Недаром о причастии говорили как о перерождении – изновляться (Даль, 2000, Т. 2: 63) или поновляться(Даль, 2000, Т.3: 744), а на явление отца духовного к постели больного смотрели как на приближение кончины. «Бояться священника как вестника смерти», – писал один наблюдатель (Пастырь, 1888: 322-323). Неслучайно, ожидая духовного отца, на стол клали нож – «для острастки смерти» (Бурцев, 1898: 416).  Неурочное появление священника в отдаленной деревне являлось для прихожан верным указанием на смертельную болезнь одного из соседей. Это, в свою очередь, служило основанием для манипуляций. Священники замечали, что нередко крестьяне прибегали к Таинствам не ради достойного перехода в мир иной, а исключительно ради желания подчеркнуть свое «предсмертное» состояние. Прежде всего это касалось драк, когда обиженный нуждался в подтверждении своего крайне тяжелого положения: «…разодрались два пьяных парня, и вот побитый требует “попа”» (Б-въ, 1875: 85) . В таких случаях приглашение священника носило подчеркнуто публичный характер: оно должно было продемонстрировать всему миру смертельный характер полученных в драке увечий. Это усугубляло вину противника, и в случае судебных разбирательств могло служить своеобразным отягчающим обстоятельством. Приведу характерный диалог: «Батюшка! Было бы тебе известно, меня избили. Причасти!» «Где избили, в кабаке?» «Да, признаться, так. Как бы не умереть, причасти, я подам просьбу». «Что ж? Побранишь, да и только» (Сельский священник, 1881: 66). И еще одно воспоминание священника: «В первые годы моего пастырского служения у наших прихожан водился непохвальный и прямо предосудительный обычай, в случае ссоры и драки подгулявших крестьян, приглашать к потерпевшему лицу священника для исповеди (а иногда и напутствования святыми тайнами), с недоброй целию застращать обидчика и подкрепить жалобу на него в суде свидетельством священника, исповедавшего больного. Подобною выходкою хотелось дать знать окружающим и соседям, что больному были нанесены столь тяжкие, угрожающие жизни, побои, что понадобилось посылать за священником» (К-в, 1887: 12).

http://bogoslov.ru/article/1910434

А еще В.И. Даль был превосходным знатоком русского языка и его говоров, классификацию которых он составил первым. Современники рассказывали, что иногда он только по двум-трем произнесенным словам мог определить, откуда родом человек, носителем какого наречия является. Известен такой случай: «Будучи в гостях, Даль вышел в палисадник, а там за решетчатым забором собралось несколько нищих и сборщиков на церковное строение. Впереди всех стоял белокурый, чистотелый монах с книжкою в черном чехле с нашитым желтым крестом. К нему обратился Даль. - Какого, батюшка, монастыря? - Соловецкого, родненький, - отвечал монах. - Из Ярославской губернии? - сказал Даль, зная, что «родимый», «родненький» - одно из любимых слов ярославского простолюдина. Монах смутился и поникшим голосом ответил: - Нету-ти, родненький, тамо-ди в Соловецком живу. - Да еще из Ростовского уезда, - сказал Владимир Иванович. Монах повалился в ноги... - Не погубите!.. Оказалось, что это был беглый солдат, отданный в рекруты из Ростовского уезда и скрывавшийся под видом соловецкого монаха». Владимир Даль, разумеется, его не выдал. Даль был не только внимательным к местному народу, но, «самое главное - всегда старался помочь людям... Даля полюбили за доброту, за приветливость». Его неиссякаемый интерес к людям позволил ему так узнать народ, что благодаря этому родилось множество достоверных, правдивых и простых рассказов. Посещая уральские станицы, Даль принял решение всегда «первым делом справляться, нет ли больных». Оказывается, что только операций на глазах Даль сделал более полусотни, «вернув зрение беднякам в такой глуши, где, без преувеличения, до него не бывало ни одного опытного хирурга». Кстати, Владимир Даль умел оперировать одинаково и правой, и левой рукой, и в то время считался вторым хирургом в России после своего друга, выдающегося хирурга и анатома Николая Пирогова, с которым он дружил с институтской скамьи в Дерпте. Со временем Даль приобрел известность «как защитник всех несправедливо осужденных, и к нему постоянно обращались за помощью забитые, бесправные люди, которых чиновники и слушать не желали». Владимир Даль считал, что «назначение человека - именно то, чтоб делать добро».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Военный врач – Владимир Даль имел награды за участие в войнах? Владимир Даль– Как блестящий военный врач Владимир Иванович был награжден серебряной медалью на георгиевской ленте и Орденом святой Анны. Во время русско-турецкой войны он был ординатором при подвижном госпитале, оперировал и перевязывал раненых. Не успел Даль вернуться из Турции домой, как ему пришлось идти в новый поход – против поляков. В Польше он был дивизионным врачом в корпусе под командой генерал-адъютанта Федора Ридигера (перешедшего в Православие предка ныне покойного Патриарха Алексия II). Когда поляки сожгли мост, Даль из множества пустых бочек соорудил временную переправу через Вислу. После переправы русских солдат Даль начал переводить раненых и проявил героизм, обманув противника, который ушел под воду. Узнав о подвиге Даля, император Николай Павлович наградил его Владимирским крестом с бантом. По словам Даля, он изучал язык со всеми его говорами в основном в Турецком и Польском походах, записывая областные слова и местные обороты речи. – То есть война не мешала его работе над словарем? – Парадокс в том, что без участия в войне, которая свела в воинских частях солдат со всей России, Далю не хватило бы жизни, чтобы собрать огромный материал для будущего словаря, объездив все уголки страны. Свою «копилку» областных слов он пополнял в минуты затишья, расспрашивая солдат, как в их местности называется тот или иной предмет. Однажды пропал вьючный верблюд, перевозивший его «копилку», но казаки спасли из турецкого плена и верблюда, и записки Даля. После Польской кампании Владимир Даль стал ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и знаменитостью Петербурга. Этот русский врач благодаря своему нерусскому происхождению расположил к себе врачей-немцев, ревниво охранявших свои доходы от русских врачей. Он был замечательным окулистом, успешно лечил катаракту. После появления в Петербурге гомеопатов Даль сначала выступил против них, но потом Алексей Перовский, поклонник Ганемана, член Российской академии и писатель, известный под псевдонимом Антоний Погорельский, предложил Далю испытать гомеопатический способ лечения на практике. После этого Даль стал сторонником гомеопатии и построил в Нижнем Новгороде гомеопатическую больницу. Она существовала до отставки Даля.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/23/vladim...

Не все знают, что, когда по поручению графа Льва Перовского Даль написал «Исследование о скопческой ереси», император Николай Павлович был очень доволен. Но ему сообщили, что автор – лютеранин, и царь посчитал неудобным рассылать книгу, написанную иноверцем. Новое исследование поручили написать Николаю Надеждину, но тот полностью включил в свой труд работу Даля. Однажды Даль гулял с Павлом Ивановичем Мельниковым-Печерским, который, оказавшись в трудном материальном положении, три года прожил в доме Даля. Владимир Иванович указал на Ваганьковское кладбище и сказал, что здесь и он ляжет. На замечание, что его туда не пустят, ответил, что пустят, так как он умрет православным по форме, хоть с юности был православен по верованиям. Так и вышло. А рядом с его могилой похоронен его сын, умерший в 44 года от сердечного приступа. Лев Владимирович был историком архитектуры, академиком, архитектором при Румянцевском музее, преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он изучал средневековое искусство, памятники русского зодчества, был знатоком русской церковной древности. Его мозаичными фресками украшен Храм Христа Спасителя в Москве. – Часто бывая на могилах московских чудотворцев – протоиереев Валентина Амфитеатрова и Михаила Труханова, – я лишь недавно узнала, что на Ваганьковском кладбище в Москве похоронен и Владимир Даль. Могила Владимира Даля на Ваганьковском кладбище– Его похоронили в 1872 году в одной могиле с его второй женой Екатериной Львовной Даль (в девичестве Соколовой) вскоре после ее кончины. Ей было 53 года, ему – 71. Она была дочерью героя Отечественной войны 1812 года. В этом браке родились три дочери – Мария, Ольга и Екатерина. Даль был женат дважды. В 1833 году 32-летний Даль женился на 17-летней Юлии Егоровне Андре. Она была лютеранского вероисповедания, происходила из старинного знатного рода. По отцу француженка, по матери немка. В Оренбурге Даль устраивал «четверги» для местной интеллигенции, и Юлия была их украшением. Но семейное счастье было недолгим. Умерла она в 1838 году вскоре после рождения дочери Юлии, имевшей великолепный голос, писавшей сказки и рассказы, рисовавшей, знавшей языки. Дочь скончалась в Риме в 25 лет. Ее старший брат Лев умер в 44 года. Второй сын Даля умер еще младенцем.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/23/vladim...

Позже сын Даля Лев Владимирович построит здесь собор. Будучи губернским архитектором Нижнего Новгорода, он написал, как полагают, уникальную икону для нижегородского храма Космы и Дамиана. Этот храм был построен при участии семьи Даля после его смерти. На иконе в образах святых бессребреников, врачевателей и чудотворцев Космы и Дамиана угадываются Пушкин и Даль, которые делали много хорошего людям не ради денег. Еще до сноса храма икону передали в Музей истории религии и атеизма, который размещался в Казанском соборе. Сейчас, если не ошибаюсь, она находится в Санкт-Петербурге в Государственном музее истории религии. Уйдя в 1859 году в отставку, Даль поселился в Москве, в «Грузинах», где жил и работал до самой смерти. Здесь Владимир Даль подготовил к изданию первое полное собрание сочинений в восьми томах, сборник «Пословицы русского народа» и завершил гигантский полувековой труд всей своей жизни. Первые слова Владимир Иванович записал в марте 1819 года, последние – незадолго до смерти, в 1872 году. В «Толковом словаре живого великорусского языка» содержится книжно-письменная, просторечная, диалектная, профессиональная, церковнославянская и иная лексика. Более 30 тысяч пословиц, поговорок и загадок приводятся автором для наиболее точного разъяснения значений слов. – На чьи средства издавался словарь? – Московское Общество любителей российской словесности выдало Далю ссуду в 3 тысячи рублей на издание первого тома. Ознакомившись с ним, император Александр II взял на себя все издержки за издание. Ко второму изданию Даль подготовил большое количество новых статей, в том числе из откликов читателей. – Как была оценена кропотливая работа Даля? – За первые выпуски словаря он получил золотую Константиновскую медаль от Императорского Русского географического общества. После выхода в свет всего словаря Даль был удостоен престижной Ломоносовской премии – главной научной премии в России того времени. В награду за свой труд он получил одну тысячу рублей. Даль был избран в почетные члены Императорской академии наук. Были и премия Геймбюргера, присужденная Далю Дерптским университетом, и членство в Обществе любителей Российской словесности, и активное участие в Обществе истории и древностей российских.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/23/vladim...

18. Доклад исполняющего обязанности Председателя Учебного комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе. – 1997, 6, 28. Архиерейский Собор 2000 года] 1. Определения Священного Синода от 18 июля 1999 года: О проведении юбилейного Архиерейского Собора во второй половине 2000 года в Москве. – 1999, 8, 4. 2. Определения Священного Синода от 7 марта 2000 года: О сроках и программе проведения юбилейного Архиерейского Собора. –2000, 4, 19. 3. Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ 13–16 августа 2000 года. – 2000, 9, 10. 4. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля в день открытия Юбилейного Архиерейского Собора. – 2000, 9, 12. 5. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ. –2000, 9, 16. 6. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых. –2000, 9, 55. 7. Послание Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ. –2000, 10, 4. 8. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ. –2000, 10, 13. 9. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ об Украинской Православной Церкви. – 2000, 10, 19. 10. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о положении Православной Церкви в Эстонии. –2000, 10, 20. 11. Определение Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ по Уставу РПЦ. –2000, 10, 21. 12. Определение Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ “Об основных принципах отношения РПЦ к инославию”. –2000, 10, 21. 13. Основные принципы отношения РПЦ к инославию. –2000, 10, 22. 14. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ об “Основах социальной концепции РПЦ”. –2000, 10, 36. 15. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя ОВЦС, об “Основах социальной концепции РПЦ”. –2000, 10, 36. 16. М.Ж. Юбилейные торжества в Москве. –2000, 10, 55.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Широта души, щедрость сердца, одарённость, общительность и разносторонность интересов привлекали к Далю многих творческих людей. Он близко сходился с Пушкиным, Гоголем, Некрасовым, Тургеневым, Жуковским, Одоевским, Лажечниковым. Владимир Иванович был знаком и с Шевченко, некоторое время переписывался с ним и даже принял участие в его освобождении из ссылки. Но особенно значимым представляется знакомство, а затем и дружба с Пушкиным. Вероятно именно Александр Сергеевич подал мысль Далю взяться за словарь. Изначально познакомить Даля с Пушкиным как будто бы брался Жуковский, но Даль предпочёл представиться поэту самостоятельно. Навестив Пушкина в его съёмной квартире на углу Гороховой и Морской, Даль подарил ему один из уцелевших экземпляров сказок Казака Луганского. Пушкин сразу стал листать книгу, и по всему было видно, что труд Даля пришёлся ему по душе. — Хорошо, очень хорошо, — приговаривал Пушкин, листая книгу. Встреча затянулась. В тот же вечер Даль рассказал Пушкину, что собирает слова живого народного языка и получил в ответ горячее одобрение. — Сделайте словарь, непременно сделайте! Позарез нужен словарь живого разговорного языка! Да вы уже и так сделали треть! Не бросать же теперь ваши запасы! — подбадривал Даля Пушкин. — Ваше собрание не пустая затея, не увлечение. Это совершенно новое у нас дело. Вам можно позавидовать — у Вас есть цель… Восхищенный сказками Даля, Пушкин подарил ему рукописный текст одной из своих сказок с надписью «Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин». Сейчас мало кто знает, что первая сказка нашего детства «Курочка Ряба» принадлежит перу сказочника Казака Луганского. В конце жизненного пути лютеранин Даль принял православие. Воспоминания Мельникова-Печерского свидетельствуют, что он сделал это осознанно, так как считал, что в Православной Церкви сохраняется вся полнота истины. В одной из бесед со своим другом-учеником Даль говорил: «Самая прямая наследница апостолов, бесспорно, ваша Греко-Восточная Церковь, а наше лютеранство дальше всех забрело в дичь и глушь… Православие — великое благо для России, несмотря на множество суеверий русского народа. Но ведь все эти суеверия не что иное, как простодушный лепет младенца, ещё неразумного, но имеющего в себе ангельскую душу. Сколько я ни знаю, нет добрее нашего русского народа и нет его правдивее, если только обращаться с ним правдиво… А отчего это? Оттого что он православный… Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней православие».

http://radonezh.ru/analytics/vladimir-da...

В своей сказке Даль по-особому, с глубокой верой в религиозный инстинкт народа, который также видел в своем богатыре святого преподобного Илию Печерского, выстраивает судьбу героя: Илья Муромец рождается в ночь с Великой Субботы на Святую Пасху, встает на ноги – тоже в Светлое Христово Воскресение, а его дед Тимофей принимает схиму в Киево-Печерской лавре с именем Иллариона. Сам же Илия «сидит сиднем сидячим», «сидит с твердой верой, со смирением, кроме молитвы присной, слова не вымолвит», «по зарям шепотом молитвы начитывает», «а поклоны кладет, словно в воду ныряет». По сказке Даля, Илия «отродясь постится, а скоромного куска у него душа не принимает». С Ильи Муромца и начал Даль описывать Святую Русь, которая живет не только в прошлом, но и в настоящем, и в будущем России. Святая Русь для писателя Даля – это не только легендарные герои, богатыри, князья, святые. Это и обычные люди, которых он встречал на своем жизненном пути и которые поразили его глубиною духа, крепостью веры, чистотою жизни. В народном предании «Послух» писатель показывает, как велика тайна человеческой жизни перед Богом: перед смертью старушки к ней является умерший знакомый священник и причащает ее. И только этот случай раскрывает высоту духовной, по сути евангельской жизни этой с виду вполне обыкновенной старушки. Это предание по духу напоминает нам «Архистратига» и те действительно произошедшие случаи, которые так памятливо собирает и бережет православный народ – во укрепление веры и благочестия. На основе этих народных рассказов, напоминающих повествования из «Лавсаика» или «Луга духовного», построен и рассказ «Вор». Каждый раз Даль, как и в сказках своих для детей, придает рассказам авторскую оригинальность. Оставаясь повествованиями в духе «достопамятных сказаний» о жизни святых насельников древних христианских поселений, рассказы Даля изображают духовную жизнь крестьянства и других сословий современной ему «Святой Руси». И как глубоко знает он эту духовную жизнь! Его духовная проза повествует и чудесах Божиих, и о громадной роли Божиего Промысла в жизни человека, и о незаметно проявляемых, но не меркнущих христианских добродетелях, и о страшных искушениях. Как прекрасно угадал Даль русского человека. В рассказе «Искушение» изображается замечательная сцена: два мужика, – один из которых хочет ограбить и убить топором другого, – вместе стоят перед иконами и молят Бога отвести нападения беса. Это два брата во Христе, которые понимают, что не они, а бес пытается совершить преступление и вовлечь человека в бездну греха, они вместе борются с ним. Такую сцену, конечно, можно увидеть только в «Святой Руси» – Даль это понял.

http://pravoslavie.ru/36558.html

Даль общался с императором Николаем I, участвовал в подготовке отмены крепостного права. Об этом и многих других интересных фактах биографии Владимира Даля рассказывает профессор Галина Микиртичан, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного медицинского педиатрического университета, член Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого). – Галина Львовна, чему может научить нас, жителей XXI века, умерший 150 лет тому назад Владимир Даль, о котором мы так мало знаем? – Думаю, прежде всего Владимир Иванович, вклад которого в русскую науку и культуру поистине огромен, может научить нас любви к Родине, к населяющим ее народам, к русскому языку. Даль как патриот своего Отечества способен поднять дух национального самосознания. Он был великим россиянином, трудолюбивым русским человеком. На какое бы поприще ни ставил его Господь, Даль беззаветно служил России. Как военный врач он защищал родину от турок и поляков, как преуспевающий врач лечил людей, как государственный чиновник заботился о крестьянах, как натуралист внес большой вклад в науку. Но наибольшую известность он получил, конечно, как фольклорист, лексикограф, этнограф и писатель. Еще при его жизни были напечатаны все 8 томов его сочинений и «Пословицы русского народа». По словам Николая Гоголя, каждая строчка Даля приближает его к познанию «русского быта и нашей народной жизни». Виссарион Белинский считал Даля «первым талантом после Гоголя в русской литературе». Современники называли творчество Даля «поэтической этнографией». Поразительно, но в человеке, показавшем нам все богатство русского языка, не было ни капли русской крови. В Дале текла датская, немецкая и французская кровь. Его отца Иоганна (Йохана) Христиана (Кристиана), обрусевшего датчанина, на русский манер звали Иваном Матвеевичем. Он свободно владел восемью языками – немецким, английским, французским, русским, идиш, латынью, греческим и древнееврейским. Мать Юлия Христофоровна, урожденная Юлия-Мария Фрейтаг, говорила на пяти языках. Она обладала голосом европейской певицы, хорошо играла на фортепиано, содержала дом и воспитывала шестерых детей. Старшим был веселый и общительный Владимир. Он любил своих родителей, братьев Карла, Павла и Льва, сестер Александру и Паулину. Их бабушка по матери Мария Ивановна Фрейтаг (в девичестве Мария-Франциска-Регина) происходила из обрусевшего рода французских гугенотов де-Мальи. Прекрасно образованная, она считалась одной из лучших переводчиц на русский язык. Дети читали ее переводы пьес Гете, Коцебу, Иффланда. Все в доме говорили по-русски. Владимир Даль всегда любил литературу, писал стихи, стараясь избегать иностранных слов и несвойственных русской речи оборотов, ратовал за чистоту русского языка, понимал и ценил красоту русского слова, а ведь он знал 13 языков.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/23/vladim...

Владимир Даль считал, что «...расколы - вздор, пустяки; с распространением образования они, как пыль, свеются с русского народа. Раскол недолговечен, устоять ему нельзя; что бы о нем ни говорили, а он все-таки не что иное, как порождение невежества... Пред светом образования не устоять ни темному невежеству, ни любящему потемки расколу. Суеверия тоже пройдут со временем...» Понимая духовную ситуацию, в которой находился русский человек, Владимир Даль всю свою жизнь прилагал усилия в борьбе за его просвещение. Так, Владимир Иванович написал множество православных сказок и повестушек, которые прославляют Бога, показывают веру православную и житие святых угодников Божиих. Дописав свой словарь, Владимир Даль решил начать масштабное просвещение с «Вечной Книги», со слова Божия. Он намеревался переложить всю Библию на язык простонародья, т.е. объяснить трудные для понимания места предельно простым языком... Это намерение - показатель его религиозности и глубокой веры в Слово Божие. Например, говоря о Синайском законодательстве, Даль объясняет каждую из десяти заповедей. Объясняя четвертую, он говорит, что святить установленные праздники должно не гульбой, не пьянством и обжорством, а добрыми делами и помышлениями о Боге и будущей жизни. «Но если, - прибавляет он, - ты все это исполнишь, то исполнил ты только половину Божией заповеди, другая за тобой. В ней сказано: «Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя». Значит, каждый день трудясь, опохмеляться в понедельник и думать не смей, все шесть работай, сотвори все свои дела до единого, никакой работы не смей оставлять до другой недели. Так Бог велел. Он сказал не просто «сотвори дела», а «сотвори вся дела». Однако, кроме Бытописания и некоторых отдельных глав Ветхого Завета и Евангелия, ничему другому не суждено было увидеть свет Божий: многие, увидевшие этот труд, «замечательный по своей ясности, простоте и доступности для понимания малосведущих людей», приходили в недоумение: можно ли допустить лютеранину поучать православный народ? Лютеранское исповедание Даля было бельмом для многих, а для него самого - камнем преткновения. Например, фундаментальные исследования о скопческой ереси, проведенные Владимиром Ивановичем, произвели хорошее впечатление на самого императора. Однако когда последний осведомился о том, что Даль был лютеранином, он поручил написать новое исследование. Император Николай I «признал неудобным рассылать высшим духовным и гражданским лицам книгу по вероисповедному предмету, написанную иноверцем». Определенно, качество исследования было на высоком уровне, но лютеранство стало преградой для огласки труда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010