13 апреля крестоносцы ворвались в ничего не подозревавший и не успевший как следует организовать оборону город с моря и суши. Император Алексий Мурчуфл бежал. Город, остававшийся неприступным со дней Константина Великого, выстоявший против персов и арабов, аваров и болгар, пал жертвой христианской армии франков и венецианцев. Начались беспрецедентный трехдневный грабеж, резня и насилие. Драгоценнейшие сокровища мировой культуры, так долго собиравшиеся и бережно хранившиеся в этом городе - столице христианской цивилизации, а также величайшие святыни и произведения культуры, созданные византийскими мастерами, - были разграблены, а то и просто уничтожены. Грабя и насилуя, крестоносцы распевали песенку: «Constantinopolitana, civita dui profana» - «Константинополь, город, так долго бывший нечестивым». Венецианцы, понимавшие толк в культурных ценностях, тащили что получше. Остальное крушили и жгли все подряд. Солдатня была одержима страстью разрушения. Французы и фламандцы носились по улицам, хватая все, что блестит, и ломая все, что не могли унести с собой. Они делали перерывы только для убийства или изнасилования или для того, чтобы освежиться в чьем-нибудь винном погребе. «Христианские воины» не щадили ни монастырей, ни церквей, ни библиотек. В Св. Софии пьяные солдаты обдирали серебряный иконостас и золотой престол, топча сапогами священные книги и иконы. Они хлестали вино из евхаристических сосудов, в то время как проститутки плясали на патриаршем престоле и распевали пошлые песенки. Монахинь насиловали в их монастырях. На улицах лежали раненые и умирающие женщины и дети. Никто не оказывал им помощи. Через три дня великий город, самая великолепная столица мира, лежал в руинах. По словам историка Никиты Хониата, «даже сарацины милосердны и добры в сравнении с этими зверями, имеющими Крест Христов на своих плечах». Наконец до латинских лидеров дошло, что такое безудержное разрушение не выгодно никому. Когда солдаты просто выбились из сил от всех своих бесчинств, порядок был восстановлен. Им было приказано сдать в казну все, что было у них на руках. Даже не считая всего бездумно уничтоженного, количество добычи, награбленной «христовыми воинами», не поддавалось описанию. Как написал один ошеломленный крестоносец, «С сотворения мира никогда столько добычи не добывалось в одном городе». Все было честно поделено по условиям договора: три восьмых было отдано венецианцам, три восьмых - франкам и четверть - императору. О количестве добычи говорит и такой факт: до сих пор практически во всех древних соборах и музеях Европы хранятся вещи, вывезенные из Константинополя во время IV Крестового похода. Больше всего, конечно, осело в Венеции: венецианцы лучше других разбирались в красивых вещах. И сегодня собор св. Марка украшает четверка коней с византийского ипподрома, а в ризнице собора туристам за деньги демонстрируют части золотого престола Св. Софии, инкрустированного драгоценными камнями и украшенного эмалевыми иконами.

http://sedmitza.ru/lib/text/434808/

Понт «Я родилась в Трапезунде, в приходе Экзотихон 10 ноября 1896 года. Мои родители происходили из Кромны. Мой отец, Елефтерий, торговал шелком и был достаточно богат. Моя мать, Мария, была набожной женщиной и хорошей хозяйкой. Оба имели образование, говорили на турецком языке; оба происходили из семей тайных христиан. Деда по отцовской линии звали Димитрий, мусульманское его имя Темел. Другого деда, маминого отца, — Иорданом, по-турецки — Заимом. Имена бабушек — София, или Хатиджея, и Анатоли, или Захре. С каких пор начались это непереносимое двуликое существование христиан-греков, живущих на побережье Черного моря, особенно в Кромне, Ставри и Трапезунде не до конца ясно. Отец говорил мне, что в разных районах это случилось в разное время. Все зависело от зверства и шовинизма местных правителей-оккупантов. Во всяком случае, гонения против греков усилились в годы освободительного восстания 1821 года, когда на всей территории, захваченной Оттоманской империей, началась резня. Жизнь тайных христиан зависела от зверства тере-беидов. Поскольку Кромну населяли чистокровные греки, там не известны случаи предательства или слежки за теми местами, где христиане тайно отправляли свой культ. Мы все были связаны некоей невидимой нитью» . ИЗ ЖИЗНИ ТАЙНЫХ ХРИСТИАН ТРАПЕЗУНДА Понт В районе Трапезунда и, особенно, в селении Мелерфио, жили немногие семьи тайных христиан, в большинстве своем они происходили из одного рода. И хотя их положение было невероятно тяжелым, они сохраняли веру в глубине своего сердца, втайне от турок совершали богослужебных обряды. Все происходило ночью в церквах явных христиан, далеко от дома, или в монастырях, высоко в горах. Относительно крещения осведомляли прежде всего священника или монаха, и в полночь крестный или кто-либо другой брал младенца и приносил его в церковь. Там происходило крещение, и ребенка возвращали вечером того же дня домой так, чтобы никто не заметил. Ребенок получал христианское имя, а позднее и мусульманское, которое употребляли явно и записывали в метрическую книгу , христианское-греческое его имя хранилось как семейная тайна.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В ночь после того дня, когда был взят Иерусалим, в лагере крестоносцев у стен города было большое веселье. Почти в каждом шатре шла попойка, и далеко кругом были слышны шум и хохот. Раниеро ди Раниери тоже пировал с некоторыми боевыми товарищами, и у него было, пожалуй, еще разгульней, чем в других шатрах. Слуги едва успевали наполнять кубки, как они уже оказывались опорожненными. Раниеро более, чем кто — либо, имел повод праздновать победу, потому что в этот день он отличился, как никогда. Утром, при взятии Иерусалима приступом, он первым, рядом с Готфридом Бульонским, вступил на городские стены и вечером перед всем войском его чествовали за храбрость. Когда кончились грабеж и резня и когда крестоносцы в власяницах и с незажженными восковыми свечами в руках вступили в храм Гроба Господня, Готфрид объявил Раниеро, что ему разрешается первому зажечь свою свечу у священного пламени, горящего перед гробом Спасителя. Раниеро подумал, что Готфрид хочет этим показать, что считает его самым храбрым во всем войске, и очень обрадовался подобной награде за свои подвиги. Около полуночи, когда у Раниеро и его гостей веселье было в самом разгаре, в его шатер вошел в сопровождении двух музыкантов шут, расхаживавший по всему стану и забавлявший воинов своими выдумками. Шут попросил у Раниеро позволения рассказать смешную историю. Раниеро знал, что этот шут славится как большой выдумщик, и согласился выслушать его рассказ. — Случилось однажды, — начал шут, — что Господь и апостол Петр целый день просидели на самой высокой башне райской твердыни и все смотрели оттуда на землю. Им столько пришлось там увидеть, что у них почти не было времени перекинуться словечком друг с другом. Господь все время был спокоен, но апостол Петр то хлопал от радости в ладоши, то отворачивался с отвращением. Он то смеялся и ликовал, то плакал и сокрушался. Наконец, когда день уже склонялся к вечеру и сумерки спускались над раем, Господь обернулся к апостолу Петру и сказал, что теперь он должен радоваться и быть доволен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В XVIII веке возрос интерес монахов к истории Святой Горы. В середине века Макарий Тригопис из Великой Лавры составил «Проскинитарий лавры»; примерно в то же время монах Евфимий написал стихотворный «Проскинитарий лавры» и Житие преподобного Афанасия Афонского. Иаков, монах из монастыря Григория, перевел сначала на валашский, а затем на новогреческий язык описание этой обители, сделанное в 20-х годах XVIII века русским паломником В. Г. Григоровичем-Барским. Феодорит, игумен Эсфигменского монастыря, написал историю своей обители. Многие видные иерархи той эпохи (среди них – несколько Патриархов) удалялись на покой на Святую Гору. Духовный подъем на Афоне не мог не затронуть и монахов негреческого происхождения. Преподобный Паисий Хиландарский составил в середине XVIII века первую историю болгарского народа. Румынский монах Филофей Святогорец перевел на румынский язык «Христианские учения» и «Цвет муз». Многие воспитанники Афинской академии распространяли свои знания в Молдавии и Валахии. Распространение святогорской духовной практики в России связано с именем преподобного Паисия Величковского. В начале XIX века все святогорские монастыри, в особенности Великая Лавра, Ватопед и Иверский, переживали период процветания. Росло число скитов. В 1810 году был принят новый устав, утвержденный турецким наместником в Фессалониках. Органом управления монашеского сообщества Афона стал Священный Кинот, органом надзора – Священная Эпистасия. Должность прота была упразднена. Возвращение к общежительному уставу привело к нравственному и духовному расцвету. Борьба Афона за освобождение от турецкого ига Во время и накануне греческого национально-освободительного восстания многие афонские монахи брали в руки оружие и помогали повстанцам материально. Восстание 1821 года турки решили потопить в крови. Началась резня и поджоги во многих деревнях Халкидики. В виде исключения, Афон приютил 8.000 женщин и детей и организовал их вывоз в более безопасные области Южной Греции. Под этим предлогом турки разместили на Афонском полуострове многотысячную армию. Основную часть икон и рукописей удалось надежно укрыть, но многие монастырские постройки понесли серьезный ущерб или даже были разрушены. Не удалось избежать заточения и многим инокам. Только в тюрьме города Салоники было казнено 62 святогорских монаха. Последствия вторжения были тяжелыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вот за чем я следил с глубоким волнением — это за развитием событий в Сирии. Потому что я видел, что светский диктатор Башар Асад вполне может зайти в церковь поздравить своих граждан, его супруга, в европейском платье, может поставить свечку в церкви, и вообще Сирия — светское государство, дружественное к христианам. А вот с тех пор как в соседнем Ираке диктатор пал и победила демократия, страна потеряла 85% своего христианского населения — развитие событий, которое совершенно справедливо характеризуется как « геноцид ». (Для сравнения — Европа в ходе нацистского Холокоста потеряла 72% своего еврейского населения) То, что предстояло сирийским христианам в случае реализации лозунга «Асад должен уйти» — это именно геноцид, на который Весь Цивилизованный Мир отреагировал бы также, как на геноцид христиан в Ираке — то есть никак. Это было на сто процентов предсказуемо — поскольку ничего похожего на единоначалие среди противников Асада не было, после падения светского режима установился бы даже не шариатский теократический режим, при котором христиане были бы просто поражены в правах, а безначалие, хаос и резня всех со всеми (как в Ираке и Ливии), и договариваться о каких-то гарантиях христианам было бы просто не с кем — никто не в состоянии был бы ни дать их, ни исполнить. Предвидел ли это Весь Цивилизованный Мир, или, точнее, западные лидеры, говорящие от его имени? Разумеется. Они не идиоты. Да и идиотам хватило бы иракского примера. Они просто принимали это — не то, чтобы они намеренно стремились именно истребить христиан, просто такой вот был побочный эффект реализации их планов, и они его вполне принимали. К этому моменту, когда я пишу эту статью, сирийская христианская община, которая там была 2000 лет, прямо со времен Апостолов, должна была бы прекратить свое существование, и кто бы стал беженцем - тому бы сильно повезло. Но этого не произошло. Светский режим в Сирии устоял. В Сирии продолжат жить христиане. В древних — древнейших в мире — монастырях и церквях продолжат звучать христианские молитвы, продолжит совершаться Евхаристия, будет и дальше призываться имя Христово. 

http://radonezh.ru/analytics/esli-vy-kho...

 Но выяснилось, что для " дашнаков " гораздо важнее " Великая Армения " . Для грузинских социалистов Чхеидзе и пр. т.н. " Великая Грузия " , а для " мусаватистов " - " Великий Азербайджан " . Ничего из нашей современной истории не напоминает? Демократ и борец с самодержавием Чхеидзе немедленно отправил карателей в Южную Осетию, заливая ее кровью. Помните, как точно так же Звиад Гамсахурдия, диссидент, борец с тоталитарным советским режимом за демократию, свободу, права человека, придя к власти в Тбилиси, отправил банды националистов заливать кровью Южную Осетию и Абхазию.  Но первая армяно-азербайджанская резня произошла немного раньше,  во время первой " цветной революции " ХХ века в  1905 году. Два, веками живущие бок о бок соседа, стали друг против друга. Азербайджанцев возглавляют «мусаватисты», армян — «дашнаки». О том, кто был спонсором и финансировал эту т.н. " первую русскую революцию " , мы знаем. Не случайно в Лондоне собирался, да и сегодня собирается весь этот революционный сброд. Но после того, как кровавый бунт в империи был подавлен, наступил временный мир и в Закавказье. Победила революция 1917 г. Все мы с детства слышали о 26 бакинских комиссарах, благородных и гуманных героях, боровшихся за " народное счастье " . Но мало кто знает, что в конце марта — начале апреля 1918 года объединённые войска большевиков Бакинской коммуны, в которой преобладали этнические армяне, и армянской националистической партии «Дашнакцутюн» устроили в Баку массовую резню мусульманского населения, ставшую известной как «Мартовские события», и во время которой погибло до 12 тысяч мусульман. Вскоре турецкая армия, которую громили все годы Первой мировой войска Юденича, вторгается в Закавказье. Надо сказать, что войска генерала суворовской школы Николая Николаевича Юденича наголову разгромили намного превосходящую числом армию Энвер-паши под Сарыкамышем. Потом был беспримерный штурм и взятие Эрзерума,  к весне  1917 г. русские войска взяли турецкий Трапезунд, а  конница генерала Баратова выходила к Багдаду.

http://radonezh.ru/2020/10/08/voyna-v-za...

О том, что произошло в Персиде с Голиндухой, и какую аскетическую жизнь она вела Возвращение Хозроя в собственное царство. И о дарах, посланных от Хозроя мученику Сергию И его же посольство (592) к тому же святому, чтобы он мог иметь детей от Сирем, которая была христианкой. И ходатайство имеет успех, и он отправляет ценные дары в храм мученика И как Хозрой умертвил сообщников узурпатора и самого Биндоя как поднявшего руку против царя О предсказании от Хозроя, что вследствие мятежа дела римлян подчинятся тиранам И посольство [в Ктесифон] Проба, проедра Халкедона, и об иконе богородицы, и о том, что произошло в ходе посольства И поездка императора (591) в Анхиал в Европе и о явившемся ему предзнаменовании в виде вепря И как император возвратился в столицу из-за прибытия персидского посольства во главе с Залабзой Вот что в пятой книге. Шестая книга содержит: как покидающего город [Селимврию] басилевса накрыла морская буря И как в окрестностях Гераклеи при пребывании там басилевса родился урод, младенец без рук, без глаз, без бровей, без век, а с бедра его свисал рыбий хвост; и как монстр был убит О трех славянах с кифарами, которых по их словам послали от границ океана к кагану и которые представились и басилевсу Маврикию Посольство франков к басилевсу с предложением союза в обмен на уплату дани, но оно отвергнуто. Послы Босс и Бетт были отправлены Теодорихом О стаде оленей, и как самый крупный из них ранен и бежит в лес и как его преследуют один из дорифоров и другой, гепид родом, и как дорифор убит из-за своих золотых украшений, и как долгое время спустя гепид уличен в убийстве и предан сожжению Поход аваров против римлян (593), и осада города Сингидона, назначение Приска стратигом, и как он возглавил войска в Европе И как каган оказался у Дризиперы и предал сожжению храм мученика Александра И как римляне, заперевшись в городе Тзуруле, осаждаются каганом, и как Маврикий хитростью обманывает варвара и отводит осаду И посольство аваров (594) к римлянам и поражение Ардагаста от римского войска и еще произошедшее с Татимером, и доблесть таксиарха Александра, и доблесть римлян, и резня славян, и [ответное] нападение славян на римлян .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Сергей 4 августа 2014, 23:54 Отец Андрей, очень интересно!!! Спаси Господи за Ваши труды! Сергей Морозов 26 июля 2014, 18:36 Почему автор ничего не упомянул о Гите-дочери последнего английского короля Гарольда,а ведь Гита жена великого князя Владимира Мономаха и мать великого князя Мстислава Храброго,причисленного нашей церковью к лику святых.Кстати-руссы это тоже викинги но только добрые. Лариса Воронина 24 июля 2014, 16:37 /нормандские завоеватели – эта банда бродяг и мародеров/ ... и нет ничего нового под солнцем. Так погибла Америка (настоящая Америка, не самозванная). Так погибает сейчас Украина от идеологии поляков, австро-венгров, немцев и невесть еще кого, кто объявил, что только они настоящие украинцы, а остальные - " недолюди " . Собери разношерстный сброд и дай ему полный карт бланш. Коренное население, видя, что творят пришельцы, само в ужасе бежит со своих земель. Примерно то же переживает Европа, пока бескровно. Думаете, почему европейцы будто в рот воды набрали? Да потому, что по щелчку в любом городе может начаться резня со стороны арабов. И сопротивляться будет некому, сотня мужиков, остальные... толерантные. /Потомки этих «церковных деятелей» позднее канонизировали мягкотелого Эдуарда, благодаря которому стало возможным это разорение Англии/ Это урок потомкам. Хотя, как показывает жизнь, уроки мы учим плохо. Историку СПбГУ: /В истории Англии до норманнского завоевания тоже далеко не все было идеально/- стало быть, было в истории человечества идеальное государство? Ничто не идеально, но это совершено не значит, что подлежит уничтожению. Ирина Рюрик 24 июля 2014, 12:33 Понятно. Я все о нашем земном, как говорится, а Вы все о Горном. Но, знаете, как-то не хочется наступления апокалипсиса… Елена 24 июля 2014, 07:12 Конечно, Ирина, с удовольствием уточню. " Царь царствующих и Господь господствующих " (1 Тимофею, 6:15) " На одежде и на бедре Его написано имя: " Царь царей и Господь господствующих " . (Откр 19:16). А вот и икона: http://days.pravoslavie.ru/Images/im1197.htm

http://pravoslavie.ru/72418.html

«Жемчужина царства небесного» (Маргарит аркайутян еркри. К-поль, 1866) представляет собой толкование на Нагорную проповедь из Евангелия от Матфея (Мф 5-7), разъяснение ее морально-этических предписаний. Как в этом, так и в др. трудах, посвященных Свящ. Писанию, М. Х. избегает аллегорических иносказаний, беря за основу традиции гомилий свт. Иоанна Златоуста. Толкования М. Х. так же просты, как народные наставления и нравоучения. Этот труд М. Х. преподнес в дар св. престолу Эчмиадзина по случаю своего рукоположения во епископа. В кн. «Страстная неделя и Проповедь Креста» (Верчин шабат ев Хачи чарэ. К-поль, 1876) описан Крестный путь Спасителя, к-рый вспоминается на Страстной седмице: от Тайной вечери и Гефсиманского моления до Воскресения Христова, торжества и победы Креста. Кн. «Таинство времени» (Жаманак ев хорурд юр. К-поль, 1876) представляет собой философские размышления о неотвратимом течении времени, где чувствуется влияние 3-й гл. Екклесиаста книги . Время здесь предстает не только как духовно-философская категория. Автор связывает его с судьбоносным событием - ожидаемым принятием конституции в Османской империи. Рассматривая исторический путь от Рождества Христова до 1876 г., когда был представлен проект конституции, М. Х. обращается к Основному закону и определяет главные направления его действия в провинциях Армении. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. в Зап. Армении произошла массовая резня армян. В связи с этими событиями М. Х. издал брошюры «Скорбная весть из Вана» (Ван гуйж. 1877) и «Трагические известия из Армении» (Айгуйж). Оправдались самые серьезные опасения М. Х.; связанные с конституцией волнения турок переросли в армянские погромы. В брошюре «Скорбная весть из Вана» он пишет, что Конституции Османской империи во что бы то ни стало была необходима жертва, и в жертву ей был принесен арм. народ. Три последних труда М. Х.- сборники религиозно-этических поучений, к-рые имеют ярко выраженную социальную направленность. Первый из них, «Семья по образу рая» (Драхти энтаник), состоит из 18 проповедей. Три первые проповеди посвящены библейским сюжетам от Адама и Евы до Ноя. Согласно концепции армянской средневековой историографии, армяне произошли от сына Ноя Иафета, поэтому, начиная с 4-й проповеди, история человечества излагается М. Х. как история армянского народа. От одной сюжетной линии к другой прослеживается путь становления традиции армянской семьи. Главная идея книги состоит в том, что под крышей каждого армянского дома должна жить воистину райская семья, а само понятие семейного счастья есть не что иное, как райское блаженство.

http://pravenc.ru/text/2563852.html

Братия и дети! У Креста Христова прими каждый не наш, а апостольский урок: Поминай Господа Иисуса! Аминь. Христианское равенство 61 В порядке воскресных литургийных евангельских чтений сегодня св. Церковь предложила вашему вниманию притчу Спасителя о талантах. По содержанию этой притчи, глубоко поучительной и жизненной, и будем мы беседовать в течение ближайших наших молитвенных собраний 62 . Начало притчи чрезвычайно просто, а между тем оно наводит нас на глубочайшие вопросы жизни. Рече Господь притчу сию: Царствие небесное подобно человеку, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. И одному дал он пять талантов, другому – два, иному – один, каждому по силе его, и тотчас отправился ( Мф. 25:14–15 ). Прежде всего, в приведенных сейчас мною словах притчи, в самом начале ее, мы встречаемся с самым жизненным вопросом, который всегда, можно сказать, приковывал к себе всеобщее внимание, а именно: откуда происходит, что означает и к чему обязывает неравное распределение всего вообще у людей, всех дарований, внутренних и внешних, духовных и телесных, которые в притче образно называются талантами? Известно, что древний, дохристианский мир смотрел на это чрезвычайно грубо: там личность человека не ценилась сама по себе, а зависела от внешнего положения; кто силен, кто знатен, кто богат, кто на жизненном пире захватил так или иначе видное место, – тот только и человек. Остальные – рабы, подчиненные, бедняки – это как бы жалкие полулюди... Величайшие философы древности не признавали за рабами и чужеземцами человеческого достоинства, считали их чем-то вроде низшей породы существ, их тяжелое положение признавали и правильным, и не подлежащим никакому улучшению 63 . Люди обездоленные часто были игрушкой в руках знатных и господ, и самая жизнь их зависела от каприза владык и ценилась очень низко. Знаменитый Катон велел перебить некоторых своих рабов за то только, что они были дряхлы. Траян, один из лучших римских императоров, отдал десять тысяч рабов для потехи зрителей в амфитеатре, где они, сражаясь, убивали друг друга, и эта резня продолжалась более ста дней 64 . Время от времени, как грозное предзнаменование, со стороны этих обездоленных предпринимались попытки улучшить свое положение путем возмущений и кровопролитий. Тогда господствующие классы справлялись с возникающими общественными осложнениями мерами варварских насилий и жестокостей и посредством угнетений и притеснений добивались того, чтобы по возможности подавить в противившихся всякое сознание человеческой личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010