю». – «Слово о святом Алексии Митрополите, л. 459–469. Нач. «Еще бо желанием объемлет нам сердце, недоумение же содержит помысл». – Молитва ко св. Алексию Митрополиту, л. 467. – Слово о св. Ионе Митрополите, л. 469 об. – 470 об. Нач. «О чада церковная, честное воистину и добродетельное ваше стечение, вина добрейших повестей отсюду нам належит». В 6-й день. Св. Апостола Фомы, л. 471–480 об. Нач. «В то время, в неже беша вси Апостоли во Иерусалиме, разделиша себе страны вселенные». – Мучение св. Апостола Фомы, л. 481–488 об. Нач. «Жена мудрая Царя слышавши о божественнем Фоме Апостоле». В 7-й день. Мучение свв. Сергия и Вакха, л. 489 – 512. об. Нач. «Царствующу Максимиану мучителю и во мнозей льсти бе род человеч». В той же день сказание мало отчасти о житии и о прихождении на место сие, и о чудесах, и о преставлении, и о явлении Преп. Серия Обнорского Вологодского чудотворца, иже на реце на Нурме, и собеседника Преп. Павлу чудотворцу и о прихождении) святого к великому светилу Преп. Сергию Чудотворцу Радонежскому, л. 513–584 об. Нач. «Сей убо Преподобный отец ваш Сергие начало и корень имея от Святыя горы». О Преподобном отце нашем Павле Обнорском Чудотворце, л. 526. Чудеса Преп. Серия Обнорского, л. 535–584 об. В 8-й день. Житие и покаяние Преп. Пелагии, бывшей прежде блудницы, л. 585–600. Нач. «Бывшую вещь во дни наша изволися Богу многогрешным Иаковом писати вам духовней братии».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Если какой брат впадал в прегрешенье, его утешали и положенную на него епитимию разделяли между собою трое или четверо по великой любви — такова была любовь в братии той, таково воздержанье! Если иной брат выходил из монастыря, все братия о нем скорбели, посылали к нему, призывали его снова в обитель и, когда возвращался, умоляли игумена принять его и принимали с великою радостию» . Из числа этих братий остались известными по именам: Исаия, впоследствии епископ Ростовский, Стефан, впоследствии епископ Владимирский, Никон, приходивший на время из Тмутаракани, которого Нестор постоянно называет великим, без сомнения, за особенную святость жизни, Иеремия, помнивший Крещение земли Русской и имевший от Бога дар предвидеть будущее и прозревать в тайны сердца, Матфий прозорливец, удостоившийся разнообразных видений, Дамиан пресвитер, великий постник, который до самой смерти своей не вкушал ничего, кроме хлеба и воды, ночи проводил без сна в прилежном чтении книг и молитве и отличался необыкновенною кротостию . торопецкий купец, потом, раздав все имущество свое на монастыри и нищим, пришел к преподобному Антонию, принял от него пострижение и затворился в малой пещере, простиравшейся едва на четыре локтя. Семь лет провел он в ней безысходно, подвизаясь в посте, бдении и молитве, вкушал только просфору, которую через день приносил ему великий Антоний и подавал сквозь малое оконце. Наконец, в одну ночь Исаакий подвергся страшному искушению от бесов: наутро преподобные Антоний и Феодосий нашли его едва живым и совершенно расслабленным и вынесли из пещеры. Сначала прислуживал больному сам преподобный Антоний; затем, когда он удалился в Чернигов, преподобный Феодосий перенес Исаакия в собственную келью и ходил за ним более двух лет. Мало-помалу выздоровев, Исаакий не пошел прямо в свой затвор, а долго оставался в монастыре между братиею, трудился в поварне и скрывал свои высокие подвиги под видом юродства. Под конец жизни он снова заключился в своей пещере, из которой только за восемь дней до смерти, совершенно больной, перенесен был в монастырь, где и скончался .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

Не получил ли преподобный, испытавший на своем опыте горькую скорбь от халатного отношения пресвитера к бедам и печалям своей паствы, благодать целить священнические недуги? Так или иначе, но только теперь, вполне ощутив свое глубокое одиночество в мире людей, слабовидящий и беспомощный человек оказался готов к встрече с Божьим посланником: в тот момент, когда надежда на избавление от недуга стала бесконечно эфемерной, Илариону явился бессребреник Косьма и указал ему святое место, на котором должен был явиться святой и цельбоносный образ Богородицы. Целитель Косьма обращается к страдальцу со следующими словами: «Иларионе, отселе имаши диавола победити и свет видети». Описывая встречу Илариона с Косьмой, агиограф настойчиво апеллирует к указанию точных, топографически узнаваемых координат: «И идоша до деревни Дмитрекова тое же веси», «И дошедше в деревню Обухово, и в той деревне сташа под древом березою», «И поидоша в путь свой до уреченнаго места, не дошед деревни Лусникова мало». При этом каждый раз место временных остановок загадочных путников, один из которых остается невидим для окружающих, отмечается деревьями различных пород: пройдя липу и березу, Косьма с Иларионом останавливаются под елью, и именно это место, несмотря на всю его непригодность к хозяйственному освоению («малая поляна, мокротою исполнена, и мелким лесом поросла») обозначается как святое место будущей обители: «И рече святый: “Иларионе, прииди во утрий день на сие место. И узриши славу Божию. Может тебе открытися сокровенное таинство, и узриши славу Божию”». Образ Богородицы, явившийся на следующий день на указанной святым Косьмой поляне, дарует Илариону исцеление, а голос Божией Матери повелевает ему устроить на этом месте храм. «И не оскудеет благода месте сем от ныне и д , и будет прогнание духово кавым и всякой язи и , и кланяющимся честному и творному образу Ея с верою всяка страсть и язя прогнана будет», – восклицают явившиеся вместе с чудотворной иконой бессребреники Косьма и Дамиан . Пророчество святых бессребреников сбывается в самом скором времени, на место явления святыни собирается множество окрестных жителей, чудо становится известно архиерею, который инициирует церковное расследование, а главным информантом этого процесса становится Иларион. Убедившись в подлинности сообщаемых сведений и став свидетелем еще одного исцеления, епископ вместе с другими клириками утверждает решение устроить на месте явления святыни монашескую обитель, в которой одним из рядовых монахов принимает постриг и сам исцеленный.

http://pravoslavie.ru/116196.html

Большинство обетных и помянных икон занимали, понятно, места, остававшиеся свободными от росписи (напр. 5), но, с упадком церкви и монастыря и самого Рима в VIII–IX вв., некоторые иконы нередко нарушали роспись, как, например, икона пресвитериума 6), намалеванная среди драпировок; для других икон избирались уцелевшие без росписи столбы 9) или даже отводилось место, утратившее роспись (ниша 3). Таким образом, в этой церкви мы находим древнейший и наиболее полный образец обетных иконных росписей на Западе, в соответствие с церковью влкм. Димитрия в Солуни. Затем, на данном примере мы можем наилучше представить себе значение иконы и ее отличие от религиозной живописи: а именно, большинство указанных изображений должно представлять уже освященные временем и почитанием известные иконы, а не новые композиции, сочиненные ad hoc. Напротив того, декоративные темы должны отличаться друг от друга хотя бы в подробностях и потому, например, в торжественном изображении Божией Матери на престоле, с Младенцем, среди святых и поклоняющихся, в трех образах Божией Матери Царицы наблюдаются каждый раз различия в облачении, по естественному стремлению живописцев, исполняющих однородный сюжет в одном месте, вносить в него разнообразие хотя бы в деталях. Далее, большинство моленных типов Божией Матери в церкви Марии Антиквы должно происходить с Востока: большая часть надписей церкви греческие или греко-латинские. В церкви найден, кстати, верх мраморного амвона, по кайме которого тот же папа Иоанн VII величает себя рабом Божией Матери на двух языках: греческом и латинском. Таким образом, эта церковь Божией Матери является своего рода римским центром художественной деятельности пап греков и сирийцев VII и VIII столетий; основанный при церкви монастырь, после завоевания Сирии и Египта арабами, стал убежищем греко-восточного монашества, а затем и иконопочитателей, бежавших из Византии. С 606 по 752 гг. известно тринадцать пап сирийских греков или прямо сирийцев; сам папа Иоанн VII был грек, сын начальника войск и дворца на Палатине Платона. В числе святых, изображенных в церкви, находится ряд святых также преимущественно восточных, как то: Косма и Дамиан, Пантелеймон, Феодор, Ермолай, Николай Чудотворец, Афанасий, Кирилл, Епифаний, Мамант, Артемий, Кирик и Иулита, Мария Египетская и пр. Правда, и в Риме VII и VIII столетий было не мало греко-сирийских монастырей, как, например, монастыри св. Саввы, Эразма, церкви св. Пракседы, Анастасии и других 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

т. е. темно-красное). Т.е. смою с вас те греховные пятна, совершенно очищу вас от них (ср. Пс. 50:9). Бог, по милосердию Своему к людям, прощает их грехи, но под условием только чистосердечного раскаяния и нравственного исправления. Павел скончался в IV веке. Память святых мучеников Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона св. Дионисия, епископа Александрийского совершается 5 октября. Евсевий и Херимон, по свидетельству самого из учителя св. Дионисия, были диаконами. Евсевий (церк. историк) прибавляет, что Евсевий диакон после был епископом в Лаодикийской церкви в Сирии, а Фавст, маститый старец, скончался при его жизни мученически, быв обезглавлен. — Скончались в 2-й половине III века. Память святого мученика Давикта и дочери его Каллисфении греческим памятникам Давикт называется Адавктом. главный город Малоазиатской провинции Асии; расположен на реке Каистре. В настоящее время на месте древнего г. Ефеса находится бедная турецкая деревушка, называемая Айся Солюк. область в серверной части Малой Армении, недалеко от р. Евфрата. При императоре Траяне (98–117) здесь разрослось до размеров значительного города селение того же имени, что и область. область в Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова. Память преподобномученика Петра, пресвитера Капетолийского город на пути из Иерусалима в Дамаск между Гадарою и Адраою. город в Аравии. кончины св. Петра полагают в III или начале IV века. Страдание святой мученицы Харитины римский Диоклитиан царствовал с 284 по 305 г. по Р.Х. мученица Харитина пострадала около 304 г. по Р.Х в городе Амисии, в Понте, на южном берегу Черного моря. Житие преподобного Дамиана Печерского Дамиан преставился в 1070 г. Его мощи почивают в Антониевой пещере в Киево-Печерской лавре. Житие преподобного Иеремии Печерского Русской земли было при князе Владимире святом в 988 году. 1074 году. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 5) > < >< back 6) > < >< back 7) > < >< back 8) > < >< back 9) > < >< back 10) >

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Импровизированный хор состоял из местного священника Феофана Букетова и его брата псаломщика Константина Букетова 841 , также иереев Венедикта Туркевича и Петра Попова (из Пассайка 842 ). 8/21 ноября 1905 г. Праздничную литургию собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных преосвящ. Тихон отстоял в алтаре временной церкви. В 15 ч. архипастырь выехал из Анзонии в Нью-Йорк. 13/26 ноября 1905 г. «В воскресенье 13 Ноября Его Высокопреосвященство совершал Божественную литургию в кафедральном Соборе в Нью-Йорке в сослужении о. Архимандрита Севастьяна, начальника Сербской православной миссии в Америке, кафедрального протоиерея А. Хотовицкого, ключаря о. И. Зотикова, эконома иеромонаха Иоанникия и американского миссионера о. Н.И. Ирвина. За литургией был рукоположен во иподиакона, а после во диакона монах Дамиан, причисленный к Сербской миссии. Вечером того же дня была совершена соборне торжественная вечерня с проповедью на английском языке» 843 . 20 ноября/3 декабря 1905 г. В неделю 24-ю по Пятидесятнице в Нью-Йорке архиеп. Тихон рукоположил во диакона псаломщика Павла Радосавльевича (Radosavljevic 844 ). Вечером архипастырь отправил бдение накануне праздника Введения во храм Пресвятой Девы Марии. 21 ноября/4 декабря 1905 г. Божественная литургия двунадесятого праздника была в кафедральном соборе соединена с хиротонией диак. Павла Радосавльевича во пресвитера 845 к Воскресенской домовой церкви в Чикаго. 26 ноября/9 декабря 1905 г. В день памяти св. Иннокентия Иркутского глава Североамериканской епархии отслужил в своем храме молебен с возношением молитвословий о епископе Аляскинском, с возглашением многолетия преосвящ. имениннику. 5/18 декабря 1905 г. «5 Декабря вечером накануне храмового праздника кафедрального Нью-Иоркского Собора, а также именинного дня Православного Общества Взаимопомощи, вверенного молитвенному попечению Святителя Николая, Его Высокопреосвященство в сослужении наличного соборного причта совершил всенощное бдение...» 846 . 6/19 декабря 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но скоро после возобновления гонения это заявление знаменательно было опровергнуто появлением голода и язвы, которые страшно опустошали его владения. И в это время испытания, как и раньше при подобных случаях, сила христианской веры и любви проявилась изумительно. Верующие, одинаково страдая от общего бедствия, отличались от народной массы своим поведением во время его, именно, рискуя своей жизнью в служении больным, в погребении умерших, которые оставляемы были без всякой помощи их собственными ближайшими родственниками 592 . О разнообразных пытках, употреблявшихся во время этого гонения, нет надобности говорить здесь подробно. В общем христиане выносили эти страдания с благородной непоколебимостью и терпением, хотя рядом со слабостью предателей были и такие, которые отрекались от веры, равно и такие, которые навлекали на себя смерть буйным и фанатическим поведением. Язычники, бывшие свидетелями их страданий, наконец, возмутились таким кровопролитием и жестокостью; сами гонители утомились от избиения и прибегали к другим наказаниям, как искалечение членов, выкалывание глаз, принуждение епископов и других знатных лиц к унизительным работам и ссылка большого числа людей всякого класса в каторжные работы в рудниках 593 . Гонение в общем продолжалось десять лет, хотя после первых двух лет оно лишь мало чувствовалось на западе. Гиббон, с очевидным желанием показать возможно меньшим число лиц, преданных смерти, определяет их в две тысячи 594 ; о телесных мучениях, почти приводивших к смерти, и о безграничных бедствиях всякого рода, которым должны были подвергаться члены страждущей общины в течение этого долгого периода всяких ужасов, этот историк не соблаговолил сделать даже ни малейшего замечания. Среди мучеников, самыми знаменитыми по своему положению или характеру, были Петр, епископ александрийский 595 ; Лукиан, пресвитер антиохийский, который в ранней своей жизни находился в связи с Павлом Самосатским, но впоследствии возвратился в лоно православной церкви и выдавался своими трудами по св. Писанию 596 ; Памфилий, основатель библиотеки кесарийской, знаменитый своей ревностью об умножении и исправлении списков священного текста, своими сочинениями в защиту Оригена и своей близкой дружбой с историком Евсевием 597 , и Мефодий, епископ тирский, противник Памфила в оригенистическом споре 598 . Кроме них, имена которых записаны в подлинной истории, к этому же периоду относятся многие мученики, пользующиеся общей или местной известностью, как св. Севастиан и св. Агнесса, которые пострадали в Риме и упоминаются в церквях и катакомбах вне стен города; св. Януарий Неапольский; свв. Косьма и Дамиан, два арабских брата, пострадавшие в Киликии и считающиеся покровителями медицинского искусства; св. Винцентий Сарагосский, св. Дионисий Парижский и др., К раннему периоду царствования Диоклетиана до указа от 303 года относится история британского первомученика св. Альбана 599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010