Едва они успели устроить монастырь в 1543 году, как на них было сделано нападение белосельской волости разбойниками, которые, выпытывая от преподобномученика Адриана, где скрыты деньги, жгли его горящею лучиною, кололи ножом и на просьбу его отпустить его в Корнилиев монастырь со злыми насмешками сказали: «Мы здесь наденем на тебя шлем и пустим на небо» – и тут же удавили верёвкой св. старца. В начале XVII века начали совершаться на могиле св. старца чудесные исцеления. По приказанию патриарха Филарета мощи его положены в соборной церкви Пресвятой Богородицы. Замечательною святынею Адрианова монастыря славится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, принесённая с собою преподобным мучеником Адрианом. 15.08. Успение – в Московском Успенском соборе Успение – в Московском Успенском соборе Святая церковь называет Успением кончину Божией Матери, а праздник Успения называется Взятием на небо Пресвятой Богородицы. Из всех икон Успения самая древняя и свято чтимая в России храмовая икона в главном Киево-Печерском храме. Эта икона была чудесным образом передана Пресвятою Богородицею строителям великой лаврской церкви; пред этою иконою много веков молились страждущие и больные и получали утешение и исцеление. С этой чудотворной иконы во всех храмах находятся точные копии, и некоторые из них прославились чудотворениями. После Киево-Печерской из всех икон Успения Божией Матери замечательна икона, писанная на гробовой доске св. митрополита Алексия, и местная икона Успения, писанная митрополитом Московским Петром ; она поновлена в 1718 году. Вышиною эта икона 2 аршина 5 вершков, шириною 2 аршина 4 вершка; на ней серебряная вызолоченная риза и золотые венцы с бриллиантами на Спасителе и Богоматери. Святитель Пётр написал подобие с древнейшего образца иконы, принесённой из Константинополя в Киев, по особенному усмотрению Провидения. На этой иконе внизу изображено пречистое тело Пресвятой Богородицы, по отшествии души Её, почивающее на одре. Собор апостолов поднимает одр и несёт его к месту погребения; св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Николо-Кузнецкий храм : оригинал иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Храм Воскресения в Сокольниках : иконы Божией Матери «Страстная», «Целительница», «Иверская», «Грузинская» и «Боголюбская». Храм Воскресения Словущего (Апостола Филиппа) на Арбате : иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Скоропослушница», «Казанская» и «Ахтырская». Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке : иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и «Коневская», икона свт. Спиридона Тримифунтского. Ильинский храм : оригинал иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Спасо-Преображенский храм на Большой Ордынке : икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона св. Лонгина Сотника. Знаменский (Петропавловский) храм : «Московская-Боголюбская» икона Божией Матери. Петропавловский храм в Лефортово : благ. кн. Михаил Тверской и преп. Нил Сорский (частицы мощей), «Почаевская» икона Божией Матери, икона св. Иоанна Предтечи. Храм Св. Иоанна Воина на Большой Якиманке : иконы «Господь Вседержитель» и свт. Николая (с ворот Кремля). Успенский храм «в Гончарах» : икона Божией Матери «Троеручица». Знаменский храм в Аксиньино: «Казанская» икона Божией Матери. Рождественский храм в Измайлове : «Иерусалимская» и «Владимирская» иконы Божией Матери. Благовещенский храм в Федосьино : «Феодоровская» икона Божией Матери. Рождество-Богородицкий храм в Крылатском : «Рудненская» икона Божией Матери. Сергиевский храм в Бусиново : «Молченская» икона Божией Матери. Покровский храм в Медведкове : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Успенский храм в Косино: оригинал «Косинской» («Моденской») иконы Божией Матери. Владимирский храм в Патриарших Палатах : оригинал иконы Божией Матери «Серафимово Умиление» (келейный образ преп. Серафима Саровского). Единоверческий храм Свт. Николая «на студенце» : икона «Свт. Николай в житии». Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Свято-Данилов монастырь : благ. кн. Даниил Московский (XIII в.) (часть мощей), преп. исп. Георгий Даниловский (ХХ в.), иконы Божией Матери «Троеручица» и «Владимирская», икона преп. Иоанна Кассиана Римлянина .

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

За левым крылосом, в киоте, икон болших локотных в нижнем ряду: Спас седячей с крыльци, на гладком золоте, письмо Паисеино; икона Пречистые Одигитриа с крыльци, на гладком золоте, письмо Феодосиево, а крыльца Михаилово письмо Елина, 12 празников, (об. 6) В другом ряду: шестодневец, на гладком золоте, локотной же, письмо Феодосиево; икона болшая пядница, Спас на престоле с крыльци, с сторону Пречистая, а з другую Предтечя да два архааггела, Дионисьево письмо, а крыльца Феодосиево письмо, а на крылцах писано 8 образов святых: икона пядница Антипей Великий, письмо Дионисьево, обложена серебром и золочена, а оклад великого князя; да на верх тех дву икон деисоус с праздникы и пророкы, резан на рыбьем зубе, а поставил Гурей Старой. Да в третьем ряду: икона Белоризцы, пядница, а в новом приделе в тех иконах писана ж икона Пречистая Одигитриа с крыльци, пядница, Дионисьево письмо, а на крылцах писаны образов святых 18, а крыльца письмо Феодосиево, (л. 7) да две иконы пядници, писаны на них празникы, 32 праздников, на гладком золоте, письмо Данила Можайского. Да на том же столпе иконы, на гладком золоте, в верхнем ряду, две иконы, шестодневець весь, болшие пядници, а поставил Коломеньской владыка Васиан, да третья икона его ж поставлениа Пречистые Одигитриа, болшая ж пядница, а кажуть все три Дионисьева письма. Икона Достойно есть Мисаилова письма Конина, болшая ж пядница, а дал ее архиепископ новогородской Макарей Касиану архимандриту Пахнутьевскому. Да в нижнем ряду деисус, писано на нем 6 святых образов, а кажуть Рублева письма, а в середках Спасов образ припись (об. 7) московская, а поставил тот деисус Касьян архимандрит. Икона Белоризци Дионисьева —190— h6 письма. Икона Спас на престоле, пядница меньшая, с сторону Пречистая, а з другую Предтеча да за ними архааггелы, вверху образ святыя Троица, письмо Дионисьево, а поставил Тихон Възворыкин Да икона пядница Осиф Овсяников прислал, на гладком золоте. Да над северскыми дверми на тябле иконы, на гладком золоте, пядници болшие: икона Пречистые, молебная, да две иконы шестодневец весь; икона, поставил Касьян архимандрит, а на ней писано образов святых 30; икона пядница, а на ней писан Иоанн Златауст да Антоней Великий. (л. 8) Да в малой придел идучи, на правой стороне, на тябле, две иконы: образ Спасов да Николы чюдотворца, медью обложены, золочены Да в том же приделе икона образ пречистые Богородици Одигитриа, на гладком золоте, с крылци, Дионисьево письмо, а пришел с тою иконою Иосиф старец на место се. Да над царевичевым гробом икона пречистые Богородици Одигитриа, пядница, обложена серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Много чудесных исцелений совершается и от воды источника, который протекает у подошвы Богородицкой горы, с западной ее стороны, где был обретен чудотворный образ. Пюхтицкий образ Успения Божией Матери сравнительно небольших размеров: в высоту он имеет 12 вершков, а в ширину — 10. Под изображением Божией Матери во гробе в виде пелены наложена прозрачная сетка, сделанная из серебра. Православные богомольцы стекаются в Пюхтицкий монастырь обыкновенно ко дню Успения, 15 августа. Икона Успения Овиновская Она находится ныне в Паисиевском мужском монастыре в Костромской губернии. В то время, когда на Руси княжил Димитрий Иванович Донской, один боярин, по имени Иван Овинов, живший около города Галича-Костромского, пожелал построить новый храм в Николаевской обители, стоявшей на берегу Галичского озера. В один из воскресных дней он отправился осматривать то место, где он предполагал воздвигнуть церковь. Когда он приближался к монастырским воротам, перед ним неожиданно показались двое прекрасных юношей. Они несли ему навстречу икону Божией Матери и кротко сказали: — Радуйся, Иоанн! Родители твоей супруги посылают тебе эту икону Пречистой Богоматери и заповедали соорудить церковь во имя Ее и святителя Мирликийского. Боярин Овинов простерся ниц перед св. иконой и с благоговением принял ее от юношей. Образ Богородицы он внес в монастырскую ограду и поставил на том месте, где хотел устроить храм. О том, как он получил св. икону Божией Матери, боярин немедленно же рассказал игумену обители и братии. Полагают, что это событие было около 1425 года. Вскоре после этого боярин Иван Овинов осуществил свое благое намерение и освятил храм в честь Успения Богоматери. В этом храме и была поставлена св. икона, которая с тех пор стала известна под именем Овиновской. Николаевская обитель была переименована в Успенский монастырь. В 1433 году великий Московский князь Василий Васильевич Темный вел войну против своего родного дяди Георгия Дмитриевича Галичского и взял город Галич. Св. икона Успения Богоматери была им перенесена в Москву и поставлена в соборной церкви. Великий князь Василий приказал даже хранить образ под стражей. Несмотря на это св. икона Богородицы в ту же ночь невидимой силой была опять перенесена в Галичский Успенский монастырь. Это чудесное событие прославило св. икону и сделало ее предметом особенного благоговения для верующих. Даже сам Василий Васильевич, когда, воюя с Шемякой, был под самым Галичем, не причинил никакого вреда монастырю и поступил так только из-за благоговения к иконе Успения Божией Матери.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Из предметов древности замечательны в монастыре: 1) местная икона Преображения Господня 2-х аршин 2-х вершков в вышину и 1 аршин 11 вершков в ширину, древнего хорошего письма; поставлена княгинею Анною Васильевною Волконской в 1622 году, как гласит об этом надпись на иконе; 2) икона Печерской Божией Матери; 3) икона Иоанна Предтечи, по письму сходна с иконой Преображения Господня и, вероятно, писана в одно с нею время; 4) древняя икона Успения Божией Матери; 5) икона Божией Матери Одигитрии старинного письма пожертвованная тою ж княгинею Волконской в 1622 году; 6) икона святого Николая, бывшая, вероятно, местною иконою в упразднённой в первой четверти XVII столетия Николаевской церкви, что стояла на святых воротах; 7) икона Преображения, поданная в церковь в 1700 году по окольничем Тимофее Борисовиче Юшкове. Этою иконою, как гласит надпись на ней, некогда благословил Юшкова царь Иоанн Алексеевич; 8) икона святой Троицы; эта икона, вероятно, была местною в Троицком монастыре Кромского уезда и перевезена оттуда с прочим церковным имуществом в Спасопреображенский монастырь во второй половине XVII века, когда Троицкий монастырь был упразднён и присоединён к Спасопреображенскому; 9) иконы Божией Матери Толгской и преподобного Сергия; 10) древняя икона Скорбящей Божией Матери чтится как чудотворная; 11) очень древняя икона Рождества Христова (ей, вероятно, более 200 лет) и 12) древняя икона Алексия митрополита Московского; 13) два евангелия издания 1698 года, евангелие 1759 года и два евангелия 1760 года; 14) крест напрестольный, пожертвованный в 1798 году; 15) кадило серебряное, пожертвованное помещиком Кологривовым в 1667 году и 16) медная люстра пред иконостасом в Введенской церкви с 21 шандалами. Думают, что это вклад царя Ивана Васильевича Грозного. К монастырю приписана Николо-часовенская церковь, в которой находится чтимая всем городом и окрестными жителями икона святого и чудотворца Николая. Церковь эта построена в 1869 году вместо бывшей там Никольской часовни. До 1764 года монастырь владел многими вотчинами, отобранными у него в государственную собственность. Взамен этого монастырь стал получать из государственного казначейства 711 рублей 72 копейки, но с 1885 года выдача эта прекратилась. В монастыре с 1865 года помещается Белёвское духовное училище. В 1914 году при монастыре начато строительство приходской школы.

http://sobory.ru/article/?object=04683

В среднем иконостасе над царскими вратами помещалась Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном круге чеканной работы, устроенном еще строителем Парфением в 1814 году. На Чудотворной иконе была серебряная позлащенная риза, украшенная хрусталем и 140 жемчужинами. Справа от царских врат находилась икона Спасителя, затем южные двери с изображением Архангела Гавриила и храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной позлащенной ризе, пожертвованная в 1853 году харьковским помещиком Константином Хрущовым. Вокруг этой иконы было изображено взятие Божией Матери на небо. Икона была шириной 6,5, а длиной 8,5 вершка (29 х 38 см). Слева от царских врат находились икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, северные двери с изображением Архистратига Михаила и икона Рождества Пресвятой Богородицы. Во втором ярусе среднего иконостаса были 8 икон двунадесятых праздников. В третьем – 4 иконы с изображениями апостолов и 4 с разными священными изображениями. В четвертом – в центре Тайная Вечеря, а по сторонам – 4 иконы с изображениями святых пророков. В пятом ярусе – посредине образ Спасителя, сидящего в славе, а по обе стороны на двух иконах – изображения страданий Господних. Иконостас заканчивался деревянным крестом с изображением Распятия Господня 909 . За клиросами в этом храме были устроены два деревянных киота, покрытых белой краской. В киоте за правым клиросом помещалась икона Успения Божией Матери на кипарисной доске, в серебряной позолоченной ризе. Около киота находилась настоятельская кафедра с игуменским посохом, при кафедре – икона Божией Матери «Знамение». Во втором киоте, за левым клиросом была икона св. великомученицы Варвары в серебряной позолоченной ризе (весом 1 фунт 33 золотника), пожертвованная Путивльской помещицей Варварой Львовой. В трапезной (притворе) этой церкви также находились два полукруглых деревянных киота. В правом из них была Чудотворная икона Нерукотворенного Спаса в серебряной ризе; в левом – Иверская икона Божией Матери – список с Чудотворной иконы Софрониевой пустыни, принесенный из этой пустыни о. Филаретом в 1817 году 910 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Преставление Божией Матери называется успением. Ибо Она, «как бы сном, на малое время смертию уснула, вскоре от нее, яко от сна, воспрянула и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу» 464 . В честь и память Успения Божией Матери установлен Церковью праздник с древних времен христианства. О нем упоминается в IV веке в сочинениях Иеронима и Августина 465 . Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм 466 , и хотя не упоминает, кем этот храм построен, но по настоящим преданиям христиан палестинских, он сооружен был равноапостольной царицей Еленой 467 . В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский , в IX – Феофан Никейский написали каноны на день Успения, поемые ныне Церковью в этот день. Праздник Успения есть великий, двунадесятый, вселенский. Иероним называет праздник Успения торжеством, несравненным с празднествами святых 468 ; «ибо в оный, – говорит он, – Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостию сретил и вселил Матерь Свою с Собою». После Пятого Вселенского Собора, исповедавшего человеческое естество Иисуса Христа, по желанию нмператора Маврикия (582–603), одержавшего знаменитую победу над персами в 15-й день августа, день Успения Богоматери сделался торжественнейшим в Прав. Церкви 469 . В песнях канона в день Успения называется он знаменитым, торжественным и Божественным праздником. Кроме сего, Успение Богоматери в Прав. Церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события. Продолжение и богослужение праздника Праздник Успения Божией Матери в пределах предпразднства и попразднства продолжается 10 дней, с 14 (27) августа до 23 августа (5 сентября). На всенощном бдении паримии и Евангелие, а на лштургии Апостол и Евангелие произносятся те же, какие читаются в праздник Рождества Богородицы. Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы 2 (15) июля Во дни греческого императора Льва Великого (457–474), как пишет Никифор Каллист 470 , св. братья Галвий н Кандид высокого сана, путешествуя в Палестину на поклонение св. местам, обрели там в доме одной еврейки девицы ризу Пресв. Богородицы. Эта риза досталась девице по наследству от другой девицы еврейки, была хранима ими с великим благоговением, и преемственно, со времени блаженного успения Богоматери, передаваема от одной девы к другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Великолепный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы воздвигли в 1912г. согласно проекту городского архитектора А. П. Косякина. Александр Петрович много строил не только в Екатеринодаре, но и в кубанских станицах. Тот же проект был положен в основу строительства храма во имя Святой Троицы, расположенный в станице Казанской, так как архитектор получил заказы на сооружение церквей одновременно. С 1930г. храмовое здание Успения Пресвятой Богородицы, отданное под зернохранилище, было недоступно прихожанам, но его значение для православных верующих восстановили, открыв храм в 1943г. во время Великой Отечественной войны. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в полуразрушенном состоянии, принял Отец Никита (Гаврильчик), став его неизменным настоятелем с 1970г., под его руководством начались работы по восстановлению здания храма. В течение длительного времени, понадобившегося для воссоздания утраченного облика храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, все практические решения, необходимые при проведении архитектурно-строительных мероприятий, принимались протоиереем Отцом Никитой (Гаврильчиком) самостоятельно. Благодаря усилиям настоятеля, сейчас воздвигнут храмовый комплекс в составе четырех зданий — собственно храма, здания православной библиотеки (трапезной), крестильного храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского, построенного первым на Кубани, и воскресной школы. Занимая одну из наиболее выгодных точек городского рельефа, общая высота центрального четверика (включая барабан с куполом и крестом) храма в честь Успения Пресвятой Богородицы равна 32 м., определив своей четкой вертикалью средоточие комплекса, расположенного на благоустроенной территории, вымощенной тротуарной плиткой, среди пешеходных зон которой, высажены сосны и фруктовые деревья. Стилистический образ храма в честь Успения Пресвятой Богородицы представлен версией русского стиля, основанной на мотивах византийского зодчества и русской архитектуры XVII b., без акцентирования византийского влияния, в большей мере присущего внешнему облику храма во имя Святой Троицы станицы Казанской. Несмотря на визуальную оценку сложности, архитектурно-художественной композиции экстерьера храмового здания Успения Пресвятой Богородицы, которая впечатляет торжественно оригинальным декором входов, оконных наличников и самих стен, основой является предельно лаконичная объемно-пространственная структура.

http://sobory.ru/article/?object=25066

Тула. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты На фото храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (ул.Мосина, 19). Самые ранние сведения о храме относятся к 1624г. В 1720г. вместо деревянной церкви начали строить каменную, строительные работы завершены в 1733г. В 1814-1816гг. построена колокольня. В 1871г. были пристроены приделы, соединенные с главным храмом арками. В 1887г. в приходе открыто церковно-приходское училище. В настоящее время здание занято под мастерскую. Первое документальное упоминание о церкви Успения в Павшинской слободе содержится в грамоте царя Михаила Федоровича, данной на имя тульского осадного головы Ивана Васильевича Зыбина в 7132 (1624) году. Там она именуется «храм Успения Пресвятые Богородицы да Николы чудотворца за острогом против Флоровских ворот». Была она в то время деревянной. Анализируя царскую грамоту, можно предположить, что церковь Успения была построена в первой четверти XVII века вместо стоявшей дальше от острога Благовещенской церкви, видимо, упраздненной после строительства нового храма. В 1720 году прихожане и священнослужители обратились к митрополиту Коломенскому и Каширскому Иоанникию с прошением о возведении вместо обветшавшей деревянной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в Павшинской слободе (именно это наименование церкви станет впоследствии общеупотребительным) каменного здания храма. Храмозданная грамота была дана, причем в ней содержалось условие: «… на той церкви построить главы круглые, чешуйчатые, алтари круглые же по новоизданному повелительному образцу». Возведение нового храма во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца завершилось в 1733 году. На иконостасном образе, стоявшем рядом с северными дверьми алтаря, имелась надпись: «Божией милостию и поспешением Св. Духа построен сей Св. храм и иконостас с св. иконами в лето 1733-е при державе великой государыни Императрицы Анны Иоанновны тщанием и иждивением туленина Герасима Авксентиева Пастухова. Иконописец Семен Фалеев Калуженин с учеником». Купцы Пастуховы были «первостатейными прихожанами церкви по богатству и по усердию к пользам храма».

http://sobory.ru/article/?object=01475

ектениа малая, и отпуст. На Велицей Вечерни , по обычном псалме, поем блажен муж, 1–й антифон. На Господи воззвах, стихиры на 8, глас 4. Подобен: Званный свыше: Ины стихиры глас 6: самогласны. Слава, глас 8: человеколюбче владыко: И ныне, успения, глас тойже: Девичестии лицы днесь: Вход. Прокимен дне. Чтения 3: 1–е, Втораго закона: Рече моисей к людем, ныне слыши израилю: 2–е, Втораго закона: Собра моисей вся люди израильтеския: 3–е, царствия третияго: Ста соломон пред лицем: На литии стихиры самогласны, глас 1. Слава, и ныне, глас 5: Недр не отлучився отческих: На стиховне стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: припевы писаны на малей вечерни. Слава глас 6: Господи воплотился еси: И ныне, глас 8: уверяя Иисус сын твой: На благословений хлебов тропарь убруса, дважды: другий успения, единожды. Буди имя господне: пением, трижды. псалом 33: благословлю Господа: до Не лишатся всякаго блага. И чтение. На Утрени , на Бог господь, тропарь образа дважды. Слава, и ныне, успения, и обычныя кафисмы, и седальны убруса, и праздника Богородицы, и чтение. По полиелеи седален. глас 4: Не ктому сетование: дважды. Слава, и ныне, успения, глас тойже: Возопий давиде: и чтение. Степенна, 1–й антифон 4–го гласа. Прокимен, глас 4: Господи во свете лица твоего пойдем, и о имени твоем возрадуемся во веки. Стих: Видеша вси концы земли спасение бога нашего. Всякое дыхание: евангелие луки, зачало 48 от полу: Бысть егда скончавахуся дние восхождению Иисусову: По 50–м псалме стихира, глас 6: Господи воплотился еси: писана на Велицей Вечерни, на стиховне. Канон успения, 1–го гласа со ирмосом на 6: и убруса два канона, на 8. един, глас 4: Другий, глас 6. Катавасиа: Преукрашенная: По 3–й песни, кондак и икос успения: и седален убруса, глас 4, дважды. Слава, и ныне, праздника Богородицы. По 6–й песни, кондак, глас 2, писан в первой службе, и икос: и чтем пролог. По 9–й песни, светилен убруса, дважды. Слава, и ныне, успения. На хвалитех стихиры убруса на 4, глас 5. Подобен: Радуйся: Слава, глас 4: Да каплют облацы сладость: И ныне, успения, глас 1: Подобаше самовидцем: Славословие великое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010