Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРЧИЛ II Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Царь-мученик Арчил Иверский Мчч. цари Арчил и Луарсаб. Икона Разгневанный Джиджум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру. В это время перед Джиджумом предстал некий армянин -мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где спрятали клад Карталинский царь и император Ираклий . Джиджум-Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа. В ответ святой Арчил сказал: " Знай, насильник, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом - на временное моё царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда император Ираклий путешествовал по нашей стране. Отец мой и брат мой ещё при вторжении Мурвана перезахоронили наш клад в греческой крепости " . Разъярённый Асим спросил: " Ты был там, когда арабы были истреблены в Абхазии? " Святой Арчил бесстрашно ответил: " Бог Животворящий, Творец Неба и Земли сошёл с Небес на землю для спасения человечества и смертью Своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их " . Эти слова так разгневали Джиджум-Асима, что тот приказал: " Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мёртвого, то погибни в мучениях! " 20 марта 744 года царя вывели на казнь.Святой попросил немного времени для молитвы и просил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом. Ночью преданные грузины-христиане тайно вывезли тело святого царя-мученика в Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви , построенной самим благоверным царём. Почитание Память святого Арчила творится не только в день его кончины, но и 21 июня , вместе с царём-мучеником Луарсабом II Карталинским . Хотя царей разделяет друг от друга почти 1000 лет, Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе) , отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет: " У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание " . Он же сетовал, что могила царя Арчила забыта почти всеми, и что знают о ней лишь немногие.

http://drevo-info.ru/articles/6266.html

Евангелие – книга великих душ, высоких порывов. И в вопросе веры оно достигает такой свободы и дерзновения духа, какие не вмещаются в границы теплохладности. Оно доводит нас до обнаженной природы, ставит нас лицом к лицу с ее холодным механизмом, с ее течением, равнодушным к нравственным ценностям. Солнце сияет злым и благим, и дождь падает на праведных и неправедных 741 : вот евангельская истина; в которой слышится не дух ветхого завета. В этих явлениях проглядывает лик «равнодушной» природы. Мы различаем злых и добрых, праведных и неправедных, но для природы нет этого различия, для нее все равны, ее порядок – иной порядок, ее законы иные. Легко видеть, что евангельский образ природы, всех безразлично согревающей и всех орошающей, имеет обратную сторону, тыльную часть: если солнце светит не только добрым, но и злым, то и град выбивает пашню не только злых, но и добрых, и огонь пожирает жилище как неправедных, так и праведных. «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. И спросили Его ученики Его, говоря: равви, кто согрешил, он сам или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал; не согрешил ни он, ни родители его» 742 . Природа не действует по этическим законам, ее явления следуют иным нормам. Таково же и течение истории. И она идет по своим законам, холодным и неумолимым, равнодушным к этической оценке, – и она протекает по ту сторону добраи зла. «Некоторые рассказали Ему о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их. И сказал им в ответ: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам... Или те восемнадцать, на которых упала башня силоамская и побила их, думаете ли вы, что они были виновнее всех людей, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам» 743 . Таким образом Евангелие ставит нас на ту же точку зрения, на которой стоит религиозный пессимизм, и принимает всецело его наблюдение, что одинаковая участь постигает праведника и нечестивого, доброго и злого, чистого и нечистого, приносящего жертвы и не приносящего жертв, добродетельного и грешника 744 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

…Если Бог за нас, то кто будет против нас? Тот, кто не пожалел собственного Сына, но отдал его за всех нас, неужели с ним не дарует нам и всего остального? Кто отделит нас от любви Христа? Горести, или страдания, или преследования, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но мы во всём одерживаем победу благодаря возлюбившему нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни правительства, ни настоящее, ни предстоящее, ни силы, ни высота, ни глубина и никакое другое творение не смогут отделить нас от любви Бога, которая во Христе Иисусе, нашем Господе 744 . Это, на самом деле, наилучшая из всех вестей для тех, кто осознаёт важность и высочайшую ценность духовных благословений. К сожалению, эта подлинная благая весть отступает на задний план, будучи подменена благой вестью обыденных представлений, побуждающей людей сосредотачивать свои помышления и желания на, по сути, материальных благах, которые, как им постоянно обещают, «вот–вот» придут. Вряд ли Свидетели, если они хоть сколько–нибудь задумываются об этом, не в состоянии увидеть, что благая весть, звучавшая в первом веке, отличается от той, которую они привыкли слышать, читать и о которой они рассказывают у дверей, – так, будто первоначальный вариант уже устарел и не удовлетворяет современным потребностям. Апостол Павел сказал Коринфянам, что, придя к ним, он «решил не знать среди них ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» 745 . Если бы сегодня какой–нибудь разъездной представитель Общества Сторожевой башни допустил подобное высказывание, о нем немедленно сложилось бы впечатление, что он из другой религии. Если бы докладчик на собрании, ни о чем заранее не предупредив, просто пересказал бы одно из писем Павла, например, письмо Эфесянам, то для слушателей его речь звучала бы очень странно, как будто он говорит не на том языке, к которому они привыкли, и как будто он действительно представляет другую религию. Уверен, что каждый, кто перечитает это вдохновленное письмо и вдумается в его смысл, признает справелдливость такого предположения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Засвидетельствовали греки и арабы истинность (сказанного) и признали, что они говорят правду. Но произошел также спор между ними. И сказали князья казарские: «Вот есть пещера в долине Тизул 736 . Достаньте нам книги, которые там находятся, и истолкуйте их перед нами». И они так сделали и вошли внутрь пещеры, и вот там (оказались) книги закона Моисеева, и истолковали их мудрецы израильские согласно первым речам, которые они высказали. И покаялись израильтяне вместе с людьми казарскими полным раскаянием 737 . И стали приходить иудеи из Багдада и Хорасана 738 и земли греческой и поддержали людей страны, и те укрепились в завете отца множества. И поставили люди страны одного из мудрецов судьей над собою. И называют они его на казарском языке каганом 739 ; поэтому называются судьи, которые были после него, до настоящего времени каганами. А главного князя казарского они переименовали в Савриила и воцарили царем над собою 740 . В нашей стране говорят, что предки наши происходили из колена Симеонова, но мы не знаем, верно ли это 741 . И заключил царь союз с нашим соседом, царем алан, так как царство алан (было) сильнее и крепче всех народов, которые (жили) вокруг нас, (и) так как сказали (себе) мудрецы: «Как бы не поднялись народы войною против нас и не присоединился также и он к нашим врагам». Поэтому [он заключил с ним союз, чтобы оказать помощь] в беде друг другу. И был ужас [божий на народах, которые] кругом нас 742 , так что они не приходили (войною) на казарское царство. [Но во дни царя Вениамина] 743 поднялись все народы на [казар] и стеснили их [по совету] 744 царя македонского. И пришли воевать царь Асии 745 и тур[ок] 746 ... и Пайнила 747 и Македона; только царь алан был подмогою [для казар, так как] часть их (тоже) соблюдала иудейский закон 748 . Эти цари [все] воевали против страны казар, а аланский царь пошел на их землю и нанес им [поражение], от которого нет поправления, и ниспроверг их господь пред царем Вениамином. Также и во дни царя Аарона воевал царь аланский против казар, потому что подстрекнул его греческий царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его». 739 И снова далее: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее». 740 И снова: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их». 741 Вот слова Господа и Бога! Творец всего по-богословски назвал различное бытие предметов (и одушевленных, и неодушевленных, и пернатых, и плавающих, и пресмыкающихся) различными родами, то есть природами, а не по-аристотелевски и по-гомеровски различными лицами, как бы научая нас, что иной род, то есть иная природа у трав, и иной род, то есть иная природа у пресмыкающихся, и иной род, то есть иная природа у зверей, и иной род, то есть иная природа у людей, и иной род, то есть иная природа у бесов, как говорит о них Христос: «сей же род изгоняется только молитвою и постом». 742 Вследствие чего и Павел говорит о единосущии по плоти нас и Христа, наставляя афинских философов: «мы Его и род». 743 Однако Севир отвечает отказом как Моисею, так и Павлу, не принимая именования природы родом. Итак, через нас посрамляет его брат Божий Иаков в своем Соборном Послании, как брат Божий возглашая братское и согласное Богу; ибо то, что Бог через Моисея назвал видом, то Иаков назвал естеством: «всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим». 744 Вот ясно брат Христов назвал тебе разные роды разными естествами. Вследствие этого и весь сонм Святых Отцов может называть [вещи] разной сущности и разной природы [вещами] «разного рода». Стало быть, говорящие, что во Христе после соединения одна природа, то есть один вид, по-всякому говорят, что или Божество сродно плоти, превратившись в тварь, или наоборот, плоть стала сродной и единосущной Святой Троице, что невообразимо и невозможно. «Если же не единосущно тело Слову, то во Христе есть одна и есть совсем другая природа», 745 как всемудрый Кирилл, защищаясь перед Восточными, указал в Константинополе Евлогию. Схолия. Кирилл в Сокровище говорит, что иной сущности значит иного рода, и Григорий [Богослов] в Слове на Богоявления, 746 [начинающемся словами] «Опять Иисус мой», свидетельствует родство 747 Святого Духа и Бога Слова, подобно тому, как и Гавриил говорит Богородице: «Вот и Елисавета, родственница 748 Твоя». 749

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

И этот промежуток «шипящий змей» сумел использовать в своих интересах. Опытному политикану было хорошо известно действие издевательств и крови на грубую толпу своих приспешников. Лизнувшая крови чернь звереет до исступления. А это озверение толпы Каиафе нужно было для впечатления на Пилата и давления на слабовольную совесть скептика-римлянина. «Тогда плевали в лице Его, и заушали Его, и давали пощечины (пощечина, заушение и удар по лицу как знак позора см. Соф.2:8 . Ис.43:28; 51:7 . Иез.5:15 соотв. евр. гиддуф и гедуфа), говоря: прореки нам, Христос (Мессия), кто ударил Тебя?». Мф. «И начали некоторые плевать на Него и закрывать Его лице и заушать Его и говорить Ему: прореки. И слуги пощечины Ему наносили» Мк. У Лк.: «И люди, державшие Его, ругались над Ним и били (др. «по лицу») и, покрывая Его (др. «лице»), спрашивали, говоря: прореки, кто ударил Тебя? И другое многое хульно говорили на Него» – также до утрен- —744— него заседания синедриона, в доме Каиафы. Пример и начало зверства и поруганий подали наверно сами архиереи (Ср. Деян.21:31 и 23:2). Наконец лишь только настало утро (время утренней жертвы, около 6 часов, по нашему), синедристы поторопились (εθς Мк.) оформить приговор для объявления народу, для чего собрались уже не в доме Каиафы, а в назначенном месте, вероятно в храмовой синагоге, по случаю праздника. Надо было спешить покончить дело до полудня, т.е. до праздничной жертвы (хагиги), в которой должны были участвовать архиереи. Но по Мф. и Мк. тут уже не занимались судом, а лишь совещались (Мф.) о том, чтобы умертвить Иисуса, – о средствах воздействия на Пилата, чтобы добиться исполнения смертного приговора, на что культурные римляне были вообще мало склонны. «Когда же утро настало, совет составили все архиереи и старшины народа на Иисуса, чтобы умертвить Его. И связав Его отвели и предали (др. приб: Понтию) Пилату правителю». Мк.: «и тотчас (т.е. спешно) утром (рано), совещание устроив, архиереи со старшинами и книжниками и весь синедрион, связав Иисуса, отвели и предали Пилату». Лк.: «и как настал день, собрались старшины (букв.: собралось старчество) народа, архиереи и книжники, и отвели Его в синедрион свой (22:66)… и встав все множество (собрание синедриона со слугами) их повели Его к Пилату» (23:1). Ин.: «Ведут Иисуса от Каиафы в преторию, а было утро» (18:37).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иез. 27 :30. И зарыдают о тебе голосом своим, и скорбно возопиют, и положат землю на голову свою и упадут во прах. Иез. 27 :31. И остригут по тебе волосы до гола и оденутся во вретище, и восплачут о тебе в горести душевной, и от горького плача придут в изступление 737 . Иез. 27 :32. И сыновья их поднимут о тебе плач и воспоют 738 плачевную песнь о тебе: „кто, как Тир, умолкнувший среди моря? какую прибыль получил ты от моря? Иез. 27 :33. Ты наполнил страны богатством своим и чрез союзников своих ты обогатил всех царей земли. Иез. 27 :34. А ныне ты погиб в море, во глубинах водных союзники твои 739 , и все сонмище твое 740 пало среди тебя и все гребцы твои“ 741 . Иез. 27 :35. И все жители островов уныли о тебе и цари их чрезмерно ужаснулись, омочилось слезами лице их. Иез. 27 :36. Купцы народов будут свистать о тебе, говоря: „предназначен 742 ты на погибель и более во веки не будет тебя“, говорит Господь Бог. Глава 28 Иез. 28 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 28 :2. Ты, сын человеческий, скажи князю Тирскому: так говорит Господь Бог: за то что вознеслось сердце твое и ты сказал: „я-бог, я поселился в жилище божием, в сердце морском“, а ты-человек, а не Бог, и сочел сердце свое сердцем Божиим; Иез. 28 :3. Ужели ты премудрее Даниила? но ведь мудрецы не научили тебя мудрости своей 743 ; Иез. 28 :4. Ужели ты искусством своим или разумом своим приобрел себе богатство и собрал в сокровищницы свои серебро и золото? Иез. 28 :5. Или большою мудростию своею и торговлею своею умножил ты богатство свое? и возгордилось сердце твое богатством твоим; Иез. 28 :6. За то, так говорит Господь Бог: так как ты сердце свое сочел сердцем Божиим, Иез. 28 :7. За сие вот Я наведу на тебя иноземцев, лютейших 744 из народов, и извлекут 745 мечи свои на тебя и на красоту искусства твоего, и предадут 746 истреблению красоту твою; Иез. 28 :8. И сведут тебя в (могилу), и умрешь смертию убитых в сердце морском. Иез. 28 :9. Ужели ты скажешь пред убийцами твоими: „я-бог“? А ты ведь в руках убийц твоих человек, а не Бог.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, учреждаемая новая церковь в сборе и ждет с трепетом своего утверждения Господом: И вот, среди ожидающих появляется сам Господь и дает им величайшее благо, мир, знаменующий примирение человека с Богом. Мир дается всей Церкви; после сего Господь обращается особенно к главам церкви и посланникам Его к народам. 20. И сия рек, показа им руце и нозе и ребра своя. Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа. 21. Рече же им Иисус паки: мир вам: якоже посла мя Отец, и аз посылаю вы. Успокоив верующих и показав им знаки язв на пречистом теле Своем, доказывавших, что Господь был в том же теле человеческом, которое Он воспринял на Себя и которое страдало за мир, и устранив мысль о том что «они видят духа» 741 в смысле бесплотного видения, Господь удостоверяет всех собранных, что Он неизменно Тот, который так любил их, пострадал за них и ныне воскрес, «да прославится Отец в Сыне» 742 . «Возрадовашася ученики» радостью великою и вспомнили, что Господь перед страданием глаголал им: «вы восплачете и возрыдаете,.. но печаль ваша обратится в радость»... «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимает у вас» 743 . И в тот же вечер перед страданием своим Господь также сказал: «Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» 744 . В этот вечер высшей духовной радости, после первого мир вам, произнесенного Богом-Словом во плоти, возвещавшим примирение человека с Богом и исполнение Ангельского славословия: «слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» 745 , Господь: «паки рече: мир вам: якоже посла Мя Отец и аз посылаю вы». Сие вторичное приветствие Господа, обращенное к примиренным уже с Богом во Христе верующим, имеет особое значение в связи с следующими за ним словами. Во втором речении мир вам, Господь освящает на проповедь своих «свидетелей» и дает им мир, говорит Златоуст 746 , готовя их к брани. Война, которую ведут христиане, «не против крови и плоти, но против начальств и властей и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных 747 ; в сей духовной брани высшее средство защиты и высшее оружие победы есть тот мир души, который Господь дарует своим посланным, а чрез них и уверовавшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

На это же указывает апостол в другом месте, утешая верующих: «Отец духов наказывает нас для пользы, чтобы нам иметь участие в святости его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» ( Евр. 12:10–11 . Ср. Лк. 24:26 ). Под действием претерпеваемых нами скорбей душа наша оказывается как бы обыкновенной, как говорит об этом тот же апостол: в страданиях «мы не унываем; но если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). Прекрасный образ того, как страдания очищают нашу душу от всякого наносного в ней зла и закаляют ее в борьбе со грехом, находим в книге Притчей ( Притч. 17:3 ), где страдания сравниваются с горнилом, в котором очищаются от посторонней примеси благородные металлы (cp. 1Петр. 1:6–7 ). Страдание в деснице Божией – это то же, что нож или резец в руках скульптора, обрабатывающего каменную глыбу в прекрасную статую, или молот в руках кузнеца, кующего сталь. «Здесь, на земле, – пишет Е. Берсье – приготовляются материалы для черезвычайного здания, которое Бог должен возвести на небе, как живые камни, но камень должен быть вытесан согласно плану Божественного Архитектора, чтобы занять принадлежащее ему место. Испытание есть нож или резец, которым Он обрабатывает его; подобно тому, как скульптор с настойчивостью долбит все глубже и глубже мрамор, долженствующий украсить главный фасад его монумента, также я понимаю, что Бог поражает Своими ударами тех, которые должны блестеть в первом ряду Его духовного храма» 744 . Но страдания влияют на нашу душу в нравственно-очистительном смысле и другим путем, производя в нас недовольство земной жизнью. Испытывая страдания, прерываемые мимолетными удовольствиями, мы знакомимся с внешним миром в его непостоянстве и ненадежности и научаемся не обманываться скоропреходящими радостями настоящей жизни. Вот как изображает временную жизнь с ее обманчивыми благами св. Григорий Богослов , душа которого была исполнена глубокими скорбями и страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

На это сам Господь указал в Евангелии, говоря: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, но Отец мой дает вам хлеб с неба» 731 , и, поясняя свои слова о хлебе, говорит: «Я сам живой хлеб, который ниспослан с неба» 732 ; об этом также сказано у пророка Давида: «Вкушал человек хлеб ангелов» 733 . (III, 3) Итак, представляется совершенно очевидным единство и неизменность сущности Отца и Сына, об этом и сам он говорит в Евангелии: «Я в Отце и Отец во мне», и еще: «Я и Отец мой суть едины» 734 . Что указывает не только на единство воли, но и одновременно на единую сущность, ибо не сказал «я и Отец желаем одного», но «суть едины». Из этого поистине следует вывод о единстве с Отцом не только в желаниях, но в самой сути. Также Иоанн евангелист говорит: «Ибо иудеи требовали убить его не потому только, что он не соблюдал субботу, но потому, что он Отца своего на-зывал Богом, равным образом и себя делая Богом» 735 . Об этом, однако, не прямо было сказано иудеям, но как справедливо утверждает евангелист о Сыне, он неизменно являл собою Бога. Также написано в Евангелии: «Что бы ни совершал Отец, то же самое совершает и Сын» 736 . И еще: «Как Отец воскрешает мертвых и животворит, также и Сын тех, кого пожелает, воскрешает» 737 . И еще: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» 738 , ибо равная честь только лишь равным оказывается. Также об этом Сын говорит Отцу: «Все мое – твое и все твое – мое» 739 . И еще: «Филипп, кто видит меня, видит и Отца, как же ты просишь: яви нам Отца?» 740 Не сказал бы этого, не будь он во всем подобен Отцу. Также сам Господь говорит: «Веруйте в Бога, и в меня веруйте» 741 . Кроме того, чтобы показать, сколь неразрывно их единство, он утверждает: «Никто не знал Сына прежде Отца, также и Отца никто не узнал прежде Сына, но Сын, кому пожелает, откроет его» 742 . И как Сын, кому пожелает, откроет Отца, так и Отец откроет Сына, подобно тому, как и сам он сказал Петру, признавшему его Христом, сыном Бога живого: «Блажен ты, Симон Бар Иона, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, сущий на небесах» 743 . И еще Сын говорит: «Никто не придет к Отцу, кроме как через меня» 744 , и: «Никто не придет ко мне, нежели через Отца, который послал меня и вновь призовет к себе» 745 ; единство Отца и Сына явствует из того, что они взаимно свидетельствуют верующим друг о друге. Также Сын говорит: «Если приняли меня, то тем самым приняли и Отца моего: и через это узнали его и свидетельствовали о нем» 746 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010