Названный здесь архиепископ Владимирский Николай, согласно его показаниям, об этом завещании Местоблюстителя ничего (или почти ничего) не знал. 14 декабря 1925 г. на вопрос следователя: «Когда и каким порядком была выдвинута Ваша кандидатура на заместительство Петра?» – ответил: «Я по этому поводу ничего не знаю, но в конце ноября у меня на квартире был епископ Дамиан Переяславский, являющийся в данное время моим помощником по делам службы, причем уже во время частного разговора назвал меня заместителем или наместником Петра, точно не помню, но я это принял в шутку и никакого значения сказанному не придавал» 826 . Стоит обратить внимание на упоминание епископа Переяславского Дамиана (Воскресенского), вскоре он себя еще проявит (следователя, как видно, информация о нем тоже заинтересовала, отсюда подчеркивание в протоколе). Сам же архиепископ Николай был арестован 30 ноября 1925 г., и это побудило митрополита Петра заменить его в своем последнем завещании на другого иерарха. Составлено это последнее завещание было 6 декабря 1925 г., за три дня до ареста Местоблюстителя, и гласило: «В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя временно поручаю исправление таковых обязанностей Высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможным осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященнейший Михаил, Экзарх Украины, или Высоко- преосвященнейший Иосиф, архиепископ Ростовский, если митрополит Михаил будет лишен возможности выполнить это мое распоряжение» 827 . В свете подробно рассмотренной выше осенней коллизии митрополитов Петра и Михаила появление второго в завещательном распоряжении Местоблюстителя особенно примечательно. Тот факт, что митрополит Петр указал украинского Экзарха следующим после митрополита Сергия кандидатом на исполнение местоблюстительских обязанностей, ясно показывает, что он против митрополита Михаила никаких личных предубеждений не имел и при решении вопроса о Киевской кафедре исходил из сугубо принципиальных соображений.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Указом Синода от 3 сент. 1893 г. И. был переведен правящим архиереем в Курскую и Белгородскую епархию. Назначение он «встретил с великой радостью», поскольку ранее настоятельствовал в монастырях этой епархии. Совершал частые объезды храмов, заботился о нуждах приходских священнослужителей, в Глинской и Курской Коренной обителях освятил неск. построек. В мае 1894 г. И. посетил Белгородское духовное уч-ще, в к-ром освятил домовую ц. во имя свт. Николая Чудотворца, беседовал с преподавателями и учениками. При И. начался капитальный ремонт Троицкого собора. По благословению И. настоятелем белгородского Свято-Троицкого мон-ря стал архим. Владимир (Покровский), переведенный из ярославского во имя святителей Афанасия и Кирилла мон-ря . 6 янв. 1897 г. И. рукоположил во иерея и определил к клиру Преображенского собора г. Путивля Д. Г. Воскресенского (см.: архиеп. Курский сщмч. Дамиан). Архиерей любил Курскую и Белгородскую кафедру, надеялся после кончины быть похороненным на Белгородской земле, о чем указал в первом своем завещании. В день назначения на Виленскую кафедру И. пребывал в курской Знаменской обители. В ночь с 7 на 8 марта 1898 г. некий А. Г. Уфимцев устроил взрыв в монастырском соборе. По свидетельству очевидцев, взрыв был такой силы, что келейник епископа «был сброшен с постели». Пострадал и сам собор, и сень, в которой находилась чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» . Архиерей, «с трудом пробравшись через груду обломков, с трепетом приблизился к тому месту, где находилась святыня и вынул из серебряного кивота совершенно невредимый образ Божьей Матери». Современники называли И. «выдающимся государственным деятелем на Западной окраине нашего отечества» ( Врублевский. 1904). 7 марта 1898 г. он возглавил Литовскую и Виленскую епархию в сане архиепископа, с назначением настоятелем Свято-Духовской обители (см.: вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ). 27 марта прибыл в Вильну. По свидетельству архиеп. Антония (Храповицкого) , И. «прежде всего обратил внимание на состояние монастырей и улучшил их. Он сам постригал в монашество, причем пострижение сопровождал наставлениями, благотворно действующими на постригаемых». При И. значительно увеличилось число насельников Свято-Духовского мон-ря: к янв. 1904 г. в штате состояли архимандрит-наместник, 9 иеромонахов, 3 иеродиакона, 5 монахов и 34 послушника. По ходатайству И. перед Синодом в 1901 г. был возрожден Березвечский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь, к-рый архиерей посещал ежегодно 2 июля, в день празднования свт. Иувеналию Иерусалимскому.

http://pravenc.ru/text/1237739.html

Осведомившись об этом новом церковном расколе (отныне именуемом по имени его творца – «григорианским»), Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий вступает в переписку с архиепископом Григорием, призывая последнего и его единомышленников оставить своё беззаконное начинание и выразить послушание законному священноначалию. Однако никакие увещания и доводы не оказывают надлежащего действия на самочинников. 16(29) января 1926 г. определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя организаторы ВВЦС – in corpore – запрещаются в священнослужении и предаются соборному суду архиереев на основе соответствующих канонических правил. Несколько позже епископ Дамиан [Воскресенский], братья-епископы Тихон и Митрофан [Русиновы] и некоторые другие выходят из раскола и принимаются по покаянии в общение с Церковью. Но зачинатели раскола: архиепископы Григорий [Яцковский], Константин [Булычев], епископ Борис [Рукин] и некоторые вновь примкнувшие к ним архиереи не только обосабливаются ещё более, но отваживаются даже на создание своей собственной лжеиерархии, насаждаемой ими по примеру обновленцев, параллельно православному епископату, находящемуся на вверенных ему кафедрах. Раздорническая деятельность архиепископа (в расколе «митрополита») Григория [Яцковского] ещё более обнаруживается в последующее время (см. 12–18). 12–18. Коллегия (номинально; фактически Церковью не управляла). 19.01(01.02).1926 г. Организатор ВВЦС архиепископ Григорий [Яцковский], игнорируя определение Заместителя митрополита Сергия [Страгородского] о запрещении в священнослужении и предании соборному суду архиереев-членов ВВЦС, при содействии гражданских властей является к заключённому Патриаршему Местоблюстителю и представляет ему доклад, в котором тенденциозно излагается течение церковной жизни за время удаления Местоблюстителя от управления Церковью и якобы полная бездеятельность митрополита Сергия, а также сообщается о невозможности его выезда из Нижнего Новгорода в Москву для руководства из центра церковными делами. По смыслу доклада, этой бездеятельностью Заместителя и вызывается необходимость создания коллективного органа высшего церковного управления – ВВЦС.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Севериана (Воронюка); мон. Людмилу возвели в сан игумении, что значительно укрепило духовную жизнь обители. В том же году 15 насельниц были пострижены в мантию. К нач. 1964 г. в обители проживали 3 игумении (2 заштатные), 5 схимонахинь, 78 монахинь, 85 рясофорных монахинь и 2 послушницы. 29 янв. 1964 г. в монастыре был проведен осмотр келий спецкомиссией КГБ, а 6 февр. 1964 г. уполномоченный по делам РПЦ по Ровенской обл. Б. А. Плугатаренко потребовал провести медицинское обследование всех сестер, на что получил отказ игумении. 20 сент. 1965 г. из Почаевской лавры в К. м. для духовной поддержки сестер прибыл митр. Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) в сопровождении еп. Волынского Леонтия (Гудимова) и др. На следующий день митрополит молился на богослужении в алтаре, т. к. областные власти ему, как и правящему архиерею, не разрешили возглавить богослужение. На место скончавшейся игум. Людмилы была назначена ее ближайшая помощница Наталия (Ильчук). Во время ее настоятельства (1970-2006) были отреставрированы нек-рые здания, построены хозяйственные службы, новая теплица (1976). По инициативе игумении в пасхальный период ввели чтение акафиста Воскресению Христову, всегда в положенное время в мон-ре звонили колокола, за что игумению неоднократно штрафовали. Невзирая на трудности, в обители регулярно совершали новые постриги. Живое участие в разрешении проблем обители принимал глава ОВЦС митр. Ленинградский Никодим (Ротов) , затем Ювеналий (Поярков) . К 100-летнему юбилею Троицкого мон-ря благочинным г. Корец прот. Ярославом Антонюком был поднят вопрос о перезахоронении останков игум. Иулитты (Киселёвой), находящихся на старом кладбище у Воскресенского мон-ря (само кладбище к тому времени было уничтожено). 11 июня 1979 г., на 2-й день престольного праздника, состоялось перезахоронение. 5 окт. 1980 г., в ходе торжественных празднований 100-летия К. м., богослужения возглавил архиеп. Волынский и Ровенский Дамиан (Марчук) . 10 янв. 1981 г. обитель принимала студентов-иностранцев ЛДА из Эфиопии и Аргентины, затем - гостей из Финляндии.

http://pravenc.ru/text/2057268.html

В авг.-сент. 1923 г. обитель и храмы были закрыты, имущество разграблено, монастырские помещения заняли различные учреждения и жилуправление. В 1923-1925 гг. в К. м. размещались Музей искусств и историко-археологический и кустарный музей, к-рые в 1925 г. объединились в Курский губ. краеведческий музей. В 1930-1984 гг. на территории мон-ря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО, с 1984 г.- Научно-методический центр Управления культуры и б-ка для слепых. Однако, по нек-рым сведениям, монашеская община при К. м. продолжала существовать. По воспоминаниям, монахини проживали в Курске, зарабатывая на жизнь тем, что стегали одеяла. Часть сестер в 1932 г. проходила по уголовно-политическому делу т. н. Контрреволюционной церковно-монархической орг-ции «Ревнители Церкви», которую возглавлял архиеп. Курский и Обоянский сщмч. Дамиан (Воскресенский) . В 1942 г. К. м. был открыт, к 1947 г. в обители числились 25 монахинь и 130 рясофорных послушниц. 8 июня 1947 г. указом Святейшего патриарха Алексия I настоятельницей К. м. с возведением в сан игумении была утверждена бывш. казначея мон. Агния (Меленина). В июле 1950 г. К. м. был закрыт, имущество по распоряжению Курского еп. Нестора (Сидорука) передано в нижний Троицкий храм. В том же году купол над св. воротами был разобран, здание храма реставрировалось как исторический памятник республиканского значения. Летом 1993 г. часть храмового комплекса была передана Курской и Белгородской епархии. В здании церкви разместились классы и церковь Курской ДС. 26 авг. 1993 г. состоялось архиерейское освящение церкви, возобновились богослужения. В семинарский Троицкий храм была передана монастырская святыня - чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». 26 февр. 1994 г. решением Синода К. м. был открыт. Мон-рь возглавляла мон. Серафима (Коноваленко), с 26 дек. 2002 по 24 дек. 2004 г.- мон. Нина (Бодяк; в схиме Иоанна; † 2005). 14 авг. 2004 г. по благословению Святейшего патриарха Алексия II (Ридигера) в К. м. была переведена жен. община, сложившаяся при Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыре под духовным рук. схим. Антонии (Сухих). 17 авг. 2004 г. указом митр. Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова) схим. Антония была назначена благочинной мон-ря. С 11 апр. 2006 г. настоятельницей являлась мон. Сусанна (Барыкина; с 2012 игумения). 14 окт. 2006 г. часть сестер переехала в Алексия, человека Божия, женский монастырь в пос. Золотухино.

http://pravenc.ru/text/2462325.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Федорович Григорьев (май 1895, г. Обоянь Курской губ.- 23.09. 1937, изолятор 3-го отд-ния Волжского ИТЛ (Волголаг) в Угличском р-не Ярославской обл.), сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи личного дворянина, действительного статского советника, служившего наблюдателем за Курско-Орловским лесничеством. В 1916 г. окончил Курскую ДС и поступил в СПбДА. После Февральской революции 1917 г. вернулся к матери в Обоянь. В 1919 г. служил псаломщиком в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Обояни. В том же году рукоположен во иерея к той же церкви. Сщмч. Петр Григорьев, свящ. Фотография. 1937 г. Сщмч. Петр Григорьев, свящ. Фотография. 1937 г. Во время гражданской войны, когда Белая армия отступала из города и нек-рые из священнослужителей ушли вместе с белогвардейцами, П. заявил, что служит народу и поэтому остается в Обояни. За время служения в священном сане приобрел широкую известность среди верующих и стал объектом пристального внимания сотрудников ОГПУ. Был лишен избирательных прав как священнослужитель. 5 февр. 1930 г. арестован в Обояни по обвинению в «систематической антисоветской и антиколхозной агитации» и в том, что уговаривал крестьян не вступать в колхоз, и отправлен в обоянский домзак. В конце марта П. был переведен в курский домзак. Прихожане Смоленской ц. обратились в Курский окружной отдел ОГПУ с заявлением в защиту П., собрав более 300 подписей. 16 июня 1930 г. следствие прекратили, и 17 июня П. был освобожден. После ареста 23 марта 1931 г. обоянского благочинного свящ. Германа Руденко Курский и Обоянский архиеп. сщмч. Дамиан (Воскресенский) принял решение возлагать функции благочинного на наиболее способных священников без официального назначения, чтобы не давать властям поводов для арестов. Функции обоянского благочинного были возложены на П. 17-18 окт. 1931 г. в Обояни и Обоянском р-не были арестованы почти все священники, в т. ч. П. При аресте у него было изъято 158 церковных книг. Проходил по групповому делу участников «контрреволюционной организации в Центрально-Чернозёмной обл.». В ходе следствия П. был объявлен руководителем обоянской «контрреволюционной церковно-монархической организации церковников». Виновным себя не признал. По постановлению Особой тройки ОГПУ по Центрально-Чернозёмной обл. от 16 апр. 1932 г. приговорен к 10 годам концлагерей. 9 мая 1932 г. прибыл в Беломоро-Балтийский ИТЛ (7 отд-ние, 4-й лагпункт, 10-я рота). Администрации лагеря было предписано держать его в строгой изоляции.

http://pravenc.ru/text/2580148.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН (ПАШИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Иоанн (Пашин), еп. Рыльский Резолюцию прокурора не замедлили привести в действие. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ от 26 марта 1926 года владыка Иоанн был лишён права проживания в крупных городах страны и выслан из Петрикова. Из воспоминаний жителей Петрикова известно, что в Великий Четверг 1926 года епископ Иоанн отслужил последнюю перед арестом Божественную литургию в родном городе. Закончив службу, испросив прощения у прихожан, он сошёл с амвона и, повинуясь представителям властей, вышел из собора. Люди шли вслед за епископом до пристани, а затем долго шли в холодной воде за баржей, на которой увозили владыку Иоанна из Петрикова навсегда. Не желая терять связи со своей епархией, он остановился на жительство в городе Лоеве Гомельской области и тут, как говорится в документах следственного дела, " вновь развернул антисоветскую работу, выразившуюся в нелегальном управлении епархией и распространении контрреволюционных слухов " . После этого Особым Совещанием ОГПУ от 18 сентября 1926 года его приговорили к ссылке в Зырянский край. Он пробыл на Севере три года и в августе 1929 года был переведён на так называемое " вольное поселение " в город Рыльск Курской области. Был назначен Рыльским викарием Курского архиепископа Дамиана (Воскресенского) . 28 сентября 1932 года снова был арестован, по обвинению в принадлежности к вымышленной организации под названием " Ревнители Церкви " , являвшейся плодом измышлений агентов НКВД. По разработанному ими сценарию владыка Иоанн будто бы возглавлял " рыльское объединение " этой организации. В общей сложности по делу о " Ревнителях Церкви " арестовали 413 человек, в число которых вошли: три епископа (кроме владыки Иоанна также были арестованы Курский архиепископ Дамиан (Воскресенский) и Орловский епископ Николай (Могилевский) ), 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь, 70 крестьян, 11 бывших дворян и другие лица. Следственное дело, заведенное на арестованных, включило одиннадцать томов из 400-500 страниц каждый.

http://drevo-info.ru/articles/10327.html

В неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме Преображения Господня в Богородском 31 марта 2013 г. 17:23 31 марта 2013 года, в неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Преображения Господня в Богородском и возглавил хиротонию  архимандрита Силуана (Вьюрова)  во епископа Колпашевского и Стрежевского ( Томская митрополия ). Его Святейшеству сослужили:  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Томский и Асиновский Ростислав ;  митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель  Отдела религиозного образования и катехизации  Русской Православной Церкви;  архиепископ Филарет (Карагодин) ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа;  протоиерей Леонид Ролдугин , благочинный Рождественского округа; протоиерей Дамиан Круглик, настоятель храма Преображения Господня в Богородском; духовенство г. Москвы. На богослужении присутствовали заместитель губернатора Томской области по внутренней политике В.А. Жидких, префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Ломакин, заместитель главы управы Богородское ВАО г. Москвы Е.А. Алексеев. Пели хор храма Преображения Господня в Богородском (регент — А.Н. Кузнецова) и молодежный хор храма Преображения Господня в Богородском (регент — Е.А. Круглик). За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Евгения Суслова, клирика храма Живоначальной Троицы в Останкино. Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Субботин, клирик храма Преображения Господня в Богородском.

http://patriarchia.ru/db/text/2882347.ht...

Лявозерский погост, урочище. Часовня Рождества Христова. Рождественская часовня /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Рождества Христова Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:приблизительно 1940 (разобрана) Адрес: Мурманская область, Ловозерский район, урочище Лявозерский погост Координаты: 67.943961, 35.925179 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В ведомости о церквях и церковнослужителях Кольского благочиния за 1828 год, составленных протопопом Воскресенского собора Колы Иоанном Дьяконовым имеется следующая запись: «От Понойского прихода по зимнему тракту в 500 верстах при Семиостровском погосте часовня во имя Рождества Иисус Христова, маленькая. А от города Колы в 200 верстах. По фундаменту, стенами и крышей еще прочна. Жители при часовне из собираемых кошельковых доходов по части иногда доставляют в местную церковь. Построена при заведенных частными людьми рыбных промыслах». Это – самое раннее упоминание о Контозерской часовне. В ту пору она была приписана к Понойскому приходу, в 50-е годы XIX столетия перешла в ведение Кольского соборного прихода, а позже относилась к Ловозерскому лопарскому приходу. Внимательные читатели наверняка обратили внимание и на то, что вместо Лявозерского саамского погоста в ведомости упоминается Семиостровский. Дело в том, что в прежние времена Лявозерский погост частенько именовался одним из Семиостровских (всего их было 4). Так в рапорте от 19 февраля 1834 года Дьяконов сообщал епископу Архангельскому и Холмогорскому Георгию (Ящуржинскому): «Семиостровской же [погост] называемой Лявозерской, при коем часовня во имя Рождества Христова». В ведомостях того времени не раз подчеркивается бедность часовни, непритязательность ее убранства. В 1831 году Понойский священник Дамиан Андрианов сообщает, что от часовни «прибыли в церковный кошелек никакой не получается, содержание же имеет скудное от подаяния в кошелек». «Утварью скудна», - пишет в 1850 году кольский протоиерей Матфий Поликин. «Утварью скудна, - вторит ему в 1853-м кольский священник Алексей Алексеевский. - Кошелькового сбора от сей часовни поступило 1 руб., а свечного не поступило».

http://sobory.ru/article/?object=60829

Зарождение григорианского раскола. Образование ВВЦС 22 декабря с согласия ОГПУ в московском Донском монастыре , где до того находилась резиденция Патриархии, состоялось совещание десяти архиереев. Остальные епископы Русской Церкви либо не были приглашены на совещание, либо отказались приехать. Участники собрания, игнорируя поступавшие в Москву сведения о переходе высшей церковной власти к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию, образовали Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) , председателем которого стал архиеп. Григорий. Провозглашалось, что этот коллегиальный орган церковного управления Русской Церкви находится в каноническом и молитвенном общении с патриаршим местоблюстителем и имеет ближайшей задачей подготовку «канонически правильного» Собора Русской Церкви. Заявлялось о решимости не вступать ни в какие отношения ни с одним из течений обновленцев и твердо соблюдать каноны православной Церкви. Образование ВВЦС объяснялось его создателями желанием исправить «нестроения и бедствия», появившиеся при единоличном управлении патриаршего местоблюстителя митр. Петра, когда «вся воля Святой Церкви как бы затмилась единой человеческою волей». В состав ВВЦС кроме архиеп. Григория вошли присутствовавшие на совещании в Донском монастыре архиеп. бывш. Могилёвский Константин (Булычёв) , Ульяновский еп. Виссарион (Зорнин) , викарные епископы Можайский Борис (Рукин) и Каменский Иннокентий (Бусыгин) , временно управлявшие епархиями епископы Переяславский Дамиан (Воскресенский) и Усть-Медведицкий Тихон (Русинов) . На совещании также присутствовали и подписались под принятыми документами епископы бывш. Омский Иоанникий (Соколовский) , бывш. Егорьевский Вассиан (Пятницкий) и Уразовский Митрофан (Русинов) . В конце 1925 - начале 1926 года ВВЦС признали Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) и Елабужский еп. Ириней (Шульмин) . ВВЦС, заявивший о полной лояльности к советской власти и законопослушности, при содействии ОГПУ 2 января 1926 году получил в НКВД РСФСР разрешение на деятельность. Официальная регистрация была представлена организаторами ВВЦС как долгожданное установление нормальных отношений Церкви с государственными властями. Однако создание группой епископов при активной поддержке ОГПУ органа, претендующего на управление РПЦ, а также обращение к властям с просьбой о его регистрации без ведома и согласия самой Церкви и ее иерархии являлось прямым нарушением церковных канонов.

http://drevo-info.ru/articles/27034.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010