Состоялся годичный акт Киевских духовных школ 9 ноября 2013 г. 17:24 9 ноября 2013 года, в день памяти преподобного Нестора Летописца, небесного покровителя Киевских духовных школ , управляющий делами Украинской Православной Церкви , ректор КДА митрополит Бориспольский и Броварской Антоний совершил Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской лавры . Его Высокопреосвященству сослужили ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Петергофский Амвросий , епископы Макаровский Иларий , Боярский Феодосий , Ирпенский Климент , Бородянский Варсонофий , Фастовский Дамиан , Вознесенский и Первомайский Алексий , Васильковский Николай , духовенство Киевских духовных школ. За Литургией митрополит Антоний рукоположил во пресвитера студента II курса КДА иеродиакона Софрония (Чупрыну) и во диакона студента I курса КДА чтеца Василия Грабко. По окончании богослужения в актовом зале лавры митрополит Антоний возглавил годичный акт Киевских духовных школ. В мероприятии участвовали архиереи, сослужившие Его Высокопреосвященству за Литургией, а также генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Любомир Михайлина, гости, преподаватели, сотрудники и студенты Киевских духовных школ. Митрополит Антоний огласил поздравительный адрес Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . С докладом о деятельности Киевских духовных школ выступил первый проректор КДА протоиерей Сергий Ющик. В докладе, в частности, было отмечено, что в текущем учебном году в КДА реализуется концепция высшего духовного образования, утвержденная Священным Синодом УПЦ. Отец Сергий сообщил, что продолжается налаживание сотрудничества с украинскими и зарубежными духовными и светскими учебными заведениями. В частности, подписаны соглашения с Православными богословскими факультетами Университета Восточного Сараево (Босния и Герцеговина), Белградского университета (Сербия), Свято-Владимирской духовной семинарии (США). Подписан договор о сотрудничестве с Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» и продлено соглашение с Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником.

http://patriarchia.ru/db/text/3357334.ht...

750 ...отець нашь Амунъ, богоносьць... – Преподобный Аммон был основателем Нитрийской пустыни иноков в среднем Египте, насчитывающей около 50 обителей. Умер в 350 или 356 г. 752 Св. Лукиан – христианский ученый, основал училище христианских богословов в Антиохии и был его пресвитером. 753 Трепарь – древнерусское название тропаря, церковного песнопения, составленного в честь праздника или святого. 754 ...въ царство Диоклитиане... – Т. е. время правления римского императора Диоклетиана, гонителя христиан (284–305). По сведениям других источников, Лукиан был схвачен при императоре Максимиане в 311 г. 756 Козьма и Дамиан – братья-лекари, жившие во второй половине III в. около Рима. Были убиты из зависти врачом-язычником в 284 г. В некоторых богослужебных книгах их память отмечается также 1 июля. 757 Преподобный Феодор, игумен Студийский (759–826) – аскетический деятель, писатель, основатель монастыря в Студиях, одном из районов Константинополя, автор Большого и Малого Катихизисов, посланий, касающихся различных сторон церковной жизни, а также правил монашеской жизни, записанных после его смерти в форме Устава. Одна из 9 его редакций (патриарха Алексея) была принята на Руси и действовала до начала XV в. 758 В царство Костяньтине... – Преподобный Феодор родился в эпоху правления императора Константина V Копронима (741–775). 759 Въ царство Ирины... – Византийская императрица Ирина, жена Льва IV Исавра, после смерти мужа управляла империей вместо малолетнего сына Константина VI с 780 по 790 г. 760 ...Сакудиовъ монастырь... – Этот монастырь находился в местечке Сакудион, около Константинополя. 761 ...и от Тарасья патриарха... – Тарасий был патриархом константинопольским в 784–806 гг. В истории церкви известен тем, что содействовал подготовке и проведению 7-го вселенского собора, на котором было осуждено иконопочитание. 762 Селунь (Солунь) – древнерусское название города Фессалоники, в то время одного из главных городов на Балканском полуострове, входившего в состав Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОИШ Гоиш [португ. Góis] Дамиан ди (1502, Аленкер - 30.01.1574), португ. гуманист и ученый, одним из первых познакомил европейцев с традициями Эфиопской Церкви. Род. в знатной семье и в 1511 г. стал пажом при дворе кор. Мануэла I (1469-1521), в 1523 г., при кор. Жуане III (1521-1557), Г. был послан секретарем миссии Feitoria de Frandres в Антверпен, где за 5 лет познакомился с идеями и деятелями Реформации. В 1528 г. в Англии он встретился с Т. Мором. В 1529 г. Г. ездил с дипломатическими поручениями к польск. кор. Сигизмунду в Краков и Вильно, а в 1531 г.- ко двору дат. кор. Фредерика I. Эти поездки дали ему возможность хорошо познакомиться с учителями ранней Реформации И. Бугенхагеном, Эразмом Роттердамским, Ф. Меланхтоном и М. Лютером, и их идеи произвели на Г. большое впечатление. В 1530 г. в Лиссабоне он встретил эфиоп. свящ. Цага Зааба (от эфиоп.- благодать Отца), посланного к португ. королю эфиоп. царем Лебна Денгелем просить военной помощи для отражения мусульм. нашествия имама Ахмада Ибрахима аль-Гази . Г. подробно расспросил эфиоп. священника о его стране и состоянии Эфиопской Церкви, результатом чего явились 2 книги, написанные им по-латыни: «Посольство великого индийского императора пресвитера Иоанна» (1532) и «Верования, религия, нравы эфиопов под властью священника Иоанна» (1540). Однако в книгах было описано не столько действительное состояние Эфиопской Церкви, сколько представления самого Г. о том, какой должна быть христ. Церковь не только в Эфиопии, но и повсюду. Эти книги вызвали, с одной стороны, большой интерес у европ. гуманистов, к-рых очень привлекал «мистический и мудрый» Восток, в т. ч. и Эфиопия, а с другой - серьезное неодобрение у членов инквизиции. В дальнейшем Г. долго жил в Италии и во Фландрии, затем заведовал португ. архивами в Торре-ду-Томбу. В 1566-1567 гг. по поручению кардинала-инфанта Энрике он написал и издал историю королей Мануэла I и Жуана III. Но научная деятельность не спасла его от преследования инквизиции. В 1573 г. Г. был арестован и заточен в мон-рь, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/165239.html

Пантелеимона мон-ря на Афоне в Издательский отдел Московской Патриархии. В этой службе «Собору всех святых Безсребреников» (МП. Ноябрь. Ч. 1. С. 22-34) в дополнение к Б., перечисленным в молитвах проскомидии, таинства Елеосвящения и в последовании малого освящения воды, в славнике на «Господи, воззвах» и в каноне упоминаются все 3 двоицы мучеников Космы и Дамиана, а также: апостол и евангелист Лука, I в., пам. 18 окт.; сщмч. Антипа , еп. Пергамский, I в., пам. 11 апр.; сщмч. Харалампий , еп. Магнисийский, † 202 г., пам. 10 февр.; сщмч. Власий , еп. Севастийский, † ок. 316 г., пам. 11 февр.; свт. Спиридон , еп. Тримифунтский, † ок. 348 г., пам. 12 дек.; свт. Модест , архиеп. Иерусалимский, † ок. 633/34 г., пам. 18 дек.; вмч. Артемий , антиохийский, † 362 г., пам. 20 окт. Ап. Лука был врачом, священномученики Харалампий, Власий, святители Спиридон и Модест обладали особыми дарами исцелений. Сщмч. Антипа и вмч. Артемий прославились целебными дарами после преставления: к помощи сщмч. Антипы прибегали на месте его мучения и помазуясь миром от мощей, особенно при зубной боли; вмч. Артемий подавал исцеления почитающим его мощи. Б.-исцелители врачевали не только людей, но и животных: этим прославились Б. Трифон, Власий, Харалампий, Спиридон, Модест - они являются покровителями животных (бессловесной твари) и избавителями от нашествия вредных насекомых. Среди рус. святых именование «безмездника» усвоено прп. Агапиту, врачу безмездному , Киево-Печерскому, в Ближних пещерах почивающему († ок. 1095, пам. 1 июня). Подвиг Б.-исцелителей несли также прп. Прохор лебедник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий († 1107, пам. 10 февр.), прп. Дамиан пресвитер , целебник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий († 1071, пам. 5 окт.), Ипатий целебник (XIV в., пам. 31 марта), исп. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопольский и Крымский († 1961, пам. 29 мая). Термин «Б.» («безмездник»), употребляемый по отношению к св. целебникам, имеет, т. о., многосмысловое значение. Основной духовный смысл выражен в общем тропаре Б.: «Святии безсребреницы и чудотворцы, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам».

http://pravenc.ru/text/149067.html

Август евфразийский. Стефан иерапольский 309 . Феодорит самосатский. Иоанн киропольский. Тимофей германийский. Евулкий долихский 310 . Гавиниан зевгматский. Патрикий перрский. Руфин неокесарийский. Области Оздройской 8 епископов: Нон келабазедский. Гайюма маркопольский. Иоанн карронский. Аврамий кастрокирконский. Даниил македонопольский. Дамиан каллиникопольский. Софроний константинопольский. Иоанн сарракенский. Области Месопотамии 6 епископов: Симеон амудский. Ной кесарийский 311 . Мара азетинийский. Зевен мартиропольский. Гайюма инзельский 312 . Евсевий суфанинский 313 . Области Палестины первой 9 епископов: Ювеналий иерусалимский. Глукон кесарийский, чрез Созина, епископа единского. Леонтий аскалонский. Фотин диоспольский. Павел анфедонский. Прэлий агафопольский. Панкратий авиадский 314 . Полихроний антипатридский. Стефан иамнийский. Области Палестины второй 4 епископа: Севериан скифопольский. Анниан капитолиадский. Зевин пеллестийский 315 . Иоанн гадарский. Области Палестины третьей 6 епископов: Вирилл елийский. Арета елусский. Музоний сооронский 316 . Маркиан диотский. Низ тирасский. Маркиан газский. Области древнего Епира 8 епископов: Аттик никопольский. Марк еврксоский 317 . Перегрин финикский. Евтихий адрианопольский. Клавдий аскиамский. Сотерик керкира-незитанский. Филоктей додонский. Иоанн протикский 318 . Области метрополии Епира 4 епископа: Зиновий бостройский. Лука доракийский. Евсевий аполлонийский. Петр екимийский 319 . Области Фессалии 1 епископ: Константин диметрийский 320 . Области Крита 5 епископов: Мартирий гаргийский 321 . Геннадий гносутский. Кирилл субсетский. Евфрат елевферийский. Димитрий лавпенский. Области Вифинии понтийской 5 епископов: Евномий никомидийский. Анастасий никейский. Юлиан косский и пресвитер архиепископа Льва. Елевферий халкедонский 322 . Каллиник апаненский. Области Галатии первой 7 епископов: Евсевий анквирский. Юлиан тавиймкий. Мелистогг люллиопольский 323 . Иперехий иаспонотиайский 324 . Акакий кинитский. Лавкадий мнизутский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Обольщённый лукавым, который не терпел добродетели святых, Мстислав стал требовать от них сокровищ варяжских, будто бы открытых ими в пещерах, и даже своеручно поразил стрелою Василия; стрела сия была впоследствии орудием собственной его смерти; оба мученика скончались в темнице от многих истязаний. «Читал ли ты Патерик Печерский? – спросил меня Владыка, остановившись у последующей раки, – а если и читал, то советую тебе вновь перечитать, чтобы изучить жития великих угодников, мимо коих проходим скоро, хотя каждый мог бы нас многому научить. Вот соименник одному из трёх писателей назидательного патерика сего преподобный Поликарп I-й, Священноархимандрит Печерской Лавры, который при безмолвии монашеском был мужем совета и разума: великий князь Ростислав Мстиславович I-й любил слушать его беседу и пользовался советами в исполнении обязанностей своего звания! – Подле священноархимандрита покоится пресвитер, Дамиан целебник, постриженник преподобного Феодосия, которому он был столько предан, что единого только просил от Господа: – не разлучаться с ним и в будущей жизни; и, в час смертный Ангел, в образе преподобного, уверил умирающего, что исполнится его пламенное желание». Опять послышалось пение: небесные звуки раздавались под землёю: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Тебя, Боже наш». – Страшные, животворящие Тайны Христовы совершались во мраке алтаря пещерного. Мы стояли в устье малого вертепа, иссечённого для церкви преподобного Варлаама. Она была наполнена народом, так что с трудом мог я проникнуть сквозь толпу до мощей преподобного. – Тускло горели лампады и свечи, пред позлащённым иконостасом, от спёртого дыхания; но усердна была молитва богомольцев, от всех краёв широкой Руси, сошедшихся в сей подземный приют отшельников, которые просветили её верою. Хотелось бы дослушать и сию вторую литургию в недрах земли, но надобно было продолжать подземное странствие, чтобы избежать тесноты от народа, который, по окончании литургии, также пойдет поклониться святым угодникам. Мы поворотили сперва налево, в тесный переход, чтобы поклониться четырём угодникам: Никодиму, просфорнику Печерскому, тридцать лет подвизавшемуся в сем благочестивом труде; затворникам Лаврентию и Афанасию, который воскрес после двухдневной смерти, и поучил братию трём вещам: послушанию, покаянию и молитве, сам заключился ещё на двенадцать лет; и Еразму, искупившему себе спасение душевное вольным пожертвованием всего своего имущества храму Божией Матери. Потом мы пошли обратно, мимо того же устья церковного, ко гробу Луки, эконома Печерского, и снова послышалось нам дальнее пение из церкви. – Уже Тайны Божественные совершились и воспевалась похвальная песнь, ублажавшая Пречистую Матерь закланного на престоле Агнца: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Звуки сии, едва слышимые вдали, следовали за нами в пещерах, как отголосок райской песни, достигавший в слух земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Молись и святым, «угодившим Богу», заповедует литература Православной Руси («Стословец» – 3, 2). Святых должно «похвалять и почитать». Их «Самые ангелы почитают и славят» (23, 258). Но кто такие святые? Чем они выделились из прочей массы людей? Это «преблаженные и великие чудо делатели», те, которые одержали победу над злом, приняли великую благодать от Бога и стяжали добро (23, 258). О таких «чудоделателях» в «Слове на собор святых отцов» говорится: богоблаженные отцы, хранители правой веры, недремлющие стражи Христовой Церкви, «за нюже и до крови противу врагов брань поставили», добрые пастыри стада Христова, за которое и душу положили, усердные наставники, напоившие мир спасительным учением, земные ангелы, предстоящие Божию Престолу и всегда просящие мира всей земле, светильники миру, духовные врачи, заступники обиженных, «сущим в бедах скории помощницы», чистые сосуды, органы Святого Духа, «красные обители, в них же Святая Троица». Это: Сильвестр, епископ Римский, «иже крещением Константина царя от проказы очисти», Митрофан Константинопольский, «иже слепцу очи словом отверзе и немому молитвою глаголати сотвори», Александр Александрийский , «иже пророческим даром украшен», и многие другие. Они прославили Христа на земле, и Он их «прославил на небеси» (1, 171–173). А вот что говорится о первых русских святых: «Как пресветлые светила сияли они в Русской земле: одни были постниками, другие подвизались в бдении, иные в земных поклонах, некоторые постились через день или два, иные питались лишь хлебом и водой, а другие только вареными или сырыми овощами, и все в любви жили: меньшие покорялись старшим и не смели при них говорить, и все это делали с покорностью и с великим послушанием; также и старшие имели любовь к младшим, наставляя и утешая их, как детей своих возлюбленных. И если какой брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его, и по великой любви своей епитимию, наложенную на одного, разделяли трое или четверо. Такова-то была Божественная любовь» (Киево-Печерский Патерик – 6, 469). Пресвитер Дамиан был великим постником, брат Иеремия предсказывал будущее, брат Матфей был прозорливым (6, 471), преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый, спавший без постели на песке и топивший свою келью мусором, творил чудеса, в частности, призванный в молитве на помощь тонувшими, спас корабль от потопления (9, 345, 347). К таким людям шел каждый со своим горем и уходил от них укрепленный, ободренный, здоровый. «Приходили больные различными недугами, – читаем в «Житии Преподобного Сергия Радонежского», – от них исцелялись, были они и от бед верные избавители, и от смерти быстрые заступники, на дорогах и в море они путь делали легким, нуждающимся обильно подавали, нищих кормильцами были, для вдов и сирот были неистощимым сокровищем, – как сказал Божественный апостол: «Ничего не имели, но всем обладали» (8, 333).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Довольно указать на св. Иринея, который осудил Виктора, папу Римского, за то, что тот произнес анафему на лиц, неодинаково с Римскою Церковью праздновавших праздник Пасхи. Св. Ириней убедил его приять отлученных в общение с Церковью (Евсевий. Ист. Церкви. Кн. 5, гл. 24). В Западной Церкви, где отлучения были особенно часты, было много злоупотреблений ими. Это порицали многие. Например, Петр Дамиан в письме к папе Александру убеждал его удерживаться от частого произнесения анафемы. Он писал, что «произнесение анафемы почти во всех декретах принадлежит к делам, требующим исправления. В какую погибель это ввергает души в отношении к их спасению? Какой случай к падению, какой скользкий путь, какая опасная пропасть? Справедливость требует, чтобы большему наказанию подвергся тот, кто совершает великий грех , нежели кто малый. Здесь же великие и малые грешники подвергаются одному и тому же наказанию. Часто человек налагает другому такое наказание, которое Бог не налагает на нарушителей Его заповедей. Иисус Христос, сказав: Кто любит отца или матерь более Меня, не сказал, что он будет предан анафеме или проклятию, но только: Меня не достоин. Он сказал в законе: оно за око, зуб за зуб, рана за рану, обжог за обжог, но не выгонял тотчас всех виновных из синагоги и не проклинал. Не все грехи равны, как думают стоики, безразлично наказывая их одинаковым образом. Должно наказание соразмерять с преступлением. Св. Григорий и другие папы доставили честь престолу папскому соблюдением этого обычая в своих декретах. Они произносили анафему только в конце формулы веры» (Petrus Damiani. Lib. I. Epistolarum. Epist. 12 ad Alexandrum Pontificein). 16 О древнем обычае производить суд в собрании верующих говорит св. Киприан в письме 57. «Я, – пишет он к своим пресвитерам, – с самого вступления своего на епископскую должность поставил себе за правило ни о чем не давать своего определения без вашего совета и согласия народа». Об участии пресвитеров в судах епископов свидетельствует св. Игнатий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но следующий рассказ о переводе Варлама в монастырь св. Дмитрия и об избрании Феодосия заимствован у Нестора. Тоже относительно дальнейших отрывков – об умножении братии в Печерском монастыре и о введении Студийского устава, причем между обоими отрывками опущен Несторов рассказ о построении монастыря и великой церкви, а в повествование о Студийском уставе внесена из Жития Антония поправка, по которой уставь получен не от Ефрема, а от Михаила чернеца, пришедшего из Греции с митрополитом Георгием. Затем говорилось по Нестору, что Феодосий никому не отказывал в приеме в монастырь ни убогому, ни богатому; следующее затем место, где Нестор рассказывал об увеличении братии, основании каменной церкви Феодосием и окончании ее Стефаном, а также заключительные, строки, где автор говорить о себе, были также сохранены в Печерской летописи. В конце сказания летописец поместил известие о прибытии трех певцов в Киев, известие, заимствованное из Жития Антония: он не нашел возможности включить его в самое сказание. Вопрос об источниках Печерской летописи при изложении дальнейших событий вряд ли может найти удовлетворительное разрешение, пока не будет определен первоначальный состав и объем этой летописи. На основании данных Повести временных лет и Сказаний Поликарпа, я думаю, что вслед за Сказанием, что ради прозвася Печерский монастырь, следовал рассказ о подвижниках Печерских – Дамиане, Иеремии, Матфее и Исакии. Весьма вероятно, что житиям этих угодников было предпослало то самое краткое введение, которое читаем и теперь в Повести временных лет (Стефану же предержащю монастырь и блаженое стадо – от нихже наменю неколико муж чюдных). Это введение, а также самые жития составлены, по-видимому, самим Печерским летописцем, частью на основании устных преданий, а частью на основами Жития Феодосия. Так житие Дамиана почти целиком заимствовано у Нестора: есть даже тождественные места. Житие Феодосия говорит, что Дамиан был саном пресвитер; Печерская летопись: Демиан презвутеръ; Житие Феодосия: тому же неколи болящю и при конци оуже сы; Печерская летопись: единою же ему разболевшюся, конец прияти лежащю ему в болести; Жития Феодосия: будет ти якоже ти ся обеща ангел явивыйся во образе моем; Печерская летопись: еже есмь обещал, то ти буди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Феодосий, истинный подвижник и человек исключительной силы духа, той силы, которой достаёт не для одного самого человека, но которая захватывает и покоряет себе и других, не только сам усердно подвизался, но в состоянии был передать свою ревность к подвигам и другим, в состоянии был создать себе между своими монахами школу учеников,– при нём монастырь Печерский имел собор подвижников. Об этом созданном им соборе подвижников летописец говорит 1211 : «Стефану же (после смерти Феодосия) предержащю монастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий, таки (бяху) черньци, яко светила в Руси- (памятию) сияют: ови бо бяху постници крепци, ови же на бденье, ови на кланянье коленное, ови на пощение чрез день и чрез два, ини же ядущи хлеб с водой, ини зелье варено, друзии сыро». Вместе с подвигами умерщвления плоти посредством бдения, молитвы и разнообразного поста летописец не упоминает о подвиге её умерщвления посредством железа, ношения вериг; умолчание, нет сомнения, должно понимать так, что веригоношение было делом слишком обычным, что оно не считалось особым подвигом, а так сказать, входило, как само собой подразумеваемое дополнение, в другие подвиги. Не говорится, чтобы и сам преподобный Феодосий носил вериги, однако мы знаем, что он носил их ещё до монашества. Из подвижников Печерских, бывших современными учениками преподобных Антония и Феодосия, нам прямо указаны подвиги двоих: Дамиана пресвитера и преподобного Исаакия. О первом летописец говорит: «Дамиан пресвитер бяше тако постник и воздержник, яко разве хлеба ти воды (ничесоже не) ясти ему до смерти своея». О втором он же пишет: «се бысть черноризец именем Исакий, якоже и ещё сущу ему в мире, в житьи мирстем, и богату сущу ему, бе бо купец родом Торопчанин, и помысли быти мних, и раздал именье свое требующим 1212 , и иде к великому Антонию в вечеру, моляся, дабы его сотворил черноризцем, и прият 17; Антоний, взложи нань порты чернецьския, нарек имя ему Исакий, бе бо (мирское) имя ему Чернь; сей же Исакий восприят житие крепко: облечебося во власяницу и повеле купити собе козел, и одра мехом козел и взвлече на власяницу и осше около его кожа сыра». Из подвижников Печерских после смерти Антония и Феодосия в Патерике рассказывается о необыкновенном и исключительном постнике, который не ел ни хлеба ни обычных зелий съедобных, а питался одним зельем несъедобным – лебедой. Это был преподобный Прохор, от употребления лебеды, названный лебедником, подвизавшийся в монастыре при игумене Иоанне (1089-) и великом князе Святополке Изяславиче (1098–1114). Став монахом «он предал себя на послушание и такое безмерное воздержание, что лишил себя и хлеба: он собирал лебеду, растирал её своими руками и делал из неё хлеб,– этим и питался: (летом) он приготовлял её на год, а на следующее лето опять так же, и таким образом провёл без хлеба всю свой жизнь; не вкусил от хлеба кроме просфоры и никакого овоща и питья, но только лебеду и воду» 1213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010