Иеромонах Варфоломей, в мире Василий Яковлевич Останенков, был сын казака города Переволочны, принял монашество в Мгарском Монастыре в 1712-м году, во иеродиакона посвящен в 1714-м году, во иеромонаха в 1725-м году в том же Монастыре. В 1735-м году, как сказавший за собою «слово и дело», отослан к следствию в Святейший Синод . Иеромонах Дамиан Новинский, сын священника погоста Воскресенского, что на Волге реке, Ржевского уезда, Алексея Максимова, в мире Дорофей, был с 1701-го года диаконом в Московском Зачатиевском (Зачатенском) девичьем Монастыре, пострижен в Московском Новинском Монастыре в 1702-м году, во иеромонаха посвящен в 1709-м году . Иеромоиах Иаков, в мире Иван Максимович Коропец, был сын хорунжего, – «то есть прапорщика», – Нежинского полка, родился в городе Короле в 1694-м голу, учился «в школах Славянского диалекта», по смерти отца фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев взял его к себе в певчие, пострижен в мантию в Московском Донском Монастыре в 1721-м году . Иеромонах Иоанникий, в Mipe Иаков Федорович Соколовский, сын Виленского мещанина, проживавшего в городе Дорогобуже, родился в 1694-м, году, в монашество пострижен в Москве, в Симонове Монастыре, архимандритом Петром, в 1714-м году . Иеромонах Леонид Троицкий, в мире Лев Михайлович Страшков, сын слуги Калязииа Монастыря, родился в 1682-м году, монашество принял в 1705-м году в Калязиие Монастыре и был рукоположен во иеродиакона, во иеромонаха посвящен в Троицкий Сергиев Монастырь в 1719-м году . Иеромонах Серафим Сретенский, в мире Стефан Онисимович Второв, сын священника села Георгиевского, что на валу, Галицкого уезда, родился в 1686-м году, был с 1710-го года диаконом при церкви села Остолопова, Казанского уезда, монашество принял в 1714-м году в Казанском Кизическом Монастыре, во иеромонаха рукоположен в 1722-м году в Москве в Новгородок Северский, в Сретенский Монастырь. Он в юности был несколько обучен иконному писанию . Иеромонах Филарет Златоустовский, в мире Феодор, был сын священника Нижнего Новгорода Василия Симеонова, родился в 1674-м голу, принял монашество в Оранской Пустыни в 1715-м году, до поступления в монахи был в Нижнем диаконом и священником .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Указом Синода от 3 сент. 1893 г. И. был переведен правящим архиереем в Курскую и Белгородскую епархию. Назначение он «встретил с великой радостью», поскольку ранее настоятельствовал в монастырях этой епархии. Совершал частые объезды храмов, заботился о нуждах приходских священнослужителей, в Глинской и Курской Коренной обителях освятил неск. построек. В мае 1894 г. И. посетил Белгородское духовное уч-ще, в к-ром освятил домовую ц. во имя свт. Николая Чудотворца, беседовал с преподавателями и учениками. При И. начался капитальный ремонт Троицкого собора. По благословению И. настоятелем белгородского Свято-Троицкого мон-ря стал архим. Владимир (Покровский), переведенный из ярославского во имя святителей Афанасия и Кирилла мон-ря . 6 янв. 1897 г. И. рукоположил во иерея и определил к клиру Преображенского собора г. Путивля Д. Г. Воскресенского (см.: архиеп. Курский сщмч. Дамиан). Архиерей любил Курскую и Белгородскую кафедру, надеялся после кончины быть похороненным на Белгородской земле, о чем указал в первом своем завещании. В день назначения на Виленскую кафедру И. пребывал в курской Знаменской обители. В ночь с 7 на 8 марта 1898 г. некий А. Г. Уфимцев устроил взрыв в монастырском соборе. По свидетельству очевидцев, взрыв был такой силы, что келейник епископа «был сброшен с постели». Пострадал и сам собор, и сень, в которой находилась чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» . Архиерей, «с трудом пробравшись через груду обломков, с трепетом приблизился к тому месту, где находилась святыня и вынул из серебряного кивота совершенно невредимый образ Божьей Матери». Современники называли И. «выдающимся государственным деятелем на Западной окраине нашего отечества» ( Врублевский. 1904). 7 марта 1898 г. он возглавил Литовскую и Виленскую епархию в сане архиепископа, с назначением настоятелем Свято-Духовской обители (см.: вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ). 27 марта прибыл в Вильну. По свидетельству архиеп. Антония (Храповицкого) , И. «прежде всего обратил внимание на состояние монастырей и улучшил их. Он сам постригал в монашество, причем пострижение сопровождал наставлениями, благотворно действующими на постригаемых». При И. значительно увеличилось число насельников Свято-Духовского мон-ря: к янв. 1904 г. в штате состояли архимандрит-наместник, 9 иеромонахов, 3 иеродиакона, 5 монахов и 34 послушника. По ходатайству И. перед Синодом в 1901 г. был возрожден Березвечский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь, к-рый архиерей посещал ежегодно 2 июля, в день празднования свт. Иувеналию Иерусалимскому.

http://pravenc.ru/text/1237739.html

Тюрьмы, этапы и ссылки всегда были для Владыки Афанасия источником знакомств и встреч со многими людьми. Некоторые из них становились его друзьями на всю жизнь. Он даже перечисляет эти знакомства в своих «Этапах». Особенно богат этот перечень за 22–24 гг. Владимирская тюрьма в 1922 г.: Муромский епископ Серафим (Руженцев), московский протоиерей Миртов, владимирский уроженец; в том же году, там же: архиепископ Никандр (впоследствии м[итрополит] Крутицкий), епископ Дамиан (Воскресенский), епископ Николай, архиепископ Фаддей (Тверской), епископ Корнилий (Вязниковский, впоследствии Свердловский), епископ Василий Суздальский; священники Дурылин, 38 Н. Дулов, 39 ковровский протоиерей Благовещенский, 40 протоиерей Константин из Суздаля. В московской и вятской тюрьмах он был с епископом Феодосием. На этапе в Зырянский край видится с епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским)  и епископом Николаем (Добронравовым) . 41 В Зырянском крае встречается с митрополитом Кириллом, архиепископом Фаддеем, епископом Николаем (Ярушевичем) , 42 знакомится с протоиереем Владимиром Богдановым, 43 с ученым монахом Неофитом, 44 патриаршим ризничим. К сожалению, не сохранились письма Владыки Афанасия к матери из первых ссылок. Он писал ей ежедневно и сообщал о всех мелочах своей жизни с присущим ему невинным юмором и никогда не жаловался, всегда стараясь утешить и ободрить мать. Эти письма утешали не только Матрону Андреевну, но, можно сказать, всю паству и всю епархию, потому что у матери Владыки все бывали, все интересовались, что пишет Владыка, все этим поддерживались и утверждались. Ежедневно и мать отвечала ему. Сама она была неграмотная, писать не умела. Это делал под её диктовку о. Иосиф, который проводил в её доме все свободное от церковной службы время, а домой приходил только ночевать (и, таким образом, живя во Владимире, о. Иосиф был в разлуке с семьей, но его супруга, не менее его преданная Владыке, никогда не роптала, но принимала такое положение вещей как должное), всячески стараясь утешить и поддержать свою вторую мать, скорбящую по родном любимом сыне-епископе.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Курске открыта памятная доска на доме, где проживали священномученики Дамиан (Воскресенский) и Онуфрий (Гагалюк) 20.02.2014 16 февраля 2014 года, в рамках празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа в г. Курске состоялось торжественное открытие памятной доски на доме 10 по улице Челюскинцев, где проживали священномученики Дамиан (Воскресенский) (1873-1937) и Онуфрий (Гагалюк) (1889-1938), архиепископы Курские. Адрес дома, по которому в конце 1920-х — начале 1930-х годов проживали священномученики, выявлен сотрудниками историко-архивной комиссии Курской епархии на основе документов Государственного архива Курской области и областного архива УФСБ. Курские архипастыри были расстреляны в годы гонений на православную веру. В 2000 году они были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Перед началом церемонии митрополит Герман отметил значимость подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для современного и будущего поколений, сообщает сайт Курской епархии. В открытии памятной доски приняли участие представители администрации города и области — заместитель главы администрации г. Курска С.П. Понамарев, заместитель начальника Управления по взаимодействию с общественными, политическими и религиозными организациями администрации Курской области А.И. Шаповалов, представители епархиальной историко-архивной комиссии, горожане. После освящения памятной доски, которое совершил митрополит Герман, архиерейский квартет исполнил песнопения священномученикам Онуфрию и Дамиану, архиепископам Курским. Затем к доске были возложены цветы. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.02.2014 17:12:23

http://drevo-info.ru/news/16705.html

Архив священномученика Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского, станет доступен для исследователей 30 сентября 2020 г. 17:49 В Синодальной библиотеке Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II ведутся работы по систематизации и оцифровке архива священномученика Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского. Архиепископ Курский и Обоянский Дамиан, в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился 23 октября 1873 года в селе Брусовое Фатежского уезда Курской губернии в семье священника, 3 ноября 1937 года расстрелян в урочище Сандармох (Карелия). Документы из его личного архива являются особо ценными историческими документами по истории Русской Православной Церкви и отечественной истории XIX-XX веков. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Дамиан (Воскресенский) причислен к лику святых. В Синодальную библиотеку архив был передан 8 августа 1994 года игуменом Иннокентием (Павловым). Архив долгие годы находился в неразобранном состоянии, затем было проведено первичное описание. На первом этапе работы над архивом в 2020 году была разработана схема систематизации единиц хранения. Распределение документов ведется с учетом следующих признаков: хронологического (по периодам и датам, к которым относятся документы) и структурного (в соответствии с принадлежностью единиц хранения к структурным подразделениям). Опись архива составлена в четырех экземплярах: три на бумажных носителях и один — в электронном виде. Вся работа проделана в соответствии с «Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (М., 2007) и с учетом требований ГОСТов 1998, 2003, 2008 и 2013 гг. Синодальная библиотека /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5698109.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МИХАИЛ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Михаил (Воскресенский) Он прекрасно знал православное богословие, русскую духовную литературу, у него был превосходная библиотека. С ним было легко и радостно общаться. В нем не было суеты, не было кичливости, присущей некоторым носящим высокие человеческие звания. Он был прост и одновременно величествен. Помню, когда я уже работал в редакции нашего журнала, я рад был получать от него конверты, открывать их, чтобы найти всего одну страничку проповеди; и его проповедь всегда появлялась в нашем журнале " . Труды Литература Использованные материалы   Отец его, священник Димитрий Григорьевич Воскресенский , на 45 году жизни, в апреле 1918 года, был хиротонисан с именем Дамиан во епископа Переславского, викария Владимирской епархии, а закончил свое архипастырское служение архиепископом Курским. Редакция текста от: 15.02.2015 20:09:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/6869.html

В Курской епархии молитвенно почтили память священномученика Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского 3 ноября 2020 г. 18:11 3 ноября 2020 года, в день памяти священномученика Дамиана (Воскресенского; †1937), архиепископа Курского, во всех храмах Курской епархии молитвенно почтили память святого. 2 ноября, в канун праздника, митрополит Курский и Рыльский Герман возглавил всенощное бдение в Знаменском мужском монастыре Курска. По окончании богослужения владыка Герман призвал бережно хранить память о святых ХХ века. Божественную литургию в Знаменской обители совершил иеромонах Афанасий (Зимин), заместитель председателя историко-архивной комиссии Курской епархии, в сослужении диакона Димитрия Васильева. В проповеди перед причастием отец Афанасий отметил, что сохранение памяти о священномученике Дамиане, о жертвах гонений за веру дает обществу пример подвига жертвенного свидетельства об Истине. В тот же день в селе Брусовое Курской области, где родился священномученик Дамиан, иеромонах Афанасий (Зимин) совершил молебен в часовне у поклонного креста, установленного на месте церковного дома. До наших дней ни храм, ни дом не сохранились, однако благодаря трудам сельского библиотекаря Г.Г. Саракаевой в селе еще жива память о святом земляке. По окончании молебна была совершена лития, за которой помянули усопших сродников священномученника Дамиана. Курская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

26. Призывание имени Спасителя в опасностях имеет великую силу (Аф. Пат. ч. I, стр. 440–441–416. 311–312). Пред вознесением на небо Господь говорил ученикам: уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов.. будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мр. 16, 17:18 ). Что значат эти слова Господа? То, что верующие в Него, и одним призыванием имени Его, могут спасать себя от бед, опасностей и несчастий. Вышеприведенные слова Господа оправдывались еще при жизни Его. Так, когда во время бури на озере, Апостолы возопили к Нему: „Господи! спаси нас погибаем«, то Господь запретил ветру и сказал морю: „молчи, утихни» И ветер утих и настала великая тишина ( Мф. 8, 23:27 ). И в другой раз, когда Апостол Петр, во время бури, пошел ко Господу по водам и стал тонуть, то ему достаточно было сказать: „Господи, спаси меня!» И Господь простёр к нему руку и спас его. Такую имело силу призывание имени Спасителя при жизни Его! Но имеет ли оно ту же силу и по вознесении Его? И оправдывались ли вышеприведенные слова Спасителя в последующее время? Несомненно, братья; ибо Господь есть вчера и днесь, Той же и во веки; а во-вторых эту истину можно доказать примерами. Близ Есфигменского монастыря на Афон, на горе называемой Самария, уединялся инок Дамиан, между прочим имевший заповедь от своего духовного старца–никогда не оставаться на ночь и не спать в чужой келье. Случилось, что однажды он отправился к соседнему брату, и так как тот был в отсутствии, то Дамиан должен был дожидаться его до самого вечера. Наконец является брат, и Дамиан, исполнив свою надобность, торопился на ночь в свою пустынную келью. Напрасно друг его просил остаться у него на ночь, представляя ему опасность ночного пути и начинавшегося дождя. Дамиан, верный старческой заповеди, остался непреклонен. Опасения его друга не прошли даром. Дамиан, по причине чрезвычайной темноты и проливного дождя, действительно сбился с дороги и не знал, где он находится, куда он идет. В этой крайности, воззвал он ко Господу: „Господи! спаси меня, я погибаю!» И вдруг видит, что он стоит у своей кельи (Аф. Пат. ч. 1, стр. 311–312).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Однажды, когда Косма один находился в церкви, он обратился к Богородице на иконе с такими словами: «Пресвятая Богородица, умоли Сына Своего и Бога нашего, да наставит меня на путь спасения». И в тот же момент он услышал голос от иконы: «Сыне Мой и Боже Мой, наставь раба Своего на путь спасения». Христос же отвечал Богородице: «Пусть оставит монастырь и идет на безмолвие». Выйдя из церкви, преподобный обо всем, что слышал, поведал игумену, и тот поселил его в тихой келье рядом с обителью. Безмолвствуя там в течение нескольких лет, преподобный, с помощью Божией, достиг всех добродетелей, и даже сподобился получить дар прозорливости, так что многие приходили к нему на исповедь. Однажды пришли к нему из Хиландарского монастыря двое иеромонахов, которые спрятали по дороге тыкву с вином, чтобы на обратном пути забрать ее. Получив от преподобного благословение, они уже собирались уходить, как прозорливый старец сказал им: «Тыкву, что спрятали вблизи дороги разбейте, потому что в нее вползла змея; и не пейте это вино, иначе отравитесь». Иеромонахи так и поступили: разбив тыкву, они обнаружили внутри змею и прославили Бога, Который избавил их от смерти, при этом благодарили и преподобного Косму. Был некий монах добродетельной жизни по имени Дамиан. Он подвизался близ монастыря Эсфигмен в месте называемом Самария, и имел благословение не ночевать в чужой келье. Однажды Дамиан по какому-то срочному делу пришел к одному знакомому, а поскольку того не было дома, он вынужден был подождать его до самого вечера. Сделав дела, Дамиан собрался вернуться в свою келью, но друг уговаривал его остаться, потому что уже сильно стемнело и пошел дождь. Но Дамиан из-за благословения, которое имел, не остался у друга. Поскольку же было очень темно и лил сильный дождь, он, в конце концов, заблудился. Не зная, что же делать, он воззвал ко Господу: «Господи, спаси меня, погибаю». После этой просьбы, он тотчас же оказался в своей келье. Позже, придя к преподобному, он поведал ему о том, что с ним случилось, чтобы узнать, почему это произошло и не согрешил ли он невольно в чем пред Богом. Святой же ответил ему: «Брат, ты исполнил заповедь, и Бог сохранил тебя от смерти». Утешенный таким образом, Дамиан вернулся в свою келью, прославляя Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Феодосия, – но с ним вместе причти меня к избранным, в том сиянии, которое уготовал Ты праведным…» Когда он молился так, внезапно предстал у одра его ангел во образе преп. Феодосия и, наклонившись ко груди его и дав ему целование, сказал ему: «Господь послал меня известить тебе, что то, о чем молишься ты Господу – будет тебе по твоему прошению; ты будешь причтен с его святыми и водворишься с ними в Царствии Небесного Владыки. Когда же Господь Бог повелит тебе преставиться от этой жизни и прийти к Себе – тогда мы не разлучимся друг от друга, но будем вместе в том свете». Сказав это, он стал невидим для преподобного. Преп. Дамиан понял, что это было явление ему от Бога, так как он не заметил, чтобы говоривший с ним вошел через двери или вышел через двери, но он стал невидим на том месте, где явился. Поэтому немедленно он позвал келейника и послал его к преп. Феодосию, прося его прийти к нему. Когда же святой пришел, блаженный Дамиан сказал ему с веселым лицом: «Отче, будет ли так, как ты обещал сегодня, явившись мне?» – Преподобный, так как не знал об этом, ответил: «Не знаю, чадо, что я обещал тебе». Тогда открыл ему блаженный Дамиан, как он молился, и как явился к нему некто с обещанием, в образе преподобного. Услыхав это, боговдохновенный Феодосий восхвалил Бога и, прослезясь, сказал блаженному: «Да, чадо, будет так, как он тебе обещал – ибо ангел Божий явился тебе в образе моем, а я, грешный, как могу обещать такую славу, которая уготована праведным!» Блаженный Дамиан, получив такое извещение, был в радости и в благой надежде. Собралась вся братия; он простился со всеми и в добром исповедании с миром предал душу свою в руки Господа, ангелам, пришедшим за ним, и просветлел лицом, показывая, как радостно разлучение души с телом. Тогда преп. Феодосий приказал ударить в било, чтобы собралась и прочая братия, – и с пением и великою честью погребли честное тело угодника Христова в пещере, в честь славимого в Троице Бога, Который, молитвами целителя Дамиана, да сподобит и нас быть общниками Царствия своего, где нет болезни, в бесконечные веки. Аминь. Житие преподобного отца нашего Иеремии прозорливого (5 октября) Он предсказывал будущее и провидел помышления человеческие Пророком Иеремией почтена и наша земля; говорим не о древнем, но по правде сказать – не можем назвать его и юным. Ибо этот блаженный Иеремия Печерский достиг такой старости, что помнил крещение Русской земли, бывшее во дни благоверного великого князя Владимира; и сам блаженный был просвещен тогда купелью святого крещения. Спустя долгое время, пришел он во святой Печерский монастырь к преп. отцам нашим Антонию и Феодосию, и принял великий ангельский схимнический образ, в котором подвизался богоугодно, ревнуя житию святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010